Социальная значимость проекта в детском саду. Социальный проект для детей подготовительной группы детского сада

Ледяное послание

Расставь буквы согласно условным обозначениям. В полученной фразе ты прочтёшь название зимнего праздника, который любят взрослые и дети.

Рождественская история

Занимательная ель

Рождественский кроссворд

Правильно разгадав кроссворд, в выделенном столбце ты прочтёшь, как называется самое главное зимнее торжество - православный двунадесятый праздник:

1. Путники долго на перепись шли,
В городе места они не нашли:
Под Вифлеемом - голая степь,
Стал им приютом убогий...

2. Пещера, ясли, сена стог,
Cегодня на земле родился...

3. В храмах лик поющих воспевает:
"Дева днесь Пресущественнаго..."

4. Эта песнь, мы знаем так,
Называется - ...

5. В тёмном небе сияла тогда,
Путь освещая, святая...

6. Простые люди весть узнали.
В ночи, когда ещё не пели петухи,
Они к яслям Младенца поспешали
И Бога прославляли...

7. Из далёких стран восточных мудрецы пришли
Смирну, ... и ладан принесли.

8. За звездою, появляясь из дорожной синевы,
На верблюдах едут в Вифлеем...

9. Над Вифлеемом ангелы летали.
Их песнопенья сердцу доставляли сладость.
И «Слава в вышних Богу!» воспевали,
А людям возвещали...

Рождественский сугроб

Сложи снежинки вместе, чтобы получились слова, связанные с Рождеством. Среди них ты найдёшь название городов, где родился, где жил Богомладенец Христос, имена родителей Иисуса Христа и волхвов, которые пришли поклониться рождённому Богу.


Помоги волхвам

Найди верный вход в лабиринт и помоги волхвам добраться до Вифлеемской звезды. По дороге ты узнаешь, что они сказали царю Ироду о Мессии (Евангелие от Матфея 2 глава, 2 стих).


Что сказал ангел пастухам?

Кто ещё в вертепе был?

В каком городе родился Иисус Христос?

Выбери из предложенных вариантов правильный ответ на вопрос: а). Назарете; б). Иерусалиме; в). Вифлееме; г). Капернауме.

По какой дороге?

Помоги волхвам найти правильную дорогу и донести свои дары Святому Младенцу.


Праздничный серпантин

Присмотрись внимательно и ты прочтёшь имена библейских персонажей, названия книг и городов.

Посчитай, сколько слов ты нашёл? Мы нашли 24.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Проект – разработанная идея для претворения в жизнь.

– проект, участниками которого являются не только педагоги, но и другие социальные группы и структуры: дети, родители, школа, Управление образования, Управа, СМИ.

– это открытое образовательное пространство, организованное таким образом, чтобы в процессе активного участия в преобразовании окружающего мира социального успеха добивались участники, проявившие определенные личностные качества.

Социально-педагогические проекты, как правило, характеризуются протяженностью во времени. Они рассчитаны на работу с детьми и родителями во время всего учебного года. Не говоря уже о сотрудничестве со специальными отделами Управ, со СМИ и др. Социально-педагогический проект, начавшись в одном учебном году, может продолжаться из года в год, переродившись в организацию музея или в собственное, авторское направление в работе (так произошло с нашим проектом «Мы – потомки победителей»).

Мою статью о социально-педагогических проектах дошкольного учреждения можно прочесть в журнале «Обруч» №42007г.

Больших результатов в установлении партнерских отношений между педагогами и родителями, родителями и детьми, и, наконец, между дошкольным учреждением и другими социальными структурами района добился детский сад под моим руководством, осуществляя совместную работу с семьями воспитанников над социально-педагогическими проектами.

Практически каждый учебный год, начиная с 2005-2006, детские сады под моим руководством: №1405 (Зеленоград), а затем и детский сад №1734(ЮВАО), осуществляли работу над авторскими социально-педагогическими проектами.

2005-2006 уч.г. - «Мой детсадовский дворик»

2006-2007 уч.г. - «Красивая площадка для дошколят»

2007-2008 уч.г. - «Город моей мечты»

2009-2010 уч.г. - «Мы – наследники победителей»

2010-2011 уч.г. - «Мечтаем о космосе»

2011-2012 уч.г. - «Сказка на всю жизнь» (посвящен творчеству

Астрид Линдрен)

2012-2013 уч.г. - «Я-горожанин»

Вот примеры некоторых проектов, осуществляемых в ДОУ.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МОЙ ДЕТСАДОВСКИЙ ДВОРИК»

В начале 2005-2006 уч.года педагогический коллектив детского сада поставил перед собой задачу: в рамках экспериментальной работы по сотрудничеству с родителями привлечь к благоустройству территории учреждения семьи воспитанников. Разработали Положение конкурса «Мой детсадовский дворик», в котором были перечислены следующие методические рекомендации родителям, изъявившим участвовать в проекте.

Главное условие участия в проекте – наличие желания, прежде всего, у ребенка внести свою лепту в благоустройство территории детского сада.

  • Ребенок вместе с взрослым совершает экскурсию по территории детского сада.
  • На плане территории выбирается место, которое ребенок хотел бы изменить, обводится кружочком. Далее ребенок предлагает свои варианты оформления данного участка. Допускаются любые фантазии, взрослому не следует критиковать ребенка. Инициатива принадлежит ребенку, взрослый при необходимости лишь помогает, предлагая свою точку зрения, не навязывая ее.
  • Если ребенок и взрослый затрудняются в наглядном воплощении своей идеи, то на помощь могут прийти различные журналы, просмотр телепередач, посвященных ландшафтному дизайну, поездки с ребенком в парки и т.д.
  • Желательно, чтобы семья имела возможность осуществления идеи своими силами. Одним из критериев оценки предложенного проекта является реальность выполнения.
  • Желаем удачи и вдохновения!

    В проекте приняли участие 33 семьи. Представленные работы были оценены в различных номинациях: рисунки, коллажи, макеты, компьютерные технологии. Оценивали работы сами дети и их родители, а также компетентное жюри, состоящее из специалистов дошкольного образования.

    На заключительном этапе – во время проведения финала конкурса, который проводился в помещении Управы Панфиловского района г.Зеленограда, была организована «презентация» - дети и их родители представляли свои работы. Лучшие работы были награждены грамотами и призами. Вручали призы Глава Управы и начальник окружного управления образования.

    В 2007г., во время «Дней Московского образования», социально-педагогический проект «Мой детсадовский дворик» был представлен на ВВЦ и коллектив детского сада был награжден Грамотой Департамента образования города Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «КРАСИВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ »

    В 2006-2007уч.году коллектив детского сада осуществил работу над проектом «Красивая площадка для дошколят».

    Одна из основных задач проекта обозначалась так: «Укрепление связей детского сада № 1405 со школой № 718 в целях укрепления преемственности образовательных учреждений».

    На этот раз создателями конкурсных работ стали школьники – бывшие выпускники нашего детского сада. В преддверии предстоящих работ по благоустройству территории детского сада, педагоги дошкольного учреждения предложили школьникам создать эскизы для росписи прогулочных веранд.

    Участие в конкурсе приняли 56 учеников, начиная с 5-ого и заканчивая 11-ым классом.

    Во время проведения финала конкурса дошкольники сами выбирали лучшие эскизы и голосовали за них. Все участники проекта были награждены грамотами, дипломами и ценными подарками от Управы района.

    (Подробно о проекте «Красивая площадка для дошколят» можно прочитать в моей статье «Социально-педагогический проект: новые возможности». «Обруч» №4, 2007).

    «Любовь к Родине начинается с семьи»

    Ф.Бэкон

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

    Организатор проекта:

    ГОУ детский сад № 1734

    Участники проекта : дети-дошкольники, родители и члены семей воспитанников, педагоги и администрация детского сада, дошкольный отдел ЮВОУО.

    Цели и задачи проекта:

  • Формирование у детей чувства гордости за свою Родину, за свою семью, зарождение чувства своей сопричастности к истории России.
  • Укрепление детско-родительских отношений.
  • Укрепление связей между педагогами дошкольного учреждения и семьями воспитанников.
  • Укрепление социального партнерства между дошкольным учреждением и окружным Управление образования.
  • Сроки реализации проекта: 2009-2010 уч.год

    2010-2011уч.год (продолжение)

    2011-2012уч.год (продолжение)

    2012-2013 уч.год (продолжение)

    АКТУАЛЬНОСТЬ:

    Необходимость качественного изменения в подходах к патриотическому и гражданственному воспитанию подрастающего поколения.

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

    1.Осведомленность детей-воспитанников детского сада о своих родственниках - участников ВОВ и возникновение желания узнавать как можно больше о членах своей семьи, о генеалогическом древе семьи.

    2. Зарождение у детей чувства гордости за свою семью, за свою Родину.

    3.Формирование у родителей ответственного отношения к интересам детей;

    понимания важности положительных примеров на формирование личности ребенка.

    4. Установление партнерских отношений между всеми участниками проекта: родителями воспитанников, педагогами детского сада, окружным Управлением образования.

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    1-ый этап подготовительный (сентябрь - декабрь 2009г.)

    Работа педагогического коллектива:

  • Создание творческой группы, ответственной за работу над проектом; разработка плана работы.
  • Работа с родителями воспитанников:

  • Заседание «Клуба современных родителей» на тему: «О чем рассказывает военная фотография?».
  • Консультация для родителей: «Как организовать беседы с ребенком о войне, о родственниках – участников Великой Отечественной войны».
  • Консультирование родителей участвующим в проекте, по выполнению «домашнего задания».
  • Непосредственное участие родителей в работе над проектом («домашнее задание»):

  • Родители (или другие члены семьи) находят фотографии (военного времени) родственника - участника ВОВ.
  • Родители (или другие члены семьи) рассказывают о родственнике ребенку-дошкольнику, либо просят ныне здравствующего родственника рассказать о событиях ВОВ ребенку.
  • Фотографию родственника «отцифровывают» и печатают необходимого размера. Такого же размера печатают фотографию ребенка – воспитанника детского сада. Если участник ВОВ жив, то делают совместную фотографию его и ребенка. Приносят в детский сад фотографии и сообщение о родственнике (дата рождения, где воевал или работал, какие награды имеет и т.д.)
  • Родители составляют и готовят для совместного выступления со своим ребенком небольшой рассказ-сообщение о родственнике – участнике ВОВ (презентация).
  • 2-ой этап (январь-февраль 2010г.)

    Совместная работа творческой группы педагогов детского сада, родителей воспитанников и воспитанников детского сада:

  • Оформление в одном стиле фотографий и сообщений, подготовленных родителями.
  • Оформление фотогалереи на одной из центральных стен детского сада.
  • Приглашение на утренник, посвященный Дню Российской армии (23 февраля) ныне здравствующих участников ВОВ – родственников воспитанников детского сада.
  • Подготовка и организация совместного праздничного выступления родителей и ребенка (членов семьи участника ВОВ) на утреннике.
  • 3-ий этап – заключительный (март-май 2010г.)

    Совместная работа дошкольного отдела ЮВОУО и администрации ГОУ.

    Составление совместного плана работы дошкольного отдела ЮВОУО и ГОУ детского сада №1734 на 2010 год; включение в него:

  • Организация выставки-фотогалереи «Мы-потомки победителей» в здании детского сада №1734, затем - перенос выставки в помещение дошкольного отдела ЮВАО для родителей и педагогов округа.
  • Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Дню Победы силами педагогов и воспитанников детского сада с приглашением ветеранов ВОВ – родственников воспитанника детского сада.
  • Поздравление и вручение памятных подарков ветеранам ВОВ администрацией детского сада и специалистами дошкольного отдела ЮВОУО.
  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «МЫ – ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ »

    Во время утренника, посвященного Дню защитника Отечества, 23 февраля, ребята уже сами рассказывали своим друзьям о своих родственниках. А во время празднования Дня Победы в мае, на детский праздник были приглашены ветераны - родственники детей, ныне живущие в наши дни. (Подробнее о работе над проектом можно прочесть в журнале «Обруч» №3, 2010г. в моей статье «Мы – потомки победителей»). За осуществление социально-педагогического проекта «Мы - наследники победителей» педагогический коллектив детского сада №1734 (и я, как автор проекта) был награждена памятной медалью, утвержденной префектурой Юго-Восточного административного округа «За вклад в подготовку празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне».

    Наше будущее – это прежде всего наши дети. Какими они вырастают, во многом определяется участием каждого гражданина России в их воспитании. Не случайно в нашей стране долгие (лучшие!) годы образование называлось «народным». Отход от этого принципа привел нашу страну к упадку и разладу между поколениями. Сегодня мы с вами можем стать проводниками возрождения российскому образованию почетного титула «народного». А возможно это сделать с помощью социально-педагогических проектов.


    Давыдова Ирина Вадимовна

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

    Региональный институт педагогического образования

    и дистанционного обучения

    Курсовая работа

    « Социальное проектирование в дошкольных

    образовательных учреждениях».

    Выполнила студентка

    Регионального института

    педагогического образования

    и дистанционного обучения

    направление « Педагогика»

    4 курса группы 44

    Гаврикова Ольга Геннадьевна

    научный руководитель:

    доктор педагогических наук

    Волчегорская Евгения Юрьевна

    Челябинск 2010

    Введение________________________________________________2-3

    4 - 26

    1.1 Что такое социальное проектирование.____________________4 - 8

    1.2 Понятие «Социальный проект» в теории педагогического исследования.

    8 – 11

    1.3 Этапы проектирования_________________________________12 - 17

    1.4 Методики социального проектирования___________________17 - 21

    1.5 Особенности социального проектирования в дошкольном образовании.

    21 - 25

    Выводы по первой главе.___________________________________25 - 26

    2.1 Социальный проект «Работа детского сада с неблагополучными семь

    ями» _______________________________________________________27 – 29

    Заключение.______________________________________________30 - 31

    Список литературы________________________________________32 - 34

    Приложение №1___________________________________________34 - 35

    Приложение №2___________________________________________35 - 36

    Приложение №3______________________________________________37

    Введение.

    Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

    Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства

    Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

    падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

    структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями;

    отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;

    падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда - жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

    Проблема семейного неблагополучия как источника социальной нестабильности, детской безнадзорности, беспризорности, социального сиротства и, вследствие этого, правонарушений несовершеннолетних становится сегодня проблемой национальной безопасности.

    В связи с актуальностью проблемы, возникает необходимость новых подходов к работе с семьей и с неблагополучной семьей в частности.

    Цель исследования: разработать социальный проект «Работа детского сада с неблагополучными семьям».

    Объект исследования: процесс воспитания детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования: социальное проектирование в ДОУ.

    Цель, объект и предмет изыскания предусматривают решение следующих задач:

    1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты социального проектирования.

    2. Изучить особенности социального проектирования в дошкольном образовании.

    3. Разработать социальный проект: «Работа дошкольного учреждения с неблагополучными семьями»

    Методы исследования:

    Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

    Глава I. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования.

    1.1. Что такое социальное проектирование.

    Социальное проектирование - термин, который стал употребляться относительно недавно - с 70-80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве.

    После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека - каждого гражданина этого общества.

    Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС. Эта установка настолько глубоко проникла в сознание многих руководителей, что в 1991 году, уже после августовского путча, на одном из региональных совещаний крупный чиновник системы образования вполне серьезно утверждал, что «задача системы образования -проектирование ребенка нового типа».

    Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

    Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фра-ем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями.

    Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

    Противоречивость социального объекта;

    Многовекторность развития социального объекта;

    Невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

    Многофакторность бытия социального объекта;

    Наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

    Субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

    Факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

    Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

    Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием ».

    Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной

    Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

    Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого человек получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

    Социальная практика - это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

    Социальный проект - наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.