Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста. Современные технологии социализации дошкольников презентация на тему Что такое позитивная социализация дошкольников

И индивидуализации детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей. Развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации .

В настоящее время для педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относятся:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

готовности к совместной деятельности со сверстниками;

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества;

безопасного поведения в социуме, природе, быту.

Отечественные ученые А.С. Белкин, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. считают, что каждый ребенок проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен важными достижениями в социализации детей.

Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми . Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В современной психолого-педагогической науке осознаётся необходимость, с одной стороны, освоения человеком общественных норм, обеспечивающих формирование значимых социальных качеств, а с другой - становления человеческой индивидуальности, сохранения, проявления индивидуально-ценностного, уникального, неповторимого в человеке. При этом большинство исследователей акцентируют внимание на изучение проблемы целостности социализации-индивидуализации «как проявления социального и его реализации в индивидуальном» (Д.И. Фельдштейн).

Исследователями введён в науку термин «социализация-индивидуализация». Взаимосвязь социализации и индивидуализации растущего человека раскрывается в следующих аспектах: развитие образа Я у дошкольников в общении с взрослыми и сверстниками

Психолого-педагогическое обеспечение целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе одна из нерешенных задач современного дошкольного образования. Результат социализации-индивидуализации выражается в умении проявлять и реализовывать индивидуальные способности, возможности в социальных видах деятельности, использовать их для решения социальных задач, выражать свое Я в соответствии с принятыми моральными нормами и правилами. Целостность развития социализации-индивидуализации ребенка обеспечивается многообразными связями между ними, что должно быть учтено педагогами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Для организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности .

Индивидуализация деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация образовательного процесса предполагает:

Индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;

Создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного ребенка;

Важной особенностью организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей – осуществление его в активной деятельности по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между людьми, а также в ходе влияния внешних социальных факторов и в организованном образовательном процессе.

Одним из основных условий обеспечения целостности социализации-индивидуализации выступает организация педагогического пространства ДОО. По определению Д.Б. Эльконина пространства совместной «культуросозидательной и культуроосвоительной» деятельности педагогов и детей, структура которого должна быть представлена социальным, предметным, организационно-технологическим компонентами.

Пространство социализации-индивидуализации в ДОО выстраивается на различных принципах расширения и обогащения социального и предметного компонентов:

Расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми; («играем вместе», «дом, в котором мы живём», «поможем малышам», «идем в гости» и др.)

Предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности (развивающая предметно-пространственная среда группы, обеспечивающая возможность выбора детьми деятельности, видов активности, участников совместной деятельности, общения).

Увеличение и постепенное обогащение в социальной и предметной составляющей пространства элементов, способствующих индивидуализации ребёнка: личных вещей (одежды, фотографий, подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий уединения, доступных для ребёнка;

Гибкого сочетания индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка. Сочетание разных позиций педагога («наблюдателя», «информатора», «советчика», «партнера»). Коллективной и индивидуальной деятельности (индивидуальная деятельность по интересам ребенка; работа в паре со сверстником или взрослым; взаимодействие в группе или микрогруппе); выполнение творческих и стандартных заданий и т.д.

Сферами социализации-индивидуализации является многообразная детская деятельность:

коммуникативная,

познавательная,

исследовательская,

проектная, где происходят активное взаимодействие и совмещение разных представлений, отношений, формируется поведение социальной и индивидуальной направленности ребёнка, приобретается социально-индивидуальный опыт.

Вариативная тактика педагогической деятельности определяется сочетанием различных форм образовательной деятельности с детьми; разнообразием видов детской деятельности, социализирующей, индивидуализирующей и рефлексирующей направленности; различными формами и ситуациями общения и взаимодействия ребёнка с взрослым, сверстником, сочетанием совместной деятельности взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей; сочетанием методов и приёмов педагогической деятельности. Вариативность образовательного процесса обеспечивают: специальные занятия, целевые экскурсии, упражнения, игры, чтение художественной литературы, беседы, использование различных образцов поведения в игровых ситуациях, решение ситуативных задач, моделирование коммуникативных диалогов, и др.

Развивающая среда в дошкольном учреждении должна способствовать формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней, содействовать включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества. Заслуживает внимания опыт создания «центров развития» на базе одной или нескольких рядом расположенных дошкольных образовательных организаций: центр художественно-речевой деятельности (библиотека, инсценирование произведений); центр изобразительной деятельности (лепка, аппликация, коллаж); центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр музыкальной и театральной деятельности (музыцирование, театральные постановки); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности (вышивка, бисероплетение) и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

В организации образовательного процесса, направленного на развитие позитивной социализации-индивидуализации детей, педагогам помогут программы: «Детство (В.И. Логинова и др.; «Я - Человек» (С.И. Козлова и др.); «Наследие» (Я.М. Новицкая и др.); «Дружные ребята» (Р.С. Буре и др.); «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Я, ты, мы» (Р.Б. Стеркина и др.), где представлены соответствующие разделы.

Эффективность условий социально-личностного развития детей, определяется педагогами на основе ежедневных наблюдений за проявлениями ребенка в различных ситуациях, индивидуальных беседах, общении с родителями. Педагогам важно помнить: ребенок не должен почувствовать, что проверяют уровень его развития. Наблюдение и оценка эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, его эмоционально-комфортное состояние является показателем овладения социальными навыками. С помощью индивидуальных бесед можно выяснить отношение ребенка к пребыванию в дошкольной образовательной организации, оценить взаимодействие со значимыми для него взрослыми (воспитателями, родителями), определить межличностные отношения со сверстниками, индивидуальные потребности, интересы.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области

Выступление на региональном семинаре - открытой студии

«Технологии позитивной социализации

детей дошкольного возраста»

Тема: «Программа-технология С.В. Кривцовой «Жизненные навыки»

Буздуган Наталья Александровна,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Март 2017 г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу познакомить Вас с программой-технологией Светланы Васильевны Кривцовой «Жизненные навыки».

(Слайд 2) Эта программа во многом процесс осознания воспитателями собственных социальных и эмоциональных компетенций. А также процесс формирования среды и создание общей атмосферы, безопасного и теплого психологического климата в группе. Программа ставит перед собой задачи развития эмоциональных и социальных компетенций ребенка как условия психологической подготовки к школе, а также развития самости и повышения самоценности ребенка. Программа рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста, т.е. на два года.

(Слайд 3) Мы познакомились с программой-технологией Кривцовой год назад и применяем ее пока только как технологию. На итоговом педсовете, я думаю, мы решим, как в дальнейшем будем использовать ее. Возможен вариант включения этой программы в основную образовательную программу дошкольного образования нашего детского сада, начиная со старшего дошкольного возраста в часть, касающуюся социально-коммуникативной области. Занятия по программе проводятся раз в неделю. (Слайд 4) Требования СанПин позволяют нам, начиная со старшего дошкольного возраста, проводить по одному занятию во второй половине дня хоть каждый день. Возможен вариант использования этой программы только педагогом-психологом.

Итак, это з анятия-путе­шествия . (Слайд 5)

«Как банально, - скажите вы, - занятия-путешествия». И вы будете не правы. Э то «воспитывающи е» путешестви я, в котор ых находит свое отражение диалог ре­бенка с миром. Путешествие - это не столько идея приключения, сколько наибо­лее полная форма, отражающая содержание переживаний ребенка во время занятий. (Слайд 6) Мы путешествуем к себе и к другим, узнаем про себя и открываем мир. И так каждый раз. Это ритмическое прожива­ние «туда и обратно», «вдох и выдох» заключено в самом действии.

Данная п рограмма состоит из диагностической и развивающей частей.

(Слайд 7) В начале программы можно провести «входную» ди­агностику - мониторинг общего состояния коммуникативной и эмоци­ональной компетентности детей с помощью компьютерной программы «ДжиН 5+». Заключительный мониторинг прово­дится в конце второго года обучения. При необходимости в процессе обучения возможна и даже рекомендуется диагностика отдельных де­тей - участников программы.

(Слайд 8) В диагностической методике выделены 45 социальных умений, которые разбиты на пять блоков. Вы можете видеть их на слайдах. Первые два блока: навыки адаптации к образователь­ному учреждению и навыки общения со сверстниками - являются ба­зовыми для рассмотрения. (Слайд 9) Их отсутствие может говорить о неблагопо­лучии ребенка, о том, что он испытывает очень большое напряжение при посещении ДОО. Обращение к этим навыкам, возможность им обучаться происходит практически на каждом занятии. Педагог обя­зательно отслеживает их проявление у детей, причем необходимо помнить, что это навыки, обучение которым проходит легко для детей и взрослых (только если это не серьезное личностное нару­шение).

(Слайд 10) Следующие три блока: навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса, - требуют и от детей, и от взрослых более серьезного подхода. Они часто не­достаточно развиты даже у взрослых, так как долгое время в нашем обществе существовали иные представления об обхождении с чув­ствами. (Слайд 11) Здесь необходима большая подготовленность взрослых к ра­боте с детьми, к их уровню личностной зрелости, осознанности. Только в этом случае взрослый (психолог, воспитатель, родитель) может стать для ребенка «правильным» объектом подражания, носителем способ­ности к ответственности, стабильности, восприимчивости к собствен­ным личностным границам и границам других людей.

(Слайд 12) Данные навыки ведущий может отслеживать на примере незапланированных ситуаций, которые время от времени возникают в детских группах: кто-то кого-то ударил (что можно было сказать, чтобы тебя услышали и не пришлось драться); кто-то обижен тем, что его не приняли в игру (как можно было попро­ситься в игру, не доводя до обиды); как сказать «нет», когда тебя втяги­вают в неприятную историю; как вести себя, когда тебя незаслуженно обвиняют, и так далее. Здесь от педагога требуются чуткость и так­тичность, ведь он должен увидеть истинную причину такого поведе­ния ребенка, исходя из презумпции невиновности. Ребенок так ведет себя не потому, что он «плохой», а потому, что он не умеет, не обучен по-другому.

Развивающая часть пред­ставляет собой систематический курс занятий . Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социаль­ных навыков.

(Слайд 13) Взаимодействие ребенка с миром на этапе дошкольного детства начинается с ощущения его безопасности. «Мир добр», - чувствует ребенок и готов дальше исследовать не только реальные простран­ства, но и пространства отношений и собственных интересов. Безо­пасность, защита, чувство опоры и устойчивости - важное измерение данной программы. Педагог много внимания и времени уделяет тому, чтобы ребенок именно так чувствовал себя в группе. Это и оформле­ние пространства занятий, и их содержание, и отношения педагог - ребенок.

Например, оформление: в помещении всегда во время занятий появляется дерево. Дети его украшают каждый сезон вырезанными листьями или фруктами, снежинками или мандаринами, цветами или зелеными листочками (в зависимости от времени года). На листьях - фотографии с их именами. Дети любят каждый раз перед началом за­нятий находить сво ю картинку на веточке. «Я нашел, я здесь есть», «это мое место» - вот такое утверждение непрерывности, повторяемости и предсказуемости, дающее ощущение безопасности. Вы сегодня это увидели на наших занятиях.

(Слайд 14) В программе очень важен ритуал приветствия, в котором также утверждается: «И Ваня - здесь, и Катя - здесь». Дети поют, взявшись за руки, про каждого присутствующего ребенка и ведущего. Хочется отметить, что это немудреное действие производит большое впечат­ление и на взрослых. Переживание «Я здесь» подкрепляется взглядом на тебя пятнадцати пар глаз и утверждением «Ты - здесь». И тогда это уже не только - быть, но и - быть видимым другими.

(Слайд 15) Кроме ритуала приветствия для защиты и безопасности важно при­нятие правил: «говорить по одному, никого не обижать, никого не уни­жать, ничего не портить и не ломать». Вы это сегодня тоже увидели. Дети часто и после занятий следят за их выполнением в группе. Правила, ритуал приветствия, оформление пространства группы дают хорошую опору и чувство защищенности.

Очевидно, что атмосфера безопасности и защиты создается педагогом, его манерой взаимодействия с детьми. Здесь очень важно, как воспитатель осознает свои собственные страхи и как обходится с ними, сможет ли он стать опорой. Если дети будут чувствовать, что бессознательно педагог сам нуждается в поддержке, что ему «слиш­ком громко, шумно, опасно», то они уже не будут чувствовать себя в безопасности.

(Слайд 16) В безопасном пространстве программы есть право на любые чувства - можно быть злым, растерянным, веселым или грустным, проявлять страх или желание уединиться - все прини­мается (в рамках правила «никого не обижать»).

Еще раз подчеркну: роль спонтанного проявления чувств чрезвы­чайно важна. Будучи «целым и единым органом чувств» ребенок, ис­пытывающий какое-либо чувство, сразу отвечает на него действием... Поэтому важно, чтобы взрослые понимали чувства ребенка, уважали и принимали их всерьез.

Исходя из важности спонтанного проявления чувств, в программе есть упражнения, где много действий, которые освобождают ребенка от предписаний: валяния на полу, можно бояться и пугать и т.п. В игре каждый ребенок проявляет себя по-разному. Кто-то особенно любит отказываться от еды, кому-то важно, чтобы его не поймали (ве­дущий спрашивает: «Тебя ловить?»), и всем без исключения важно, что взрослый все позволяет, все выдерживает, ничего не разрушает, а значит, «я - чувствую, это - я, меня принимают». Если вдруг потом эти чувства снова приходится прятать, они, даже будучи спрятанными, ощущаются более конкретными, прожитыми; опыт запечатлевается, и ребенок присваивает себе свои чувства. Это делает возможным формирование Я.

Программа фокусирует роль воспитателей на уважительном и внимательном отношении к тому, как это « Я » ребенка себя проявляет, что формирует у ребенка самоценность: «Ко мне вни­мательны, и я буду к себе внимателен»; «Я гневаюсь, меня в этом гневе увидели и принимают, тогда и я сам себя в нем принимаю». Это значит, что когда ребенок станет взрослым, он будет отстаивать себя и чув­ствовать свою ценность не на основании того, что «...это же понятно» или что «все так делают...», а потому, что чувствует эту ценность, а не просто знает о ней.

(Слайд 17) Тема ценностей находит отражение в таком измерении программы, как потребности, желания и мечты. В пространстве Игры и Путешествия возможно всё. Дети получают пример ува­жительного отношения к мечтам и желаниям, когда, стоя на вершине горы перед входом в замок, на маленьком пятачке, загадывают желания. Мечтать, желать и хотеть можно и нужно. Иногда дети теряются, не знают, о чем мечтать и что пожелать. И что нужно делать, чтобы твои желания, мечты сбывались. Однако атмосфера занятий, пробуждающая воображение, фантазию и творчество, дает возмож­ность почувствовать и пожелать что-то свое, заветное, прошептав его в скомканный цветной листочек. Это вы сегодня тоже увидели на нашем занятии.

(Слайд 18) Это совместное действие детей в игре, сотрудничество и помощь развивают в них способность к отношениям и эмпатии. На занятиях они ходят друг к другу в гости, угощаются и пируют, а также дарят подарки. Оказывается, что дарить подарки - увлекательнейшее за­нятие. Можно нарисовать любой подарок и рассказать о нем. И по­лучить в ответ благодарность. И тогда это становится уже традицией группы, а не только занятий по программе. (Слайд 19)

Мне хочется акцентировать Ваше внимание вот на чем. Вначале может показаться, что занятия предназначены для работы с детьми более младшего возраста. На первый взгляд, набор упражнений и методик представляется слишком простым. Но авторы намеренно подходят к теме развития эмоциональной сферы очень осторожно, чтобы вовремя заметить возможные нарушения у детей в этой области, не форсируя события, а бережно подводя каждого ребенка к взаимоотношению с самими собой. Постепенно дети учатся распознавать в себя различные чувства и взаимодействовать с ними.

То, что занятие проходит раз в неделю, может показаться слишком малым и ненадежным вкладом в развитие эмоциональных и социаль­ных компетенций. Однако в ходе программы педагог (или психолог) ра­ботает не только с детьми, но и с воспитателями. Это позволяет под­держивать атмосферу занятий в группе и перенести фокус внимания воспитателя на те аспекты взаимодействия с ребенком, которые по­зволят ему быть понятым и видимым. В этом случае речь идет уже о соз­дании такой образовательной среды в группе, которая дает ребенку возможность полноценного развития. Кроме того, повторяющееся раз в неделю в определенное время занятие задает ритм недели, который, в свою очередь, включается в годовой цикл. Это важно для пережи­вания ребенком безопасности и позволяет сохранить и развить игру, предложенную на занятиях. «Ребенок приобретает опыт постоянства и последовательности, укрытости и защиты; будущее становится пред­сказуемым». Часто дети продолжают играть после занятий по про­грамме в свободное время в группе или на прогулке.

(Слайд 20) Перед педагогом на ближайшие два года стоят предельно простые и вме­сте с тем довольно сложные задачи, главная из которых - научиться видеть ребенка. Отбросить желание встроить ребенка в какую-то ти­пологическую схему, но наблюдать день за днем, грамотно фиксировать свои наблюдения, анализиро­вать их открыто и непредвзято, безоценочно. Это и приведет к тому, что из внешних протокольных наблюдений постепенно начнет проступать целостный ребенок в его существе.

(Слайд 21) Только так сквозь дефекты, «плохое» поведение и несовершенства открывается педагогу детская инди­видуальность. Феноменологическое открытое наблюдение постепенно формирует установку заинтересованного любящего взгляда близкого взрослого. Его последствия для ребенка благотворны и чрезвычайно важны. Также важны они и для профессионального взрослого. (Слайд 22) Если нет открытого взгляда на ребенка, то, как может взрослый определить зону его индивидуального ближайшего развития, его и только его особенный, скрытый от равнодушного, но открытый любя­щему взгляду потенциал?

Сейчас наметилась тенденция ускорять детское развитие. Как будто ребенок не живет, а готовится жить, в то время как дошкольное детство является самостоятельным и самоценным этапом жизни. До­школьник не должен заниматься тем, что положено делать значительно позже, когда мозг уже способен делать это. Мы предлагаем выровнять количество уже имеющихся знаний о мире с количеством и качеством переживаний и ощущений в мире. Предлагаем не торопиться и доигрывать, доделывать все детские дела, пока не началась школа. Делать все то же самое, что и обычно, но, может быть, более тщательно и последовательно, переходя от более простых задач к более сложным, не нагружая детей тем, с чем справиться они еще не могут.

Можно сделать счастливым человека за счет увеличения его детского счастья и удовольствия пребывания в нем !

(Слайд 23) Если кого-то заинтересовала данная программа-технология, то на данном слайде можете ознакомиться с сайтами, где можно её приобрести.

(Слайд 24) Благодарю за внимание!

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:

В.А. Сухомлинский.

окружающими.

  • Обогащение

​ −

​ −

​ −

​ −

Литература

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений-

Одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Обратившись к трудам Л.С. Выготского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка. Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития.

Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.

Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценное социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

Целесообразно в детском саду создать следующие условия для успешной социализации детей:

  • Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
  • Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.
  • Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
  • Развитие социальных навыков детей . Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
  • Обогащение предметно-пространственной среды , наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Согласно данным исследований Антоновой Т.В., Иваненко МИ.. Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка:

​ − умение ребенка войти в детское общество:

​ − умение ребенка действовать совместно с другими;

​ − умение следовать и уступать общественным нормам;

​ − умение ребенка контролировать свои желания и др.

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

Литература

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995. - 212 с.
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред.Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с
  1. Н.В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.
  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. - № 6.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.

Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:

1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности.
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка , которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое. По каждому из этих направлений есть огромное количество педагогической литературы с конкретными задачами, содержанием и методами. Поэтому в данной статье нет смысла их перечислять.
Самое главное , что должен знать педагог, — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников .

2. Соответствие принципам развивающего образования.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка , это современная стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа ДОУ строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей .
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников. Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.

Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Региональный семинар-практикум на базе МАДОУ «Детский сад № 6 «Тополёк»

10 марта 2017 года по инициативе Саратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России» и муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области проведён региональный семинар-практикум по теме: «Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста» в рамках работы региональной стажировочной площадки по сопровождению реализации ФГОС ДО.

В работе семинара приняли участие 72 педагога, представляющих 4 муниципальных района Саратовской области и г. Саратов. Среди них – педагогические и руководящие работники дошкольных образовательных организаций, заместители заведующих по воспитательно-образовательной работе.

Участников семинара приветствовала председатель комитета образования БМР Бесшапошникова Л.В. Она отметила, что развитие соответствующих дошкольному возрасту эмоциональных и социальных компетенций у детей может и должно стать приоритетом работы детского сада. От имени Цикунова С.Ю., заместителя председателя областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России», приветствие педагогам передала методист Васичкина В.Н.

Педагогический коллектив детского сада на практике показал реализацию одного из главных положений Стандарта дошкольного образования и главную цель программы детского сада –позитивную социализацию.

Организаторы семинара поделились опытом работы по использованию технологий позитивной социализации:программа-технология С.В.Кривцовой «Жизненные навыки», технология Е.В.Рылеевой «Мы вместе» или «10 игр для социализации дошкольников». Участникам семинара были представлены мероприятия непрерывной образовательной деятельностив форме «воспитывающего путешествия» на темы«Идем к мечте», «Весы справедливости». Дошкольники представили результаты исследовательских проектов на тему «Польза и вред кока-колы», «Растения живые или нет?». Особенно запомнился этюд с участием детей, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Студия театрального мастерства» на тему «Давай мириться».

При подведении итогов семинара преподаватель Саратовского педагогического колледжа Скамаровская Т.В. высказала уверенность в том, что педагоги данного детского сада успешно реализуют Стандарт дошкольного образования по решению следующих задач: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Руководитель секции «Дошкольное образование» Саратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России»Салмова Л.Н. дала высокую оценку данного мероприятия и пожелала успехов педагогическому коллективу МАДОУ № 6. Педагогам и заведующему детского сада, представившим свой опыт в рамках семинара, вручены Почетные грамотыСаратовского областного отделения общественной организации «Педагогическое общество России».

Информация и опыт, полученные на данном мероприятии будут полезны педагогическим работникам дошкольных организаций.

Фото с мероприятия можно посмотреть