Конспект урока по швейному делу "Втачивание рукава" (8 класс). Урок трудового обучения (швейного дела) в С(К)ОУ VIII вида Анализ выполнения практической работы

Цели:

обучающая – познакомить с видами рукавов, назначением и применением рукавов в одежде; научить моделированию простых фасонов рукавов;

развивающая – развить умение переносить знания в новую ситуацию;

воспитательная – воспитание у учащихся аккуратности, эстетического вкуса, культуры речи.

профориентационная – дальнейшее знакомство с профессиями: художник-модельер, художник-конструктор, закройщик.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение: манекены с изделиями, компьютеры или ноутбуки, презентация "Виды рукавов”, журналы мод, шаблоны втачного рукава, плакат "Моделирование рукавов”, тесты, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход урока

I. Организационная часть

  1. Приветствие учащихся.
  2. Контроль посещаемости.

II. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, с какими видами воротников мы познакомились на прошлом уроке?

Ответы учащихся: стоячие, стояче-отложные, плосколежащие, фантазийные.

Назовите срезы воротника (игровой момент (участвуют 2 человека): на 2-х магнитных досках закрепить по шаблону воротника, около каждого среза при помощи магнитов закрепить таблички с названиями этих срезов ).

Ответы учащихся: концы, стойка, отлёт, середина, срез раскепа.

Как проходит нить основы в воротнике (показать на шаблоне воротника) ?

Ответы учащихся: вдоль середины воротника.

В этом году мы изучаем плечевое изделие – блузу. Давайте вспомним, из каких деталей состоит плечевое изделие?

Ответы учащихся: основные детали - спинка и полочка; дополнительные – воротник и рукава и декоративные.

С воротниками мы уже познакомились. Сегодня поговорим о рукавах. Запишите тему урока "Виды рукавов. Моделирование рукавов”.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

Рукава, так же, как и воротники, служат для создания фасона и выполняют функциональную нагрузку - согревают. Покрой рукавов тесно связан с той или иной формой одежды. Давайте посмотрим презентацию и познакомимся со старинными моделями рукавов.

По конструкции (по покрою) рукава бывают (запись в тетрадь) :

  • втачной,
  • реглан,
  • цельнокроеный,
  • комбинированный.

Рукава могут быть длинными и короткими, 3/4; зауженными или расширенными книзу; узкими и широкими. Чем же отличаются рукава друг от друга?

Покрой изделия с втачным рукавом считается классическим, так как является постоянным представителем моды. Втачной рукав узкий, повторяет форму руки.

Окат рукава соединяется с проймой по замкнутому контуру. Втачные рукава очень разнообразны. Рассмотрим чертёж этого рукава. Сколько мы видим на нём деталей?

Ответы учащихся: одну.

Правда, в жакетах и пальто часто используют двушовный втачной рукав.

Рассмотрим рукав реглан. Особенностью этого покроя является незамкнутая линия проймы, идущая от линии горловины, и рукав, цельнокроеный с плечевой частью изделия. На месте плечевого шва располагается средний (верхний) шов рукава или вытачка. Рукав реглан тоже бывает различным: обычный реглан, реглан-погон, полуреглан и др. (примечание: для любознательных имеется дополнительная информация о видах рукава реглан для самостоятельного изучения).

Мода обычно связывает реглан с изделиями свободного прямого силуэта. Сколько вы видите деталей рукава?

Ответы учащихся: две.

Давайте посмотрим на цельнокроеный рукав. С рукавами этого покроя мы подробно знакомились в 7 классе. Что можно сказать о нём? У него нет линии втачивания. Он выкраивается вместе с линией спинки и полочки. Плечевые изделия с цельнокроеными рукавами тоже обычно имеют свободный прямой или полуприлегающий силуэт, мягкую округлую форму плеча для большей свободы движения. Существуют различные варианты цельнокроеных рукавов: мягкой формы, с ластовицей, с отрезными бочками (примечание: для любознательных имеется дополнительная информация о видах цельнокроеного рукава для самостоятельного изучения). С 50-х годов цельнокроеные рукава становятся ведущими в моде. В 60-е года они используются редко. Исключение составляет группа лёгкого платья с укороченными или совсем короткими рукавами. Цельнокроеный рукав в варианте, напоминающем кимоно, всегда предлагается в халатах для отдыха – домашних и пляжных. К середине 70-х годов он существует и самостоятельно и в сложных комбинированных вариантах (втачной, реглан). В этот период распространены рукава типа "летучая мышь”.

Вторая половина 60-х годов - эпоха господства втачного рукава во всех видах одежды.

В 70-х значительно возрос интерес к реглану. К началу 80-х втачной рукав снова вернулся в число ведущих.

Более подробно мы рассмотрим чертёж втачного рукава. Обведите шаблон втачного рукава в тетрадь и подпишите название срезов.

Сегодня мы попробуем создать новые фасоны рукава на основе втачного рукава. Как называется процесс создания новых фасонов одежды?

Ответы учащихся: моделирование.

Кто занимается моделированием?

Ответы учащихся: модельеры.

А кто разрабатывает чертёж-конструкцию нового фасона?

Ответы учащихся: конструктор, закройщик.

Именно этой работой мы сейчас и займёмся.

VI. Формирование практических умений и навыков.

Вводный инструктаж: правила техники безопасности при работе с ножницами.

Практическая работа: Моделирование рукавов.

1) Моделирование рукава "Фонарик”. Учитель объясняет и показывает приёмы моделирования данного рукава, используя плакат "Моделирование рукавов”.

2) Моделирование рукава, расширенного по окату. Учитель объясняет и показывает приёмы моделирования данного рукава, используя плакат "Моделирование рукавов”.

3) Моделирование рукава, расклешенного книзу. Учитель объясняет и показывает приёмы моделирования данного рукава, используя плакат "Моделирование рукавов”.

Дополнительное задание для тех, кто быстро справился с заданием - моделирование рукава с подрезом.

Межпредметные связи: рисование, черчение.

V. Текущий инструктаж.


Тема: Упражнение «Изготовление образца воротника на стойке»

(6-8 уроки по теме «Воротники» из раздела «Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке»

Тема: Упражнение «Изготовление образца воротника на стойке»

(6-7-8 уроки по теме «Воротники» из раздела «Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке»)

Цели:

Образовательные:

1. закрепить знания учащихся о фасонах воротников; их деталей;
2. закрепить основные этапы обработки воротников;
3. обучать правилам и приемам обработки воротника в процессе выполнения практической работы;
4. совершенствовать умения и навыки учащихся по выполнению ручных и машинных швейных работ в процессе обработки отложного воротника на стойке;
5. совершенствовать ориентировочные и планирующие действия учащихся в процессе подготовки и выполнения практической работы;

Коррекционно-развивающие:

1. корригировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение; через работу с различными источниками информации;
2. развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера;
3. развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы;
4. развивать речь учащихся и корригировать технику чтения, умение выделять из текста главное, основное.

Воспитательные:

1. воспитывать положительную мотивацию к выполнению тренировочных практических работ;
2. воспитывать стремление к аккуратному выполнению ручных и машинных работ;
3. воспитывать толерантность;
4. учить взаимопомощи, рефлексии

Оборудование: образцы изделий с различными фасонами воротников, карточки-обозначения мерок, предметная технологическая карта на выполнение отложного воротника на стойке, инструкционная карта по обработке отложного воротника на стойке; прокладки; образец отложного воротника, слова-опоры терминологии швейных работ: сметать, приутюжить, выметать, обтачать , словарные слова, крой отложного воротника; листы оценки практической работы, презентация «Из истории воротников», выполненная в программе Power Point, карточки-тесты, компьютер, МРпроектор.

1-ый урок

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Активизация учащихся

Сядет та из вас, кто назовет мерки (демонстрирует карточки с обозначением мерок: Ор, Др, Озап, Сш)
- Какая мерка из 4-ех лишняя? Почему?

Называют мерки:
Обхват руки, Длина рукава, Обхват запястья, Полуобхват шеи)
- Сш необходима для построения чертежа воротника, остальные мерки необходимы для построения чертежа прямого втачного рукава.

Актуализация опорных знаний учащихся

Вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках?

Чему мы учились на этих уроках?

Чтобы проверить, насколько вы усвоили основные понятия этой темы, давайте разгадаем кроссворд:

1. Вид обработки среза горловины, с которым мы познакомились на прошлом уроке.
2. Обозначение мерки, необходимой для построения чертежа воротника.
3. От чего зависит ширина воротника?
4. Как называется фасон воротника в этом изделии?
5. Назовите фасон воротника, выкройка которого у меня в руках.
6. Как называется срез кроя воротника, который не втачивается в горловину?
7. Что используют для большей плотности воротника?
8. Как называется этот вид прокладки? (демонстрирует)

Прочитайте, какие слова получились по вертикали?
- Что означают эти слова? Дайте полное название фасона воротника.

Мы изучали тему «Воротники, фасоны воротников»
- Чертить чертеж, изготавливать выкройку, крой воротника, обрабатывали отложной воротник.
Начинают заполнять кроссворд (учащиеся основной группы получают полностью пустые кроссворды (только с вписанными некоторыми гласными, написание которых в словах необходимо проверить или запонить), учащиеся 2-ой группы получают кроссворды с некоторыми вставленными буквами, учащиеся, которые не были на предыдущих уроках, получают полностью заполненные кроссворды, с правом контроля и ответа на вопрос только по указанию учителя (Приложение1)).

…воротник

…полуобхват шеи (Сш)

…отложной

….стойка

…отлетной

…прокладку

…флизелин

«НА СТОЙКЕ»

ОТЛОЖНОЙ ВОРОТНИК НА СТОЙКЕ

Сообщение темы урока

Именно образец такого фасона воротника мы будем учиться выполнять
- Запишите число и тему урока в тетрадях.

Работа учащихся в тетрадях

Формулирование целей урока, их практической значимости

Где нам потом пригодится умение шить воротник такого фасона?
- А выполненные вами образцы воротников останутся в нашем кабинете в качестве образцов для учащихся младших классов.
- Поэтому вы должны постараться выполнить этот образец качественно, аккуратно

При изготовлении швейных изделий: халата, блузки, рубашки, платья

Подготовка к практической работе

а) Анализ образца

Рассмотрите внимательно образец воротника на стойке.
- Сколько деталей имеет воротник?
(назовите их) Почему? Обратите внимание на стойку воротника: она притачная или цельнокроеная?
- Если бы стойка была притачная, то сколько бы тогда деталей имел этот воротник?
- Каким образом увеличили плотность воротника?

Для чего это сделали?

б) Определение и усвоение последовательности работы (работа по текстовым инструкционным картам)

На ваших столах имеются инструкционные карты по обработке воротника на стойке.
- Прочитайте внимательно инструкционные карты, подчеркните главные слова-опоры, обозначающие виды выполняемых работ.
- Давайте проверим, какие опорные слова вы подчеркнули.

в) Определение и усвоение последовательности работы (работа по предметной технологической карте)
Демонстрирует образцы предметной технологической карты по обработке воротника в последовательности 1-5

Индивидуальное задание : разложить последовательно карточки с этапами работы, пронумеровать их.

Фронтальная работа с остальными учащимися:
- Посмотрите на доску - в правильной ли последовательности расположены опорные слова? (на доске специально допущена ошибка – опорные слова расположены непоследовательно).
Сметать , выметать, обтачать, приутюжить, приклеить
Примечание: все термины напечатаны разным цветом: зеленым – термины ручных работ (на этом этапе ошибку можно исправить), красным – термины машинных работ (ошибку исправить сложно, поэтому выполнять такой вид работы нужно особенно внимательно и аккуратно), синим – термины ВТО (по ассоциации с цветом воды – не забывать увлажнять изделие при утюжке ).
- Вспомните материал прошлого урока и скажите, какого этапа выполнения практической работы не было? Почему?

Две (верхний и нижний воротник)

На одну из деталей приклеили прокладку (флизелин)
Чтобы воротник держал форму и не терял ее после стирки.

Работают по инструкционной карте, подчеркивают главные слова-опоры (сметать, выметать, обтачать, приутюжить, приклеить)
Учащиеся по очереди читают этапы обработки воротника на стойке

Одна из учащихся выполняет задание

Одна из учащихся исправляет ошибку.

Ответ:
«приклеить», потому что мы выполняли образец отложного воротника без прокладки

Физминутка

Выполнение 4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки, гимнастики для глаз

Выполняют упражнения под руководством учителя

Подготовка к практической работе (продолжение)

Фронтальная работа по предметной технологической карте:
- Давайте проверим, правильно ли ваша одноклассница определила последовательность обработки воротника?
(Учитель инструктирует учащихся о требованиях к оценке результатов практической работы).
- Всем понятно, в какой последовательности мы будем выполнять практическую работу?
- Можем ли мы приступить к работе?

Получение учащимися индивидуальных заданий
- Вы будете изготавливать разные образцы воротника на стойке.
- Прочитайте задания на карточках

Выберите необходимые детали кроя для изготовления вашего образца из имеющихся (демонстрирует виды кроя)
- Можем ли мы приступить к выполнению практической работы?
Почему?

Определяют правильность раскладки образцов предметной технологической карты
Повторяют последовательность выполнения практической работы

Нет, так как у нас нет кроя деталей воротника

Учащиеся получают задания на карточках: образец отложного воротника на стойке к летней рубашке младшего брата; образец отложного воротника на стойке к летней блузке для младшей сестры

Учащиеся выбирают подходящие для их задания крой и объясняют свой выбор
- Нет, так как не повторили правила ОТ и ТБ.

Инструктаж по ОТ и ТБ

Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.
Продолжите предложения:
Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться ……………;
Булавки вкалываем в ткань в направлении ……….;
Во время работы электрическим утюгом, стоять на…………………….;
Ставить утюг на……………………….;
Во время работы утюгом, следить за тем, чтобы шнур не касался…….;
После выполнения влажно-тепловой обработки утюг необходимо…………;
Во время работы на швейной машине следить за положением………………;
Во время работы на швейной машине не наклоняться близко…………………………….;
Во время вдевания нитки в иглу швейной машины, необходимо убрать………………………………..

…в игольнице или в руках

…от себя

…резиновом коврике
…огнеупорную подставку

…подошвы утюга

…выключить из розетки

…к движущимся частям машины

…ногу с педали

Подведение итогов
1-го урока

Образец какого воротника мы будем выполнять на уроке?
- Для чего мы будем изготавливать образец воротника на стойке?

Оценивает работу учащихся на первом уроке (его теоретической части)

На этом уроке мы будем выполнять образец отложного воротника на стойке

Подготовка к перемене

Скоро прозвенит звонок, наведите порядок на своих рабочих местах, снимите спецодежду и выходите на перемену.

Убирают свои рабочие места, снимают спецодежду, выходят на перемену

2-ой урок


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку

Готовятся к уроку (тетради, ручки, укладки, спецодежда)

Активизация учащихся

Сядет та из вас, кто правильно продолжит предложение:
На деталь нижнего воротника флизелин нужно ………………..

Складываем детали воротника лицевыми сторонами внутрь и их …………..;
Затем концы и отлет воротника мы ………....;
После этого выворачиваем воротник на лицевую сторону шов …………….

Готовый воротник мы………………..

…приклеить (приутюжить)

…сметываем

обтачиваем;
…срезы втачивания;
….выметываем

…приутюживаем.

Гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения на осанку

Перед выполнением практической работы сделаем несколько упражнений, выполним гимнастику для глаз.
(Потирание кистей рук; «замок» и др., упражнения на осанку – соединение поочередно рук за спиной и других)

Выполняют упражнения по показу учителя

Выполнение практической работы

Контролирует выполнение практической работы, помогает некоторым учащимся.
Во время работы учитель ставит «Звездочку» на парту той ученицы, которая работает качественно, быстрее всех.

Через 20 минут после начала практической работы – физминутка, гимнастика для глаз.

Выполняют практическую работу под руководством учителя

Подведение итогов
2-го урока

Подводит промежуточные итоги практической работы
Анализирует работу учащихся на данном уроке (поощряет лучших), обращает внимание учащихся на общие ошибки, допущенные в процессе практической работы.

Отчитываются о проделанной работе за урок, ставят цели на следующий урок

Подготовка к перемене

Предлагает учащимся убрать учащимся рабочие места, освободить их от мусора, снять спецодежду.

Убирают рабочие места, выходят на перемену.

3-ий урок


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку

Готовятся к уроку (укладки, материалы, спецодежда)

Активизация учащихся

Чем отличаются картинки, изображенные художником? (демонстрируются две иллюстрации, на которых изображены блузки разных фасонов)

Отличаются ли эти изделия по силуэту?
- …по виду используемой застежки?
- …по покрою рукава?
- …по фасону воротника

прилегающий и прямой

застежка на пуговицы и на молнии
короткий втачной и реглан

воротник-стойка и отложной воротник на стойке

Отчеты учащихся о проделанной работе

А как же продвигается ваша работа по обработке воротника?
- Кто уже закончил всю работу?
- Кто из вас остановился на 4-ом этапе?
- Кто уже завершил 4 этап?
- Кому из вас для работы понадобится утюг? (вспомните правила безопасной работы с утюгом)

Отвечают на вопросы учителя

Завершение учащимися практической работы

Учитель контролирует работу учащихся

Учащиеся, которые закончили работу, оформляют свои образцы в альбом (подписывают название практической работы (можно по трафарету), остальные – заканчивают выполнение практической работы.

Физминутка

Выполняет физминутку («Основные точки фигуры 1-2-3-4-5-6-7-8», включающая в себя упражнение на координацию)

Выполняют упражнения

Анализ выполнения практической работы

Учитель предлагает учащимся проанализировать изготовленные образцы по «Листам оценки качества выполненного образца» (Приложение 2) по пяти критериям самостоятельно,
друг у друга.
Выставляет оценки за практическую работу, отмечая аккуратность, соблюдение технологических требований, правил ОТ и ТБ ученицами.

Учащиеся оценивают свою работу по листам оценки, обмениваются работами, объясняют, почему поставили себе такую оценку

Выставка работ учащихся

Учитель располагает работы учащихся на доске, предлагает коллективно оценить работу каждого учащегося.
Выставляет оценки за урок.

Учащиеся прикрепляют образцы изготовленных воротников под своими именами на доске

(Резерв)
Сообщение дополнительных сведений, расширяющих представления учащихся по данной теме

Учитель предлагает учащимся просмотреть презентацию «Из истории воротников»
- Мы с вами уже знаем многие фасоны воротников, которые используются в современной одежде, а сейчас я вам предлагаю совершить экскурсию в прошлое, чтобы узнать какими воротники были раньше (презентация «Из истории воротников», выполненная в программе Power Point с исторической справкой - Приложение 3)
- Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах, попытайтесь выполнить задание (Приложение 4)

Смотрят презентацию на ПК

Выполняют задание на карточках

Итог урока

Подведение итогов урока:
- Чему вы учились на уроке?
- Образец какого воротника вы выполняли?
- Для чего?
- Что у вас получилось, какая операция вызвала наибольшие затруднения?
- Что запомнилось на уроке больше всего?

Отвечают на вопросы учителя

Домашнее задание

Раскрасить фасоны воротников на карточках (по желанию), выполнить тест «Воротники» (Приложение 5)

Записывают домашнее задание

Уборка рабочих мест

Контролирует уборку учащимися мастерской, своих рабочих мест
Настраивает учащихся на перемену.

Убирают свои рабочие места, подают дневники на оценки

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики

Учитель трудового обучения: Петрова Надежда Геннадьевна

с. Калинино
2015 г.

План-конспект урока трудового обучения в 8 «а» классе
по теме: «Обработка нижнего среза длинного прямого рукава замкнутой манжетой»

Класс: 8 «а»
Раздел: «Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий».
Тема: «Обработка нижнего среза длинного прямого рукава замкнутой манжетой».
Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков при выполнении практической работы – комбинированный.
Цель урока: закрепить технологические знания и совершенствовать практические навыки по обработке нижнего среза длинного рукава замкнутой манжетой.
Задачи:
- обучающие: закрепить знания обучающихся о видах и фасонах втачных рукавов, о названиях линий и точки чертежа длинного прямого рукава и манжеты, о мерках для построения чертежа основы длинного прямого рукава; сформировать у обучающихся прочные умения по обработке нижнего среза длинного рукава;
- развивающие: способствовать развитию речи обучающихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности); развивать умения и навыки самостоятельной работы, внимательность и аккуратность;
- воспитательные: способствовать формированию и развитию лучших качеств личности: доброжелательность, уважение, трудолюбие, целеустремлённость, ответственность за результаты своей деятельности; способствовать формированию и развитию творческой активности.
- коррекционные: коррекция психофизических недостатков средствами труда, коррекция мелкой моторики рук.
Методы обучения: наглядный, проблемно-поисковый, словесный.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, практические.
Средства обучения и воспитания:
- инструменты и приспособления: игла, ножницы, наперсток, швейная машина, оверлок, гладильная доска, утюг, проутюжильник.
- дидактический, раздаточный материал: образец длинного прямого рукава; детали выкройки рукава и прямой манжеты; «лепестки» с названиями фасонов рукава, технологическая карта по обработке рукава.
- материалы: крой длинного прямого рукава и прямой манжеты, швейные нитки.
Межпредметные связи: чтение, математика, развитие речи.
Словарь: фасон, рукава, манжеты.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: настрой на урок. (1 слайд – Добрый день!)
Добрый день всем, кто пришёл на наш урок! Встали девочки, поприветствуйте гостей и я, думаю, что мы их порадуем хорошей работой. Посмотрите в окно, даже солнышко нам сегодня улыбается. Давайте и мы улыбнёмся друг другу. А теперь тихонько садитесь и с хорошим настроением начинаем наш урок. Я уверена, что вы хорошо поработаете и все получите хорошие оценки. Итак, начинаем наш урок. (Проверка посещаемости и готовности учащихся к уроку).
Задачи нашего урока:
- закрепить знания обучающихся о видах и фасонах втачных рукавов; о названиях линий и точки чертежа длинного прямого рукава и манжеты; мерках для построения чертежа основы длинного прямого рукава; сформировать у обучающихся прочные умения по обработке нижнего среза длинного рукава;
- способствовать развитию речи обучающихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности); развивать умения и навыки самостоятельной работы, внимательность и аккуратность;
- способствовать формированию и развитию лучших качеств личности: доброжелательность, уважение, трудолюбие, целеустремлённость, ответственность за результаты своей деятельности; способствовать формированию и развитию творческой активности.
- коррекция психофизических недостатков средствами труда, коррекция мелкой моторики рук.

2. Проверка усвоения обучающимися знаний материала прошлого занятия (опрос, работа с выкройками, просмотр слайдов).
Цель: актуализация знаний, развитие логического мышления, речи, памяти.
Девочки! Какую тему мы начали изучать на прошлых занятиях? (Рукава). А теперь немного вспомним пройденный материал. (2 слайд – Вопросы для повторения)
Вопросы к обучающимся:
1. Что такое рукав? (важная деталь плечевого изделия)
Как мы уже знаем, рукава разнообразны по длине и по покрою. Поэтому следующий вопрос к вам:
2. Какие бывают рукава по длине? (короткий, длинный, полурукав или 3/4)
3. Какие рукава бывают по покрою? (втачной, реглан, цельнокроеный)
(3 слайд – Виды рукавов по покрою)
4. Какие рукава различают по фасону? (прямой, узкий, расширенный книзу, «фонарик», «крылышко»)
Из полученных ответов на доске собирается цветок – ромашка.
5. Какие вы знаете виды манжет? (цельнокроеная или состоять из двух деталей: верхней и нижней частей манжеты (манжета и подманжета))
6. Какие мерки необходимо снять для построения чертежа основы длинного прямого рукава и манжеты? (Оп – обхват плеча, Оз – обхват запястья, Др – длина рукава)
(Обучающиеся отвечают на вопросы)
- Итак, продолжаем повторять пройденную тему!
Я всем раздаю выкройки длинного прямого рукава и манжеты, а вы должны на выкройках дописать названия линий и точки чертежа. (4 слайд - Работа с карточками-выкройками)

Поработали мы славно, можно и немного отдохнуть. Под текстовое сопровождение обучающиеся выполняют упражнения. (5 слайд – Физкультминутка)
Цель: Снятие физического и эмоционального напряжения.
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.
(Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать бумагу).
Молодцы, девочки!!! А теперь мы приступим к изучению новой темы.

3. Сообщение темы и цели урока. (6 слайд – Тема и цель урока)
Тема сегодняшнего нашего урока: «Обработка нижнего среза длинного прямого рукава замкнутой манжетой».
Цель урока: закрепить технологические знания и совершенствовать практические навыки по обработке нижнего среза длинного прямого рукава замкнутой манжетой.
Запишите ее в рабочие тетради.
4. Изложение нового материала. На прошлом уроке мы с вами ознакомились с видами обработки нижнего среза длинного прямого рукава. (7 слайд – Виды обработки нижнего среза длинного прямого рукава)
Итак, как вы уже помните, нижний срез рукава можно обработать: швом вподгибку с закрытым срезом, резиновой тесьмой, окантовочным швом, манжетой без застежки (прямая замкнутая манжета), манжетой с застежкой на пуговицу и петлю.

Выбор обработки нижнего среза рукава зависит от фасона, назначения изделия, вида ткани, отделки изделия.
Сегодня мы научимся выполнять обработку нижнего среза прямого длинного рукава замкнутой манжетой. На прошлом занятии мы уже обработали прямую замкнутую манжету. Она у вас у всех уже готова.
Обработку нижнего среза длинного прямого рукава будем выполнять в следующей последовательности: (8-13 слайды – Последовательность обработки нижнего среза длинного прямого рукава)
1. Раскроить детали рукава и манжеты.
2. Обработать прямую замкнутую манжету.
3. Сложить рукав лицевой стороной внутрь, уравнять срезы, сметать, стачать. Обработать срезы шва, разутюжить шов. Мы с вами будем обрабатывать на краеобметочной машине (на оверлоке).
4. Проложить по окату рукава и нижнему срезу две машинные строчки для образования сборки. Собрать нижний срез на сборку до размера манжеты, распределить сборки равномерно.
5. Вывернуть рукав на лицевую сторону, вложить его в манжету, совмещая швы манжеты и рукава, уравнять срезы, приметать со стороны манжеты, притачать на расстоянии 10 мм от среза по рукаву. Удалить нитки строчек временного назначения.
6. Обработать вместе срезы шва манжеты и рукава, заутюжить шов в сторону рукава.

4. Выполнение практической работы.
Цель: формирование и закрепление навыков по обработке нижнего среза длинного прямого рукава.
Вводный инструктаж. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила безопасной работы. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы и какие правила безопасной работы необходимо нам соблюдать. Я загадаю вам загадки, а вы отгадываете:
(14 слайд - Загадки)
Весь мир одевает,А сама нагишом. (Игла)
(Повторение правил безопасной работы с иглой).
Режем мы и вырезаем,Маме шить мы помогаем. (Ножницы)
(Повторение правил безопасной работы с ножницами).
Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке. (Швейная машина)
(Повторение правил ТБ при работе на швейной машине, на оверлоке).
Раскалённый пирожокПростыню прожёг. (Утюг)
(Повторение правил ТБ при работе с утюгом).
- После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей.)
- Верно, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места. (Организация обучающимися своих рабочих мест.)
- Вопросы есть по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступаем к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия. Работаем, пользуясь инструкционной картой.
Самостоятельная работа обучающихся. Обучающиеся выполняют практическую работу. Проговаривают свои действия, контролируют выполнение действий и технических условий по инструкции.
Текущий инструктаж. Контролирую организацию рабочего места, правильность выполнения работы, соблюдение правил безопасной работы. В ходе работы обучающимся оказывается помощь, исправляются ошибки.
Подведение итогов занятия.
Цель: формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
Вопросы к обучающимся: (15 слайд - Вопросы для закрепления)
1. Перечислить основные виды обработки нижнего среза длинного прямого рукава: (швом вподгибку с закрытым срезом, резиновой тесьмой, окантовочным швом, манжетой без застежки и манжетой с застежкой)
2. От чего зависит выбор обработки нижнего среза рукава? (от фасона, назначения изделия, вида ткани, отделки изделия)
Заключительный инструктаж. По мере завершения работы принимать и оценивать изделия, выполненные обучающимися. Проанализировать типичные ошибки обучающихся при выполнении работы.
Оценка результатов работы, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, вызвавших их.
Объявление оценки по результатам работы. Критерии оценок: без замечаний – «5», одно замечание – «4», два замечания – «3», три или более замечаний – «2».
Задание на дом: изучить материал учебника «Швейное дело» на стр. 151-154 (обучающиеся записывают задание в тетради).
Уборка рабочих мест. За 3 мин. до окончания урока объявляю: «Убирайте рабочие места. Соберите инструменты» (обучающиеся убирают свои рабочие места). (16 слайд – Молодцы!!!)
Молодцы, девочки! На этом наш урок окончен. Спасибо всем за внимание. (Контролирую чистоту рабочего места).

Рисунок 7Рисунок 415

Тема: Платье отрезное по линии талии

Цель: 1.Закреплять знания учащихся об особенностях изготовления платья отрезного по линии талии

2. Коррекция логического мышления.

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетический вкус.

Оборудование и материалы: технологическая карта, проектор, экран, образцы изделий, карточки.

Ход урока

I .Организационный момент

Проверить наличие учеников и их готовность к уроку.

II . Повторение правил безопасной работы с острыми инструментами

Учащиеся выбирают карточку с названием инструмента или оборудования и рассказывают правило безопасной работы с ним.

III . Актуализация ранее изученного

Давайте вспомним, к каким видам по способу носки относят платье?

(платье – это вид плечевого изделия)

Каких фасонов бывают платья?

(платья бывают цельнокроеные, отрезные по линии талии, по линии бёдер; с рукавами и без рукавов, с воротником или без него)

Какие бывают платья по назначению?

(повседневное, спортивное, домашнее, для торжественных случаев)

Перечислить ткани, используемые для пошива платья

(хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные и с добавлением искусственных и синтетических волокон)

Что необходимо учитывать при выборе фасона платья?

(учёт особенностей фигуры, возраста человека)

Назовите виды отделок

(вышивка, оборка, кружево, пуговицы, тесьма, складки)

IV . Сообщение темы занятия

Прочтите слова, написанные на карточках

https://pandia.ru/text/80/346/images/image002_181.gif" height="26">.gif" width="106"> по платье линии отрезное талии

Если вы поставить слова в правильной последовательности, то узнаете тему урока.

Итак, тема урока: «Платье отрезное по линии талии».

Сегодня мы закрепим знания по данной теме.

V . Обобщение и систематизация знаний

1. Развитие речи

Назовите детали кроя платья.

(полочка, спинка, рукав, пояс, воротник)

Показать и назвать контурные срезы выкройки

Из каких деталей состоит платье?

(лиф и юбка)

2. Словарная работа

Разгадайте кроссворд. Все слова вам хорошо известны.

По горизонтали:

1.Вырез детали кроя, в который вмётывают рукав.

2.Деталь, которой обрабатывают вырез проймы или горловины в изделии.

(обтачка)

По вертикали:

1.Полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием.

2.Название линии горловины на спинке.

https://pandia.ru/text/80/346/images/image011_74.gif" width="74"> 1 С

2 О Б Т А Ч К А

https://pandia.ru/text/80/346/images/image015_65.gif" width="74">Б О

О К

Обращаю внимание детей на то, что эти слова были записаны в словарь на прошлых занятиях. И напоминаю о том, что слова необходимо учить и использовать в своей речи.

3. Работа с технологической картой.

А теперь давайте вспомним последовательность пошива платья отрезного по линии талии.

1. Обработать вытачки.

2. Стачать боковые и плечевые срезы лифа.

3. Обработать горловину косой обтачкой.

4. Обработать проймы косой бейкой.

5. Стачать боковые срезы юбки.

6. Соединить лиф с юбкой.

7. Обработать нижний срез юбки.

8. Отутюжить готовое изделие.

VI . Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Зарядку делать вместе с ребенком (или с детьми в классе). Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.

Каким швом соединяют лиф с юбкой?

(Лиф с юбкой соединяют стачным швом)

Как можно обработать горловину без воротника?

Как определить правый и левый рукав?

Назовите способы обработки нижнего среза юбки.

VII . Коррекция логического мышления

Из представленных на экране изображений выбрать лишнее.

(лишнее изделие – это розовая блузка, т. к. остальные изделия синего цвета)

(лишним является цельнокроеное платье)

VIII . Закрепление

На этом этапе урока каждая ученица устно описывает фасон платья, которое она сшила.

IX . Рефлексия.

О чём сегодня говорили?

Какие платья бывают?

Сегодня мы не только закрепили знания по пошиву платья отрезного по линии талии, но ещё и повторили экзаменационные вопросы.

Перечислите их.

(Способы обработки нижнего среза юбки.

Способ обработки выреза горловины без воротника.

Технология выполнения стачного шва.

Определение правого и левого рукава.

Назвали контурные срезы выкройки.

Технология выполнения сборки машинным способом.

X . Оценка ЗУН учащихся.

Мусайбекова Ботагоз Салыкбаевна

Должность – учитель трудового обучения

КГУ « Областная специальная коррекционная школа – интернат №3 для детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, г. Степногорска»

Цель: Научить обрабатывать срез рукава швом вподгибку с закрытым срезом.

Задачи:

Образовательная – Систематизировать знания о способах обработки нижнего среза рукава.

Коррекционно-Развивающая – Способствовать развитию речи обучающихся.

Коррекционно- Воспитательная – уважение, доброжелательность.

Метод обучения – наглядный, поисковый

Формы обучения – коллективная, индивидуальная

Межпредметная связь : русс-яз произношение и правописание новых слов.

Инструменты : игла, ножницы, булавки, швейная машина, гладильная доска, утюг.

Ход урока:

1 Организационный момент.

Проверка внешнего вида и рабочего места учащихся. Все готовы к уроку. У каждой вещи свое место.

А девиз какой у нас? Я улыбнулась Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня Все вместе! Мы спокойны, добры, ласковы, приветливы. Мы Все здоровы. Вдохните в себя свежесть утра, и радость предстоящей работы на уроке.

Я желаю Вам хорошего настроения!

2.Итак, тема нашего урока.

Перед чем мы перейдем к новой теме, проводим игру на память.

Раздаю карточки. Затем проговариваем вслух вместе с детьми.

Запись в тетрадь: число, тема, словарные слова.

Словарные слова: манжет, рукав, окантовочный шов,

Но перед чем мы приступим к выполнению новой темы.

Мы повторим что мы проходили на прошлых занятиях.

1 Девочки, Какую тему мы изучали на прошлых занятиях?

Рукав – ответ .

2 А что такое рукав? – важная деталь плечевого изделия.

3 Какие бывают рукава по длине? – короткие, длинные, полурукав или ¾.

4 Какие мерки необходимо снять для построения чертежа длинного прямого рукава?

Оп – обхват плеча – девочки демонстрируют на манекене.

Др – длина рукава

Оз – обхват запястья

5 Перечислите основные виды обработки нижнего среза длинного прямого рукава:

Ответ – Шов вподгибку с закрытым срезом, резиновая тесьма, окантовочным швом, манжет с застежкой и без застежки.

2 Да действительно, способов может быть несколько.

Мы выберим один. И это шов вподгибку с закрытым срезом. И сейчас мы узнаем какой именно. Карточки задания. Вставить пропущенные буквы.

Т.е наша задача выполнить обработку нижнего среза рукава швом вподгибку с закрытым срезом.

Физминутка:

Поработали мы славно, можно и немного отдохнуть.

Поставить руки локоточками на стол, пальчики согнуть в кулачок.

Поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки– поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять.

3 Повторение Правила ТБ.

4 Выполнение практической работы.

1 Обход – проведения соблюдения ПТБ

2 Обход – правильное выполнение трудовых навыков.

3 Обход – оказать помощь отстающим.

5 Итоги урока : Сегодня на уроке мы закрепили знания и умения по обработке нижнего среза рукава.

Что сегодня мы на уроке выполняли?

Вопросы учащимся. Каким швом обрабатывали рукав?

Какова ширина шва?

Карточки найти слово. Которые использовали сегодня на уроке. Читаем вслух.

Оценки за урок. Все молодцы. Спасибо за урок.