Творческая мастерская, как форма работы с родителями. Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в детском саду Мастерская в доу

Подготовили воспитатели: Гришенкова Т.Д., Власова О.Н.

«Восхождение доступно каждому,

и преступление перед самим собой и другими

всю жизнь протоптаться на месте»

Альтшуллер, Берткин

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребёнка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности и творческого мышления. Особенно важна роль творчества в развитии детей и для реализации их возможностей и была создана наша мастерская.

Целями работы в творческой мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствовании развитию самостоятельности и креативной личности. Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к предметному миру.

Для развития творческой активности у детей, мы создали в группе атмосферу, способствующую развитию любознательности ребенка. Важно поощрять оригинальные идеи, высказываемые ребенком и обеспечивать возможности для практической реализации творческих идей в самых различных областях.

Работа в творческой мастерской предполагает интеграцию со всеми образовательными областями.

В процессе работы в нашей творческой мастерской, решаются задачи интеграции образовательных областей.

– образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.

– образовательная область « Познавательное развитие»: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

– образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

– образовательная область « Речевое развитие»: стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми; поощрение дошкольников к обсуждению своей деятельности.

– образовательная область «Физическая культура»: проведение физкультурных минуток в процессе творческой деятельности детей.

Поэтому для решения этих задач и развития творческой личности ребенка в группе№ 4 «Солнышко» была организована творческая мастерская «Солнечная мозаика» (поделки, аппликация из пуговиц, бисера, пайеток и бусинок).

Лучший способ занять ребенка, развить мелкую моторику, а заодно и фантазию - дать ему возможность создавать поделки и аппликации из пуговиц. Ведь это не только способ утилизации бросовых предметов, но и прекрасная возможность развить детскую фантазию, научить креативному видению привычных вещей, находить в них основу для творчества.

Поделка из пуговиц своими руками – для детей прекрасная возможность потренировать пальчики и кисти рук, научиться аккуратно обращаться с мелкими предметами и создавать новые образы из привычных вещей. Например, можно предложить ребятишкам создать различные картины из пуговиц, бисера и т.д.

Поделки своими руками развивают у детей фантазию, внимание, способность к творчеству, умение сосредоточиться, тренируют.

Чтобы сделать поделки вместе с детьми, сначала мы приготовливаем все необходимые принадлежности. Это пуговицы разного цвета, величины, формы и фактуры, бисер и пайетки разных цветов; картон или уже готовая картинка. Материал прикрепляем при помощи клея.

Уже готовые работы мы оформляем в готовые рамки или изготовляем их самостоятельно с детьми.

Из готовых работ в нашей группе была оформлена выставка.

Ольга (Норышева) Осоченко
Мастерская как форма работы с детьми

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми , как мастерская .

Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста.

Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.

Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.

От чего зависит новизна творческих решений?

Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.

Чему же способствует творческая деятельность детей?

Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

«Творческие мастерские » - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской » ? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская » - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей : например, театральные мастерские , в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг , игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний , таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской , как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской , в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Работа строится поэтапно , где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично : “Работа с бумагой” , “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью” . Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.

Например : если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.

Занятия в «мастерской » помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой : умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» .

Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской . Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской : это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.

Особенность «мастерской » в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами , красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными : краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры , разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал : фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания

Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

При составлении презентации были использованы разработки таких известных ученых, как Лисина Майя Ивановна, Асмолов Александр Григорьевич, Белкин Август Соломонович, а также материалы разработок современных педагогов, опубликованные ими на указанных сайтах.

В МБДОУ Детский сад № 169 г. Чебоксары работает единственная в республике детская кулинарная мастерская. Здесь дети проходят полный курс «юного повара»: от подсчета, сколько вешать в граммах, до приготовления вкусных блюд, дегустировать которые даже приходят родители.

Комната кулинарии – на удивление домашнее помещение: светлое, чистое, с хорошей мебелью и красивой французской посудой. Такая комната – это школа хорошего тона, этикета приёма пищи. Здесь найдётся всё необходимое для приготовления любого блюда: электромиксер, кухонный комбайн, блинница, чудо-печь и многое другое.

Также в кулинарной комнате есть замечательный шведский стол. На нём всегда много вкусного, интересного, весёлого. Шведский стол – не только другая форма организации питания, но и другая культура, с которой детям предстоит встретиться в жизни.

В комнате также имеется оригинальная стойка бара, которая создаёт особый уют, здесь можно и просто поиграть в кафе и по-настоящему выпить сок, компот или молоко. С большим удовольствием дети пробуют вкусные и полезные травяные чаи, а заодно знакомятся с растениями, из которых они приготовлены.

Посещение кулинарной комнаты внесено в расписание организованной образовательной деятельности. Первое, с чем знакомятся дети, – техника безопасности обращения с электроприборами, режущими предметами, и правилами сервировки стола. Затем наступает черёд приготовления бутербродов, салатов, блинчиков.

Занятия по кулинарии в детском саду включают в себя игровую и поисковую деятельность, творческие задания, чтение художественной литературы, практические занятия.

Дошкольники в процессе занятий усваивают способы труда взрослого и переносят в свою собственную деятельность. Дети проникают в мир взрослых дел, узнают секреты трудовых процессов и удивляются полученным результатам. На этих занятиях на примере деятельности повара раскрывается сущность труда человека (умелость, трудолюбие, желание приносить пользу людям). Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, именно такая деятельность помогает дошколятам взглянуть на маму, и бабушку как на умелых и трудолюбивых людей, сближает детей и взрослых, способствует взаимопониманию.

Занятия по ознакомлению детей с секретами кухни предназначены для детей средней, старшей и подготовительной групп. Занятия проводятся воспитателем по подгруппам, в игровой форме, с привлечением сказочных героев, например, домовенка Кузи. Для каждого занятия разработан интересный сюжет. В конкретной практической деятельности дети приобретают позицию созидателя, у них формируются практические умения и навыки (например: нарезать разными способами овощи и фрукты, замешивать и раскатывать тесто, пользоваться теркой и т.д.).

С удовольствием приходят в кафе «Светлячок» родители и делятся своими кулинарными секретами. С участием родителей проводятся праздники и дни рождения в кулинарной комнате.

Рассказывает заведующая детским садом Фролова Валентина Николаевна:

«В этом году значительное внимание уделяется профессиональному образованию и в рамках республиканской конференции работников образования Чувашской республики запущен проект «Энциклопедия профессий от А до Я» и мы рады включиться в этот проект. Творческая группа педагогов нашего дошкольного учреждения занимается разработкой новых проектов. На данный момент в нашем дошкольном учреждении ведется работа в рамках имеющегося проекта «Ребята поварята», в ходе которого проводятся мастер-классы как среди педагогов, так и родителей и дети знакомятся с профессиями повара, кондитера, кулинара и учатся азам кулинарии.

В нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет функционирует помещение, где дети занимаются кулинарией. В этом помещении создана атмосфера, которая позволяет получать удовольствия от приготовления пищи всеми участниками образовательного процесса: воспитанниками, педагогами, родителями. Имеется всё необходимое от досок, скалок до электробытовых приборов, электрической плиты и холодильника, что позволяет приготовить здоровую пищу в пароварке, испечь вкусные блинчики на блиннице.

Опыт приготовления пищи дети получают под чутким руководством взрослых, в полном объеме реализуя свои возможности и гораздо более важен сам процесс, чем конечный результат, дети учатся смешивать ингредиенты, высчитывать количество порций, приготовить пищи столько, чтобы полакомиться самим и угостить других.

Родителям очень нравится, что ребенок получает азы кулинарии уже в дошкольном возрасте и при поступлении в школу он имеет опыт приготовления бутерброда, салата, выпечки печенья, приготовления различных десертов. И что очень важно, не только приготовить пищу для себя, но и порадовать близких, приготовив угощения для них».

Благодарим за предоставленный материал заведующую МБДОУ «Детский сад № 169», г. Чебоксары, Фролову Валентину Николаевну.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).

Краеведение - это и отношение россиянина к малой родине, то, что передается от отца к сыну с опорой на мораль, этику взаимоотношений, которые традиционны для России. Краеведческое знание может обуздать стихийность формирования стереотипов поведения, направить их в естественное русло, обусловленное чувством нормы, правила, естественного хода адаптации через «преемство» поколений.

Краеведческое образование способствует формированию системы знаний о культурных ценностях, потенциале среды жизнедеятельности, умений применять их на практике, что в конечном итоге помогает подрастающему поколению учиться полно жить в настоящем, ценить его, выявлять в окружающей действительности светлые и добрые начала .

В содержание краеведческого образования включены вопросы об особенностях менталитета людей, проживающих на территории родного края, о жизненных проблемах человека, о проблемах социокультурного развития региона. Эти знания необходимы дошкольнику для выстраивания собственного мира ценностей, для овладения творческими способами решения проблем, для открытия рефлексивного мира собственного «Я». Важной составляющей содержания являются источники субъектного опыта дошкольника, которые представлены собственной биографией (влияние семьи, национальной, социокультурной принадлежности), результатами повседневной жизни, реальным взаимоотношением с миром вещей и людей .

Таким образом, задачами краеведческого образования является формирование знаний об уникальности, культурных и природных особенностях родного края посредством реализации коммуникативной функции родного языка; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному дому, семье, школе как части культурного наследия родного края; формирование умений и навыков социальных отношений на основе анализа культурного и природного наследия своего родного края. Краеведческое образование дошкольников направлено на формирование эмоционально-ценностного отношения к родному городу и его жителям, на творческое освоение знаний.

Сегодня впервые в истории отечественной педагогики краеведению уделяется значительное внимание, создаются новые программы, рассчитанные не только на взрослых, но и на детей, в том числе и дошкольников. Уже мало кто сомневается, что краеведение – необходимый элемент и средство патриотического воспитания и эффективной социализации подрастающего поколения.

Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий: игровой; музейной педагогики; метода проектов; домашнего кинотеатра; компьютерных игр. Учитывая психологические особенности дошкольников, педагогу необходимо стремиться затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на его взгляд, нужной и занимательной.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой построения работы по краеведению является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Краеведение способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, ориентируя на приобретение дошкольниками собственного опыта творческой деятельности. Осуществить деятельностный подход помогают творческие мастерские. В зависимости от индивидуальных склонностей и интересов дети объединяются в своеобразные «творческие мастерские», например, художественную, словесную, театрализованную, музыкальную и так далее. При этом организация деятельности в них направлена на получение детьми реально ощутимого результата (коллективного творческого продукта).

Творческая мастерская как форма организации учебно-воспитательного процесса по развитию творческих способностей дошкольников хорошо вписывается в технологию мастерских, разработанную представителями «Французской группы нового воспитания». При создании этой технологии широко использовались идеи свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.) и психологии гуманизма (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.).

По определению И.А. Мухиной мастерская «это такая форма обучения детей и взрослых, которая дает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности".

Г.В. Степанова отмечает нестандартность формы организации учебно-воспитательного процесса, создающей творческую атмосферу, психологический комфорт мастерской. Н. И. Белова пишет о мастерской как о технологичной рефлексивной форме личностно-деятельной организации учебного процесса.

Участие в творческих мастерских дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

«Мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия и приоритета процесса над результатом; эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания» - на такой позиции, раскрывая смысл мастерской, стоят М.Т. Ермолаева и Ж.О. Андреева.

Творческая мастерская может выступать как средство ознакомления детей с Санкт-Петербургом при следующих условиях:

  1. взаимодействие педагога и детей выстроено поэтапно от мотивации к разрешению проблемы мастерской и рефлексии участников;
  2. обеспечено сотрудничество педагога и детей в решении разнообразных задач краеведческой направленности;
  3. осуществлено повышение компетентности педагогов в области решения задач организации творческой мастерской краеведческой направленности.

Для обогащения профессиональной компетентности педагогов предлагаем семинар –практикум на тему: «Творческая мастерская как форма организации краеведческого образования в условиях ГБДОУ».

Подготовка к семинару включает: изучение и анализ методической литературы, составление аннотаций к ней, оформление наглядной информации к семинару: выставка литературы с краткой аннотацией, мультимедиа презентации, сделанные педагогами.

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов по краеведению.

Активизировать мыслительно- поисковую деятельность педагогов;

Формировать профессиональную компетентность;

Повысить эффективность работы по краеведению;

Установить профессиональное общение и обмен опытом.

Ход семинара-практикума:

1. Насколько универсальны и действенны были правила игры?

2. Смогли ли Вы воплотить свои игровые планы, и если нет, то что этому помешало?

3. Какие игровые моменты Вам больше всего понравились?

4. Какие ошибки были допущены ведущими при проведении игры?

5. Кто из игроков, с Вашей точки зрения, лучше всех сыграл?

6. Каково Ваше мнение о технической стороне организации игры?

7. Что Вы хотели бы пожелать организаторам игры на будущее?

Семинар продолжим докладом воспитателя на тему "Возможности творческой мастерской", смотром мультимедийных презентаций, сделанных педагогами, идет профессиональное общение и обмен опытом о возможностях применения педагогической технологии творческой мастерской в занятиях по краеведению.

Педагогам дано задание:

Используя в методическом кабинете литературу, придумать педагогические задачи по взаимодействию с детьми в творческой мастерской:

На выбор темы мастерской,

На этапы организации работы,

На выбор методов работы с детьми.

1 занятие – «Организация творческих мастерских является залогом успешности процессов воспитания и обучения».

Познакомить воспитателей с содержанием педагогической технологии творческих мастерских;

Определить рамки возможного использования технологии в условиях ДОУ.

Теоретический блок, понятийный аппарат, содержание и основные блоки творческих мастерских.

Дискуссия «Место творческих мастерских в педагогическом процессе по краеведению». Обсуждение педагогами изученной литературы, дискуссия об актуальности темы по созданию творческих мастерских.

2 занятие – «Тематика творческой мастерской и обучение технологии творческих мастерских».

С педагогами, проведено обсуждение темы, разработаны этапы организации работы:

Педагогам предложена следующая тема - «В городе этом я живу»

1 этап направлен на эмоционально-ценностное восприятие детьми облика родного города;

2 этап направлен на дифференцированное познание города;

3 этап направлен на творческое переосмысление детьми освоенных представлений о культурно-историческом своеобразии города.

Активизирующие методы в работе с детьми в творческой мастерской. У мастерской широкие возможности благодаря ее алгоритму, основными блоками которого являются индукция, само - и социоконструкция, дедукция, социализация, рефлексия.

Творческая мастерская имеет индуктивный характер, т.е. нелинейный, расширяющий возможности каждого участника. Ребенок должен быть включен эмоционально, интеллектуально, погружен в поиск через интригу неопределенности. Все его представления и чувства не оцениваются, а принимаются к сведению, ложатся в фундамент совместного знания.

Самоконструкция - создание собственного интеллектуального продукта (описание собственного опыта, наблюдения, формирования идеи и т.д.

Социоконструкция - создание интеллектуального продукта в группе через организацию группового пространства по ходу мастерской, необходимость договариваться, смена групп и чередование форм работы - индивидуальной, в парах, микрогруппах, фронтально - к научению диалоговой жизни.

Социализация - предъявление созданного другим участником (озвучивание, афиширование, устный рассказ, театрализация и т.д.) учит цивилизованному общению и уважению прав каждого.

Дедукция - сверка с образцом.

Рефлексия - осознание неполноты собственного знания, ощущение собственного открытия, понимания чего-либо.

3 занятие – «Как организовать педагогическое сопровождение в условиях творческой мастерской»

Показать участникам способы эффективного взаимодействия ребенка и взрослого в работе по краеведению в условиях творческой мастерской.

Использование ситуаций – проблем, как метода активизации педагогов, на конкретных примерах из практики, излагается проблема взаимодействия педагогов с детьми, которую надо решить, применяя условия педагогического сопровождения.

Проведенный семинар практикум для педагогов поможет при организации творческой мастерской, создать благоприятную среду, творческую атмосферу, в которой могли реализоваться возможности каждого ребенка.

Мы надеемся, что особые требования, в технологии мастерской, а именно: педагог создает условия для реализации заложенных в ребенке задатков и способностей, предполагаемого сотрудничества, сотворчества, совместного поиска взрослого и ребенка после предложенного семинара будут соблюдены педагогами ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Государственная программа. – Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2002 годы. // Российская газета. 2001 год.

2. Зубенко, И. В. Особенности краеведческого образования в детском саду.

3. Федорова Т. С. Краеведческое образование дошкольников.

4. Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? // Современный ученик - современный учитель - современный урок: сб. метод. ст. и разработок. СПб., 2009. № 100.

5. Белова Н. И, Наумова Н. Н. Экология в мастерских: Методическое пособие". - СПб.: "Паритет", 2004. - 224с. (Серия "Педагогическая мастерская"), с.67.

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.

Феликс Адлер.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами. Именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

На определенном этапе семья объединяются с детским садом и составляют для ребенка основное образовательное пространство. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй:

  • сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей,
  • обеспечение целостного развития личности дошкольника,
  • повышение компетентности родителей в области воспитании.

Каким образом этого добиться? Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке?

Я пришла к выводу, что наиболее для меня подходящая форма - это творческая мастерская. Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей.

Почему все-таки творческая мастерская? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:

  1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)
  2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
  3. Развивает эмоциональную сферу детей:
  • учит радоваться удачам других;
  • радости при дарении поделок, выполненных своими руками;
  • толерантности.
  1. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

Совместно выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и другое.

Девиз нашей творческой мастерской «Учимся творить вместе с детьми». Приведу примеры тем для заседания наших творческих мастерских.

Тема: «Волшебное тесто»

Познакомились с приемами лепки из соленого теста и в ходе работы по проекту «Кис, кис, мяу» провели выставку поделок кошек из соленого теста. Поделку делали дома совместно с родителями, а защищали свою работу дети уже в группе.

Тема: «Холодно и голодно птичкам зимой»

Сделали кормушки для птиц из бросового материала и развесили на деревьях по территории детского сада. Многие продолжили тему дома и совместно наделали настоящие дворцы, развесили у себя под окнами и кормили птиц всю зиму.

Наши заседания мы часто заканчиваем работу чаепитием.