Перспективный план работы кружка ручного труда «Оч.Умелые ручки. Что такое ручной труд в подготовительной группе? Индивидуальная работа в подготовительной группе по конструированию

1.Введение2

2.Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников3

3.Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах6

4.Заключение9

Введение

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский - «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

Считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Были определены ведущие задачи - научиться трудиться с радостью; приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.

Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.

Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

В частности бисероплетение - это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:

· прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.

· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.

В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.

В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».

Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работа с бумагой и картоном - продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работа с тканью - обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом - создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

· насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

· свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

· наличие образцов изделий и поделок;

· использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

· создание музея детских поделок, альбомов, книг;

· непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:

· создание выставок

· создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)

· создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)

· экспериментирование

· просматривание диафильмов

· чтение литературы

· рассматривание картин

· экскурсии

· коллажи

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:

· природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)

· бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)

· бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

· ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

· ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Заключение

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.

При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно.

Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Список литературы

1.Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: - Метода; 2014 г., 208 стр.

2.Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2011 г.

3.Дмитриев Ю.А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109

4.Карпюк Г.А., Шабалин Е. С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56

5.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: - Сфера, 2011г.

6.Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.

7.Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.

8.Семенова Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75

9.Хлыбова Г.В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452

Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет Куцакова Людмила Викторовна

Подготовительная к школе группа

Ребенок на седьмом году жизни ощущает себя самостоятельным, знающим, умелым. Он активен, любознателен, стремится к получению новой информации, старается самоутверждаться в компании сверстников и в общении со взрослыми. Он уже способен контролировать себя, объективно оценивать свои действия и деятельность других. Его внимание произвольно, работоспособность хорошая, достаточно развиты все технические процессы. Ребенок успешно овладевает конструированием, художественным трудом. Особенно важным для него становится результат деятельности. Движения рук у ребенка 6–7 лет довольно ловкие, быстрые, слаженные, и их умелость продолжает быстро развиваться. У ребенка хорошо развита коммуникативная функция речи. Он быстро устанавливает партнерские отношения со сверстниками.

Интерес ребенка к конструированию продолжает развиваться; расширяется его содержание, формируются новые конструктивные умения, возрастает способность к творчеству и изобретательству. Ребенок понимает чертежи, схемы конструкций, разбирается в выкройках поделок, способен их сам строить. Дошкольник практически готов к учебной деятельности. Понимая это по-своему, многие педагоги в работе с будущими школьниками чрезмерно увлекаются их подготовкой к школе, увеличивая при этом нагрузку на детей, связанную с увеличением времени на обучение, на углубление его содержательной стороны. Порой главной целью в работе с детьми 6–7 лет становится быстрое обучение чтению, письму, математическому вычислению и пр. Тем не менее воспитатель, работая с будущими школьниками, должен прежде всего продолжать активно развивать их память, внимание, сообразительность, потребность в получении знаний, способность к логическому мышлению и пр., поскольку именно это является залогом того, что ребенок будет учиться в школе с большим интересом и желанием. Важно не забывать, что главной смысловой необходимой детской деятельностью и в этом возрасте, и еще долгое время будет оставаться игра. Поэтому программа нацеливает педагогов выстраивать воспитательно-образовательную работу с детьми подготовительной группы с активным использованием игровых приемов. В связи с этим методика работы по конструированию и ручному труду предполагает широкое применение игровых приемов. Это и занимательные конструкторские игры, и увлекательные задания, упражнения, и игры-эксперименты с разными материалами, и включение в деятельность игровых контекстов и пр.

В подготовительной группе не дается конструирование по образцу постройки воспитателем с целью его точного воспроизведения. Остается актуальным конструирование по преобразованию образцов по условиям и по замыслу.

Детям 6–7 лет предлагают конструкторы нескольких видов, имеющие разные способы крепления деталей (винты, гайки, штифты, деревянные гвоздики, принцип Lego с другими соединительными элементами). Дошкольников упражняют в конструировании движущихся объектов, знакомят со сборкой простых механизмов, которые можно применять в конструкциях (блок, рычаг и т.д.).

Организация работы с детьми должна быть нацелена прежде всего на удовлетворение детской интеллектуальной активности, на свободу его выбора. Поэтому важно организовать деятельность так, чтобы ребенок имел возможность отбирать для реализации своей задачи необходимый материал, искал способы решения задач проблемного характера. Например: «Что надо сделать, чтобы стрела твоего подъемного крана не позволяла ему опрокидываться?(Сделать противовес.) А из чего его сделать? Гд е прикреплять? С помощью чего?» и т.д. Следует организовывать детское конструирование и ручной труд так, чтобы ребенок выдвигал свои идеи, исследовал их, проверял. Важно учить будущих школьников ясно, нестандартно мыслить, логически рассуждать, отстаивать свою точку зрения, предлагая оригинальные решения, оперируя абстрактными понятиями, доступными их возрасту, устанавливать причины и следствия, анализировать их и т.д.

Большое внимание следует уделять подбору учебного материала, стимулирующего развитие умственных и творческих способностей детей (сборно-разборные технические игрушки, конструкторы, головоломки, настольно-печатные игры и пособия с развивающим материалом и пр.); использованию различных технических средств: компьютерному обучению с программами по конструированию и моделированию, самостоятельному использованию диапроекторов, видео, аудиоплееров, фотоаппаратов, караоке и пр.

Желательно использовать в работе с детьми традиции народной педагогики: народные развивающие игры, фольклор, народную декоративно-прикладную деятельность, в частности, в организации детской деятельности. Например, в свободное от занятий время мальчикам предлагают конструкторские игры, а девочек приобщают к рукоделию (например, мальчику важно уметь пришить пуговицу, зашить свою распоровшуюся по шву рубашку, но вовсе не обязательно заниматься вышиванием).

Занятия целесообразно проводить в свободной форме организации, при которой детей побуждают к деловому общению; предлагать достаточное количество материала для реализации детских замыслов.

Из строительного материала детям удобно конструировать стоя, коробку с деталями при этом лучше ставить на стоящий рядом стульчик, чтобы освободить поверхность стола. Удобно конструировать и за сдвинутыми по-разному столами (по два, по три, в ленту), особенно если эта деятельность коллективная.

Занятия по ручному труду можно организовать по-разному. Например, сдвигать столы по два, на середину класть все необходимое для работы из расчета на каждого сидящего за столом ребенка. Педагог дает задание, обсуждает с детьми предстоящую работу, после чего ребята берут то, что им необходимо в данный момент для работы, и приступают к ней.

Случается, что в группе нет достаточного количества коробок со строительным материалом и конструкторами. В этом случае не следует ограничивать детскую деятельность и тем более отсчитывать детали для строительства и выдавать детям поровну. Лучше проводить работу малыми подгруппами. Иногда можно предлагать ребятам определенную тему, которую они могут реализовать в разном изобразительном материале. Например, дома можно строить из настольного строителя, из напольного крупного строителя, из конструкторов; моделировать из плоских геометрических фигур, мастерить из коробок, из бумажных цилиндров, выделив на них грани с помощью сгибов и т.д. Хорошо, когда объединяются разные виды труда при создании одного объекта. Дети при этом получают представления об изобразительных возможностях и обычно после такого занятия в свободной деятельности стараются опробовать их при создании объектов, предлагаемых на занятии, и других объектов.

Хорошо, если в дошкольном учреждении есть кабинет для художественного и технического творчества, оснащенный всем необходимым для организации работы, в который можно по очереди приводить всю группу детей и на занятия, и для свободной творческой деятельности (по собственному графику).

Важно давать детям как можно больше впечатлений об окружающей жизни, шире использовать наблюдения. Дети 6–7 лет способны чаще ходить с воспитателями на экскурсии. Например, желательно использовать возможность понаблюдать за строительством здания. Дети узнают много интересного о профессиях строителей, о разных строительных машинах и механизмах, о материалах для создания строительных сооружений и пр. Если рядом с детским садом вокзал, непременно надо понаблюдать с детьми за движением поездов, обратить внимание на вагоны разного назначения, на грузы, которые перевозят на платформах и в открытых грузовых вагонах. Если неподалеку от детского сада есть река, то полюбоваться движением хотя бы небольших катеров. После любых наблюдений у детей появляется больший интерес к получению дальнейших представлений и знаний («Мы видели на нашей маленькой реке катер, а вот картинка, на которой изображено огромное пассажирское судно. Такое судно ходит только по морям и океанам!»). Обогащать опыт детей впечатлениями, представлениями и знаниями позволяют все средства визуальной информации.

Песенки, загадки, стишки делают деятельность ребят более интересной, эмоциональной. Так, занимаясь плоскостным моделированием, воспитатель подбадривает ребят:

До чего же высоки

И красивы здания!

Выстроить такие

Не трудное задание.

Ведь нам нужны для этого

Не кирпичи, не доски,

А картонные фигурки -

Маленькие, плоские.

Вот жилой высотный дом -

Поселиться можно в нем.

А в этом здании

Получают знания,

Потому что тут

Книжки живут.

(Библиотека)

Подводя детей к конструированию железной дороги и рассматривая с ними иллюстрации паровозов, электропоездов, пассажирских вагонов, платформ, саморазгружающихся вагонов для сыпучих грузов и пр., воспитатель комментирует:

Очень нужный, очень сложный

Транспорт железнодорожный.

Перевозит все на свете

Машинист в вагонах этих.

Обращая внимание на последний вагон, воспитатель предлагает ребенку:

Ты подумай, не спеши!

Где заглушка – покажи!

Заглушка открывается,

И груз пересыпается.

Ребенок данного возраста уже понимает: для того чтобы сыпучий груз высыпался сам, заглушка может располагаться только снизу, в самой узкой части вагона, а вагон должен при этом стоять на возвышении, под которое подъезжают грузовые машины, иначе груз будет сыпаться прямо на рельсы.

Разговаривая с детьми перед конструированием разных военных машин, воспитатель объясняет:

А военные машины

Нашей армии нужны,

Потому что помогают

Охранять покой страны.

И дети с увлечением конструируют танки, бронемашины, машины с ракетными установками, вездеходы, машины медицинской службы, техпомощи и пр.

Начать работу в подготовительной к школе группе можно с закрепления у детей обобщенных представлений о зданиях, предложив построить дома любого типа и назначения, этажности, придав им черты старинной или современной архитектуры, дополняя сооружения арками, колоннами, фронтонами и пр. В качестве образцов можно предложить детские рисунки, изображения зданий разной архитектуры, схематические изображения и чертежи из строительных наборов и пр.

На следующем занятии можно дать задание создать район города, поселка, где живут дети. Лучше объединить ребят в группы по 3–4 человека и организовать «семейное строительство». Дети обсуждают этапы работы, распределяют, кто что будет строить. Можно предложить каждой подгруппе лист бумаги и карандаш, чтобы дети схематично нарисовали объекты и места их расположения – это поможет им спланировать общую деятельность. Например, в центре микрорайона находятся школа, детский сад и здание магазина; вокруг жилые дома с детской площадкой, в отдалении автозаправка, сквер и пр.

Можно по окончании строительства дать детям цветную бумагу и ножницы и предложить вырезать клумбы, дорожки, вывески. Для оформления построек дети используют деревца, дорожные знаки, фонарные столбы, человечков, машинки, которые они мастерили на занятиях ручным трудом и вне занятий, или мелкие игрушки.

Вне занятий дети могут продолжить строительство на эту тему, сооружая микрорайон города из конструкторов, например Lego. Они дают название своему микрорайону. Прокладывают маршруты автобусов, трамваев, располагают пешеходные дорожки («зебры»), дорожные знаки, светофоры, устраивают дорожные ситуации, закрепляя при этом правила дорожного движения. (Хорошо иметь в помещении группы, как, впрочем, и во всех других, большой подиум, на котором удобно строить, и главное, не разбирать постройки сразу после конструирования, а оставлять на долгое время для того, чтобы дети их преобразовывали, дополняли и продолжительно играли с ними.)

Далее можно приступить к конструированию судов разного назначения и мостов. Например, поставить столы «в ленту» и положить на них длинную полосу голубой бумаги, изображающую реку. Каждый ребенок строит из конструктора Lego свой кораблик (любого назначения), а потом дети вместе сооружают мост по своему замыслу, с учетом того, чтобы под ним могли проплыть все суда, построенные ими (обычно дети в процессе обыгрывания надстраивают устои мостов в высоту.) Эту тему хорошо развернуть в игре, предложив ребятам оформить берега реки деревьями, пляжами, магазинчиками, кафе, причалами и пр.

Затем можно научить детей строить железнодорожный состав. После вступительной беседы с рассматриванием разных паровозов, вагонов воспитатель предлагает детям построить поезд. (На столах с помощью изоленты изображены рельсы, и каждый ребенок сооружает на них свой вагон). Можно предложить детям пронумеровать вагоны (сделать и приклеить таблички с цифрами), выбрать для своих вагонов грузы и основательно загрузить их (машинки, трубки, палочки, картонные кольца, шпульки, коробки, пластиковые бутылки, животные, человечки и пр.).

В свободной деятельности целесообразно предложить ребятам построить железную дорогу из конструкторов; соорудить вокзал, вокзальную площадь, кассы, киоски, скамейки, сквер и организовать игру.

Несколько занятий следует посвятить конструированию внутренних помещений. Дети строят по своим впечатлениям от наблюдений (театр, цирк, мебельный магазин, кафе и пр.)

В конце года нужно провести несколько занятий по конструированию из конструкторов, имеющих детали для создания блоков, рычагов, зубчатых и ременных передач и поупражнять детей в конструировании несложных механизмов по чертежам, имеющимся в приложении к конструктору.

Дети 6–7 лет продолжают конструировать из песка. Они строят высотные здания, используя высокие жестяные банки без дна, украшают их лоджиями, вставляя в песок дощечки, пластины. Объединяют здания арками, создают архитектурные комплексы. Строят песочные замки с башнями. Оформляют строения различными материалами. Из утрамбованных куч песка вырезают лопатками корабли, самолеты, ракеты, квартиры для кукол. Строят ипподром, космический городок, мастерскую, космическую станцию, железную дорогу и пр. Создают в песочнице постройки-декорации для драматизации сказок «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь» и др.

Из снега дети данного возраста конструируют все более сложные постройки. Обычно снежные фигурки имеют целевое назначение, например: снежный заяц держит в лапах обруч, в который можно метать снежки. Дети украшают свой участок: наряжают снежные фигурки в шапки, шарфики, платки (используются потерявшиеся детские вещи), развешивают «апельсины» на кустах (вкладывают между двумя половинками кожуры апельсина снежок с закатанной в него петелькой из шпагата). Ребята учатся сооружать каркасные снежные постройки: сколоченный из реек каркас вставляют в снег и обкладывают сырым снегом (жираф, пальма, динозаврик и пр.).

В подготовительной к школе группе усложняется ручной труд. Детей продолжают обучать работе с разными материалами: бумагой, тканью, природным материалом. Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно создавать предметы. В результате формируется ручная умелость, развиваются творчество, способность к преобразованию материалов.

Особенность методики работы с детьми данного возраста состоит в том, что педагог, организуя работу, основывается на их уже сформированных умениях. В том случае, если дается новое задание с необходимостью овладеть незнакомыми навыками, остаются целесообразными и образцы поделок (обычно несколько вариантов однотипных изделий), и объяснение, и показ способов работы. Однако главными приемами все же являются словесные. Детям предлагают рассмотреть, например, поделку из природного материала, догадаться, из чего и как ее можно сделать, объяснить порядок и способ действия.

В этом возрасте детей чаще объединяют в совместной деятельности, предполагающей умение договариваться друг с другом, распределяя функции, помогая советами и действиями. Так, в начале года целесообразно провести ряд занятий, нацеленных на развитие детского творчества, с опорой на твердо усвоенные навыки с целью дальнейшего формирования умения работы с бумагой (придумывать художественный образ, вырезать мелкие детали для его создания, украшать изделия вырезанными деталями, оживлять фломастерами и пр.). Можно предложить детям сделать из бумажных полос персонажей для настольного театра. Обычно ребят делят на подгруппы по 8 человек, каждая подгруппа выбирает свою сказку, например, «Репка», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка» и пр. Дети мастерят персонажей, декорации (домик, елочки, мебель и пр.). На следующем занятии по развитию речи каждая подгруппа драматизирует свою сказку. Подобная форма организации занятий может использоваться и при изготовлении игрушек из склеенных и трансформированных бумажных цилиндров, конусов, картонных коробок разной величины и формы; при изготовлении елочных игрушек, когда каждый ребенок мастерит одну-две маленькие игрушечки, выбирая любой перечисленный выше способ, либо придумывая свой, что особо поощряется. Воспитатель напоминает детям, как приклеить к поделке петельку из елочного дождя, фиксируя ее кусочком намазанной клеем бумаги. После занятия дети наряжают свою елку, водят вокруг нее хороводы, читают стихи, поют.

Нужно закреплять умение детей складывать квадрат на 16 маленьких квадратиков (пополам, вчетверо и еще раз пополам и вчетверо), делать на выкройке надрезы и склеивать коробочки, корзиночки, домики, кукольную мебель. Детей учат мастерить тонкие бумажные трубочки (на карандаш накручивают тонкую полоску бумаги, смазанную клейстером; после высыхания карандаш выдергивают). Из таких трубочек получаются стволы деревьев, фонарные столбы, знаки дорожного движения, колодцы, бревенчатые избушки для кукольных игровых площадок и многое другое.

В подготовительной группе шире используется техника оригами. Дети узнают способы складывания бумажного квадрата в разных направлениях и мастерят игрушки, сувениры, украшения интерьера, елочные игрушки и пр.

В этом возрасте важно приобщить детей к шитью, научив пришивать пуговицы, петли (к полотенцам), шить простейшими швами «вперед иголкой», «назад иголкой», «обметочным». Дети изготавливают из несыпучих видов ткани разные поделки. Их учат вырезать одновременно по шаблону две одинаковые детали, сшивать их, набивать ватой, кусочками синтепона, поролона и к полученной основной части приклеивать или пришивать мелкие элементы из ткани, кружева, тесьмы, ленточек, блесток, бусин и пр. Например, из круглой или овальной подушечки может получиться колобок, птичка, зайчик, котик, петушок, цветок, бабочка, жучок и еще многое другое. Если вырезать по контуру существо с головой и четырьмя конечностями, то его можно превратить в любого человечка, наряжая в любые юбки, платочки, или в персонажа сказки (зайчик, медведь, котик, лисичка и др.). Если в конечности вставить толстую проволоку, то существо можно поставить на четыре лапы, и тут уже возможность в детском изобретательстве безгранична.

Вне занятий и в индивидуальной деятельности можно приобщать детей к рукоделию, научить плести из бумажных полос, из проволоки, травы, шпагата (макраме). Полезный вид работы – нанизывание крупного бисера, стекляруса и бусин. Дети могут овладеть вязанием крупным крючком (сначала вяжут по кругу без накидывания петель: берет, юбку, прихватку, сумочку и пр.).

Дети 6–7 лет особенно хорошо проявляют себя в дизайн-деятельности, поскольку у них уже достаточно сформированы умения в работе с разными материалами. Они создают кукольные интерьеры, участвуют в оформлении стен к празднику, композиций из природного материала и пр.

В работу с детьми шире включается разнообразный материал: упаковки, пластиковые бутылки, куски поролона, синтепона, дерматина, клеенки и пр. Детей учат мастерить из него игрушки, сувениры, украшения и пр.

Дошкольники продолжают заниматься моделированием одежды для плоских картонных кукол (рисуют, вырезают, наряжают). Устраивают конкурсы, например, на самое нарядное платье для Золушки.

Можно научить детей изготавливать игрушки способом папье-маше (головки бибабо, расписные настенные тарелки, матрешки и пр.).

Дети любят изготавливать макеты: улицу с дорожными знаками, сказочные замки, витрины магазинов, декорации к сказкам и пр. При этом важно, чтобы макеты не были статичными и можно было каждый раз по-другому расставлять их элементы и играть с ними.

Взрослый в руководстве детской деятельностью чаще выступает как деловой партнер, который всегда может дать совет, помочь воплотить задуманное, сам смастерить что-нибудь необычное, и поиграть, и повеселиться вместе с ребятами.

Из книги Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Петрова Вера Ивановна

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими

Из книги Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Психологическая готовность к школе предполагает определенный уровень нравственного развития.Дети подготовительной группы уже достаточно самостоятельны. Они могут обходиться без родителей, когда участвуют в

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) В подготовительной к школе группе игровая деятельность детей достигает своего максимального развития. В ней обнаруживаются все структурные компоненты (роль, игровые действия, ролевое взаимодействие и т. д.). Кроме

Из книги Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет автора Дыбина Ольга Витальевна

Подготовительная группа В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой

Из книги Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет автора Губанова Наталья Федоровна

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Предметное окружениеПродолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном. Формировать представление о предметах,

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Предметное окружениеВоспитатель продолжает расширять и уточнять представления детей о предметном мире: о видах транспорта (наземном, подземном, воздушном, водном). Большое внимание уделяется ознакомлению с

Из книги Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность автора Александрова Наталья Федоровна

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Сюжетно-ролевая играПродолжать учить исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, конструкторы, строительный материал.Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру,

Из книги Плач математика. Эссе о преподавании математики в школе автора Локхард Пол

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Сюжетно-ролевая играК концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Подготовительная к школе группа Ребенок на седьмом году жизни ощущает себя самостоятельным, знающим, умелым. Он активен, любознателен, стремится к получению новой информации, старается самоутверждаться в компании сверстников и в общении со взрослыми. Он уже способен

Из книги Педагогические притчи (сборник) автора Амонашвили Шалва Александрович

Сложности в школе Дети в возрасте от 6 до 10 лет по-разному развиваются не только в физическом, но и в интеллектуальном плане. Если у ребенка возникли трудности по некоторым предметам и он не достигает общих этапов в когнитивном или языковом развитии, поговорите с доктором.

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Математика в школе Нет вернее способа убить энтузиазм детей и их интерес к предмету, чем включив его в обязательную часть школьной

Из книги Как отучить ребенка плеваться едой автора Васильева Александра

Подготовка к школе 1. Создайте у ребенка мотивацию на получение знаний: купите экспериментальные наборы юного физика, химика и т. д.2. Научите его управлять своей эмоциональностью.3. Сделайте человека «ответственным», заранее возлагайте на него ответственные

Из книги 111 баек для педагогов автора Защиринская Оксана Владимировна

В школе совы Птицы отдали своих птенцов в школу Совы.Сова в безлунную ночь усадила учеников на ветку и приступила подготавливать их к жизни.Она дала им ЗУНы об основах наук гадания по звёздам, о философии одиночества в дупле, о зверином порядке ночного леса.Потом

Из книги автора

Готовимся к школе Во время выполнения графических упражнений у ребенка формируются навыки, необходимые для успешного овладения письмом в начальных классах школы.По сути, штриховка или обводка – это все то же рисование, но максимально приближенное к письму. Выполняя

Из книги автора

Ребенок не ест в школе Критический момент – ребенок пошел в среднюю школу. Если в начальной за детьми все-таки следят, сервируют им обеды в школьной столовой, то в средней школе чаще всего дети питаются в буфете сами на карманные деньги. Каждый день я спрашиваю своего сына:

Из книги автора

О школе № 77. Байка «Ангел-врунишка» В дневнике третьеклассника Вадика стали регулярно появляться двойки. Мама решила вникнуть в причины школьной неуспеваемости сынишки. Вечером состоялся расспрос:– За что у тебя двойки?– За невыполненное домашнее

Мушакеева Галия Сямигулловна, воспитатель, МБУ школа 26 с/п д/с "Тополек", г. Тольятти
Пояснительная записка
Одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Однако, есть ребята, которые при нормальном умственном развитии, имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению чтению и письму. Это дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Для таких детей характерно недостаточное развитие мелкой моторики. Именно в такой группе я работаю.
Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Мы заметили, что детей привлекают поделки из природного материала, из бумаги, изделия из бисера. У них вызывают восхищение игрушки из бросового материала. С большим желанием они их используют в играх. Поэтому предложение самим научиться плести из бисера, изготавливать игрушки из бумаги, поделки из природного материала вызвало у детей восторг. Родители с воодушевлением поддержали нас - педагогов и детей. Так был определен кружок по ручному труду «Умелые ручки».
Данная программа кружка рассчитана на один год обучения детей 7 лет.
Нами разработан цикл занятий с детьми подготовительной группы по ручному труду. В перечень занятий вошли работа с природным материалом, бумагой, бросовым материалом, бисером.
Цель кружка: обеспечение речевого благополучия дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе через виды ручного труда.
Кружок «Умелые ручки» положительное влияние окажет на активизацию мелкой моторики рук, развитии мелких мышц кисти, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовывать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.

Перспективный план на год по ручному труду. Подготовительная группа

СЕНТЯБРЬ

1.«Картинки из камня»

Пр.сод.: учить детей составлять композицию из речных камней, наклеивая их на картон. Развивать творчество, фантазию, чувство ритма. Продолжать учить убирать свое рабочее место. Воспитывать бережное отношение к природному материалу. Развивать мелкую моторику.
Материал: речные камни, картон, клей ПВА.

Пр.сод: учить детей выполнять аппликацию из семян ясеня. Закрепить навыки работы с ножницами при вырезании отдельных деталей из бумаги (глаза, рот уши, лапки). Развивать воображение, творчество. Воспитывать бережное отношение к природному материалу. Развивать мелкую моторику.
Материал: лист картона, семена ясеня, цветная бумага, ножницы, клей.

3. «Сказочные герои леса»

Пр.сод: продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, воспитывать художественный вкус.
Материал: шишки еловые, сосновые, крылатки ясеня, скорлупа грецких орехов, пух и перья птиц, косточки слив, мох.

4.«Кактус»

Пр. сод: учить детей выполнять поделку-кактус из природного материала (из огурца, кабачков), используя зубочистки. Развивать воображение, творчество. Воспитывать бережное отношение к природному материалу. Материал: Огурец или кабачок, зубочистки, ягоды рябины, маленький горшочек для цветов.

ОКТЯБРЬ

Пр.сод.: учить аккуратно работать с иглой, выучить правила пользования иглой, учить детей выполнять поделку из природного материала; Продолжать учить дошкольников убирать свое рабочее место, аккуратно обращаться с природным материалом.
Материал: ягоды рябины, прочные нитки, иголки, при желании семена дыни, арбуза.


Материал: картон разной формы и размера, пластилин, семена разных растений

3. «Волшебные листочки»

Пр.сод.: учить детей выполнять аппликацию из листьев. Развивать творчество, воображение. Продолжать учить дошкольников убирать свое рабочее место, аккуратно обращаться с природным материалом.
Материал: сухие листья, клей, картон.

4. «Тарелочка для кукол»

Пр.сод.: учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию.
Материал: картонная тарелочка, пластилин, семена разных растений, образец.

НОЯБРЬ

1.«Чайная посуда для кукол»

Пр.сод: Учить детей украшать посуду мелкими камушками, ракушками, используя пластилиновую основу, оформлять поделку по своему желанию. Развивать творчество, воображение. Воспитывать художественный вкус. Развивать мелкую моторику.
Материал: речные камни, ракушки, пластиковые стаканчик и блюдце, пластилин.

2."Кокошники"

Пр.сод.: учить детей использовать разный природный материал для украшения кокошника, составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природному материалу, аккуратность. Развивать фантазию, воображение, чувство ритма.
Материал: кокошники выполненные из картона и наклеенной бархатной бумагой, семена разных растений, засушенные цветы, листья, ножницы, клей ПВА, кисти, образец.
Литература: В.Пудова "Игрушки из природных даров" стр. 41-43

3. "Снежинки"

Пр.сод.: учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию.
Материал: картон разной формы и размера, пластилин, семена разных растений.

4.«Гроздь винограда»

Пр. сод: учить детей изготавливать поделку из грецких орехов на пластилиновой основе. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику.
Материал: грецкие орехи (3 шт.на ребенка) пластилин, картон.

ДЕКАБРЬ

1. "Шумелки"

Пр.сод.: учить детей изготавливать музыкальные инструменты из различного бросового материала, оформлять поделку по своему желанию, развивать фантазию, сообразительность, учить внимательно слушать план работы.
Материал: стаканчики из под йогурта, круглая палочка, спичка, леска, канифоль, шило, нож. (Работу с шилом и ножом выполняет воспитатель заранее)

2."ВЕРТУШКИ"

Пр.сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт; обогащать словарь.
Материал: квадраты цветной бумаги, карандаш для изготовления палочки, гвоздики, молоток.

3. "ЖИРАФ. ЗЕБРА"

Пр.сод.: учить выполнять поделку из спичечных коробков, дополнять поделку деталями придавая выразительность и сходство с настоящими животными. Продолжать учить анализировать чертеж и образец. Побуждать детей делать поделки для дальнейшего использования в игре. Развивать творчество, фантазию, мышление.
Материал: спичечные коробочки, цветная

4. "КАТАМАРАНЫ"

Пр.сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; анализировать схему; развивать конструктивное мышление и сообразительность.
Материал: квадраты цветной бумаги, цветная бумага для украшения, ножницы, клей, кисти, схемы, образец.

ЯНВАРЬ

1."Платье для Нептуна"

Программное содержание: учить детей изготавливать несложные поделки из фольги, создавать собственную композицию в соответствии с замыслом, использовать полученные знания и умения в создании художественного образа. Развивать творческий интерес к различным техникам конструирования из бумаги.
Материал: салфетки, фольга, иголка, нитки, булавка, ножницы.

Пр.сод. : продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях в соответствии с чертежом; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию
Материал: альбомный лист (картон), цветная бумага, ножницы, клей или карандаши цветные, краски, прямоугольники оранжевой бумаги, схемы.

3."БУРЕНКА С ТЕЛЕНКОМ"

Пр.сод.: продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях в соответствии с чертежом; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию;
Материал: альбомный лист (картон), цветная бумага, ножницы, клей или карандаши цветные краски, прямоугольники оранжевой бумаги, схемы.

4."РАМКА ДЛЯ КАРТИН"

Пр.сод.: учить детей складывать бумагу в разных направлениях, делая рамку для картин. Развивать умение анализировать чертеж. Выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику.
Материал: прямоугольные листы белой бумаги (или обои), карандаш простой, линейка, чертеж.

ФЕВРАЛЬ

Пр.сод.: продолжать учить выполнять поделки из различного материала, ; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь.
Материал: воздушные шарики на каждого ребенка (разного цвета), самоклеящаяся бумага, ножницы, нитки, скотч, карандаши простые, образец.

2. « Самолёт».

Цель занятия: учить детей делать из бумаги самолёт; закрепить умение складывать бумажный лист вдвое, по диагонали. Учить оформлять поделку по своему желанию. Развивать творчество, воображение. Развивать мелкую моторику.
Материалы: модели самолетов, цветные листы бумаги, фломастеры различных цветов.

3. "ЧУДАКИ ВО ФРАКАХ"(пингвины)

Пр.сод.: вызывать у детей положительные эмоции и потребности в получении новой информации; закреплять конструктивные навыки и умения; развивать творчество; обогащать словарь. Продолжать выполнять аппликацию способом обрывания.
Материал: черные квадраты бумаги, схемы, образец, картон темно-синего цвета и белая бумага для льдин, ножницы, клей.

4."ПТИЧКИ"

Пр.сод.: продолжать учить детей выполнять поделку из бумаги, правильно переводить трафарет на лист картона, продолжать учить складывать бумагу "гармошкой" получая веер; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь.
Материал: трафареты птицы, образец, картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, клей, нитка прочная.

МАРТ

1. "ТЮЛЬПАН"

Пр.сод.: вовлечь детей в увлекательную игру и творческую деятельность; развивать интерес к окружающему миру и конструктивные умения; расширять социальный опыт и обогащать словарь. Продолжать учить анализировать чертеж, выполнять поделку по схеме, продолжать учить работать в паре, быть терпеливыми при объяснении способа выполнения поделки.
Материал: квадраты разных цветов и оттенков подходящие по цвету тюльпану, полоски зеленой бумаги для выполнения стебелька и листьев, схемы, образцы.
Литература: Кобитина "Работа с бумагой. Поделки и игры" стр.55-56

2. «Царство бисера»

Пр. сод: познакомить с историей развития бисероплетения. Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Способствовать формированию и удовлетворению познавательного интереса к бисеру разных фактур. Способствовать “погружению” детей в удивительное царство бисера.
Материал к занятию: разнообразные изделия из бисера.

3. “Поясок для куклы”

Пр. сод: способствовать развитию умения нанизывать бисер на льняную нить, предварительно сделав узелок на конце нити.

4. "Дорожка из бисера"

Пр. сод: учить нанизывать бисер на нить, чередуя бисер в определенном порядке. Развивать чувство ритма. Воспитывать усидчивость, терпение. Развивать мелкую моторику.
Материал: бисер разных цветов, льняная нить.

АПРЕЛЬ

1 “Украшение для куклы (подвеска)”

Пр. сод.:Поощрять желание детей сделать своими руками забавную поделку для куклы. Способствовать развитию умения нанизывать бисер на нить, предавать нужную форму веревочке и соединять концы деталей.
Материал к занятию: льняная нить, бисер.

2. « Колечко на пальчик»

Пр. сод: Насыщать детскую жизнь новыми впечатлениями, стимулировать детское творчество. Закреплять навык соединения концов веревочки из бисера, образуя из нее колечко. Поощрять дружеские взаимоотношения между детьми, желание оказывать друг другу помощь.Развивать мелкую моторику.
Материал к занятию: бисер, льняная нить.

Результативность её эффективность, а также отношение детей к труду во многом определяются методикой руководства им. Не бывает ленивых детей, бывают неправильные и организации детского труда. Призывы к обязанности, долгу - всего лишь пустые слова. Необходимо уяснить, что ребенок, дошкольник ничего никому не должен априори. При пра-вильном и умелом руководстве педагог может найти подход к любому малышу и тем самым добиться того, что все дошкольники всегда будут хотеть трудиться, выполнять любые задания с удовольствием. Ручной труд в подготовительной группе - один из важных компонентов воспитания детей.

Виды детского труда в ДОУ и формы его организации

Программой ДОУ для дошкольников выделены четыре вида самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд - в подготовительной группе это особенно актуально. Данные виды труда всегда привлекательны для детей, значимы для каждого из них и, самое главное, не требуют создания особых условий, могут быть организованы в любой семье, в каждом детском саду. Формы, в которых ребёнок привлекается к труду, разнообразны.

Это может быть коллективная работа, в паре с воспитателем или с другим ребёнком, индивидуальный труд, дежурства и разовые поручения.

Труд в ДОУ по ФГТ

Виды детского труда отлича-ются друг от друга и содержанием, и назначением. Так, например, ручной труд в подготовительной группе связан с изготовлением изделий посредством плетения, шитья, вышивания, а также созданием различных игрушек и даже книг, сувенирчиков, украшений, подарков для друзей и родных, с ремонтом своих книг и игрушек, коробок и т. д. По своему назначению он близок к производительному труду взрослых, так как имеет овеществленный результат, который неизменно вызывает у ребёнка и побуждает к деятельности снова и снова. В то же время он связан с потому что часто базируется на навыках и умениях, при-обретенных в конструировании. Начиная со второй младшей группы дети узнают, что такое ручной труд.

Планирование: подготовительная группа

В практической деятельности детей некоторые успешно совмещаются. Так, уборка на групповом участке листьев, снега или расчистка дорожек будет осуществляться одно-временно с трудом по уходу за растениями, рыхлением почвы вокруг кустов и их стволов. Убор-ка групповой комнаты совмещается с созданием в ней благоприятных условий для животных и растений. Ремонт книжек, своих игрушек может быть совмещён с убор-кой в книжном и игровом уголках и так далее. Ручной труд в подготовительной группе включает в себя:

Представление о свойствах различных материалов (бумага, ткань, солома, бросовый материал и др.);

Представление о возможностях применения различных материалов для создания поделок;

Умение изготавливать поделки из разных материалов.

Планировать эту работу следует по тому же принципу, что и другие разделы программы, не забывая о тематике недели, а также о целях и задачах, которые будут преследоваться и решаться в процессе взаимодействия с детьми.

Познание (Ручной труд. Работа с бумагой и картоном. Работа с тканью. Работа с природным материалом).

Направление «Социально-личностное развитие»

Пояснительная записка.

Перспективное планирование ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Программа разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе: Закона «Об образовании» РФ; Конвенции ООН оправах ребенка, 1989; всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990; концепции дошкольного воспитания; декларации прав ребенка, 1959; приказа Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1.2660-10; Устава МКДОУ.

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Литература:

1. Н.Ф. Тарловская, Л.П. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду», Москва, изд-во «Просвещение», «Владос», 1994г.

2. Э. К. Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала», Москва, изд-во Просвещение, 1984г.

3. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль: 1998

4. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома» М.: 2010

Итоговые результаты:

Работа с бумагой и картоном

  1. Умеет складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использует разную по фактуре бумагу, делает разметку с помощью шаблона; создает игрушки - забавы (мишка - физкультурник, клюющий петушок и др.);
  1. умеет создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирает цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Умеет использовать образец.
  2. умеет создавать объемные игрушки в технике оригами.

Работа с тканью

  1. Умеет вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшее изделие (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку»;
  2. умеет делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом

  1. Умеет создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа. Создает общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»);
  2. Умеет аккуратно и экономно использовать материалы.

1.Оригами «Стаканчик». 16.09.2011

Цель: изучение базовых форм (Квадрат, треугольник) оригами

Ход. Тарабарина Т.И. с.55

2. Знакомство с ниткой и иголкой, и швом «вперед иголку»

Цель: Учить вдевать нитку в иголку и завязывать узел.

Воспитывать усидчивость;

Познакомить с швейными принадлежностями

Учить бережно обращаться с иголкой, ниткой. Правильно хранить иголку.

Вдевать нитку в иголку. Познакомить со швом «вперед иголку»; Завязывать узелок;

Развивать внимание.

3. «Бабочка» из палочек, листьев, пластилина 30.09.2011

Цель: -учить делать игрушку по образцу.

Воспитывать самостоятельность, навыки общения;

Закрепить умение делать поделки из природного материала;

Ход. Гульянц, стр. 37, 70.

4. Оригами «Щенок» 14.10.2011

Цель: Учить аккуратно складывать фигуру, разглаживать сгибы.

Ход. Тарабарина Т.И. с. 57

5.Пришивание пуговицы. 21.10.2011

Цель: - воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалам;

Учить пришивать пуговицы с двумя дырочками. Закрепить умение работать с иголкой;

Развивать внимание.

Ход. Тарловская, стр. 87.

6. «Рыбка» из шишек, крылаток, листьев, ракушек

Цель: - воспитывать интерес к данному виду труда;

Учить делать игрушку по образцу;

Использовать для соединения пластилин;

Ход. Куцакова Л.В.с 64

7. Оригами «Синица»

Цель: - Учить аккуратно складывать фигуру;

Разглаживать сгиб;

Изучение базовой фигуры «Воздушный змей»

Ход. Тарабарина Т.И. с. 62

8. Изученеие и апробация шва «через край»

Цель: -познакомить со швом «через край»;

Завязывать узелок на конце нитки.

Ход. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. с21,23

9.Оригами «Воздушный змей»

Цель: Цель: - воспитывать целеустремленность;

Развивать глазомер.

Ход. Тарабарина Т.И. с. 66

10. Знакомство со швом «Стебельчатый»

Цель: -познакомить детей со швом «Стебельчатый»;

Ход. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. с23

11. «Снеговик» из ваты, и природного материала.

Цель: - закреплять навыки работы с материалами;

Развивать инициативу;

Развивать творческие способности.

Ход. Куцакова Л.В. с91

12. «Новогодняя поздравительная открытка»

Воспитывать интерес к труду, аккуратность;

Развивать творческое воображение.

Ход. Куцакова Л.В. 40

13.Оригами «Кролик»

Цель: - воспитывать целеустремленность;

Учить сгибать лист квадрата о «уголка» в трёх направлениях, отгибать уголки;

Развивать глазомер;

Развитие мелкой моторики.

Ход. Тарабарина Т.И. с 71

14. Знакомство с «петельным» швом

Цель: познакомить детей со швом «петельный»;

Закрепить умение правильно вдевать нитку в иголку.

Ход. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. с23

15.Конструирование из природного материала по сказке «Репка»

Учить мастерить людей из природного материала (шишки, желуди, каштаны);

Учить скреплять детали с помощью стержней.

Ход. Куцакова Л.В. с66

16.Оригами «Курочка»

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Ход. Тарабарина Т.И. с73

17. Знакомство со швом «за иголку»

Познакомить детей со швом «за иголку»;

Закрепить умение правильно вдевать нитку в иголку;

Завязывать узелок.

Ход. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. с23

18. Составление композиции из природного материала «Африка»

Цель: Учить детей передавать фигуры людей и экзотических животных в движении, отражать образы.

Ход. Куцакова Л.В. с66

19.Оригами «Птица»

Цель: - закрепление базовой формы «воздушный змей»;

Развивать глазомер.

Ход. Тарабарина Т.И. с75

20.Познакомить со швом «тамбурный»

Цель: -познакомить детей со швом «тамбурным»;

Закрепить умение правильно вдевать нитку в иголку;

Завязывать узелок.

Ход. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. с23

21. Композиция «Волшебные листочки»

Цель: -учить детей создавать композиции из засушенных листьев в сочетании с засушенными цветами и ягодами.

Ход. Куцакова Л.В. с68

22.Оригами «Сова»

Цель: - закрепление базовой формы «воздушный змей»;

Развивать глазомер;

Воспитывать целеустремленность.

Ход. Тарабарина Т.И. с78

23.Вышивание «Затейливые узоры» (1занятие)

Ход. Куцакова Л.В. с85

24. Сувениры из камешек и ракушек.

Цель: - учить детей склеивать камешки клеем ПВА;

Придавать поделкам выразительность и декоративность.

Ход. Куцакова Л.В. с72

25. Оригами «Рыбка»

Цель: - освоить базовую форму - двойной треугольник;

Развивать воображение;

Развивать координацию движений рук;

Воспитывать усидчивость.

Ход. Тарабарина Т.И. с 90

26. Вышивание «Затейливые узоры» (2занятие)

Цель: - вышивание узора на салфетке (швом на выбор)

Ход. Куцакова Л.В. с85

27. Композиция «Узоры сосновых иголочек»

Цель: - учить составлять узоры на картоне;

Приклеивать иголочки казеиновым клеем;

Развивать фантазию, воображение.

Ход. Куцакова Л.В. с68