Процесс эстетического воспитания в детском саду. Эстетическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.
Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей - образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.
Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. «Пусть поезд, - писала Н. К. Крупская, - на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения».
Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в одну из любимейших игр - в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссер К. С. Станиславский говорил актерам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.
Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных нроизведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Вот стихотворение трехлетней Наташи, сочиненное ею для своей подруги:
Настя, одевайся!
Светит солнышко с утра.
В детский сад идти пора.
Так, осваивая те или иные навыки художественной деятельности, ребенок использует их, внося свою, пусть маленькую лепту в украшение жизни семьи, детского сада, своих сверстников.
В развитии художественно-творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.
Есть в Ленинграде за Невской заставой детский сад № 29. Рисунки его воспитанников известны во многих странах мира: Индии, Японии, США, Польше, ГДР, Швеции и т. д., куда они отправлялись на международные конкурсы детского творчества. Работы эти получили 17 золотых и множество серебряных медалей, десятки дипломов и ценных подарков.
В чем причина такого успеха? Это самый обычный детский сад, и дети здесь обыкновенные, только педагоги работают тут увлеченно, успешно развивают художественно-творческие способности малышей.
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус - понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.
Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.
Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Основные средства эстетического воспитания в детском саду

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.
Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения - все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.
Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов.
Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:
1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.
2. Чистота, простота, красота.
3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледно-желтые нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают красочность окружающего.
4. Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.
Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку.
Изображенные на картинах сюжеты должны быть доступными пониманию детей. Это - труд людей, жизнь детского сада, пейзажи, натюрморты, жизнь птиц и животных, сказочный мир. Во всех группах могут быть использованы натюрморты, эстампы с изображением животных, картины со сказочной тематикой. Пейзажи рекомендуется использовать в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и серый волк» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. В комнате следует иметь не более 2-3 картин.
Хорошо, когда есть одна большая картина, особо привлекающая внимание детей, и две-три меньшего размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой, поэтому не следует помещать их слишком близко. Менять картины и эстампы следует с учетом времени года, задач воспитательной работы с детьми. Например, хорошо вывешивать картины, связанные с темой предстоящей беседы, чтением художественного произведения, игрой.
Важное место в оформлении детского сада должно принадлежать произведениям народного прикладного искусства. Во всех группах должна быть представлена хохлома (мебель в книжном уголке и один-два предмета, которые меняются). Хорошо иметь веселую дымковскую игрушку, жестовские подносы, произведения из керамики.
Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить комнату.
Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой няни, воспитатель подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создает уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающее чистотой помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а к старшей группе уже самостоятельно.
С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры.
Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.
Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката... Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать.
Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательными друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомит дошкольников с этими профессиями, но и вызывает желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.
Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что по-настоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах.
Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Знакомство с их красотой и своеобразием начинается с самого простого и близкого: со здания детского сада, со своей улицы. С возрастом и накоплением знаний тематика ознакомления детей с достопримечательностями города, села расширяется. И где бы ни жили дети, в старших группах их обязательно знакомят со столицей нашей Родины Москвой, ее Красной площадью.
В процессе этой работы воспитатели дают детям представления о некоторых архитектурных особенностях построек и ансамблей, обращают внимание на своеобразие отдельных форм и линий, на целесообразность архитектуры, на то, как она вписывается в природный пейзаж. Эти впечатления дети отражают в строительных играх. Их постройки становятся все более сложными и красивыми. Отдельные здания, мосты, вокзалы начинают объединяться в творчестве детей в ансамбли улиц.
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Высокую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки... каждая из них есть - поэма».
Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык - музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В. А. Сухомлинский.
Изобразительное искусство также необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.
На праздниках в детском саду разные виды искусства воздействуют на детей в своеобразии и единстве. Праздники оказывают сильное впечатление на дошкольников, надолго сохраняются в их памяти и служат важным средством эстетического воспитания. Высоки требования, предъявляемые к искусству для детей. Произведения, которые отбираются для дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными для понимания, отвечать задачам коммунистического воспитания.
Художественный материал для каждой последующей возрастной группы постепенно усложняется в связи с углублением задач эстетического воспитания. Это учтено в «Программе воспитания в детском саду», где определены художественные произведения для каждой возрастной группы.
Наконец, очень важно качество исполнения художественных произведений для детей, от которого во многом зависит эстетическое воспитание ребенка.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

В кратком словаре по эстетике, эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве".

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие эстетического вкуса, понимание прекрасного.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), ведущими методами становятся показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. К ним предъявляются определенные требования.

Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния.

Также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей.

Выразительность интонации и искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Одна из форм организации - занятия, на которых педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д.

Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности.

Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам.

Такие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально – игровых образов и др.

Другая форма деятельности - самостоятельная, где дети по своей инициативе могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно- речевой, изобразительной, театрально игровой. Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование, лепка, рассказывание и т. д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла. В связи с этим самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек, оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию. В таких случаях они выступают и как авторы замысла и как исполнители. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры- драматизации.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми проводиться один раз в две недели. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Для эстетического развития полезны развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического и эстетического воспитания.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Использование методов и приемов в обучении зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка.

В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом - специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.

Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.

Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.

(В.А. Сухомлинский).


Суркова И.А.
Изобразительная деятельность как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей

«Изобразительная деятельность - как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей дошкольного возраста»

Аннотация - статья посвящена «Изобразительной деятельности - как ведущей дисциплины эстетического воспитания и художественного развития детей дошкольного возраста». Актуальным в статье является решение задач развития детей разных возрастных категорий в образовательном учреждении через организацию изобразительной деятельности , которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности , её творческих способностей, инициативности, самостоятельности, формирования жизненных установок и эстетического воспитания .

Образование сегодня обращается к культуре, духовности, искусству как к доминанте гармоничного развития человека . Культура воспринимается как важнейший фактор духовного обновления общества в целом и отдел-ьной личности. В нашей ДШИ г. Строитель в 2009 году было открыто отделение раннего эстетического развития для детей ,родители, которых желают уже с самых ранних лет приобщить своего ребенка к миру прекрасного. Учебные программы отделения раннего эстетического развития детей нацелены на формирование художественных способностей детей , где незаменимым фундаментом дошкольника является развитие его потенциала , как в области музыки, танца, пения, так и в области изобразительного искусства . Для развития способностей в области искусств ранний возраст является решающим. Подготовка, полученная ребенком в дошкольный период помогает успешно развиваться и быть более отзывчивыми и духовно развитыми . Художественное образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование эстетического отношения к действительности, на развитие художественно - творческих способностей, на ознакомление детей с универсальным языком искусства – средствами художественной выразительности . При формировании образного мышления ребёнка дошкольного возраста важно раскрыть его творческий потенциал, который впоследствии станет основой для развития творческой одарённости. Стимулятором этого развития выступает художественное образование . В художественном образовании детей центральное место отводится способности к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образ (в рисунке, лепке, аппликации, который отличается оригинальностью, вариативностью и гибкостью. В разных видах изобразительной деятельности педагог решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями. Это определяется ростом физических возможностей ребенка, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменение психологической позиции и ощущение старших дошкольников взрослости, желание проявить свою индивидуальность.

Изобразительная деятельность очень важна для детей , даже не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей , которые проявятся в будущем в любых видах деятельности . Через изобразительную деятельность идёт интенсивное развитие эстетического мировосприятия , развитие интеллекта , нравственности, способности к творчеству. Все дети, которые занимаются художественной деятельностью , по другому относятся к окружающему миру. Дети более эмоционально способны чувствовать красоту природы, они более чутки в человеческих отношениях. Старайтесь больше проводить время со своим малышом. Больше рисуйте, лепите с ребёнком!

Необходимо поддерживать своего ребёнка в рисовании даже элементарных на ваш взгляд «каракуль» на листке бумаги. Можно увидеть в этих «каракулях» солнышко или какого-нибудь цыплёнка. Родителям я советую поддерживать любую инициативу. А вот ребёнок взял кусочек пластилина и слепил уже что-то, напоминающее мяч.

Обыграйте этот момент со своим чадом. Вместе с ним удивляйтесь и радуйтесь! Поощряйте стремление что-то самому слепить из пластилина или нарисовать на листке бумаги, ведь это развивает воображение , закрепляет у ребёнка интерес к деятельности .

Изобразительная деятельность связана с эстетическим деятельностью .

Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов , а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я» , формирование Я концепции творца.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира.

Этапы эмоционального развития :

Ребенок 3-4лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов , которые он узнал на картинке, но еще не по образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (например выбрал «такую открытку, потому что такой еще нет» , потому что «яблоко вкусное» )

Ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение , оценивая в картине, как красивый цвет, цветовое сочетание изображенных предметов и явлений , реже форму и композиционные приемы.

Дети 6 лет поднимаются до способностей воспринимать большее , чем заложено во внешних признаках изображаемого предмета . Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа .

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности . В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - это художественная . Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщенными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности , необходимыми и достаточными во всех видах изобразительной деятельности .

Художественная деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства , которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

Задачи художественно-творческого развития детей 4 лет

Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке , лепке, аппликации. Учить «входить в образ» .

Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно - обобщенной трактовки художественных образов .

Проводить уроки в игровой форме с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения.

Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно -выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.

Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно -образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве;

Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей , формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей :

Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы;

Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

Переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

Задачи художественно-творческого развития детей 5 лет . Особенности этого возраста обусловливают также необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом , пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие.

Поддерживать интерес детей к народному - декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семеновская или полхов-майданская матрешка);

Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие » ; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники) ; учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе ; помогать выбирать сюжет коллективной работы;

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве (вещи, созданные руками народных умельцев, мебель, посуда, одежда, игрушки, и т. п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;

Поощрять

Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный);

Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги :

- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце , цветок, птичку в рисунке) ;

Сочетать различные техники изобразительной деятельности (рисунок, аппликация, (например, сюжеты «Наш огород» , «Наш аквариум» ).

Поддерживать интерес к содержанию новых слов : «художник » , «музей» , «выставка» , «картина» , «скульптура» ;

Проводить коллективные работы («Золотая осень» , «Цветные зонтики» ), учить согласовывать свои действия с действиями других более старших детей (под руководством взрослого) ;

Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка .

Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности .

Создавать условия для самостоятельного художественного творчества .

Задачи художественно-творческого развития детей 6 лет

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания более сложного оригинального образа (композиции) простыми изобразительно - выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению , от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры. Исходя из этого, учитель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач.

Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, скульптура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок ;

Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении. Это вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т. д, учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;

Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с

задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);

Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка. Например, населять лес животными, птицами и водоем; пустыню соответствующими обитателями, а на лугу изображать ромашки , васильки, колокольчики;

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений и наблюдений. В результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка) отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года) ;

Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности . Продолжать учить передавать форму изображаемых объектов , их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке) ; при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу, используя для ориентира линию горизонта;

Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения ;

Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки, уверенно пользоваться кистью;

Умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности , желание создать красивое изображение , интереснее придумать его и как можно лучше выполнит. Таким образом, основу эстетического отношения и художественного развития дошкольника составляют «три кита» – эмоциональность, интерес и активность в работе.

Главное в изобразительной деятельности развить у учащихся творческие способности, нестандартного мышления, индивидуальности. Учитывая возрастные особенности для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи :

Формирование умение экспериментировать с различными материалами и инструментами

Учить планировать свою деятельность : задумывать образ, подбирать материалы и инструменты, добиваться поставленной цели;

Содействовать освоению изобразительных техник ручной умелости;

-развивать композиционные умения, любознательность;

-воспитывать самостоятельность , инициативу, творчество, эстетический вкус . При выполнения задач мы увидим ожидаемые результаты :

Повышение заинтересованности детей к изобразительной деятельности при организации кружкой работы;

Перенос полученных знаний и умений в самостоятельную деятельность детей ;

Умение использовать нетрадиционные техники рисования.

Для повышения интереса детей на уроках изобразительного искусства мы использовали интеграцию областей : музыкальное воспитание , художественное творчество , коммуникация, познание и др. Предлагаются образцы готовых работ, схемы-подсказки, творческие альбомы с заданиями, дидактические игры, электронные пособия. Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности . Для совершенствования изобразительных навыков в своей работе учу детей восприятию формы , цвета, ритма эстетического представления , через игровые формы. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью учитываю интересы детей . Особый интерес у детей умение сочетать в работах разные способы, приемы материалы. Например, аппликацию могут дополнить рисованием и наоборот; разные способы получения образа в аппликации - могут способом обрывания пальцами создавать определенную форму; разные способы получения образа в лепке моделирование формы руками, вырезания формочкой; использование в лепке дополнительных материалов-пуговиц, семечек, зерен и т. п

Для достижения ожидаемых результатов провожу следующую работу с родителями :

Оформляю выставки

Провожу консультации, например «Как организовать изобразительную деятельность с ребенком дома »

Вывод : дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания . Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие существенных эстетических качеств будущей личности. Всесторонне развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности . Используя, методы и приемы вызывающие положительный эмоциональный отклик детей , чем богаче впечатления детей , тем содержательнее и интереснее будет их жизнь, тем более будет развиваться их воображение и больше появляться интерес к всему прекрасному. После окончания «Общеразвивающего эстетического отделения » учащиеся могут продолжать свое обучения, выбирая отделения по своим способностям. Это может быть музыка, фольклор, танцы или изобразительное искусство . Ведь дети - это цветы жизни. И их развитие в наших руках .

Суркова И. А

преподаватель по классу изоискусства

Белгородской обл

Яковлевского района

МБУ ДО ДШИ г. Строитель