Трудную жизненную ситуацию дети оставшиеся. Дети в трудной жизненной ситуации

Ребёнок-это постоянно растущий и развивающийся организм, на каждом возрастном этапе обладающий определёнными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями. Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может попасть в трудную жизненную ситуацию, и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.

ТЖС-это ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае ему требуется помощь. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая этот факт, в социально-педагогическом сопровождении нужно прогнозировать и определять наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель такого сопровождения-это создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

У современных детей существуют две основные сферы деятельности, они же и являются основными институтами влияния на его воспитание это сфера семьи и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов.

Для ребёнка семья это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Наиболее значимые факторы, влияющие на семейное благополучие, вследствие которых у детей может возникнуть трудная жизненная ситуация:

Плохие материальные условия жизни семьи. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.

Потеря связи с рынком труда (мужчина экономически неактивен; семьи, которых коснулась длительная безработица; а также неполные семьи с детьми, в которых родитель не имеет работы)



Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье (случаются разногласия)

Жестокое обращение в семье

Алкоголизм и наркомания в семье

Риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми, перекладывают ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста с семьи на общество. Родители, не хотят брать на себя ответственность за воспитание детей, а значит, не в полной мере выполняют свои родительские обязанности.

Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для семей являются критично плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом все остальные виды неблагополучия.

Исходя из всего вышесказанного, мы понимаем, что довольно большое количество факторов провоцирующих у ребёнка трудную жизненную ситуацию исходят от его семьи.

В ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» даётся определение термину «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Это дети, сироты или дети оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.


Вопросы и ответы - Вопросы по проблемам семьи материнства, детства

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • дети-инвалиды;

  • дети с ограниченными возможностями здоровья , то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях ;

  • дети - жертвы насилия;

  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

  • дети, проживающие в малоимущих семьях ;

  • дети с отклонениями в поведении;

  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи .

«Трудные» дети, какие они?


Первым признаком детей, которых называют «трудными» является наличие у них отклоняющегося от нормы поведения. Это может быть поведение, включающее в себя цепь проступков , провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений. А может быть и другие нарушения поведения: такие как преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид.

Под «трудными» понимаются также такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные» дети. Последние не всегда являются «трудными» именно в этом смысле и относительно легко поддаются перевоспитанию. «Трудные» дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Детство − подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным − человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство − не всегда самое плохое. Плохое детство − беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

«Трудный» ребёнок − это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит . «Трудный» он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. «Трудный» ребёнок − страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует . Все «трудные» дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей. Традиционно главным критерием причисления ребёнка к «трудным» является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе.

Ребёнок становится «трудным», когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний .

К «трудным» также обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.

Типизация «трудных» детей и подростков.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации «трудных» детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда «трудный» ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей.


  • Дети с нарушениями в сфере общения .

  • Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные).

  • Дети с недостатками умственного развития.

  • Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
Из «трудных» детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

  • циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу;

  • неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;

  • подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки − сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко − табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;

  • аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
Основные признаки ненормальности поведения «трудных» детей: склонность к праздношатанию, бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность.

Некоторые причины, по которым ребёнок делается «трудным», а потом асоциальным.


  • Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей.

  • Многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению.

  • Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

  • Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни , и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

  • Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания − от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

  • Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей.

  • Неблагоприятная наследственность.

  • Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться.

  • Неустойчивость нервных процессов в условиях , благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

  • Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность).

  • Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.).

  • Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых.

  • Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения.

  • Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности.

  • Замедленные темпы умственного, социального и морального развития.

  • Педагогическая запущенность, как часть общей социальной запущенности.

Тема. Особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной

ситуации

1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации» для детей, их типология;

2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

3. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитание и развитие детей в детском доме / Ред.-сост. Н.П. Иванова. М., 1996.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М., 2002. Ст. 31-33, 36, 39-40.

3. Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России// Справочник НИИ семьи и воспитания. Изд. 2-е. М., 2001.

4. Семейный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М., 2002. Ст. 121, 123, 151-155.

1. Сущность понятия «трудные жизненные ситуации»
для детей, их типология

Трудная жизненная ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его
благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не
всегда способен с выйти (не может найти достойного для него
выхода).

В этом случае ему требуется помощь государства, общества.
Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход
из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути
оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель государства (общества) создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля
1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на
себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним относится
утрата попечения родителей. Такое явление может иметь
место в ряде случаев:

а) смерть родителей;

б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной
защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;

в) самостоятельное прекращение родителями выполнения родительских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустранение от воспитания ребенка);

г) невыполнение родителями по тем или другим причинам своих
обязанностей по отношению к своим детям
(например, по состоянию
здоровья — опасность заразить ребенка и пр.);

д) длительное отсутствие родителей (например, длительная командировка);

е) ограничение родителей в родительских правах. Решение принимается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при
условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не
зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);

ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребляющими родительскими правами.

В обязанности родителей входит:

создание нормальных условий для их жизнедеятельности;

быть законными их представителями и выступать в защиту их
прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;

воспитание их.

Лишение родителей родительских прав направлено на охрану прав
детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обращения и других злоупотреблений со стороны родителей. Оно может осуществляться только по решению суда. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком,
но не освобождаются от обязанности по его содержанию. Если такой
родитель своим поведением делает для ребенка невозможным совместное с ним проживание, то он может быть выселен без предоставления другого жилого помещения. При лишении родительских прав
обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и
попечительства;

з) невозможность родителями по тем или иным причинам выполнять свои родительские обязанности:

отбывание наказания;

признание их недееспособными, когда они не могут по состоянию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям
(физические возможности или психические отклонения);

кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять родительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные
условия);

и) дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется
специальная профессиональная помощь и (или) защита:

инвалидность. Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья
приравниваются к детям-инвалидам. Они нуждаются в специальном
(коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;

недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Такие
дети также нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;

жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий. В данном случае нужен комплекс медицинских, психологических, педагогических
и социальных мер по оказанию помощи ребенку;

Дети, находящиеся в составе семей беженцев и вынужденных
переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях;

Дети — жертвы насилия. Такое явление может наблюдаться в
семье, когда имеет место злоупотребление родительскими правами.
Оно
заключается в использовании родителями своих прав в ущерб
интересам детей (например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению
спиртных напитков или наркотиков и т.п.);

дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии;

дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении;

дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не
могут быть преодолены, в том числе и семьей.

В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечительства — органы местного самоуправления, на которые возложены
обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы опеки и попечительства призваны:

выявлять детей, оставшихся без попечения родителей;

брат ь таких детей на учет;

подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения
родителей. При этом они стараются устроить их прежде всего в семью.
С этой целью они содействуют созданию приемных, попечительных и
других типов семей;

осуществлять патронирование приемных семей, оказывать им
необходимую помощь (получение путевок в летние лагеря, дома отдыха, санатории; устройство детей в школы, творческие коллективы);
способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания
ребенка в приемных семьях (помощь психологов, учителей, социальных педагогов; содействие улучшению жилищных условий),

осуществлять контроль за условиями содержания ребенка, выполнением возложенных на приемную семью родительских обязанностей по его воспитанию и образованию.

В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к приемным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать
меры по защите их прав.

2. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации

Существуют различные формы устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
К основным из них относятся
социальные службы для детей (Закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации», ст. 1.) Под ними понимаются учреждения, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальную поддержку, оказание социально-бытовых,
медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальную реабилитацию детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, обеспечение занятости таких детей по
достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, занимающиеся предпринимательской "деятельностью по социальному обслуживанию населения, в том числе детей, без образования юридического лица.

Основными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, являются:

Передача ребенка в семью. Для передачи ребенка в семью законодательством России предусматривается:

Усыновительная семья — семья, усыновившая (удочерившая)
ребенка (детей). Усыновление (удочерение) - это наиболее предпочтительная форма устройства детей, лишившихся родительского попечения. Оно допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Ребенок в этом случае в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает родителей в
лице усыновителей и родную семью. Усыновители, добровольно принимающие на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом
на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяются теми же правами.
Усыновление проводится судом по заявлению лиц
(лица), желающих усыновить ребенка
с участием органов опеки и попечения (Семейный кодекс РФ, ст. 129—130).

При решении вопроса об усыновления ребенка, достигшего десятилетнего возраста, требуется его согласие на усыновление именно
этим лицом. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по
отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в
личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по
происхождению (Семейный кодекс РФ, ст. 137);

передача ребенка в опекунскую (попечительскую) семью. Опекунская (попечительская) семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания,
воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет.
Попечительство устанавливается от 14 до 18 лет. Они устанавливаются в течение месяца с момента, когда стало известно, что несовершеннолетний находится без защиты. Опекунами (попечителями) детей назначаются только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению соответствующих обязанностей, отношение к ребенку членов семьи, а также, если это возможно, желание самого ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 150-151).

Опекунские родители получают денежные средства на питание,
приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, по
ценам соответствующего региона до достижения ребенком 16-летнего
(учащимся общеобразовательного учреждения — до 18-летнего) возраста. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех
детей, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам, находятся в длительных командировках;

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными
гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Деятельность приемной семьи осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 829 от 17 июля 1996 г., утвердившее Положение о приемной семье.

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на
воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей,
именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на
воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а
такая семья — приемной. Общее число детей в такой семье, включая
родных и приемных, как правило, не должно превышать 8 человек.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям)
обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Орган
опеки и попечительства оказывает необходимую помощь приемным
родителям и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной
семье
выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание,
приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и представляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей. Государство
оплачивает и труд приемных родителей, как воспитателей. Устройство детей
в приемную семью не влечет за собой возникновение между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

По опыту зарубежных стран в России получило развитие создание
замещающей семьи для устройства детей сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. В основе этой деятельности лежит стремление
дать каждому ребенку опыт жизни в семье — одна из принципиальных
идей концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Такая концепция разработана и утверждена Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации № 1/1 п. 125 от 7 июля 1998 г.

В России наметился процесс создания семейных, воспитательных
групп.
Этой формой социального обслуживания обеспечиваются несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении.

Семейная воспитательная группа представляет собой подразделение специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющее свою деятельность на основе Устава и Положения. Базой для создания такой
группы является
реальная семья российских граждан, которая берет
на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения и
осуществляет ее при активной поддержке последнего.

Нормативно-правовой основой формирования семейной воспитательной группы являются:

Семейный кодекс Российской Федерации, ст. 123, которая гласит:
«Дети оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на
воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку (попечительство) или в приемную семью)... Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации».

Правительством Российской Федерации принято Постановление
№ 896 от 27 ноября 2000 г. «Об утверждении примерных положений
о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». В положении закреплено
право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации разработаны рекомендации специализированным учреждениям
для работы с несовершеннолетними, к ним приложено «Примерное
положение о семейной воспитательной группе», на основе которого
сегодня они создаются и функционируют. При открытии таких учреждений на местах рекомендованное положение конкретизируется с
учетом местных условий.

В семейную группу, как правило, помещают детей, обнаруживших
позитивные тенденции в процессе социальной реабилитации.

Семейная воспитательная группа, как показывает практика, может
изменить свой статус, т.е. стать переходной формой к приемной, попечительской семье или усыновлению. В этом случае она выполняет роль центра адаптации ребенка к семейным условиям, выявления и
развития его предрасположенности жить в семье.

Ребенок в семейной воспитательной группе состоит в статусе воспитанника, а воспитатель — сотрудника, который несет ответственность за воспитанника. Ответственность за результативность продолжающегося реабилитационного процесса лежит на воспитателе
семейной группы и специалисте учреждения.
Работа воспитателя является контрактной и имеет срочный характер. Контракт автоматически расторгается после того, как задача, поставленная перед воспитателем, решена. Государство оплачивает содержание детей в семье и труд одного из ее членов как воспитателя, оказывает содействие в социальном и индивидуальном развитии воспитанников.

В России имеют место и другие формы устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. К таким формам относятся:

фостеровская (замещающая) семья — это временная семья, принимающая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей на договорных началах с местными органами опеки и попечительства и под их контролем. Она осуществляет заботу, уход и
воспитание ребенка. Родительская ответственность между фостеровской семьей и местными органами власти определяется договором.
В случае невыполнения семьей договорных положений органы опеки
и попечительства вправе его расторгнуть. Позитивная роль их в том,
что ребенок воспитывается в семье и находится под контролем и
семьи, и государственного органа. Негативная роль фостеровской
семьи заключается в том, что в случае невыполнения семьей своих
обязанностей создается вновь серьезный травмирующий ребенка
факт — вторичное лишение его родительской заботы;

детские деревни (SOS -Киндердорф) — заведение для воспитания детей-сирот в условиях, приближенных к семейным. Впервые
были созданы в 1949 г. австрийским педагогом Германом Гмайнером,
ныне функционируют в 120 странах мира. В России первой такой деревней стала Томилино Московской области, затем появились подобные деревни в Орловской области и других. Они представляют собою
несколько детских домов с семейным воспитанием и самостоятельным ведением хозяйства для разновозрастных детей (мальчиков и девочек) 6—8 лет с воспитателем, берущим на себя функции матери.
В них создаются наиболее благоприятные условия «созданной семьи»
для воспитания детей, совместный поиск воспитателями наиболее оптимальных методов и методик жизнедеятельности и воспитания
детей. Одна из наиболее сложных социально-педагогических проблем
в таких семьях — это личная жизнь воспитателей. Они посвящают
себя детям и жизни в таких семьях. В случае нарушения этих обязанностей их могут лишить права выполнять родительские функции по
отношению к созданной семье.

Условиями функционирования детской деревни являются следующие:

мать (незамужняя женщина, посвятившая себя воспитанию
детей, ведению домашнего хозяйства) — глава семьи. Для нее это —
призвание и профессия;

братья и сестры — это дети разного возраста, родные братья и
сестры не разделяются;

каждая семья проживает в уютном отдельном доме — доме
семьи;

Деревня (12—15 семейных домов) представляет собой не только
комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-
воспитательниц, но и общество единомышленников.

Директор деревни со своей семьей живет здесь же, активно всем
помогая.

Международная и отечественная практика свидетельствует, что
такая форма обустройства детей, оставшихся без попечения родите-
лей, представляет наиболее оптимальный вариант для их воспитания.

3. Государственные и негосударственные учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Такие учреждения создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство России ввело Примерное положение № 1092 13 сентября 1996 г.,
регламентирующее деятельность таких учреждений.

Они создаются различными министерствами Российской Федерации: Министерством труда и социального развития (социальные учреждения), Министерством образования (специальные образовательные учреждения), Министерством здравоохранения (оздоровительные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения). Подобные организации формируются и в других ведомствах.

К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:

а) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

б) социальные приюты для детей и подростков. Как писал В Даль,
приют — это пристанище для ребенка. Он призван его принять, призреть, дать ребенку кров. В современных условиях приют — это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной
ситуации, для того, чтобы дать ему кров, выявить его место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время в приют помещают ребенка до года (ранее они ориентировались на содержание детей до 3—6 месяцев, однако жизнь
потребовала увеличить время до одною года);

в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

г) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, создаваемые в системе образования. Такие учреждения per ламентируются утвержденным Правительством России Положением
№ 1203 от 14 октября 1996 г., № 1117 от 28 августа 1997 г., № 366 от 30
марта 1998 г. Основные виды образовательных учреждений:

детский дом — это специальное учреждение для содержания,
ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей. Выделяются следующие виды детских домов:

для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;

для детей дошкольного возраста;

для детей школьного возраста;

смешанный;

детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье.
С этой целью создают новые формы детского дома. К таким формам
относятся:

Семейный детский дом — это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения
родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на
несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типов
семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей;
несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой
живут и свои, и приемные дети, и пр.

Детский дом семейного типа — это специально созданный детский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок
попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его социального формирования как личности по сравнению интернатным учреждением. Недостатками его является то, что среда сформированной семьи может оказаться
недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели,
взявшие на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы
к выполнению родительских функций.

Правительством России принято специальное Постановление
«О детском доме семейного типа» № 195 от 19 марта 2001 г. Этим
постановлением утверждены правила организации такого дома.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Такой дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия. Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) находящимися в зарегистрированном браке супругами, не должно превышать 12 человек.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного
самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов. Он обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на
воспитание.

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Интернат (от лат. interims — внутренний) — образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет
общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие
личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и
светский характер образования.

Организационно интернатные учреждения различаются:

Интернатное учреждение обычного типа;

интернатное учреждение по типу семьи. В таком учреждении
дети живут в разновозрастных (по составу не более 8 человек) или
одновозрастных (до 4 лет — не более 5 детей, а от 4 лет и старше — не
более 10) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется
много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.

интернатное учреждение семейного типа Это учреждение, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей
организацией и образом жизни. При такой организации жизнь детей
максимально приравнивается к семейной.

Для обучающихся воспитанников, имеющих отклонения в развитии, в России созданы специальные (коррекционные) образовательные
учреждения.
Такие учреждения регламентируются Положением, утвержденным Правительством России, № 288 от 12 марта 1997 г.
К специальным (коррекциониым) учреждениям относятся:

коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;

коррекционное общеобразовательное учреждение;

коррекционное учреждение начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются
специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых реализуются образовательные программы Министерства общего
и профессионального образования по согласованию с Министерством
здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют следующие предназначенные для обучения и воспитания:

неслышащих детей;

слабослышащих и позднооглохших детей;

незрячих детей;

слабовидящих и поздноослепших детей;

детей с тяжелыми нарушениями речи;

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

детей с задержкой психического развития.

умственно-отсталых детей и др.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, создаются оздоровительные образовательные учреждения. Они предназначены для
оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных
мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.
Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным Правительством России, № 1117 от 28 августа
1997 г. К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

санаторная школа-интернат;

санаторно-лесная школа;

санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.

Существуют и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Кадетская школа;

Кадетская школа-интернат (Типовое положение утверждено
Правительством России № 1427 от 15 ноября 1997 г.);

Школа-интернат с первоначальной летной подготовкой (Типовое
положение утверждено Постановлением Правительства России № 1046 от 5 сентября 1998 г.). В такую школу преимущественное право зачисления имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
.с 15 лет, изъявившие желание учиться в ней и имеющие соответствующее здоровье;

Воспитанники воинских частей — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет,
граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов
опеки и попечительства (Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части утверждено
Постановлением Правительства России № 124 от 14 февраля 2000 г.,
Положение о статусе воспитанников № 745 — постановлением от
21 сентября 2000г.").

Приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях во многих регионах России. В этом
проявился многовекой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации под покровительство священнослужителей. При
монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Дети активно приобщаются к общественно полезному труду, у них формируются навыки самообслуживания, жизнедеятельности в коллективе. Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.

В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, имеет комплекс проблем. В приемных
семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способностью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание
детей, с другой — необходимостью преодолевать проблемы, возникающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какой-
либо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми,
вытекающие из суждения «не мои родители», и др.)

Возникает необходимость специальной социально-педагогической
подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с
детьми, формированию определенных отношений «родитель — ребенок», уходу за ребенком и накоплению опыта воспитательной работы
с ним. Впоследствии должно быть обеспечено социально-педагогическое патронирование с целью контроля, а также своевременное консультирование, помощь и поддержка семьи в вопросах воспитания в
случаях возникновения в ней неадекватных ситуаций, предупреждение и преодоление конфликтных проявлений и пр.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для
решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком, защиты его прав в зависимости от возникающих социальных проблем.
К таким семьям можно причислить:

приемные семьи кризисной ситуации. Они создаются в частных
случаях, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной (родительской) семьи на определенный период. В этом
случае его помещают в специальную приемную семью. Причинами,
требующими изоляции ребенка, могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком, трагедия,
внезапная болезнь родителей и пр.;

приемная семья на короткое время. Необходимость в ней возникает при планировании командировок, медицинского обследования,
кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобного типа семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним.
Они создают последней возможность отдохнуть, прийти в себя на короткое время, что позволяет после отдыха более активно заниматься
ребенком;

приемная семья на длительное время. Такая семья работает на
договорных началах для обустройства ребенка на длительное время в
связи с возникшей потребностью у родителей другой семьи;

семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул.
Такая форма помещения детей дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);

семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний
детский садик). В этом случае ребенок вечернее время и ночь проводит в своей семье.

Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных
стран представляет большой интерес.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Раскройте понятие «трудная жизненная ситуация» для человека
  2. Какие типичные ситуации относят к трудным жизненным ситуациям для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь?
  3. Каковы обязанности родителей, регламентируемые российскими нормативными актами?
  4. В каких случаях предусматривается лишение родительских прав?
  5. Раскройте назначение и основные обязанности органов опеки и попечительства.
  6. Какие существуют основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся
    без попечения родителей?
  7. Дайте характеристику усыновительной семьи и раскройте, при каких условиях она формируется.

8. Дайте характеристику опекунской семьи и раскройте, при каких условиях она

формируется.

9. Что представляет собой семейная воспитательная группа?

10. Какие учреждения относят к государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних и в чем их особенности?

11. Каковы специальные (коррекционныс) образовательные учреждения и их хактеристика?

12. Раскройте характерные социально-педагогические проблемы, возникающие при воспитании детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Производственный инвентарь
  • Запрос межведомственный
  • Суммарная поэтажная площадь
  • Адресная справка
  • Промышленный объект
  • Военнослужащие
  • Дорожное хозяйство
  • Спуск руководящий ж/д пути
  • Мобилизационное задание
  • Постижерные работы
  • Криптосредство
  • Производственная деятельность
  • Ссылки на определение понятия «»: HTML-код ссылки на слово для сайтов и блогов Значение слова Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации BB-код ссылки на слово для форумов Определение понятия «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» Прямая ссылка на слово для социальных сетей и электронной почты http://constitutum.ru/dictionary/5374/ Уважаемые пользователи сайта.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий. Характерные черты семей с детьми-инвалидами:

  • малообеспеченность: уход за больным ребенком требует, помимо больших материальных затрат, большого количества личного времени, поэтому многим приходится отказаться от высокооплачиваемой работы в пользу работы с более гибким графиком и удобным месторасположением;
  • изоляция от общества: сложность посещать развлекательные места и мероприятия в силу недостаточной готовности общества принимать детей-инвалидов и плохой технической обеспеченности под нужды инвалидов;
  • трудности в получении образования и профессии.

Для реализации учебной и профессиональной деятельности особым детям необходимы особые условия.

Дети в трудной жизненной ситуации

В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.
4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.
Виды насилия:

  • физическое насилие, когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
  • сексуальное насилие,
  • психологическое насилие, когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.

Понятие «трудная жизненная ситуация».

Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, религиозными фанатиками или являются психически нездоровыми людьми.

Большую роль в таких ситуациях играет анонимный телефон доверия, куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.

5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях Как правило, для таких детей характерно стремление к отклонению в поведении, или девиантное поведение, т.е.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации это:

Важно

Дети без попечения родителей Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин.

Чаще всего – это лишение родительских прав. Причины лишения родительских прав:

  • невыполнение родительских обязанностей либо злоупотреблением ими,
  • наличие насилия в семье,
  • наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
  • совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.

Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни. Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка.

Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних: — дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие; — нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей; — асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родите лей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.

Понятия и сущность трудной жизненной ситуации

Традиционно главным критерием причисления ребёнка к «трудным» является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы.


Внимание

Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе. Ребёнок становится «трудным», когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений.


Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.

Дубненское управление социальной защиты населения

Тяжелое детство − не всегда самое плохое. Плохое детство − беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь. «Трудный» ребёнок − это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. «Трудный» он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. « Трудный» ребёнок − страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все «трудные» дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе.

Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным.

То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Последствия насилия:

  • у детей развиваются тревога и различные страхи,
  • дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
  • дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях,
  • во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.

Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.
Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье.

Дети находящиеся в трудной жизненной ситуации

Причины трудных жизненных ситуаций у детей Одной из основных причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» является семейное неблагополучие, а именно:

  • наркомания или алкоголизм в семье;
  • низкая материальная обеспеченность, нищета;
  • конфликты между родителями и родственниками;
  • жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

Причины семейного неблагополучия

  1. Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
  2. Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
  3. Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе.

    Например, экономический кризис, войны и т.д.

Дети в трудной жизненной ситуации 1.


В отечественной и международной практике существует выражение - трудная жизненная ситуация, означающее переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель государства (общества) создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жиз- ненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним относится утрата попечения родителей. Такое явление может иметь место в ряде случаев:
а) смерть родителей;
б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;
в) самостоятельное прекращение родителями выполнения роди-тельских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустра-нение от воспитания ребенка);
г) невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья - опасность заразить ребенка и пр.);
д) длительное отсутствие родителей (например, длительная командировка);
е) ограничение родителей в родительских правах. Решение прини-мается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);
ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребля- ющимиродительскими правами.
В обязанности родителей входит:
содержание детей;
создание нормальных условий для их жизнедеятельности;
быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;
воспитание их.
Лишение родителей родительских прав направлено на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обращения и других злоупотреблений со стороны родителей. Оно может осуществляться только по решению суда. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности по его содержанию. Если такой родитель своим поведением делает для ребенка невозможным со-вместное с ним проживание, то он может быть выселен без предоставления другого жилого помещения. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства;
з) невозможность родителями по тем или иным причинам выполнять свои родительские обязанности:
отбывание наказания;
признание их недееспособными, когда они не могут по состоянию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям (физические возможности или психические отклонения);
кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять родительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные условия);
и) дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита:
инвалидность. Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья приравниваются к детям-инвалидам. Они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Такие дети также нуждаются в специальном (коррекционном), коррекцион- но-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий. В данном случае нужен комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мер по оказанию помощи ребенку;
дети, находящиеся в составе семей беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия. Такое явление может наблюдаться в семье, когда имеет место злоупотребление родительскими правами. Оно заключается в использовании родителями своих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);
дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в вос-питательной колонии;
дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не могут быть преодолены, в том числе и семьей.
В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечительства - органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
12 - 5887
Органы опеки и попечительства призваны:
выявлять детей, оставшихся без попечения родителей;
брать таких детей на учет;
подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При этом они стараются устроить их прежде всего в семью. С этой целью они содействуют созданию приемных, попечительных и других типов семей;
осуществлять патронирование приемных семей, оказывать им необходимую помощь (получение путевок в летние лагеря, дома отдыха, санатории; устройство детей в школы, творческие коллективы); способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка в приемных семьях (помощь психологов, учителей, социальных педагогов; содействие улучшению жилищных условий);
осуществлять контроль за условиями содержания ребенка, выполнением возложенных на приемную семью родительских обязанностей по его воспитанию и образованию.
В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к приемным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите их прав.