Детская жестокость причины. Что такое «детская жестокость»? Нет физическим наказаниям

История человечества полна страшных событий. Пытки, войны, насилие над детьми и женщинами, пренебрежение стариками — это только отдельные примеры жестокости, которая сопровождает развитие всякого общества. Люди уделяют огромное внимание преодолению агрессивности, считая ее одной из самых важных социальных проблем. Так, создаются всевозможные психосоциальные технологии, которые направлены на предупреждение у людей агрессивности. В нашей стране также есть проблема подростковой жестокости. Профилактика агрессивности детей - это объективная необходимость.

Как самые слабые и наименее защищенные члены общества, малыши первыми становятся жертвами плохого обращения в различных учреждениях, семье. Спустя короткий промежуток времени обществу за это они платят с лихвой. Из статьи мы узнаем, подростков, а также как ее можно скорректировать.

Культ злобы

Существует огромное количество фактов, которые подтверждают, что и в совершенно нормальных семьях иногда вырастают озлобленные дети. Поэтому семейное благополучие не дает гарантии, что ребенок при необходимости протянет руку помощи нуждающемуся. Жестокость подростков причины имеет в основном более глубокие. Часто она возникает из-за школьного воспитания. Не каждый учитель сегодня пойдет на выяснение истинной причины конфликта между учениками своего класса.

У ребенка характер проявляться начинает в раннем детстве. Классному учителю несложно выявить, кто из учеников лидер, кто - «мальчик для битья», а также кто по отношению к остальным людям часто проявляет агрессию. Не стоит игнорировать возникшую в классе накаленную атмосферу.

Известны грустные результаты того, как способна завершиться травля ученика его одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Есть возможность своевременным вмешательством даже спасти жизнь ребенка. Многие подростки, ощущая себя изгоями, находятся на краю самоубийства. Жестокие дети начинают травить ребенка, что абсолютно неприемлемо. Это ситуация, выходящая из ряда вон. Необходимо приложить все педагогическое мастерство для того, чтобы данное положение исправить.

Когда ребенок видит, что на жестокое обращение никто внимания не обращает, издевательства становятся еще более страшными. Нужно собирать класс как можно чаще для разъяснительной беседы, а также постараться найти общие точки соприкосновения и интересы. Зачастую такой контроль дает положительные результаты.

Специфика и причины проявления агрессивности

Личность ребёнка формируется в среде, окружающей его, а не самостоятельно. Особенно важна в этом роль небольших групп, где взаимодействует с остальными людьми. Изначально касается это семьи. Различные авторы выделяют типы неблагополучных семей, в которых проявляется жестокость девочек-подростков (да и мальчиков тоже). Данные классификации дополняют, а не противоречат, иногда друг друга повторяя.

Сочетание факторов

Стоит отметить, что сочетание неблагоприятных психологических, биологических, семейных и остальных социальных факторов искажает образ жизни детей. Для них становится характерным нарушение с окружающими людьми эмоциональных отношений. Они попадают под большое влияние группы лидеров, зачастую формирующей асоциальные жизненные ценности. Образ жизни, культура подростков, среда, и стиль способствуют развитию девиантного поведения.

Отрицательный микроклимат в разных семьях обуславливает появление грубости, отчуждённости, неприязни некоторой части подростков, а также стремления всё делать вопреки воле старших, назло. Это создаёт предпосылки для возникновения демонстративного неповиновения, разрушительных действий и агрессивности.

Семья

Детские психологи и специалисты по всему миру пробуют выяснить причины усилившейся агрессии, которой сейчас подвержены девочки и мальчики-подростки. Они приходят к выводу, что в семье именно в первую очередь происходят процессы, которые способствуют формированию озлобленности малыша. Как ни странно, в основном ее причиной становится родительская слепая любовь.

Если, к примеру, родители опекают и оберегают свое дитя, при этом в нем не видя личности и не ценя его индивидуальность, у него в душе зарождается желание доказать и показать, что он способен делать что-то по-своему и сам. И на данном пути девочки и мальчики-подростки зачастую совершают агрессивные поступки по отношению к людям, окружающим их. Для того чтобы избежать этой ситуации, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.

Отсутствие запретов

Вторым опасным порождением родительской слепой любви считается вседозволенность, которую никакие аргументы оправдать не могут. У ребенка возникает чувство безнаказанности. Игнорирование проступков и исполнение любых капризов не помогут построить нормальные отношения, а также установить связь с другими детьми. Чуть позже это станет причиной деструктивного и агрессивного поведения, и ребенка начнут называть «трудным подростком».

Друзья

Практически все дети критику сверстников воспринимают чувствительнее, чем доводы родителей. Всегда острой остается проблема «плохой компании» - агрессивный и наглый ребенок способен задать пример и тон поведения группе детей, при этом стремление соответствовать его стилю и внутренний диссонанс лишь усугубляют жестокость подростков.

Выходом из такой ситуации будет постепенное развитие новых интересов и ценностей: необходимо «прощупать», что именно интересует ребенка - спорт, танцы, творчество и пр. Он сможет уделять больше времени увлечениям, там обзаведется другими друзьями, в чем его необходимо только поощрять.

Школа

Практически каждый школьник сталкивался хотя бы раз с самыми распространенными сложностями - недопониманием учителей или неприятием одноклассниками. Ребенок, а тем более новичок, таким образом, может стать объектом издевательств и изгоем со стороны остальных учеников по различным причинам - он может быть приверженцем другой религии, принадлежать к другой национальности, быть глупым, умным, с особенностями внешности. Жестокость подростков границ не знает, они могут несправедливо обойтись со сверстниками лишь из-за их непохожести на всех остальных.

По тому же поводу они могут подвергнуться нападкам и со стороны части учителей. Скандальный нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики как раз повествует о трудностях сегодняшних учреждений среднего образования.

Интернет, телевидение

Жестокость подростков возросла до пугающих размеров в XX-XXI веках. Специалисты видят причину этого в доступности и распространении интернета и телевидения. Самые захватывающие и популярные фильмы обязательно содержат сцены насилия, сильно влияющие на детскую несформированную психику. Различные компьютерные игры предполагают убийства и сражения для выигрыша. Видеоролики, которые показывают разврат, безответственность и грубость, в интернете есть в свободном доступе.

Нашим детям скучно стало «просто» драться - необходимо это обязательно снять на телефон, после чего видео выложить в сеть. Что делать с этим? Внимание ребенка переключать на другие, конструктивные занятия, а также приводить аргументы в защиту того, что жестокость и агрессивность - это совсем не «круто».

Трудный подросток: выявление

Профилактика жестокости в подростковой среде начинается с выявления эмоционального и психического состояния каждого ребенка путем анкетирования учащихся. При помощи такой процедуры можно выяснить, как часто подростку приходится сталкиваться с несправедливым или жестоким отношением к себе, и другие вопросы.

Ребенок - жертва

Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы. Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении. Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит. Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения. Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители - это самые лучшие и надежные друзья.

При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче. Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию. Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям - это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков. При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью. Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

Как избежать агрессии?

Подростковая и уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить - в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот - явный социопат или садист.

С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

И напоследок…

Подросткам требуется руководство взрослого, который должен обладать авторитетом, харизмой, внутренней силой. В архаичных обществах недаром всегда выдвигались на роль наставников самые яркие, интересные люди. Но сейчас педагогическая сфера с этой задачей справляется не всегда. К счастью, есть еще руководители кружков, тренеры, учителя, обладающие качествами наставника, только вот их все меньше.

Стоит отметить, что агрессия - это не обязательно плохо. Она дает возможность защищать свою территорию, потомство, бороться за жизнь, добиваться цели, преодолевать трудности. Когда агрессия функционирует нормально, она работает, словно вода, крутящая жернова жизни.

Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? Различают два вида жестокости: разовая и устойчивая, повторяющаяся от ситуации к ситуации. В этой статье мы поговори об устойчивой жестокости детей.

Мы живем в таком поле жестокости,
В
таком его напряжении, что никто
Ни
от чего не застрахован — ни от того,
Чтобы стать убийцей, ни от того,
Чтобы стать жертвой.

Жестокость сегодня

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.

Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.

Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.

Изучение детской жестокости

Относительно природы детской жестокости в науке существует много мнений. Многие специалисты пытаются найти в детской жестокости истоки будущей агрессивности, уголовных преступлений, политического экстремизма. Следует признать, что такие рассуждения правильны, но лишь отчасти.

Жестокость ребенка не следует измерять взрослыми мерками. Это особый феномен. Попробуем разобраться в своеобразии этого явления, его последствиях, а особенно в том, является ли неотвратимым перерастание детской жестокости во взрослую?

Науке известно, что жестокость взрослого человека может быть детской по своей природе, поскольку этот индивид в своем нравственном становлении остановился на более низком, примитивном этапе, то есть просто не стал полноценной, зрелой личностью. Однако отношение к нему соответствующее - от общественного осуждения к уголовному наказанию.

Почему дети становятся жестокими?

А как быть с жестоким ребенком? Известно, что развитие личности происходит постепенно, причем для начальных этапов характерно несовершенство или даже отсутствие нравственной позиции. Сознательным человеком ребенок еще должен стать, шаг за шагом, под руководством взрослого. Как правило, он еще находится под влиянием собственных импульсов и эмоций.

Моральные барьеры, которые упорядочивают жизнь взрослого человека, детьми не усвоены. К тому же ребенок не всегда умеет соотносить свои поступки и их последствия. Ведь у многих взрослых «чешутся руки», когда их кто-то раздражает своим поведением, и только значительными волевыми усилиями им удается себя сдерживать. Прожитые годы, приобретенный жизненный опыт, усвоенные нравственные наставления приучили их придерживаться общественных норм.

Ребенок же еще ​​не получил подобного опыта, не усвоил необходимых моральных уроков, у него «руки чешутся» недолго, и расправа над сверстниками, теми, кто помладше и послабее, происходит мгновенно.

Ребенок может поступить жестоко от незнания, от непонимания того, что крик и плач товарища - свидетельство страдания и боли, нанесенных им. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания. Хотя это не оправдание, поскольку гуманности в отношении к другим нельзя не научиться никогда. Пробудить в детской душе сочувствие - задача взрослых: родителей, учителей, воспитателей.

Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Можно рассматривать этот феномен как проявление наследственности, а можно объяснить тем, что дети просто усваивают соответствующее поведение при помощи наглядных пособий.

Как предотвратить детскую жестокость?

Жестокости можно научиться. Если ребенок воспитывается в такой среде, где жесткие, безжалостные столкновения являются обычным делом, то с легкостью усваивает образцы поведения. Тем более что современная массовая культура, к которой дети очень чувствительны, также преимущественно навязывает стереотипы именно жестокого поведения. Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: заботьтесь о круге интересов своего ребенка, особенно младших школьников, ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии.

Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании - наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Наказание считает произволом взрослых. Поэтому выражение «искоренение жестокости» парадоксально. Насилие нельзя лечить насилием. Незнание устраняют разъяснением. Если ребенок поступил жестоко по незнанию, необходимо его развеять, подробно объяснив, в чем дело. Гораздо легче это делать, когда семейная атмосфера наполнена духом сочувствия, сопереживания, толерантности к другим людям и «братьям нашим меньшим».

Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Большинство детей легко усваивают эту науку, и проблемы с детской жестокостью не возникает.

Но вернемся к наказанию. Многие родители злоупотребляют этим методом воспитательного воздействия: наказывают не только за жестокость, но и за любую провинность. Часто «педагогическое воздействие» сводится к прямому причинению боли ребенку. Это часто позволяет достичь определенного результата: из-за страха перед болью ребенок на время удержится от некрасивых поступков, но в глубине души зарождается терпимость к жестокости и насилию. Ребенок убеждается в мысли: старший - сильнее, он всегда способен утвердиться в своих правах и желаниях, вызвав боль и страдания у тех, кто младше и слабее. Хуже, что такой механизм самоутверждения укоренится в детском сознании.

Многие ученые отмечают, что дети из семей, в которых практикуются физические наказания, гораздо чаще прибегают к жестоким поступкам - их этому научили в семье. Поэтому родителям необходимо помнить: если они бьют ребенка за то, что она избил младшего или ударил девочку, поиздевался над собачкой или котенком, то они не искореняют сорняк жестокости, а наоборот - подпитывают его.

Известны случаи, когда физические наказания входили в «воспитательную систему», превращаясь буквально на экзекуцию, которую нельзя объяснить лишь гневом, раздражительностью родителей. Эффект такого «воспитания» описан многими учеными-психиатрами, которые указывают на его тяжелые непоправимые последствия для психики ребенка, его личностного развития. Рубцы на теле ребенка через некоторое время заживут, но психическая травма может вылиться в тяжелый невроз, который, в свою очередь, повлечет искажения психосексуального развития. Исследователи указывают, что садомазохистские сексуальные установки, как правило, появляются у тех людей, которые в детстве подвергались жестокому избиению. А поскольку удовлетворить такие склонности в нормальном, здоровом браке невозможно, возникает реальная угроза противоправных действий.

Вывод из этого один: жестокость, избиение, издевательства - это не инструменты воспитания, а серьезная угроза нормальному развитию личности. Кто-то из родителей может возразить: «Меня отец бил, а я вырос нормальным человеком». Даже если это действительно так, то произошло это не благодаря, а вопреки такому «воспитательному воздействию». Необходимо помнить: родители - старшие друзья, а не палачи ребенка.

История человечества свидетельствует, что во все времена причинение боли меньшему, слабому считалось низким, гадким, недостойным поступком. И одновременно распространялась практика физических наказаний детей. При этом воспитатели исходили из своеобразной педагогической концепции, согласно которой ребенок - еще не совсем человек. Человеком он еще должен стать. Современная наука и общественность придерживаются иного мнения. Ребенок - полноценный человек, достойный человеческого отношения к себе. Родители собственным примером должны довести до сознания сына или дочери: зрелость и сила - не в способности разрушать, издеваться, унижать физически и морально, а в умении творить, утешать, любить.

Родителям необходимо понять: жестокость - это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети». Любой педагогический совет является комментарием к этому высказыванию.

Многие слышали о детской жестокости. Но у одних малышей характер со временем меняется в лучшую сторону, а у других плохие привычки и дурные качества с возрастом усугубляются. От чего это зависит? От правильного воспитания и от того, какой пример будут подавать взрослые чаду.

Гиперопека

Многие родители, которые только обзавелись ребенком, чрезмерно опекают свое чадо. Не удивительно, что у ребенка в жизни не возникает проблем, и он не понимает суровых реалий мира. Так как же в подобных ребятах, которые не видели ничего дурного в этой жизни, может развиться детская жестокость? Дело в том, что подрастая, ребенок, которому не доводилось самостоятельно принимать решения, будет кидаться в крайности. Подобная персона может быть слишком скромной или, наоборот, слишком буйной. Человек, который рос на полном попечении мамы, невольно становится эгоистом. Он никогда ни в чем не нуждался, и поэтому он может делать все, что его душе угодно. Подобная безбашенность начинает проявляться в школьные годы. Ребенок дерется с одноклассниками, так как он понимает, что мама его не будет ругать. Ведь чадо соврет, что не он затеял драку, а его побили.

Основная причина детской жестокости - это незнание мира. Ребенок, которого всегда опекают и жалеют, может натворить множество глупостей. Поэтому разумные матери приучают чадо к самостоятельности с самых юных лет. Тогда у ребенка не будет проблем с самопознанием и он не будет кидаться из крайности в крайность.

Недостаток любви

Что может быть хуже гиперопеки? Недостаток любви. Ребенок, которого не любят родители, постоянно попадает в неприятности. Почему? Таким образом, чадо хочет привлечь внимание взрослых к своей кандидатуре. Ребенок дерется, падает с деревьев, таскает животных за хвосты и уши, а также грубит взрослым. Такое асоциальное поведение вполне нормально для малышей, родители которых занимаются строительством карьеры, а не воспитанием чада. Многие люди думают, что их задача обеспечить ребенка всеми необходимыми материальными благами, а воспитанием и формированием личности должны заниматься воспитатели и учителя. Родители должны понять, что для детей внимание куда важнее модных игрушек. Ребенок, которого любят, никогда не будет задирать одноклассником и пытаться доказать всем свою крутость и авторитет. Так поступают только те дети, которым чего-то не хватает в семье. Поэтому они стараются самоутвердиться за чуждой счет. Родители должны вовремя обратить внимание на наклонности своего чада, иначе характер сформируется, и отрицательные черты характера будет сложно исправить.

Копированная агрессивность

У вас счастливая семья, но почему-то ребенок ведет себя неадекватно. Где нужно искать причину асоциального поведения? Фильмы про насилие сильно влияют на поведение ребенка. Даже если мама и папа малыша относятся друг к другу очень хорошо, но ребенок вместе с родителями часто смотрит боевики и криминальные истории, то в скором времени можно будет ждать того, что малыш будет копировать формы поведения, увиденные на голубом экране. Почему? Детям свойственно подражать любимым героям. И если у ребенка будет любимый персонаж, пусть и добрый, но который решает все вопросы рукоприкладством, то и ребенок будет свои проблемы решать подобным образом. Причем плохим привычкам могу научить не только взрослые фильмы, но и детские мультики. Взять, например, «Тома и Джерри». Эта популярная комедия основана на том, что мышонок целенаправленно издевается над котом и Тому приходится вести себя агрессивно. Причем нигде не говорится, что подобное поведение неправильное. Суть мультика сводится к следующему: если вас вывели из себя, вы можете применять любые карательные меры по отношению к своему обидчику. Подобный подход в корне неправильный. Поэтому нельзя включать фильмы про насилие при ребенке. Неокрепшему уму подобные картины будут вредны. Они навредят психике и утвердят ребенка во мнении, что агрессия и сила должна помогать в любой спорной ситуации.

Ребенок-бандит

Вашего малыша все в округе называют «сорванец»? Почему милый и ласковый ребенок стал грубым и неадекватным подростком? Если родители в какой-то момент пустили воспитание чада на самотек, то не стоит удивляться, что ребенок самостоятельно занялся своим образованием. Но вместо того, чтобы учиться чему-то полезному, малыш мог связаться с дурной компанией.

Если родители незнакомы с друзьями своего чада, а также они совершенно не интересуются, чем их наследник занимается на улице, то ребенок, предоставленный самому себе, может натворить много глупостей. Агрессия будет у него средством обороны от всех, кого он считает посторонним. А посторонними будут все, кроме своей банды. Добрый малыш вскоре станет злым ребенком. Трансформация произойдет быстро, родители даже не успеют опомниться.

Дальше ребенок может часто попадать в полицейские участки и стать малолетним преступником. А все почему? Потому, что родители не уследили за воспитанием ребенка. Нужно всегда принимать участие в жизни своего чада. Чаще интересуйтесь, с кем гуляет ребенок, познакомьтесь с друзьями и каждый день спрашивайте, чем ребенок занимался на улице. Родители обязаны уделять время своему чаду. Это должны быть не только разговоры, но также совместные игры и прогулки. Тогда малыш будет полноценно развиваться, и не будет приобретать дурных наклонностей.

Пристрастие к насилию

Злой ребенок - это ребенок, воспитанием которого родители не занимаются. Взрослые должны понимать, что у любого следствия есть своя причина. Если ребенок ведет себя агрессивно, значит, на него следует обратить пристальное внимание. Жестокость - это то качество, которое не развивается само по себе. Это ошибка в воспитании. Ребенка или принижают дома, или же ему уделяют слишком пристальное внимание и посредством асоциального поведения личность хочет показать свою независимость. Последствия неправильного воспитания могут быть плачевными. Ребенок будет стараться найти себя, и путь, который он выберет, будет не слишком хорошим. Например, подросток, которого не приучили к труду, и которому не выделяют деньги на карманные расходы, может зарабатывать себе на развлечения финансы разбоем и грабежом. Подобное поведение нужно исправлять. Этим должны заниматься профессиональные психологи, так как с определенного возраста подросток будет отрицать авторитет родителей.

Пристрастие к насилию формируется в юном возрасте. Ребенок будет пробовать различные способы самоутверждения и не всегда они будут гуманными. Постоянные драки показывают, что личность старается самоутвердиться за счет силы. Подобный способ решения проблем опасен для общества. Выработав модель поведения, которая работает, ребенок может пользоваться ей в сознательном возрасте. Карманники, насильники и грабители - это люди, у которых нет моральных норм, или они есть, но личности не боятся их преступать.

Бесхарактерное создание

Почему дети мучают животных? Причина в том, что ребенок чувствует авторитет взрослых и считает, что сильные создания всегда доминируют над слабыми. Если родители слишком сильно давят на свое чадо, нет ничего удивительного в том, что малыш будет агрессивно относиться к животным. Чадо будет бояться показать свой характер родителям, но он не будет бояться показать его животным.

Угнетая слабых, ребенок будет чувствовать свое превосходство. Подобные методы поведения нужно строго карать. Но в первую очередь психологи советуют родителям снизить давление на ребенка. Малыш должен чувствовать во взрослых не только силу и авторитет, но и любовь. Нужно внушить своему чаду мысль, что чем больше у человека силы, тем больше у него и ответственности перед окружающими. Подобная мысль благотворно повлияет на ребенка. Он поймет, что издеваться над животными нельзя, так как они слабые и беззащитные. Нужно внушить ребенку мысль, что слабые создания нуждаются в любви и ласке. Подобное утверждение нужно формировать с малолетства. Когда малыш дергает кошку за хвост, нужно ему объяснить, что животному больно, и оно может укусить или поцарапать. И это будет нормальная реакция на издевательство.

Следует также объяснять, что нельзя обрывать листья с деревьев и ломать саженцы. Ребенок должен понимать, что живые существа, даже если они не могут дать сдачи, чувствуют боль.

Учите ребенка решать свои проблемы самостоятельно

Психология детей и родителей разная. Дети понимают, что взрослые люди сильные и умные личности, способные решить все проблемы. Каждый родитель хочет защищать и оберегать свое чадо. Но с определенного возраста следует приучать ребенка к самостоятельности. Малыш должен уметь постоять за себя и при этом решать вопросы не с помощью кулаков, а с помощью логичных доводов. Обижаться или бить в ответ не стоит. Нужно объяснить обидчику, что он неправ, и при этом сделать это самостоятельно, а не бежать за помощью к воспитателю или учителю. Несамостоятельные дети часто просят взрослых решить свои проблемы. Потакать подобному желанию не стоит. Почему? Учитель может влезть в скандал и наказать виновного. Но персона затаит обиду на ябеду, и при первой возможности отомстит. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок вырос слабым, следует научить его правильно решать свои проблемы.

Подростковая жестокость - это не норма жизни. Жестокость и агрессивность - это следствие деструктивного поведения. Подростки стараются найти себя и научиться противостоять этому миру. Без поддержки родителей они могут кидаться из крайности в крайность. Следует дать понять ребенку, что проблему всегда можно решать цивилизованным путем.

Донесите до своего чада мысль, что кулаки не стоит использовать даже в самых крайних случаях. А как же самооборона? Подросток не должен доводить конфликт до драки. Ему нужно разрешить проблему до того, как она примет более серьезный оборот.

Воспитание с помощью сказок

Детская жестокость к животным довольно распространена в любом обществе. Многие дети не видят разницы между игрушками и живыми существами. Если малыш агрессивно играет с мягкими медведями, то он в таком же стиле будет играть с домашним котом. В этом случае следует дать ребенку понять, что проявлять агрессию нельзя не только к домашним питомцам, но и плюшевым игрушкам. Родителям следует рассказать чаду, что игрушкам тоже больно и обидно, когда их бьют. Кто-то может сказать, что врать детям нехорошо. Не стоит воспринимать подобные ситуации как обман. Вы учите ребенка проявлять уважение ко всему, что его окружает. Родители должны корректировать поведение своего чада, если оно переходит границы допустимого. Глупо думать, что малыш видит разницу между животным и своим плюшевым медведем. Для ребенка любое существо, которое имеет небольшой размер - это игрушка.

Как воспитать ребенка любящим и понимающим? Корректировать поведение малыша нужно с помощью сказок. Больше читайте со своим чадом. Но недостаточно читать небылицы перед сном. Родители должны проводить с малышом беседы о том, что он услышал. В любой сказке есть мораль, и ее нужно доносить до сознания малыша. После того как вы прочитали ребенку небылицу, нужно обсудить ее. Если ребенок маленький, вывод должны сделать взрослые. Если ребенок уже большой, то он должен сам объяснить родителям, что он понял из прочитанного ему текста. Только сознательная работа над смыслом произведения поможет малышу лучше осознать, что такое добро, а что такое зло.

Развитие эмпатии

Как должна проходить профилактика детской жестокости? Взрослые должны поработать над эмпатией малыша. Ребенку следует внушить мысль, что сопереживание - это нормальное качество любого человека. Если кому-то больно или плохо, его нужно пожалеть.

Когда ребенок понимает, что такое боль и обида, он не будет целенаправленно стараться причинять зло окружающим. Как проводить воспитательную работу? Больше гуляйте и разговаривайте со своим чадом. Например, увидев, как на улице ребенок упал с самоката, вам нужно подбежать к малышу вместе со своим ребенком и помочь незнакомому мальчику подняться. После этого следует вместе успокоить малыша, пожалеть его и в случае надобности обработать рану. После этого показательного случая расскажите своему чаду, что подобная помощь - это нормальное поведение человека. Заставьте ребенка представить, что подобная ситуация может случиться с ним. Пусть он представит, как он сам падает с самоката, как ему будет больно и обидно. Сопереживание поможет ребенку понять, что чужая боль может быть такой же сильной, как собственная. А понимая и принимая этот факт, малыш не будет толкать детей или же бить их.

Почему дети становятся жестокими? Родители не учат своих малышей сопереживанию. Современные мамы очень обеспокоены счастьем собственного ребенка, и часто не обращают никакого внимания на окружающих детей. А это делать нужно обязательно. Иначе вы никак не объясните своему чужая боль, чуждое счастье, что такое сопереживание и радость за других - это нормальное явление.

Авторитет для ребенка

Детская жестокость возникает в тех семьях, в которых нет авторитета. Ребенок привык копировать поведение со своих кумиров. И для каждого ребенка кумирами должны быть родители. Но если малыши понимают, что их мама и папа не тянут на роль героев, то им приходится находить замену в мультиках или в фильмах.

Родители должны стать примером для подражания и объектами обожания. Дети должны любить и боготворить своих родителей. В этом случае они будут копировать нормальное поведение, и не будут страдать приступами ярости, если, конечно, ими не страдают взрослые. Поэтому подумайте о том, являетесь ли вы примером для подражания. Может ли ребенок гордиться вашими успехами и считать вас героем. Нет? Меняйте ситуацию. Иначе ваш малыш вскоре поймет, что ему нужно искать или же выдумывать себе другого кумира.

Нет физическим наказаниям

Если родители бьют детей, то им не стоит удивляться, что малыши вырастают в агрессивных персон. Рукоприкладство приветствовать нельзя ни при каких обстоятельствах. Даже если ребенок сильно раздражает, нужно усмирять его словами, а не побоями. Родители, которые приветствуют телесные наказания, выращивают агрессивных личностей.

Детская жестокость напрямую зависит от поведения взрослых. Ведь подражание - это естественная стадия развития любого ребенка. Если папа бьет мальчика за проступки, то вырастая, подросток начинает бить своих одноклассников за неугодное ему поведение. Адекватно ли это? Нет. Подобное поведение не должно быть приемлемо в нормальных семьях. Родители должны на своем примере показывать малышу, что все проблемы можно урегулировать мирным способом. Не нужно прибегать к помощи ремня всякий раз, когда заканчиваются аргументы. Нужно искать подходящие слова и пользоваться ими.

В Интернете сегодня полно видео, как подростки жестоко избивают друг друга, бомжей, а то и учителей. И девчонки участвуют в этом наравне с парнями. Как не воспитать монстра?

Рассуждает Пётр Дмитриевский, психолог центра по работе с подростками «Перекрёсток» Московского городского психолого-педагогического университета .

Бьёт - значит любит?

«АиФ»: - Современные дети стали более жестокими?

П.Д.: - Каждое поколение взрослых уверяет: в «их время» дети были лучше и добрее. В ходе археологических раскопок была найдена табличка с текстом, автор которого сетовал: мол, современная для него молодёжь деградировала до такой степени, что, по его мнению, это приведёт к катастрофе в ближайшие годы.

С тех пор прошли века, а мы всё ещё живы. Сегодня не только реальность, но и сами технические возможности Интернета подталкивают подростков к демонстративному насилию. Видеоролик, «щекочущий нервы», что-то социально неодобряемое имеет больше шансов быть замеченным сверстниками, чем стихотворение или картинка.

«АиФ»: - И всё же каковы причины жестокости и агрессии?

П.Д.: - Страх оказаться вне группы сверстников, самому стать объектом насмешек может толкать подростка на соучастие в групповых жестоких выходках. При последующем разбирательстве участники таких инцидентов часто не могут понять, почему так поступили. Регулярную жестокость проявляют дети, у которых внутри накопилось много злости, обиды - в отношениях с родителями, братьями, сёстрами, одноклассниками. И это всё выплёскивается «не по адресу». Ответить жестокому отцу ребёнок не может, и вместо него «сдачу» получают все слабые, кто попадается под руку. Однако жестокость может «воспитываться» и во вполне благополучных семьях.

Например, если младенец кричит, а мама долго не подходит. Если ребёнка систематически высмеивают или осуждают, когда у него не получается что-то. Вот тогда ребёнок постепенно научается быть нечувствительным не только к собственной боли, но и к боли другого человека.

Чужие роли?

«АиФ»: - То есть родители виноваты, что воспитывают монстров?

П.Д.: - Идеальным родителем быть невозможно. Все мы, взрослые, несём в себе последствия ошибок наших собственных родителей, травм, полученных в детстве от сверстников и учителей, стрессов от политических катаклизмов. Важно не «проваливаться» в вину и не отчаиваться, а понять ошибки, которые мы допустили, и найти способы их исправления. Родителям малышей важно следить, чтобы их реакция следовала непосредственно за агрессивным действием. Иначе ребёнок просто не поймёт, за что вы его ругаете. Хвалите ребёнка, когда у него получается справляться с агрессией, например, собирался отобрать игрушку или ударить, но сдержался.

В российской культуре, к сожалению, у родителей чёткость границ часто путается с жестокостью, а тепло - с мягкотелостью и слабостью. Реакция, сочетающая тепло с ясными границами, звучит примерно так: «Я тебя люблю, но то, что ты сейчас делаешь, недопустимо». Хорошо, если родителям и детям удаётся договориться о семейных правилах, учитывающих потребности всех членов семьи, и о ясных санкциях в случае нарушения договорённостей какой-либо из сторон.

«АиФ»: - В любую школу приди - дерутся даже девочки. Что случилось?

П.Д.: - традиционно выражалась в особых «психологических» формах: бойкот, оскорбления, меткие колкости. Причём высмеивание иногда больнее удара по уху. В последнее время мужчины и женщины перенимают формы поведения, бывшие прерогативой другого пола. Мужчины стали больше интересоваться психологией отношений и воспитанием детей, женщины - заниматься политикой и драться.

«АиФ»: - Если ребёнка бьют сверстники, надо учить его давать сдачи, записать в секцию самбо?

П.Д.: - дают подростку бо`льшую внутреннюю уверенность. Даже если не придётся применять навыки на практике, понимание того, что в критической ситуации , даст возможность по-другому вести разговор. Но если подобные инциденты в школе регулярны, необходима психологическая работа со всем детским коллективом и с педагогами. Потому что в этом случае страдает психика и агрессоров, и жертвы, и наблюдателей, не решающихся вмешаться в происходящее.

Как воспитывать ребёнка?

  • В совсем юном возрасте используйте систему мягких, наступающих сразу после нарушения наказаний: ударил другого ребёнка - лишаешься возможности играть с ребятами на 10 минут.
  • Во всех возрастах внимательно относитесь к желаниям, эмоциям, поведению подростка.
  • Будьте готовы прояснять, уточнять, идти на переговоры. («Давай обсудим, как организовать жизнь дома, чтобы были учтены и твои и мои интересы».)
  • Делитесь своими переживаниями, тем, что с вами происходит в ответ на те или иные действия ребёнка.
  • Избегайте обобщающих стыдящих обращений. («У тебя всегда получается какая-то ерунда. Ты за что ни возьмёшься - всё только портишь».)
  • Избегайте преувеличивающих вину обращений («У меня из-за твоих оценок случился сердечный приступ».)
  • Подбирайте для детей спортивные секции, летние лагеря, походы, в которых есть возможность конфликтовать и сотрудничать со сверстниками в прямом общении, а не виртуально - по телефону или Интернету.

Инфографика Яны Лайковой

Проявление жестокости у ребенка — всегда неожиданно для родителей. Ласковый, чувствительный кроха, который не переносит вида крови от царапины, вдруг с особой жестокостью мучает кошку. Отрывает крылышки у бабочки, подносит ее к огню. Издевается над теми, кто младше и слабее. Детская жестокость не появляется ниоткуда.

Не стоит путать жестокость и злость. Жестокость — психологическая, моральная черта характера, проявляющаяся в издевательском отношении к окружающим людям, а также к другим живым существам. Целью жестокости является желание причинить страдание, боль, наслаждение от страданий жертвы. Злость — эмоциональная реакция личности на определенную ситуацию.

У взрослых часто существуют два ошибочных представления о жестокости:

  • жестокость у ребенка врожденная, ничего тут не изменить;
  • проявления детской жестокости — возрастные особенности, которые сами пройдут, когда малыш вырастет.

При рождении крохе дается темперамент. Так холерик с гиперактивностью не может усидеть на месте, постоянно шалит, не думая о последствиях, но не желая причинять другим живым существам какую-либо боль. Малыш, любящий издеваться над слабыми, беспомощными животными, насекомыми или другими детьми, которые не смогут ответить, добивается именно причинения страданий.

Такие дети наслаждаются слезами жертвы, тем как она страдает от причиненной боли. Боль может быть не только физической, болезненно воспринимаются оскорбления, насмешки. Часто слабые малыши, подвергаются психологическому давлению, издевательствам от сверстников в детсадах, школах.

Ждать, когда дети «перебесятся», «само пройдет» — большая ошибка. Не принятые вовремя меры, не обращенные взрослыми особенности поведения некоторых детей, могут привести к развитию, обострению некоторых психических заболеваний. Садизм, социопатия неотделимы от жестокости.

Последний признак уже обязывает родителей принять все серьезные меры воспитания, а также лечения. Не всегда малыш, который мучает животных становится садистом. Но вероятность такого развития событий достаточно высока.

Специалисты сходятся к одному мнению: для возникновения детской жестокости — причины, следует искать в семье. Именно семья, методы воспитания, родители поведением являются главными виновниками проявления жестокости у ребенка. Из поведения значимых взрослых начинает происходить, развиваться агрессивность крохи.

Роль семьи

Авторитарное воспитание, диктаторское поведение по отношению к чаду, постоянные ограничения, наказания, часто физические — например, порка ремнем. Все это подавляет личность маленького человечка, заставляет его ощущать себя слабым, беззащитным, вызывает желание поднять самооценку причиняя страдания, более слабому существу.

Кроха, воспитанный в авторитарной семье, берет пример с родителей. Чтобы тебя слушались, боялись, необходимо унижать, оскорблять, причинять боль. Обычно отец в такой семье учит малыша «зачем спорить, лучше избей, тогда тебя зауважают». Драки, отнимание игрушек в авторитарных семьях считаются умением постоять за себя.

Гиперопека в семьях зачастую тоже приводит к проявлению детской жестокости. Кроха, воспитанный в тепличных условиях, не знает, как вести себя с ровесниками. При поступлении в детсад, школу, такие непоседы не умеют находить общий язык со сверстниками, часто плачут, бегают жаловаться взрослым на то, что их обижают.Ведут себя также, как привыкли вести дома.

Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ябедами не дружат, надо ними начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.

Взрослым необходимо пересмотреть свои методы воспитания подрастающего поколения, чтобы не воспитать из своего чада жертву детской жестокости или насильника. Жестокость, проявленная детьми, берет начало в отношениях внутри семьи. Телевидение, интернет только дополняют недостатки воспитания в семье.

Нередко взрослые занятые личной жизнью не проявляют достаточно любви, заботы о чаде, не интересуются его проблемами. Вместо воспитания моральных принципов, часто родители откупаются от детей дорогими подарками, нередко выдают крупные суммы денег на карманные расходы.

Нравственные начала ребенок получает в семье, принимая поведение значимых взрослых за норму. Если в семье присутствует неуважение к старшим, крики, оскорбления или кто-то из родителей дерется, все это откладывается в памяти малыша. Неуважение к собственному чаду, высмеивание его, часто в присутствии посторонних, оскорбления, рукоприкладство — только вызывает ненависть, воспитывает агрессивность.

Виды детской жестокости

Проблема жестокости у детей особенно остро стоит в последнее время. Дети не просто ведут себя жестоко, они еще бравируют своим поведением. Снимают сцены издевательств на смартфоны, выкладывают в интернет. Достаточно часто подростки не понимают, что за жестокие действия в отношении другого человека или животного, проявленные с особой жестокостью возможно уголовное наказание.

Чтобы разработать меры воздействия, чтобы понять почему дети жестоки, разработать программу коррекции поведения агрессивности детей, необходимо понимать, по каким видам делится агрессивность ребятни. Психологи предлагают такое деление:

  • фрагментарная проявляется у дошколят. Непоседы, не способные к агрессивности, вдруг начинают грубить маме или бабушке. Отнимать игрушки у младшего братика или сестренки. Кроха пытается установить границы личного пространства, проверяет, что ему позволено делать. Если дошкольник отрывает крылышки бабочки, кидает камни в кошку, скорее всего крохой движет желание узнать, как поведет себя живое существо.
  • Устойчивая агрессивность уже связана с особенностями характера личности. Чаще всего она присуща детям в подростковом возрасте. Такой вид направлен уже на определенную категорию детей или животных, иногда направляется на беспомощных взрослых.

Малыш, воспитанный уважать других, имеющий самоуважение, высокую самооценку, в трудных ситуациях попробует договориться или по другому решить проблему. Дети с комплексом неполноценности, неуверенные себя, свой страх выражают в желании причинить боль другому объекту. Злой малыш пытается самоутвердиться за счет слабости другого.

Если малыш участвует в травле другого крохи, постоянно издевается особо зверским способом над котятами, щенками — взрослые должны обратиться за помощью к психологам. В данных случаях простой беседы с подростком бывает недостаточно, чтобы снизить его агрессивность, привить нравственные начала.

Жестокость также бывает:

  • Неосознанная агрессивность. Дошкольник зачастую не осознает, что другому может быть также больно. Кроха уверен, что настоящую боль жертвы его издевательств не испытывают. Несмышленыш считает свое поведение просто игрой. Малыш подражает тому, что увидел в мультфильме — например, как в героя кидают камни, или отрубают ему руку. Кроха, подражая увиденному, ломает любимую куклу, кидает камни в котенка или в малыша.
  • Осознанная агрессивность. Самый тяжелый случай. Социальный, моральный аспект поведения полностью отсутствует. Подросток целенаправленно травит, издевается над более слабым, испытывая при этом удовольствие. Никаких угрызений совести, чувства вины в данном случае нет.

Многие замечают, что существуют особые люди, которые притягивают к себе неприятности, чаще других становятся жертвами насилия или противоправного поведения. Виктимность — склонность личности стать жертвой насилия, преступления. Особое поведение малыша, может спровоцировать в отношении его проявления жестокости со стороны сверстников.

Особенности виктимного поведения выросли в семье. Сильные, уверенные взрослые, имеющие твердые нравственные начала, также воспитают и свое чадо. Необходимо выделять успехи крохи, хвалить за хорошие поступки, воспитывать уважение к окружающим и себе. Уверенный в себе дошкольник не вызовет желание других деток поиздеваться над ним.

Как проявляется жестокость

Родителям необходимо быстро реагировать в следующих случаях:

  • у малыша проявляется немотивированная агрессивность. Все проблемы кроха пытается решить с помощью кулаков;
  • кроха играет в игры с большим количеством элементов насилия. «Расстреливает» из пистолета, автомата малышей. Игрушечным ножом отпиливает руки, ноги, играет в пытки, допросы с нанесением увечий;
  • с большим удовольствием смотрит сцены насилия на экране телевизора, или наблюдает как издеваются над маленьким котенком;
  • постоянно поступают жалобы на непоседу, что он обзывается, дразнится, преследует какого-либо малыша. С восторгом рассказывает маме, как в результате его издевательств кто-то плакал.

Не стоит ждать, когда фрагментарная, неосознанная агрессивность поведения перейдет в тяжелую форму психического расстройства. У детей с жестоким поведением нет четкого понимания социальной ответственности. Жестокий, беспринципный, неспособный к состраданию — человек, чьи родители не хотели заниматься воспитанием крохи, переносили на будущее разговоры с дошкольником.

  • Любое проявление детской жестокости должно вызвать ваше пристальное внимание.
  • Выясните причины подобного поведения. Узнайте мнение не только своего чада.
  • Каждый жестокий поступок должен быть негативно оценен.
  • За жестокое поведение необходимо в каждом конкретном случае подбирать индивидуальное наказание.
  • Пересмотреть стиль поведения в семье, скорректировать принципы воспитания крохи.
  • Обязательно объяснить причину наказания, объяснить суть жестокого поступка.
  • Проявлять уважение, любовь к несмышленышу.
  • Хвалить за все хорошие поступки.

Привитие моральных принципов, воспитание нравственных начал — все это необходимо начинать с маленьким человечком с самого раннего детства. Что такое хорошо, что такое плохо — малыш узнает от своих родных, близких ему людей. Оградите мир маленького непоседы от жестокой агрессивности.