Лидер в детском коллективе программы. Лидеры в детском коллективе и воспитательная работа с ними

Московский Педагогический Государственный Университет


"Лидеры в детском коллективе и воспитательная работа с ними"


Выполнил:

Муравьева Я.А., II курс,

Проверил: Гончаров М.А.


Москва, 2009 г.


Введение

Психология лидерства

Выявление лидера в детском коллективе

Методы воспитательной работы с лидерами детского коллектива

Заключение

Список литературы

Введение


Мой выбор этой темы обусловлен довольно-таки распространенной проблемой лидерства в наших школах. Именно проблемой, потому что лидерство, как неотъемлемое социальное явление, особенно в подростковом возрасте, может носить и негативные качества, которые влекут за собой очень печальные последствия, как и для самого лидера, так и для всей группы.

На своем опыте я сталкивалась с двумя яркими примерами. Ученица А. была постоянным членом лидерской группы в классе до прихода ученицы Б., которая после периода адаптации в новом коллективе не только вытеснила ученицу А. и заняла ее место, но и, установив свою «диктатуру», подговорила остальных ребят к полному игнорированию своей бывшей соперницы. В классе был объявлен бойкот. Казалось бы, здесь действуют обыкновенные законы общества и природы и не стоит заострять на этом внимания. Однако ситуация неблагоприятная даже для учителей: и классного руководителя, и предметников, - потому что в общем психологическом климате класса устанавливается постоянное напряжение и противостояние, дети в меньшей степени сконцентрированы на учебном процессе, т.к. их мысли занимает, прежде всего, заявленная проблема. Подобная «травля» (а ведь, безусловно, для подростка это будет травлей) может оставить неизгладимый отпечаток на психике ребенка и привести к плачевным результатам (например, развитие аутичности, всевозможных комплексов, поиск альтернативных путей утешения - алкогольные/наркотические вещества и др.).

Другим примером явления «негативного лидерства» выступает проблема пагубного влияния на группу. Неоднократно я была свидетелем, когда в подростковом коллективе именно лидер был зачинщиком асоциального поведения. Будучи организатором досуга своей группы, он предложил попробовать наркотик (алкоголь, вандализм и др.). А ведь в детской группе существует колоссальный кредит доверия по отношению к своему лидеру, поэтому маловероятно, что члены группы будут раздумывать над предложением, ведь их лидер уже все решил.

Такие случаи не единичны. Цель данной работы попытаться обозначить правильную стратегию поведения педагога в детских коллективах, где уже сложилась определенная иерархия (а лидеры существуют всегда, когда существует группа), во избежание подобных ситуаций.

1. Психология лидерства


Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, - они приобретают доминирующее положение. Большинство людей непостоянно в собственных убеждениях, сомневаются в правильности своих поступков. С появлением «вождя» (лидера) всякая неуверенность исчезает. Несокрушимая уверенность в себе вождя порождает безмерное доверие других. Таким путем происходит разделение участников группе на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы. Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения. Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований лидерства выделены различные стили, разработан ряд концепций. Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» - лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений. Сторонники теории черт лидерства считают предпосылкой признания человека лидером обладание специфическими «лидерскими» чертами и способностями. Исследования, проведенные в русле этой теории, концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариантом такого подхода является харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать («харизма»). Сторонники интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Вопрос о том, кто конкретно возьмет на себя лидерство, должен решаться с учетом индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи. Ситуационная теория лидерства (или групподинамический подход) утверждает, что лидерство - это, прежде всего, продукт сложившейся в группе ситуации (Ф. Фидлер) и что в ситуациях, очень благоприятных или же, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации более успешным оказывается лидер, ориентированный на людей. Синтетическая (или комплексная) теория делает акцент на взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство.

Изучая взаимоотношения детей, исследователь А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и постоянных. Расхожее мнение о том, что некоторые дети "от природы" не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других детей.

Подростковое лидерство является таким же, как и подростковый возраст, - яркое, драматичное, очень противоречивое период. Лидеры-подростки болезненнее лидера-взрослого переживают трудности своего положения, болезненнее реагируют на потерю своего положения, даже если оно временное. Подростки-лидеры экстремальнее в выборе средств давления на тех, кто не хочет быть их последователями. Такое крайнее средство воздействия на несогласного, как бойкот, распространено именно в подростковой среде. Бойкот чаще всего организуется лидером. Подростковые лидеры менее надежны, чем лидеры-взрослые, а значит, под их управлением тревожнее всем. Неуверенность подростковых лидеров объясняется тем, что им не хватает жизненного опыта, понимания других людей для того, чтобы спокойно и решительно действовать в тех или иных ситуациях. Они очень беспокоятся за свое реноме (репутацию), это тоже мешает управлять. Вообще, лидеру не так просто потерять лицо, как ему самому это кажется. Нужно совершить серьезное преступление против группы, серьезно нарушить ее жизнь, отношения между членами группы. Однако самому лидеру его положение кажется крайне неустойчивым, особенно лидеру-подростку. Лидеры-подростки часто плохо справляются с той социальной ответственностью, которую «навешивают» на них взрослые. Им кажется, что если он лидер, так уже справится со всем. Однако «взрослые» поручения могут оказаться критичными для лидера.

Главной характеристикой лидера являются его лидерские качества - это совокупность определенных свойств, черт, позволяющих члену детского общественного объединения статусно выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидер-подросток должен обладать следующими качествами: компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность, организованность. Процесс развития лидерских качеств подростков включает в себя и результаты качественного развития, и собственные преобразования личности самими членами группы на основе активной деятельности в детском общественном объединении. Иначе говоря, лидерские качества складываются в итоге собственного активного отношения к жизнедеятельности объединения и лидерского поведения в группе. Согласно Э.Е. Лукьянчикову, основными субъективными условиями развития лидерских качеств являются:

vзнания подростка о сущности лидерства;

vвнутреннее осознание важности лидерства для себя;

vвнутренняя мотивация развития у себя лидерских качеств.


2. Выявление лидера в детском коллективе


Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе - одна из самых острых и актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе - опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры - это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по различным признакам.

Самым простым способом является прямой вопрос: «Кто у вас лидер?» Ответом является уверенное: «У нас его нет». Скажет это как раз тот, о ком был задан вопрос. В другом случае называют различных ребят, но все посматривают в одну сторону. Туда и надо смотреть, чтобы получить ответ. В третьем случае один из ребят, к общему восторгу, восклицает: «Я». По этому восторгу можно вычислить только шута, а лидер тот, с кем он общается наиболее часто. Можно свободно рассадить ребят в комнате. Место лидера всегда окажется в последнем ряду, как правило, в середине или в углу, противоположном входной двери. Оттуда он видит всех, а его, не повернувшись специально, не видит никто. Он может управлять классом, обращаться ко всем, а ответное обращение затруднено: нужно обернуться, а это некий коммуникативный барьер.

Отличительная особенность положения лидера в группе - закрытость, защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место - как можно дальше, напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации). Если же он сел рядом, значит или готовится «прикол» (шутка), или своеобразное приглашение к сотрудничеству.

Можно провести известный тест - изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат - наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»; «Давайте перенесём теннисный стол»), - ответит первым лидер. Право говорить от имени группы делегируется именно ему. Безапелляционностью ответа он закрепляет свой статус в глазах аудитории. Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального руководства, поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей степени.лидер детский коллектив подросток

Понаблюдав, можно легко заметить, что лидер - это тот, чьи слова в весёлой компании непременно вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отличается глубиной и остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход. Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её речевой портрет. При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают, никогда не прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «словесного портрета» лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для собственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия арбитра. У него полно анекдотов, забавных историй на все случаи жизни. Но в то же время он никогда не повторяет их в одной группе, создавая себе репутацию человека феноменальной памяти.

Лидер мало говорит о себе, но максимально - о своих собеседниках, не позволяет себе расслабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном настроении. Напротив, стремится всякий раз дать группе оптимизирующую установку, всем своим видом убеждает каждого, что тот действует свободно: «Это надо именно мне».

Лидер - мастер диалога, он умеет слушать, сохраняя вид вдумчивого собеседника, говорить с каждым о проблемах, его волнующих. В ситуации, когда надо разделить аудиторию, коммуникативно изолировав того, кто заведомо негативно влияет на становление коллектива, лидеру приходится создавать вакуум вокруг своего оппонента, не обнаруживая собственных мыслей, делать их итогом диалога, вовремя высмеять человека, вносящего раздор в группу, «подсекая» его на первой же неловкости, а затем, противопоставив остальным, ввести в группу, когда тот уже подчинился сложившейся модели поведения. Обычно этому помогает ответственное поручение. Лидер всегда акцентирует внимание собеседников на той проблеме, которая ему известна лучше других. Если в группе автомобилистов есть лучший, чем он, знаток автомобилей, лидер переключается на другую тему, которая заведомо более знакома ему.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, который принят группой. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер делает это, будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах кого-то другого, - это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» - слова подлинного лидера. Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, напротив: он всегда подчёркивает своё единение с остальными.

Часто лидер говорит от имени всей группы с тем, чтобы навязать учителю, воспитателю своё решение. В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный характер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмыслению. Само требование не акцентируется, не выделяется интонацией и темпом, лидер избегает таких форм, как: «Я говорю», «Я требую»... Инстинктивная императивная формулировка естественно вплетается в речь, никак и ничем не выделяясь из общего «портрета», хотя имеет какой-то выделительный атрибут, который вписывается в формирующийся «речевой облик».

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложившимися ориентациями группы, в том числе внешними, - противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти- возможности управлять одними при помощи других.


3. Методы воспитательной работы с лидерами детского коллектива


Эффективность воспитательной работы с подростками-лидерами (и подростками, вообще) зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и педагогической позиции педагога, внутрисемейных обстановки и стратегии воспитания, состояния физического и психологического здоровья учащихся, точности определения симптомов и причин поведенческих нарушений. При осуществлении воспитательных воздействий необходимо помнить, что любые педагогические усилия, направленные на решение воспитательных задач в одной сфере (учебно-познавательной, эмоциональной или межличностной) приводят к вмешательству и изменениям в целостной структуре личности. Например, попытки изменить характер отношений подростка со сверстниками или педагогами могут привести к таким проявлениям (временного или длительного характера), как повышение эмоциональной напряженности, импульсивности, невнимательности или даже агрессии или депрессивности. Воспитательная работа педагога должна базироваться на нескольких принципах:

Принцип единства диагностики и воспитательной деятельности (воспитательные воздействия должны быть наделены конкретным содержанием, ориентированным на реальные особенности воспитуемых);

Принцип приоритетности устранения не нежелательных поведенческих проявлений, а причин, их вызывающих.

Принцип деятельностного подхода (воспитание личности обязательно должно соотноситься с деятельностью и возможно только в ней).

Принцип учета индивидуально-психологических особенностей воспитуемых (учет особенностей ближайшего окружения, сформированность психологических новообразований, типологических, характерологических особенностей и т. д.).

Принцип комплексности воспитательных воздействий (воспитательные влияния оказываются наиболее эффективными при их совместном осуществлении всеми участниками воспитательного процесса).

Принцип гуманистического воспитания (позитивное восприятие и уважение личности воспитуемых).

Традиционно воспитательная работа может осуществляться по 3 стратегиям:

1. «Делай, как я. (Будь таким, как я)». Педагог показывает эффективные формы деятельности и взаимодействия, обучает их реализации, добиваясь соответствия образцу. В этом случае ответственность за формирование соответствующих качеств и навыков несет педагог. Уровень осознания происходящих изменений учащимися достаточно низок. Использование данной стратегии в работе малоэффективно, т. к. подростки стремятся к познанию причинно-следственных связей.

. «Давай сделаем (добьемся, научимся) вместе». Педагог совместно с подростком находит и реализует наиболее эффективный способ достижения воспитательной цели (например, формирования нового полезного (социально одобряемого) качества). Данная стратегия предполагает более высокий уровень осознания деятельности учащимися, педагог в этой ситуации делит ответственность за осуществление изменений с воспитуемым.

. «Давай подумаем, как сделать лучше». Педагог передает ответственность за осуществление найденного способа решения учащемуся. Данная стратегия предполагает самый высокий уровень осознания деятельности учащимися с широкими возможностями сознательного выбора способа и его освоения.

Выбор стратегии взаимодействия зависит от специфики отношений между педагогом и учащимися. Использование стратегии «Делай, как я» возможно лишь в том случае, если отношения характеризуются высокой степенью доверия и готовностью принять на себя роль «подчиняемого» (чаще используется в работе с младшими школьниками). Подростки предпочитают использование стратегий с более высоким уровнем осознанности и самостоятельности действий (стратегии 2 и 3). Следует отметить, что наиболее желательным для учащихся является взаимодействие в рамках стратегии «Давай подумаем, как сделать лучше», что соответствует тенденции освободиться от влияния взрослых и действовать самостоятельно, однако не все подростки функционально готовы к такому взаимодействию. В возрасте 12-15 лет лидеры не захотят по собственной воле устанавливать контакт с педагогом, поэтому прежде чем, перейти к реализации какой-либо стратегии, необходимо создать контакт с неформальным лидером класса. Этому может способствовать:

·использование обращений, позволяющих показать интерес к личности ребенка;

·использование любых спонтанных возможностей, чтобы поговорить с подростками неформально;

·избегание осуждающих, негативно оценивающих лидера в присутствии членов его группы.

Если педагог замечает, что лидер начинает проявлять свою диктатуру и навязывать свое мнение и группе, и учителю, то необходимо помочь ребятам «обезглавить» диктатора. Например, лидер заявляет от имени всей группы: «Мы не хотим на экскурсию, нам всем это неинтересно», - имея в виду, прежде всего, себя. Педагог поступит неправильно, если начнёт читать наставления всем, здесь нужно другое - противопоставить группе слова лидера: «А мы все хотим, чтобы никто не говорил от нашего имени, мы и сами можем. Правда, ребята?» Местоимения «мы», «нас», прямой вопрос к аудитории создают новую ситуацию общения. Ребята не ответят «нет», а ответив утвердительно, развенчают тем самым лидера, помогая в этом взрослому.

Чтобы лидер оказывал только положительное влияние на группу, необходимо привлечь его к разработке различных акций, мероприятий, самодеятельности, творческих заданий, где в большей степени могут проявиться лидерские качества подростка. Тем самым, ученик будет не только под «контролем» преподавателя, но сможет укрепить свое положение вынужденной организаторской деятельностью.

Заключение


Современный подросток - личность противоречивая, борющаяся за признание своего мнения как равноправного при взаимодействии со взрослыми и детьми. Важно, чтобы эти противоречия нашли своё отражение в целостной гармонии реально существующего мира. Однако постоянный поиск решения возникающих проблем, невозможность найти нужный ответ приводят подростков в антисоциальные группировки, где они обретают криминальный опыт и негативное отношение к жизни под влиянием асоциального окружения. В обществе сложилась тревожная ситуация, когда именно отрицательно ориентированные лидеры привлекают всё большее число подростков в молодёжные группировки. Противостоять разгулу безнравственности в подростковой среде можно только при создании организационно-педагогических условий «взращивания» лидера, способного делать процесс межличностных отношений более целенаправленным, эффективным, вызывающим у сверстников чувство осмысленности происходящего. Важно, чтобы лидер был подлинным носителем нравственных ценностей, способным к реализации собственной индивидуальности, нацеленной на саморазвитие, творчество и самосовершенствование.

Лейтмотивом через всю работу проходит метод сотрудничества, привлечение лидера к общественным работам, создание общего досуга, выработка сознательности своей главенствующей позиции, но не злоупотребление ею. Именно по тому, каким будет лидер, мы сможем судить и обо всём детском коллективе. Отсюда следует, что основную педагогическую работу надо вести с подростками, занимающими «привилегированное» положение среди «своих».

Список литературы


1.Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 2006.

2.Битянова М.Р., Лидерство в подростковом возрасте. - М., 2008.

Емельянов Ю.Н., Руководство коллективом как проблема социальной психологии. - М., 1971.

Емельянова М.Н., Воспитание ребенка-лидера. - М., 2006.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы. - МГУ, 1991.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1. Особенности лидерства в детском коллективе

2. Этапы личностного продвижения в позицию лидера

3. Педагогическое стимулирование лидерства

4. Педагогические условия формирования лидерства

В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:

Своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;

2. учением как преобладающим видом деятельности школьника;

3. ситуацией лидерства (формальное/неформальное, временное/постоянное, одно/разновозрастная группа);

4. заданностью отношений с педагогами.

Многие проблемы группового лидерства остаются по-прежнему открытыми и для детских и юношеских коллективов. Хотя они играют большую роль: ведь то влияние, которому подвергается ребенок в этих группах, во многом определяет формирование его личности, жизненных позиций. Перенесение фактора социализации из семьи в подростковую среду приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.).

Поэтому при формировании лидерских позиций у детей и подростков очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.

В ходе личностного продвижения в позицию лидера необходимо поэтапное прохождение фаз:

Личностное определение (позиционное и деятельностное);

Проблематизация в позиции лидера (какую проблему будет решать лидер);

Построение программы личностного продвижения;

Овладение элементами деятельности и личной рефлексии.

Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой – личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении – появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства.

Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, под которой подразумевается педагогическая организация мотивообразующих условий деятельности, направленная на включение личности в социально-значимые отношения с позиции лидера (Л.А. Уманский, В.В. Рогачев, И.И. Тимонин). Компоненты педагогического стимулирования лидерства могут быть непосредственными и опосредованными:

1. Диагностический компонент. Предполагается, что личность принимает, осознает и интериоризирует позицию лидерства. Поэтому педагог, вожатый должен обеспечить для подростка формирование определенного комплекса знаний о себе, других, психологии отношений (здесь очень уместны различные тесты, тренинги и т.п.).

2. Эмоциональный компонент. Деятельность педагога, вожатого направлена на воздействие на чувства подростка с целью пробуждения переживания самоутверждения, социальной ответственности, гражданского долга и приведения в действие волевых механизмов личности.

3. Перцептивно-групповой механизм. Воздействие педагога на личность через корректировку межличностных отношений в группах различных уровней развития. Результатом может быть изменение цели, формы, средств общения.

4. Деятельностный компонент – включенность подростков в различные виды деятельности, позволяющие проявляться лидерским наклонностям личности, реализовать ее лидерский потенциал. Средствами являются деловые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторская деятельность.

Таким образом, можно выделить педагогические условия формирования лидерства в детском коллективе:

1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.

4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.

5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

Существует определенный набор принципов, которым должен следовать педагог-организатор, вожатый с позиции гуманистического подхода (В.П. Бедерханова):

1. С самого начала и на всем протяжении педагог демонстрирует детям свое полное к ним доверие.

2. Он помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности.

3. Он исходит из того, что у детей есть внутренняя мотивация.

4. Он выступает для детей как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребенка.

6. Он развивает в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7. Он старается быть активным участником группового взаимодействия.

8. Он открыто выражает в группе свои чувства.

9. Он стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.

10. Для содействия формирования лидерской позиции он сам демонстрирует лидерское поведение: разнообразные стили лидерства, качества личности лидера, уважение прав и свобод других, делегирование полномочий, и др.

Лидеры. Кто они?

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей .

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы .

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности. Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.



Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры. Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Таким образом, можно выделить педагогические условия формирования лидерства в детском коллективе:

1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.

4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.

5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

Курсовая рбота

Тема: Лидеры детского коллектива, воспитательная работа с ними


Введение

Глава 1. Теоретический анализ научных источников и современное состояние

изучаемой проблемы

1.1. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

1.2. Лидерство как социально-психологический феномен

1.3. Важнейшие средства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению лидерского потенциала подростков

2.1. Диагностика межличностных отношений в детском коллективе, направленное на выявление лидеров и изучение их личностных качеств

2.2.Воспитание лидеров детского коллектива

2.3. Оценка эффективности разработанной программы по воспитанию лидеров детского коллектива

Заключение

Литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Предлагаемые обучающие занятия во временном детском объединении создают благоприятные условия для социализации подростка.

Актуальность данной курсовой работы определяется проблемой, представленной тремя направлениями:

1. Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях лидерского потенциала (разрешение противоречий).

2. Потребность в изучении основных направлений и путей в развитии лидерских качеств подростка.

3. Необходимость создания условий для реализации лидерского потенциала подростка

Предыдущие рассуждения позволяют выделить объект, предмет, субъект комплексного монографического исследования.

Объект – личность подростка.

Предмет – воспитание лидерских качеств личности подросткового возраста.

Субъект – группа подростков 13-15 летнего возраста.

Цель:создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность в рамках обучающего блока занятий «ШИК».

Эта цель конкретизируется следующими задачами:

1) Изучить теоретические концептуальные положения по предложенной проблеме.

2) Создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала.

Изучение теоретических концептуальных положений по предложенной проблеме, позволяет выдвинуть следующую гипотезу: воспитание и реализация лидерского потенциала подростка будет более эффективным если:

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

Создавать и своевременно изменять условия развивающей среды (включение разнообразных упражнений, игр, этюдов, соответствующих целям занятия);

Организатор будет понимать значимость проводимых занятий, проводить детальный анализ сложившейся ситуации после очередного упражнения или этюда, давая возможность всем желающим высказывать свою точку зрения.

В ходе исследования был использован ряд методов. Эмпирические методы: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение (сплошное, выборочное), беседа (фронтальная, опрос анкетирование), тестирование (стандартизированное), метод графического отображения результатов, метод статистической обработки данных, а так же среди теоретических методов: метод теоретического анализа литературы.

Методологической основой исследования являются труды Э. Эльконина, согласно которым развитию человека нет пределов, предположения Я.Л. Коломинского о положительных и отрицательных чертах личности, исследования В.В. Абраменковой, Е.А. Аркина, О.М. Гостюхиной, А.С. Замужного, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, О.О. Папир, А.А. Роляк, Т.А. Репиной, Т.В. Сенько, Р. К. Терещук, на основе которых можно выделить качества, значимые для высокого и низкого статуса подростков в коллективе сверстников.

Вся работа над данной курсовой работой состоит из нескольких этапов.

На теоретическом этапе (с сентября по октябрь) изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме, состояние практики в Нижне-тавдинском Доме творчества, формировались компоненты введения (проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза), подбирались методы и методики исследования.

На собственно экспериментальном этапе (с марта по май) проводились констатирующий и формирующий этапы эксперимента

На интерпретационно - оформительском этапе (май) выполнялся количественный и качественный анализ результатов, полученный материал систематизировался и обобщался, формировались выводы, и оформлялась курсовая работа.

Исследование проводилось с апреля по май на базе Нижнее-Тавдинского Дома творчества, исследованием было охвачено 15 подростков 13-15 летнего возраста.

Теоретическая значимость заключается в уточнении понятий, обобщение их характеристик, выявление факторов, обуславливающих воспитание лидерского потенциала личности.

Практическая значимость заключается в составлении и разработке программы «Я лидер» по воспитанию и развитию лидерского потенциала личности подростка.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников литературы, исследуемых при подготовке к написанию работы, приложения.


Глава 1. Теоретический анализ научных источников и современное состояние изучаемой проблемы

1.1.Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

Объяснения природы лидерства реализовались в русле психологических школ: психоаналитической (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), сосредоточивший внимание на бессознательном стремлении к первенству, превосходств, реализации «комплекса Наполеона»; йельской (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, У.Уайт) и близкой по проблематики франк-фуртской (Т. Адорно, Г.Маркузе, Э. Фромм), анализировавший факторы взаимодействия лидеров и их последователей, механизмы формирования лидерского влияния; в социальной психологии масс(Г. Тард, Г.Лебон), где лидер предстает как гипнотизер, вожак толпы, умело использующий механизмы массового заражения, убеждения и внушения.

Так или иначе, но проблема обретения лидерских способностей через определенную просвещающую модель всегда оставалась заманчивой идеей исследователей-практиков. В этой связи можно выделить теорию общих черт лидерства, зародившуюся в 20-40-е гг. XIXв. И представляющую собой систематизацию наиболее значимых для реализации лидерского потенциала качеств. Данная теория основывается на психодиагностическом тестировании личности, определение лидерских предпосылок характера испытуемого. И хотя четкое объяснение наличие в характере человека тех или иных задатков превосходства и находится в области туманных рассуждений, но, тем не менее, допустимость эмпирического измерения лидерского потенциала и не наличие ряда коррекционных процедур по его «наращиванию» позволяет причислить данную теорию к разряду «раскрывающих загадку» феномена.

Эта теория обнаруживает особую производимость и в концепциях современных авторов при определении того, что было названо Л. Стаутом «лидерским капиталом», - т.е. совокупностью «личностных качеств и талантов, позволяющих лидеру эффективно вести за собой окружающих».

В конце XIX – начале XXв. большое распространение получают поведенческие теории лидерства, концентрирующие внимание не столько на свойствах характера, сколько на манере поведения лидера. Особое значение придавалось внешней оценке его со стороны окружения, восприятию группой последователей. Измерение в данном случае строилось на фиксации внутренней сплоченности окружающей лидера структуры, а также индивидуальной удовлетворенности членов группы действиями своего руководителя. Отнесение того или иного человека к разряду лидеров, таким образом, осуществлялось на основе его умения действовать как лидер, другими словами, создавать соответствующую организационную структуру. Поведенческий аспект лидерства исследовался Р.Танненбаумом, У. Шмидтом, Р. Лайкертом, Р. Блейком, Дж. Моутоном, Дж. Фордом и др..

Еще одним вариантом поведенческой теории можно признать получившие широкое распространение во второй половине XXв атрибутивные теории лидерства (Д. Джиойя, Ф.Фидлер, Х. Симз, П. Сьюдфельд, П. Тетлок и др.). основное значение в них придается степени свободы лидера, находящихся в прямо прямопропорциональной зависимости от ожидания последователей. Именно группе отводится доминирующая роль в моделировании лидерского поведения, именно межсубъективные взаимодействия рассматриваются в качестве основного фактора влияния на процесс принятия управленческого решения.

Обратный поворот проблемы – влияние лидера на поведение группы и формирование соответствующих лидерскому замыслу последствий, поднимается в рамках мотивационной теории лидерства, разрабатываемой А.Маслоу, Р. Хаусом, Герцербергом, где механизм лидерства исследуется в рамках бихевиористской дихотомии «стимул – реакция».

Теория обмена и трансактного анализа (Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли и др.) представляют лидера и окружающую его среду как компоненты взаимовыгодного обмена: лидер вносит в социальные взаимодействия вклад в виде самого себя, получая за это определенную форму вознаграждения – группу, организацию, социум. В данном случае активная роль лидерского окружения несколько теряет свое значение, становясь равноправным партнером трансактности. Наиболее показательной в этом смысле предстает операциональная концепция лидерства Дж. М. Бернса, выделившего два типа лидеров: лидер, регулирующий и лидер трансформирующий. Первый тип представляет собой достижение оптимальных форм согласия лидера и его окружения, выражаемый в минимально креативном воздействии его на группу, второй предполагает творческое изменение окружения, выражаемое в развитии каждого члена группы, попадающего в радиус лидерского воздействия.

Проблема лидерства в детском коллективе.

«Лошадь можно силой привести к водопою, но нельзя заставить пить».
Американская пословица.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений в группе.

Любой руководитель, учитель это мотор, а вожаки-лидеры, это приводящие в движение шестеренки.

Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели. Но, как же выявить лидеров и как с ними работать?

Лидер это врожденная способность. На лидера выучить невозможно даже в самой элитарной школе. Лидерство, не только врожденная способность, но и врожденная потребность.
На базе инстинктов у человека формируют потребности: в труде, в отдыхе, охоте, в преодолении (волевой инстинкт, «рефлекс цели»), в одежде, в поиске партнера, в желании управлять событиями (в обучении, в подражании поведению взрослых, профессионалов, повторению их поступков, выработке умений, навыков), эстетике и этике поведения и потребления, в исследовании, творчестве (в искусстве, в технике, в науке), копировании эталонов (артистизме, моде), турнирности (войне, спорте), лени (экономии сил), защищенности (принадлежности к семье, социальной группе, классу, народу, нации и государству), и, наконец, социальном доминировании (вхождении в социальную иерархию), что особенно характерно для врожденных лидеров.

В случае неудовлетворенности этих естественных потребностей человеческого организма, возникают их извращения - псевдопотребности, блокирующие, либо ослабляющие естественные неудовлетворенные потребности человека. Возникают неврозы, болезни, наркомании, алкоголизм и т.д.


Нейрофизиологические исследования, проведенные И.П. Павловым, показали, что лидирующие животные отличаются типологической («нервной») силой, которая определяется уровнем энергетического обеспечения деятельности нервных клеток, обуславливает большую работоспособность животного, в том числе и человека, устойчивость к стрессам, различным нервным нагрузкам. Типологически сильные люди могут много и длительно работать, они смелы, решительны, самостоятельны, умеют постоять за себя и за тех, кто рядом с ними, не теряются в трудных ситуациях, при этом не только сохраняют присутствие духа, но и мобилизуются. Типологическая (личностная) сила необходимое условие для лидерства.

Детские психологи давно обратили внимание на то, что вожаки в детских коллективах определяются структурой коллектива. Педагог П.П. Блонский отмечал, что если коллектив состоит из умственно хорошо развитых детей, то вожак обычно умный, инициативный и ловкий ребенок. В менее развитом коллективе интеллект отходит на задний план и его место занимает физическая сила. Вожак обладает теми качествами, которые для данного коллектива являются идеальными.

В книге Богдановой Н. «Группы крови: индивидуальная программа жизни. Новые Российские исследования» стр.13 - 14 говорится: «Для японца не знать свою группу крови – примерно то же, что для нас не знать свой знак зодиака. Во время 2 мировой войны некоторые подразделения армии и флота Японии формировались с учетом группы крови! Сейчас в «Стране восходящего солнца», при подборе спортивных команд учитывается группа крови игроков». В главе «Группа 0(1)» сказано: «Вы можете стать прекрасным руководителем, организатором, так как являетесь лидером по натуре» (стр.129).

(5а) В статье Алены Белозеровой (газета «Центр – плюс» №30 июль 1995 г) говорится: «Японский ученый Пошикате Номи своими исследованиями подтвердил, что обладатели 1 группы всегда стремятся выбиться в лидеры… Те, у кого 2 группа крови, предпочитают гармонию, спокойствие и порядок… Явные и неприкрытые индивидуалисты … обладают 3 группой крови… кровь 4 группы характерна для тех, кто с трудом принимает решения».

В статье «Воспитание характера в школе» А.С. Макаренко утверждает: «…во многих школах главной бедой является дисгармония между бурными, сильными горячими натурами ребят в 12 – 14 лет и скукой детского коллектива в школе (стр.455). Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества (стр.476) …


В Курсе лекций А.Ц. Гармаева «Этапы нравственного становления ребенка» (Москва 1991 г. Московский центр межнационального и сравнительного образования сказано: (стр.26 –27). С 12 до 14 лет продолжается возраст активизации способностей… подростки в этом возрасте очень активны, энергичны, живы…Авторитет родителей падает почти до нуля… И авторитет сверстников становится чрезвычайно значимым… В этом возрасте дети с удовольствием формируются в множественные группы… Девочки, которые с первого класса активно доминировали в классе, в этом возрасте становятся суперактивными. Мальчики, которые ранее проявляли уравновешенность в иерархическом подразделении, теперь начинают проявлять внимание к этой иерархии, они хотят какие – то посты занимать, они хотят кем – то в классе состояться. Если в классе не получается - они неизбежно идут во двор… в семьях, где происходило утверждение одного родителя перед другим, дети в этом возрасте активно самоутверждаются, потому, что именно это запечатлено ими, и должно быть ими проиграно…Социологический анализ, проведенный среди девятиклассников, обнаружил, что всего лишь 17% детей проявляют заботу друг о друге. Для остальных детей характерна реакция самоутверждения».


Исследования показали, что мир дворовый, мир подростковый опирается на законы справедливости и четкие требования ответственности за свой проступок, за свои действия. …Слову чести нельзя изменить, и кто ему изменит, – теряет честь. Так вот, это слово чести, бывшее когда – то, как опора нравственного в социуме,при переходе к авторитарному способу руководства перешло в зону антисоциального, в зону свободного подросткового действия. …Весь преступный мир держится на этом – законе чести, ответственности за свое слово, ответственности за то дело, за которое взялся. Ибо существует очень жесткое наказание. И опять же присутствует 2 элемента: право выбора всегда дано и всегда строгость за неправду действия. В.. системе воспитательно – административной … когда …право выбора не дано – тогда и второе действие –ответственность за неправду действия – не имеет смысла… И чаще всего это вызывает обиды и чувство несправедливости. Это действительно несправедливо, потому что подросток начал исполнять действие, которое сам не выбирал, а которое ему было директивно дано».

Та же (стр.86). «Есть ли шанс все же перевоспитать подростка сегодня? – Необходимо удовлетворить глубинную потребность подростка в общении … Это организация групповых ценностей, выход на доверие с группой и работа с группой, постепенное выведение ее через групповые ценности, на все более глубинные ценности, т.е. на душевные свойства …Всякий педагог, который работает с группой эффективно, работает именно таким образом».


Каждый лидер может иметь не более 16 взаимных дружеских связей внутри своей контактной группы. Замкнув максимально возможное число «психологических валентных» связей внутри детского коллектива,педагог может ограничить неблагоприятные контакты социальной среды. Если все возможные связи задействованы внутри коллектива, то внешние связи ребенка ослабевают и рвутся.

Сплоченность коллектива определяется отношением числа взаимных связей к общему числу членов коллектива. Поэтому сплоченность является критерием, характеризующим сопротивляемость коллектива неблагоприятным воздействиям социальной среды, критерием защищенности и нравственности. Сплоченность снижает число неврозов, является профилактикой правонарушений, улучшает дисциплинированность, творческую активность, способствует развитию самоуправления

Число лидеров в постоянном коллективе не меняется, меняется только количество членов их контактных микрогрупп, в зависимости от «психологической валентности» лидера. Плохих лидеров не существует. Лидер всегда отражает потребности своей группы.

Для практической деятельности по формированию и управлению детским коллективом, педагогу необходимо пройти следующие стадии работы с детским коллективом:


1 .Выявить потребности и интересы детей и организовать их общественно-полезную деятельность по этим интересам.

2.На первой стадии, четко и однозначно сформулировать требования к формируемому коллективу детей и порядок неукоснительного контроля за их исполнением, используя авторитарный стиль управления.

3.В процессе деятельности коллектива,
выяснить возможности и способности детей стать лидерами , обратив внимание на конкретные характерные черты лидера: общительность, доброжелательность, интеллектуальную и физическую развитость, психическую устойчивость, способность внушать к себе уважение, способность вести за собой от одного до 16 детей в микрогруппе, организаторские способности.

4 .С первого дня назначить своими помощниками детей, обладающих такими характеристиками .

5.Выявить микрогруппы, формирующиеся вокруг лидеров.


6. Выявить наиболее авторитетных лидеров и их микрогруппы , особенно те, которые направлены на общественно - значимые цели и хорошо идут на контакт с педагогом.

7. Найти контакт с лидерами этих микрогрупп и создать условия для поднятия их авторитета (социального статуса) в формирующемся коллективе.

8.После нахождения положительного контакта с лидерами, включить их в организаторскую деятельность по достижению целей детского коллектива, создав Совет лидеров во главе с наиболее влиятельным , положительно направленным лидером, согласным с предъявленными педагогом требованиями.

9. Помочь лидеру и его окружению в планировании и управлении детским коллективом по установленным ранее требованиям, постепенно переходя к демократическому стилю управления коллективом.

10. Создать условия соревнования лидеров и их группировок по более качественному достижению поставленных перед коллективом целей, с премированием победивших микрогрупп значимыми для детей подарками, с организацией друг другу помощи в приемах достижения поставленных целей. Сдружить лидеров между собой
, увеличив сплоченность коллектива.

11. Перевести сформированный детский коллектив на
самоуправление, «на автопилот», переходя к «либеральному» стилю управления, управляя коллективом «по отклонению».

Как выделить лидера в ученическом коллективе

Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе - одна из самых острых, актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе - опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры - это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по различным признакам.

Педагог, будь он воспитателем или учителем, классным р у ководителем или директором школы, - это прежде всего лидер, человек, который умеет всё или почти всё. Он может вести урок, проверять посты на дежурстве, увлечённо расск а зывать о пришельцах из космоса на классном часе, придумать реквизит к спектаклю, организовать поход, начинающийся на рассвете. Он лучше всех проведёт КВН, интригующе пост а вит животрепещущие проблемы на «Часе откровений». Ме ж ду тем он не маг, он - педагог. И этим всё сказано.

Изучая современное состояние воспитания, я пришёл к выводу, что проблема лидера, вла с ти, харизмы - одна из важнейших в человеческих взаимоотношениях, в педагогике, но о ней, о её важности, значимости мы как-то не говорим. Между тем подрастают новые эскадроны тинэйджеров, никак и никем не организуемые. Но табун, не имеющий вожака, обречён на гибель. Ка ж дому учителю полезно развивать в себе качества подлинного лидера, приглядеться к тому, кто пользуется подростковым уважением. Это предостережёт учителя от опасности оказаться ску ч ным и навязчивым, «чужаком» в детском сообществе.

Что говорят лидеры о себе? Обратимся к их самонаблюдениям, чтобы понять, с кем имеем дело и кем может стать учитель, воспитатель, ведущий за собой ребят.

. Главная черта лидера - справе д ливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он не просто принимает решения, но принимает их, исходя из того, что нужно прежде всего коллективу, делу.

Уверенность и осведомлённость

Учителю, если он хочет стать лидером, просто необходимо знать приоритеты и цели группы, б е зошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему. Если мы пришли в класс или в отряд к подросткам, как это сделать быстрее и безошибочнее? Рассмотрим на примерах.

Учитель входит в класс и неожиданно обращается с вопросом: «Кто у вас лидер?» Ответом является уверенное: «У нас его нет». Скажет это как раз тот, о ком был задан вопрос. В другом сл у чае называют различных ребят, но все посматривают в одну сторону. Туда и надо смотреть, чтобы получить ответ. В третьем случае один из ребят, к общему восторгу, восклицает: «Я». По этому во с торгу можно вычислить только шута, а лидер тот, с кем он общается наиболее часто.

Можно свободно рассадить ребят в комнате. Место лидера всегда окажется в последнем р я ду, как правило, в середине или в углу, противоположном входной двери. Оттуда он видит всех, а его, не повернувшись специально, не видит никто. Он может управлять классом, обращаться ко всем, а ответное обращение затруднено: нужно обернуться, а это некий коммуникативный барьер. Отличительная особенность положения лидера в группе - закрытость, защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место как можно дальше, напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации). Если же он сел рядом, знайте: готовится «прикол» или своео б разное приглашение к сотрудничеству (принимать его стоит лишь тогда, когда лидерство однозна ч но уже переходит к вам).

Можно провести известный тест - изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат - наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначн о го ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»; «Давайте перенесём те н нисный стол»), - ответит первым лидер. Право говорить от имени группы делегируется именно ему. Мы спрашиваем на вечере: «Поздновато, может, разойдёмся?» Внимательно посмотрим, кто ответит первым «да» или «нет». Это и будет тот, чья поддержка нам особенно важна в работе с ребятами, кто играет ту роль, которая должна принадлежать нам самим. Безапелляционностью ответа он закрепляет свой статус в глазах аудитории.

Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального руководства , п о скольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей степени. Не навязывайте ему руководство, ведь подлинным вожаком группы сможет стать тот, кого класс или отряд изберёт для этого при нашей поддержке.

Как ещё узнать лидера? Какие качества выделить? Наконец, как стать им? Какие условия соблюдать? Понаблюдайте за ребятами внимательно, и вы увидите, что лидер - это тот, чьи сл о ва в весёлой компании непременно вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отлич а ется глубиной и остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход.

Уверенность и зачастую бескомпромиссность лидера закрепляется характерным взгл я дом. Люди, оказывающие наибольшее влияние на ход истории, непременно обладали особенн о стью взгляда как наиболее сильного средства воздействия на собеседника. Исторические перс о нажи подтверждают это: сила их взгляда оказывает огромное императивное воздействие

Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её речевой портрет.

Вести за собой имеет право лишь тот, кто уже осознаётся как «свой», кто интуитивно чувствует каждого в группе, быстрее и точнее других откликнется на ещё не прозвучавшие вопрос и просьбу.

При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают, никогда не прерывая. Понимая это , лидер говорит без особой заботы о выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «сл о весного портрета» лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для со б ственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия арбитра. У него полно анекдотов, скетчей, забавных историй на все случаи жизни. Но в то же время он никогда не п о вторяет их в одной группе, создавая себе репутацию человека феноменальной памяти.

Казалось бы, культура речи подростковых лидеров столь низка, что владение ею можно игнорировать. Но на самом деле лидер - человек, говорящий наиболее уместно, точно, логи ч но, кратко, действенно, образно, ясно. Что же касается правильности, - нормы, принятые компанией, соблюдаются им безупречно. Другое дело в том, что они не могут быть нормами всего общества и зачастую противостоят им. У каждой группы - своя культура как межли ч ностных отношений, так и речи. Но задача педагога в том, чтобы сделать её органичной но р мам и ценностям, принятым в обществе.

Вести за собой имеет право лишь тот, чей авторитет обусловлен не циркулярами и не ди п ломом (это софистический аргумент «к авторитету», разоблачавшийся ещё в древности), а вну т ренней потребностью членов коллектива видеть во главе именно такого человека, обладающего качествами, которыми каждый мечтает овладеть. «Magister dixit» («Так сказал учитель»), - это будет решающим аргументом не ранее чем ребята почувствуют, что всё сказанное учителем пр е следует одну цель - сделать каждого из них выше, лучше, умнее. Но постигается это не из де к лараций, даже самых громких, а благодаря умению учителя наладить эмпатическую взаимосвязь с воспитанниками, заниматься не решением отвлечённых проблем, а ставить и решать именно те, которые наиболее остро волнуют ребят. Они должны быть уверены, что педагог - гарантия их духовного роста, человек, консолидирующий группу, способный задаться теми же задачами, что и они сами, но решить их на качественно более высоком уровне.

Итак, нужен лидер - такой, который противостоял бы влиянию сомнительных уличных компаний, но не декларировал бы своей отвергающей позиции по отношению ко всему, что уже принято подростками. Надо рассмотреть все аспекты личности коммуникативного лидера - и подростка, и взрослого. Конечно, портрет будет неполным, если обратиться лишь к гипотетиче с кому лидеру-педагогу: надо видеть и знать, каковы качества вожака-тинейджера, чтобы распо з навать его среди других, видеть устремления наших воспитанников, и вместе - надлежащим о б разом реагировать на возможные коммуникативные импульсы, обращённые к нам. Рассмотрим эти качества - и сами решим, что можно и нужно заимствовать, а что предстоит исключить из ценностной иерархии ребят.

Посмотрим на лидеров-подростков. Как они говорят? Может быть, именно это приведёт к пониманию лидерства как психосоциального явления.

Лидер мало говорит о себе, но максимально - о своих собеседниках, не позволяет себе ра с слабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном настроении. Напротив, стремится всякий раз дать группе оптимизирующую установку, всем своим видом убеждает каждого, что тот дейс т вует свободно: «Это надо именно мне».

Лидер - мастер диалога, он умеет слушать, сохраняя вид вдумчивого собеседника, говорить с каждым о проблемах, его

волнующих. В ситуации, когда надо разделить аудиторию, коммуник а тивно изолировав того, кто заведомо негативно влияет на становление коллектива, лидеру приходится создавать вакуум вокруг своего оппонента, не обнаруживая собственных мыслей, делать их итогом диалога, вовремя высмеять человека, вносящего раздор в группу, «подсекая» его на первой же неловкости, а затем, противопоставив остальным, ввести в группу, когда тот уже подчинился сложившейся модели поведения. Обычно этому помогает ответственное поручение. Лидер всегда акцентирует внимание собеседников на той проблеме, которая ему известна лучше других. Если в группе автомобилистов есть лучший, чем он, знаток автомобилей, лидер переключается на другую тему, которая заведомо более знакома ему.

Учитель, воспитатель, вожатый - постоянный руководитель общения, коммуникативный лидер. Любая наша задача решается в процессе взаимодействия, психологическая роль в гру п пе определяется именно умением общаться. Подлинный учитель-лидер знает: ребятам нравится уверенность и немногословность , а если обнаружишь сомнение - ничего не добьёшься. Реч е вая манера, жёсткость режиссуры, точность формулировок, негромкая и неторопливая знач и тельность речи, исключающая суетливость и непоследовательность, - всё это черты подлинн о го лидера, совершенно необходимые для педагога. Мы даём ребятам возможность высказаться, творить, проявлять себя, но направляющая воля должна угадываться во всём, иначе возникнет анархия. Здесь, как и во всём, нужна мера: избыток авторитаризма подавляет, отчуждает, а к центированная демократичность может вызвать панибратство

Итак, за собой ведёт тот, чья идея наиболее привлекательна, чей образ наиболее по л но воплощает общие представления об идеале. Но эта идея и этот образ имеют и соответс т вующую речевую маску, позволяющую быть всегда впереди. Если нет вдохновляющей идеи - лидер не состоялся.

Лидер - это тот, к кому обращаются в надежде быть выслушанными, если кто-то не ув е рен в своём праве делать окончательные суждения. Способность руководить - это спосо б ность знать мнение всех и каждого, синтезировать их, чтобы потом принять необходимые р е шения. Если лидер оказался втянутым в спор, что бывает крайне редко, он ничего не будет страстно доказывать, не станет угрожать, оправдываться, убеждать. Наоборот, он предоставит оппоненту право высказываться, будет ждать его суждений, аргументов, будет больше спр а шивать, чем отвечать, ибо вопрос - самая выгодная позиция в споре. Лидер помнит: в споре нельзя торопиться, оправдываться, угрожать, что-либо внушать.

Когда же полемисты горячатся, лидер быстро произносит решение, своего рода резюме после полемики - отточенными, краткими, ясными фразами, совершенно исключающими пр о явление тревоги, волнения

Лидер всегда устраняется от конфликта и не поддерживает ни одну из сторон, если конфликт непримирим. Он умеет угодить обоим, чтобы незаметно подчинить их своим ц е лям, т.е. целям коллектива. Наиболее непримиримого из полемистов он умеет ставить в т у пик сенсационным фактом, интересным и практически не имеющим ответа вопросом, новой информацией или демонстративным молчанием. Он никогда и никого не обрывает, не испол ь зует запретов, угроз, тем более оправданий.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, к о торый принят группой. Если это литературный язык так называемых мажоров, он владеет им в совершенстве. Если это жаргонный язык рокеров или ностальгистов, жаргон должен быть известен ему лучше всех остальных. Лидер умеет выгодно трансформировать свою речевую манеру. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Оказавшись же в другом обществе хотя бы с одним чл е ном своей группы, принимает язык этого сообщества, предъявляя таким образом окружа ю щим и свою компетентность, и умение владеть ситуацией.

Лидер тонко чувствует настроение группы, всегда ориентируется на сложившуюся с и туацию и возникшие запросы. Он говорит с группой о её проблемах; предстаёт как человек, способный их решить и увлечь на решение остальных. Он немногословен - соглашается, е с ли нужно; игнорирует, если сказанное не заслуживает внимания, не нуждается в чьей-то з а щите или поддержке, отвергает её. Любопытная деталь: лидер избегает цитирования, п о скольку это обращение к чьему-то авторитету, а авторитет - он сам.

Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер д е лает это, лишь будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах к о го-то другого, - это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» - слова подлинного лидера . Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, н а против: он всегда подчёркивает так называемыми инклюзивными формами своё единение с остальными.

Часто лидер говорит от имени всей группы, с тем чтобы навязать учителю, воспитат е лю своё решение. «Мы не хотим тихого часа, мы вполне взрослые люди». Педагог поступит неправильно, если начнёт читать наставления всем, здесь нужно другое - немедленно «обезглавить» группу, противопоставить ей слова лидера: «А мы все хотим, чтобы никто не говорил от нашего имени, мы и сами можем. Правда, ребята?» Местоимения «мы», «нас», прямой вопрос к аудитории создают новую ситуацию общения. Ребята не ответят «нет», а ответив утвердительно, развенчают тем самым лидера, помогая в этом взрослому.

Лидер говорит в одном темпе и стиле, иногда монотонно. Известно, кстати, что Робеспьер говорил медлительно и негромко, голос у него был слабым. Однако каждый член Конвента знал, что его судьба может измениться под влиянием речи «неподкупного», поэтому напряжённое вн и мание порождало звенящую тишину.

Одна из важных черт речи лидера - эллиптичность, неоконченность речевых структур, умение обрывать свои мысли на самом интересном или на очевидном, тем самым как бы пер е давая эстафету речи ребятам, которые с восторгом подхватят её.

Создать ситуацию, когда мысль, речь будут незамедлительно продолжены друг и ми, - искусство подлинного организатора, дирижёра детского коллектива.

В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный хара к тер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмысл е нию . Само требование не акцентируется, не выделяется интонацией и темпом, лидер избегает таких форм, как: «Я говорю», «Я требую»... Инстинктивная императивная формулировка ест е ственно вплетается в речь, никак и ничем не выделяясь из общего «портрета», хотя имеет к а кой-то выделительный атрибут, который вписывается в формирующийся «речевой облик».

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложи в шимися ориентациями группы, в том числе внешними, - противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти - возможности управлять одними при пом о щи других.

Ещё одно качество лидера вы можете наблюдать: форму обращения. В «Бронзовой пт и це» есть самые разные персонажи: Кит, Бяшка, Генка, Славка, а есть просто - Миша. Он вожатый - лидер, а лидеров всегда называют по именам, они не имеют кличек и искажа ю щих имя суффиксов. Если вожатого назвали «Михой» - имейте в виду, что функции нефо р мального руководителя перешли к тому, кто назвал его так первым. «Серёга», - рекоменд у ется новый вожатый. При всей демократичности такого представления педагогический пр о счёт очевиден: если его так и будут звать Серёгой, всегда отыщется «Маша» или «Андрей», имени которых никто и никогда не исказит.

Умение оставаться весёлым, оптимистичным и даже беззаботным - качество, опред е ляющее лидера. Он ведёт. А тот, кто не знает дороги или боится трудностей, - вести никого не может.

Конечно, не всё сказанное о лидере вы возьмёте на вооружение. Каждый человек - личность со своими идеалами, целями, мотивировками. Но педагог, и, в частности, вожатый, руководитель кружка или секции, должен готовить себя к этой непростой функции. Из мн о жества информации им предстоит выбрать ту, что поможет быть рядом со школьниками и - немного впереди.

Педагог, не являющийся лидером, внутренним ориентиром для каждого воспитанника, порождает в подростковой среде своего рода «боссов» и «паханов», которые поведут ребят непонятно в каком направлении.

Материалы по диагностике лидерских качеств.

Тест . Составьте изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат – наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Наблюдение. Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»), - ответит первым лидер. (Из кн.: Школьное самоуправление….)

Мозаика лидера. Задание : наклеить каждому участнику команды на чистый лист бумаги свой набор полученных разноцветных карточек. Анализ мозаики лидера. Преобладание определенного цвета карточек выявляет следующее: 1) красный – эмоциональный лидер; 2) синий – генератор идей; 3) зеленый – организатор КТД; 4) желтый – резерв, наблюдатель; 5) черный – дезорганизатор; 6) белый – исполнитель. (Из кн.: Хочу быть лидером!)

Таблица. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров

Интеллектуальные способности

Черты характера личности

Приобретенные умения

Ум и логика

Рассудительность

проницательность

оригинальность

концептуальность

образованность

знание дела

речевая развитость

любопытство и познавательность

интуитивность

инициативность

гибкость

бдительность

созидательность и творчество

честность

личностная целостность

смелость

самоуверенность

Уравновешенность

независимость

самостоятельность

амбициозность

потребность в достижениях

настойчивость и упорство

энергичность

властность

работоспособность

агрессивность

стремление к превосходству

обязательность

участливость

умение заручаться поддержкой

умение кооперироваться

умение завоевывать популярность и престиж

такт и дипломатичность

умение брать на себя риск и ответственность

умение организовывать

умение убеждать

умение менять себя

умение быть надежным

умение шутить и понимать юмор

умение разбираться в людях

(Из кн.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент….

Тест на лидерские качества:

Что для вас важнее в игре? а) победа, б) развлечение.

Что вы предпочитаете в общем разговоре? а) проявлять инициативу, предлагать что-либо; б) слушать и критиковать то, что предлагают другие.

Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частный спор, не оправдываться? а) да; б) нет.

Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно? а) да; б) нет.

Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? а) да; б) нет.

В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой. Придумываете что-то такое, что интересно другим? а) да; б) нет.

Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих? а) да; б) нет.

Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие? а) да; б) нет.

Удается ли вам в разговоре, в дискуссии убедить. Привлечь на свою сторону тех. Кто раньше был с вами не согласен? а) да; б) нет.

Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, давать советы) других? а) да; б) нет.

Выводы: Если на все вопросы вы отмечаете пункт «а», то вы действующий лидер. Ответы «б» свидетельствуют о наличии качеств, препятствующих лидерской позиции; их необходимо корректировать.

(из газ. Граждановедение. 2006.№ 47.

Педагог-психолог I категории Ульянова Н.В