Семинары в доу по экологическому воспитанию дошкольников. Семинар-практикум экологическое воспитание детей в уголке природы

Квест-игра

«Рука помощи»

Участники в ходе прохождения квестовых заданий имеют возможность прочувствовать трудности восприятия окружающей среды, ориентировки в

пространстве подобные, которым испытывают люди с особенностями в развитии.

Мероприятие направлено на формирование представлений, толерантного

отношения к детям, взрослым «особенным», «непохожим» на обычных людей.

Проблема:

Число детей с особенностями развития год от года растет. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья от легкой до тяжелой степени выраженности. Общество, озадаченное проблемой включенности таких детей в образование нашло новый педагогический смысл процесса интеграции детей с ограниченными возможностями - инклюзию (социальное принятие особых детей, включение их на всех этапах в жизнь общества). Поскольку родители имеют полное право в выборе образовательного учреждения для своего ребенка, то все чаще дети с особенностями развития появляются в массовых группах детских садов и общеобразовательных школах. В связи с этим, возник ряд вопросов, которые требуют неординарных подходов в их решении. Как подготовить ребят к принятию особых детей? Посредством, каких технологий формировать такие базовые чувства как сострадание и поддержка.

Задавая себе подобные вопросы мы нашли ответ - погружение в измененную

образовательную среду может способствовать развитию толерантности по

отношению к окружающим.

Целью мероприятия стало формирование представлений у воспитанников школы-интерната о сверстниках имеющих особенности в развитии, о путях взаимодействия с такими детьми, о проявлении толерантности и возможности принятия «особенных» детей.

Задачи :

    Расширять представления о детях имеющих особенности в развитии (глухие, слепые, дети с ДЦП);

    Содействовать формированию компетентностей в плане социального партнерства через организацию образовательной среды;

    Воспитывать чувство сострадания и принятие непохожего на тебя ребенка.

Новизна:

Квест – форма организации деятельности в ходе, которой дети получают компетентности в плане партнерских взаимоотношений.

Ожидаемый результат:

    Представления о детях имеющих трудности в развитии (глухие, слепые, дети с ДЦП).

    Готовность принять ребенка с особенностями в развитии и при необходимости оказать посильную поддержку (эмоционально - психологическую, социально – бытовую).

Ресурсы :

«Цветок добра» макет, фломастеры, косынки для завязывания глаз- 4 штуки, игрушки, веревочки 4 штуки, контур девочки и мальчика, картинки, клей, свча.

Предшествующая работа:

Беседа с детьми об «особенных» сверстниках с просмотром видеороликов.

1. Приветствие педагога.

2. Тренинг для снятия напряжения (волнения).

Педагог предлагает встать в круг.

Любому доброму делу обязательно предшествует доброе слово.

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого......спасибо!

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит.......добрый день!

3. Когда вас ругают за шалости, вы говорите...... извините, пожалуйста!

4. Если друг попал в беду...... помоги ему.

5. Решай споры словами, а не..... кулаками .

6. Если словом или делом вам поможет кто-нибудь, не стесняйтесь громко, смело говорить..... благодарю!

7. Если больше есть не в силах, скажем маме мы.....спасибо!

8. Если солнышко садится, по деревьям золотится, говорим тогда при встрече всем знакомым..... добрый вечер!

9. Мальчик, вежливый и развитый говорит встречаясь....здравствуйте!

Педагог . Любое занятие, урок начинается с приветствия. Давайте поприветствуем друг друга! Как вы обычно здоровайтесь с друзьями, учителями, родителями?

Дети показывают жесты приветствия.

Педагог . Еще есть такое приветствие «Дай пять!» Кто так приветствует?

А вот об этом мы узнаем после просмотра ролика.

Просмотр. «Рука помощи» мультфильм о работе волонтеров.

Педагог . Так кто же приветствует друг друга раскрытой ладонью? Волонтёры! А что вы знаете о волонтёрстве? Кто такие волонтёры? Чем они занимаются?

Ответы детей .

Все мы разные. И волонтёром может стать человек с добрым сердцем, способный прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.

Цветок доброты

Педагог . Друзья, как вы думаете, какими качествами должен обладать добрый человек? Давайте все вместе заставим наш цветок доброты расцвести яркими красками.

Для этого нам нужно назвать каждый лепесток одним из качеств доброго человека. Угадайте эти качества по описанию:

    Чувство сердечной привязанности к людям, Родине (любовь ).

    Добрый, мягкий по характеру, незлобивый (добродушие ).

    Сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг, нехвастливый (скромность ).

    Ласковый, проявляющий любовь (нежность ).

    Готовность помочь кому-нибудь в трудную минуту (милосердие ).

    Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем (сострадание ).

    Любовь к труду (трудолюбие ).

Педагог . Для того, чтобы наша работа была результативной, мы должны договориться – как мы будем работать. Давайте вспомним, правила работы вместе с коллективом.

Например:

1. Слушать другу друга.

2. Помогать.

3. Работать слаженно.

Педагог. Сегодня мы с вами собрались вместе, чтобы поближе познакомиться друг с другом, узнать новое об окружающих нас людях. Как вы думаете, все люди разные или одинаковые? (Ответы аудитории)

Для того чтобы узнать об этом я приглашаю вас в путешествие. И так в путь.

Остановка № 1

Цель . Обозначить проблему общения с людьми, имеющими нарушения зрения, и формировать компетентность каждого в умении выстраивать пути взаимодействия и взаимопринятия.

Педагог. В жизни нам встречаются люди, у которых нарушено зрение. Что им помогает лучше видеть? (Очки) Но есть слепые люди, которым очки уже не помогают.

Чтобы понять, что могут чувствовать эти люди я предлагаю игру.

    Игра «Слепой и поводырь».

Дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. Второй должен

довести первого до пункта назначения.

Усложнение: помочь игроку с завязанными глазами разложить на столе предметы.

Материал: косынки для завязывания глаз – 10 штук, игрушки, 4 столика.

Рефлексия:

Что вы чувствовали, когда двигались с завязанными глазами?

Трудно ли было вести товарища? Почему?

Что труднее быть слепым или поводырем?

Как вы думаете, как живется людям, которые не видят? Почему?

Что мы можем сделать для этих людей? (Проводить, взяв за руку. Не смеяться и не дразнить. Проявить заботу и понимание).

Людям, которые не видят, помогает передвигаться палочка, которой они

прощупывают дорогу; близкие люди, заботой о них; специально обученные

собаки – поводыри.

Остановка № 2

Цель работы площадки : Обозначит проблему общения с людьми, имеющими

нарушения двигательного аппарата, и формировать компетентность каждого в умении выстраивать пути взаимодействия и взаимопринятия.

Вы все смотрите телевизор и, наверное, знаете историю двух девочек Зиты и

Гиты. Кто-нибудь слышал? Это особенные девочки. Так в жизни бывает, что

рождается два человека сросшихся. У них могут быть общими части тела, органы и из - за этого им тяжело живется. Врачи научились делать операции для того чтоб разъединить таких людей и дать им возможность жить такой же жизнью как мы с вами. Игра «Сиамские близнецы» поможет почувствовать нам, как не просто живется таким людям. Для игры выберите себе партнера.

    Игра «Сиамские близнецы»

Дети делятся на пары и становятся боком друг к другу, обхватывая за талию. Внутренние ноги (правая – левая) связываются веревочкой. Задача игроков дойти до места назначения шагая внутренней парой ног в унисон.

Усложнение: движение пар начинается с четырех сторон. При таком движении важно парам не столкнуться друг с другом.

Материал: веревочки 10 штук.

Рефлексия:

Одному передвигаться труднее, чем вдвоем?

А если один хочет идти, а другой хочет полежать, то, как быть? Близнецы могут поссориться, но для того чтобы жить им приходиться договариваться.

Чаще нам встречаются люди, которые ходят с трудом или вообще не ходят. Что мы можем сделать для этих людей? (Уступить дорогу. Не смеяться и не дразнить. Проявить заботу и понимание).

Людям, которые двигаются с трудом, помогают близкие люди, заботой о них;

специально оборудованные коляски. Пора двигаться дальше. Нас ждет следующая станция.

Остановка № 3

Цель работы площадки: Обозначит проблему общения с людьми, имеющими

нарушения речевого аппарата, и формировать компетентность каждого в умении выстраивать пути взаимодействия и взаимопринятия.

В нашу школу ходят дети, которые затрудняются выговаривать звуки.

Научиться им помогают специальные учителя – логопеды. Бывает и так, что люди вообще не могут говорить. Они общаются жестами. Как вы думаете, как следует вести себя, если встречаются такие люди. Например, в автобусе? (Не смеяться и не дразнить). Сейчас мы попробуем с вами пообщаться жестами.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Дети загадывают действие и показывают его. Ведущий отгадывает то, что показывают дети.

Усложнение: «Пойми меня» взрослый загадывает предмет, не называя его,

объясняет, используя описание.

Рефлексия:

Что труднее показывать или отгадывать?

Когда показываешь о чем надо помнить? (Важно чтоб человек тебя понял)

Что мы можем сделать для этих людей? (Не смеяться и не дразнить. Проявить заботу и понимание).

Пора нас ждет следующая станция.

Остановка № 4

Цель: Обозначит значимость каждого не зависимо от его особенностей внешности, национальной принадлежности. Формировать компетентность каждого в умении выстраивать пути взаимодействия и взаимопринятия.

Мы все разные: мальчики и девочки, взрослые и дети, высокие и низкие, русские и не русские. А для чего мы друг другу нужны? Для чего нужны мальчики?

Девочки? Взрослые? Дети? Чтобы лучше понимать, друг друга предлагаю

разобраться, что нужно мальчикам и что нужно девочкам (взрослым и детям)

Аппликация «Из чего сделаны…»

Из множества выбрать нужные картинки и приклеить их на фигуру мальчика либо девочки, взрослого или ребенка.

Материал : Контур на полуватмане мальчика, девочки, взрослого, ребенка;

необходимые картинки предметов в коробочке, клеящие карандаши.

Рефлексия:

Кто нужнее: мальчики или девочки, взрослые или дети?

Может ли быть мальчик другом девочке, а девочка подругой мальчика?

Для чего надо дружить?

Наше путешествие подходит к концу.

3. Заключительная часть.

Материал: волшебная палочка, музыка.

Заключительная часть проходит в форме рефлексии.

С помощью цветных ладошек дети оценивают мероприятие.

Мы все разные, так что же? Чем то чуточку похожи. А чем? (Ответы детей).

Предлагаю закончить наше путешествие веселым танцем ведь так здорово

быть разными и одинаковыми.

Дети танцуют под веселую музыку, а затем расходятся по группам.

оксана кочубей
Семинар-практикум «Путешествие в экологию»

О. С. Кочубей, воспитатель

МБДОУ «Ольгинский детский сад»

Семинар– практикум «Путешествие в экологию »

Цель : дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

Задачи :

1. развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей ;

2. формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования ;

3. развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии ; повысить профессиональное мастерство педагогов.

Ход семинара слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему : «Путешествие в экологию » . Цель и задачи семинара представлены на слайде. (Слайд 2)

Как приятно, что мы имеем возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного : пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев, голоса любимых…

Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии . Я подготовила материал и задания, которые помогут выявить знания об экологии , об экологическом образовании наших детей и повысить компетентность в вопросах экологического воспитания .

1. Семинар предлагаю начать с дискуссии.

Как говорят, в дискуссии познается истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии ? (ответы коллег) слайд3

Теперь обратите внимание на слайд, где представлены определения ученых, которые более четко дают понятие экологии . (слайд 4)

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Экология – наука , изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

А что такое экологическое воспитание ? (слайд 5)

Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.

В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

Этот год объявлен годом экологии . Президент РФ подписал Указ и четко наметил конкретные цели тематического года (слайд 6) :

Привлечь внимание граждан к проблемам экологии ,

Обезопасить существующие экосистемы,

Перед образовательными учреждениями также поставлена цель – формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением , способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Любовь к природе должна прививаться с раннего детства, когда дети начинают знакомиться с травкой, цветами, насекомыми, птицами, животными, с различными явлениями природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе (слайд 7)

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования , что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

Экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области «Познавательное развитие» , которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (задачи ФГОС ДОУ)

Американский эколог Барри Коммонер сформулировал основные законы экологии так : (слайд 13)

ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ

ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ

ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ

ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Как вы понимаете эти высказывания, приведите примеры

ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ;

Запускаем ракеты в космос, образуются озоновые дыры, нарушается баланс в воздушном пространстве, все влечет какие либо изменения, соответственно меняется экология . Простой пример : несколько раз сожгли поле, на нем со временем перестают расти те растения, которые всегда там росли, появляется что то другое, не свойственное данным местам, уходят какие то грызуны, которые тут раньше всегда были и так далее.

ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ;

Отходы одних живых организмов, останки организмов служат пищей для других. Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в землю, повышает ее плодородность.

ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ;

(ничто не дается даром)

Чтобы чего – нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.

ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия , а иногда и к экологическим катастрофам . Более подробно с законами можно ознакомиться в книге Барри Коммонера «Замыкающийся круг» .

Исходя из этих законов, можем с уверенностью сказать : если пыль существует, значит это для чего – нибудь нужно. Это нужно хотя бы для того, чтобы приучать к труду маленьких детей : ведь несложно взять тряпочку и вытереть пыль с поверхности предметов. Воспитательный плюс в пользу пыли : она помогает в воспитании и развитии трудолюбия.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах экологического воспитания , то среди них будут : (слайд 8) :

Введение ребенка в мир природы,

Формирование у детей элементарной системы знаний о природе,

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Формирование у детей трудовых навыков и умений,

Формирование у детей способности видеть красоту родной природы, бережного и заботливого отношения к ней.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Все эти задачи тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Давайте рассмотрим основные линии экологического образования дошкольников, т. е. одну из структур экологического образования «Наш дом природа» , которая представлена на слайде 9.

Первый уровень - ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. В этом уровне изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.

Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы : сначала неживой (блоки «Вода» , «Воздух» , «Камни, песок, глина» , затем - с компонентом, включающий живую и неживую природу («Почва» , и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения» , «Животные» ).

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне : на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес» ).

Четвертый уровень (обобщающий) : блок занятий «Человек и природа» , в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения.

Обсуждая вопрос об экологическом воспитании дошкольником, должны понимать, что среда в учреждении должна создавать условия для : (слайд 10)

познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

эколого -эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

экологизация различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).

С введением ФГОС определили требования к развивающей предметно – пространственной среде, вы с ними знакомы.

Назовите составляющие развивающей среды, используемые для экологического воспитания дошкольников в вашем детском саду – ответы коллег (слайд 11) :

Можно выделить два направления :

а) создание новых элементов среды;

б) экологизация существующих .

В первом направлении : экологические центры , экологические комнаты (классы, лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки .

Второе направление - уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки, паспорта растений, мини огороды в группе и др.

Говоря об элементах развивающей предметно – пространственной среды, мы назвали один из таких элементов - экологическая тропа . Я бы хотела немного затронуть этот вопрос. В нашем детском саду функционирует экологическая тропа .

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

Как вы считаете, что относится к объектам экологической тропы (слайд 19) :

Цветники

Скворечники

Кормушки для птиц

Детский огород

Уголок лекарственных растений

Уголок леса

Центр воды и песка

В качестве объектов экологической тропы в нашем детском саду выбраны - естественные и искусственно созданные объекты педагогами и родителями. Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. К выбору объектов и их созданию мы привлекали родителей и детей, например, родители приняли участие в посадке лекарственных растений (подорожник, мать – и – мачеха) . Тем самым детям дали возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы , дети бережно относятся к ней, считают своей, проявляют больший интерес.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними можно выбрать «хозяина тропинки» , еще интереснее если в каждой группе будет свой хозяин или хозяйка : Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Земляничка, Божья коровка и др. Можно разделить на станции : «Теневой навес» (беседка, «Белая (русская) березка», «Зеленая аптечка» , «Госпожа Ель» , «Цветочная поляна» , «Пернатый мир» , «Муравьиный дом» , «Мусоринка» и др.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Для того, чтобы добиться определенных результатов в экологическом воспитании , необходимо использовать разные методы и формы работы.

Какие методы вы знаете?

Наглядные методы экологического воспитания детей (наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов) (слайд 14, 15) ;

Практические методы экологического воспитания дошкольников (игра; элементарные опыты; моделирование) ;

Словесные методы экологического воспитания дошкольников (рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы);

Основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников (наблюдение) ;

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию - занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте) .

Так как ведущей деятельностью является игра, то экологическое воспитание не является исключением и также реализуется через игру.

4. Предлагаю вам несколько игр.

Дид/игра «Найди свой дом» (слайд 12)

Цель игры : Найти целый предмет по части.

Игровое действие : Поиск «домика» по определённому признаку.

Правила : Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Оборудование : На карточках нарисованы листья с разных деревьев (берёза, дуб, рябина, клён, ёлка, сосна) ; макеты этих деревьев (объёмные или плоскостные) . В нашем случае просто карточка, с нарисованным деревом.

Ход игры:

Дети, в данном случае педагоги – «зайчата» . Чтобы «зайчата» не потерялись в лесу, «мама-зайчиха» даёт им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу «Все домой – волк близко!» - бегут к себе в домик – под определённое дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться карточками – «переезжать в новый дом» .

А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, предлагаю игру «Экологическое лукошко » (слайд 16, 17)

Наука о животных. (Зоология)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Наука о растениях. (Ботаника)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

(слайд 18)

Блиц –конкурс «Предсказание погоды»

Ласточки летают низко к земле – к дождю

Паук усиленно плетет паутину- к сухой погоде

Когда цветет черемуха- к заморозкам

Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

Осенью птицы летят высоко- к теплой зиме

Комары роем летают – к теплой погоде

Воробьи купаются в пыли – к дождю

Цветки одуванчика днем закрываются – к дождю

Экологические задачи

Петя с мамой отправились в лес за грибами

Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома.

Нет, этого делать нельзя – сказала мама.

Вопрос : почему она так ответила.

(Мама не разрешила потому, что знала это был птенец, который учился летать. В неволе он погибнет)

Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

Давай поймаем ее, - попросил Витя

Нельзя ловить бабочек, -сказал Коля

От них все равно никакой пользы нет – ответил Витя.

Вопрос : Кто из мальчиков был прав?

(ловить и уничтожать бабочек нельзя, это не только красивое, но и полезное насекомое, бабочка питается мелкими мошками. Убивая ненужных по нашему мнению, мы нарушаем экологическое равновесие ) Барри закон

Семинар подходит к концу и хотелось бы услышать ответ на вопрос : «Почему, на ваш взгляд, нужно заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?» (Потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нём.)

Красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии »;

Желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний» ;

Зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме , не оставили никого из вас равнодушными, способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии . Надеюсь, что он был для вас полезным и интересным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании . Желаю вам успехов в работе.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

Нормативные документы :

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изм.) [Электронный ресурс] // Режим доступа : www.consultant.ru (Дата обращения : 10.03.2017) .

Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии " [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru (Дата обращения : 10.03.2017) .

Литература :

1. ВолосниковаТ. В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т. В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20

2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г. А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

3. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников . –М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС» , 2006. – 176с.

4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду - М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2011.

6. «МЫ» . Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб : М 94 «Детство – пресс» , 2004 -240 с.

7. Светлана Николаева. Юный эколог . Программа экологического воспитания в детском саду : МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010

8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Семинар - практикум для педагогов

«Повышение экологической компетенции педагогов».

Цель : развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами детского сада.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума :

  1. Представление названия команды.
  2. Экологическая разминка.
  3. Загадки-иллюстрации.
  4. Угадай по пантомиме.
  5. Предметно-развивающая среда.
  6. Народные приметы.
  7. Решение педагогических ситуаций
  8. Творческий конкурс.
  9. Музыкальный конкурс.

Ход семинара:

Ведущий . Уважаемые коллеги! Сегодня в рамках семинара-практикума проводится брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты.

Итак, начинаем.

Первое задание. Вам необходимо придумать название ваших команд (на выполнение отводится 1 минута) .

Конкурс № 1. «Экологическая разминка»

Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.

Вопросы для команды № 1

  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
  2. Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
  3. Наука о животных. (Зоология)
  4. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
  5. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
  6. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
  7. Самец кукушки. (Кукух)
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
  9. Какую траву любят кошки? (Валериана)
  10. Самая высока трава? (Бамбук)

Вопросы для команды № 2

  1. Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)
  2. Лесной петух. (Глухарь)
  3. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
  4. Наука о растениях. (Ботаника)
  5. Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
  6. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
  7. Пингвин птица или животное? (Птица)
  8. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
  9. Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)
  10. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Конкурс № 2. «Загадки - иллюстрации».

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

  1. И. И. Шишкин «Рожь»;
  2. А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
  3. И. И. Левитан «Март»;
  4. И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»;
  5. И.И. Левитан «Берёзовая роща»;
  6. И. И. Шишкин «Корабельная роща»;
  7. И. И. Шишкин «Дубовая роща»;
  8. А. А. Пластов «Первый снег».

Конкурс № 3. «Предметно-развивающая среда»

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

  1. Назовите элементы предметно - развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
  2. Что должно быть в уголке природы? Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  3. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  4. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  5. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  6. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  7. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
  8. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

Конкурс № 4. «Народные приметы».

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот - живут поныне.

(Роман Ругин)

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

Кошка свернулась клубочком - к похолоданию

Ворона кричит зимой - к метели

Лягушки квакают - к дождю

Воробьи в пыли купаются - к дождю

Около луны звезда народилась - к потеплению

Собаки катаются - к пурге

Конкурс №5. « Решение педагогических ситуаций».

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 2 ситуации). На решение отводится 5 минут.

Педагогические ситуации

1. Алёша прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Николаевна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья - то нога безжалостно наступила на нее.

2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки - «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Конкурс №6. «Творческое задание».

Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

Конкурс №7. Музыкальный конкурс.

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

Заключение:

Ведущий . На этом наш семинар - практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Готовь сани летом, а телегу зимой.

3.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4.Любишь кататься - люби и саночки возить.

5.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

6. Яблоко от яблони недалеко падает.

Колташкова Светлана Яковлевна,

заместитель заведующего

по воспитательной работе

МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка»

города Ханты-Мансийска

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Подготовка к семинару – практикуму:

  1. Подобрать вопросы для деловой игры, составить конспект.
  2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара.
  3. Педагогам:

Подготовить раздел «Руководство дидактической игрой» в Методических рекомендациях к программе воспитания и обучения в детском саду под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.

Подготовить предметно – дидактическую игру экологического содержания для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологический мост»

Предлагаем сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга. (мяч по кругу с представлением)

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

У вас есть карточки с заданием № 1 попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  • Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  • Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  • Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  • Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  • Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  • Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  • Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Может быть кто ни будь из вас напомнит другие приметы?

Попробуйте сформулировать для детей правила поведения в лесу:

Приложение №2 (педагоги выполняют задание)

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Предлагаю следующее задание «Поэзия и музыка в природе»

Стихи под музыку…………

Внимание! Музыкальная загадка. Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами (педагоги выполняют задание)

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000686 отправлено 9 июля 2012г. квитанция 62502649561268

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Семинар-практикум для воспитателей «Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Цель : развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность

в сфере экологии ; повысить профессиональное мастерство педагогов

и эффективность их процессуальной деятельности, активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов и установить тесное

сотрудничество между ними.

Подготовка к семинару – практикуму :

1. Подобрать вопросы для деловой игры , составить конспект.

2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара .

План проведения семинара .

1. Сообщение по теме : « Роль игры в экологическом воспитании дошкольников » .

2. Экологическая разминка .

3. «Таинственный конверт» .

4. Музыкальная пауза.

5. «Поговорим о принципах обучающих игр» .

6. «Подвижные игры и экология » .

7. «Художники» .

8. Заключение.

Вступительное слово.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю :

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!»

(М. Романова)

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях « экологическое образование и воспитание » , « экология души » , « экология человека » и некоторых других.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования . При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей , насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания .

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека . В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности , которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний , норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней , активность в решении некоторых экологических проблем . При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования , поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Сегодня я предлагаю поговорить о роли Игры в экологическом воспитании дошкольников .

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры , дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей , расширению их представлений о мире.

В работе с дошкольниками , по экологическому воспитанию , должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры , театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей , т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира : ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления , сознания, экологической культуры . Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры . В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры , который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры , вызывающей эмоциональный оклик, оказывает влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания , вызвавшие эмоциональную реакцию у детей , скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры , так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними .

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания , развития познавательной деятельности. Игры проводят во время непосредственно-образовательной деятельности, на экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры , применяемые во время непосредственно-образовательной деятельности, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В младших группах , игра, обычно, занимает всю непосредственно-образовательную деятельность, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является ее частью и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры , в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду.

В средней группе , играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д., в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям) . Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры , в которых нужно объединять предметы по общему признаку : назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии . Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила : он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности : дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегают к помощи какого-либо сказочного героя, например : старичка-Лесовичка, Листовичка, старичка-Боровичка, в наряд которого переодевается педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Веселые грибочки", "Осенняя полянка", "Построим домик Листовичкам", "Приготовим вкусное лекарство для зверей," и т. д.

Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.

Детям очень нравятся игры , участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д.

Знания, полученные на непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию в виде игры , дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала : учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитателям необходимо это учитывать как самим, так и значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой . Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому , что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Старший воспитатель . Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на нее фишку : если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах по проведению дидактических игр и упражнений по экологии – зеленую ; если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую; если испытываете некоторые затруднения при их планировании и проведении – красную.

Воспитатели выполняют задание .

Старший воспитатель На доске рядом с фишками зеленого цвета мы видим фишки желтого и красного цвета, поэтому, думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно .

Что же такое экология ?

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Старший воспитатель . В качестве небольшой разминки, я предлагаю вам, объединившись в пары, выбрать набор карточек с буквами определенного цвета, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии .

НАБЛЮДЕНИЕ КИСЛОРОД

СООБЩЕСТВО ЭКСКУРСИЯ

Старший воспитатель А сейчас, объединитесь, пожалуйста, в две группы.

Для того, чтобы выполнить следующее задание, каждая команда выберет конверт с заданием.

(2 конверта содержат наборы картинок, необходимо рассмотреть картинки и придумать дидактическую игру,определить цель, игровое правило и возрастные критерии )

Старший воспитатель . Что же, устали вы чуть- чуть?

Предлагаем отдохнуть!

Музыкальная пауза. (Музыкально-дидактическая игра «У бабушки Нюры»

Задачи :

2. Прививать детям любовь к домашним животным и птицам.

Материал : кубик, на грани кубика наклеиваются картинки с изображением домашних животных и птиц (петух, курочка, кот, собака, корова и девочка) .

Ход игры:

Ведущий и дети (воспитатели ) стоят в кругу.

Ведущий поет песенку :

У бабушки Нюры

Петух есть и куры,

И собачка Жучка, и кошка Мяучка.

Корова Буренка,

И внучка Настенка.

Играющие передают кубик друг другу. Когда песенка заканчивается, все произносят текст :

Кубик детям передай.

Кто пришел к нам, угадай!

Игрок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Ведущий спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Все отвечают. Ведущий предлагает игроку, который бросал кубик, показать голосом, как поет животное или птица. Для этого он читает такие строки :

В. Петух кукарекает

Звонко, протяжно

В. Кудахчут две курочки

Громко и важно :

И. Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! (подражает голосу курицы) .

В. Замяукала жалобно киска :

В. Корова запела

Долго и громко :

В. А что же Настенка

Ребятам сказала?

Игрок сам придумывает и дает ответ.

Все участники рассаживаются на свои места.

Вед. Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности.

Дидактическая игра – это и метод обучения, и метод самостоятельной деятельности. Она способствует формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать интерес к познанию природы и. т. д.

Напомним вам 5 принципов обучающих игр :

Дидактическая игра не должна быть трудной.

В ходе игры нужно постоянно словесно описывать свои действия и действия ребенка, называть формы, их признаки и действия

Ребенку важно до трех лет усвоить некоторые фрагменты игры , в которые затем вольется последующий развивающий материал.

Заметив угасание интереса ребенка к дидактической игре, необходимо переключить его внимание, т. е. организовать другую игру с тем же игровым материалом, но иной развивающей задачей.

Соблюдать в дидактической игре принцип опережения, т. е. не пугаться заглядывать вперёд, в неизвестное для малыша, не надо требовать моментального заучивания. Все труды взрослого дадут свои всходы.

А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы :

* Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую игру?

(Воспитатель руководит и учит детей , как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями).

* Каковы действия воспитателя в самостоятельных дидактических играх?

(Воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями детей , оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний).

Вед. Хорошо, а теперь немного поговорим о подвижных играх. Подвижные игры являются наиболее эффективным средством экологического образования младших дошкольников , так как они познают окружающий мир, непосредственно соприкасаясь со всем его многообразии, лично, а, не опосредованно участвуя в познании природы.

В играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводили знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецировались детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с природой, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т. д.

Игры с имитационно-подражательными действиями, занимают особое место в программе еще и потому, что в них дети глубже усваивает полученные теоретические знания, а положительный эмоциональный статус практических занятий стимулирует у них устойчивый интерес к дальнейшему изучению окружающего мира.

Старший воспитатель . Мы с вами дети и продолжаем играть.

Подвижная игра «Снежинки»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево, вернуться в и. п. То же - в другую сторону. Дети кружатся, плавно двигая руками.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

М. Лесна-Раунио

Старший воспитатель Воспитатель профессия творческая и я предлагаю вам следующее задание.

«Художники»

На листах кляксы. Превратите их в животное или растение. Время превращения 5 минут.

(Воспитатели рисуют , а затем рисунки выставляются на магнитную доску).

Старший воспитатель Наш семинар подошел к концу и я бы хотела, что бы вы вновь подошли к доске и выставили фишки оценив свое участие в семинаре , зеленая- я был активен в ходе занятия, желтая-старался быть активным, но не хватало знаний, красная-многие вопросы мне не понятны.

Спасибо за участие, надеюсь что вопросы, поднятые на данном семинаре , помогут нам в дальнейшей работе.

И хочется закончить работу нашего семинара словами гимна дошкольных работников , написанного муз. руководителем Анисимовой, слегка перефразировав его :

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала ,

Не наукой, а частью души!