Эффективность применения проекта дидактических игр с целью повышения уровня познавательного развития дошкольников. Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников Использовани

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;

Развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:

1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3. Показ игровых действий.

4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5. Подведение итогов игры - ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками).

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры.

Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой, в подобных играх используется природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) - что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: "Не ошибись", "Опиши данный предмет", "Что это такое? ", "Что сначала, что потом" и др.

(Приложение № 5).

Настольно - печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "Лото", "Домино", "Парные картинки".(Приложение № 6.). С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактическая игра в опытнической деятельности способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление. Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки с предложенным материалом - дает более эффективный результат в работе с детьми.

Выводы к 3 главе

Цель проекта: развитие познавательной активности детей через дидактические игры.

Задачи проекта:

Развить мышление детей;

Развить самостоятельность в поиске решений;

Развить умение отвечать и задавать вопросы.

Ожидаемые результаты проекта в процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта:

* Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

* Развивается способность к воображению;

* Проявляют интерес к занятиям;

* Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Родители:

* Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

* Повышение компетентности родителей при выборе игр.

В проекте в работе с детьми использовать дидактические игры для развития познавательной активности детей.

При подборе игр учитывались особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.


(Антон Семёнович Макаренко)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 2»

Городского округа Саранск

педагог дополнительного образования

Данилова Екатерина Евгеньевна

Обобщение педагогического опыта на тему:

«Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
(Антон Семёнович Макаренко)

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ОПЫТА

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

Фундамент активной, инициативной, творческой личности закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития познавательных интересов детей. Эти направления нашли отражение в трудах таких авторов как А. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.

Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, способствующий формированию глубоких и прочных знаний; развитию и повышению качества мыслительной деятельности, активности в учении, благоприятствующий формированию способностей, созданию более благоприятного эмоционального фона для протекания всех психических процессов.

Одна из важнейших задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала, чтобы он мог быстро реагировать на изменяющиеся условия, был способен обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь, как я считаю, при помощи информационно-коммуникационных технологий.

В связи с интенсивным использованием информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, закономерно происходит их внедрение и в сферу образования, поскольку возникла необходимость в поколении, умеющем работать с передовыми технологиями.

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, которое предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», где поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. В контексте повсеместной компьютеризации актуальным становится использование мультимедийных дидактических игр в деятельности дошкольника. Мультимедийные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность - инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности дети также воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие ФГОС ДО.

Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях.

Мультимедийные дидактические игры в союзе с высоким педагогическим мастерством делают образовательный процесс дошкольного образования разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к обучению, дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений.

Новизна моего опыта заключается в использовании дидактических компьютерных игр для старшей возрастной группы, что позволило совершенствовать формы, методы, приемы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.

2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.

На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую мы используем, это проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций, а также занятий с использованием интерактивной обучающей программы Multikid и цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия». Это дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Одним из самых популярных программных средств, используемых воспитателями и педагогами ДОО, на занятиях с использованием информационно-коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – PowerPoint. Ею владеют все воспитатели и узкие специалисты ДОО. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа PowerPoint одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.

В течение двух лет, работая над темой «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников», периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые мной из сети Интернета. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета: анимационные игры – презентации, но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

Цель моей работы: обеспечение развития познавательной активности воспитанников через поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста, повышение качества образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:

  • познакомиться с передовым педагогическим опытом использования интерактивной дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;
  • Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.
  • Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность обучающихся в работе с информацией.
  • внедрить ИКТ в познавательно – игровую деятельность детей дошкольного возраста;
  • использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
  • создать медиатеку электронных дидактических игр для дошкольников;
  • представить материалы в процессе методической работы (открытые мероприятия, выступления, обобщение опыта, аттестация).

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОО.

Перед началом работы по теме опыта мною были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования (Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г.). Они высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОО, начали активно создаваться программы для дошкольников.

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Исходя из этого, в своей работе я стремилась показать, как сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира посредством использования ИКТ.

4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. СИСТЕМА КОНКРЕТНЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.

Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют педагогу сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft OfficePowerPoint, выполняют функции демонстрационного материала.

К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности".

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает такую наглядность, способствующую восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Занятия с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Использую информационные технологии на всех этапах занятия: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и обучающихся и их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно - образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, шум дождя.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Подробные мультимедийные презентации позволяют мне сделать НОД более яркой красочной и запоминающейся. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей.

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:

Принцип доступности.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.

Руководствуясь принципом научности , я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала

Принцип творческой активности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Принцип наглядности.

Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.

Работа ведется по трем направлениям:

Работа с детьми;

Работа с педагогами;

Работа с родителями .

Обучение детей строится на основе программы «Детство». Эта программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирования духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронно - дидактическим играм, которые эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Применяю такие игры как: «Отгадай фигуру», «Четвёртый лишний», «Аналогии» и т.д.

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.

Для того, чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. Игры на развитие внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Повтори узор» и т.д.

Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставляя в открытие дидактическую позицию.

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе. Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.
Для развития памяти и восприятия использую следующие игры: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?» и т.д.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи . А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю электронно - дидактическим играм. В процессе мультимедийной дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т.д.

Работа с педагогами:

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОО

Гульфия Сульхарнаева
План работы по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

План работы по самообразованию на 2017-2018 г .

Дата Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Разработка и оформление дидактических игр Консультация «Использование дидактических игр в жизни детей »

Октябрь Игра «Солнышко» Буклет «Предлагаю поиграть» .

Ноябрь Игра Какого цветка не стало Папка-передвижка «Дидактическая игра в жизни ребенка» .

Декабрь Игра Волшебный шнурок Консультация для родителей

«Дидактические игры в детском саду и дома»

Февраль Игра Протяни дорожку Картотека мультимедийных дидактических игр

Март Игра Геометрические пазлы Буклет Использование мультимедийных дидактических игр в семье

Апрель Театральное представление Папка - передвижка Развитие познавательной активности детей через мультимедийные дидактические игры .

Май Игра Разложи по цвету Консультация Играя - учимся

В течение года Игры-занятия

Литература :

1. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия . Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет ». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика » . Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду - М.:Просвещение, 1982.

3. И. А Лыкова «Дидактические игры и занятия » -М. ;-2010

4. Удальцова Е. И., «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников », Минск, 1976 г.

5. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971.

6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.

7. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: 1961.

8. Годовикова Д. Формирование познавательной активности . // Дошкольное воспитание . - 1986.-№ 1.

9. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр . Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М.:Просвещение,1990.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» Период работы над темой:09.2017 год-05.2018 год Цель:«Развивать познавательные способности, воображение, речь, логическое мышление» Задачи:.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии детей» Игра занимает совершенно особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых.

Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии «Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии». Федеральные государственные образовательные.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План по самообразованию «Развитие речи детей с использованием словесных и дидактических игр» Сентябрь-Октябрь 18-20г Подбор и изучение литературы по теме; Дидактических игр и упражнений; сюжетных картинок. Рекомендация родителям.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» План работы по самообразованию Воспитатель: Грицкова Марина Александровна МБДОУ детский сад №27 «Колосок» Тема: «Сенсорное воспитание.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №133 «Радуга» (МБДОУ ЦРР -»Детский.

Аннотация к мультимедийной дидактической игре «Времена года»

Мультимедийная игра позволяет:

  • повысить информативное наполнение НОД;
  • стимулировать мотивацию обучения;
  • повысить наглядность обучения;
  • реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления в различных ее модальностях: слуховой и визуальной;
  • осуществить повторение материала предыдущего занятия;
  • создать детям комфортные условия работы в НОД.

Применение мультимедийной дидактической игры в НОД активизирует эмоциональное воздействие на обучающихся тем, что:

во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете;

во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации;

в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий и картинок, со звуковым сопровождением оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов, демонстрируемых на экране.

От администрации портала: представлена демо-версия для ознакомления. Полная версия будет в мультимедийном альбоме виртуальной выставки, который получит каждый участник.

Цель: развитие и активизация познавательных способностей детей через использование современных информационных технологий.

Задачи:

q Формировать целостную картину окружающего мира; Показать взаимосвязь времен года с живыми организмами;

q Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;

q Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;

q Развивать память, внимание, словесно - логическое мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие.

Мультимедийная дидактическая игра «Времена года» предназначено для детей 4-5 лет. Можно использовать в детских садах в средней группе, родителям для домашних просмотров.

Программа разработки: Power Point

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Правила игры:

  • Ø На слайдах написаны загадки или вопросы. Необходимо объяснить ответ и нажать «мышкой» на правильный вариант ответа;
  • Ø Если ответ верный - появится картинка и услышишь звуковое сопровождение, а если ответ не верный - картинка исчезнет, поменяет цвет или будет вращаться;
  • Ø Чтобы прейти на следующий слайд нажми в правом нижнем углу на кнопку «> », вернуться на предыдущий слайд - нажми в левом нижнем углу на кнопку « <». Для повторения игры еще раз нажми на кнопку «домик ».

Форма использования:

  • при работе с интерактивной доской;
    • индивидуальная работа с компьютером.

Методика использования:

  • мультимедийная презентация используется для группового (как часть занятия) и индивидуального обучения;
  • в конце просмотра определенного раздела, детям предлагается речевая логическая задача;
  • для закрепления материала можно выбрать показ только необходимых слайдов и на их основе построить беседу, организовать ситуативный разговор.

Образовательный эффект:

q Развитие речи: обогащение словаря, развитие связной речи, развитие функций словообразования.

q Закрепить знания об окружающем мире.

q Учить отгадывать загадки о временах года;

q Закрепить прямой и обратный счет до 5, умение соотносить цифру с количеством предметов;

q Повторить названия перелетных птиц;

q Повторить названия животных, которые впадают зимой в спячку;

q Называть деревья и находить лист с этого дерева;

q Повторить признаки весны;

q Закрепить умение определять по одежде человека время года.

Практическая значимость:

  • появляется возможность оптимизировать и повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;
  • дети осознанно воспринимают изучаемый материал, обобщают, закрепляют и прочно запоминают его;
  • повышается мотивация, создаются положительные эмоции, за счет динамичности материала: яркие анимационные картинки надолго привлекают внимание детей;
  • мультимедийная презентация позволяет моделировать признаки времени года, которые невозможно увидеть в данный момент (листопад, дождь, снег и т.д.);
  • Использование мультимедийной игры позволяет сделать НОД эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности;
  • предусматривает реализацию и интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Описание:

(Слайд 1) титульный

(Слайд 2-3) цель, задачи, правила игры

(Слайд 4) Сейчас мы поговорим о временах года.Послушай внимательно загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я – … (осень)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Листочки каким цветом? Как одеты дети? Сколько елочек на картинке?

(Слайд 5) Какое время года изображено на картине? (осень) По каким признакам ты определил? На картине 3 дерева. Назови их. (Яблоня, рябина, береза.) Назови дерево, которое не соответствует времени года? (береза) Почему? (зеленые листочки)

(Слайд 6) Осенью листья желтеют и опадают. Как называется это явление природы? (листопад) Как называется дерево на слайде? (дуб) Найди лист с этого дерева? Правильно. Этот лист с дуба, значит он какой? (дубовый) С клена – кленовый, с березы – березовый, с рябины – рябиновый.

(Слайд 7) Послушай следующую загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Чем занимаются дети?

(Слайд 8 ) Осенью вся природа, животные, насекомые готовятся к зиме. Какое животное впадает осенью в спячку и спит всю зиму? Выбери вариант ответа. (Медведь, барсук, еж) Правильно. Как готовятся животные к спячке? (много едят, накапливают под кожей жир) Лиса и волк не впадают в спячку.

(Слайд 9 ) Отгадай загадки. Нажми на квадрат и проверь отгадку.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (заяц)

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло - заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит … (белка)

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля - озёрушки
Белый пух да пёрышки. (снегопад)


(Слайд 10 ) А сейчас время отдыха. Музыкальная физкультминутка.

(Слайд 11

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Для чего делают скворечники? Как одеты дети? Сколько их? Сколько прилетело птиц? Как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых стран?

(Слайд 12 ) (Звучит пение птиц) Каких перелетных птиц ты знаешь? Назови их и нажми «мышкой» на эту птицу. (ласточка, грач, скворец, гусь) Снегирь и воробей не перелетные птицы. Что изображено на картине? Какое время года? По каким признакам ты определил, что это весна?

На проталинках вырастают первые … (подснежники)

Из теплых стран прилетают … (птицы)

Оно стало сильнее пригревать … (солнце)

Зазеленела … (трава)

Тает снег, по земле бегут … (ручьи)

На крышах домов тает снег и появляются … (сосульки)

(Слайд 14 ) Послушай следующую загадку:

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - … (лето)

Выбери вариант ответа. Правильно. Сколько детей гуляет по лесу? Как они одеты? Какое насекомое держит мальчик на пальце?

(Слайд 15 ) Какое время года изображено? Сколько бабочек ты увидел на картине? (5) Найди эту цифру и нажми на нее. Сосчитай бабочек в обратном порядке.

(Слайд 16 ) Летом белочки собирают грибы, запасают на зиму. Давай поможем ей собрать грибы. Нажми «мышкой» на гриб, увидишь что произойдет. Сколько грибов в корзинке? (5) Нажми на ту цифру, сколько грибов в корзине. Сосчитай их в обратном порядке. (5,4,3,2,1)

(Слайд 17 Выбери вариант ответа. (весна) Объясни свой выбор.

(Слайд 18 ) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа. (осень)

(Слайд 19 ) В какое время года собралась на прогулку девочка? Выбери вариант ответа. (зима) Объясни свой выбор.

(Слайд 20 ) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа. (лето)

(Слайд 21 ) Спасибо за игру! Ты, молодец! (звуковое сопровождение) Для повторения игры еще раз нажми на кнопку «домик »

Вот ребята, мы с вами вспомнили все времена года. А теперь нарисуйте свое любимое время года.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 2»

городского округа Саранск

педагог дополнительного образования

Данилова Екатерина Евгеньевна

Обобщение педагогического опыта на тему:

«Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
(Антон Семёнович Макаренко)

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ОПЫТА

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

Фундамент активной, инициативной, творческой личности закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития познавательных интересов детей. Эти направления нашли отражение в трудах таких авторов как А. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.

Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, способствующий формированию глубоких и прочных знаний; развитию и повышению качества мыслительной деятельности, активности в учении, благоприятствующий формированию способностей, созданию более благоприятного эмоционального фона для протекания всех психических процессов.

Одна из важнейших задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала, чтобы он мог быстро реагировать на изменяющиеся условия, был способен обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь, как я считаю, при помощи информационно-коммуникационных технологий.

В связи с интенсивным использованием информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, закономерно происходит их внедрение и в сферу образования, поскольку возникла необходимость в поколении, умеющем работать с передовыми технологиями.

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, которое предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», где поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. В контексте повсеместной компьютеризации актуальным становится использование мультимедийных дидактических игр в деятельности дошкольника. Мультимедийные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность - инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности дети также воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие ФГОС ДО.

Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях.

Мультимедийные дидактические игры в союзе с высоким педагогическим мастерством делают образовательный процесс дошкольного образования разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к обучению, дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений.

Новизна моего опыта заключается в использовании дидактических компьютерных игр для старшей возрастной группы, что позволило совершенствовать формы, методы, приемы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.

2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.

На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую мы используем, это проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций, а также занятий с использованием интерактивной обучающей программы Mul tikid и цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия». Это дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Одним из самых популярных программных средств, используемых воспитателями и педагогами ДОО, на занятиях с использованием информационно-коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – PowerPoint. Ею владеют все воспитатели и узкие специалисты ДОО. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа PowerPoint одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.

В течение двух лет, работая над темой «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников», периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые мной из сети Интернета. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета: анимационные игры – презентации, но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

Цель моей работы: обеспечение развития познавательной активности воспитанников через поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста, повышение качества образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:

познакомиться с передовым педагогическим опытом использования интерактивной дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.

Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность обучающихся в работе с информацией.

внедрить ИКТ в познавательно – игровую деятельность детей дошкольного возраста;

использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

создать медиатеку электронных дидактических игр для дошкольников;

представить материалы в процессе методической работы (открытые мероприятия, выступления, обобщение опыта, аттестация).

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОО.

Перед началом работы по теме опыта мною были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования (Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г.). Они высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОО, начали активно создаваться программы для дошкольников.

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Исходя из этого, в своей работе я стремилась показать, как сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира посредством использования ИКТ.

4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. СИСТЕМА КОНКРЕТНЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.

Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют педагогу сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft OfficePowerPoint, выполняют функции демонстрационного материала.

К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности".

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает такую наглядность, способствующую восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Занятия с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Использую информационные технологии на всех этапах занятия: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

повышает качество знаний

продвигает ребенка в общем развитии

помогает преодолеть трудности

вносит радость в жизнь ребенка

позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и обучающихся и их сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно - образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, шум дождя.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Подробные мультимедийные презентации позволяют мне сделать НОД более яркой красочной и запоминающейся. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей.

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:

Принцип доступности.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.

Руководствуясьпринципом научности , я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала

Принцип творческой активности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Принцип наглядности.

Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.

Работа ведется по трем направлениям:

- Работа с детьми;

- Работа с педагогами;

- Работа с родителями .

Обучение детей строится на основе программы «Детство». Эта программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирования духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронно - дидактическим играм, которые эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Применяю такие игры как: «Отгадай фигуру», «Четвёртый лишний», «Аналогии» и т.д.

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.

Для того, чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. Игры на развитие внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Повтори узор» и т.д.

Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставляя в открытие дидактическую позицию.

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе. Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.
Для развития памяти и восприятия использую следующие игры: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?» и т.д.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи . А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю электронно - дидактическим играм. В процессе мультимедийной дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т.д.

Работа с педагогами:

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОО