Беседа по ознакомлению с окружающим в. Беседа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

ООД по ознакомлению с окружающим миром "Беседа о домашних животных"

Авторская разработка Толмачевой Ольги Павловны для детей младшего и среднего дошкольного возраста, может пригодится для воспитателей детского сада и родителей.

Программное содержание: Расширять представления о жизни домашних животных. Называть характерные признаки лошади, козы, коровы, чем питаются, чем полезны человеку. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Материал: Иллюстрации с изображением домашних животных. Викторина – схема (каждому ребенку)

Предварительная работа: Беседы о домашних животных. Чтение русских народных сказок о животных. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами поедем к бабушке Маше в деревню. Садитесь на стульчики – представим, что это автобус. Поехали. Звучит музыка С.В. Михалкова «Песенка друзей»
Кто это едет нам на встречу?
Воспитатель:
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес.
(Лошадь)
Выходим из автобуса.
Воспитатель: дети, кто это?
Дети: лошадь

Воспитатель: это лошадь – красивое и очень трудолюбивое домашнее животное. Лошадь помогает человеку. В былые времена она была главным помощником человеку в деревне. Рабочая лошадь использовалась как тягловая сила для перевозки тяжестей, грузов, работе на сельскохозяйственных угодьях (полях). Лошадь тащила плуг, телегу. До сих пор в русских деревнях лошадь используется как тягловая рабочая сила. Живет лошадь в конюшне, питается травой, овсом.
Давайте поиграем, нам ехать еще далеко!
Физминутка «Лошадка».
Цок-цок-цок-цок! (топаем двумя ногами по – очереди)
Я лошадка – серый бок! (повороты в стороны)
Я копытцем постучу, (ходьба на месте)
Если хочешь-прокачу! (легкий бег на месте)

Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива. (наклоны туловища)
Цок-цок-цок-цок! Я лошадка – серый бок! (кружимся на месте)
Воспитатель: Отдохнули? Едем дальше. Ну, вот мы и подъехали к дому бабушки Маши. (Выходит в наряде бабушки - няня)
Бабушка: Здравствуйте, дети! Проходите, я хочу познакомить вас с Зиной.
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте еще загадку.
Я скажу вам: "Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!"
(Коза)
Дети: Коза


Бабушка: Правильно. Коза домашнее животное. Козы дают нам очень вкусное и полезное молоко. А еще из него изготавливают сыр и брынзу.
Славится легкий теплый пух, который вычесывают из шерсти коз. Из пуха делают много нужных и красивых вещей. Живет в теплом сарае или хлеву, питается травой, сеном, любит коза овощи и фрукты.
Воспитатель: я предлагаю вам отгадать кросворд «Домашние животные»


Бабушка: А вот в хлеву стоит моя кормилица.
Воспитатель: Дети, отгадайте, про кого эта загадка?
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова).


Бабушка: Конечно, все знают – это корова, а почему ее называют «кормилица»? (она дает вкусное и полезное молоко). Пасется корова на пастбище, питается травой. Как называется место, где живет корова? (Ответы детей – в хлеву, коровнике) Для этих животных человек делает специальный загон, там тепло. Зимой на полях будет лежать снег, как вы думаете, что будет кушать корова? Правильно, сено.
Воспитатель: послушайте, стишок про корову:
В. Донская
Почему мычишь, Корова?
Может, просто нездорова?
Вон раздуты как бока!
И походка нелегка!
Нет! Она несёт с собой
молока бидон большой!
Сливки, масло и кефир.
Крем-брюле, творог, пломбир.
Простоквашу, варенец.
Ты, Корова – молодец!
Вот, ответ! И потому
говорит Корова «му!»
(Корова)
Бабушка: А сейчас я вас угощу молочком. Пейте, дети, молочко – будете здоровы!
Давайте прощаться. Приезжайте еще в гости.
Воспитатель: Давайте скажем бабушке Маше - спасибо, за теплый прием!
Дети: Спасибо!
Воспитатель: понравилась вам наша поездка? Какие животные живут в деревне у бабушки Маши? Почему этих животных называют домашними? Молодцы, правильно, потому. Что они живут рядом с человеком, люди ухаживают за этими животными, а они, в свою очередь приносят людям пользу. Мы возвращаемся в детский сад. Поехали.
Вот мы и вернулись. Поиграем в игру?
«Игра кто что делает?» с мячом.
Корова….. (дает молоко).
Курица….. (несет яйца).
Кошка….. (ловит мышей).
Собака…… (охраняет дом).
Утка….. (несет яйца).
Коза….. (дает молоко и пух).
Лошадь….. (перевозит тяжести).

При ознакомлении детей с природой используется рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой литературы, беседы.

Словесными методами решаются ряд задач. Конкретизируется, пополняется и уточняются знания об известных детям явлениях природы, фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, кинофильмы. С помощью бесед систематизируют, обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании бесед воспитатель учитывает способности детей пониманию речи, длительности внимания и сосредоточении на содержании, передаваемом словом, также наличии в них ярких, конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат, впитывают ласковый разговор взрослого с растениями или животными. Исходя из дидактических задач выделяют три вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы - уточнение опыта детей, для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая бесед используется воспитателем во время деятельности детей, такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее не известными растениями.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например беседа о вечнозеленых растениях), другие затрагивающие более широкий круг явлений (например беседы о временах года), для систематизации знаний детей о жизни растений, животных, труде людей. Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа - это итог проведенной с детьми работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления детьми представлений через наблюдение, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческих книг. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.

Воспитатель должен объективно представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо привести детей в итоге беседы.

Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей, зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.

В первой части беседы целью подготовки детей к обобщению включены также вопросы воспитателя к детям: «какие деревья вы знаете?», «как мы их узнаем?», «где мы их видели?». Во второй части беседы можно поставить вопрос требующий обобщения: «Почему некоторые деревья не сбрасывают листву?». Опора на опыт детей, логическая последовательность, обеспечивает большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей, зависимостей. К вопросам воспитателя в беседе предъявляется ряд требований. Вопрос предлагается всей группе, так как на них всегда заключена умственная задача, которая должна решиться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться ясная мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления. Воспитатель во время беседы заботится о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, не повторяли готовые.

Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который помогает детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, гербарий, иллюстрации.

Беседа, как метод ознакомления детей с природой и в частности с парковой зоной используется с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей группе на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

Выводы по главе Й

1. В результате изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам ознакомления детей с ближайшим окружением мы можем сделать следующие выводы.

2. Проблема бережного отношения к растительному миру на базе знаний детей о особенностях роста, размножения, ухода за растениями рассматривалась в работах С.Веретенниковой, Т.Зениной, С.Николаевой, Л. Маневцовой, З. Плохий и др. Изучение методической литературы по проблеме организации воспитательно-образовательной работы в ознакомлении детей с растительным миром дало возможность определить обязательные условия и содержания данной работы. Содержание работы должно планироваться в соответствии с требованиями «Базового компонента дошкільної освіти в Україні», с программами «Малятко», «Крымский веночек», «Юный эколог».

3. Мы раскрыли особенности проведения бесед по ознакомлению с растительным миром как средство всестороннего развития дошкольников, сделав сравнительный анализ программ по дошкольному образованию.

Формирование знаний о ближайшем окружении осуществляется средствами различных форм работы: в процессе наблюдений, дидактических игр, игр-занятий. Значение игр-занятий подчеркнуто в методических письмах МОН. Вторая глава нашей работы направлена на выявление эффективности игр-занятий в процессе формирования знаний детей о ближайшем окружении.

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выб­ранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педа­гогике как метод ознакомления с окружающим и одновре­менно как метод развития связной речи. Е. И. Радина в сво­ем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей . В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жиз­ни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недоста­точно им осознается. В результате знания ребенка становят­ся четче и осмысленнее.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую сту­пень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок дол­жен припоминать, анализировать, сравнивать, высказы­вать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диа­логические и монологические формы связной речи, и преж­де всего речи разговорной: умения слушать и понимать со­беседника, давать понятные ответы на поставленные воп­росы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспита­нием навыков культуры поведения: ребенок должен на учиться внимательно слушать того, кто говорит, не отвле­каться, не перебивать собеседника, сдерживать свое не­посредственное желание сразу отвечать на вопрос, не по­дождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспи­тателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дис­куссию». Словарный запас детей активизируется, уточня­ется и дополняется.

Е. И. Радина предостерегала от одностороннего подхода в понимании беседы, когда сильно подчеркивается лишь речевой момент. Она отмечала важное значение беседы для формирования положительного отношения к окружающей действительности, к людям, к родной стране и родному городу, к родным и близким.

Содержанием бесед является программный мате­риал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бы­том и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаи­мопомощь, друзья). Содержание должно быть педагоги­чески обосновано, способствовать решению задач все­стороннего воспитания, доступно, психологически близ­ко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринуж­денно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

В прошлом веке при отборе содержания бесед важней­шим был принцип близости и доступности обсуждаемых явлений. Считалось возможным беседовать с детьми лишь о непосредственно окружающих ребенка вещах. Содержа­ние бесед, таким образом, ограничивалось наличием у ре­бенка совершенно конкретного чувственного опыта, касающегося тех явлений, которые становились предметом беседы.

В наше время проблема содержания бесед с дошкольни­ками исследовалась многими учеными (А. П. Усова, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. И. Залкинд, Э. П. Короткова, Н. М. Крылова). Сделаны следующие выводы: по отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далекого» и «близкого» в эпоху развития техники, культу­ры изменилось. Картинки, книги, кинофильмы, детские телепередачи, иллюстрации, альбомы, компьютерные про­граммы расширяют круг детских представлений и поня­тий, будят у ребенка новые интересы. С детьми можно бе­седовать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и понятно. Современность подсказывает новую тематику. Так, беседа о космонавтах может сочетаться с рассматриванием иллюстраций, рас­сказом воспитателя, чтением литературы. Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые но­вые знания, или показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ре­бенку, но требующие дополнительных пояснений, подни­мающие сознание ребенка на более высокую ступень зна­ния.

Тематика бесед определяется конкретными зада­чами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в про­цессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим ок­ружением.

Приведем примерную тематику бесед.

Темы, отражающие явления общественной жизни : «Наш детский сад», «Москва - столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др.

Темы труда : работа родителей, сотрудников детского сада, труд по­чтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки.

Беседы, отражающие труд самих детей : «Мы - дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде».

Беседы об использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке».

Цикл бесед на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школь­ных и умывальных принадлежностях.

Беседы о природе : «Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена года», «Фрукты и овощи».

Беседы на морально-этические темы : о культуре поседения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем».

Важным является вопрос о месте беседы среди других методов работы. Неправильное понимание роли словесных методов в 20-е годы и реализации принципа комплекснос­ти (увязки всех занятий между собой) привело к непра­вильному определению места беседы. В результате она пре­вратилась в стержень, вокруг которого группировались все другие виды работы в детском саду. Между тем беседа - лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы озна­комления с окружающим (экскурсии, наблюдения, про­гулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упо­рядочения.

Остановимся на классификации бесед.

Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из ди­дактических задач. Она выделила три типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид дея­тельности. 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблю­дениям детей. 3. Беседа заключительная, уточняющая и рас­ширяющая опыт детей. Каждая из названных бесед своеоб­разна по целевой установке и методу. В основу этой класси­фикации положено взаимодействие между детским опы­том и выражением его в речи.

М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е.А.Флериной. В основу их положен мате­риал (картина, книга), в связи с которым проводится бе­седа.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном го­роде) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

Остановимся на характеристике и особенностях прове­дения этих бесед.

Вводная беседа, или беседа, предваряющая получе­ние новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоя­щей деятельности. На практике часто предварительная ра­бота либо вообще отсутствует, либо проводится беседа, которая выходит за пределы предстоящего наблюдения, когда словесно прорабатывается то, что дети могут увидеть сами. Последующие наблюдения превращаются в иллюстрацию к слову. Ребенок, по словам Е. А. Флериной, лиша­ется возможности самому «добывать» знания и получать радость от новизны восприятия.

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоцио­нальны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов оста­ется неразрешенным («Посмотрим... увидим... проверим...»).

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесооб­разное накопление опыта. Задача воспитателя - обеспе­чить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

Содержание беседы определяется процессом наблюде­ния. Что и в каком порядке заметят дети и что они скажут, заранее предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывают свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педа­гога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают. В процессе наблюдения педагог направляет восприятие детей, поддер­живает интерес к наблюдению.

В чем особенности методики проведения таких бесед? Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов.

Он дает детям возможность наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осоз­навать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу.

Для этого вида беседы характерно участие разных ана­лизаторов: зрения, слуха, осязания, мускульно-двигательной сферы, моторной деятельности. Вторая сигнальная система (слово) углубляет впечатления, которые ребенок получает чувственным путем. Ребенку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следу­ет одергивать, так как они бывают увлечены. Нужны гиб­кость, тактичность, находчивость. План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом наблюдения. Во время такой беседы недопустимо отвлекать детей от наблюдаемого, не стоит вдаваться в подробности и рас­сказывать о том, чего они не видят. Поскольку в процессе бесед имеет место разнообразная деятельность, дети не утомляются, чувствуют себя легко и свободно. Заметим, что в процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на ос­нове уже имеющихся представлений и знаний.

Основной в детском саду является беседа заключи­тельная, ее принято называть обобщающей. Цель обоб­щающей беседы - систематизировать, уточнить и расши­рить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способ­ствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросоответной форме общения.

Остановимся в связи с этим подробнее на методике проведения обобщающей беседы . Рассмотрим наиболее важ­ные для руководства беседой вопросы; отбор содержания, определение структуры беседы и характера вопросов, ис­пользование наглядного материала и индивидуальный под­ход к детям.

Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает со­ответствующее содержание 1 . С учетом опыта и представле­ний детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления и новый материал) и воспитательные задачи; объем словаря для активизации.

Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сообщены новые знания - о профессии архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навы­ков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения.

Словарь: введение новых слов (план, архитектор), закрепление и активизация слов (каменщик, плотник, штукатур, маляр, фундамент, подъемный кран).

Предшествующая работа: в течение двух месяцев дети наблюдали за строительством дома; воспитатель знакомил их с деятельностью и про­фессиями тех, кто строил дом.

Систематизировать знания в беседе возможно при усло­вии четкого, последовательного расположения материала, т. е. при правильном его структурировании. Е. И. Радина вы­делила такие структурные компоненты беседы, как:

- вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;

- анализ этих явлений в ходе беседы , выделение наи­более существенных частностей, подводящих к выводам;

- элементарное обобщение , уточняющее представле­ния детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на опреде­ленное поведение в дальнейшем.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональ­ным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явле­ний, которые они видели, мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, за­гадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы.

Так, беседу об осени можно начать с вопроса «Почему осень называют золотой?», беседу «О культуре поведения» - тоже с вопроса, заключающего в себе элемент проблем­ное™: «О каком человеке можно сказать, что он культур­ный, вежливый?» Для беседы о Москве удачным началом может быть показ картины или фотографии с изображени­ем Кремля и Красной площади. Беседу о зиме можно на­чать с загадки: «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?»

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мыш­ление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добав­ления, поправки. Цель этих приемов - уточнить мысль ре­бенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или уг­лубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее про­ведения, использование стихов, загадок, наглядного мате­риала, участие и активность всех детей группы.

В основной части беседы может быть несколько логи­чески законченных частей. Это уточнение в структуру обобщающей беседы внесено В. И. Логиновой. Она выделяет определенные смысловые логические части , каждая часть заканчивается обобщением педагога.

В беседе «О маме», например, можно выделить три смыс­ловые части: труд мамы на производстве, домашний труд мамы, помощь детей маме. В беседе о школе: школьное зда­ние и класс, учение и учителя, школьные принадлежнос­ти, 1 сентября в школу.

Окончание беседы характеризуется определенной завер­шенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими вы­водами по всей беседе. Концовка беседы может быть раз­личной в зависимости от ее характера и содержания.

Если беседа познавательного характера, дети или вос­питатель делают обобщение (заключительный рассказ).

Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Веж­ливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

Беседа может быть закончена загадкой, чтением сти­хотворения, пословицей, слушанием магнитофонной за­писи, связанной с темой беседы.

Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, зада­ния, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок).

Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слу­шать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведе­ния являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, .что правильно поставленный вопрос вклю­чает в себя половину ответа. Поставить вопрос - значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть по­сильной дошкольнику, но не очень простой. Вопросы на­целивают на выводы, обобщения, классификацию, уста­новление причинно-следственных связей. Методика исполь­зования вопросов в беседе разработана Е. И. Радиной. Ею же дана классификация вопросов, которая с некоторыми дополнениями применяется и в настоящее время.

В зависимости от того, какую мыслительную задачу со­держит вопрос, можно выделить две группы вопросов.

1. Вопросы, требующие простой констатации - называ­ния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т. е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? ка­кой?). Это репродуктивные вопросы.

Например, в беседе о зиме они могут быть сформулиро­ваны так: какие деревья бывают зимой? Какая зимой бы­вает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?

2. Другая группа вопросов -поисковые - направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, уме­ния сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, де­лать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (по­чему? отчего? зачем?).

В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?

Вместе с тем надо учитывать, что ребенок способен са­мостоятельно обобщить, сделать вывод, высказать сужде­ние лишь в том случае, если еще до беседы получил доста­точный запас конкретных представлений по данной теме. В противном случае поисковые вопросы окажутся для него непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, вы­водов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной фор­мулировке.

В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогатель­ные вопросы. Основные вопросы - это стержень беседы. Важнейшее требование к ним - логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, направленными на то, чтобы выя­вить имеющиеся у детей представления, и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений.

Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный воп­рос - наводящий или подсказывающий. Ребенок не улав­ливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкрет­ной, общей его постановки (Что вы знаете о корове?), а

иногда из-за наличия в вопросе непонятных слов (Как на­зывается должность у тети Кати?). Наводящие вопросы по­могают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыс­кать правильный ответ. Они активизируют мысль, помога­ют ответить на сложные вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений.

В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очеред­ной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша.)

Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправданно по отношению к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только не тормозят развитие ребенка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания.

Продолжая беседу о строительстве дома, воспитатель спра­шивает: «Кто кроет крышу?» Дети затрудняются ответить. Тогда задается подсказывающий вопрос: «А не кровельщик ли кроет крышу?» - «Да! Да! - восклицают дети, - кро­вельщик!»

Следует подчеркнуть, что вопросы в беседе, независи­мо от их типа, должны быть простыми и понятными для дошкольников. Если вопрос труден, воспитателю целесо­образно самому ответить на него.

В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют большое воспитатель­но-образовательное значение. Прежде всего они помогают установить четкую внешнюю организацию ведения бесе­ды, дисциплинирующую детей. Указания определяют по­рядок и правила высказывания, привлекают внимание де­тей к содержанию вопроса («Подумай хорошенько, преж­де чем ответить»). Указания относятся и к уточнению детс­кой речи.

Существенную роль в уточнении и систематизации зна­ний играют обобщения, которые делает педагог, его рас­сказ.

В ходе беседы о зиме, обобщая детские ответы, воспи­татель говорит: «Сейчас зима. Зимой холодно. На улице много снега, деревья стоят голые. Зимой бывают сильные морозы и метели».

В этой же беседе он рассказывает, за что любит зиму. «Я люблю зиму, потому что зимой весело и интересно,

потому что зимой полезно гулять; воздух чистый, прозрач­ный, свежий, здоровый. Зимой бывает очень красиво. Снег блестит на солнце, небо бывает голубым, а когда солнце заходит, оно становится розовым. О зиме нарисованы кар­тины, написаны стихи. Я прочитаю вам фрагмент из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Мороз-Красный Нос».

В обобщающей беседе в целях активизации мыслитель­ной и речевой деятельности используется наглядный мате­риал. Чтобы дать зримый образ предмета, уточнить пред­ставления детей, поддержать интерес к беседе, можно по­казать картину, игрушку, предмет в натуре. Иллюстратив­ный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цве­тов, предметные картинки), другие показывают всем де­тям (картина, животное, предметы посуды, одежды).

Время демонстрации наглядного материала в процессе беседы зависит от цели. Так, в самом начале беседы пока­зывают букет цветов, фотографию для того, чтобы создать настроение, вызвать интерес, напомнить о чем-либо; рас­сматривание портфеля организуют в середине беседы о школе для уточнения знаний о школьных принадлежнос­тях. Использование наглядного материала должно быть крат­ковременным. Не следует превращать все в самостоятель­ное занятие.

Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступа­ют в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за повышенной са­мооценки (боятся высказаться хуже других), из-за речевых недостатков. Кроме того, в группе есть дети с неустойчи­вым вниманием, с ограниченным кругозором.

При проведении беседы задача педагога - добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стес­нительным ребятам следует помогать, задавая простой воп­рос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей мож­но подготовить к беседе предварительно. К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять. Особого внимания требуют дети с речевыми недостатками. Не стоит вовлекать их в общую беседу, пока речь не станет более совершенной. В свя­зи с этим следует воспитывать у остальных детей группы спо­койное, доброжелательное отношение к товарищам.

Индивидуальные особенности детей заставляют по-раз­ному ставить один и тот же вопрос: кому-то - в формули­ровке, требующей умозаключения, вызывающей раздумье; кому-то - в подсказывающей форме.

Речевая активность детей в беседе - один из показате­лей ее эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли уча­стие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям сле­дует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, упот­реблять формулы вежливости. Воспитатель должен коррек­тно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребенка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обу­чать детей умению вести разговор.

Ответы детей во время беседы носят характер кратких или развернутых реплик; допустимы и однословные отве­ты, если содержание вопроса не требует большего. Если дети отвечают на репродуктивные вопросы, тем более нельзя добиваться, чтобы каждый ответ был полным. По­добное требование ведет к искажению языка.

Приведем хрестоматийный пример «полного» ответа ребенка на вопрос «Какое сейчас время года?» - «Сейчас время года весна». В данном случае для полного ответа дос­таточно одного слова «весна».

Важно воспитывать «чутье языка», чтобы ребенок инту­итивно чувствовал, когда можно ответить на вопрос од­ним словом, а когда - целой фразой или несколькими фразами. Здесь поможет пример речи взрослого.

Однако для совершенствования диалогической речи и развития ее связности необходимо побуждать детей к раз­вернутым целенаправленным высказываниям. Этому спо­собствуют поисковые вопросы, которые активизируют ло­гическое мышление, побуждают к сопоставлению фактов, сравнению и ставят ребенка перед необходимостью отве­чать не одним предложением, а целым высказыванием, развивая и обосновывая свою мысль. В связи с этим целесо­образно предусмотреть наиболее оптимальное соотноше­ние репродуктивных и поисковых вопросов, усилив роль последних в зависимости от темы и содержания беседы, объема и сложности знаний, подлежащих обобщению.

Одобрение воспитателя, подтверждение детских отве­тов, его указания также стимулируют детей на высказыва­ния. Особого внимания заслуживают детские вопросы, воз­никающие в беседе, обмен мнениями между детьми, их споры. Необходимо учить детей задавать вопросы, обосно­вывать свое мнение, доказывать его. Эффективными при­емами, вызывающими детей на спор, на обсуждение слож­ных проблемных вопросов, являются отгадывание загадок, решение речевых логических задач. Речевая логическая за­дача - это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен благодаря установлению связей и зависимостей между явлениями, их анализу, сравнению, обобщению. Содержание логических задач может отражать социальные явления, жизнь природы 1 .

Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто рече­вая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности со­средоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начи­ная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экс­курсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слу­шать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у де­тей ценой значительных усилий правильных ответов. Эф­фективность беседы в значительной степени зависит от уме­ния педагога целенаправленно вести за собой детей, направ­лять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

В методике определено, в каких возрастных группах про­водятся занятия-беседы. В отношении младшего дошколь­ного возраста используется беседа-разговор в процессе по­лучения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно ис­пользуются беседы, которые сопровождают получение но­вых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

1 Интересные логические задачи на природоведческую тематику со­держатся в книге Н. Ф. Виноградовой «Умственное развитие детей в про­цессе ознакомления с природой», М., 1978.

Терехова Мария Евгеньевна
Учебное заведение: БПОУ "Горно-Алтайский педагогический колледж"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-05-18 Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой на тему «Беседа о диких животных зимой» Терехова Мария Евгеньевна Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой в старшей группе Тема: Беседа о диких животных зимойХод занятияВ: Дети сядьте все удобно и послушайте меня внимательно Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложиться И под утро снегом Поле забелело,

Просмотреть свитедельство о публикации

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой на тему «Беседа о диких животных зимой»

Программное содержание:

Обучающие задачи.

Углублять и расширять знания о том, как дикие звери живут зимой, отметить внешние признаки, особенности поведения.

Воспитательные задачи.

— Воспитывать бережное отношение к природе, формировать любознательность, познавательный интерес через обращения внимания детей на наиболее интересные особенности внешнего вида животных.

Развивающие задачи.

Развивать внимание детей во время рассматривания иллюстраций, память через сообщение о его жизни, питании, повадках и речь, в ходе всего занятия.

Активизировать словарь за счет слов: «запасы», «дупло».

Ход занятия

В : Дети сядьте все удобно и послушайте меня внимательно

Белый снег пушистый В воздухе кружится

И на землю тихо Падает, ложиться

И под утро снегом Поле забелело,

Точно пеленою Все его одело.

Темный лес – что шапкой Принакрылся чудной

И заснул под нею Крепко, непробудно…

Стали дни коротки, Солнце светит мало.

Вот пришли морозы – И зима настала (И. Суриков)

В : — О каком времени года говорится в стихотворении?

Д : -О зиме.

В : — Как вы догадались?

Д : -В стихотворении говорилось о признаках зимы.

В: — Какая погода бывает зимой?

Д :- Холодно, мороз, дует ветер, идёт снег, солнце светит, но не греет.

В: — Какие изменения происходят зимой в животном мире?

Д :- Многие животные меняют шубку, впадают в спячку, птицы улетают.

В : — Правильно вы все говорите, молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о том, как дикие животные проводят зиму. — Дети послушайте и отгадайте о ком эта загадка?

«Кто по елкам ловко скачет

Кто взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет?

Сушит на зиму грибы?» (Белка )

Показываю иллюстрацию с изображением белки.

В: — Кто изображен на картинке? Рита, расскажи, что изображено на картинке.

Д : — На картинке изображена белка. Шерсть у белки рыжая, хвост пушистый, уши, уши короткие с кисточками на концах. Глаза темные большие. Она грызет орехи, поддерживая их передними лапками.

В: -Молодец, Рита, а теперь давайте вспомним — Где живут белки?

Д :- Белки живут в дупле, на дереве.

В: — Чем они питаются летом, зимой?

Д: — Едят белки ягоды, зерна, грибы, почки растений, орехи, желуди, насекомых, муравьиные яйца. В: Правильно, а сейчас я вам расскажу, как передвигаются белки, почему белка прыгает, вы знаете почему?

Д: — Белка ловко скачет с ветки на ветку, как рулем управляет своим хвостом, может спрыгнуть с верхушки дерева на землю. У белки острые когти. Они быстро взбираются по стволу.

В: А как белки готовятся к зиме?

Д: — Делают запасы: прячут орехи, сушат грибы, ягоды, а зимой отыскивают их под снегом. На зиму белки утеплят гнездо мхом, сухой травой, перьями.

В :- Хорошо, а с наступлением холодов белки прячутся в своих гнездах и выходят только за кормом. В сильные морозы совсем не покидают теплого гнезда, которое строят из веток. Внутри они делают мягкую и теплую подстилку из сухих листьев, травинок, мха. Послушайте еще одну загадку.

Неуклюжий, косолапый,

Но попробуй одолеть.

Говорят, сосет он лапу,

А зовут его … (Медведь) (Выставляю картинку, предлагаю рассмотреть)

В :- Кто изображен на картине?

Д: — Медведь.

В: — Какого цвета шерсть у медведя?

Д:- Бурая.

В :- Вы все правильно говорите. Уточняю высказывания детей, рассказываю об особенностях внешнего вида медведя:неуклюжий на вид, очень подвижен, быстро плавает. В случае опасности бегает быстро. Молодые медведи и медвежата ловко лазают по деревьям. Лапы у медведя сильные, с крепкими, длинными когтями. Он легко поднимает упавшее дерево, выворачивает пни.

В: — Дети, как вы думаете, чем питаются медведи?

Д: — Землянику, малину, клюкву, бруснику, орехи, желуди, яблоки.

В :- Да, а еще любят полакомиться насекомыми, раскапывают муравейники. Любят полакомиться медом диких пчел. Медведь – всеядный зверь. — Дети, а как медведь проводит зиму?

Д: — Он зимой спит.

В: — Да, зимой медведь спит. Осенью в удобном месте (под сломанным деревом, под корнями вывернутого дерева) медведь устраивает берлогу, в ней он лежит до весны, ничего не ест, расходует запасы жира, накопленного за лето. В берлоге у медведицы появляются 2-3 маленьких, беспомощных медвежонка (весом в 500 г) К весне они подрастут. Питаются молоком матери, едят зелень, ягоды, насекомых. — Дети, а теперь отгадайте вот такую загадку.

«Серый брат
Из-за куста хвать
По полю рыщет,
Ягнят, телят ищет.» (Волк)
(Выставляю картинку волка.)
— Кто изображен на картинке?

Д:- Волк.

В :- Дети, какие ноги у волка?

Д :-Высокие и сильные.

В :- Правильно. Какие уши?

Д: — Стоят торчком.

В :- Какой хвост?

Д: -Толстый, прямой, опущен вниз.

В:- Молодцы. На какое домашнее животное похож волк?

Д :- На собаку.

В :- Правильно, на собаку. У волка острый слух. Слышит волк и тогда, когда спит. Спящий волк слышит шелест сухих листьев и другие слабые звуки. Зрение хуже слуха. Лучше он видит ночью. — Как волки проводят зиму?

Д: — Они не впадают в спячку, они активны весь год.

В :- Правильно, дети. Ходят волки гуськом, ступая след в след. В поисках добычи обходят большие расстояния. Это подтверждает народная пословица: «Волка ноги кормят». Зимой волкам труднее добывать себе пищу. Голодные они, забегают в деревни, забираются в сараи, наносят вред. В народе говорят : «Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что овцу съел»
III . Итог занятия

Молодцы все правильно сделали. Что сегодня вы узнали нового? Вам нравится зима? А почему? Можно играть в снежки кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика. А что такое снежки? Хорошо зимой! Перечислите названия животных, с которыми сегодня познакомились.


Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

Остановимся на классификации бесед.

Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности. 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А. Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта.

Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.

Е. И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы, как:

вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;

анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам;

элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, вызывать желание участвовать в беседе.

Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания.

Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).

Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал.

При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно. К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять.

Особенности и содержание обучения монологической речи детей в детском саду

Монологическая речь – это связанное логически-построенной высказывание, протек относительно долго по времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателя. Для монолога характерна литературная лексика, развернутость, логическая завершенность, синтаксическая оформленность.

Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков:

Целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);

Структурное оформление (начало, середина, конец);

Связность между предлож и частями монолога;

Объем высказывания, плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Для достижения связности речи необходим ряд умений:

1)понимать и осмыслять тему, определять ее границы; 2) отбирать необходимый материал; 3) располагать материал в нужной последовательности; 4) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, строить речь преднамеренно и произвольно.

Монологическая речь - это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Одной из задач, которую выдвигает программа дошкольников, является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.

Развитие монологической речи:пересказывание(виды): подробный,сжатый,с творческими дополнениями, перестройка дополнениями(от лица героя);самостоятельное пересказывание:по источнику (по игрцушкам,по картинам, из опыта, творческие рассказы);по ведущему псих. процессу(по воображению, по памяти, по восприятию);по назначении(функции)(описанию, повествованию, рассуждению).Структура развития по пересказыванию- первичное чтение, анализ, вторичное чтение с установкой по пересказу, пересказывание.Функциональный смысловой характер монологов:тип текста(описание)-функция(характеристика предмета в статике)-структура(общий тезис назыв.объекта,характеристика признаков, качеств, действий.Завершающая итоговая фраза оценки характера.); т.т(повествование)-ф.(передача событий во времени последовательности)-с.(начало события,середина события, конец события,экспозиция,завязка,развитие действия,кульминация, развязка);т.т(рассуждение)-ф.(объяснение какого-либо факта, доказ.чего-либо)-с.(тезис выражения, суждения доказательства, вывод,заключение