Занятие по теме весна в подготовительной группе. Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему: «Весне навстречу»

, что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Паспорт

социального проекта

Ветюгова О.Ю.

Педагог-психолог МБДОУ д/с №5 «Теремок»

г. Шахунья

2017г. Оглавление.

  1. Оглавление……………………………………………………………………….2
  2. Информационная часть………………………………………………………...3-4
  3. Актуальность проекта………………………………………………………….4-5
  4. Сбор и анализ информации по избранной проблеме…………………..5-6
  5. Этапы реализации проекта…………………………………………………….6-7
  6. Ожидаемые результаты проекта……………...................................................7-8
  7. Заключение и выводы………………………………………………………......8
  8. Литература……………………………………………………………………......9
  9. Приложение……………………………………………………………………….10-42
  10. Фотоприложение…………………………………………………………………43-47

Информационная часть

Информационная карта

Наименование проекта

«Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»

Ветюгова Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ д\с №5 «Теремок»

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том , что он направлен на развитие эмоционально-личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения видеть окружающих людей и сопереживать им, овладевать разнообразными навыками общения с окружающим миром и методами саморегуляции. Для меня как педагога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть .

Цели и задачи проекта

Цель проекта

Задачи проекта:

Краткая аннотация содержания проекта

Данный проект на доступном уровне знакомит детей с коммуникативными играми, обучает их пониманию себя и умению «быть в мире с собой», развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания; вырабатывает у дошкольников положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья» - девиз этого проекта.

Сроки выполнения проекта

2016-2017уч.г.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта

Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида.

Материально-техническая база:

Музыкальный зал;

Тренажерный зал;

Социально-эмоциональные уголки в группах;

Атрибуты для коммуникативных игр;

Методическая литература;

Наглядный материал;

Картотеки коммуникативных игр;

ИКТ (музыкальный центр, компьютер).

Проект не предполагает материальных затрат.

Актуальность проекта

«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение.

Практически в каждой группе разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, сорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Именно по этому в настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является проблема развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями, другими людьми.

Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я использую именно коммуникативные игры. В них ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. Имея нравственную основу, они учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, являются активным средством социализации старших дошкольников.

Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в быт овых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Мой проект направлен на привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим его людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Тип проекта : информационный, игровой.

По продолжительности : долгосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников : групповой, фронтальный.

Участники проекта : педагог-психолог, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта : 2016-2017 уч.г.

Проблема.

В нашем детском саду в 2014 -2015 уч. г. я как педагог-психолог занималась с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами межличностного общения. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами развития коммуникативной деятельности детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации.

Именно поэтому я решила обратиться к данной теме : «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников».

Гипотеза.

Я считаю, что знание и активное использование детьми коммуникативных игр приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей».

«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.

Цель проекта : вызвать у детей интерес к коммуникативным играм, обогатить их специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения; научить самостоятельно их организовывать.

Задачи проекта:

1. Создать в группе условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

2. Показать детям разнообразные игры на формирование коммуникативных навыков и социального доверия и научить организовывать их самостоятельно.

3. Познакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации.

Этапы реализации проекта.

Этапы

I этап

Организационный

1.Изучение методической литературы .

2. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения. (Приложение).

3.Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей.

4.Создание условий для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием).

5.Создание развивающей среды в музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми » (Приложение).

6.Игровые задания для домашнего общения.

Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития.

7.Консультация родителей по теме: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? », «Самооценка ребенка» (Приложение).

8.Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство социализации дошкольников»

9.Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения»

II этап

Практический

1.Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.

2.Обучение детей организации коммуникативных игр в свободной деятельности.

3.Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения.

4.Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу» (Приложение).

III этап.

Заключительный

1.Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» - итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций» (Приложение).

Ожидаемые результаты проекта .

Прогнозируемый результат:

У дошкольников формируется:

1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.

2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности.

3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:

  • видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
  • согласовывать своё поведение с поведением других детей;
  • видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
  • помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
  • свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере

У педагогов повышается:

Профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;

У родителей повышается:

Образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка тематических бесед и консультаций по теме « Коммуникативные игры с детьми и взрослыми»;
  2. Составление картотеки коммуникативных игр.
  3. Оформление альбома «Игры с детьми и взрослыми».
  4. Итоговое занятие « Путешествие в страну Эмоций».

Оценка результатов проекта

По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по развитию межличностных отношений дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т.е. конфликтов в группе между детьми стало меньше.

Заключение и выводы

Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, - коммуникативные игры вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это было нужно, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью коммуникативных игр побывать в чудесной стране под названием ОБЩЕНИЕ, попытались понять законы этой страны, узнали, как нужно и можно видеть и понимать себя, видеть и понимать окружающих людей, весь это странный и сложный мир под названием ЖИЗНЬ.

Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям.

В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.

Результатом практической части является создание альбома «Игры с детьми и взрослыми», а также картотеки коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия «Путешествие в страну Эмоций».

Итак, коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.

Литература.

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с.
  2. Дьяченко В., Мещерякова Л., Гузенко О. Тайна моего дарования. // Обруч, 2005, №5 - c. 15-17.
  3. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996. - 158 с.
  4. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. 1982.№1. - С. 59-68.
  5. Захаров А. И. Детские неврозы. - С.-П.: Респекс, 1995. - 190 с.
  6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
  7. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.
  8. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с.
  9. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.
  10. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М.: Педагогика, 1990. - 268с.
  11. Мамаева В. Экспертная оценка в детском саду. // Обруч. 2004.№5 - С. 12-1
  12. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
  13. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с.
  14. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
  15. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с.
  16. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с.
  17. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С.26.
  18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996. - 523с.
  19. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. - 72с.
  20. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с.
  21. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№10. - С. 29-
  22. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.
  23. Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840с.
  24. Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. - М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992. - 510с.
  25. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.

Цели:

  • научить вычислять площади прямоугольников и квадратов;
  • совершенствовать навык перевода одних единиц измерения площадей через другие;
  • научить находить равные фигуры;
  • пропедевтика решения задач с элементами ОГЭ и ЕГЭ;
  • совершенствовать

Аннотация

Проект «Я и ДРУГИЕ» направлен на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В проекте представлены разделы по социализации дошкольника.

Введение в проект

Актуальность

Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, который называется детство. Для того, чтобы быть успешным в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять толерантность. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Условием социализации становится развитие творческого потенциала личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучие и социальная компетентность.

Цель.

Создание условий для социально - личностного развития воспитанников, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.

Задачи:

1. Обогатить знания педагогов и родителей в области теории и методики личностно-ориентированной педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста;
2. Создавать условия для полноценного социального развития детей.
3. Предоставлять каждому ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать стиль поведения адекватный той или иной ситуации, совершенствовать социальную компетентность.

Новизна проекта:

Социализация ребенка в результате реализации проекта, активное сотрудничество педагогов и родителей, родителей и детей в вопросах социально-личностного воспитания.

Участники проекта:
Дети;
Педагоги ДОУ;
Родители.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей, самооценки в процессе реализации проекта.
  2. Становление основ социальной компетентности у детей дошкольного возраста, их готовность к переходу на новую ступень образования;
  3. Понимание ребенком своего места в мире, своей уникальности и ценности;
  4. Приобщение детей к системе культурных ценностей и выработка своего отношения к ним;
  5. Повышение уровня педагогической культуры родителей;
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-личностного развития детей.
  7. Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребенка, формирования его личности.

Перспектива.

Обобщение опыта работы, организация семинара по теме проекта.

Этапы реализации проекта (2015 - 2017 гг)

Этап

Цель

Форма

Срок

Ответственные

Вводный

Изучение профессиональной компетентности педагогов, выяв-ление трудностей по вопросам социализации детей.
Выявление уровня педагогической культуры родителей.

Анализ психолого-педагогической литературы по социальному развитию детей дошкольного возраста
- Диагностика развития социальной компетентности детей
- Самоанализ педагогов
- Анкетирование родителей

Сентябрь - декабрь 2015г.

Основной этап

Применение разнообразных активных форм и интерактивных методов обучения педагогов и родителей. Стимулирование развития интеллектуальной, творческой инициативы воспитателей и специалистов ДОУ.
Разработка и реализация программ и проектов по социально-личностному развитию дошкольников

Круглый стол
«Гендерные особенности личности ребёнка»
- Деловая игра «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
- Тренинг для родителей
«Если ребёнок не слушается»
- Дискуссия
«О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях»
- Деловая игра «Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры»
- Тренинг для родителей «Причины детских конфликтов»
- Тренинг для педагогов «Проблемы адаптации ребенка в детском учреждении»
- Проекты групп
- Предшкольная подготовка «Играю и учусь»

Январь - июнь
2016 г.

Итоговый

Анализ динамики повышения профессиональной компетентности педагогов, ее влияние на качество образовательного процесса.
Анализ динамики повышения уровня педагогической культуры родителей.

Презентация социально-педагогических проектов педагогов ДОУ
- Обобщение материалов реализации проекта
- Выступление на педагогических конференциях (в ДО № 1, образовательном комплексе)

Сентябрь 2016 г. -
январь 2017 г.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. - М., 2001.
  2. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, 1997.
  4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Занятия с дошкольниками. - М., 2002.
  5. Иванова Н. В. «Социальное развитие детей в ДОУ» методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 128 с.
  6. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада/К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 94 с.: ил. - ISBN 5-09-011523-0.
  7. Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школьная пресса, 2004. - 48 с. (Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание дошкольников»; Вып. 33).
  8. Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. Мой организм. - М., 2001.
  9. Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста / Сб. научных трудов «Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников». - М., 2001.
  10. Курочкина И.Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 32 с. / Серия: Ребенок XXI века от рождения до школы. Программа «Я - человек» («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 87.)
  11. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под редакией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М. : Изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.
  12. Сушкова И. В. «Социально-личностное развитие. Анализ программ

Валерия Меркулова
Проект по социально-личностному развитию дошкольников в первой младшей группе

Проект по социально-личностному развитию детей

в первой младшей группе «Развитие личности младшего дошкольника в условиях ДОУ».

Актуальность проекта:

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда, делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым.

Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

Описание проекта.

Цель проекта: развивать личностные качества детей, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих.

образовательные:

Расширять представления детей себе, своей семье, о родном крае;

Учить детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

развивающие:

Развивать инициативу, организаторские способности, умение действовать в команде, трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе;

Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, повседневном общении и бытовой деятельности, постепенно развивая опыт общения каждого ребёнка;

воспитательные:

Способствовать установлению добрых отношений между детьми: помогала детям лучше узнать друг друга, налаживать контакты, на основе общих интересов и возникающей взаимной симпатии;

Продолжительность проекта: 6 месяцев (октябрь – март).

Участники: воспитатели, дети, родители.

Планируемый результат: Личный опыт ребёнка обогащен так, что он естественным путём, в доступных ему видах деятельности самостоятельно осваивает средства и способы познания, общения и деятельности. В группе создан эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, поддерживается инициатива детей. Сотрудничество с семьей помогает добиваться высоких воспитательных результатов. У ребёнка воспитана любовь к самому близкому - к родной семье, дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Планируя работу по теме с учётом интеграции образовательных областей «Социализация», «Познание» и «Коммуникация» определила задачи подготовительного этапа:

Цель – Создать условия для благоприятного протекания процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.

1. Организовать предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста с учётом возрастных и гендерных особенностей.

2. Разработать перспективный план мероприятий по формированию у детей позитивного отношения к себе, сверстникам и взрослым.

3. Учить детей доброжелательно относится к сверстникам, проявляя эмоциональную отзывчивость и интерес в совместной игровой деятельности.

4. Объединять детей для совместной игровой деятельности на основе общих интересов или предпочтений.

5. Формировать чувство принадлежности к группе, развивая навыки социального поведения.

Формирования у ребёнка положительного отношения к сверстникам невозможно без формирования благоприятной психологической обстановки в группе. Поэтому во всех видах деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

поддерживаю теплую и сердечную атмосферу в группе,

каждого ребёнка называю уменьшительно – ласкательным именем,

поддерживаю значимость каждого ребёнка с помощью проговаривания их положительных личностных качеств,

способствую поддержанию интереса к совместным делам в группе (разучивание песенок и стихов, инсценировка сказок, трудовые поручения и др. ,

в процессе образовательной и совместной деятельности наполняю жизнь малышей интересными событиями, занимательными играми, полезными и познавательными игровыми ситуациями.

Эти принципы укрепляет доверие детей ко мне, помогают сплотить их в дружный коллектив.

Начиная работать по теме:

изучила методическую литературу,

провела анкетирование родителей по темам: «Игрушки вашего малыша»,

«Ваше отношение к играм»;

провела диагностику игровых, коммуникативных и социальных компетенций детей,

подготовила консультации для родителей: «Играем дома», «Игрушки учат говорить», «Игры и упражнения для развития речи детей», «Игры и игрушки для мальчиков и девочек», «Во что и как играют современные дошкольники», «Игра – важное средство воспитания детей» и др.,

оформила дидактические альбомы «Дружба зверей», «Дети дружат и играют вместе»,

Пополнила предметно – развивающую среду:

приобрела яркую посуду в игровой центр «Жилая комната»,

сшили фартуки, сарафаны для девочек, приобрели жилетки и кепки, для мальчиков,

сделала атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин»,

приобрела специальные машины для игры в «Строительство», «Дорога», «Спасатели»,

обновила маски животных для игр – драматизаций,

изготовила и приобрела картотеки «Сюжетно – ролевые игры», «Безопасные игры», «Игры для задиристых детей», «Игры на развитие навыков общения и уверенности в себе», «Дружные игры»,

подобрала аудиотеку, куда вошли: «Современные хороводы для малышей», «Весёлые песенки», «Мелодии для подвижных игр» «Сказки», подборка классической и релаксационной музыки и др.

Структура работы по теме разделила на следующие блоки:

1. Блок «Я сам», который включает в себя темы:

«Моё имя»,

«Кто такой «Я»?»,

«Мои игрушки», «Мои любимые сказки»,

«Я хочу, могу, умею»,

«Моё настроение»

В этот блок вошли игры, на осознание ребёнком самого себя, своей индивидуальности, на развитие самооценки, предпочтений и возможностей, своей индивидуальности. С помощью игр и упражнений помогала детям узнавать свои отличительные черты, обогащала знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек, их личностных качествах.

2. Блок - «Я и другие дети», темы которого:

«Плохо быть одному»,

«Мы разные»,

«Мы веселимся, смеёмся, играем»,

«Говорим руками и телом», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».

В этом блоке подобраны игры и упражнения на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности понимать индивидуальность других детей. Предлагая игры и упражнения, учила детей сочувствовать друг другу, взаимодействовать между собой в игровой деятельности.

3 блок - «Я и культура общения». Сюда вошли темы:

«Мы поссоримся и помиримся»,

«Что такое хорошо, что такое плохо»,

«Давай поговорим»,

«В гостях у сказки»,

«Уроки общения» и др.

Здесь подобраны игры на формирование у детей норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга. В этом блоке учила детей игровому взаимодействию на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.

Реализация проекта:

Виды деятельности

Совместная деятельность с детьми Интегрированное итоговое занятие "Найди мое имя" Интегрированное итоговое занятие по теме "Игрушки" Развлечение "Мы умеем умываться" Развлечение "Вот как мы умеем"

Игра на развитие коммуникативных качеств "Круг доброты", "Найди игрушку" "Здравствуйте ребята" "Назови имя"

Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Играем дома", "Полезные игрушки" Наглядная информация: "Игры для детей осенью" Фотоотчет "В детском садике своем дружно, весело живем".

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность "Я мальчик, я девочка" Интегрированное занятие "Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой" НОД "Я - человек" Развлечение "Наши добрые дела"

Игра на развитие коммуникативных качеств Игра «Найди девочку, найди мальчика» Игра «Где наши детки». Дидактическая игра «Чего не хватает?» Упражнение на определение эмоций.

Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Играем для развития речи" Наглядная информация: "Дыхательная гимнастика" Фотовыставка "С мамой весело гуляем".

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность "Говорим руками" Интегрированное занятие "Дружба и друзья" Совместная деятельность "Давай дружить" Развлечение "Играй, веселись и с друзьями подружись"

Игра на развитие коммуникативных качеств Игра «Подружись». Игра «Подружись». Игра «Кулачки». Игра «Кулачки».

Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Совместные игры зимой" Наглядная информация: "Зимние забавы" Родительское собрание "Не болеем мы зимой"

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность с детьми Развлечение "Веселимся и играем" Развлечение "Если сказку любишь ты" Развлечение "Колобок для Сережи"

Игра на развитие коммуникативных качеств Игра «Давай дружить». Игра «Давай дружить». Игра «Давай дружить».

Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Агрессивный ребенок" Наглядная информация: "Зимние забавы" Фотоотчет "Новый год встречаем, весело играем"

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность "В гостях у сказки Репка" НОД "Правила поведения воспитанных детей" НОД "Карлсон в гостях у детей" Развлечение "Урок вежливости"

Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Научи ребенка дружить" Наглядная информация: "Игры для развития общения" Родительское собрание "В детском садике своем мы играем и растем".

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность с детьми НОД "Что такое хорошо" Совместная деятельность "Путешествие в мир игрушек. Хорошо-плохо". НОД "Ссора" Развлечение "Праздник добра""

Игра на развитие коммуникативных качеств “До свидания – здравствуй” “Ласка” “Проснись” "Прошу – не надо”

Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома Консультация для родителей: "Кризис 3х лет" Наглядная информация: "Если ребенок капризничает" Фотовыставка "Малыши-крепыши"

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность с детьми Итоговое мероприятие «Ребята, давайте жить дружно»

Анализ результатов Мониторинг социально-личностного развития детей

THE PROJECT ACTIVITY AS AN INSTRUMENT OF POSITIVE CHILDREN’S SOCIALIZATION IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Elena Tokach

Russia, St. Petersburg

Natalia Bobkova

music Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Nursery School № 127 of Vyborgskiy District, St. Petersburg,

Russia, St. Petersburg

Elena Ershova

nursery School Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Nursery School № 127 of Vyborgskiy District, St. Petersburg,

Russia, St. Petersburg

Natalia Panaksheva

nursery School Teacher of State Budget Pre-School Educational Institution Nursery School № 127 of Vyborgskiy District, St. Petersburg,

Russia, St. Petersburg

АННОТАЦИЯ

В своей статье авторы предлагают личный взгляд на проблему социализации детей в коллективе. Дефицит общения приводит к тому, что у нынешнего подрастающего поколения слабо сформирован навык коммуникативной культуры. Проектная деятельность в ДОУ предлагается авторами в качестве инструмента решения данной проблемы.

ABSTRACT

In the article, the authors offer a personal view on the issue of children’s socialization in a group. Lack of communication leads to the current younger generation has poorly formed skill of the communicative culture. The project activity in preschool educational institution is offered by the authors as a tool to solve this problem.

Ключевые слова: проектная деятельность, позитивная социализация.

Keywords: project activity; positive socialization.

В современном обществе перед педагогами и психологами встала острая проблема социализации в детском коллективе. В чём причина? Прогресс предопределяет новые формы общения посредством компьютеров и гаджетов. Это приводит к тому, что люди уходят от реальности, погружаются в иллюзорный виртуальный мир.

Дети первыми на себе ощутили негативные стороны компьютерного прогресса. Нормой стала ситуация: папа – в компьютере, мама – в телефоне, ребёнок или предоставлен сам себе, или занят освоением новой компьютерной игры. В былое ушли тёплые семейные традиции: чтение книг, домашние посиделки, совместное кулинарное творчество, организация коллективного семейного досуга, рукоделие, колыбельные песни перед сном.

Обидно за подрастающее поколение, не знающее волшебного слова «двор» в его воспитательном значении, где зарождались основы социализации, стоящие на высокоморальных человеческих качествах: доброте, благородстве, милосердии. В разновозрастной среде формировались такие жизненно необходимые свойства личности как, умение дружить, пожертвовать чем-то ради друзей, радоваться победам других и достойно переносить собственные поражения.

Современная действительность с её прогрессивными технологиями вносит поправки в способы взаимодействия между людьми, в частности между детьми. Ребёнок, попадая в коллектив, испытывает огромные трудности в общении. Личное пространство ребёнка выросло до таких размеров, что напоминает героя Д. Дефо Робинзона Крузо на необитаемом острове.

Мы педагоги – практики, для которых коллектив – это живой организм, с каждым годом отмечаем ухудшение «состояния здоровья» этого организма. Какими «болезнями» страдает современный детский коллектив? С одной стороны, ориентация ребёнка на его собственное «я» в ущерб окружающим, с другой стороны – немотивированная агрессия по отношению к другим членам коллектива. С точки зрения педагогов причина обусловлена отсутствием навыков коммуникации и пресыщенностью материальными благами. Дети теряют интерес к общению, самостоятельным играм, совместной деятельности.

Первоначальные навыки социализации, как правило, формируются в семье. К сожалению, родители, зачастую заменяют собственное ежедневное общение с детьми на приобретение новых дорогих игрушек, просмотр мультфильмов, развлечения с аниматорами, таким образом, пытаясь «откупиться» от собственных чад, и тем самым лишая их способности легко и гармонично социализироваться в современном детском коллективе.

Что же мы имеем в виду под понятием социализации? Социализация – это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми (со сверстниками, взрослыми и семьёй), выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая собственные потребности и интересы других.

В обществе назрели противоречия, пути устранения которых, сформулированы в принципиально новом направлении развития сферы образования. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного образования. «Стандарт – это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации программы дошкольного образования» . ФГОС, прежде всего, адресован нам педагогам. На какие же цели он нас ориентирует? Современное дошкольное образование должно формировать у детей компетентно – личностные качества и умения, позволяющие ребёнку успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в современном мире. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребёнка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними. Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребёнком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений» Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель – создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации. Какую социализацию уместно назвать позитивной? Позитивная социализация – это освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства, происходящее в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленное на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

Какие компоненты позитивной социализации можно выделить? Первое – это эмоциональное благополучие ребенка в любом коллективе; второе – позитивное восприятие окружающего мира; третье – коммуникативная компетентность дошкольника; четвёртое – развитие социальных навыков детей соответственно возрасту. Дошкольный возраст – «начальный период осознания ребёнком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений» .

Сложный процесс формирования личности нельзя пустить на «самотёк».

Проблемы личностного развития ребёнка волнуют не только нас педагогов, но и затрагивают интересы родителей, которые нацелены на то, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным в себе, творческим, инициативным, а главное счастливым, добрым и успешным.

Освоить нормы нравственного поведения; научить, не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей, «устанавливать межличностные контакты» , достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности, положительно воспринимать как свои неудачи, так и неудачи других людей – вот запрос общества на современном этапе.

Лишь при постоянном взаимодействии всех участников образовательного процесса (дети-семья-педагоги) формируется фундамент становления духовно-нравственной личности.

Формирование навыков позитивной социализации у дошкольников базируется на приобретении нового опыта с удовольствием, радостью и обязательно сопровождается положительными эмоциями.

Изучив многочисленные подходы и методы, позволяющие реализовать поставленные перед нами задачи в области позитивной социализации, мы выделили определённые инструменты, представляющие интерес не только для нас, но и для других участников образовательного процесса. Наиболее эффективным в условиях ДОУ, по нашему опыту, является метод проектной деятельности. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть, в чём преимущества этого метода. Эта форма работы не нова для педагогики в целом, скорее она является инновационной в сфере дошкольного образования.

Всё новое кажется непонятным и пугающим, но дорогу осилит идущий. Анализируя свою деятельность в новых условиях, мы сделали вывод, что форма работы, объединяющая воедино все виды деятельности и вовлекающая всех участников воспитательного процесса, включающая все компоненты позитивной социализации это проектная деятельность.

Проектная деятельность в ДОУ – это специально организованная взрослым и выполняемая детьми деятельность, завершающаяся созданием творческих работ.

Проекты в ДОУ бывают различными по длительности и направленности. По продолжительности они бывают краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочные. Опираясь на собственный опыт, наиболее эффективными в плане результативности и поддержания интереса участников проекта, являются проекты длительностью 3–6 месяцев.

По тематической направленности наиболее часто встречаются в детском саду следующие виды проектов:

  1. исследовательско-творческие: основываются на экспериментировании, поиске ответов на проблемные вопросы, продуктом данного проекта являются творческие работы детей, игры – драматизации, коллажи, выставки поделок;
  2. игровые: направлены на обогащение игрового опыта детей, за счёт литературных сюжетов, положительных примеров социальной действительности, образцов внутрисемейных традиций, результатом этого вида проектов является расширение тематического спектра детских игр, пополнение игровой среды атрибутами, сделанными руками детей и родителей, изготовление тематических книжек-самоделок;
  3. информационно-практико-ориентированные: основываются на сборе информации участниками проекта и практическом применении ее, ориентируясь на социальные интересы конкретной возрастной группы, продуктом этого вида проектов являются макеты, модели, альбомы тематические;
  4. творческие: направлены на раскрытие творческого потенциала и способностей детей, поддержку инициативы, фантазии, смелости мысли детей, результатом этой деятельности являются участие детей и родителей в различных открытых творческих мероприятиях: капустники, фестивали, недели театра, книги, песни, праздники, тематические вечера развлечений.

В основе реализации проектов лежит метод драмогерменевтики, который является кульминацией социоигрового метода обучения. И не удивительно, что проектная деятельность нашла своё место в дошкольной педагогике, т. к. именно в дошкольном возрасте, по мнению педагогов-классиков, игра является основным видом деятельности ребёнка.

Анализируя собственный опыт работы, можем рекомендовать смело включать в проектную деятельность, как детей одной группы, так и несколько возрастных групп, что позитивно сказывается на формировании коммуникативной культуры. Особенно интересными нам показались творческие проекты, итоговым мероприятием которых становятся большие концерты, фестивали, праздники, объединяющие детей, родителей, педагогов, приглашённых гостей, что позволяет расширить круг социального партнёрства, путём единения интересов. «Взаимодействие с социальными партнёрами с целью создания открытого образовательного пространства, эффективной организации образовательной деятельности, социализации детей, расширении их кругозора рассматривается в качестве актуального направления развития дошкольной образовательной организации» Благодаря таким проектам детский сад превращается в одну дружную семью, команду единомышленников, объединенную общей идеей, творческим порывом. В то же время участники проекта получают возможность проявить свою яркую индивидуальность, расширить рамки собственного общения, ощутить себя значимой частицей единого организма.

Стоит отметить также влияние проектной деятельности на социализацию родителей. Как правило, родители, подключаются к проекту с известной долей скептицизма. Но проживая все этапы проекта на равных со своими детьми и педагогами, являясь не сторонними наблюдателями и исполнителями, а инициаторами и творческими лидерами, они резко меняют вектор своих взглядов на ценность проектной деятельности. Родители сами превращаются в детей, уходят закрепощённость, замкнутость, агрессия, высокомерие. Возникает желание общаться, играть, творить, созидать.

Почему мы считаем проектную деятельность важным инструментом позитивной социализации? Проектная деятельность устанавливает контакты в различном сочетании: взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок, семья-ребёнок, педагог-родители; даёт представления ребёнку о планировании собственной деятельности, возможность поставить вопрос (проблему) и определить пути решения, т. е. делает его социально-компетентным; расширяет кругозор детей, пытливость ума, творческие способности, когнитивные качества; вооружает ребёнка инструментами позволяющими, решать любые творческие и естественно – практические задачи; даёт возможность детям различных возрастов сотрудничать, перенимать опыт; даёт родителям возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения; даёт возможность детям почувствовать свою значимость, а родителям увидеть успешность своих детей.

Проектная деятельность в детском саду является источником положительных эмоций, способствует развитию коммуникативных процессов, погружает ребёнка в атмосферу радости, творчества создаёт фундамент формирования человека созидательного, устойчивого к неожиданным жизненным ситуациям, менее подверженного стрессам и разочарованиям, владеющим формулой успешности в обществе – умением общаться с людьми. А по выражению Антуана де Сент-Экзюпери единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Список литературы:

  1. Агафонова И.Н., Князева Н.А., Цветкова Е.В, Корниенко О.С. Развитие взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 – № 4 – С. 34–41.
  2. Гидревич Е.В. Социальное партнёрство ДОО как фактор повышения качества дошкольного образования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014 – № 7 – С. 20–25.
  3. Лихачёва Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Диагностика, программа занятий. Методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с.
  4. Майер А.А., Тимофеева Л.Л Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014 – № 4 – С. 25–33.

средняя группа

Тип проекта : информационно - исследовательский долгосрочный, групповой

Срок проведения: 5 месяцев

Участники: дети, педагоги, родители

Гипотеза : Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям - это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.

Актуальность:

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.

Исходя из вышесказанного, нами была выбрана тема проекта: «Ребенок в окружении людей».

Цель: развитие социально-нравственного развития детей 4-5 летнего возраста.

Задачи: для детей: конкретизировать, обогащать первоначальные представления: о себе, о членах семьи, о взаимоотношениях в семье; формировать представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации, оразличных эмоциональных состояниях, оправилах взаимоотношений с детьми и взрослыми способствовать проявлению: сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь, чувства любви и привязанности; воспитывать уважение к взрослым людям разного возраста и пола, бережное отношение к процессу и результату их труда; актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности. Задачи для родителей: обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие ребенка, егоинтеллектуальное, эмоциональное развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи для педагогов: создать условия для социально-личностного развития детей.

Предполагаемый результат: Дети: проявляют интерес к познанию себя через отношения с окружающими, к познанию внутреннего мира чувств и состояний; формируется навык общения со сверстниками и взрослыми. Родители: путем обогащения родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье стремятся обеспечить ему развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я – личность».

План реализации проекта:

Подготовительный этап.

Мероприятия

ответственный

1.

Подборка материала по теме проекта

воспитатели
2.

Планирование деятельности по теме

Систематизировать полученный материал

воспитатели
3.

Познакомить родителей с проектом

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта

воспитатели

Диагностика социально- нравственного развития детей (Приложение №1)

Выявить уровень социально-нравственного развития

воспитатели

Основной этап

Мероприятия

ответственный

Беседы:

«Я и моя семья», «Мой лучший друг», «Поведение в общественных местах», «Мои лучшие качества», «Хорошие поступки», «Задушевные посиделки».

Выявить у ребенка отношение в семье, отношения в группе, уточнить поведение, которое считается нормой поведения в социуме, выявить самооценку ребенка.

воспитатели

Занятия: «На чем мы ездим», «Поведение в общественном транспорте», «Как я помогаю взрослым», «Во что я люблю играть», «Я такой», «Наша дружная семья», «Наше настроение», «Наш любимый детский сад»

Развитие социально-личностных качеств: трудолюбие, сопереживание, эмоциональное восприятие, взаимопомощь.

воспитатели

Изодеятельность:

“Я в детском саду”, “Мое настроение”, “Как я дома помогаю”, “Подводное царство»

Развитие умений и навыков, воспитание аккуратности, умение доводить начатое дело до конца.

воспитатели

в течение проекта

Социально – ролевые игры :

«Семья», «Аптека»,

«Кафе», «Магазин», «Автобус», «Детский сад», «Шофер», «Доктор»

Развить сюжет игры, игровой диалог, формировать культуру общения между детьми

воспитатели

в течение проекта

Дидактические игры :

Как избежать неприятностей?

Кто в домике живёт

Найди отличия

Собери картинку

Первая помощь

Профессии

Основы безопасности

Уточнить знания детей о разнообразии профессий

воспитатели

в течение проекта

Слушание сказок:

Как дружба помогает победить зло ("Зимовье");
как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим

Воспитатели, родители

в течение проекта

Экскурсии:

В костюмерную

В прачечную

Расширить кругозор детей, воспитывать культуру поведения.

воспитатели

Игры на комуникотивно-эмоцианальную сферу: Подвижная игра “Морские волны”, “Большой круг-маленький круг”, “Зеркало”, “Строители” , “Ожерелье”, «День рождение»; Сказкатерапия: «Волшебная история», “Я все смогу”

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы

воспитатели

в течении проекта

Развлечение :

Развитие речи и интеллекта, воспитание выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности.

воспитатели

Рассматривание альбомов:

« Профессии»,

«Правила поведения с незнакомыми людьми»,

« Строение тела»,

«Как вести себя в детском саду», «Первая помощь»

Воспитание чувство ответственности

воспитатели

в течение проекта

Работа с родителями :

Папки- передвижки:

Социально-личностное воспитание.

Учим ребенка общаться.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка

Совместное издание альбома: «Вот я какой» и коробочек «добрых дел»- (для детей)

Пропаганда активного семейного отдыха, создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между детьми, родителями и педагогами в воспитании детей

Воспитатели, родители, дети

Встреча с интересными людьми:

Кастеляншей,

Прачкой

Формировать представления о данных профессиях

воспитатели

Мероприятие: «День добрых дел»- родители занимаются ремонтом игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

Создание положительной атмосферы и уюта в группе

воспитатели, родители

Заключительный этап

мероприятия

ответственный

Проект-слайд шоу: «Социально-личностное развитие в группе»

воспитатели

Повторная диагностика социально- нравственного развития детей

Выявить изменения

воспитатели