Экологические наблюдения и эксперименты в доу как средство экологического воспитания ребенка. Развлечение по экологии Эксперименты по экологии для детей

«Экологические наблюдения и эксперименты в ДОУ как средство экологического воспитания ребенка»

Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, родитель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или: « Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка». В дальнейшем, если работа не сложна, она проводиться как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями , описанными для плановых опытов.

Решение экспериментальных задач

Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Для дошкольников доступны три типа экспериментальных задач:

Как доказать, что…(воздух может передвигать предметы и т. п.)

Сколькими способами можно осуществить это действие…(потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую, сдвинуть предмет со стола и т. п.)

Предскажите, что получится, если…(положим иголку на поверхность воды, положим монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев и т. п.)

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания.

2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

https://pandia.ru/text/80/146/images/image003_74.jpg" width="379" height="258 src=">

«Утопи и съешь»

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но утонул один, а второй плавает? Объясните ребёнку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет»

Влажность" href="/text/category/vlazhnostmz/" rel="bookmark">влажным , положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте её несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями. Попробуйте с детьми свои конфеты на вкус. Понравилось? Тогда открывайте

Картотека опытов по экологии

Опыты с почвой и ветром

Опыт №1

Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух.

Содержание опыта: Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт №2

Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Содержание опыта : Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт №3

Содержание опыта: Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» - там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».

Опыт № 4

Содержание опыта: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.

Опыт № 5

Разровнять площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпать песок через сито. Погрузить без надавливали? в песок карандаш. Положить на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратить внимание на глубину следа, оставшегося на... песке от предмета. А теперь встряхнуть лоток. Проделать с ключом и карандашом аналогичные действия. В набранный песок, карандаш погрузиться примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливые на набросанном песке, чем на рассеянном.

Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

Опыт № 6

Опыт № 7

Опыт № 8

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра - движения воздуха. Для его проведения вам понадобится две свечи. Проводить исследование нужно в холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи (не забываете о безопасности!) Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда «наклоняется» пламя свечей (пламя нижней направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате такой теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (ведь он замерз), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он входит к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется теплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу - холодным (он ползет на встречу с нами). Получается, что «один» воздух, теплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.

Опыт № 9

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра- движения воздуха. Прикрепите над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Выслушайте предположения детей, что будет с этими полосками, когда вы откроете форточку. Будут ли они двигаться? Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостовериться, что они теплые. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Мы уже знаем, что теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы (можно его позвать). Холодный воздух их форточки будет спускаться вниз (к батарее, чтобы погреться), а теплый, от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставляет двигаться полоски бумаги.

Опыт № 10

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. Опустите парусные кораблики (хорошо, если паруса у них разноцветные) на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер*очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (все это дети могут продемонстрировать)

Опыт № 11

Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Можно взять и настоящие веера, которые вы, например, приготовили для костюмированных танцев. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы во время опытов дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь вы уже обсуждали вопрос о том, откуда берется ветер)

Опыт № 12

Опыты с водой

Опыт №1

1 .Подвести детей к пониманию и значению для всего живого воды и воздуха.

2. Закрепление и обобщение знаний о воде, воздухе.

Взять глубокий лоток любой формы. Собрать детей вокруг стола и приготовить почву: песок, глина, перегнившие листья. Хорошо бы поместить туда дождевых червей. Затем посадить туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полить водой и поставить в теплое место. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.

Опыт №2

1. Показать детям, что вода не имеет формы. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Показать это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.

Опыт №3

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт № 4

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Вода не имеет цвета.

Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Опыт № 5

1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха. Вода не имеет запаха. Спросите у детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли).

Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Опыт № 6

1. Подвести детей к пониманию и значению животворное свойство воды. Животворное свойство воды. Заранее срежьте веточку быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно их важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время и они оживут.

Опыт № 7

1. Подвести детей к пониманию испарения воды. Вскипятите воду, накройте сосуд

Крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Опыт № 8

Подвести детей к пониманию поверхностного натяжения. Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды, вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность немного изогнется.

Опыт № 9

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.

Опыт № 10

1. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

Опыт № 11

Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме. Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее - большой или маленький.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.

Таким же образом проследите за таянием снега. Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Опыт № 12

Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.

Опыт № 13

Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Опыт № 14

Дайте детям два стаканчика: один - с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт № 15

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Дети отмечали, что в этом случае он растворился бы воде и тогда на дно реки нельзя было бы встать.) Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт № 16

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком - самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности). Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках.

Можно продолжить предыдущий опыт (№ 8), сравнив температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой - и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали - теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных - в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных.

В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть - например, некоторые водоросли.

Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт № 17

Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Опыт № 18

1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Берем стакан с водой, вставив соломинку и выдыхаем воздух. В стакане появляются пузырьки.

Опыт № 19

1. Подвести детей к пониманию и значению воздуха. Сделайте маленький парашют. Покажите, что, когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поддержав его, поэтому снижение происходит плавно.

Опыт № 20

Опыт № 21

Подвести детей к пониманию веса воздуха Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит

Опыт № 22

Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем, поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится так как воздух при охлаждении сжимается.

Опыты с магнитом и солнечным светом.

Опыт №1

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: таз, до краев наполненный водой, зеркальце, установленное в воде под углом 25 градусов; источник света (солнце или настольная лампа)

В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25 градусов. Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.

Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении.

Опыт №2

  1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.
  2. Оборудование: трехгранная прозрачная призма. Если рассматривать сквозь призму предметы белого цвета, они будут выглядеть цветными.

С помощью призмы можно получить изображение радуги на стене.

Опыт №3

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки. Капните в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ее нужно аккуратно снять при помощи специального приспособления - «удочки». Пленка лака будет играть всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.

Опыт № 4

1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.

Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Опыт № 5

1. Подвести детей к пониманию как образуется радуга. Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивайте зеркало до тех пор пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы разлагающей свет на его составляющее. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «ра-ду-га»? Какая она? Покажите Радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Опыт № 6

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.

Опыт № 7

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).

Опыт № 8

Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. Взрослый предлагает выяснить, могут ли магнитные силы действовать на расстоянии, как проверить (медленно поднести магнит и наблюдать за предметом; действие магнита прекращается на большом расстоянии). Уточняют, могут ли магнитные силы проходить через разные материалы, что для этого надо сделать (положить с одной стороны предмет, с другой - магнит и перемещать его). Выбирают любой материал, проверяют действие магнитных сил через него; накрывают мелкие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают мелкие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Взрослый предлагает детям подумать, как найти потерянные часы в песке на пляже, иголку на полу. Предположения детей проверяют: поместив в песок мелкие предметы, подносят к песку магнит.

Опыт № 9

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).

Опыт № 10

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

Опыт № 11

Определить способность металлических предметов намагничиваться Взрослый предлагает детям поднести магнит к скрепке, рассказать, что с ней произошло (притянулась), почему (на нее действуют магнитные силы). Осторожно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам, выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Осторожно отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится, выясняют почему (скрепка намагнитилась). Дети составляют цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к ранее намагниченному предмету.

Опыт № 12

Показать магнитное поле вокруг магнитов. Дети накрывают магниты картоном, подносят скрепки. Выясняют, как действует магнит: он приводит в движение скрепки, они двигаются под действием магнитных сил. Определяют расстояние, на котором скрепка начинает притягиваться к магниту, медленно, издалека подводя скрепку к магниту. С небольшой высоты медленно насыпают металлические опилки. Рассматривают полученные «магнитные» рисунки, которые располагаются больше у полюсов и расходятся посередине. Дети выясняют, что сочетанием нескольких магнитов можно «нарисовать» интересную «магнитную» картину.

Опыт № 13

Выявить действия магнитных сил Земли. Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

Опыт № 14

Понимать, что полярное сияние проявление магнитных сил Земли Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги - частицы солнечного ветра, шар - Земля).


Конспект комплексного занятия «Экологическое ассорти» (интеллектуальное мини-шоу) (Старшая группа)

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, как к родному дому, желание сберечь нашу планету Земля для потомков. Воспитывать понимание красоты слова, пробуждать чувства любви и восхищения окружающим. Развивать знания детей о природе родного края, о влиянии человека, его поведения в природе
Оборудование: волшебный орешек с конвертами, в которых задания, лист от жителей Цветочного города, экологические знаки, дидактическая игра «Экологические цепочки», иллюстрации цветов, которые занесены в Красную книгу; гербарий лекарственных растений, шапочка «Птичка», веночки для танца «Встреча весны», удостоверения «Юный эколог»

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, кто скажет, для чего мы тут все собрались?
- Мы хотим всё знать!
Воспитатель: Есть у меня друзья, не скажу, как звать.
Всё на свете хотят понимать и знать! Кто это?
- Мы!
Воспитатель : а что вы хотите знать?
1 ребенок: - Интересно, почему?
Ну, никак я не пойму,
Почему горбат верблюд?
Что такое целый пуд?

2 ребенок:
Где живут зимой медведи?
Кто отъел кусок луны?
Отчего машина едет?
Почему трубят слоны?
Как писать в тетради строчки?
Как читать с листа слова? (И.Гурина)

3 ребенок: Почему в реке вода?
Облака плывут куда?
Почему летают птицы
И не могут заблудиться?

4 ребенок:
Почему бывает дождик?
Почему течёт вода?
Почему краснеет борщик?
Почему горит звезда?
Почему кот лижет лапу?
Почему нет ночью дня? (С.Зайчик)

5 ребенок:
Почему кричат коты?
Для чего растут хвосты?
Где ночуют в речке раки?
Сколько лет живут собаки? (Л.Заикина)

6 ребенок:

Почему у кошки - лапы,
А у куриц- ноги?
Почему зайчонок в норке,
А медведь в берлоге?
Почему висят сосульки
С крыши вверх тормашками?
Почему у черепахи
Твёрдая рубашка? (Л.Нижегородцева)

7 ребенок:
Говорят мне папа с мамой,
Что я много говорю...
Ну а я ведь не болтаю,
А вопросы задаю.
Потому что есть на свете
Очень много "почему?",
На которые ответить
Очень трудно самому. (Е.Кравченко)

Входит Сова: Мир,таинственный,просторный,
Ждёт открытий,добрых дел.
Всё отдаст тебе,беспорно,
Что узнать ты захотел.(Марина Фейгина)
Я – мудрая Сова, обучаю всех,
К вам я в гости пришла,
На крыльях знания принесла.
Добрый день, дорогие дети!

Воспитатель: Посмотрите, дети, какая гостья к нам пришла. Она хочет нам что-то сказать. Давайте внимательно её послушаем.

Сова: К вам, мои дорогие, обращаюсь я,
Стоит на опушке елочка моя.
Не рубайте её, в лесу летают птицы мои,
Не обижайте их!

Воспитатель: Ой, что ты, Сова – мудрая голова, наши дети – большие любители природы, они знают, что природа – это таинственная книга, в которой много интересного и неведомого. А еще они знают, как нужно оберегать природу, заботиться о ней, приумножать её богатства. И сейчас это мы тебе докажем. Нам пришло одно письмо, но не открывается конверт, как будто он заколдованный (воспитатель пытается открыть конверт)
- Знаешь, Сова, этот конверт не простой, а с секретом.
Сова: Я знаю секрет конверта, он откроется тогда, когда дети споют веселую песню про природу.

Песня "Родная песенка" (Ю. Чичков - П. Синявский)

Конверт открывается, воспитатель достает письмо, в котором находятся задания, на каждом виде заданий – отметка (растения, животные, птицы).

Вопросы о растениях:
Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
Как называется плод у березы? (Сережка)
Самый ядовитый гриб? (Бледная поганка)
Самое высокое дерево? (Секвойя)
В стволе какого австралийского дерева можно разместить небольшое кафе? (В баобабе)
Какое растение опекает, как огонь? (Крапива)
Какие вы знаете лекарственные растения?
(Демонстрация гербария растений и рассказы детей об этих растениях)
Календула (Ноготки)
Это лекарственное растение лечит кашель. Если есть ранка, нужно заварить цветы календулы, промыть её этой водичкой – и ранка быстрее заживет.
Подорожник
Если кто-то поранился, то нужно совать листочек, помыть его, а есть нет воды, вытереть с него пыль. Потом потереть, чтобы появился сок и приложить к ранке. А когда придешь домой, то нужно ранку помазать зеленкой.
Ландыш
С ландыша делают лекарства, которые лечат сердце. И животные лечатся. Лисичка ест красные ягодки ландыша, если заболеет. Но нам их есть нельзя – для человека они ядовитые.
Мать-и-мачеха
У этого растения интересные листочки. Верх – холодный, а низ теплый. Сначала появляются цветы, а потом – листочки. Когда кто-то кашляет, нужно пить чай с листочками мать и мачехи.
Одуванчик
Лекарственное растение. Цветочки появляются весной. С молодых листиков можно делать салат. Это очень полезно потому в листочках одуванчиков много витаминов.
(Потом дети называют названия других лекарственных растений, которые есть в гербарии: мальва, мак, крапива, ромашка, хмель, тысячелистник, спорыш)

Вопросы о живот ных
Кто слышит ногами? (Кузнечик)
Чем зудит комар? (Крыльями)
Чем интересен паук-волк? (Он плюется паутиной)
Чем отличаются насекомые от пауков? (У насекомых 6 лапок, у пауков 8 лапок)
Что ест зимой жаба? (Она спит зимой)
Какое животное летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса)
Самое большое животное на земле? (Синий кит)
Самое высокое животное? (Жираф)
У какого животного 2 горба и 2 желудка? (У верблюда)

Вопросы о пти цах
Каких птиц больше всего на Земле? (Домашних кур)
Какая птица строит своё гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)
Какую птицу называют «крылатая крыса»? Почему? (Она ворует яйца из гнезд других птиц)
Какая птица самая большая? Она быстро бегает, но не умеет летать.
Какая самая маленькая птичка в мире? (Колибри)
Какая птица громче всех кричит? Её слышно за несколько километров. (Павлин)

Воспитатель: Сова – мудрая голова, дети правильно ответили на вопросы?
Сова: Всё правильно, молодцы! А сейчас я предлагаю детям поиграть в игру, которой исполнилось уже 155 лет (с 1960). Эта игра называется «Птичка»
(Дети становятся в круг, в середине круга с шапочкой птички на голове ребенок)
А, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети;
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!

Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.

Нет, не пустим, птичка, нет!
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.

Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю:
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю...

Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке!

О! не бойтесь: в теплый край
Улечу зимою;
А в неволе - светлый рай
Будет мне тюрьмою.

Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить:
Все б тебя ласкали.

Верю, детки: но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.

Правда, правда, птичка! ты
Не снесешь неволи...
Ну, так бог с тобой - лети
И живи на воле!

Пчельникова Августа, "ПОЙМАННАЯ ПТИЧКА"
(Дети поднимают руки и птичка вылетает из круга)

Воспитатель: Молодцы, дети, что отпустили птичку на волю. А теперь послушайте и попробуйте объяснить экологические ситуации.
1 ситуация. Ранняя весна. Дети в парке увидели первые подснежники, пролески, каждый сорвал по цветочку. Подошли к воспитательнице и сказали, что эти цветочки дарят ей. Правильно поступили дети? Какие еще цветы занесены в Красную книгу?
(Дети подходят к фланелеграфу и выкладывают каждый по цветочку, называя его)
2 ситуация. Два мальчика шли по тропинке к ставку и вдруг увидели на земле маленького лягушонка. «Он, наверное, заблудился. Давайте его возьмем к себе!» - сказал один из мальчиков. «Нет, не трогай, он сам найдет дорогу домой» - сказал второй. Кто из мальчиков прав?
3 ситуация. Отгадайте лекарственное растение: в его листьях содержится много витаминов. Весной с его варят зеленый борщ. В старину с его добывали зеленую краску, а с волокон делали мешковину. А вы думали, что она только жжет?
Воспитатель: Интересно путешествовать по стране Природа, но пора и отдохнуть.
Физкультурная минутка (Физические упражнения под песню «Песенка про зарядку» Г.Гладков, Г.Остер)
Сова: Дети, в конверте есть еще одно письмо с надписью «Помогите нам». Давайте посмотрим, что в нем. Что же тут написано? Читает: «В Цветочном городе произошла беда – погибли фруктовые деревья, пчелы перестали собирать сладкий нектар. Что же нам делать? Помогите!»
Воспитатель: Дети, вы хотите помочь жителям Цветочного города? На фланелеграфе нужно выложить цепочку «Что нужно для того, чтобы выросли фрукты?» (Нужна хорошая почва, нагретая солнцем и политая дождиком, нужно посадить дерево, ухаживать за ним и чтобы птицы собирали с него вредных гусениц)
Дополнительные вопросы:
- А если мы уберем из этой цепочки дождик? (Тогда земля будет холодной и почки на веточках не раскроются)
- А если убрать птиц? (Тогда гусеницы съедят листочки и цветочки и фрукты не вырастут)
Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь нужно помочь пчелкам и выложить цепочку, которая покажет, что нужно для того, чтобы пчелы собрали мед.
(Чтобы пчела собрала мед, нужно, чтобы из земли, нагретой солнцем и политой дождем, выросли цветы и деревья)
Дополнительные вопросы:
- Что случится, если цветы не вырастут? (Пчелкам не с чего будет собирать сладкий нектар)
- А если убрать из цепочки воду? (Цветы и деревья не будут расти без воды)
- Какая роль человека в этих цепочках? (Человек сажает цветы, деревья, кустарники, ухаживает за ними, поливает, когда нет дождей; собирает урожай; вывозит ульи пчел в поле, лечит их)
Воспитатель : Видите, дети, как в природе всё взаимосвязано? Наверное, жители Цветочного города забыли о каком то важном звене в цепочке, вот и приключилась беда. Без помощи человека деревья и цветы не всегда могут себя защитить. И человек не может без них жить.
- Дети, давайте вспомним правила поведения в природе. В этом нам помогут экологические знаки.
- Не зажигать костры на траве и около деревьев
- Не включать радио и магнитофон в лесу – это пугает птиц и зверей
- Нельзя ловить красивых бабочек
- Не ломайте ветки деревьев
- Не оставляй после отдыха мусор
- Нельзя ножом вырезать на деревьях слова, резать их кору
- Не рви цветы на лугу в лесу, они все равно завянут по дороге домой
- Не рви грибы, а срезай их ножом. Если это ядовитый гриб, все равно не нужно его топтать. Например, мухомором лечатся лоси и некоторые птицы.
- Нельзя брать диких животных домой, они должны жить в природе
- Не обижай, не убивай жаб и ужей – они полезные
- Нельзя трогать в гнездышках яйца, потому что птица бросит гнездо и тогда птенчики погибнут
- Не рви паутину в лесу
- Не разрушай муравейники
- Зимой нужно делать кормушки и кормить птичек

Всё верно вы сказали, Нужно любить и беречь природу, красоту, которая нас окружает.
- Дети, а кто хочет рассказать красивый стих о природе?

Дети рассказывают стихи:

Идет коза, растет лоза, густой листвой одета.
Глядит коза во все глаза: «Не для меня ли это?»
Спит коза, трещит лоза, козе и горя мало.
Закрыв глаза, грызет коза. Всю красоту сжевала.
Когда, малыш, ты в сад бежишь, обрызганный росою,
Не рви цветов, не гни кустов, не надо быть козою!

Поют для вас от всей души
На ветке птицы – щебетушки.
Побеспокойтесь, малыши,
Чтоб были полными кормушки.

Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите.
Все на свете нужны.
И мошки на свете
Не меньше нужны, чем слоны
Нужны все на свете,
Нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.

Воспитатель: Теперь ты убедилась, уважаемая Сова, что наши дети – настоящие любители природы?
Сова: Да, конечно, дети поразили меня своими знаниями о Матушке – природе, а так же я узнала много нового. И я верю в то, что такие заботливые и бережливые дети не причинят вреда природе.
Воспитатель: Дети, к нам пришла весна, Земля просыпается от зимнего сна. Давайте встретим весну весенним танцем.

Танец «Встреча весны»

Воспитатель : От природы человек берет всё, что ему нужно для жизни. Вот почему к Матушке-природе нужно относиться с заботой. И от того, как мы будем относиться к ней, будет зависеть наше будущее. Уничтожить природу легко, а сберечь трудно. На память о том, как вы учились беречь природу, относиться к ней с любовью, вам вручаются свидетельства «Юный эколог»

Сова и воспитатель вручают детям свидетельства.

Алена Попова
Сборник опытов по экологии. В помощь воспитателям

«…логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей.»

К. Ушинский

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение , экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно , заботливо, гуманно относились к природе, постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по экологии подкреплять в опытах и экспериментах .

Для каждой возрастной группы ДОУ (средней, старшей, подготовительной) даются подробные сценарии опытов и экспериментов по экологическому воспитанию дошкольников .

Пособие адресовано воспитателям ДОУ и родителям дошкольников.

Цель :. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

Задачи :

Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия , совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Развивать мелкую моторику и тактильною чувствительность,учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух)

Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой

Продолжать учить любоваться красотой летней природы

Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух)

Опыт «Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

Ход опыта : повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.

Вывод : солнце нагревает предметы.

Опыт «Буря»

Цель : доказать, что ветер – это движение воздуха.

Ход опыта : дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы : Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.)

Вывод : ветер – это движение воздуха.

Опыт «В почве есть воздух, в воде несть воздух»

Цель : закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.

Ход опыта : взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку : один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

Вывод : мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.

Опыт «Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха

(не имеет определенной формы. Распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперементирования.

Ход опыта : воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод : воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Опыт «Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход опыта : Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы) .

Вывод : семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

Опыт «Какое значение имеет размер семян?»

Цель : показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

Ход опыта : Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.

Вывод : всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких : среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта : В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками : теплая (ее нагрело солнце,сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая) . Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).

Вывод : изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Опыт «Наблюдение за пауком»

Ход опыта : Рассматривание паучка через лупу : как он выпускает нить; подбегает к месту ее прикрепления; откусывает, и, подбирая свои ножки, пускается в путь.

Опыт «Уличные тени»

Цели : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта : Рассматривание теней. Когда появляется тень? (когда есть источник света) пятно

Вывод : тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

Опыт «Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Ход опыта : Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод : воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

Опыт «Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега.

Ход опыта : Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод : снег под действием температуры тает, превращается в воду.

Опыт «Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда.

Ход опыта :В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод : предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.

Опыт «Уличные тени от фонарного света»

Цель : показать на опыте , как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта : Когда появляется тень? (когда есть источник света) . Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно : тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Вывод : тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света.

Опыт «Определение чистоты снега»

Цель : учить определять чистоту снега.

Ход опыта : Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»

Ход опыта : В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (лед- твердое, вода- жидкое, пар – газообразное) .

Опыт «Замерзание воды»

Цели : развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.

Ход опыта : Где вода быстрее замерзнет : на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзнет быстрее.

Опыт «Свойства снега»

Цель : продолжить знакомство со свойствами снега.

Ход опыта : В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял) .

Опыт «Таяние и замерзание воды»

Цели : развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта : Двум детям (один в рукавицах, другой-нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед : кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда в разной скорости таяния.

Вывод : лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры»

Цель : закреплять представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.

Ход опыта . С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс.

Вывод : вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.

Опыт «Вода и снег.»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход опыта . Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье- лед.

Вывод : рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детскийсад № 32 «Счастливое детство» города Рубцовска

«Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

мастер-класс

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством игр

и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

    Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей.

    Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

    Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.

    Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

    Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам,

работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

Количество часов – 15 минут

Форма проведения:

3 минуты - визитка

10 минут – практическая деятельность

2 минуты - рефлексия

Количество теоретических часов

Вхождение в тему

Общие сведения;

Научная обоснованность;

Практическая деятельность

Сказка в игровой форме «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

Рефлексия


Оборудование: маленькое насекомое, 3х-литровая банка, пищевая пленка, скотч,

2 тазика, цветы лотоса из бумаги, лодочка, 2-банки пол-литровые, 1 – литровая,

соль, ложка, поднос, тарелочки, спички, трубочки для коктейля, гуашь, альбомные

листы, музыка Ю. Антонова, мыльные пузыри.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016 /2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель и задачи самообразования по теме: «Игра и эксперименты, как средство

экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника.

Задачи:

Изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а

именно экологические игры;

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

Этапы разработки:

    Подготовительный (сбор информации по проблеме).

    Организационно-диагностический

    Результативный

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Выявить особенности экологической игры и эксперимента.

2. Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и

экспериментов.

3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

4. Разработать методический банк (картотека экологических игр, опытов и

экспериментов).

Литература по теме:

    Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с.

    Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.

    Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.

    Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.

Чей опыт предполагается изучить по данной теме:

1. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в

детском саду».

Ход мастер – класса

1 часть – Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-

классе по теме «Игры и эксперименты, как средство экологического

воспитания детей дошкольного возраста». Думаю, что педагоги, использующие

экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие –

поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения

мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на

познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами,

руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай

попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания

окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так

как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и

именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и

поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу

экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в

мир детства и приглашаю в сказку.

2 часть мастер – класса Практическая

Сегодня в игровой форме на основе сказки я представлю вам и с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Каждая группа участников мастер-класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

    В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и

сёстры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему

захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать

мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле

маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это

Опыт №1.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась

небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление

налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь

банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

    Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

Опыт №2

Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните

чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на

0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море

легче, чем в реке. И лодка не тонет.

    Солнышко уже было высоко, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

Опыт № 3.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи

карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду,

налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

    Потом он увидел, что написано на лепестках лотоса: «Тебя поведет вперед звезда!» Ребята, а вы видите где-нибудь звезду? И я никакой звезды не вижу! Где же нам ее искать? Ведь звезды всегда указывали путь путешественникам. А может, ее нужно сделать самими?

Опыт № 4

Посмотрите на предметы на столе. (На столе в нескольких тарелочках разложены

по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего можно сделать звезду? Если

капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, они выпрямятся и образуют

Вывод: Волокна дерева впитывают воду, «толстеют» и не могут сгибаться –

выпрямляются.

Утенок так внимательно наблюдал за звездами, что не заметил, как уснул. Так

закончилось путешествие любопытного утенка. Утенку очень понравилось гулять

и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие

вопросы он знал ответы:

1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему лодка не тонет?

3. Почему же распускаются кувшинки?

4. Как можно сделать звезду?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс

усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,

приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В результате организации детского экспериментирования по средством игр у детей:

развивается познавательная активность,

появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе,

бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотез

и подтверждать предположения, делать выводы.

развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность,

познавательная активность и целеустремленность.

Заключение:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

3 часть - Рефлексия «Все в твоих руках»

Уважаемые коллеги! Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня мастер – класса.

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по

которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

Спасибо за внимание!