Как воспитать эмоциональный интеллект у ребенка? Что такое эмоциональный интеллект и почему его важно развивать с детства Как развивать эмоциональный интеллект у детей.

Стать специалистом по чувствам означает освоить несколько навыков, объясняет Марк Брэккет , директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Во-первых, признавать эмоции в себе и других («Да, я действительно огорчен!»). Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций («Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют?»). В-третьих, точно маркировать происходящее («Моя досада обусловлена растерянностью»). В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом («В этом племени уволенные рвут на себе волосы»). В-пятых, управлять своими эмоциями («Я постою на голове и все пройдет»), а также помогать другим людям справиться с чувствами («Я принес тебе чай и готов тебя выслушать»).

Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции?

Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают , что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач.

Зачем это детям

Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют , что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали , что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.

Психологи из Орегонского университета добавляют , что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.

Кадр из фильма Warner Bros.

Много ли зависит от родителей

Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям : папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье. Чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов научиться распознавать полутона настроения по наклону головы бабушки. В 2011 году британские ученые опубликовали исследование , изучавшее жизнь 17 000 детей. Из него стало очевидно, что уровень психического благополучия сильно коррелировал с будущим успехом.

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект

В 2-4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше посетитель детского сада разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.

Кадр из фильма Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 2 до 7 лет

Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева рекомендует четыре шага для развития эмоционального интеллекта у детей до 7 лет.

  • Показать эмоцию. Можно изображать разные чувства, рисовать рожицы, демонстрировать крупные планы из мультфильмов.
  • Называть эмоции. В Йельском центре эмоционального интеллекта даже разработали специальную шкалу настроения , на осях которой нужно отмечать свое состояние и называть его. Особенно важно замечать счастливые моменты: «Ты сильно воодушевлен. Кажется, тебя посетило вдохновение. Вижу, ты польщена», — говоря с детьми о положительных переживаниях, мы расширяем их картину мира.
  • Попросить ребенка изобразить ярость, смятение и замешательство.
  • Обсудить личный опыт. В каких ситуациях ребенок испытывал те или иные эмоции, что помогло? Заодно имеет смысл расшифровать телесные знаки: что я чувствую и в каком именно месте. Стучит ли у меня в висках, подкатывает ли ком к горлу и откуда взялись эти слезы? Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть?

Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять.

Кадр из фильма Sony/Columbia

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 7 до 10 лет

Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова, создательница «Мастерской домашней психологии», советует следующие шаги.

  • Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков. «Мама озабочена, дедушка в эйфории, дядя боится грозы» — это нужно детям не просто проговаривать, но и показывать мимикой и языком тела.
  • Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады». При этом важно поддерживать ребенка и утешать.
  • Не ставить запрета на детские чувства, но находить им социально приемлемый выход. «Давай поплачем, а потом пойдем в чулан топать ногами и рвать салфетки».
  • Использовать терапевтические истории, которые предлагают стратегию поведения в сложной для ребенка ситуации. «Одна девочка тоже пришла в новый класс…»

Кадр из фильма Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у подростков

Подросткам могут помочь все вышеперечисленные пункты. На что стоит обратить внимание особо.

  • Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора!»
  • Родителям важно признать, что у ребенка появилась масса сложных, новых и раздирающих ощущений, не отвергать и не обесценивать их. Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас.
  • Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе. Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека.

И что — действует?

Да, это работает. Исследования Университета Британской Колумбии, Иллинойского университета в Чикаго и Университета Лойолы подводят результаты программ по развитию эмоционального интеллекта, которые американцы внедрили в школах, и солидарно заявляют : у детей и впрямь улучшаются психическое здоровье, социальные навыки и результаты обучения. Причем все это оказывается полезным даже спустя годы.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» Д.Гоулмана и «Эмоциональный интеллект ребенка» Д.Готтмана и Д.Деклер . Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций» , книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день» , серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка» . Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?» . С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни М.Г.Шмидт до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых» .

Мы хотим, чтобы мы сами и наши дети были успешными и счастливыми. Но мы часто забываем, что между этими понятиями нельзя поставить знак равенства. Можно быть успешным, но при этом постоянно чувствовать себя несчастным. А можно постоянно испытывать трудности в учёбе или карьере, но относиться к ним не как к трагедии, а как к шагу вперёд.

Почему эмоции так важны?

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.

Чарльз Свиндолл, писатель

Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справиться даже взрослым, не говоря уже о детях. Они не понимают и не знают, какие эмоции испытывают в тот или иной момент, как ими управлять, поэтому искажённо представляют, что происходит. Это приводит к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям.

Завышенные требования учителей, внушение маленькой личности важности победы и превосходства (многие хотят быть родителями победителей) - всё это слишком тяжёлый груз для хрупких детских плеч. Чем тяжелее этот груз, тем важнее разобраться с чувствами и переживаниями ребёнка.

Уже во взрослой жизни мы видим, что у людей, которые не могут управлять своими эмоциями, возникают неприятности во всех сферах жизни, в том числе и в карьере.

Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен.

Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы или свой профессионализм, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?»

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание и правильную интерпретацию эмоций. Именно он наделяет человека психологической гибкостью и способностью эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Именно поэтому понятие «эмоциональный интеллект» впервые было озвучено в отношении построения карьеры и самореализации. Однако психологи сразу уловили в этом младенческий подтекст, ведь фундаментальное развитие личности происходит именно в детском возрасте.

Для ребёнка развитие EQ - возможность создать налаженную и понятную систему восприятия, которая позволит эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, правильно воспринимать критику, распознавать чувства взрослых и ровесников и адекватно отвечать на них.

Агрессия, апатия, плохой сон, рассеянность, неспособность налаживать контакты с ровесниками и другие тревожные проявления в поведении ребёнка - очевидные сигналы, которые говорят о необходимости развития эмоционального интеллекта.

Как развивать эмоциональный интеллект с детства?

Самое важное в жизни любого ребёнка - родительская любовь. Любите своё дитя, проявляйте к нему нежность и заботу. Тактильное общение матери и ребёнка не теряет своей значимости и для детей старше младенческого возраста.

Любовь позволяет каждому человеку чувствовать себя защищённым и уверенным в себе. Это и есть надёжный фундамент для развития успешной личности.

Кроме того, очень важно создавать правильные ассоциации с различными эмоциями. Покажите своему ребёнку на реальном примере, что такое радость. Возможно, это запах пирожного? Может быть, звон колокольчика? А дружба? Ассоциируется ли у вас дружба с объятиями? Если нет, тогда как она выглядит в вашем воображении?

Создавайте вокруг ребёнка красочный и яркий мир, в котором каждое чувство и ощущение имеет свой цвет, аромат и вкус. Так вы не только откроете перед ребёнком двери в мир эмоций, но и сблизитесь с ним, ещё больше укрепите доверие между вами.

Похожий метод срабатывает и при . Не просто читайте, а играйте в сказки, рассказывайте детям волшебные истории через игру или маленький спектакль. Разыграйте перед ними сценку, используйте тактильные ощущения, аромамасла, соответствующую интонацию - это позволит ребёнку прочувствовать всю гамму искренних эмоций, которые вызывает волшебная история.

Каждый из этих методов хорошо описан в нашей книге «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Нашей, потому что создавали мы её вместе с моим сыном Глебом, опираясь на собственный опыт. Её можно смело назвать подробным руководством для родителей, где один из самых эффективных методов развития EQ показан через взаимодействие со сказочными героями Монсиками. Каждый из них олицетворяет определённую эмоцию и имеет навыки, которые помогут детям понимать эти эмоции и справляться с их помощью с различными сложностями. Монсики - это добрые сказочные существа, а сказка лучше всего воспринимается ребёнком.

Работа над эмоциональным интеллектом в детском возрасте - залог успешного развития и благополучия в будущем.

Скорее всего, такой ребёнок, будучи взрослым, сможет избежать большей части психологических проблем, с которыми сегодня нас сталкивает современное общество.

Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин - гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых. Поэтому давайте начнём с себя.

Простые упражнения для развития EQ

Методика развития EQ проста и понятна, но требует внимательности и регулярного выполнения. Вот наиболее простые и эффективные упражнения.

Упражнения на развитие осознанности

Эмоциональный дневник

Чтобы научиться осознавать себя здесь и сейчас, записывайте раз в три часа эмоцию, которую испытываете в данный момент. В конце дня выделите превалирующую эмоцию и подумайте, над чем следует работать.

Через пару недель вы научитесь ощущать себя в реальном времени без каких-либо сложностей.

Более эффективным это упражнение сделает своеобразный чекинг - анализ физического состояния при переживании определённой эмоции. Такая практика хороша и для улучшения здоровья.

Стоп!

Как часто наши действия сопровождаются ? Мы не задумываемся над тем, что делаем, а просто совершаем какие-то привычные, регулярные манипуляции. Упражнение «Стоп!» заключается в резком прерывании какого-либо действия, чтобы избавиться от инерции и позволить себе обдумать ситуацию. Только так можно ощутить себя здесь и сейчас, начать контролировать свою реальность.

Упражнения для повышения самооценки

Какая удача!

Научите себя мыслить позитивно, реагируя даже на неприятные события фразой: «Какая удача!». Такая реакция станет сюрпризом для окружающих, но и этот факт принесёт вам пользу, ведь тогда вы найдёте ещё больше плюсов в ситуации. В качестве усиления эффекта можно пользоваться фразой: «Это же так здорово, потому что…». Почему? Задумайтесь над этим.

Продай свой недостаток

Эффективная техника, позволяющая интерпретировать даже негативные стороны личности в положительном ключе. Расскажите аудитории о своём недостатке другими словами, придайте ему другую окраску. Например, можно ли считать осторожность трусостью, а смелость - безрассудством? А ведь всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Синтон-подход опирается на позитивный подход к развитию. Он говорит: у вас нет недостатков, у вас есть особенности.

Необходимо развивать свои достоинства и работать над недостатками.

С таким подходом вы сможете продать любой свой недостаток. Например, продайте неуверенность. Расскажите аудитории честно и правдиво, как вы, обладая этим качеством, перед совершением важного шага рассматриваете все варианты событий, присматриваетесь к различным решениям и только после этого совершаете самый выгодный для вас шаг.

Упражнения для развития мотивации

Открытость новому

Чтобы развить в себе это ценное качество, можно воспользоваться простым, но очень эффективным упражнением, которое заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам. Пусть это будет обычное полотенце, старое ведро или просто кусок картона. Придумайте наибольшее количество вариантов, как можно использовать эти вещи. Это не только интересно, но и весело. Поэтому практикуйте это упражнение вместе с семьёй и детьми. Они отлично проведут время и поработают над своими воображением и смекалкой.

Два случайных слова

Откройте любую книгу или журнал, наугад выберите из текста два любых слова и попробуйте найти между ними нечто общее. Сравнивайте их, анализируйте, размышляйте и составляйте взаимосвязи. Это эффективная и весёлая .

Упражнение для повышения адаптивности

Напоследок - известный метод Elevator Pitch - презентация своего бизнес-проекта за 30–60 секунд. Представьте, что вы - это ваш собственный бизнес-проект. Начните себя презентовать как можно ярче, оставаясь при этом честным с самим собой.

Для начала воспользуйтесь этим шаблоном:

  1. Профессия.
  2. Хобби.
  3. Как я меняю мир к лучшему?

Каждое из этих упражнений поможет вам стать лучше в эмоциональном и психологическом смысле. Однако не стоит воспринимать эмоциональный интеллект как универсальный ключ к успеху. Жизнь достаточно многогранна. Поэтому совершенствуйте свой ум, тело, душу и любите себя. Ведь единственное, что нам подвластно в этом мире, - это мы сами.

Здравствуйте, дорогие друзья, читатели и гости. Сегодня я хочу рассмотреть тему «эмоциональный интеллект у детей». В последнее время она все больше интересует родителей, и, на мой взгляд, не зря. Сейчас переизбыток информации о том, как развить умственный интеллект ребенка с пеленок. Существует масса различных методик раннего развития, а также множество авторских курсов, программ и тренингов на эту тему. Про эмоциональный же интеллект подавляющая часть родителей не знает практически ничего, да и сам термин появился лишь в 90-х годах прошлого столетия.

Однако, эмоциональный интеллект у детей развивать даже важнее, чем пресловутый IQ. Ведь это такое явление, которое включает в себя умение различать, понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями тех людей, с которыми общаешься.

Посмотрев на опыт предыдущего поколения, можно увидеть, что все эмоции делились на хорошие и плохие. И если радоваться, смеяться и чувствовать себя счастливым было хорошо, то плакать, злиться или бояться было позорно. Отголоски такого воспитания я прекрасно вижу внутри своей семьи. Я позволяю дочке поплакать, позлиться, потопать ногами и даже покричать, и не вижу ничего плохого в том, что она открыто выражает свое недовольство или признается в том, что она чего-то боится. В это же время, ее бабушка, педагог по образованию, может запросто сказать о том, что плакать не красиво, кричать и возмущаться нельзя, а боятся, например, прививок, могут только дурачки.

Почему же так важно развивать не только интеллект или творческие способности ребенка, но еще и необходимо уделять время на развитие детских эмоций? Плотное расписание занятий и жесткий график посещения кружков, секций и школ раннего развития вполне способно вытеснить свободную игру ребенка, не оставляет времени на задушевные разговоры или «дурачество» с родителями. Сюжетно-ролевая игра, самостоятельная деятельность, наблюдения и анализ очень важны для своевременного формирования и развития эмоций ребенка.

Некоторые исследования показывают, что эмоциональный интеллект связан также и со способностью человека чувствовать себя счастливым. Детки с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, быстро адаптируются к новым обстоятельствам, следуют принятым правилам поведения в обществе, успешнее обучаются и пользуются популярностью у своих одногруппников и одноклассников. Кроме этого они эффективнее решают конфликтные ситуации и проявляют меньше тревожности.

Развивать эмоциональный интеллект так же как и умственный можно с самого рождения крохи. Но, конечно, стоит учитывать возраст ребенка и средства развития эмоций. Дошкольный и младший школьный возраст будут самыми благоприятными периодами усиленных занятий с детьми. Именно в это время у ребенка совершенствуется самосознание, способности понимать других людей, умение принимать позицию собеседника и учитывать чувства и потребности окружающих людей.

Как развить эмоциональный интеллект у детей?

Самое доступное средство — это, пожалуй, чтение книг. Через проживание сказочных ситуаций, через обсуждение рассказов, через объяснение поведения того или иного персонажа, дети знакомятся разными ситуациями и чувствами героев. Они могут увидеть разные точки зрения персонажей на одну и ту же ситуацию, а также книги обогащают речь ребенка и ему в будущем будет проще разобраться со своими чувствами и выразить их словами.

Общение и игры с другими детьми. Игра помогает ребенку расслабиться, а также проявить все чувства, которые он испытывает. Во время игры никто не давит на ребенка и не контролирует его поведение. В это время ребенок показывает свои истинное «я».

Для того, чтобы привить ребенку чувство ответственности необходимо привлекать его к домашним делам, вместе ходить по магазинам, предоставлять сделать самостоятельный выбор при покупке продуктов или принадлежностей для праздника.

Разговаривайте с ребенком, обсуждайте прошедший день, позволяйте ему быть самим собой в кругу семьи, дайте возможность проявить свою индивидуальность. Создайте комфортную ситуацию, для того, чтобы ребенок не стеснялся делиться своими впечатлениями и переживаниями прожитого дня.

Будьте примером для своего чада. Показывайте приемлемые и желательные модели поведения в разных жизненных ситуациях. Соблюдайте принципы .

Сначала давайте разберёмся, что такое эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции и чувства других людей, свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект очень важен для счастливой, осознанной и полноценной жизни любого человека, и маленького и взрослого. Он также очень важен для умения строить надёжные и устойчивые, гармоничные отношения с другими людьми.

Если ваш ребёнок научится понимать свои чувства и эмоции, если он сможет ими управлять (а не наоборот), и если он будет понимать чувства и эмоции других людей - то ему будет очень легко взаимодействовать с окружающими, он сможет в будущем управлять событиями своей жизни, у него будет намного больше возможностей реализовать свои планы и мечты.

Как обучать ребёнка эмоциональному интеллекту

1. Регулируйте свои собственные эмоции. Показывайте хороший пример

Когда ребёнок находится во власти чувств и эмоций, даже самые разумные родители часто начинают выходить из себя, вместо того, чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в том, что с ним сейчас происходит. Пожалуйста, запомните: когда ребёнок охвачен сильными эмоциями, ему нужна ваша поддержка и помощь, чтобы он научился лучше себя понимать и управлять своими состояниями. Им нужно чувствовать рядом сильного, спокойного, уверенного родителя.

Дети не всегда будут делать то, что вы им говорите. Но они всегда будут делать то, что вы сами делаете. Дети учатся управлять своими эмоциями у нас, взрослых. Когда мы остаёмся спокойными в сложных эмоциональных ситуациях с ребёнком, то он получает от нас сигнал, что ничего страшного не происходит, всё под контролем. Вы можете в этот момент представить себя большим глубоким глиняным сосудом, который сейчас способен в себя вместить любые детские эмоции.

Наше спокойствие во время эмоциональной детской бури учит детей тому, как можно управлять своими чувствами и успокоить себя.

Многие из нас довольно хорошо справляются со своими чувствами и эмоциями, когда дело касается разных ситуаций вне дома (публичные места, работа, отношения с друзьями). Но как только дело касается ребёнка, то мы очень быстро выходим из себя и теряем контроль над своими эмоциями: кричим, ругаемся, обвиняем, хлопаем дверями, угрожаем, иногда применяем физическую силу… Важно понимать, что всё это ничему хорошему ребёнка не учит. Наоборот, мы падём ему таким образом плохой пример.

Очень важно в отношениях с ребёнком оставаться спокойным и уравновешенным, потому что вы постоянно показываете вашему ребёнку пример того, что можно и что нельзя делать в отношениях с другим человеком.

Обвинения, крики, угрозы и наказания не принесут вам нужных результатов. Возможно, вам будет легче, потому что вы «выпустили пар», но ребёнок в такой ситуации ничему не научится. Ему нужны понятные (а маленьким детям – многократные) , четкие границы дозволенного, которые поддерживают все взрослые, проживающие с ребёнком, последовательное поведение с вашей стороны, спокойствие, уважение и обязательно эмпатия (сопереживание).

«Моя хорошая. Я знаю, что тебе тяжело сейчас закончить эту игру, но ты сможешь поиграть в неё завтра. Сейчас нужно попрощаться с игрушками, вот так «До свидания игрушечки, до завтра». Я понимаю, что ты расстроена и что хочется ещё, но сейчас время укладываться спать. Нужно, чтобы у нас ещё осталось время почитать, верно? Что мы будем с тобой читать сегодня? Пойдём, выберем».

«Сынок, ты знаешь, что у нас дома есть правило: Не прыгать на диване. Прыжки ломают диван. Если он сломается, нам придётся его выкинуть, а мы его очень любим. Я вижу, что тебе сильно хочется попрыгать. Давай мы положим подушки от дивана на пол и ты можешь попрыгать на них. Давай это сделаем вместе, помоги мне. На диване больше не прыгай, пожалуйста. Можешь сам в следующий раз положить диванные подушки на пол».

2. Разрешайте ребёнку проявлять любые эмоции. Ограничивайте только его нежелательные действия

Конечно, необходимо ограничивать ребёнка в определённых действиях, которые могут нанести вред ему, окружающим людям или каким-то вещам. Например, ребёнку нельзя переходить дорогу, не держа вас за руку, нельзя бросать еду на пол, толкать сестру, играть стеклянными или острыми предметами и т.д. В любой ситуации, в которой поведение вашего ребёнка недопустимо, дайте объяснение, установите ограничение, предложите альтернативу, если это возможно.

Ограничивайте ребёнка в действиях, но при этом позволяйте ему проявлять свои чувства и эмоций в связи с наложенным запретом (разочарование, досада обида, злость, недовольство).

Детям необходимо показать нам, как они себя чувствуют и им важно, чтобы мы это увидели и услышали. Вместо того чтобы отправлять ребёнка «в свою комнату успокоиться» (таким образом, вы оставляете ребёнка один на один с этими сильными и пугающими эмоциями), прижмите его к себе, оставайтесь рядом, скажите ему мягким и уверенным голосом: «Понимаю, ты сейчас очень разозлилась и расстроилась, это нормально, я тебя понимаю. Всё будет хорошо, вот увидишь, ты справишься» .

Когда ураган эмоций пройдёт и ребёнок успокоится, он почувствует более глубокий эмоциональный контакт с вами, потому что вы поддержали его и помогли ему в сложный момент пережить это внутреннее «торнадо».

Ваша задача – помочь ему успокоиться. А вот когда ребёнок уже успокоился с вашей помощью, вот тогда наступает время объяснить ему, что, например, грубые слова говорить не нужно, потому что это очень обидно. Вместо этого можно сказать «Я ужасно злюсь на тебя» и, например, потопать ногами (подробно о том, как помогать ребёнку справляться с гневом я рассказываю на вебинаре .)

Объясняйте ребёнку правила и обучайте его на будущее после того, как он успокоится, а не во время его эмоциональной бури.

С вашей помощью он научится быстрее справляться со своими сильными чувствами и не будет ощущать себя отверженным и одиноким. Принятие чувств ребёнка и поддержка его в трудную минуту - первый шаг на пути к тому, чтобы он научился сам управлять своими чувствами.

3. Постарайтесь разобраться, какие чувства и потребности являются причиной нежелательного поведения ребёнка

Все дети хотят теплых и хороших отношений со своими родителями. Без исключения. Они хотят быть хорошими в наших глазах и чувствовать наше одобрение. То, что мы называем «плохим поведением» происходит из-за сильных чувств и эмоций, с которыми ребёнок не в состоянии справиться, а также потому, что некоторые важные потребности ребёнка не удовлетворяются.

Если вы не обращаете внимание на то, что на самом деле стоит за нежелательным поведением ребёнка, то его поведение может со временем становиться просто невыносимым.

Пример 1:

Ребёнок «плохо себя ведёт»- капризничает утром перед садиком.

Настоящая причина такого поведения – ребёнок не хочет расставаться с мамой.

Вместо того чтобы ругать ребёнка за капризы, угрожать или повышать голос, покажите, что понимаете настоящую причину его поведения:

«Я понимаю, что тебе сегодня с утра совсем не хочется расставаться с мамой. В садике много всего хорошего, но ты по мне всё равно скучаешь. Давай я тебя заберу сегодня пораньше из садика, и заобнимаю тебя вот так вот… а потом защекочу ещё вот так вот… а потом ещё зацелую вот так вот … А потом мы придём домой и во что-нибудь вместе поиграем. Договорились?»

Пример 2:

Ребёнок «плохо себя ведёт» – упрямится, не хочет слушать ваши объяснения, хочет всё сделать сам, хотя пока у него это не очень получается.

Истинная причина такого поведения – желание почувствовать свою значимость и важность.

Вместо того чтобы внушать ребёнку, что у него «всё равно ничего не получится» без вашей помощи и ругать за то, что он хочет все сделать сам, скажите:

«Понимаю, что тебе всё это хочется сделать самому. Замечательно. Очень хорошо, что ты хочешь всё попробовать сделать сам. Если тебе нужна будет моя помощь, просто позови меня, я тебе с радостью помогу.»

Пример 3:

Ребёнок утром «плохо себя ведёт», не в настроении, .

Настоящая причина такого поведения – очень поздно лёг вечером спать, не выспался.

Вместо того чтобы ругать ребёнка, что он «ноет с утра пораньше», скажите:

«У тебя такое настроение, моя хорошая, потому что ты вчера поздно легла спать и не выспалась сегодня как следует. Думаю, нам нужно стараться раньше ложиться спать по вечерам. А пока давай мы с тобой просто поваляемся вместе и я тебе почитаю интересную книжку.»

Продолжение следует…

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Читайте также:

Спасибо,очень дельные советы.Именно так я стараюсь вести себя со своими детками

2016-05-03 08:23:16

Ваше сообщение...

2016-05-02 14:53:52

Екатерина, добрый день! А что делать, если у ребенка (сын 9 лет) сильный приступ истерики (слёзы, крик, лицо искажается гримасой), но очень кратковременной. Быстро отходит. Но в момент, когда это случается, мои попытки успокоить отвергаются, меня не подпускает, может даже кулаком пригрозить. Сам по себе очень спокойный, стеснительный, но в такие моменты его не останавливает даже присутствие незнакомых людей. Например, случай в музыкальной школе: учительница предложила ему участвовать в концерте, так он как только вышли из кабинета, взорвался бурными эмоциями с криками (никаких концертов! и пр.). Страх выйти перед публикой. Или в парке аттракционов прокатился на одном аттракционе типа американских горок, но, очень гораздо меньше. Дочке 6 лет и ей понравилось, а он испугался, и, как только остановились, разразился истерикой с криками типа "Это самый худший аттракцион в жизни!" и т.д. я спокойно с ним говорю, успокаиваю, но от меня отмахивается. Помогает только быстро отвлечь, например, другим аттракционом. Я понимаю, что он испугался, но такая бурная реакция обескураживает... Переключение внимания работает, но ведь в таком возрасте хочется, чтобы выброс эмоций происходил уже более контролируемо. Заранее благодарю.

Марина Балашова

2016-05-05 13:06:26

Екатерина, спасибо больше за всё, что Вы делаете для нас, для родителей! Очень полезная информация, впрочем как и всегда, всё что я читаю и слышу от Вас. Обычно потом делюсь информацией с мужем или даю послушать, обсуждаем, а потом помогаем друг другу применять на деле ваши рекомендации. Думаю, как нам повезло, что когда-то мы нашли Вас) Слава Богу! Всегда читаешь и видишь себя и свои отношения с ребенком, понимаешь свои ошибки, т.к. начинаешь ясно понимать его чувства, переживания и, наконец, ожидания ребёнка от меня, от родителя. Со всем в статье согласна, так как уже давно слушая ваши вебинары и применяя советы на практике, вижу результаты на наших отношениях с детьми, они стали более глубокими, доверительными, по-настоящему добрыми, гораздо меньше истеричного поведения, агрессии, обвинений, обид. Старшая, а теперь и младшая стали делиться какими-то своими сокровенными секретами, внутренними переживаниями - обычно вечером перед сном наедине что-то рассказывают и спрашивают совета: а ты бы как поступила? Мы ходим в православный храм и ваши рекомендации по воспитанию идеально созвучны с советами нашего батюшки, он тоже говорит о том, что детям нужно наше родительское внимание, абсолютное принятие и любовь, не зависимо от их поведения, и еще, что мы, родители, часто хотим управлять и командовать детьми, "строить" их (всё от нашего властолюбия, каких-то комплексов), а таким способом ничего не построишь, дети только разочаровываются и отдаляются от нас. Желаю всем нам быть добрыми разумными родителями - детям на радость!

2016-05-04 12:39:34

Екатерина, спасибо за статью! главное - научиться справляться со своими эмоциями, потому что они сразу "застилают мозг", как только ребенок сильно закапризничал. И не хватает спокойствия и выдержки. Получается противоречие - ребенка учим - не бей никого, не кричи, а сами первые это делаем - ударяем кроху, когда он кричит, вместо того, чтобы понять его и орем благим матом, понятно, что переорем, но мы выпустили пар, а он нет... Господи, помоги справиться с собой! Всегда поражаюсь, как мамы приемных детей справляются с ними, а мы со своими, родными, любимыми, долгожданными не можем... Вот такие эмоции раскаяния после Ваших статей. Господи, дай спокойствия и выдержки!

Виктория

2016-05-03 19:03:23

Екатерина, подскажите, пожалуйста, как быть, если ребенок не может успокоиться, а накручивает себе еще больше эмоций. Ситуация такая: сын (4 года и 8 месяцев) ноющим голосом говорит: "Мама, у меня портится настроение, успокой меня". Я стараюсь его развеселить, пощекотать. Он начинает смеяться. Через 5 минут начинает ныть и хныкать и опять просит успокоить. Щекотка не помогает. Идем в спальню обниматься. Сидим минут 10, успокаивается, смеется. Только выходим из спальни, начинается опять то же самое. Я начинаю злиться, потому что время идет, а я ничего реально не могу сделать, и младшая дочь уже тоже начинает требовать внимания к себе. И так продолжается до тех пор, пока я уже не начинаю рычать и предупреждать, что я уже очень злюсь, так как мы теряем время, а он не хочет успокаиваться и сам себя загоняет. Тогда уже сын начинает реветь, я - ругаться, потом садимся опять в спальне и успокаиваемся еще минут 15, и только тогда успокаивается окончательно и переключается внимание на игру. Я уже без сил и энергии, и играть с детьми уже нет ни желания, ни времени. Что можно предпринять в этой ситуации, чтобы не доводить до такого?

Эмоциональный интеллект — это основа понимания собственных эмоций и чувств окружающих. О десяти работающих способах развития детского EQ рассказывает Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Монсики», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» и мама двоих детей.

Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

1. Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.

2. Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!

Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.

3. Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.

4. Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.

5. Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.

6. Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.

7. Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.

8. Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.

Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.

Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.

9. Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.