2 пример родителей в воспитании детей. Роль положительного примера родителей в воспитании детей

«Родители - пример для детей»

Важным средством воспитания является пример родителей, потому что ребенок подражает всему, что видит вокруг себя. Если взрослые между собой резки, грубы, если они не сдержанны в обращении с ребенком, дети это легко перенимают. Это обязывает родителей следить за своим поведением. Родителям следует также помнить, что дети до трехлетнего возраста еще очень плохо понимают шутки и юмор. Поэтому такие приемы, как шутливое запугивание, поддразнивание ребенка, недопустимы. Шутливые утверждения, вроде: «я не люблю тебя», «ты не мой сын» или «у нас нехорошая мама» вызывают у ребенка слезы.

Самое главное - это собственный пример родителей. Нужно учить детей прекрасному, хорошему и самим родителям идти по этому пути. Ни в коем случае не лицемерить, не обманывать, не лгать, уважать родителей и друг друга, иначе и дети вырастут такими.

Известно, что дети не родятся ни добрыми, ни злыми, ни грубыми, ни вежливыми . Эти качества формируются в процессе их развития, целиком определяются теми условиями, в которых они живут. Если дети видят, что родители относятся к людям с уважением, особенно к пожилым, если отец и мать воспитывают и детей в духе уважения к старшим , обычно из них вырастают вежливые и чуткие люди.
Пример поведения старших обладает для детей огромной притягательной силой. Если родители, скажем, не почитают дедушку и бабушку, то трудно надеяться, что и дети будут почитать своих родителей.

Сильнейшее влияние на детей оказывают поступки не только родителей, но и старших братьев и сестер. Если старшие братья и сестры непочтительны к родителям, бабушке и дедушке, то обычно и младшие усваивают по отношению к ним грубый, дерзкий тон.

Маленькие детишки подражают старшим братьям и сестрам и в худшем, и в хорошем. Старший брат или сестра грубо отвечает бабушке, ругается, и младшие начинают язык бабушке показывать и ругаться. Старшая сестренка капризничает, плачет из-за всякого пустяка, и младшие капризничают, рев по всей квартире идет. Старшие любят читать, обертывать книжки в бумагу, берегут их, и младшие начинают книжками интересоваться, не рвут их, не пачкают, делают вид, что книжку читают.

Незыблемым условием, от которого в значительной мере зависит воспитание у детей уважения к взрослым, является бережное отношение отца к матери. В семье, где отец считается с матерью, чутко относится к ее мнению, проявляет различные признаки внимания к ней, там и дети растут вежливые, воспитанные. И, наоборот, если отец с матерью груб, не считается с ней, оскорбляет ее достоинство, это нередко порождает грубость, распущенность и в поведении детей.
Для того, чтобы дети уважали взрослых, нужно, чтобы и взрослые уважали детей. На родительскую ласку, даже если она сочетается с разумной требовательностью, дети отвечают обычно самым сердечным отношением к отцу и матери. Для формирования доверия к взрослым очень существенно, чтобы обещания, которые даются ребятам, безусловно, выполнялись. Нередко, желая отвязаться от настойчивых просьб ребенка что-то купить или сделать, дают обещание, а потом забывают. Нет нужды подробно говорить о том, что такие родители скоро выходят из доверия, и навряд ли их уважают. Но скверно и другое - удовлетворять без разбора любые ребячьи требования. Уважать потребности детей - вовсе не значит потакать их капризам.

Малыш часто совершает те или иные поступки только потому, что «так сказала мама» или «так сказал папа». Он еще не помышляет о том, чтобы у него спросили его собственное мнение. Другое дело школьники. К 11 -12 годам у ребенка уже складываются свои взгляды по некоторым вопросам, и он болезненно переживает, когда с ним не считаются. Малышу можно сказать: «Надень калоши, а то ноги промочишь». Обращаясь к малышу в форме распоряжения, мы его не обидим.

Другое дело - подросток. Он, например, считает, что на улице совсем не мокро и что калоши вовсе не нужны. У него есть уже свое мнение, почему же его не выслушать, не посчитаться с ним или не объяснить ему, что он не прав?

Если ребенок воспитывается таким образом, что с ним не считаются, то обычно и он усваивает такой же стиль неуважения к другим.

Дети не только должны быть свидетелями благородных поступков других, но и сами приучаться к культурному поведению.
Некоторые родители, плохо понимая, как происходит процесс формирования ребенка, иногда невольно поощряют грубости маленьких детей.

Обидевшись на дедушку, трехлетний Алеша сказал; «Дед балян»,- и все присутствующие рассмеялись. Ребенок почувствовал одобрение и, к общему удовольствию, повторил грубость еще несколько раз. Или такой случай. Алеша поднял с пола туфлю и запустил в бабушку, отдыхавшую на диване. «Ты что делаешь, оголец?» - смеясь, сказала бабушка, и мальчик тоже расхохотался. Сейчас малышу все прощается. Более того, такие «забавы» вызывают умиление. А пройдет год-два, и родители за то же самое начнут наказывать ребенка, и он будет страдать, плакать: ему трудно будет понять, почему раньше это поощрялось, а теперь пресекается.
Требовать от ребят почтительного отношения к взрослым -обязательно. Приучать к этому детей необходимо. Но и уважать ребят, даже самых маленьких - одно из исходных положений воспитания. Воспитание детей - большое и ответственное дело. Нужны знания, терпение, настойчивость.

Педагог-психолог

Поступки говорят больше, чем слова.
Английская пословица.

Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители. По сути дела, именно сильно развитая способность подражать чужим действиям учит их, как поступать в той или иной ситуации. Дети воспроизводят типы поведения и , которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь — развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Дети непроизвольно стараются во всем походить на своих родителей, даже если последние не всегда желали бы этого. Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.

Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь — развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания

Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить. Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение. Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены.

Позволяя себе повышать голос и идти на конфронтацию, вы научите ваших детей вести себя аналогично. Если вы недостаточно терпеливы и постоянно кричите на них, вместо того чтобы общаться уважительно, то они, вероятнее всего, также будут склонны терять терпение и стараться добиться своего при помощи крика, легко проявляя неуважение к окружающим. Конечно, сдерживать свой гнев получается далеко не всегда, но те родители, которые позволяют себе кричать ежедневно или много раз в неделю, добиваются в конечном итоге того, что дети перестают подчиняться окрикам, а вместе с этим перенимают у родителей привычку раздражаться.

Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены

В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно. Попросив своего ребенка сказать кому-либо по телефону, что вас нет дома, вы убеждаете его в том, что лгать не только можно, но и полезно . Будьте щепетильны в отношении денег, никогда не приносите домой вещей, которые вам не принадлежат. Найдя потерянную ценность или любой другой предмет, всегда честно пытайтесь отыскать его владельца. Не нарушайте правил и не жульничайте в играх и состязаниях. Несоблюдение этих простых установок может научить вашего ребенка обманывать и присваивать себе чужое.

Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно

Сделайте одним из основных жизненных принципов необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Нарушая данное вами слово, вы подаете ребенку пример безответственности и даже непорядочности по отношению к людям. Понятия честности и благородства включают также умение признавать свои ошибки. Просите прощения всякий раз, когда вы проявили излишнюю грубость, чересчур строго выговорили своему ребенку за что-либо, поступили несправедливо или кого-нибудь обидели — ребенок только почувствует к вам уважение и поймет, насколько важно уметь отвечать за каждую свою ошибку.

Если вы не хотите, чтобы ваши дети пристрастились к алкоголю или сигаретам, прежде всего сами избавьтесь от своих вредных привычек. Все остальное — требования, угрозы, просьбы, уговоры — влияет на выбор детей гораздо меньше. Если вы не отказываетесь от своих пристрастий, помимо привычки слепо подражать вам дети приобретут искаженное понимание об этих пагубных пристрастиях и их месте в жизни. Например, позволяя себе принимать чрезмерные дозы спиртного и на следующий день страдать от похмелья, вы приучаете своих детей к мысли о том, что подобные злоупотребления являются своеобразной формой разрядки и дозволенным развлечением, которое свойственно жизни взрослого.

Если вы не хотите, чтобы ваши дети пристрастились к алкоголю или сигаретам, прежде всего сами избавьтесь от своих вредных привычек. Все остальное — требования, угрозы, просьбы, уговоры — влияет на выбор детей гораздо меньше

Сознательное отношение родителей к своим домашним обязанностям помогает привить его и их детям. Людям, которые пренебрегают работой по дому или ссорятся из-за ее распределения, гораздо труднее приучить к ней своих детей, чем тем, кто изо дня в день выполняет ее спокойно и радостно, не делая из этого проблемы.

Стараясь привить своим детям самые лучшие качества, родители используют множество средств: игры, чтение книг, просмотр мультфильмов, посещение специальных развивающих центров. Однако самым лучшим воспитателем есть и всегда останется личный пример родителей.

Безусловно, с рождения у ребёнка уже имеются определённые задатки. Однако большинство основных понятий закладываются в первые годы жизни. Проще говоря, что такое хорошо, а что такое плохо – малыш поймёт, изучая окружающий мир. Поведение родителей – главный, самый авторитетный и значимый для ребёнка урок в этом изучении.

Если вы желаете привить ребёнку любовь и уважение к труду, значит, ребёнок должен не только видеть, что мама и папа выполняют какую-либо работу, но и понимать это. Постоянно комментируйте вашу жизнь, тем самым ненавязчиво объясняя ребёнку принципы морали. Например, вы вместе с малышом собрали игрушки, так похвалите его за это: «Какие мы с тобой молодцы, мы быстренько убрали всё, и теперь у нас дома чисто и хорошо! Папа будет нами доволен!». Тем самым ребёнок поймёт, что трудиться – это не наказание, а очень хорошее и благодарное дело! Но ни в коем случае не подкупайте малыша. Например, сказать: «Убери игрушки, а я дам тебе конфетку!», – означает раз и навсегда привить малышу циничность и множество других отрицательных привычек.

С малых лет стоит объяснить, а главное показать ребёнку, что нельзя быть жадным. Купили шоколадку – покажите, что надо делиться со всеми членами семьи. У ребёнка появилась новая книжка или раскраска – пусть он с удовольствием покажет это кому-нибудь, совместно начнёт изучать. Вышли погулять на детскую площадку – вовлеките в игру других ребят, пусть они делятся игрушками, по очереди катаются на горке или просто поговорят. Эти простые, на первый взгляд, поступки навсегда заложат фундамент коммуникабельности, навыков общения, доброжелательности, уважения. После прогулки похвалите малыша. Расскажите кому-либо при нём, каким он был молодцом и сколько правильных и хороших поступков совершил.

Можно долгое время говорить ребёнку о доброте, чистоте, уважении, но он никогда этого не поймёт, если будет видеть, как папа кидает на улице мусор, мама кричит и никак не похожа на женственную, доброжелательную женщину, а дома всегда пыльно и грязно. Важно запомнить каждому родителю – дети повторяют именно поступки своих родителей!

Когда ваш малыш рядом, говорите культурно, демонстрируйте хорошие манеры, уважение к окружающим людям, бережное отношение к природе и животным.

Семейные ценности определяют характер, привычки и образ жизни человека больше, чем что-либо другое. Поэтому обратите особое внимание на совместные завтраки, обеды и ужины. Пусть они приносят радость всем членам семьи. Больше играйте вместе, гуляйте, путешествуйте. Приглашайте к себе родных и сами ходите в гости. Никогда в присутствии детей не оскорбляйте других членов семьи. Ребёнок может сомневаться во многом, но в одном он должен быть уверен безоговорочно: семья – это самая главная ценность, а его семья – самая лучшая.

Старайтесь как можно чаще демонстрировать ребёнку собственные положительные поступки и достижения, поясняя при этом, как и что нужно делать. Здесь также уместно привести пример из сказки или мультфильма, известного ребёнку. Мало просто прочитать «Золушку» или «Дядю Стёпу», очень важно разъяснить, кто в произведении положительный персонаж, какие поступки правильные и хорошие, а какие никогда не стоит совершать.

В памяти человека откладываются с раннего детства множество воспоминаний, которые влияют потом на всю его дальнейшую жизнь. Запоминаются два типа событий: либо эмоционально очень яркие, либо те, что повторяются часто. Поэтому родителям, стоит регулярно демонстрировать правильное поведение, изо дня в день приучать к моральным ценностям.

Существует множество русских народных пословиц, указывающих на то, что люди с давних времен предавали особое значение влиянию поведения родителей на формирование характера ребенка. Это такие, как " Яблоко от яблони далеко не падает", "Какой дуб, таков и клин", "Каковы корешки, такие и ветки" и "Какое семя, такое и племя". Видимо поэтому немногие удивляются тому, когда в семьи родителей-алкоголиков или родителей - преступников, вырастают трудные подростки. "Чего от этого бедного ребенка ждать, - вздыхают окружающие люди. Какие родители, - такие и дети".

В течение многих лет ученые на основании научных исследований пытались найти зависимость поведения человека от генетических факторов. В наше время изучением роли наследственности на формирование характера и поведения человека занимается наука психогенетика.

Как утверждают психогенетики, спрогнозировать передались ли ребенку темперамент родителей и черты их характера по наследству или они сформировались в результате влияния среды обитания очень трудно. Но ни у кого из них не вызывает сомнений тот факт, что на характер ребенка оказывает большое влияние не генетика, а родительский пример. Дети перенимают черты характера и манеры поведения родителей, поэтому главным условием воспитания ребенка гармоничным, интересным и интеллигентным человеком является достойный пример для подражания самих родителей.

Родители, которые понимают и любят своего ребенка , не наказывают его, а стараются все объяснить ему и показывают, как надо преодолевать трудности на собственном примере воспитывают целеустремленных людей. Они не боятся хвалить ребенка, но и не потакают всем его капризам. Это авторитетные родители, они знают, в чем смысл жизни и стараются сделать жизнь своего ребенка счастливой и радостной. Дети у авторитетных родителей с ранних лет проявляют большую любознательность, они уверены в себе и энергичны, благодаря этим качествам характера они добиваются хороших успехов в жизни.

С маленьких лет дети стараются подражать поведению родителей, поэтому прежде чем требовать дисциплинированности и приучать к порядку ребенка, посмотрите на себя. Моете ли вы руки перед едой, правильно ли держите столовые принадлежности, не сутулитесь ли сидя за столом? Если ребенок ежедневно наблюдает, как родители встают в одно и то же время, умываются, убирают за собой постель и посуду, чистят зубы и делают зарядку, то уже очень скоро он сам начинает выполнять эти же действия без принуждения.

Во взрослой жизни он не будет опаздывать на работу , его отличительными чертами характера станут аккуратность и ответственность. И, наоборот, у родителей, которые во время еды читают газету или смотрят телевизор, разговаривают друг с другом на повышенных тонах, не моют за собой посуду и разбрасывают вещи, где попало, ребенок ведет себя так же, как и сами родители.

Исключение из этого правила составляют только те дети, которые выросли подверженными влиянию других авторитетов, например, бабушки, дедушки или дяди, которые и стали для него примером для подражания. В этих случаях ребенок аккуратных и любящих порядок родителей может вырасти неряхой, а у экономных и бережливых родителей - транжирой. Все взрослые, которые находятся длительное время рядом с ребенком, служат примером для подражания. Поэтому к выбору нянь и друзей ребенка надо относиться очень ответственно.

Открытые отношения между родителями и детьми - это очень хорошо, но они не должны переходить все границы. Не нужно в присутствии детей осуждать или высказываться плохо о своих родителях, родственниках, воспитательнице или учительнице. Рассказывайте детям о плохих поступках ваших близких, но при этом не забудьте говорить о том, что вы их любите, несмотря на то, что они совершают ошибки.


В современном мире многие люди во главу всего ставят и уходят в работу с головой, тем самым, отдавая предпочтение удовлетворению своих желаний, а не правильному воспитанию ребенка. Большинство родителей постоянно перегружены работой, они сильно устают к концу рабочего дня и раздражаются, когда ребенок не подчиняется им с первого слова, разбрасывает игрушки и шумит.

В этих случаях родителям кажется, что ребенок должен их понять, однако дети на то и дети, они без объяснения ничего не понимают. У авторитарных родителей считающих, что ребенок должен во всем им подчиняться, вырастают раздражительные и склонные к конфликтам дети. Им также как и их родителям не хватает терпения, смысл жизни для них заключается в удовлетворении материальных потребностей. У снисходительных родителей, которые не контролируют поведение ребенка и все ему позволяют, вырастают агрессивные и импульсивные дети. Они не желают брать на себя ответственность, боятся самостоятельно принять решения и не имеют никаких целей в жизни.

Вспоминания детства и отношения с родителями сопровождают нас всю жизнь, некоторым из них мы следуем, а другие отвергаем, считая, что поведение и жизненный опыт старшего поколения для нас неприемлемым. Но родительский пример поведения и их манера общения с нами сохраняется в нашем сознании и проявляется с особенной силой, когда мы сами становимся родителями.

Чтобы оставить в памяти детей яркие впечатления и воспитать их счастливыми людьми, следите за своими поступками. Ни в коем случае не лгите, не ругайтесь и не совершайте неблаговидных поступков, даже если для них у вас есть свое оправдание. Ребенок не должен думать, что он может совершать плохие поступки, если на то имеются веские причины.

В постановлениях, документах общеобразовательной школы особенно подчеркивается значение нравственного воспитания в становлении нового человека, указывая на необходимость формировать высокую воспитанность и культуру поведения детей и подростков.

Решение этой задачи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка, формируя в нем нравственные чувства и привычки, моральное сознание и нравственное поведение – все, что является основой воспитанности.

Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных чувств, душевной тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга перед обществом, проявляющихся в труде, общении с людьми, культуре поведения.

Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова. К сожалению, некоторые родители считают, что культура поведения и общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых и потому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросить, ведь ребенок!»

Не считают нужным знакомить его с элементарными нормами приличия. Им кажется естественным, что ребенок, встретившись в дверях со взрослым, отталкивает его и старается проскочить вперед, не умеет вести себя за столом, в транспорте. Все эти и подобные им признаки невоспитанности почему-то не тревожат некоторых родителей. Действительно, как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: «невоспитан». А как часто приходится краснеть за поведение детей повзрослевших, но так и не научившись вести себя как требуют того обстоятельства. Причина?

Не знают элементарных законов общежития: не умеют отличить непринужденность от развязанности; не знакомы с существующим этикетом человеческих отношений…

Уже в дошкольном возрасте следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые бы положили начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. В этой связи нельзя забывать и о природе взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало родителей. Их привычки, жесты, способы общения ребенок начинает перенимать тогда, когда он еще не способен оценивать насколько они красивы и нравственны. Вот почему так важно взрослым обращать придирчивый взгляд на самих себя: чему учит ребенка наш пример.

«Шестилетний Антон, увидев соседей по подъезду, приветливо улыбается им и четко произносит: «Здравствуйте». По его лицу видно, что это ему доставляет удовольствие. Так он поступает по примеру папы и мамы. К тому же он знает, что означает это приветствие, ему объяснил папа:

Сказать «Здравствуйте»- значит пожелать здоровья. Это, как ты понимаешь, хорошее пожелание, значит и произносить его надо доброжелательно, вежливо. Встретившись возле подъезда со взрослыми Антон старается пропустить их вперед себя. Так он поступает тоже по примеру папы.

К сожалению, дети видят и другие примеры. Как-то довелось быть свидетелем такой сценки. В автобус вошел молодой папа с сыном. Мальчику на вид не больше шести. Они сели на свободные места для пассажиров с детьми, и папа, положив руку на спину мальчика, тут же задремал. По примеру отца и сын тоже зажмурил глаза. Однако из-под щелочек глаз продолжал наблюдать за дорожными событиями.

Вот на ближайшей остановке вошла женщина и остановилась рядом. Мальчуган попытался было освободиться из-под папиной руки, чтобы встать, но рука властно прижала сына к сиденью:

Сиди!- приказал он, не открывая глаз.

Так я чтобы уступить…

А я сказал – сиди!- повторил отец.

Мальчик покорно сел, и, посмотрев в бесстрастное лицо дремлющего папы, громко сказал:

А в детском саду Ирина Петровна говорит, чтобы мальчики…

Ты помолчать можешь?!- прервал его отец.

А вот и остановка, которая заставила молодого папу и сына подняться…

Направляясь к выходу он наклонился к сыну и хохотнул:

У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Так-то вот!

Умение вести себя хорошо следует рассматривать в тесной взаимозависимости с развитием нравственной основы личности, с формированием нравственных понятий: нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей, когда их требования не отступают от развития ребенка.

Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать простейшие правила общения с окружающими. Так, в два-три года малыш способен проявить элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам.

В три – четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения не мешать окружающим криком и шумом, в общественных местах не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих. Дети этого возраста уже могут дружно играть со сверстником, а по необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о нем заботу.

Шестилетки: дети способны оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: «Я вел себя хорошо» или «своим поступком я огорчил бабушку!»

Малыш испытывает стыд за то, что плохо себя вел, обидел товарища или подвел маму, не выполнив своего обещания и т.д. У него развиваются коллективистические навыки, он тянется к совместной деятельности с детьми, умеет уважать общий замысел игры и подчиняться ее правилам. Задача взрослых – уделять особое внимание дальнейшему воспитанию уважения, приветливости, сдержанности по отношению к близким и окружающим.

Важно добиться, чтобы вежливость детей основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного воспитания. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола, а обращаясь к взрослому произносит обязательное «пожалуйста». Этого мало. Попробуйте уронить какой-нибудь предмет – носовой платок, записную книжку, карандаш – и посмотреть, как прореагирует ваш ребенок, поднимет и подаст вам или «не заметит». Как это сделает – с готовностью или лишь отметит вслух: «Это уронили». А может быть, услужит с расчетом на похвалу?

Иногда терпимо относимся к допустимой ребенком бесцеремонности, ненавязчивости. Как, например, можно расценивать такие проявления?

…. Кто бы ни пришел в дом, бежит к двери, бросает своё занятие. Выжидательно смотрит в руки пришедшему и после небольшой паузы спрашивает:

«А что вы мне принесли?»

Затем тянет гостя в комнату, стараясь всецело завладеть его вниманием:»Поиграйте со мной», «Хотите, я расскажу стихотворение?». Как вы поступаете в подобных случаях? Объясняете ли ребенку, как надо вести себя, говорите ли, что ласка к посторонним неуместна. «Так можно вести себя с близкими людьми -мамой, папой, бабушкой. А с посторонними лучше быть приветливым, вежливым, гостеприимным». Попутно раскрываете ли, что необходимо быть сдержанным: не проявлять любопытства, задавая гостю вопросы: «кто он? Откуда пришел? Зачем пришел? Когда уйдет? и т.п.; не завязывать разговоров, если гость не расположен их поддерживать.

Стараетесь ли воспитывать в ребенке чуткость? Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить. Способен ли на это ваш сын, дочь? Например, проявлять сочувствие, если в доме неприятности или кто-то болеет? Учите ли вы ребенка проявлять чуткость к близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке, не огорчать их своим поведением, предлагать им свою помощь, замечать их настроение и физическое состояние, справляться об их самочувствии, считаться с их делами, не нарушать их отдых?

Уже старшему дошкольнику должно быть присуще элементарное чувство такта.

… Лена, возвратившись из школы и увидев, что папа ужинает, отодвинута от него тарелку и положила перед ним книгу: «Я тебе сейчас почитаю!» А когда отец возразил, сказав, что он выслушает несколько позже, дочь надувшись отошла в сторону: «Не буду играть с тобой!»

В подобных случаях ребенку объясняют, что так вести себя не полагается: «Папа пришел с работы, он устал, должен отдохнуть и поесть. А ты мешаешь ему… тот, кто любит своего папу, так не поступает».

Немаловажно, чтобы родители при всей их родственной близости с ребенком умели сохранять некоторую дистанцию.

А.С.Макаренко говорил, что между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Нельзя, чтобы ребенок допуская панибратство в отношении с родителями; иначе признаки воспитателя и воспитуемого стираются, и ребенку трудно определить границы дозволенного. Учите ли быть ребенка предупредительными? Добиваясь от детей предупредительности, мы хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений: оказать внимание, помочь близким или окружающим людям.

Вы пришли с работы. Как встретит вас ребенок – поспешит ли освободить ваши руки от ноши, подаст ли домашнюю обувь? А когда станете готовиться к ужину, то предложит ли помочь накрыть на стол? Или первым сядет и будет ждать, когда ему подадут? Воспитываете ли вы в ребенке скромность? Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством.

Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе. Учите ли детей не хвастать своими успехами, например, удачно выполненным заданием, красивым платьем или игрушкой? Не рассуждать о том, о чем он мало смыслит? Не захваливаете ли ребенка, создавая в нем чувство исключительности?

Как часто произносите: «Ты такой же, как все», «Не только ты умеешь, но и другие тоже!»

К сожалению, часто можно наблюдать, как иные родители восторгаются своим ребенком: и развит не по годам, и остроумен, и рисует лучше, чем другие, и стихов много знает, и костюм у него наряднее, чем у сверстников. Стараются выдвинуть его в вожаки в детских затеях, наставляя: «Не уступай другим, пусть тебе уступают. Не будь разиней!» Побуждают на людях декламировать или петь, заранее отрекомендовав своего ребенка как необыкновенно талантливого (в его присутствии!)

Из отдельных случайных поступков складывается черта характера – преувеличенное самомнение, стремление ставить свое «Я» на первый план.

А отсюда и соответствующее поведение, характерное для эгоиста. Со скромностью это несовместимо. Последнее время многие родители хотят, чтобы их ребенок вел себя раскованно (заметьте раскованно, а не непринужденно).

Но, увы, они не всегда могут определить границы, где кончается раскованность и начинается развязанность. Одна мать, которая старалась, чтобы ребенок вел себя раскованно и потому не стеснялся посторонних, наставляя его: «Не обращай ни на кого внимания, веди себя так, будто на тебя никто не смотрит».

Позже, когда сын стал школьником, она пожаловалась: «Сын ни капельки не считается с нами, делает то, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом от стыда готовы были сквозь землю провалиться! Сделали ему замечание, а он в ответ: «А что я особенного сказал! Подумаешь!

Конкретные представления о том, как следует вести себя, растущий человек усваивает вместе с накапливанием нравственных привычек, развитием морального сознания и поведения. Что в этой связи рекомендует «Программа воспитания и обучения» на каждой возрастной ступени? Об этом полезно знать вам родителям, чтобы ориентироваться в семейной педагогике.