Социология проблемы детей и детства в целом. Мой проект - Галерея воображаемых игр (My Project- The Gallery of Imaginative Play and Games)

Кандидат социологических наук, доцент, Российская государственная детская библиотека, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия. [email protected]

DOI: 10.7868/S0132162518030066
ID статьи на сайте журнала: 7099

Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62-69.
DOI: 10.7868/S0132162518030066



Аннотация

В статье представлены три этапа развития социологии детства: от изучения детей в рамках общесоциологических подходов к социализационным теориям и постепенному становлению «новой» социологии детства. Эта отраслевая социология в современном состоянии базируется на понимании детей как активных членов общества, проведении сравнительного анализа различных групп детей в междисциплинарных исследованиях в области детства. Выделены общие и особенные характеристики российских и зарубежных теоретических, методологических и эмпирических исследований. Аргументирована необходимость пересмотра периодизации детства, которая должна быть основана на новых явлениях и специфике деятельности детей, особенно связанных с процессами информатизации и потребительскими практиками. Обозначены перспективы профессионализации сообщества российских социологов детства в технологиях и методах исследования нового поколения.


Ключевые слова

детство; социология детства; научные дискуссии; социологические ассоциации; институционализация; российская социология детства; исследования детства

Список литературы

Бесчасная А.А. Урбанистическое детство: социологический анализ. СПб.: Астерион, 2016. С. 125-126.

Бреева Е.Б. Исследование качественных характеристик детей в современной России: методологические аспекты: диссертация … доктора экономических наук. М., 1997.

Бюлер-Нидермейер Д., Зюнкер Х. От исследований социализации к социологии детства // Развитие личности. 2003. № 4. С. 69-94.

Губанова А.Ю. Классификация электронного контента сайтов для детей: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015. № 7 (150). С. 139-143.

Гуркина О.А., Колосова Е.А. К вопросу об актуальности изучения детства в социологии // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2013. № 2. С. 149-157.

Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова--Щеглова . М. 2017. 1 CD ROM.

Колосова Е.А. Потребительская социализация детей: подходы и практики // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова--Щеглова . М. 2017. С. 139-156. 1 CD ROM.

Кон И.С. Проблемы междисциплинарной кооперации общественных наук (на материалах социологии детства) // Советская социология. М.: Наука. Т. 1. Социальная теория и Социальная практика. 1982. C. 237-249.

Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2. С. 151-174.

Митрофанова С.Ю. Парадоксы пространства детства. Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2007. № 1 (51). С. 32-40.

Митрофанова С.Ю. Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2016. № 2. С. 132-135.

Митрофанова С.Ю. Современные тенденции в зарубежных социологических исследованиях детства (на основе тематики журнала «Детство: глобальный журнал исследований ребенка») // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова--Щеглова . М., 2017. С. 78-100.

Митрофанова С.Ю., Штифанова Е.А. Роль информационных технологий и гаджетов в социализации детей // Экономика и социология. 2015. № 1. С. 18-24.

Одинокова В.А., Захарова Ю.П., Русакова М.М. Опыт социологического опроса детей, живущих в детских домах // Петербургская социология сегодня. 2016. № 7. С. 116-142.

Рыбинский Е.М. Социальные реальности детства в современном российском обществе. Дис. … д.с.н. М., 1998.

Филипова А.Г. Российская социология детства: вчера, сегодня, завтра. Проблемы институционализации и перспективы развития: монография. СПб.: Астерион, 2016.

Филипова А.Г., Ракитина Н.Э. Дети и город: проблема воспроизводства социального неравенства. Социология города. 2016. № 2. С. 58-71.

Фрис С. Социология молодежи / Пер. Омельченко Е.Л. // Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН, 2000.

Щеглова С.Н. (а) Социология детства: социально-технологический аспект // Социальные технологии, исследования. 2003. № 1. С. 26-31.

Щеглова С.Н. (б) «Социология детства» как элективный курс. Опыт преподавания // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 109-113.

Alanen L. ‘Intersectionality’ and other challenges to theorizing childhood // Childhood. 2016. Vol. 23(2). P. 157-161. URL: http://chd.sagepub.com/content/23/2/157.full.pdf+html (дата обращения: 01.06.2017).

Boulding E. Children’s Rights and the Wheel of Life. New Jersey: Transaction Book, 1979.

Davis K. The Child and Social Structure // Journal of Educational Sociology. Vol. 14.

Eisenstadt S. From Generation to Generation. New York: Glencoe, 1956.

James A., Prout A. Strategies and structures: towards a new perspective on children’ s experiences of family life // Children in families: research and policy / Brannen J., O’Brien (coord.). London: Falmer Press, 1996. P. 41-52.

Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of chidhood? Provenance, promise and problems // Constructing and Reconstructing Childhood. Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood / James A., Prout A. (coord.). London: Falmer Press, 1997. P. 7-33.

Punch S. Research with children: The same or different from research with adults? // Childhood. 2002. Vol. 9. № 3. P. 321-341.

Qvortrup J. Childhood as a social phenomenon. Budapest, Viena: European Centre for Social Welfare Policy and Research. 1991.

Tuukkanen T. Children’s life world as a perspective on their citizenship: The case of the Finnish Children’s Parliament / Terhi Tuukkanen, Marja Kankaanranta, Terhi-Anna Wilska // Childhood. 2012. № 20 (1). P. 131-147.

Сущность социологии детства

Определение 1

Социология детства – это отрасль социологического знания, которая объясняет специфические конкретные действия, процессы в обществе в отношении периода детства, изучаемые с помощью специальной социологической техники. Главная проблема заключается в том, каким образом социальные процессы и явления, которые происходят ежедневно, оказывают влияние на детский организм и психику.

Социология детства стоит и функционирует в одном ряду с такими отраслями социологии, как:

  1. Социология воспитания;
  2. Социология образования;
  3. Социология молодежи.

Объект социологии детства – детство как структурный компонент общества, отражающий социальные и культурные изменения человека во все этапы взросления. Таким образом, в качестве объекта принято брать отдельную детскую группу, которая находится на этапе своей первичной социализации, и любое воздействие может оказать как негативное, так и позитивное влияние.

Предметом социологии детства являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальные нормы и предписания, которые направлены на регулировку соответствующих ролей, детской субкультуры, а также процессов взаимодействия общества и детства, государственной политики в интересах детей и подростков.

Важно понимать, что детство в принципе – это достаточно широкое понятие, и сюда входят дети разных возрастных уровней (начиная с рождения и заканчивая достижением совершеннолетия). То есть, до 18 лет любой человек считается ребенком, но при этом его уровень развития может быть абсолютно любым, так как это зависит от успешности социализации, от психических, физических и интеллектуальных особенностей.

В рамках социологии детства также рассматриваются особенности группового поведения, социально-демографические группы детского возраста, закономерности развития детских сообществ, как формальных, так и неформальных. Исследователи в отдельном разделе данной отрасли разрабатывают методические и методологические принципы исследования детской и подростковой среды.

При реализации данных исследований учитывается, что временной период детства характеризуется рядом социальных процессов:

  1. Первичная семейная социализация;
  2. Первичная внесемейная социализация;
  3. Формирование представлений о социальных нормах и ценностях в рамках семьи или некоторых институтах образования (детский сад, школа, подготовительные курсы);
  4. Освоение социальных ролей «взрослого мира» (для детей дошкольного или младшего школьного возраста рекомендуется организация такого освоения в игровых формах);
  5. Приобретение социального статуса (статус ребенка, затем статус школьника).

Отечественная социология детства

Этап становления советской социологии детства приходится на 20-30-е годы 20 века. Именно в это время ведется достаточно активная теоретическая и эмпирическая деятельность по изучению проблем детского возраста. Созданы соответствующие научные учреждения.

Социально-педагогические исследования проводились в разнообразных учреждениях: в библиотеках, школах, семьях, пионерских отрядах, детских домах. Они были ориентированы на исследование процесса формирования нового человека, а также на изучение окружающей среды как основного источника влияния на ребенка.

Гораздо позже, в 1982 году, спустя почти 50 лет, И.С. Кон предложил первую комплексную программу по изучению детства. Из данной программы, с небольшими изменениями и адаптациями под современные реалии, были выделены задачи социологии детства.

Детство в современном российском обществе – это обособленная социальная категория, которая связана с различными социальными институтами, а также законодательной системой, которая опирается на возрастные ограничения.

Замечание 1

В России на сегодняшний день детство институционализировано в возрастных рамках от 0 до 18 лет, и эти границы легиматизированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях по защите прав ребенка», а также в Конвенции ООН о правах ребенка. Так как детство не обладает самостоятельностью а таких процессах, как самостабилиация и самоорганизация, то оно нуждается в постоянном контроле или со стороны органов власти, или со стороны тех социальных институтов, которые способны оказать влияние на первичную социализацию главного объекта социологии детства – ребенка. Отсюда вывод, что существование детства невозможно без внешних поддерживающих сил, семьи в первую очередь.

Задачи социологии детства

Итак, И.С. Кон предложил программу по изучению периода детства, в которой выделил следующие задачи:

    Понять и проанализировать уже существующие в обществе ожидаемые, нормативные и реальные образы детства. К ним относятся следующие:

    • Критерии детского возраста (периодизация);
    • Черты и свойства, а также текущие стереотипы ролевого поведения детей, которые выступают в качестве социально-общественной нормы;
    • Отклонения детей разных возрастов (начиная с рождения и заканчивая достижением совершеннолетия);
    • Символизация возрастных процессов. Сюда входят представления о том, как происходит процесс перехода из одной возрастной группы в другую, но все это в рамках категории «детство»;
    • Возрастные ритуалы или инициации детей (первый звонок, выпускной, переход из детского сада в школу, переход из категории «младшие классы» в категорию «старшие классы», последний звонок).
  1. Изучить характер деятельности ребенка в определенный исторический промежуток времени. Предмет исследования в данном случае – это возрастная стратификация, а также структуры жизненного пути. Исследователь проводит сравнение возрастных изменений и их связь с изменениями исторического характера.

Замечание 2

Еще одна отдельная задача социологии детства – это исследовать и проанализировать специфику детской субкультуры. Детская субкультура является социокультурным феноменов общества и может выступать как некоторый механизм для поддержания образцов конструирования детского периода развития.

АННОТАЦИЯ

В статье представлено описание принципа участвующего исследования на примере ведения элективного курса «Полевая социология для школьников», раскрыты цели, задачи, структура курса, а также даны рекомендации по реализации принципа участвующего исследования.

ABSTRACT

In the article it is presented the principle of participating research by the example of elective course "Field Sociology for School Children". The purposes, tasks, structure of this course as well as recommendations about the principle of participating research realization are considered.

В современном мире возникновение непрерывной потребности в получении новых знаний о мире, явлениях социальной действительности является предпосылкой рождения творческого, активного, ответственного, неравнодушного человека, способного менять среду, в которой он живет или учится.

Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым является одним из четырех главных принципов Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Принцип участия детей в принятии решений является одним из ключевых принципов современной политики, ориентированной на ребенка, во многих странах, что способствует формированию у детей активной гражданской позиции, росту потребности участия детей в жизни общества, развитию чувства собственного достоинства, способности брать на себя ответственность, повышению качества жизни детского и взрослого населения, защите их прав, свобод и законных интересов.

Целью данной статьи является раскрытие и обоснование возможностей реализации принципа «участвующего исследования» в ходе прохождения курса по социологии в школе.

Подход, предполагающий участие детей не только в качестве информантов, но и в качестве активных участников исследования (на этапах сбора и обработки информации), получил в зарубежной науке название «участвующего исследования». Как зарубежные, так и российские социологи, занимающиеся изучением детства, признают компетентность детей в качестве участников социального взаимодействия, понимают, что детские социальные отношения и культуру необходимо изучать через самих детей и для детей.

В современной школе идет активный поиск новых форм, технологий обучения, стимулирующих активность, творчество и самостоятельность учащихся. Отличительной особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта является его деятельностный характер. Так, акценты смещаются на развитие личности обучающихся: формирование готовности к саморазвитию и личностному самоопределению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы .

Эту тенденцию мы и постарались учесть при разработке программы элективного курса под названием «Полевая социология для школьников». Программа курса предусматривает ведение занятий в объеме 34 часов в год, рассчитана на учащихся 8- 11 классов.

Цель курса: способствовать пониманию учащимися сущности процессов, происходящих в современном обществе, успешной социализации личности подрастающего поколения на основе осознанного определения своих интересов и возможностей в сфере исследовательской деятельности, поспособствовать подготовке широко образованных, творчески и практически мыслящих людей, способных к анализу, прогнозированию и решению различных социальных проблем.

В структуре курса выделены четыре модуля.

Модуль 1 «Знакомство с наукой «Социология» направлен на понимание специфики и профессиональных задач работы социолога, знания основ понятийного аппарата социологии, места социологии в системе общественных и гуманитарных наук, знакомство с главными социологическими теориями, переведенными на доступный детям язык.

Модуль 2 «Основы социологического исследования» охватывает следующие темы: «общие понятия социологических исследований» (актуальность, проблема, гипотеза и др.), «виды социологических исследований», «социологическая программа как инструмент социологического исследования», «правила выбора темы исследования» и т.д.

Модуль 3 «Методы сбора данных на практике» предполагает проведение своего мини-исследования и включает работу над такими темами, как: «методы сбора информации» (анкетирование, интервью, наблюдение, эксперимент, мягкие методы сбора данных), «правила проведения опросов», «как составить анкету».

Модуль 4 «От идеи к реальности» предполагает овладение способами обработки данных и интерпретации полученных результатов, составление отчета о социологическом исследовании и представление результатов социологического исследования в виде публикаций в школьной газете.

Реализация данного курса началась в октябре 2016 г. на базе лице г. Владивостока. В первом полугодии школьники получат базовые знания об особенностях организации и проведения социологического исследования, а во втором полугодии выйдут «в поле» для сбора эмпирического материала. Исследования будут связаны с городской проблематикой – городскими рисками, общественными пространствами, городскими мобильностями и пр. К работе будут привлечены студенты-социологи из Дальневосточного федерального университета. Они станут модераторами проектных групп, образованных из школьников. Проектные группы самостоятельно определяют темы работ. За темой следуют разработка программы, проведение исследования, обработка и анализ полученных данных, их обсуждение. После завершения проекта (1-2 месяца) группа распадается, формируются новые команды, исходя из исследовательских задач и предпочтений студентов и школьников.

Для успешной реализации принципа «участвующего исследования» необходимо постоянно поддерживать обратную связь со школьниками, выясняя их представления, мнения по тому или иному поводу, вовлекая в процесс социологического исследования не только как анкетера или интервьюера, но и как эксперта в области детства.

Подобный формат научно-исследовательской работы, с одной стороны, обеспечит погруженность исследователя в исследовательское поле (это также решение проблемы доступности поля), максимально сблизит позиции исследователя и исследуемого, что, несомненно, на пользу социологическим исследованиям детства. А, с другой стороны, будет способствовать формированию у школьников и студентов навыков научно-исследовательской работы, а также сопутствующих - коммуникативных, организаторских и прочих навыков. Кроме того, данный курс может стать средством профессионального самоопределения.


Список литературы:

1. Калабихина И.Е. Методические рекомендации по развитию участия детей в принятии решений, затраги-вающих их интересы, в муниципальных образованиях. - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в труд-ной жизненной ситуации, 2014. - 114 с.
2. Официальные сайт министерства науки и образования РФ: документы / [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа: URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0% BD%D1%82%D1%8B (дата обращения: 18.09.2016).

Вышел номер журнала «Социологические исследования» с разделом, приуроченным к 25-летию «Социологии детства» в мире:

  • Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62-69.

Аннотация: В статье представлены три этапа развития социологии детства: от изучения детей в рамках общесоциологических подходов к социализационным теориям и постепенному становлению «новой» социологии детства. Эта отраслевая социология в современном состоянии базируется на понимании детей как активных членов общества, проведении сравнительного анализа различных групп детей в междисциплинарных исследованиях в области детства. Выделены общие и особенные характеристики российских и зарубежных теоретических, методологических и эмпирических исследований. Аргументирована необходимость пересмотра периодизации детства, которая должна быть основана на новых явлениях и специфике деятельности детей, особенно связанных с процессами информатизации и потребительскими практиками. Обозначены перспективы профессионализации сообщества российских социологов детства в технологиях и методах исследования нового поколения.

Ключевые слова: детство; социология детства; научные дискуссии; социологические ассоциации; институционализация; российская социология детства; исследования детства

  • Саралиева З. Х., Кутявина Е. Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 70-76.

Аннотация: В статье представлены результаты исследований 2012–2016 гг., посвященных качеству жизни детей; их адаптации к учебе и школьному взаимодействию на разных ступенях обучения; конфликтам, агрессии и насилию в школе; профориентационной работе с выпускниками школ; внутрисемейному взаимодействию, отношению к членам семьи. Выявлены и систематизированы факторы, повышающие риск участия в различных ситуациях школьного насилия (вербальное или физическое, агрессор или жертва). В качестве значимых рискогенных факторов выделены: семейное неблагополучие, материальное неблагополучие, смерть близкого человека, переезд. Определены проблемы адаптации к школе на разных этапах обучения, особенности мотивации к учебе школьников разного возраста, специфические проблемы адаптации школьников из семей мигрантов. На основе исследования ценностных ориентаций учеников старших классов и их родителей выделены сходства и различия представлений учеников и их родителей об образовании и будущей профессии; о предпочтительном, допустимом и недопустимом профессиональном выборе. Авторы отмечают проблемы, возникающие при проведении массовых опросов младших и средних классов, которые возможно преодолеть тщательным контролем ситуации опроса и использованием дополнительных, нестандартизированных методов исследования (наблюдение, интервью). Результаты исследований показывают необходимость учета мнения детей как о «детских» (дружба, школьная успеваемость, отношения со сверстниками), так и о «взрослых» проблемах (бедность, развод, миграция). Авторы отмечают некоторые организационные проблемы при проведении опросов в школе.

Ключевые слова: детство; социология детства; насилие в школе; проблемы школьной адаптации; выбор профессии

  • Савинская О. Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77-85.

Аннотация: В статье описывается значимость изучения детства как самодостаточного объекта социальной практики. Дается обзор становления данного направления в социологии, обозначаются основные постулаты. Эмпирическая часть посвящена изучению детского сада как особого жизненного мира детей. Особое внимание уделяется описанию метода сбора данных – интервью-игре как адекватному методу для изучения мнения детей. Обозначены методические особенности реализации интервью-игры: использование психодраматических техник, использование детских игрушек (персонажей) для проецирования обсуждаемых ситуаций. Описывается процесс формирования доверительных отношений. Анализ интервью показал, что дети оказываются уникальными «экспертами», умеющими через особо построенную беседу рассказать о своем ощущении жизни в детском саду и о своих идеях ее изменения. Дети делают акцент на значимости игры с ровесниками, особенностях практик ухода (еды и сна), тактиках взаимодействия воспитателя с детьми, делают свои предложения по созданию более комфортных условий в детском саду. Полученный методический опыт показал, что развитие техник интервьюирования детей идет в русле развития метода интервью, а собранные данные могут стать полезным материалом для модернизации дошкольного образования.

Ключевые слова: социология детства; качественные методы; геймификация; дошкольники; интервью-игра; детский сад; дошкольное образование

  • Филипова А. Г., Ракитина Н. Э., Купряшкина Е. А. Новые исследовательские ориентации в социологии детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 86-93.

Аннотация: В статье представлен обзор зарубежных и российских исследований географического направления в социологии детства. Существенное влияние на ее становление оказали идеи о множественности детских миров, позиции детей-акторов и др. Эмпирической основой для выявления исследовательских ориентиров, формирования смыслового поля и сопоставления методик социогеографического направления изучения детства послужили материалы международного научного журнала «Children’s Geographies», издающегося с 2003 г., а также монографии и статьи из других журналов. Выделены пять основных направлений – детские игры и их места, дети и улица, детские мобильности, городская доброжелательность к детям, детство и пространство на макросоциальном уровне. Социогеографические представления детства наряду с исследовательским поиском выполняют задачу преодоления разрывов между миром детей и миром взрослых. В российской социологической практике детство пока исследуется на локальном уровне. В этом плане зарубежные исследования могут дать методологические и методические ориентиры отечественным ученым, предоставить эмпирический материал для сравнительных исследований.

Ключевые слова: «новая» социология детства; географии детства; социогеографическое направление исследований

  • Аланен Л. М. Теория пересечений и другие вызовы теоретизирования детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 94-97.

Аннотация: Автор размышляет о возможности применения «теории пересечений» для изучения проблем детства. Проводится аналогия с использованием данного концепта в исследованиях феминизма и обсуждаются возможности его приложения в социологии детства. Автор обращается к позиции Й. Квортрупа по проблеме «теории пересечений» в отношении детства. Такое рассмотрение позволит не только описать «множества детств» – жизненных миров, идентичностей и опыта, но и провести причинно-следственный анализ современного детства.

Ключевые слова: социология детства; теория пересечений; постмодернизм; феминизм; методология