Неделя творческая мастерская в доу. Организация педагогической мастерской по проблеме детской игры в доу
Меня всегда интересовала тема развития творческих способностей детей. Почему кто-то вырастает творчески развитой личностью, пышет креативностью, а кто-то…
Конечно, же: все мы родом из детства и ответ на этот вопрос надо искать в детском саду. Развитие художественного творчества дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Театрализация является мощным источником эмоций, чувств и настроения; развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими.
Таким образом, наиболее эффективным путём развития творческих способностей дошкольников является интеграция театральной, игровой, изобразительной деятельности и грамотно выстроенная образовательная среда.
В процессе создания развивающей предметно-пространственной среды для раскрытия творческих способностей и развития театральной культуры детей мы открыли творческую мастерскую «Юные подмастерья». Участниками творческих мастерских стали дети, родители и сотрудники детского сада. Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим, приобретение социального опыта через творческую деятельность.
Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей и желаний, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.
Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:
Импровизационный характер деятельности.
Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.
Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребенка.
Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка.
Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.
Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
Отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности; что расширяются границы дозволенного.
Педагогу нужно уметь:
Не мешать ребенку творить;
Быть рядом с ним в этом процессе;
Принять и понять его позицию;
Довериться ребенку в минуты творческого поиска, так как он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;
Самому быть творцом;
Бережно относиться к результатам детского творческого труда.
Работу в творческой мастерской я начала со знакомства детей с историей театра, процессом изготовления атрибутов и профессиями, благодаря которым существует сказочный мир театра. Детям были представлены презентации и фотоальбомы о работе мастеров «Изготовление кукол», «Разные маски», «Мир декораций». После знакомства с работами специалистов я предложила детям сделать декорации к настольному театру: домики, деревья, кустики, облачка, солнце. С помощью родителей мы оформили ширму. Как художники-оформители рисовали афиши к спектаклям. Делали пригласительные билеты на спектакли. В своей работе дети проявляли творчество, фантазию, воображение.
Теперь в мастерской «Юные подмастерья» мы изготавливаем декорации, маекеты, разные виды театров: из конусов, из стаканчиков, на палочках, из оригами, на дисках, из киндер-сюрпризов; маски для игр, сказочных персонажей.
В этом году в творческой мастерской были изготовлены:
Макет квартиры с мебелью. Родителям было дано домашнее задание сделать в выходные с ребенком макеты разной мебели. В мастерской из большой коробки мы изготовили макет квартиры с комнатами. У нас получилась замечательная игра «Новоселье».
Макет по прикладному искусству был изготовлен к русской народной сказке «Морозко». Родители изготовили подставку и домик для бабы яги. Персонажей сказки дети вылепили из пластилина и оформили весь макет ватой и бросовым материалом. Детям очень нравится играть с макетом периодическидобавляют других персонажей и обыгрывают другие сказки.
Макет по дорожной безопасности. На тематической неделе «Мой поселок» каждый родитель со своим ребенком изготовил макет своего дома. В уголке дорожной безопасности мы оформили и приклеили из цветной бумаги дорогу с разметкой, расставили макеты домов и установили дорожные знаки.
Ко дню дошкольного работника добавили макет детского сада сделанного из коробки, оформили наш прогулочный участок из бросового материала, пластилина, цветной бумаги.
Совместно с родителями приняли участие в конкурсе детского сада «Театральные подмостки» изготовив теневой театр и атрибуты к нему. Ширма получилась многофункциональной, если убрать белый экран, который крепится на липы и оставить только занавес можно играть в другие театры.
Работа в мастерской построена таким образом, чтобы дети получили опыт общения, деятельности друг с другом и с взрослыми, взаимодействия в парах, подгруппах, группах, командах, чтобы всем было интересно, комфортно.
Такая форма работы охватывает такие образовательные области ФГОС ДО, как: социально-коммуникативное, познавательное речевое и художественно-эстетическое развитие.
В процессе творческой деятельности: придумывания, изготовления и непосредственно театрализации происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Сначала эта форма использовалась стихийно, по желанию детей или по необходимости. На сегодняшний день, мы создали перспективное планирование занятий в творческой мастерской в соответствии с образовательной программой, тематическим планированием организации и возрастными особенностями детей. Планирование является примерным так как в течение воспитательно-образовательного процесса учитываются пожелания детей и родителей. В дальнейшем планирую написание программы по дополнительному образованию
Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества.
Феликс Адлер.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами. Именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
На определенном этапе семья объединяются с детским садом и составляют для ребенка основное образовательное пространство. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй:
- сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей,
- обеспечение целостного развития личности дошкольника,
- повышение компетентности родителей в области воспитании.
Каким образом этого добиться? Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке?
Я пришла к выводу, что наиболее для меня подходящая форма - это творческая мастерская. Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей.
Почему все-таки творческая мастерская? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:
- Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)
- Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
- Развивает эмоциональную сферу детей:
- учит радоваться удачам других;
- радости при дарении поделок, выполненных своими руками;
- толерантности.
- Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.
Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.
Совместно выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и другое.
Девиз нашей творческой мастерской «Учимся творить вместе с детьми». Приведу примеры тем для заседания наших творческих мастерских.
Тема: «Волшебное тесто»
Познакомились с приемами лепки из соленого теста и в ходе работы по проекту «Кис, кис, мяу» провели выставку поделок кошек из соленого теста. Поделку делали дома совместно с родителями, а защищали свою работу дети уже в группе.
Тема: «Холодно и голодно птичкам зимой»
Сделали кормушки для птиц из бросового материала и развесили на деревьях по территории детского сада. Многие продолжили тему дома и совместно наделали настоящие дворцы, развесили у себя под окнами и кормили птиц всю зиму.
Наши заседания мы часто заканчиваем работу чаепитием.
В МБДОУ Детский сад № 169 г. Чебоксары работает единственная в республике детская кулинарная мастерская. Здесь дети проходят полный курс «юного повара»: от подсчета, сколько вешать в граммах, до приготовления вкусных блюд, дегустировать которые даже приходят родители.
Комната кулинарии – на удивление домашнее помещение: светлое, чистое, с хорошей мебелью и красивой французской посудой. Такая комната – это школа хорошего тона, этикета приёма пищи. Здесь найдётся всё необходимое для приготовления любого блюда: электромиксер, кухонный комбайн, блинница, чудо-печь и многое другое.
Также в кулинарной комнате есть замечательный шведский стол. На нём всегда много вкусного, интересного, весёлого. Шведский стол – не только другая форма организации питания, но и другая культура, с которой детям предстоит встретиться в жизни.
В комнате также имеется оригинальная стойка бара, которая создаёт особый уют, здесь можно и просто поиграть в кафе и по-настоящему выпить сок, компот или молоко. С большим удовольствием дети пробуют вкусные и полезные травяные чаи, а заодно знакомятся с растениями, из которых они приготовлены.
Посещение кулинарной комнаты внесено в расписание организованной образовательной деятельности. Первое, с чем знакомятся дети, – техника безопасности обращения с электроприборами, режущими предметами, и правилами сервировки стола. Затем наступает черёд приготовления бутербродов, салатов, блинчиков.
Занятия по кулинарии в детском саду включают в себя игровую и поисковую деятельность, творческие задания, чтение художественной литературы, практические занятия.
Дошкольники в процессе занятий усваивают способы труда взрослого и переносят в свою собственную деятельность. Дети проникают в мир взрослых дел, узнают секреты трудовых процессов и удивляются полученным результатам. На этих занятиях на примере деятельности повара раскрывается сущность труда человека (умелость, трудолюбие, желание приносить пользу людям). Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, именно такая деятельность помогает дошколятам взглянуть на маму, и бабушку как на умелых и трудолюбивых людей, сближает детей и взрослых, способствует взаимопониманию.
Занятия по ознакомлению детей с секретами кухни предназначены для детей средней, старшей и подготовительной групп. Занятия проводятся воспитателем по подгруппам, в игровой форме, с привлечением сказочных героев, например, домовенка Кузи. Для каждого занятия разработан интересный сюжет. В конкретной практической деятельности дети приобретают позицию созидателя, у них формируются практические умения и навыки (например: нарезать разными способами овощи и фрукты, замешивать и раскатывать тесто, пользоваться теркой и т.д.).
С удовольствием приходят в кафе «Светлячок» родители и делятся своими кулинарными секретами. С участием родителей проводятся праздники и дни рождения в кулинарной комнате.
Рассказывает заведующая детским садом Фролова Валентина Николаевна:
«В этом году значительное внимание уделяется профессиональному образованию и в рамках республиканской конференции работников образования Чувашской республики запущен проект «Энциклопедия профессий от А до Я» и мы рады включиться в этот проект. Творческая группа педагогов нашего дошкольного учреждения занимается разработкой новых проектов. На данный момент в нашем дошкольном учреждении ведется работа в рамках имеющегося проекта «Ребята поварята», в ходе которого проводятся мастер-классы как среди педагогов, так и родителей и дети знакомятся с профессиями повара, кондитера, кулинара и учатся азам кулинарии.
В нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет функционирует помещение, где дети занимаются кулинарией. В этом помещении создана атмосфера, которая позволяет получать удовольствия от приготовления пищи всеми участниками образовательного процесса: воспитанниками, педагогами, родителями. Имеется всё необходимое от досок, скалок до электробытовых приборов, электрической плиты и холодильника, что позволяет приготовить здоровую пищу в пароварке, испечь вкусные блинчики на блиннице.
Опыт приготовления пищи дети получают под чутким руководством взрослых, в полном объеме реализуя свои возможности и гораздо более важен сам процесс, чем конечный результат, дети учатся смешивать ингредиенты, высчитывать количество порций, приготовить пищи столько, чтобы полакомиться самим и угостить других.
Родителям очень нравится, что ребенок получает азы кулинарии уже в дошкольном возрасте и при поступлении в школу он имеет опыт приготовления бутерброда, салата, выпечки печенья, приготовления различных десертов. И что очень важно, не только приготовить пищу для себя, но и порадовать близких, приготовив угощения для них».
Благодарим за предоставленный материал заведующую МБДОУ «Детский сад № 169», г. Чебоксары, Фролову Валентину Николаевну.
Марина Демур
В детском саду №4 "Жемчужинка" создана творческая мастерская . В творческой мастерской работает кружок изобразительной деятельности под названием "Цветные ладошки". Два раза в неделю я провожу занятия с детьми средней, старшей и подготовительного возраста. Я решила использовать в своей работе нетрадиционные способы изобразительной деятельности. У детей вызывает большое удивление использование ладошек и пальчиков для рисования штампов и трафаретов. Нетрадиционная организация изобразительной деятельности восхищают и удивляют,вызывая стремление заниматься интересным делом.
Цель моей работы в творческой мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала , оказании помощи в реализации его возможностей,способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы . Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду.
Нетрадиционное рисование раскрывает творческие возможности детей , позволяет почувствовать краски их характер и настроение. Это развивает мелкую моторику пальцев рук, концентрацию внимания, подготавливает руку к письму. В развитии творческих способностей детей со мной активно участие принимают родители.
Я предлагаю им вместе со своим ребёнкам нарисовать или сделать поделку на определённую тему, это способствует сплочению ребёнка с родителями. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольсивие от общения с красками и радовался своими результатами.
Публикации по теме:
Консультация для воспитателей «Творческая мастерская педагога» Занятие – главная часть учебного процесса, в которой сосредотачивается учебная деятельность педагога и учащегося. Подготовка учащихся в.
Творческая мастерская «АКВАРЕЛЬКА» Осень – удивительно заманчивая пора для творчества и вдохновения, а сбор осенних листьев в погожий осенний.
Какой же Новый год без подарков? Их приятно получать и еще приятнее дарить. Особенно подарки любят дети. А красивая упаковка.
Цель. Приобщать родителей к совместной работе в группе. Задачи: Расширить интерес и любовь к родной природе, ее красоте. Закрепить знания.
Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование.
Творческая мастерская с родителями «Подарок ко Дню семьи» Цели: 1 сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и.
Организация творческих мастерских в ДОО.
Родители, бабушки, дедушки – это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе ДОО, что так же продиктовано современными требованиями.
Согласно ФГОС ДО, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155, для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников ДОО) и детей.
Принципами дошкольного образования являются:
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Сотрудничество ДОО с семьей;
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
ФГОС ДО решает ряд важных задач:
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОО является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм стала организация творческих мастерских с участием педагогов и их родителей.
Основная цель работы творческих мастерских- укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.
Творческие мастерские направлены на решение следующих задач:
Знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;
Развитие творческих и дизайнерских способностей;
Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.
Творческая мастерская организуется в изостудии детского сада один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщается родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40-60 минут
Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т.п.)
При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки. За время организации таких встреч в ДОО был сформирован примерный перечень необходимых материалов.
Непременным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.
Традиционно первые мастерские проходят в начале учебного года и направлены на раскрытие красот осени, возможностей использования природного материала в дизайне.
Последующие встречи посвящаются Новому году и Рождеству. В рамках этих встреч участники изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких.
Последняя творческая мастерская в учебном году связана с праздником Светлой Пасхи. Хочется отметить, что ее посещают дети и взрослые не только из православных семей, но и мусульманских семей. В ходе творческой деятельности участники встречи изготавливают сувениры на пасхальную тематику.
Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполнения работы.
Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квилинг, обращение с полимерной глиной и т.п. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.
Традиционно творческие мастерские сопровождаются красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.
Следующий этап –непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.
На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от творческих мастерских подкрепляются дополнительными подарками- это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.
Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.
Организовывать подобные встречи с участием воспитанников и их родителей можно на любую тему. Помощь в этом окажет алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских В ДОО.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 « Сказка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
Выступление на тему
«Организация творческих мастерских в ДОУ, как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников» на педагогическом совещании № 3
по проблеме «Воспитательная система дошкольной
в условиях ФГОС ДО».
Воспитатель:
Алешина О.Н.
Бугульма
2016 г.