Познавательно - исследовательский проект по экологии для детского сада. Подготовительная группа

Познавательно - исследовательский проект по экологии.

Подготовительная группа

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)

Вид проекта: Познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема:

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Актуальность:

Наш край - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.

Цель:

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Задачи проекта:

Учить детей понимать и оценивать природные явления нашего края, их влияние на человека, растения и животных.

Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.

Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.

Совершенствовать изобразительные умения детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;

Определение цели;

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Основной этап

Проведение комплекса мероприятий

Взаимодействие с родителями

Заключительный этап

Конкурс рисунков «Наш край».

Предполагаемый результат:

Сформированность представлений детей об явлениях природы.

сформированность желания изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

пополнение активного словаря детей;

Предварительная работа:

Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.

Взаимодействие с родителями:

Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями, за облаками (форма, размер, цвет).

Памятка для родителей «Что подскажет нам природа – народные приметы» .

Методы и приёмы:

наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);

словесный (рассказ, чтение, беседа);

практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).

Продукт проектной деятельности:

Выставка детских рисунков «А за окном то дождь, то снег», рисунки-загадки «На что похоже облако?».

Материалы к проекту:

Электронная презентация «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?».

Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.

Картины, иллюстрации на тему «Красоты родного края» (знакомство детей с природой родного края в разное время года), «Растения – синоптики».

Художественная литература: И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень».

Рисунки детей.

План реализации проекта:

Понедельник

1. НОД «Интересная наука – метеорология»

2. П\игра «Солнышко и дождик»

3. Просмотр презентации «Приборы метеоролога»

Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.

Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);

Знакомство с приборами на метеостанции и приборами (снегомер, гидромер, гигромер, флюгер, наружный термометр)

Вторник

1. Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» (см. приложение)

2. Экспериментирование

«Круговорот воды в природе» (см. приложение).

Развивать любознательность.

Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.

Чтение, ответы на вопросы, рассуждение.

Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека

Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.

Среда

1. Наблюдения в природе « Солнце – источник тепла и света»

2. Пальчиковая гимнастика (см. приложение)

3. Настольная игра «Времена года»

Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».

Четверг

1. Восприятие художественной литературы «Экологические сказки: Сказка о радуге»

2. Экспериментирование «Дружба песка и воды».

3. Просмотр мультфильма «Подарок для Милы»

Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями.

Развивать любознательность.

Обогащать активный словарь детей.

Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.

Чтение, обсуждение экологической сказки «Сказка о радуге», формулирование детьми предположений о возникновении радуги как природного явления.

Экспериментальная работа на прогулке «Вода и песок». Постройки из песка «Песочный городок».

Пятница

1. День пословиц и примет (см. приложение)

2. Наблюдение в природе «Какого цвета небо?»

3. Рисование акварелью «На что похоже облако?»

4. П/игра «Найди свою пару»

Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.

Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.

Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.

Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения - синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.

Просмотр фотографий: виды облаков.

Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».

Рисунки-загадки. Выставка рисунков.

Понедельник

1. НОД «У природы нет плохой погоды»

2. Наблюдение в природе: осадки, влажность

3. Пальчиковая гимнастика

Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы.

Развивать наблюдательность.

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук

Просмотр изображений явлений природы, в том числе и опасных для человека. Подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, красиво само по себе, человек должен знать как вести себя в чрезвычайных ситуациях (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т.д.)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (В. Данько)

Вторник

1. Просмотр мультфильма «Земляничный дождик»

2. Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»

3. Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»

Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.

Развивать воображение.

Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)

Просмотреть, проанализировать мультфильм «Земляничный дождик», ответить на вопросы по мультфильму, пофантазировать на тему «Я люблю такую погоду…», побудить детей к составлению фантазийных рассказов на тему природных явлений с последующим изображением их на бумаге.

Среда

1. День отгадывания загадок (см. приложение)

2. Трудовая деятельность в природе: полив растений

3. Наблюдение за облаками, солнцем.

4. Восприятие художественной литературы «Сказка про ветер»

Учить отгадывать и составлять загадки, опираясь на описание основных признаков природных явлений.

Закреплять знания о необходимости полива растений при жаркой и сухой погоде.

Закреплять умение пользоваться лейкой и граблями.

Развивать наблюдательность.

Повторить основные признаки природных явлений и, опираясь на них, формулировать содержание загадки. Проверку осуществлять с помощью картинок.

Пронаблюдать погодные условия и опытным путем установить, что при жаркой погоде земле, а, следовательно, и растениям необходима вода.

Четверг

1. Изо деятельность: иллюстрирование песни «Хорошая погода»

2. П/игра «Солнышко и дождик»

Закреплять умение иллюстрировать знакомое произведение.

Развивать воображение, внимание, зрительную и слуховую память.

Закрепить правила поведения при различных погодных явлениях.

Повторить знакомую песню «Хорошая погода», подготовить иллюстрации к презентации песенки на итоговом мероприятии.

Отрабатывать быструю смену действий, опираясь на музыку.

Пятница

Конкурс рисунков «Наш край!».

Приложение 1

Сказка о трех друзьях

Жили – были на свете Облако, Дождь и Гроза. Жили они, не тужили. Но вот однажды возник у них спор – кто же из них самый главный и нужный. Облако утверждало, что оно самое главное, так как оно закрывает землю от солнца, чтобы на земле не было слишком жарко. Дождь, говорил, что он самый главный и нужный, так как он поливает землю, а всему живому нужна вода. Гроза, говорила о том, что она нужна, ведь она разгоняет облака и тучи, чтобы потом светило солнышко, чтобы все росло, и расцветало.

Воспитатель: Какая интересная сценка. Скажите, а облака, дождь и гроза когда впервые появляются? Верно, весной. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Посмотрите в окно, что вы видите на небе? Какая сегодня погода? (Ответы детей).

Поспорили облако, дождь и гроза. Как вы думаете, кто из них главнее? Чтобы это узнать, нужно знать, что собой представляют облака, дождь и гроза. Скажите, кто изучает природные явления и предсказывает погоду? (Ответы детей).

Приложение 2

Беседа о природных явлениях

Предлагаю вам посмотреть и послушать о природных явлениях. И первое, о чём мы поговорим -на экране (облака).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, это облака. Они бывают разных видов: кучевые облака – держаться на небе кучками, появляются перед дождём. А это перистые. По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры – жди хорошую погоду. Облака состоят из бесчисленного количества капелек воды. Посмотрите на экран и скажите, какое облако? (ответы детей - подбор определений).

Облака, гонимые ветром, соединяясь друг с другом, превращаются в тучу. Она становиться темного цвета (серого, фиолетового). Когда капелек воды набирается много, они становиться очень тяжелыми и выпадают на землю. Скажите, какие вы знаете осадки? (ответы детей).

Дождь - это один из видов атмосферных осадков. Капля дождя при своем падении нередко увлекают различные примешанные к воздуху частички (пыль, дым, пыльцу растений). Сильный дождь с крупными каплями называется ливнем.

Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю. Внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.

Скажите, когда чаще бывает гроза? По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает вначале - гром или молния? (ответы детей). Показ видео - грозы.

Ребята, я предлагаю вам составить предложение про молнию…..(дети составляют предложение с опорой на картинку по цепочке)

Что может произойти во время грозы? (ответы детей) Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар. А знаете ли вы правила поведения во время грозы (ответы детей).

Верно. А еще во время грозы:

Зачитываются те правила, про которые дети не говорили.

Ребята, есть такая пословица «И гроза не всякому грозна». Почему так говорят (Ответы детей - разбор пословицы).

Теперь вы знаете о природных явлениях, и как вести себя во время грозы.

Приложение 3

Экспериментирование

Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Отгадайте.

Стучит без рук, Горит без огня. Это - гром и … (молния)

Возьмите по два шарика. Потрите о шерстяную ткань и соедините их. Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга). Так происходит потому, что заряды отталкиваются друг от друга. Вот так же, как наши шарики отодвинулись друг от друга, в небе грозовые облака, сталкиваются друг с другом и отталкиваясь возникает мощная искра. Это и есть молния. Гром и молния раздаются одновременно, но так как свет движется быстрее звука, то мы видим сначала молнию, а затем слышим гром. Слушайте следующую загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (вода).

Потрогайте её, - какая она? (ответы детей). Я вам сейчас покажу опыт, как капелька воды путешествует (кипящий чайник, к струе пара поднести холодное стекло).

Что выходит из носика чайника, при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Ведь в него наливали воду? Вода при нагревании превращается в пар. Посмотрите, что произошло со стеклом? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так капелька воды путешествует в природе. Отгадайте ещё одну загадку:

Крупно, дробно зачастило

Всю землю напоило (дождь).

Возьмем лейку и посмотрим, что же произойдёт (идёт дождь). Что осталось после дождя? Лужи растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. Солнце пригревает нашу землю, вода испаряется, так же, как испарялась при закипании в чайнике. А сейчас возьмите бутылочки и полейте из них. На что сейчас похожа струя воды? Ливень идёт день, идёт два. Когда сильная гроза и шквалистый ветер, ливень обрушивается на землю и льёт «как из ведра», говорят в народе. Что тогда происходит? А весной, когда тает снег, лёд на реках, вода выходит из своих берегов, то тоже может произойти наводнение. Дома, расположенные вдоль рек, могут быть затоплены. О приближающемся наводнении сообщают метеорологи, они предупреждают людей об опасности. При сообщении о наводнении необходимо срочно эвакуироваться. Если не успели, то надо подняться на возвышенность или на крышу дома и звать на помощь, позвонив в службу спасения. Назовите номер службы спасения. Вот какая природная катастрофа может произойти во время грозы.

Приложение 4

Пальчиковая гимнастика «Капли»

Капли первые упали

Пауков перепугали

Дождик застучал сильней

Птички скрылись средь ветвей.

Дождь полил как из ведра

Разбежалась детвора.

В небе молния сверкает

Гром гремит - не затихает

Дождь прошел и снова солнце

Засеяло нам в оконце

Приложение 5

Приметы, поговорки, загадки

Приметы о погодных явлениях

Первый снег всегда тает.

Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Если с березы лист не опал полностью, снег ляжет поздно.

Постоянный снег ложиться ночью.

Ласточки летают низко - будет дождь.

Воробьи в пыли купаются - к дождю.

C листьев ивы обильно каплет влага - к ненастью.

Утром сухо, нет росы - жди дождя.

Растения - синоптики

Кроме вышеперечисленных признаков, предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.

* Фиалка душистая перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки, так как влага губительна для нее. Так же ведут себя цикорий обыкновенный, сердечник луговой, звездчатка, вьюнок полевой, кувшинка белая. Их цветки закрываются перед дождем и ненастьем.

* Среди массы зелени ярко светят "фонарики" чистотела. Но вот они начали тускнеть, стали еле заметны. Растение сигнализирует: скоро будет дождь.

* В мае-июне луга покрыты желтым ковром одуванчиков. Это растение тоже заблаговременно предсказывает погоду. Представьте, что утром, проходя мимо знакомого луга, вы не узнаете его: желтый "ковер" почти исчез, цветки одуванчика сжались в плотный шарик, укрылись зелеными обертками. Солнце уже поднялось, греет вроде бы по-прежнему. А одуванчик не спешит раскрывать свой цветок. Секрет прост: близится гроза.

Одуванчик может предсказать погоду и после того, как отцветет, когда на его стройной ножке появится пушистый шарик. Сорвите такой шарик и дуньте на него. Множество пушинок легко срываются и поднимаются в воздух. Так бывает в ясную хорошую погоду. А перед дождем, когда влажность воздуха повышается, пушинки не легко сдунуть, они словно приклеены.

* По-своему реагирует на погодные изменения клевер луговой. Его трехлопастные листики перед ненастьем складываются. А задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.

* Если ветки елки и можжевельника, устремленные в ясную и сухую погоду вверх, начинают опускаться - ждите ненастья.

* Есть и такие растения, которые уже за несколько дней до дождя начинают "плакать" - выделять из себя излишнюю воду. Так, примерно за три дня до начала дождя начинает "плакать" клен. Капельки воды появляются перед дождем на листьях камыша, ивы. Влажными становятся листья осокоря, черемухи.

(Ю. Теплов)

Пословицы и поговорки о погоде

Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся.

Серенькое утро - красный денек.

Сбежалися тучки в одну кучку - быть ненастью.

Сиди у моря да жди погоды.

С погодой не поспоришь.

Загадки о явлениях природы, погоде

Ревнул вол

за сто сел,

за сто речек.

Конь бежит

земля дрожит.

Летит орлица

по синему небу,

крылья распластала,

солнышко застлала.

Крашеное коромысло

через реку повисло.

Рассыпался горох

на семьдесят семь дорог,

никто его не подберет.

Шёл долговяз,

в землю увяз.

Заря-зоренька

ключи потеряла.

Месяц пошёл -

не нашёл,

Солнце пошло -

ключи нашло.

Бежал по улице,

на другую перешёл,

а по третьей полетел.

Без рук, без ног,

под окном стучится, в избу просится.

Без рук, без ног,

а ворота отворяет.

Белые мухи

на поле сели.

Белая скатерть

все поле укрыла.

Летит - молчит,

лежит - молчит,

когда умрет,

тогда заревёт.

Лежал, лежал,

да в речку побежал.

На дворе горой,

а в избе водой.

Гуляет в поле -

да не конь.

Летает на воле -

да не птица.

Дедушка мост мостит

без топора и без клиньев.

Старик у ворот

тепло уволок,

сам не бежит

и стоять не велит.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеразвивающее учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6» «Жемчужинка»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Мы познаем загадочный мир растений»

воспитатель

первой квалификационной категории –

Евтеева О.А.

Актуальность

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. В данное время она является приоритетным направлением в деятельности ООН. Причины в том числе и в длительно доминировавшем антропоцентрическом отношении человечества к природе с позиции «Я царь». Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в решении проблем с биоцентрической позиции, учитывая законы природы, отождествлением себя с частью природы. Экологическое образование населения- один из путей решения проблемы. Экологическое образование дошкольников- первое звено системы непрерывного экологического образования. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Одним из средств является ознакомление с растительным миром.

Цель проекта

Формирование осознанно-бережного отношения детей 6-7 лет к растительному миру.

Задачи проекта

Формировать представления о

Растении как живом организме;

Условиях необходимых для роста: свет, тепло, влага, воздух, почва;

Зависимости изменений в растительном мире от изменений в неживой природе;

Способах приспособления к неживой природе;

Взаимосвязи неживой природы и флоры;

Многообразии растительного мира: деревья, кустарники, травянистые, растения огорода, комнатные;

Конкретных видах деревьев, кустарников, травянистых растениях, растениях огородах, комнатных, их названии, характерных признаках, особенностях строения и назначении всех органов;

Значении целостности каждого органа растения;

Дифференцированных потребностях растений в свете, тепле, влаге, воздухе, почве;

Приспособленности строения растений к разным условиям жизни;

Лекарственных растениях;

Способах ухода за растениями учитывая его биологические особенности;

Многогранной ценности растительного мира: оздоровительной, познавательной, практической, нравственной, эстетической;

Наличии растений как условии удовлетворяющего потребность человека в чистом воздухе, красоте, уюте в помещении;

Развивать

– познавательный интерес к растительному миру, желание наблюдать, задавать вопросы, рассказывать об увиденном;

Эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и разных состояниях.

Постановка проблемы.

Для дошкольников понимание, что растение-это живой организм сложно. Трудно понимаются признаки живого: особенно, что растение дышит, движется, питается. Эта специфика затрудняет формирование осознанно-бережного отношения к растительному миру.

Тип проекта

Среднесрочный, социально-образовательный проект.

Организация деятельности участников проекта. Формирование знаний о растительном мире и воспитанию осознанно-бережного отношения к нему предполагает использование различных форм организации дошкольников, методов и приемов. Весь объем информации условно можно разделить на 4 блока: травянистые растения, овощные растения, деревья и кустарники, комнатные растения. Реализация каждого блока помимо обогащения знаниями детей и формирования осознанно-бережного отношения предполагает эмоционально-чувственный отклик на события в природе. Данный опыт приобретается на занятиях по изобразительной деятельности и музыкальных. Результатом чувственного познания по изобразительной деятельности станут рисунки детей в жанре натюрморта, пейзажа, поделки из природного материала, коллажи, выставки в холлах ДОУ. Эмоциональным аккордом явятся экологические развлечения под руководством музыкального руководителя. На протяжении реализации проекта природоведческие и экологические знания дети будут получать от персонажа Старичка-Лесовичка, который живет в лесу, в детский сад приходит в гости. Роль Старичка-Лесовичка играет воспитатель.

Через циклические наблюдения на экологической тропе за травянистыми растениями, деревьями и кустарниками, за овощными растениями в огороде, комнатными растениями в экологической комнате и центре природы в группе сформировать представления о разнообразии их видов, характерных признаках, особенностях строения, лекарственных свойствах. Расширять представления о многообразии растительного мира через целевые прогулки за пределы ДОУ. Осознание потребностей растений в свете, влаге, а также функциональное назначение их частей - посредством опытов воспитателя.

Формирование представлений о растениях как живом организме, влиянии неживой природы на живую и их взаимосвязи, способах приспособления к неживой природе, способах ухода, многогранной ценности растительного мира, значении в жизни человека через занятия, беседы, экологические сюжетно-дидактические игры первично-ознакомительные, углубленно- познавательные. Обобщение знаний каждого блока через экскурсии, обобщающие беседы, занятия-путешествия. Одним из условий для применения полученных детьми знаний послужит нетрадиционная форма работы с родителями «Кто умнее дошкольника». Пополнить знания о природе воспитывающие взрослые смогут через письменную информацию от Старичка-Лесовичка под названием «О загадочном мире растений из копилки Старичка-Лесовичка». Одним из моментов совместной деятельности родителей и детей явится создание фотоальбома «Природа вокруг нас», где будут запечатлены понравившиеся виды природы.

В связи с особенностями построения воспитательно-образовательного процесса в зимний период и во время учебного года предполагается следующий режим организации детей: в сентябре - циклические наблюдения в повседневной жизни на прогулке ежедневно; беседы, игры-занятия, сюжетно-дидактический игры первично-ознакомительные, углубленно-познавательные 1 раз в неделю, походы, экскурсии, обобщающие беседы 1 раз в месяц, целевые прогулки 1раз в 2 недели, рисование 2 раза неделю, музыкальные занятия 2 раза в неделю. С января-май – занятия 1 раз в неделю в первую половину дня; 1 раз в неделю во вторую половину дня беседа, сюжетно- дидактическая игра, циклические наблюдения на прогулках ежедневно, занятия с воспитателем- экологом 1 раз в неделю, рисование 1 раз в неделю, музыкальные занятия 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта обогатится экологическое пространство ДОУ комнатными растениями, пополнится эколого-предметная среда демонстрационным материалом, настольно – печатными играми, оборудованием для опытов. Это создает дополнительные благоприятные условия для формирования начал экологической культуры дошкольников посредством получения представлений о растениях как живых организмах, их потребностях, многообразии. Пополнятся природоведческие знания детей видами флоры, их отличительными признаками, особенностями строения, назначением всех органов. Будут заложены основы экологических знаний о зависимости между явлениями неживой природы и жизнью растений, особенностью внешнего вида и потребностями. Получит развитие эмоциональная отзывчивость, познавательный интерес к растениям. Данный результат можно отследить через отношение и суждения детей в повседневной жизни: рассматривают растения, называют известные виды растений, исходя из особенностей внешнего вида и состояния осознанно выполняют работу по уходу за растениями, задают вопросы, могут аргументировано объяснить причины изменений в растительном мире от времени года, давать оценку с позиции осознанно-бережного отношения своим и чужим поступкам самостоятельно. Дети начнут видеть красоту растений и выражать ее в художественно-творческой деятельности.

В процессе реализации проекта активизируется творческий потенциал педагогов, родители выступят в качестве субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Блочно-тематический план реализации проекта.

1.Форма организаций детей

Название «Травяной ковер»

Задачи

Познакомить с внешним видом, строением, характерными особенностями травянистых растений. Лекарственными свойствами некоторых видов.

2.Форма организаций детей

Циклические наблюдения на экологической тропе.

Название «Путешествие в страну великанов»

Задачи

Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, их характерными особенностями, строением.

3.Форма организаций детей

Тематическое занятие о овощных растениях в огороде

Название «Вершки и корешки»

Задачи

Сформировать представление о разнообразии овощных культур, строении, значении в жизни человека

4. Форма организаций детей

Тематическое занятие о садовых цветах

Название «Какое все красивое».

Задачи

Сформировать понятие «садовые растения», познакомить с некоторыми видами.

5.Форма организаций детей

Циклические наблюдения за комнатными растениями.

Название «Наши маленькие друзья»

Задачи

Сформировать представление о их многообразии в форме и размерах листьев, стеблей, бутонов на конкретных видах

6. Форма организаций детей

Опыты с комнатными растениями

Название «Удивись и убедись»

Задачи

Познакомить с функциями частей растений.

7.Форма организаций детей

Название «Кто нам помогает».

Задачи

Сформировать понятие о значении растений в жизни человека.

8.Форма организаций детей

Нетрадиционная форма работы с родителями: игра-развлечение.

Название «Кто умнее дошкольника».

Задачи

Актуализировать знания о растительном мире.

Заключение: Реализация этого проекта на практике поднимает уровень экологической культуры, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» города Кировска

Проект в подготовительной группе

«Экологическая зелёная неделя»

Подготовили и выполнили:

Иванова Н.Н, Парци Н.И

Март

2016

Цель:

Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Расширять знания детей о живой и неживой природе.

Закреплять знания о временах года

Дать представления об экосистемах, природных зонах, о деятельности человека в природе.

Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять способы правильного взаимодействия с объектами природы.

Тип проекта: краткосрочный (март), информационно-творческий, познавательный

Участники проекта:

Дети 6-7 лет

Воспитатели подготовительной группы

Родители воспитанников

Музыкальный руководитель

Ресурсное обеспечение проекта:

1.информационное обеспечение:

Тематическое оформление раздевалки;

Консультации;

Презентации;

Наглядно-дидактические пособия;

Художественная и энциклопедическая литература

2. Материально-техническое обеспечение:

Ноутбук;

Магнитофон;

Аудиозаписи;

Карандаши, фломастеры;

Кисточки;

Альбом;

Краски;

Клей;

Фотоаппарат;

3.Методическое обеспечение:

Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир

Плешаков А. А. От земли до неба

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

Рыжова Н. А. Почва – живая земля

Николаева С. Н. Юный эколог

Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.

Информация из интернета.

План реализации проекта

1этап

Организационно-

подготовительный

Обсуждение цели и задач воспитателей группы с детьми и родителями;

Беседа с детьми о весне и весенних праздниках

Оформление раздевалки (консультации, ширмы, памятки)

Составление перспективного плана реализации проекта

Воспитатели

2 этап

Практический

Трудовая деятельность:

- Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.

Составление конспектов занятий, подготовка к выставкам.

Подбор стихов, песен

Подбор книг, иллюстративного материала

Подбор дидактических игр.

Подбор музыкального репертуара.

Экспериментирование с природным материалом

Привлечение родителей к текущему проекту.

Чтение и заучивание стихов о земле и природе.

- Наблюдение за погодными явлениями

Дидактические игры:

-«Цепочки в лесу»,

-«Дары леса».

- « Живое-неживое»

Беседы:

Значение почвы и воды в жизни всего живого

Можно ли жить без воды?

- Мы друзья природы

Лес и наше здоровье

Акция : «Берегите природу»

Рисование:

Раскрашивание раскрасок

Рисунок «Время года»

Аппликация:

-«Подарок Земле»

Фотографии «Я на природе»

Слушание песен, стихов, частушек:

- Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».

Работа с пословицами о родной земле

Чтение художественной литературы:

- « Чтение художественной литературы: В. Н. Тарасийчук «Экология в картинках», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник».

Просмотр презентаций и видеофильмов по теме

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели

родители

Воспитатели, муз.руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,родители

Воспитатели

3 этап

Заключительный

Оформление материалов проекта:

- презентация на тему

Выставка «Время года»

Выставка совместной деятельности детей и родителей «На природе»»

Акция «Берегите природу»

Портфолио прокта

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Ожидаемые результаты:

Дети и родители:

1.Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.
2. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
3. Воспитание экологической культуры.
4. Способствовать выполнению посильных « добрых дел».

Продукт проектной деятельности:

МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»

Исследовательский проект экологической направленности

подготовительная группа

https://pandia.ru/text/78/454/images/image002_122.gif" alt="C:\Users\юлия\Desktop\Новая" align="left" width="505 height=367" height="367">

воспитанник подготовительной группы

Руководитель проекта: ,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»,

Томской области, Томского района

Название: «Секреты наших растений…!»

Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь – февраль)

Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Как вырастить картофель на подоконнике?».

Делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Поместили карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «?», посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека.

Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.

При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.

Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Моя задача заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.

Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:

Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

Чем полезны овощи?

Что можно приготовить из картофеля?

Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить картофель на подоконнике?» с результатами нашей исследовательской работы.

Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.

Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.

В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).

При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.

Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.

Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

1. Вводное занятие. «Как вырастить картофель на подоконнике?»

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить картофель, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

2. Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания клубней картофеля?

3. Знакомство с абиотическими факторами

Свет.

Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ), движение, испарение, рост растения.

Температура.

Источник тепла – солнечное излучение.

Почва.

Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

Типы почв.

Влажность. Значение воды для растений.

Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

4. Культурные растения в жизни человека

Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение.

Знакомство с семенами картофеля (величина, форма, окраска, строение клубня)

Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

Значение картофеля как продукта питания. Продовольственная и кормовая ценность.

Подготовка картофеля к посадке.

5. Исследовательская работа

Проращивание картофеля на свету и в темноте:

Материалы:

Клубни картофеля, ведерки, земля.

Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.

Наблюдение за ростом и развитием картофеля в течение месяца. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.

Анализ результатов за неделю. Выводы.

Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

6. Обобщение и подведение итогов работы

Оформление альбома по исследовательской деятельности.

7. Заключительное занятие

Подведение итогов. Награждение детей.

См. Презентацию проекта.

Анна Туманова
Экологический проект в подготовительной группе «Дом под крышей голубой»

Экологический проект в подготовительной группе

«Дом под крышей голубой »

Словно крыша над землею ,

Голубые небеса .

А под крышей голубою –

Реки, горы и леса.

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем .

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

Дом кружится возле Солнца

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день. Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание – это , прежде всего, нравственное воспитание, развитие представлений о самоценности природы, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Важно, чтобы дети смогли приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Осуществляя работу по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе , я поставила цель : сформировать у детей экологические представления , воспитать эмоционально-нравственное и практически-деятельное отношение к окружающей среде.

Наметила следующие задачи :

1. Расширять представления детей о разнообразии живой и неживой природы.

2. Формировать у детей экологическое мышление , способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

3. Закреплять у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать и в практической деятельности и в быту.

4. Развивать умение видеть красоту природы, обогащать эстетические чувства, желание выражать их в творческой деятельности.

5. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.

6. Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление защищать и беречь всё живое.

Для решения этих задач я разработала и реализовала проект «Дом под крышей голубой » .

Тип проекта – практико-ориентированный, долгосрочный.

Длительность – 1 год.

Во время подготовительного этапа изучила и проанализировала научную и методическую литературу по тематике проекта , обогатила предметно-развивающую среду в группе : подобрала игры и задания экспериментального характера, разработала картотеку опытов, пополнила материалы и коллекции в нашем уголке природы и лаборатории, изготовила дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания .

Разработала план работы на учебный год, в котором были намечены следующие темы :

Сентябрь «Родной планеты уголок»

Октябрь «В мире животных»

Ноябрь «Витамины круглый год»

Декабрь «Такие разные деревья»

Январь «Птицы – наши друзья»

Февраль «Волшебница-вода»

Март «Невидимка-воздух»

Апрель «Планета в опасности»

Май «Живая земля под ногами»

Работа по этим темам проводилась на основном этапе проекта с использованием разнообразных форм :

познавательные занятия и беседы с детьми,

чтение художественной литературы о природе,

экскурсии и наблюдения,

опытно-экспериментальная деятельность,

природоохранные акции,

художественно – продуктивная деятельность.

«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать…» (Сладков А. Н.) Узнавать, прежде всего, мы начали природу родного края, города. Экскурсия в осенний лес по «тропе здоровья» подарила детям настоящую радость от общения с природой. Встречи со сказочными персонажами, подвижные игры и хороводы, чаепитие у костра содействовали сплочению ребят, вызвали чувство единения. Все вместе мы изучали деревья и кустарники родного края, наблюдали за птицами, за сезонными изменениями растений. Беседа на тему «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» помогла детям понять общую связь живых организмов с внешней средой. Во время экскурсии ребята собрали разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе , в уголке природы (листья, ветки деревьев и кустарников, камушки) .

Большой пласт знаний об окружающей среде и её охране дети получили на занятиях по экологии . Ребёнок по своей натуре – исследователь, экспериментатор, ему нравится делать открытия. Опыты и эксперименты, проводимые на занятиях, позволили дошкольникам сделать собственные выводы о простейших причинных и функциональных связях в природе.

Например, при проведении опыта «Какой формы вода?» дети наливали воду в разные емкости, рассматривали сосуды с водой, выясняли, какой формы стала вода. Ребята самостоятельно делали вывод о том, что она принимает форму того сосуда, в котором налита, то есть не имеет своей формы.

Детям дошкольного возраста трудно осознать, что растения – это живой организм. Поэтому кроме организации наблюдений за ростом растений, я предложила провести опыт «Дыхание растений» : накрыть цветок стеклянной банкой на 3 часа и посмотреть, что будет. Увидев капли воды на стекле, убедились, что растение дышит, а значит, оно живое. Растения и нам помогают дышать, так как очищают воздух. Ребята самостоятельно пришли к выводу, что беречь растения – значит, заботиться и о своём здоровье тоже.

На занятии «Свойства песка и глины» дети высыпали песчинки и кусочки глины на листы белой бумаги, рассматривали их с помощью увеличительного стекла и давали характеристику. Песок состоит из маленьких круглых песчинок, сыпучий, легкий. Глина, наоборот, состоит из комочков, тяжелая, липкая. Это позволило не только расширить знания детей, но и обогатить их речь.

После ознакомления детей со свойствами магнита я предложила ребятам решить практическую задачу : как достать скрепки из воды, не намочив рук. Дети быстро разрешили эту проблему, воспользовавшись магнитом.

Некоторые опыты напоминают детям «фокусы» , они необычны и вызывают у ребят бурю эмоций, чувство радости. А главное – дети все проделывают сами, и выводы, полученные опытным путём, более осознанны.

Для старших дошкольников характерно стремление воплотить знания и впечатления, полученные в процессе занятий, бесед, экскурсий и наблюдений в художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) .

В. А. Сухомлинский подчеркивал : «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

Так, в процессе творческой деятельности детей, родились интересные выставки, коллективные коллажи и альбомы. В этой работе активное участие принимают родители.

В преддверии «Дня земли» были выполнены замечательные семейные поделки из бросового материала. А в рамках темы «Волшебница-вода» у нас прошла выставка семейных рисунков «Берегите воду!»

В группе мы объединили индивидуальные творения воспитанников, изготовив коллективный альбом «Портрет воды» . Рисуя иллюстрации для альбома, дети сделали открытие, что вода в природе встречается в неожиданном облике. Она может быть как приятной (снежинка, облако, ручеёк, море, так и опасной (тайфун, наводнение) .

С большим увлечением дети рисовали запретительные экологические знаки , проявив творчество и самостоятельность в процессе их придумывания. Это позволило закрепить знания экологически -безопасного поведения в природе, реализовать свои творческие замыслы.

К норвежской выставке изготовили художественный коллаж . В нём дети выразили свои впечатления о том, как вместе с родителями посадили летом деревья на территории детского сада.

Наши воспитанники приняли участие в региональном конкурсе «Дорога в завтра – 2013» на тему «Сохраним природу вместе!» . Были представлены 10 работ. Трое воспитанников стали лауреатами конкурса с рисунками :

-«Давайте станем дружно природу защищать,

не будем больше мусорить, а лес наш очищать!»

-«Покормите птиц зимой, сделайте кормушки,

чтоб без песен не пришлось гулять нам на опушке»

-«Хорошо на свете жить и с природою дружить!»

В своей работе широко использую такую форму наглядной агитации, как листовки, в которых дети призывают соблюдать правила поведения в природе : «Берегите природу!» , «Вырубка деревьев запрещена!» , «Не оставляйте после себя мусор!» и др. Эти листовки мы сначала вывешивали в раздевалке, а затем дети распространяли их среди знакомых.

Я стараюсь формировать у детей реалистическое понимание природы, любознательность, определённые трудовые навыки, и поэтому использую и такую форму экологического воспитания как проведение экологических акций , направленных на сохранение и бережное отношение к природе, обеспечивающих высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Они с энтузиазмом и желанием принимали участие в таких акциях :

«Наш красивый участок» Вместе с детьми и родителями летом изготовили поделки из шин и пластиковых бутылок на участках.

«Ёлочка – зелёная иголочка» . В декабре такая семейная акция стартовала у нас в детском саду. Каждая семья ответственно отнеслась к акции, фантазии участников не было предела! Все работали с душой и желанием. Ни одна ёлочка не повторила другую, и каких только елок мы не увидели – и из мишуры, и из ниток, и из ткани, из салфеток, из теста! Все ёлочки получились красивые и оригинальные. Участие в этой акции помогло и детям, и взрослым осознать, что чудо можно создать и своими руками, сохраняя тем самым жизнь зеленой красавице.

«Как деревья мы сажали, детский сад озеленяли» . Вместе с папами и мамами дети копали ямки, носили воду, держали саженцы. Каждому ребёнку хотелось посадить своё деревце. Время пролетело незаметно. И я потом на прогулках не раз замечала, те дети, которые участвовали в этом субботнике, интересуются, как чувствуют себя эти саженцы, подросли ли они.

«Птицы - наши друзья!» Родители совместно с детьми смастерили кормушки для птиц, которые мы вместе с ребятами развесили во время прогулки. Теперь следим, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром, а корм был всегда свежий.

Проведенные акции затронули чувства детей, обогатили их духовно-нравственные представления и помогли сформировать практически-деятельное отношение к окружающей среде.

В результате реализации проекта у детей пополнился запас знаний об экологии и сформированы начала экологической культуры , осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы. Дети признают ценность жизни, видят связи живого с условиями среды и другими живыми существами, а также имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях.