Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников. Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста Формирование навыков осознанного безопасного поведения

Консультация для родителей «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников»

ЦЕЛЬ. Стимулировать желание родителей к совместному сотрудничеству по созданию условий для формирования осознанного безопасного поведения дошкольников в чрезвычайных ситуациях.

1. Пропагандировать правила ПБ.

2. Напомнить о правильных действиях в случае возникновения пожара.

3. Формировать сознательное ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

4 Активизировать участие родителей в практическом обучении детей правилам безопасного поведения в ЧС;

5. Повышать компетенцию родителей в вопросах организации и обеспечения ПБ детей в быту.

Начинается мероприятие с проведения тестирования.

ТЕСТ «Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье? »

(Родителям предлагается самостоятельно подвести итоги теста)

Итак, каждый для себя сделает выводы, а мы сейчас попытаемся сократить наш путь к безопасному образу жизни.

Мы, взрослые, постоянно испытываем тревогу за маленьких детей. Ведь ребёнок, попав в различные жизненные ситуации, может растеряться.

Поэтому нам нужно обеспечить безопасность и здоровье наших детей.

Что для этого должны сделать взрослые? (Ответы родителей)

Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми – все это составляющие общей культуры безопасности. И если мы будем постоянно одергивать ребенка и говорить ему о том, что тут он может попасть под машину, там обжечься, здесь пораниться, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное создание с большим багажом комплексов.

А если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

Итак, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности, нужно:

Во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.

Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в лесу, в транспорте и т. д.

В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайной ситуации. Эффективен способ показа последствий неправильного поведения.

В этом нам хорошо помогают сказки, которых Вы знаете немало: авторских и русских народных. Но сейчас надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям.

Остановимся подробнее на ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить…

Назовите основные причины возникновения пожара:

Неосторожное обращение с огнем

От печного отопления

Нарушение правил пользования электрическими приборами

Неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети:

Пожары от бытовых газовых приборов

Шалость детей согнем

Оставление детей без присмотра

Предлагаю сделать ПРОТИВОПОЖАРНУЮ ЗАРЯДКУ ДЛЯ УМА

* Синонимы слова Огонь – это…

(Пламя, искра.)

* Может ли юмор быть пожароопасным?

(Да, когда он искромётный.)

* Самый спортивный огонь – это. Какой?

(Олимпийский огонь – символ Олимпийских игр.)

* Самые новогодние виды огня – это…

(Бенгальские огни, ёлочные свечи.)

* Пожарище – это очень большой пожар или место, где был пожар?

(Это место, где был пожар.)

* Огнедышащий дракон из русских сказок – это…

(Змей Горыныч.)

* Из какого дерева делают спички?

* Что означает старинная русская пословица: "Из огня да в полымя"?

(Из плохого положения попасть в ещё худшее. Полымя - то же, что пламя.)

* Какой старинный русский праздник сопровождался прыжками через огонь?

(Ивана Купала.)

* Почему в детских учреждениях выходы из помещений открываются наружу?

(Для более быстрой эвакуации детей при пожаре.)

Если уж взрослых привлекают разнообразные формы работы по проблеме, то детям, исходя из особенностей восприятия и понимания ими информации, это просто необходимо.

Поэтому в детском саду для решения задач по теме Пожарная безопасность мы предлагаем следующее:

Ознакомление с правилами пожарной безопасности на специально организованных занятиях

Ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы

Использование публикаций периодической печати

Исследовательская деятельность (опыты, практические упражнения, моделирование ситуаций)

Игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры)

Организация тематических конкурсов поделок и детских рисунков

Совместная творческая деятельность детей и родителей

Встречи с интересными людьми профессии «пожарный»

Экскурсии в музей и пожарную часть

Игры-драматизации, развлечения, досуги.

В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Настройтесь на совместную работу детского сада и семьи. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!

Ведущие цели обновленной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы).

Знакомство детей с правилами безопасного поведения, согласно программе, следует начинать уже со второй младшей группы. В этом возрасте стоит задача: «Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора».

В средней группе программой предусмотрена следующая задача: «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знание правил дорожного движения».

В старшей группе происходит дальнейшее усложнение программы и ставится задача: «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Вместе с родителями учить соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора. Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, в отсутствии взрослых не пользоваться электроприборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы. Научить детей в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» (01, 02, 03)». К концу года, при правильно организованной работе воспитателя, дети могут: различать и называть виды транспорта; знать свой домашний адрес; знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.

Задачи программы в аспекте воспитания безопасного поведения у детей подготовительной к школе группы: «Обогащать представление о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном. Учить свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке, пользоваться планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении». К концу года дети могут: различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

В библиотеке «Программы воспитания и обучения в детском саду» выпущено пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, методистов по дошкольному воспитанию, а также родителей: «Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3 - 7 лет ».

Автор пособия, Тамара Филипповна Саулина, также считает, что знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

«Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях».

Далее автор указывает, какое оборудование должно быть на участке детского сада. Для прогулок детей каждой возрастной группы следует выделить свое постоянное место - групповой участок. Дорога вокруг здания детского сада должна использоваться как «проезжая часть», на ней наносится разметка - разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода - «зебра». Во время прогулки дети могут упражняться в соблюдении правил дорожного движения: ходить по тротуару, переходить на свой участок по пешеходному переходу, ездить на велосипеде, самокате педальной машине по правой стороне «дороги с разделительной полосой».

Для развития сюжетно-ролевых игр целесообразно установить на площадке макеты разных видов транспорта, ширмы-макеты городского ландшафта (домики с окнами, разрисовать которые можно с помощью детей).

Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится непосредственно инспектором ГИБДД или при его участии; активно помогают родители и школьники - инспекторы ЮИД.

При обучении правилам дорожного движения нельзя допускать перегрузки детей излишней информацией, нужно учитывать состояние здоровья и настроение ребят. Обучение следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса:

  • · На занятиях по трудовому воспитанию дети учатся изготавливать атрибуты для игр (жезлы, машины, шапочки, флажки).
  • · На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети получают представление о различных видах транспорта через рассматривание картин, просмотр диафильмов, чтение рассказов, разучивание стихотворений, беседы, наблюдения на экскурсиях.
  • · На занятиях по развитию элементарных математических представлений воспитатель дает понятие «левая, правая сторона», привлекает детей к составлению плана участка, дороги.
  • · На занятиях по конструированию детей учат создавать различные модели (здания, мосты, самолеты, машины, дома, улицы) как из напольного, так и настольного строительного материала; учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой.
  • · На занятиях по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта; соблюдать форму, величину, строение и соотношение частей.
  • · На физкультурных занятиях детей учат ездить на велосипеде по прямой линии, по кругу, змейкой, тормозить; продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
  • · На музыкальных занятиях дети принимают участие в праздниках, театрализованных представлениях, развлечениях по теме: «Дорожная азбука».

В детском саду ребенок должен овладеть знаниями и умениями:

  • 1. Правила светофора: красный свет - дороги нет, желтый - предупреждение, зеленый - путь открыт. Даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности.
  • 2. Пешеходный переход - «зебра». Там, где его нет - необходимо посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить.
  • 3. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки приоритета, информационные знаки, опознавательные знаки транспортных средств.

Полученные знания дети используют в игре, как основном виде деятельности. Воспитатель выделяет в группе место для игры, где сосредоточен наглядный материал по данной тематике.

Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предупреждения. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице. В этих целях широко используются:

  • · информация на стендах для родителей, в папках-передвижках;
  • · родительские собрания, беседы с участием психолога, инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц;
  • · семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений;
  • · «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
  • · Совместные праздники и развлечения («Папа, мама, я - пешеходная семья»);
  • · Выпуск стенгазеты для родителей.

Параллельно с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в 2005 году вышли методические рекомендации «Ребенок и окружающий мир», автор О.В. Дыбина, содержащие направления и методику работы по реализации программных задач на всех этапах дошкольного детства. При работе с детьми старшей группы по обучению правилам безопасного поведения, по мнению Ольги Витальевны Дыбиной, воспитатель учит детей соблюдать правила уличного движения (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора), знакомит их с разными знаками - простыми (жесты, звуковые, стрелки) и универсальными (знаки дорожного движения); организует экскурсию: «Какие знаки есть на улицах, о чем они рассказывают» и беседы о правилах поведения и безопасности на улице: «Правила пешехода», «Катание на велосипеде», «Опасности на льду», «Прогулки по тротуару», «Игры во дворе» (необходимо обсудить с детьми возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города).

Нужно учить детей элементарным основам безопасности жизнедеятельности, познакомить с номером телефона «03», научить вызывать «Скорую медицинскую помощь». Побеседовать о том, к кому можно обратиться за помощью, если ребенок потерялся на улице. Дети должны знать номер милиции - «02». Объяснить, как опасно играть с огнем, какой большой бедой это может обернуться; научить правильно вести себя с случае пожара, звонить «01».Рассказать о пожарных, их трудной профессии, смелости, их действиях на пожаре.

Можно провести серию занятий «Мои друзья», чтобы показать детям: все предметы полезны, но с некоторыми из них - колющими, режущими, горячими и т.д. - надо обращаться очень осторожно.

Таким образом, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предполагает формирование навыков безопасного поведения детей по следующим направлениям:

  • 1. Поведение ребенка на улице (ориентирование, знание правил дорожного движения).
  • 2. Опасные ситуации дома (осторожное обращение с огнем, острыми, колющими и режущими предметами).

Формирование навыков безопасности поведения детей Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о несчастных случаях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского травматизма в дошкольном учреждении. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно.Эти правила следует подробно разъяснять детям, затем следить за их выполнением, так как, я подчеркиваю, безопасность это и стиль жизни, и адекватное поведение в неожиданных ситуациях. Воспитание безопасности непрерывный, систематический и последвательный процесс, начинающийся с раннего возраста. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательную систему, включающею все видыдеятельности: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально-ритмическую. Таким образом, мы ставим цель: знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения. Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи: Развивать у детей самостоятельность и ответственность Создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дороге Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях на дороге Формировать представления дошкольника о безопасности поведения в различных дорожных ситуациях Учить детей регулировать свои поведенческие реакции Эфективность реализации поставленных задач, во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении Предметно-развивающая среда включает в себя:

  • уголки безопасности в группах
  • информационные уголки для родителей
  • позновательно-агитационные материалы
  • иллюстративные стенды для детей и взрослых
  • организованную деятельность детей- занятия,экскурсии
  • совместную деятельность взрослых и детей- беседы,чтение, драматизация сказок
  • свободную, самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры
Проблему, связанную с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому в вопросах воспитания безопасности поведения детей важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей Эфективной формой работы по предупреждению детского травматизма и обучению правилам безопасного поведения является тесное сотрудничество с инспектором мчс. Инспекторы проводят занятия с детьми, выступают на родительских собраниях, на педсоветах Несчасных случаев на дороге будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей без присмотра на улице, дома, во дворе. Если ребенок сталкивается в своей жизни с реальной опасностью, то он должен обратиться за помощью к взрослым. От взрослых дети получают самую действенную поддержку. Спасибо за внимание

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице. Взрослые люди, имеющие профессиональную подготовку и жизненный опыт, вынуждены в современных условиях постоянно пополнять свои знания и навыки в области безопасности жизнедеятельности. В этих особых условиях особую актуальность приобретает изучение предмета “Основы безопасности жизнедеятельности”, введенного в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.

Курс этого предмета направлен на “формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим”. Таким образом, появилась необходимость подготовки детей к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных ситуациях. Наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном возрасте.

Детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.

Для дошкольных учреждений, в 1997 году вышла программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, авторами которой является Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина.

Результатом тщательного изучения мониторинга стала разработка перспективных планов, (приложение №1,2) включающие в себя следующие разделы:

  • беседы,
  • экскурсии,
  • занятия,
  • чтение художественной литературы,
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры.

Учитывая содержание программы “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, направленное на приобретение детьми не только теоретического, но и практического опыта, мы сделали такой вывод, что целесообразно проводить как обучающие, игровые, так и практические занятия. В обучающие занятия включались те, которые давали детям теоретические знания по пользованию предметами домашнего быта; по поведению в экстремальных ситуациях; по изучению правил поведения в быту; по обучению способам выхода из конфликтных ситуаций.

В игровые занятия включались специальные тренинги для отработки защитных навыков поведения, разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения на улице, дома, с животными, в лесу.

Практические занятия включали в себя:

Работу с макетами;

Обучению пользованию телефоном

Учились, как правильно пользоваться ножницами, иглой;

Проводились опыты с лупой, землей, песком, водой;

Учились, как правильно пользоваться предметами быта;

Учились, как правильно оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах и порезах;

Изготовление плакатов по темам: “Пожарная безопасность”,”02, 03, 04”;

Проводились тренинги на тему, если встретился с незнакомцем.

Работа по “ОБЖ” предусматривалась не только на занятиях, но и в процессе режимных моментов, игр, бесед, развлечений, экскурсий.

В процессе проведения режимных моментов мы старались формировать у детей навыки личной гигиены; обращали внимание на их самочувствие, внутренние ощущения в течение дня. Для закрепления знаний проводились различные игры: дидактические, словесные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые. Некоторые игры нам пришлось изготавливать, например, “Лабиринты”, “Составь картинку”, “Безопасная дорога”. Для повышения уровня знаний проводили экскурсии: в музей, в экстренные службы города, на природу. Реализация программы осуществлялась в соответствии с разработанными планами, с учетом основных принципов планирования, возрастных и психологических особенностей детей.

По каждому тематическому разделу нами проводилась определенная работа. При изучении раздела “Ребенок и другие люди”, мы рассказывали об опасности контактов с незнакомыми людьми, при этом учитывали, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут представлять опасность, а какие - нет. Многие считали, что люди не могут принести вреда. Учитывая результаты первичной диагностики, с детьми рассматривались типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Например, взрослый приглашает покататься на машине; взрослый угощает конфетой и уговаривает пойти с ним куда-либо. Для закрепления пройденного материала предлагали детям игры – драматизации. Очень часто на помощь детям приходил Стобед (большая мягкая игрушка), и дети с удовольствием ему помогали. С детьми рассматривались и обсуждались возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, ведет к машине), мы старались объяснить детям, что нужно делать в подобных ситуациях. С детьми отрабатывались защитные формы поведения. Большое внимание уделяли робким и застенчивым детям, чтобы они научились громко кричать, звать на помощь. После бесед с детьми выяснилось, что не все дети могут сказать “нет” подросткам, взрослым, детям, которые зовут на стройку, в подвал или на окраину города. Так, с детьми проводились специальные упражнения, чтобы научить говорить – нет, например, упражнение “Зеркало”. Дети узнавали о том, что опасности могут подстерегать на улице, в подъезде, дома, и в связи с этим нужно выполнять ряд правил: нельзя уходить далеко от дома, заходить в лифт с незнакомыми людьми, открывать дверь незнакомым людям. На эту тему также разыгрывались различные ситуации:

Ребенок дома один;

Ребенок дома с взрослыми;

Ребенок с друзьями.

Изучение тематических ситуаций подкреплялось знакомством со сказочными сюжетами, например, “Красная шапочка”, “Петушок – золотой гребешок”, “Волк и семеро козлят”.

Тематический раздел “Ребенок и природа” содержит очень большой объем, который должны усвоить дети. Занятия проводились с акцентом на богатейшую, красивую природу Башкортостана. Обязательным пунктом в работе было обучение детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, не ломать ветки, не бросать мусор в лесу и т.д.). Одновременно объясняли, что нужно помнить об опасностях, связанных с ядовитыми растениями или при контакте с животными. Для ознакомления детей с ядовитыми растениями, а также со съедобными ягодами и грибами, использовали иллюстрации, наглядные материалы. Закрепление знаний проходило с помощью дидактических игр: ”Съедобное – несъедобное”, ” Поле, лес, огород” и т.д. Проводились экскурсии в различное время года на водоем, где изучали не только растительность и насекомых водоема, но и правила поведения на воде; в сквер, парк, лес. В изучении различных правил экологической безопасности мы использовали стихи С.Я.Маршака, Усачева.

При ознакомлении детей с предметами домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности для детей, мы разделили эти предметы на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться пользоваться (нож, иголка, ножницы);
  • предметы, которые взрослый должен хранить в недоступных для детей местах.

Проводимая работа была построена на основе разделения предметов на три группы. Например, дети узнавали, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Объяснение этого материала дополнялось примерами из литературных произведений: “Кошкин дом” С.Маршака, “Неизвестный герой”. Для обучения навыкам пользования предметами второй группы организовывались специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков в зависимости от возраста детей. Проблемы безопасности детей по обращению с предметами третьей группы и правила их хранения стало содержанием работы с родителями.

В процессе реализации программы “ОБЖ” приоритетным направлением в нашей работе и работе дошкольного учреждения, есть и будет содержание раздела “Здоровье ребенка”. За основу мы взяли программу Лазаревой “Здравствуй”, Для эффективной работы мы скоординировали свои тематические занятия с валеологом и старались дать детям как можно больше знаний по разделу “Здоровье ребенка”. Мы объяснили детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Затем познакомили детей с тем, как устроено тело человека, его организм. На практических занятиях предлагали послушать с помощью фонендоскопа биение сердца. Во время режимных моментов всегда обращали внимание детей на их самочувствие. В нашем детском саду используются разные формы организации двигательной активности: гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, динамические паузы, физкультурные праздники и дни здоровья. Чтобы формировать у детей ценности здорового образа жизни. Медицинские работники всегда рассказывали о значении и необходимости проведения разного рода мероприятий: дыхательной гимнастики, массажа, физиотерапии. В процессе формирования у детей навыков личной гигиены, подводили детей к тому, чтобы выполнение и соблюдение не являлось требованием взрослых, а становилось личной инициативой каждого ребенка. В нашем детском саду большое внимание уделяется не только физическому здоровью, но и психическому здоровью и эмоциональному благополучию детей. Наша совместная работа с психологом по разделу “Эмоциональное благополучие ребенка”, тому обоснованное подтверждение. Психологическое здоровье, эмоциональное благополучие – симптомы нормального детства. Нам, как воспитывающим детей, надо всегда помнить: дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы, это нужно учитывать и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. При помощи психолога, дети научились правильным способам выхода из конфликтных ситуаций. Достигнуто это было при помощи специальных игр, занятий. Для подведения итогов работы с детьми мы проводили итоговую диагностику. Результаты оказались хорошими. Просмотрев графическое изображение первичного и итогового мониторинга, мы убедились в том, что дети имеют хорошие знания по данным разделам. Работа с детьми в подготовительной группе осуществлялась по тому же принципу, что и с детьми в старшей группы. Отличительной чертой стало усложнение, предусматриваемое в наполнении содержания каждой из форм работ. В своей работе мы использовали принцип “Возрастной адресованности”. В течение этих лет мы вместе с детьми изучали науку безопасности. Это наука особая – она учит, как защитить себя, как помощь другим в трудную минуту. Мы не сомневаемся, что дети извлекут большую пользу из наших занятий, игр, бесед. В наши трудные времена мы не представляем себе лучшего качества у подрастающего поколения, чем внутреннее чувство защищенности и способности справиться с любой подстерегающей их опасностью.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу по “ОБЖ”, но необходимо ее расширить и из безопасности перейти к Воспитанию культуры безопасности дошкольников.

Используемая литература:

  1. Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина “Безопасность глазами ребенка”
  2. Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина “Основы безопасности детей дошкольного возраста” Программа для дошкольных образовательных учреждений.
  3. Е.А.Алябьева “Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста”
  4. П.Статмен “Безопасность вашего ребенка”
  5. С.И.Семенака “Уроки добра”
  6. Журнал “Основы безопасности жизни” №8,9 – 05г., № 5,9 – 99г.

Нина Шувалова
Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста

Само понятие «безопасность » подтверждает важность и необходимость проведения работы по формированию безопасного поведения в быту . Ребёнок в силу возраста , отсутствия жизненного опыта может подвергаться различным опасным ситуациям. При этом взрослые, любящие и опекающие своих детей часто повторяют «не трогай» , «отойди» , «нельзя» . Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Безопасность -это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту .

Цель моей работы – формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них .

Задачи :

1. Формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту и способах правильного поведения .

2. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту .

3. Формировать навыки осторожного обращения с электроприборами.

4. Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширять представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем;

5. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников .

Развитие ребёнка происходит в различных образовательных областях. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту , социуме и природе.

Работа строилась в три этапа :

1. Диагностика навыков безопасного поведения детей в быту . Анкетирование родителей.

2. Система работы по формированию навыков безопасного поведения в быту .

3. Выявление навыков безопасного поведения в быту .

Первый этап.

На первом этапе был выявлен уровень сформированности навыков безопасного поведения детей в быту . Мы выяснили, что не все дети имеют полное представление о том, как правильно обращаться с электроприборами, о причинах и последствиях неправильного обращения с огнём.

Анкетирование родителей показало, что многие из них не интересуются данной проблемой, зачастую сами демонстрируют отсутствие культуры поведения в быту и , соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения .

Второй этап работы

Свою работу я начала с создания условий для ознакомления :

Оборудована предметно-пространственная среда . В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта реализуются принципы : доступности, безопасности , вариативности, содержательной насыщенности, трансформируемости , полифункциональности.

Для ознакомления ребенка с основами безопасности я использовала : альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.

Игровое пространство оснащено элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника . Вследствие интеграции с другими образовательными областями, происходит формирование у детей интеллектуального потенциала, формируются такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Взаимодействие с ребёнком ориентировано на его личностное развитие, создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок чувствует себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Принципы организации воспитательно-образовательной работы :

Принцип системности. Работа проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Однако, тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы, поэтому я учитываю реальность событий.

Принцип интеграции. Работа по воспитанию безопасного поведения ребенка- дошкольника проводится во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Стараюсь довести до родителей, что в вопросах безопасности ребёнка мы действуем сообща, дополняя друг друга.

Методы ознакомления детей с основами безопасного поведения в быту .

1. Беседа с рассматриванием иллюстраций («Дом – машина для жилья» , «Огонь – наш друг» , «Как люди овладели огнём» , «Как избежать пожара» , «Почему окно может быть опасно?» , «Таблетки – это не конфетки» , «Скорая помощь» , «Как вызвать милицию?» , «О правилах безопасного поведения возле ёлки » ); просмотр презентаций; свободное общение («Какие опасности подстерегают нас в помещении» , «В этих предметах спрятан огонь!» , «Как подружиться с электричеством» , «Использование и хранение опасных предметов» , «Поговорим о домашней аптечке» , «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» ); составление творческих рассказов; совместное изготовление коллажей («Опасные и безопасные предметы » , «Пожароопасные предметы» , «Наши помощники и враги дома» : отгадывание и заучивание загадок о бытовых предметах, профессиях врача, пожарного, милиционера, заучивание пословиц и поговорок.

2. Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

(игры - тренинги, «Пожарная тревога» , «Из группы исчезли все стулья» , «Плохо воспитателю – что делать?» , «Мы – спасатели» , «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?» )переделывание сказок так, чтобы дети могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации.

имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

3. Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов , повышает познавательную активность.

4. Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Игры типа «Что мы знаем о вещах» , «Раз, два, три, что опасно – найди

5. Чтение художественной литературы. способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний. Гальченко В. «Приключения пожарного» , Житков Б. «Помощь идет» , «Что я видел» ; Маршак С. «Пожар» ; «Рассказ о неизвестном герое» . «Кошкин дом» ; Островский Б. «С огнем не шутят» и других.

6. художественно-творческая деятельность. Дошкольники лепили , рисовали, составляли коллажи о причинах травм, пожаров, о том, как они представляют себе работу спасателей, какие специальные машины помогают людям, если случилась беда и т. д. Была организована выставка детских рисунков «Домашние опасности» .

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности в семье и детском саду учитывался принцип единства требований.

Я старалась добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения , если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос решался на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности , совместными усилиями разработали план работы по профилактике безопасности .

В рамках работы с родителями и детьми проводились следующие мероприятия :

Лекции и консультации “Шалость детей с огнем” , “Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “Защита ребенка в правовых документах”;

просмотр видеофильмов : фрагментов занятий, праздников,

Распространение памяток “Действия при возникновении пожара, порядок вызова пожарной охраны”;

оформление стендов “ Безопасность вашего малыша”-“Ребенок и дорога”, “Островок безопасности” , “Я с дорогою дружу”, “Выбираем няню”;

Выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, детских работ “На дороге не зевай!”;

Выставки и презентации совместных художественно-творческих работ : плакаты “Не шути с огнем”, “Учим детей правилам дорожного движения”, “Улица полна неожиданностей”; макеты “Транспорт будущего”, “Здоровый образ жизни”;

Своевременное информирование родителей о тех или иных мероприятиях по безопасности в группе , ДОУ, городских мероприятиях.

В ходе проделанной работы имеем следующие результаты :

У детей повысился уровень знаний о домашних предметах, ситуациях которые могут причинить вред жизни или здоровью людей (электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, открытое окно, балкон и др.);

Расширились представления о пожароопасных предметах, причинах пожара.

- сформированы элементарные представления о поведении в рассмотренных чрезвычайных ситуациях;

У родителей изменилось отношение к данной проблеме, повысился интерес к воспитанию собственных детей .

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности связан с потребностью общества в социально адаптированной личности. Современная окружающая среда требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности адекватного поведения . Дошкольный возраст - период впитывания , накопления знаний. Мы не только оберегаем ребенка от опасности, но и готовим его к встрече с возможными трудностями, формируем представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививаем ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.