Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. Дошкольная педагогика, как наука

Дошкольная педагогика как наука носит теоретический и прикладной характер:

Предметом в дошкольной педагогике является процесс воспитания и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения.

Основные категории дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует. Основными категориями в дошкольной педагогической науке являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.

Воспитание - целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности ребенка.

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят с возрастом и осуществляются под руководством взрослого.

Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося.

Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

На современном этапе кроме основных категорий дошкольной педагогики, по мнению ряда ученых в частности Козловой, Куликовой, Бабуновой, Реан, Бордовской и др. введена: Субкультура детства - категория, которая характеризует особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностных ориентациях, которая проявляется в вопросах, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора.

Отрасли современной педагогики

Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки.

1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.

2. История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

4. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах.

5. Дошкольная педагогика определяется как наука о воспитании, развитии и формировании личности ребенка от рождения до поступления в школу.

6. Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

7. Методики преподавания обучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т.д.).

8. Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики).

9. Социальная педагогика ведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).

10. Исправительно-трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

11. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной работы педагогов с ослабленными и больными школьниками. Взаимодействует с медициной.

Реферат

Тема: Дать характеристику дошкольной педагогике как науке. Раскрыть объект, предмет, цели и задачи дошкольной педагогики.

Выполнил слушатель:

Ткаченко Марина Васильевна

Нижневартовск 2016 г.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.………………………………………………………………………5

  1. .История становления дошкольной педагогики…………………………5
  2. .Дошкольная педагогика как наука……………………………………….7

ГЛАВА 2………………………………………………………………………11

2.1. Объект и предмет дошкольной педагогики………………………….....11

2.2. Цели и задачи дошкольной педагогики………………………………...13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......18

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ…..………………………………………………19

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям - первому звену в системе народного образования. Дошкольное детство - особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста.

Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

В современной системе образования педагог занимает ключевую позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания в практической деятельности.

Цель : изучение теоретических основ воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Выявить предпосылки, обусловившие формирование дошкольной педагогики как специальной отрасли научного знания.
  2. Определить место дошкольной педагогики в системе научно-педагогического знания, ее предмет, методы, категории и связи со смежными науками.

ГЛАВА 1

  1. История становления дошкольной педагогики

Педагогика как наука о воспитании и обучении человека уходит своими корнями в глубокую историю. Название педагогика получила от сочетания слов «пайдос»(paidos) «дитя» и происхождение. В дословном переводе педагогика означает «детоводство» или «дитяведение». Известно, что воспитатель воспитывающую деятельность и принимающий на себя ответственность за условия жизнедеятельности другого человека. В древнерусском языке слово «воспитывать» имело несколько близких по значению толкований. Воспитывать, т.е. заботится о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, «до возраста его». Воспитывать, значит вскармливать, кормить и одевать «до возраста»; воспитывать – научать, наставлять, обучать всему, что «для жизни нужно». В истории отечественной педагогики в отдельных учебно-воспитательных учреждениях, таких как гимназия, институт благородных девиц, кадетский корпус, воспитательные функции выполняли особые должностные лица – классные дамы, классный надзиратель, наставник. В дворянские семьи приглашались домашние воспитатели – гувернеры, гувернантки, бонны.

В современной системе образования утверждены специальные должности, которые реализуют воспитывающие функции. Это воспитатель детского дома, интерната, дошкольного образовательного учреждения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – одна из ответственных профессий, имеющая целью формирование системы ценностей у дошкольников, оказание помощи родителям и другим людям, заинтересованным в воспитании, целесообразно и позитивно организовать это процесс. Профессия воспитателя возникла в XVII – XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. Первоначально такие учреждения открывались для детей-сирот. Позже в европейских государствах были учреждены благотворительные заведения в помощь неимущих слоев общества («Убежища», «Школы защиты детей», «Женские школы», «Игральные школы», «Школы для плетения из соломы», «Школы для вязания кружев»). Несмотря на разнообразные названия этих учебных заведений, большинство школ имело целью религиозное воспитание детей и подготовку их к производительному труду на быстро развивающихся мануфактурах. В XIX веке стали возникать частные платные детские заведения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Педагоги, которые осуществляли присмотр за детьми, организовывали с ними разнообразные игры, занятия. Заметим, что среди первых педагогов дошкольных учреждений мужчин было больше, чем в последующие годы развития этого учреждения.

В России первые дошкольные учреждения появились в воспитательных домах и домах призрения бедных детей. Е.Гугель и П.Гурьев на свои средства учредили экспериментальную школу для малолетних детей, которые занимались и играли на свежем воздухе, старшие дети обучались грамоте. Значительное место отводилось беседам и рассказыванию.

Первые собственно детские сады появились в России в 60-е годы ХIХ столетия. Они носили частный характер, и соответственно, были платными. Дошкольные учреждения появились в Петербурге Иркутске, Смоленске, Москве, Тбилиси образовательного процесса в этих заведениях составляла система Ф.Фребеля. В 1866 году был открыт первый бесплатный детский сад. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир» для детей работниц Петербурга.

В настоящее время дошкольные учреждения имеют большое распространение в мире. Развитие системы дошкольного образования обусловлено радом обстоятельств: расширением мирового образовательного пространства; разнообразием программ социального развития многих государств; значимостью периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы; ростом численности профессиональных воспитателей.

1.2.Дошкольная педагогика как наука

Возникновение и развитие педагогической науки связано с потребностью общества в изучении и обобщении опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Педагогика – это наука о воспитании человека на всех этапах его развития.

Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук. Её возникновение связано с именем Я.А. Коменского (17 пек). Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.

Дошкольная педагогика как наука носит теоретический и прикладной характер: дошкольный наука педагогика категория

Прикладной специальные исследования вопросов теории воспитания и обучения ребенка практический - на основании обобщения общих закономерностей делаются выводы и апробируются на практике

Предметом в дошкольной педагогике является процесс воспитания и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения.

Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует. Основными категориями в дошкольной педагогической науке являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.

Воспитание - целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности ребенка.

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят с возрастом и осуществляются под руководством взрослого.

Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося.

Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

На современном этапе кроме основных категорий дошкольной педагогики, по мнению ряда ученых в частности Козловой, Куликовой, Бабуновой, Реан, Бордовской и др. введена: Субкультура детства - категория, которая характеризует особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностных ориентациях, которая проявляется в вопросах, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора.

Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие. Фундаментом педагогики является философия воспитания, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования. Чтобы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной сущности человека и разобраться в причинах поведения ребенка, педагогика опирается на такие науки, как анатомия и физиология. Особенно большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология, раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту воспитанников, организационные формы проведения тех или иных занятий или воспитательных мероприятий.

Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования. Возрастная психология, исследуя закономерности протекания и развития психических процессов растущего человека, помогает педагогике ориентироваться в познавательных возможностях, восприимчивости детей разного возраста к тем или иным воздействиям. Социальная психология изучает особенности формирования личности, включенной в различные социальные группы, помогает педагогике разработать методы и средства воздействия коллектива на личность. Интеграция педагогических и психологических наук привела к возникновению пограничных отраслей - педагогической психологии и психопедагогики: педагогическая психология изучает особенности протекания психических процессов у ребенка в ходе его воспитания и обучения, психологические закономерности педагогического воздействия на формирование личности. Для коррекционной педагогики, в сферу действия которой попадают дети с различными нарушениями и отклонениями в развитии, не меньшее значение имеет блок медицинских наук: терапия, психиатрия, психогигиена и связанные с ними разделы научного знания.

Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Эстетика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, искусству, служит научной основой эстетического воспитания.

ГЛАВА 2

  1. Объект и предмет дошкольной педагогики

Во взглядах исследователей на педагогику существуют три позиции. Согласно первой, педагогика это междисциплинарная область человеческого знания. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, используя знания из других наук, адаптирует их к решению образовательных и воспитательных задач. Третья позиция обозначает самостоятельный характер педагогики, которая имеет свой объект и предмет изучения.

Дошкольная педагогика, опираясь на основополагающие идеи педагогической науки, является областью научного знания, практической деятельности и искусства. Дошкольная педагогика это наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу. В круг вопросов, которые изучает современная дошкольная педагогика входят: а) изучение процессов воспитания и обучения, их цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; б) влияние воспитания и обучения на развитие ребенка, формирование его личности; в) 12 разработка образовательных программ, способов их реализации; г) определение тенденций и перспектив развития системы дошкольного образования; д) создание концепций воспитания, разработка на их основе образовательных стандартов; е) исследование особенностей образовательного процесса в дошкольных учреждениях разного типа.

Определяя объект дошкольной педагогики необходимо обратиться к педагогическому опыту А.С.Макаренко, который в 1922 году сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что большинство исследователей считают объектом педагогического науки ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики выступает «педагогический факт (явление)». Однако, ребенок, не исключается из поля зрения исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Таким образом, в качестве объекта дошкольная педагогика имеет те явления окружающей действительности, которые обуславливают развитие и образование дошкольника в процессе целенаправленной деятельности педагога. Разработка теории и технологии организации, форм и методов совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является предметом дошкольной педагогики.

Функции дошкольной педагогики обусловлены ее объектом и предметом исследования: теоретическая и технологическая, которые связаны между собой.

Теоретическая функция дошкольной педагогики реализуется на трех уровнях:

·описательный уровень, который реализуется через изучение педагогического опыта в дошкольных образовательных учреждениях;

·диагностический уровень направлен на выявление состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и его 13 воспитанников, установление причинно-следственных связей, их обеспечивающих;

·прогностический уровень обуславливает экспериментальное изучение педагогической действительности и построение соответствующих моделей дошкольного образования. При реализации теоретической функции дошкольной педагогики раскрывается сущность педагогических явлений, степень их эффективности и обоснованность предполагаемых изменений. На данном уровне описываются теоретические основы воспитания и обучения дошкольников, модели дошкольного образования, их концептуальность и научная состоятельность.

Технологическая функция дошкольной педагогики осуществляется на следующих уровнях: ·

Проективный уровень связан с разработкой методически обоснованных материалов (инновационных образовательных программ, учебных планов, учебно-методических и наглядных пособий); ·

преобразовательный уровень направлен на внедрение инноваций в практику дошкольного образования с целью ее совершенствования и реконструкции; ·

Рефлексивный уровень предполагает осмысление влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Технологическая функция дошкольной педагогики позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений определять принципы и правила, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

  1. Цели и задачи дошкольной педагогики

Основная цель дошкольной педагогики - всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям: гуманизму, добру, любви к ближнему, почитанию матери и отца, стремлению к знаниям, трудолюбию, совершенствованию личных качеств, взаимоуважению в отношениях со сверстниками и взрослыми, ответственности, дисциплинированности, творчеству.

Исходя из этого основные задачи дошкольной педагогики - дать характеристику нравственных качеств личности, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства; обосновать методы и приемы воспитательной деятельности и показатели ее результативности. Педагогика стремится разработать такую технологию воспитательного процесса, которая обеспечила бы прочность и надежность формируемых качеств личности у детей.

В современных условиях значительно усложнилось содержание образовательного процесса. Сегодня допускается сочетание образовательного стандарта с вариативностью программ и учебных пособий. В связи с этим возникает задача раскрыть возможности творческой деятельности педагога, воспитателя в условиях реализации различных образовательных программ.

Образование и воспитание детей в современном обществе становится личностно-ориентированным, т. е. педагог, воспитатель должны строить педагогический процесс, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его познавательных возможностей, вызывая у детей чувство удовлетворения и радости от учебных занятий.

Задача дошкольной педагогики - разрабатывать содержание и методы личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в школе, в семье. В современных условиях наблюдаются значительные различия у детей одного и того же возраста в развитии интеллекта, способностей, степени воспитанности. Задача индивидуализации учебных занятий и воспитательных действий - наиболее сложна.

Развитию способностей у детей способствует прежде всего творческая деятельность. Дошкольное воспитание и образование имеет большие возможности для организации творческой деятельности. Соответственно и задача дошкольной педагогики - обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду.

В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятельным компонентом педагогического процесса. Задача дошкольной педагогической науки состоит в разработке содержания и методов развития экологической культуры у дошкольников, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.

Задачи дошкольной педагогики усложняются в связи с созданием новых дошкольных образовательных учреждений, таких, как "детский сад - колледж", "детский сад - школа", "детский сад - школа - вуз". В этих учреждениях организуется единый образовательный процесс, начиная с четырехлетнего возраста. На учебных занятиях дети знакомятся с первоначальными математическими, лингвистическими, природоведческими и другими понятиями. Для этого создаются специальные учебники и пособия. В этих условиях формируется и развивается интеллектуальная, волевая, эмоциональная готовность ребенка к систематической учебной деятельности. Дошкольная педагогическая наука, исследуя эти процессы, обосновывает новый подход к организации, содержанию и методам образования и воспитания детей, начиная с трех-четырехлетнего возраста ребенка.

Задачи дошкольной педагогики формулируются на основе общих задач, решаемых педагогической наукой. Важнейшая задача дошкольной педагогики - обоснование закономерностей воспитания, образования и развития ребенка. Педагогические закономерности создают тенденции и возможности реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач в различных видах деятельности, способствуют становлению самообразования, самовоспитания и саморазвития ребенка. Результативность педагогического процесса повышается, если воспитатель и учитель в своей деятельности опираются на закономерности педагогики, если предлагаемая ими технология воспитания и обучения соответствует этим закономерностям. Поиск и обоснования педагогических закономерностей основывается на психологических, биологических, философских, социальных факторах развития человека, на опыте воспитателей, преподавателей, учителей, родителей, а также на анализе особенностей развития детей в разных условиях. Задача дошкольной педагогики разрабатывать более эффективные технологии реализации названных функций в деятельности воспитателя.

Основными задачами дошкольной педагогики выступают:

1. разработка и содержание личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и в семье;

2. обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду;

3. обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

4. на основе изученных закономерностей - разработка педагогических технологий, методов и приемов педагогического воздействия на детей.

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межотраслевой научный подход к ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, дошкольная педагогика – это наука, изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания ребенка, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогический процесс и педагогическая деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых – цель и результат исследования ее объекта и предмета. Сколь на различны по целям содержанию, по задачам и технологиям выделенные курсивом процессы, они верно отражают происхождение и сферу внимания и влияние педагогики. Происхождение – потому что она - ровесница человечества, которое еще формируясь стало задумываться о воспитании о обучении новых поколений, а для этого – о необходимости передачи им своего опыта и организации собственного опыта потомства. Дошкольная педагогика как наука выполняет самые различные задачи и функции. Но всех объединяет то, что они направлены в первую очередь на воспитание и образование человека, играя важную роль в развитии современного общества, а также будущих поколений. Каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры, как составляющей общей культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 .Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

2 .Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Изд-во «Просвещение», 1983. - 280 с.

3 .Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

4. Микляева Н. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие / Н. Микляева, Ю. Микляева. - М.: Владос, 2008. - 263 с.

5 .Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 119 с.

6. Чмелёва Е.В. Педагогика дошкольного детства в России конца XIX - начала XX веков: историко-педагогический очерк: монография / Е.В. Чмелёва. - Смоленск: Изд-воСмолГУ, 2008. - 220 с


ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п. носят междисциплинарный и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих науч. дисциплин выступают теоретич. основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошк. возрасте.

После 1917 развитие отеч. Д. п. характеризовалось в течение неск. лет определённым идейно-пед. плюрализмом, когда одновременно существовали разл. направления в дошк. воспитании. В 20-х гг. сохранялись дет. сады, работавшие по системе Фребеля, по «методу Тихеевой», а также иные, сочетавшие элементы разл. систем. В то же время начал формироваться тип сов. дет. сада. Проводились всерос. съезды по дошк. воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928), в к-рых принимали участие учёные в области педагогики и психологии (П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, К. Н. Корнилов), педиатрии и гигиены детей (Е. А. Аркин, В. В. Гориневский, Г. Н. Сперанский, Л. И. Чулицкая), иск-ва и худож. воспитания (Г. И. Рошаль, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, М. А. Румер). В этот период развернулись исследования по проблемам воспитания в дошк. учреждениях детей раннего возраста (В. М. Бехтерев, Н. М. Щелованов, H. M. Аксарина и др.).

Важную роль в формировании советской Д. п. сыграла Н. К. Крупская. Она вместе с др. педагогами (Д. А. Ла-зуркина, М. М. Виленская, Р. И. Пру-шицкая, А. В. Суровцева) проводила в теорию и практику дошк. воспитания идеи, вытекавшие из своеобоазной трактовки социально-экон. положений марксизма. Эта трактовка заключалась в чрезвычайной идеологизации всего процесса дошк. воспитания, выражавшейся в доминировании целей политических над гуманистическими.

2-й съезд по дошк. воспитанию (1921) провозгласил идею создания системы обществ. дошк. воспитания на марксистской основе. Ведущими принципами вос-пигат. работы утверждались , материализм, активизм. Подчёркивалась необходимость уделять большое внимание знакомству детей с основами политграмоты, исследовательским методам в изучении детьми окружающего мира. Идеологич. установки в области Д. п. характеризовало преувеличение роли трудового воспитания в дошк. возрасте, активная антнрелиг. пропаганда, отрицат. отношение к кукле, сказке, традиц. праздникам, игнорирование мн. положений дорев. педагогики. В сер. 20-х гг. был провозглашён отказ от попыток приспособления и использования («советизации») иных педагогических систем, и к кон. 20-х гг. , следовавшие системам, к-рые не получили одобрения Наркомпроса, были закрыты.

Изменения в работе дошк. учреждений, неизбежно следовали за изменениями в шк. политике. Постановления ЦК ВКП(б) о школе 1931-36 способствовали уменьшению идеологизации содержания и форм воспитат. работы, отказу от крайностей, характерных для предыдущего десятилетия. Неоднозначные последствия для изучения развития ребёнка имело постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936). Были подвергнуты критике механистич. подходы к объяснению факторов дет. развития (биологи-заторское и социологизаторское направления) и недостатки тестовых измерений. Однако данное постановление повлекло сворачивание ряда направлений в области изучения детства.

К кон. 30-х гг. сложились осн. теоретич. положения советской Д. п., к-рые оставались общепризнанными до сер. 80-х гг. Были определены осн. принципы: идейность, систематичность и последовательность воспитания, связь его с жизнью, учёт возрастных психофизиол. особенностей ребёнка, единство семейного и обществ. воспитания. Утвердился принцип ведущей роли воспитателя в формировании личности ребёнка, подчёркивалась необходимость чёткого планирования воспитат. работы. В 1934 принята первая программа работы дет. сада. Над разработкой разл. вопросов Д. п. работали Н. А. Ветлугина, А. М. Леушина, Р. И. Жуковская, Д. В. Менд-жерицкая, Ф. С. Левина-Щирина, Е. И. Радина, А. П. Усова, Б. И. Хача-пуридзе и др. Разрабатывались частные методики Д. п.: развития речи - Тихеева, Ф. Н. Блехер, Е. Ю. Шабад; изобразит. деятельности - Флерина, А. А. Волкова, К. М. Лепилов, Н. А. Са-кулина; музыкального воспитания - Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов; природоведения - Р. М. Басе, А. А. Быстрое, А. М. Степанова; формирования элементарных магем. представлений - Тихеева, М. Я. Морозова, Блехер. Вместе с тем в силу сложившихся социально-полит. условий развития страны произошло определённое отчуждение сов. Д. п. от мировой теории и практики дошк. воспитания.

Исследования вопросов дошк. воспитания продолжались и в годы Вел. Отеч. войны. Изучались проблемы физич. воспитания и закаливания, дет. питания, охраны нервной системы детей, патрио-тич. воспитания. При создании АПН РСФСР (1943) был сформирован сектор проблем дошк. воспитания. В послевоен. период работа в области Д. п. развивалась в респ. НИИ педагогики, на кафедрах пед. ии-тов. Усовой совм. с сотрудниками была разработана система дидактики дет. сада (1944-53): выделена программа и методика обучения дошкольников, а впоследствии осуществлено введение систематич. обучения в дет. саду. Во 2-й пол. 50-х гг. были проведены опыты обучения детей 6 лет и изучения иностр. яз. в дет. саду.

В 1960 создан НИИ дошк. воспитания АПН РСФСР. Его сотрудниками совм. со специалистами АМН СССР была создана единая программа воспитания детей в дошк. учреждениях, направленная на ликвидацию разобщенности в воспитат. работе с детьми раннего и дошк. возраста.

Возникновение НИИ ДВ способствовало Значит. усилению изучения разл. аспектов дошк. детства. Повысилось внимание к психол. аспектам развития дошкольника. Широкую известность получили работы А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Л. И. Венгера, H. H. Поддья-кова.

Во 2-й пол. 70-х гг. Запорожец разработал концепцию обогащающего развития ребёнка с первых лет жизни (амплификация развития). Ее реализация требует поиска резервов возможностей дошкольника при макс, учете его возрастных и индивидуальных особенностей. Важнейшие направления исследований в совр. Д. п. формирование наглядно-образного мышления как основы понятийного мышления, воспитание устойчивых нравств. привычек, развитие творческого воображения, широкое использование игры в целях воспитания и обучения.

С сер. 80 х гг. возникло широкое об-щественно-пед. движение, охватившее и систему дошк. воспитания. Изменение подходов к целям, содержанию и средствам воспитания приводит к появлению новых концепций дошк. воспитания, характеризующихся ориентацией на признание самоценности дошк. детства, на необходимость отхода от авторитарных методов, на отказ от идеологич. крайностей в содержании воспитания и обучения, на создание возможностей для более свободных к естественных позиций участников пед. процесса - ребенка и воспитателя.

Лит А р к и и E А, Ребенок в дошк. годы M 196u2 Воспитание и обучение в дет саду, под ред AB Запорожца и Т А Марко юй M, 1976, Подготовка детей к школе p дет саду, под ред Ф. А Сохина и Т В Та-рунтаевой M, 1977, Воспитание дошколь ника в семье Вопросы теории и методики, под ред. Г А Марковой, M, 1979, Основы Д1 III сольной педагогики, под ред А В За порожца, Т А Марковой, M, 1980, А к с а-р и и a H M, Воспитание детей раннего розраста, M, 197 73, Буре P Воспитание в процессе обучения на занятиях в дет саду, M, 1981, Усова А П, Обучение в дет саду, M, Дошк. педагогика, под ред В И Ядэшко, Ф А Сохина, M, История дошк. педагогики в России Хрестоматия M., Дошк. педагогика, под ред В И Логиновой и II Г. Саморуко вой, ч 1 - 2, M, История сов дошк. педагогики. Хрестоматия, M., История дошк. педагогики, под ред. Л Н Литвина и др., M, 1989.

А. Н. Литвин, В. И. Логинова.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА" в других словарях:

    ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогики, изучающая закономерности развития и воспитания детей от рождения до поступления в школу. Выделилась со 2 й пол. 19 в … Большой Энциклопедический словарь

ГОУ СПО (ССУЗ) « Челябинский государственный педагогический колледж № 2»

Дошкольная педагогика

Тестовые задания для промежуточной аттестации студентов

Составлен: Проняевой С.В.,

преподавателем дошкольной педагогики

Введение

В современных условиях развития российского общества считается, что одной из важных тенденций реформирования образовательной системы стало введение в действие государственного образовательного стандарта.

Государственный образовательный стандарт призван решить широкий круг задач, таких как обеспечение высокого уровня профессионального образования и качества подготовки специалистов; обеспечение академической свободы образовательного учреждения в формировании гибкого и вариативного содержания образования и организации образовательного процесса; обеспечение единства содержания образования и соблюдения норм и требований к организации образовательного процесса на всем образовательном пространстве России; обеспечение контроля за результативностью системы ПО и качеством образования в ней.

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о степени усвоения студентами учебного материала, о практическом применении ими знаний. Необходимость контроля обучения и оценки знаний диктуется обязательным выполнением следующей цепочки: цель обучения - процесс обучения – результат - новая цель. Важнейшим компонентом технологии обучения является тест как инструмент измерения уровня знаний, без которого нельзя выявить исполнения стандарта, но и оптимально управлять учебным процессом, без чего нельзя добиться качественного усвоения стандарта.

Курс дошкольной педагогики является одним из ведущих в профессиональном образовании педагогов, его изучение занимает достаточно большой объем времени, что требует разнообразных видов и форм контроля. Тестовый контроль не является единственной формой контроля, в представленном варианте претендует на оценку знаний по содержательным линиям образовательной программы и не затрагивает практических умений студентов.

Данные материалы можно сертифицировать по следующим основаниям:

Название учебной дисциплины : дошкольная педагогика

Название образовательной программы : Дошкольная педагогика, 2005

Цели создания : промежуточная аттестация

Число заданий : 15

Число вариантов : З, 4

Время выполнения : 30 минут

Вид и форма тестов : закрытые, с выбором ответов

Оценка : 100% - 80% - оценка «5»

81- 70% - оценка «4»

71- 60% - оценка «3»

«5» - студент знает программный материал, понимает и прочно усвоил его, на вопросы дает правильные, сознательные и уверенные ответы

«4» - студент знает программный материал, хорошо понимает его, допускает незначительные ошибки

«3» - студент обнаруживает знание основного программного материала, испытывает некоторые затруднения, преодолевает их с помощью педагога

«2» - студент обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки

Инструкция к применению : 1. Прочитайте внимательно вопрос, обратив внимание на конструкцию вопроса. 2. Укажите номер вопроса и варианты ответов на него 3. При желании можно ответить вначале на вопросы, ответы на которые не вызывают у вас затруднений, а затем на боле сложные вопросы

Тест по дошкольной педагогике к теме « Воспитание – ведущая функция дошкольной педагогики»

1.Воспитание детей дошкольного возраста – это :

а) процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей

б) процесс формирования моральных ценностей

в) процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями

2. Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения :

а) Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии

б) отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи

в) отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре

3. Из ряда предложенных определений выберите то, которое на ваш взгляд наиболее полно раскрывает сущность процесса нравственного воспитания:

а) Нравственное воспитание – воздействие воспитателя на воспитуемого с целью формирования у него моральных качеств личности

б) Нравственное воспитание – педагогический процесс, направленный на содействие развитию нравственных свойств личности на основе усвоения общечеловеческих и национальных моральных ценностей

в) Нравственное воспитание – организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, направленное на формирование сознания, чувств и отношений

4. Укажите исследователей проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста :

а) Виноградова А.М.

б) Запорожец А.В.

в) Николаева С.Н.

г) Нечаева В.Г.

5. Выберите методы воспитания, направленные на формирование нравственного сознания:

а) этическая беседа

б) рассказ на этическую тему

в) поощрение

г) чтение художественной литературы

6. Определите методы, которые не применяются в воспитании детей:

а) внушение

б) физическое наказание

в) приучение к правилам общественного поведения

7.Что входит в содержание дошкольного воспитания :

а) физическое воспитание

б) политехническое образование

в) нравственное воспитание

г) эстетическое воспитание

8.Каково назначение идеальной цели воспитания:

а) является ориентиром на возможности человека

б) помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности

в) является основой разработки задач в образовательных программах

9. Определите закономерности воспитания детей дошкольного возраста:

а) активность самого ребенка

б) потребность ребенка в любви

в) личность эффективно развивается в ситуации успеха

в) соблюдение прав ребенка

10.Назовите основные компоненты механизма нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

а) знания и представления

б) навыки и привычки

в) нравственные качества

г) чувства и отношения

11.Средствами нравственного воспитания в детском саду являются:

а) собственная деятельность детей

б) окружающая ребенка обстановка

в) природа

г) средства массовой информации

12. Назовите смысловые блоки, составляющие содержание нравственного воспитания:

а) воспитание гуманности

б) воспитание коллективизма

в) воспитание патриотизма и гражданственности

г) политическое воспитание

а) воспитание коллективизма

б) воспитание гуманности

в) воспитание трудолюбия

г) воспитание дисциплинированности

14. Назовите условия эффективности применения методов воспитания:

а) тактичность применения метода

б) реальность метода

в) гуманность применения метода

г) изолированность методов

15. Какие методы должны быть преобладающими в дошкольном возрасте:

а) практические методы

б) методы формирования сознания

в) методы убеждения

г) методы наказания

Тест по дошкольной педагогике к теме « Ребенок и социум»

1. Укажите программы социального развития детей :

а) «Я – человек»

б) «Я, ты, мы»

в) « Открой себя»

г) « Детство»

2. Что входит в понятие «социальная действительность »?

а) материальные объекты

б) общественные явления

в) все то, что окружает ребенка

3.Выделите средства ознакомления с социальной действительностью:

а) деятельность

б) знания

г) дидактические пособия

4.Какая функция знаний характеризует приобщение ребенка к ценностям познания :

а) регулятивная

б) информативная

в) эмоциогенная

5. Какая из тенденций приобщения детей к социальной действительности не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста?

а) необязательности знаний

б) формального приобщения детей к социальной действительности

в) перегруженности детей знаниями о социальной действительности

6.В ходе какого процесса ребенок приобщается к сфере социальной действительности :

а) социализации

б) демократизации

в) индивидуализации

7.Какие методы приобщения к социальной действительности активизируют познавательную активность детей?

а) сюрпризные моменты

б) переключение на другую деятельность

в) элементарный и причинный анализ

8.Какие виды деятельности способствуют приобщению ребенка к социальной действительности в реальном плане?

б) наблюдение

в) бытовая деятельность

9.Что является содержанием приобщения дошкольников к социальной действительности ?

а) отношение к самому себе

б) отношение к Родине

в) отношение к людям разных национальностей

г) ознакомление с пространственными и временными отношениями

10. Какие разделы включены в программу С.А. Козловой « Я - человек»?

а) Земля наш общий дом

б) Что я знаю о себе

в) Человек – творец

г) Дружат дети всей Земли

11. Какое понятие является стержневым в программе « Я – человек»?

а) Человек

б) Действительность

в) Ребенок

12. Какие нормативные документы лежат в основе социального развития ребенка ?

а) Декларация прав ребенка

б) Концепция дошкольного воспитания

в) Положение о дошкольном учреждении

13.Назовите исследователей проблем социального развития детей дошкольного возраста:

а) А.В.Запорожец

б) Е.В.Рылеева

в) С.А. Козлова

14.Назовите показатели социального развития ребенка:

а) уровень овладения навыками самообслуживания

б) социальная адаптация

в) социальный статус

г) уровень знаний

15.Результатом социального развития ребенка дошкольного возраста является :

а) социализация

б) индивидуализация

в) социализация-индивидуализация

Тест по дошкольной педагогике к теме « Воспитание здорового ребенка »

1.Определите наиболее точное определение понятия «физическая культура»:

а) это часть общей культуры народа

б) это совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей

в) система физических упражнений

г) учебная дисциплина в образовательных учреждениях

а) методы и приемы физического воспитания

б) подвижные игры

в) режим дня в детском саду

г) упражнения в основных движениях

3.Какие средства физического воспитания используются для решения оздоровительных задач:

а) рациональный режим

б) полноценное питание

в) социально-бытовые факторы

г) художественные средства

4. Какие средства физического воспитания используются для решения образовательных задач:

а) пример взрослого человека

б) оздоровительные силы природы

в) художественные средства

г) собственная деятельность

5. Какие средства физического воспитания используются для решения воспитательных задач:

а) разнообразная деятельность детей

в) физические упражнения

г) художественная литература

6.Какие группы задач выделяются в системе физического воспитания:

а) воспитательные

б) развивающие

в) оздоровительные

г) образовательные

7. Назовите исследователей теории физического воспитания:

а) П.Ф. Лесгафт

б) Г.В.Хухлаева

в) Т. И. Осокина

г) С.А Козлова

8.Какие задачи относятся к группе образовательных задач физического воспитания:

а) формирование навыков выполнения основных движений

б) охрана и укрепление здоровья

в) формирование представлений о своем организме и здоровье

г) воспитание воли, смелости, дисциплинированности

9.Какие группы культурно-гигиенических навыков входят в содержание воспитания дошкольников:

а) навыки управления собственным поведением, дисциплинированность

б) навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

в) навыки культуры питания

г) навыки поддержания чистоты тела

10. Какие навыки входят в группу навыков культуры еды :

а) правильно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой

б) правильно держать ложку, вилку, хлеб

в) благодарить за прием пищи

г) пропускать вперед маленьких детей, девочек

11.Выберите принципы формирования культурно-гигиенических навыков :

а) наличие алгоритмизации выполнения процедур

б) создание условий для самостоятельности ребенка

в) пример взрослого

г) создание ситуаций наглядно демонстрирующих эффект бытовых процедур

12.Назовите методы формирования культурно-гигиенических навыков в детском саду:

а) упражнение

б) художественное слово

в) игровые приемы

г) эксперимент

13.Назовите основные компоненты образовательного процесса, которые входят в содержание первой половины дня :

а) утренний прием

б) прогулка

в) полдник

г) занятия

14.Определите причину распределения содержания деятельности детей на прогулке по этапам:

а) необходимость чередования спокойной деятельности и двигательной активности

б) алгоритмизация режимного процесса

в) соблюдение дисциплины

г) требования родителей

15.Какие компоненты входят в содержание прогулки :

а) наблюдения

б) подвижные игры

в) спортивные развлечения

г) дежурства

Тест по дошкольной педагогике к теме «Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой»

1. Преемственность между детским садом и школой это :

а) одна из форм связи между образовательными учреждениями

б) совокупность образовательных программ

в) управленческая структура

2.Выберите содержательные компоненты преемственности :

а) педоцентрический

б) коммуникативный

в) информационно-просветительский

3.Выберите виды готовности к обучению в школе :

а) мотивационная

б) практическая

в) интеллектуальная

4.Выберите компоненты мотивационной готовности к школе :

а) интерес к школе

б) умение сотрудничать

в) желание учиться

5.Укажите тесты, которые входят в диагностику готовности к обучению в школе :

а) тест Керна-Йирасека

б) графический тест

в) методика «Секрет»

6.Назовите основания преемственности между детским садом и школой :

а) развитие любознательности

б) развитие коммуникативности

в) обучение письму и счету

7. Назовите варианты взаимодействия между детским садом и школой :

а) детский сад-школа

б) предшкола

в) начальные классы располагаются в детском саду

8.Выберите аспекты взаимодействия между детским садом и школой:

а) методический

б) информационно-просветительский

в) коммуникативный

а) взаимопосещения образовательных учреждений со стороны педагогов

б) педсоветы

в) родительские собрания

10.Компоненты интеллектуальной готовности к школе это :

а) знания о школе

б) желание учиться

в) познавательные психические процессы

11.Назовите исследователей проблем готовности к обучению в школе :

а) Л.А.Венгер

б) С.Л.Новоселова

в) В.А.Петровский

12.Назовите основной вид деятельности дошкольника :

а) учебная деятельность

б) игровая деятельность

в) трудовая деятельность

13.Назовите основной вид деятельности младшего школьника :

а) учебная

б) учебно-познавательная

в) продуктивная

14.Что представляет собой специальная подготовка детей к школе:

а) физическая подготовка

б) подготовка по основным образовательным областям(математика, окружающий мир)

в) психологическая подготовка

15.Чем регулируются отношения между детским садом и школой:

а) специальным договором о взаимодействии между детским садом и школой

б) планом совместной работы

в) образовательной программой

Тест по теме «Игровая деятельность дошкольника»

1.Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности»:

в) результат

г) действия

д) воображаемая ситуация

2. Творческие игры это :

а) игры-драматизации

б) игры-забавы

в) сюжетно-ролевые

г)подвижные

д) музыкальные

ж) дидактические

3. Основа игр с правилами:

а) свод формализованных правил

б) воображаемая ситуация

в) набор игровых действий

г) выигрыш

4. Игры с правилами :

а) шахматы

в)»магазин»

г) дочки-матери

д) парные картинки

5. Тип отношений играющих в играх с правилами :

а) дружеские взаимоотношения

б) сопричастности

в) состязания и соперничества

г) сотрудничество

д) соперничество

6. Конечный результат в творческих играх :

а) его нет

б) реализация игрового замысла

в) выигрыш

г) творческое воссоздание действий

д) победа

е) установление дружеских взаимоотношений

7. Основная цель творческих игр :

а) насладиться процессом

б) реализация замысла

в) принять роль

г) действия с предметами

д) организация досуга

8. Основные игровые средства:

А) игрушки

Б) воображаемые предметы

В) предметы-заместители

Д) игровые действия

9.Основные компоненты сюжетно-ролевых игр :

а) дидактическая задача

б) игровая задача

в) воображаемая ситуация

д) игровые действия

е) правила

10. Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников :

а) цепочка из 1-2 действий

б) роли не осознаются

в) воображаемая ситуация удерживается взрослым

11. Выделите верное утверждение :

а) «игра дитя труда»

б) игра социальна по содержанию

в) игра социальна по происхождению

г) «труд дитя игры»

д) игра имеет биологическое происхождение

12. Назовите исследователей технологий сюжетно-ролевых игр :

а) А.П. Усова

б) Д.Б. Менджерицкая

в) Л.С.Выготский

г) С.Л. Новоселова

д) Н.А. Короткова

е) А.Н. Леонтьева

13.Назовите основные компоненты дидактических игр :

а) воображаемая ситуация

б) дидактическая задача

в) игровые взаимоотношения

г) правила

е) игровые действия

14. Определите зависимость от игрушки игровой деятельности старшего дошкольника :

а) ребенок сначала определяет игру, затем игрушку

б) ребенок сначала выбирает игрушку, потом игру

в) игра не зависит от игрушки

г) игра может протекать без игрушки

д) игрушка – материальная основа игры

15. Какие потребности удовлетворяются в игре:

а) потребность в движении

б) потребность в общении

в) потребность в действиях с предметами

г) биологические потребности

д) потребность в познании окружающего мира

16. Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?

а) игровые модули

б) предметы-заместители

в) предметы и пособия

г) наборы тематических игрушек

д) дидактические игрушки

17. Выделите основные компоненты технологии руководства сюжетно-ролевыми играми С.Л. Новоселовой:

а) минимальное число игрушек

б) обучающие игры

в) игра «телефон»

г) активизирующее общение взрослого с ребенком

д) предметно-игровая среда

е) игры-придумывания

ж) ознакомление с окружающим

18. Выделите парадоксы игры, выделенные Л.С. Выготским :

а) игра-школа воли

б) игра-школа морали

в) противоречие между желаниями и возможностями

г) игровые и реальные отношения

д) необходимость руководства творческой деятельности

е) воображаемая ситуация все время развивается

Тема: Система дошкольного образования

1.Какие ступени обучения объединяет образовательная система?

а) дошкольное

б) послешкольное

в) дополнительное образование

г) самостоятельное

2. Какие учреждения относятся к образовательным?

а) учреждения дополнительного образования

б) дошкольные

в) исправительные

г) профессиональные

3.Какой документ определяет специфику деятельности учреждения и является основанием для разработки устава образовательного учреждения?

а) Закон РФ об образовании

б) Типовое положение об образовательном учреждении

в) Образовательная программа

г) Концепция дошкольного воспитания

4.Определите виды дошкольных учреждений:

а) детский сад

б) детский дом

в) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий

г) центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей

5.Какие компоненты входят в понятие «система образования»?

а) совокупность образовательных учреждений

б) система органов управления образованием

в) совокупность системы образовательных программ

г) совокупность государственных образовательных стандартов

6.Какие процедуры составляют систему правовых основ повышения качества дошкольного образования?

а) аттестация

б) лицензирование

в) рецензирование программ

г) аккредитация

7.Процедура лицензирования дошкольного учреждения предоставляет право :

а) на педагогическую деятельность

б) на открытие детского сада

в) на прием детей в детский сад

г) на финансирование

8. Процедура аккредитации детского сада предоставляет право:

а) на финансирование

б) на открытие детского сада

в) на защиту прав и достоинств ребенка

г) на гарантии родителя в воспитании детей

9.Что является предметом экспертизы во время процедуры лицензирования дошкольного учреждения?

а) оборудование педагогического процесса

б) кадровое обеспечение

в) программное обеспечение

г) условия пребывания детей в детском саду

10.В каком случае дошкольное учреждение получает повышенное финансирование?

а) если аттестовано на категорию (вторую, первую)

б) если соответствует санитарным требованиям

в) если отвечает запросам родителей

г) если обеспечивает сохранность жизни и здоровья детей

11. В каком случае дошкольное учреждение приобретает статус «Центра развития»?

а) если образовательные услуги превышаю требования Госстандарта по всем направлениям

б) если образовательные услуги превышаю требования Госстандарта по одному направлению

в) если учреждение отвечает запросам родителей

г) если получает бюджетное финансирование в увеличенном объеме

12. Кто принимает участие в проведении процедуры аттестации дошкольного учреждения?

а ) педагогический коллектив детского сада

б) родители

в) специальная комиссия

г) общественные организации

13.Относятся ли принципы государственной политики в области образования к системе дошкольного образования?

в) частично

г) корректируются с учетом специфики детского сада

14. Назовите направления развития системы дошкольного образования:

а) развитие теории и практики дошкольного образования

б) развитие сети дошкольных образовательных учреждений

в) развитие материальной базы дошкольных учреждений

г) подготовка кадров

15.Каким образом реализуется национально-региональный компонент в содержании дошкольного образования?

а) обновления содержания традициями, культурой той местности, где проживает ребенок

б) разделения детей по национальному составу внутри дошкольного учреждения

в) изучения интересов родителей

г) обновления технологий воспитания ребенка

Тест по дошкольной педагогике

Тема: Обучение детей дошкольного возраста

1. Выберите правильный ответ:

а) метод обучения – это способ познавательной деятельности взрослого и ребенка

б) метод обучения – это система способов работы воспитателя и детей с целью приобретения детьми знаний, умений и навыков, развития познавательных способностей

в) метод обучения – это прием взаимодействия с ребенком по поводу приобретения познавательной информации

2. Какие из перечисленных методов являются наглядными?

а) беседа

б) наблюдение

в) показ способов действия

3. Что из перечисленного является формой организации обучения?

а) занятия

б) экскурсия

в) рассматривание картины

4.Игровые методы относятся к группе:

а) практических

б) наглядных

в) словесных

5.Какие из перечисленных не относятся к словесным методам обучения ?

а) беседа

б) показ образца

в) рассказ по картине

6.Выделите модели обучения дошкольников :

а) развивающая

б) активизирующая

в) личностно-ориентированная

7.Кто из педагогов занимался вопросами дошкольного обучения?

а) А.С.Макаренко

б) А.П.Усова

в) Н.Н.Поддъяков

8. Что является основной формой обучения в детском саду?

а) занятия

б) кружок

в) самостоятельная деятельность

9.Выберите наиболее полный ответ:

а) обучение – это процесс передачи знаний, умений и навыков

б) обучение – это способ приобретения познавательной информации

в) обучение – это процесс взаимодействия педагога с детьми с целью приобретения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности

10. Назовите основные компоненты процесса обучения:

в) способ

г) форма организации

11.Целью обучения в дошкольном возрасте является :

а) передача знаний, умений, навыков

б) обучение способам познания, переживания и преобразования окружающей действительности

в) передача опыта деятельности

12.Какой дидактический принцип обучения Я.А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики» в дошкольном возрасте?

а) систематичности

б) наглядности

в) доступности

13.Целью какого процесса является передача способов и средств познания окружающей действительности?

а) обучения

б) воспитания

в) образования

14. Назовите компоненты процесса обучения:

а) научение

б) учение

в) преподавание

г) деятельность

15.Что включается в структуру учебной деятельности:

а) учебная задача

б) учебные действия

в) контроль и оценка

г) практические навыки

Тест по теме « Дошкольная педагогика как наука»

1. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:

1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.

2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.

3. Дошкольная педагогика – это наука об образовании и развитии детей дошкольного возраста.

4. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

5. Правильного ответа нет.

6. Не знаю

2.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения »:

1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.

2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.

3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.

5. Правильного ответа нет.

3.Укажите наиболее точные значения понятия « педагогика»:

1. Педагогика – область практической деятельности

2. Педагогика – искусство воспитания

3. Педагогика – область научного знания, наука

4. Педагогика – наука и искусство

5. Правильного ответа нет.

4.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:

1. в 17 веке

2. в 18 веке

3. в 20 веке

4. в 1148 году

5. Правильного ответа нет.

5.С чьим именем связано становление научной педагогики :

1. Ж.Ж. Руссо

2. Я.А. Коменский

3. К.Д. Ушинский

4. И.Г. Песталоцци

5. Не знаю

6.Выделите источники педагогики как науки :

1. Литература

2. Искусство

3.. Религия

4. Народная педагогика

5. Педагогическая практика

7.Выделите отрасли современной педагогики :

1Философия

2. Дошкольная педагогика

3. Психология

4. История педагогики

5. Педагогика школы

8.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:

1. Частные методики

2. Коррекционная педагогика

3. Возрастная педагогика

4. История педагогики

5.. Правильного ответа нет.

9.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:

1. Философия

2. Психология

3. Анатомия и физиология

4. Информатика

5. Математика

10.Укажите методы педагогического исследования :

1. Наблюдение

2. Изучение теоретических источников

3. Анкетирование

4. Лабораторный эксперимент

5. Не знаю

11.Укажите характеристики процесса воспитания :

2. Воспитание – общественное явление

3. Воспитание – историческое явление

4. Воспитание – постоянно меняющееся явление

5. Воспитание - функция педагога

12.К разряду основных педагогических понятий относятся:

1. Личность

2. Образование

3. Деятельность

5. Педагогический процесс

13. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки :

1. Ребенок

2. Закономерности развития ребенка

3. Закономерности воспитания ребенка

4. Взаимодействие педагога с ребенком

5. Задачи педагогики

14.В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания :

1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский

2. « Материнская школа» Я.А. Коменский

3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили

4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский

5. « Поучение детям» В. Мономах

15. Свободный ответ. Обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов :

1.Ш.А. Амонашвили: « Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»

2. К.Д. Ушинский: « В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

3. К..Д. Ушинский: « Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

4. В.А. Сухомлинский: « Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»

Тест по дошкольной педагогике « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

1.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания :

а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности

б) способ привлечения дошкольника к труду

в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду

г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду

2. Назовите исследователей проблем трудового воспитания дошкольников :

а) М.В. Крулехт

б) Д.В. Сергеева

в) С.Л.Новоселова

г) М.И. Лисина

3. Выберите виды труда дошкольников :

а) производительный труд

б) хозяйственно-бытовой

в) ручной

а) Л.С. Выготский

б) М.В. Крулехт

в) Д.Б. Эльконин

г) А.В. Запорожец

5. Выберите способы организации коллективного труда дошкольников :

а) индивидуальный

б) труд рядом

в) совместный труд

г) общий труд

6. Выберите формы организации труда дошкольников :

а) самообслуживание

б) трудовое поручение

в) дежурство

г) совместный со взрослым труд

7.Определите компоненты труда как деятельности :

б) результат

г) способ

8. Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста :

а) принцип добровольности участия

б) принцип наглядности

в) принцип диалогового общения

г) принцип гуманизации

9. Определите специфические особенности дежурств :

а) всегда идут от взрослого

б) являются обязанностью

в) это труд для других

г) являются добровольными

10. Какие компоненты отражают способность детей к трудовой деятельности :

а) овладение системой знаний

б) желание трудиться

в) наличие обобщенных трудовых умений

г) наличие специальных трудовых умений

11.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:

а) трудовое обучение

б) самостоятельная трудовая деятельность

в) ознакомление с трудом взрослых

г) пословицы и поговорки о труде

12.Отметьте специфические особенности хозяйственно-бытового труда :

а) имеет цикличность

б) сопровождает любую деятельность

в) используется только в младшем дошкольном возрасте

г) цель отдалена во времени

13.Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста :

а) совместный со взрослым труд

б) самообслуживание

в) самостоятельная трудовая деятельность

г) длительные поручения

14.Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:

а) коллективный труд

б) ручной труд

в) труд в природе

г) индивидуальный труд

15.В чем отличия трудовой деятельности от игры :

а) деятельность процессуальная

б) деятельность результативная

в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане

г) деятельность реалистическая

Ответы на тестовые задания:

«Воспитание- ведущая функция дошкольной педагогики»

1. в 2. б 3. б 4. а в 5. а б г 6. б 7. а в г 8. а 9. а б в10. а б г11. а б в 12. а б в13 . б 14. а б в 15. а б в

« Ребенок и социум

1. а б в 2. б 3. а б 4. б 5. а б в 6. а 7. а 8. б в 9. а б в10. а б в11. а 12. а б 13. б в 14. а в г15. в

Воспитание здорового ребенка »

1 2 . б в г 3 . а б в 4 .а в г 5 .а б 6 . а в г 7 . а б в 8. в 9 . б в г 10 .а б в 11 . а б г 12. а б в 13 . а б г 14. а 15 . а б в

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой

1. а 2. а б 3. а в 4. а в 5. а б 6. а б 7. а в 8. а б 9. а б 10. а в 11 . а в 12. б 13. а 14. б 15. а б

«Игровая деятельность дошкольника

1. а б в г 2. а в 3. а 4. а в д 5. в 6 а 7. а 8. а б в 9. в г д 10. г 11. а б в 12. б г д 13. б в г 14. а 15. а б в д 16. а б 17. а г д ж 18. а б г д

Система дошкольного образования

1. а в 2. а б г 3. б 4. а в г 5. а б в 6. а б г 7. а 8. а г 9. а б г 10. а 11 . а 12 . а в 13. а 14. а б в г15

Обучение детей дошкольного возраста

1. б 2. б в 3. а б 4. а 5 . б 6. а б 7. б в 8. а 9. в 10. а б 11. б 12. б 13. а 14. б в 15. а б в

Дошкольная педагогика как наука

1. 2 3 2 . 3 3. 3 4. 1 5. 2 6. 3 4 5 7. 2 4 5 8. 9. 1 2 3 10. 1 2 3 11. 1 2 3 12. 2 4 5 13. 3 14. 2 15 .

« Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

1. а 2 . а,б 3 . б,в 4 . б 5 . б, в,г 6. б в г 7 . а,б,г 8 . а,в,г 9 .б,в 10 . а,в,г 11 . а,б,в 12 . а, б 13. а 14. б,в 15 . б,г

Дошкольная педагогика как наука

Практически до начала 17 в. педагогика существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский философ Френсис Бекон. он и ввёл собственно термин «педагогика»

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения детей с рождения до поступления в школу .

Объект дошкольной педагогики – воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс. Предмет – закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка.

Основные понятия дошкольной педагогики:

Воспитание – самое основное понятие педагогики. В социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Воспитание явление историческое и носит классовый характер.

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на овладение определённой сумой знаний, умений, навыков, действий, привычек, поведения.

Развитие – происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психической и биологической природе. Это процесс движения, изменения. Переход от старого к новому.

Формирование – это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних; природных и социальных.

Пед. процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Пед. взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника следствием которого является взаимное изменение в их поведении, деятельности, отношениях.

Дош. пед. как и другие науки имеет много много источников: народная педагогика, данные смежных наук, передовой пед. опыт.

Задачи дошкольной педагогики.

1. Разработ. содержан., метод., форм, организации воспит.-образов. процесса в д.с. с учётом достижений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, описание. передового пед. опыта

3. Разработка методов, форм, содержания. сотрудничества д.с. и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм, взаимодейств., приемственности д.с. и школы.

Дош. пед. как наука имеет 2 основные функции:

1. Теоретическую (реализуется на трёх уровнях: описательный – главн. задача изучен. передов. опыта; Диагностический; Погностический.

2. Технологическая функция. имеет 3 уровня:

Проективный (связан с разработкой соответ. методических материалов)

Преобразовательный (направлен на внедрен. пед. достижен. в практику)

Рефлексивный (предпологает оценку влияния результатов научн. исслед. на пед. практику).