Особенности влияния аппликации на всестороннее развитие старших дошкольников. Консультация для педагогов

наталья свиридова

«Нетрадиционные виды аппликации

как средство развития

творчества дошкольников »

Воспитатель : Свиридова. Н. И.

МАДОУ №14 «Алёнушка» .

Цель мастер-класса : Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников .

Задачи : Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации , показать приемы и этапы выполнения аппликации , закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Оборудование : крупа, картон, кисточки, клей ПВА, ножницы, альбомная бумага, салфетки, цветная бумага, листья деревьев, семена.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги и родители! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…

Вступление

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы : бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования . В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста , на развитие творчества дошкольников .

Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума.»

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение , сделанное своими руками.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная.

Аппликация из салфетки

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества . Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов :

возможность создавать шедевры без ножниц;

развитие мелкой моторики маленьких ручек;

развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

широкие возможности для проявления креатива.

Нетрадиционные техники рисования , лепки, аппликации помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Любая творческая деятельность , в частности аппликация , имеет большое значение для умственного развития детей , расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).

Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 3-4 лет могут усложнить технику : не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов , травы, листьев - так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста . Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество , мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками , видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Аппликация из крупы . Отлично развивает мелкую моторику пальцев рук. Занимаясь аппликацией , дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы) . Все эти действия способствуют умственному развитию детей .

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается , лучше говорит и думает, а затем и учится в школе, Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, пальчиковые упражнения, а также нетрадиционные техники рисования , лепки и аппликации .

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.

В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины.

После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди.

В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Аппликация может быть:

Предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

Сюжетной, отображающей те или иные события;

Декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.

2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Орига́ми (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток.

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзья/

Время, когда дети и родители занимаются совместным творчеством, - бесценно.

  • лепка;
  • рисование;
  • сочинительство сказок и рассказов;
  • домашний театр;
  • аппликации -

для детей любая творческая деятельность при активном участии внимательных и заботливых мам и пап важна по ряду причин. О преимуществах занятий и мы уже писали. Настал черёд поговорить о том, чем полезна для дошкольников аппликация.

7 причин заниматься с детьми аппликацией

Причина 1: Тренировка мелкой моторики

В зависимости от используемой техники, для создания аппликации нужно потрудиться:

  • рвать и мять;
  • рисовать и резать;
  • составлять и клеить…

В любом случае детские ручки без работы не останутся, а это значит, что мелкая моторика будет развиваться непременно.

Напомним, что работать над мелкой моторикой необходимо для своевременного формирования речи, для развития памяти, внимания и интеллекта.

Причина 2: Работа с разными материалами

Аппликация из бумаги - не единственный вариант для домашнего творчества с детьми. Вы можете использовать самые разнообразные материалы:

  • нитки и ткани;
  • солому и семена;
  • ракушки и крупы;
  • засушенные листочки и веточки;
  • пластилин и пластиковую посуду.

Вариантов масса. И каждый из них знакомит ребёнка с новыми фактурами, способствует сенсорному развитию дошкольника.

Включив аппликацию в программу ваших развивающих домашних занятий, вы можете планомерно, совместно с ребёнком находить для будущих шедевров новые нестандартные решения. Например, почему бы не сделать аппликацию из макарон или полиэтиленового пакета?

Причина 3: Знакомство с формой, размером, цветом

Форма, цвет, размер - основные признаки, по которым мы учим маленьких детей узнавать предметы. Занимаясь аппликацией, так легко и интересно закреплять эти базовые понятия!

  • Чтобы получить аппликацию «Снеговик», нам понадобятся 3 белых круга разного размера, а нос-морковку мы сделаем из оранжевого треугольника.
  • Если приклеить на лист фона три зелёных треугольника, получим ёлку.
  • Большие детали закрывают маленькие, а вот маленькие можно приклеивать к большим так, чтобы большие остались заметны.

Подключайте фантазию, выбирая, какую аппликацию создать с ребёнком. Грамотно используя возможности этого занятия, вы отработаете сразу несколько ключевых понятий, необходимых для эффективного развития дошкольника.

Причина 4: Развитие пространственного и образного мышления

Составляя из разрозненных частей нечто общее, более объёмистое, крупное и значимое, дети уже в младшем дошкольном возрасте учатся визуализировать теоретические решения разнообразных задач. Развитое пространственное мышление - навык, в котором нуждаются многие профессионалы:

  • дизайнеры;
  • архитекторы;
  • конструкторы;
  • инженеры;
  • художники.

Но и вне профессиональной деятельности умение мыслить трёхмерными образами позволит значительно повысить качество жизни.

Причина 5: Формирование навыков коллективного творчества

Чтобы создать действительно интересную аппликацию, нужно немало усилий:

  • продумать интересный сюжет;
  • подобрать оригинальные материалы;
  • подготовить фон и детали;
  • аккуратно прикрепить детали к фону.

Если заниматься творчеством совместно - в кругу семьи или с друзьями, - то можно и даже нужно разделять задачи между всеми участниками процесса. Делегирование ответственности ради достижения общего результата - важный навык, без которого сложно представить эффективную деятельность в какой бы то ни было сфере.

Причина 6: Представление о культуре труда

Заниматься творчеством с мамой и папой любят все дети. Главное - правильно организовать занятие, чтобы заинтересовать даже маленького нехочуху. Кстати, мы уже делали на эту тему достаточно подробный обзор на примере , но опубликованные в нём советы будут полезны и тем родителям, которые хотят заинтересовать ребёнка аппликацией. Другой вопрос, что творчество - это не просто развлечение. Это определённый труд. А приучать к культуре труда следует уже с самого нежного возраста:

  • Каждый должен поддерживать своё рабочее место в чистоте.
  • Инструменты для работы необходимо содержать в надлежащем виде.
  • Все излишки материала, непригодные для дальнейшей работы, следует сразу же выбрасывать.
  • Раскладывать востребованные в творческом процессе материалы и инструменты надо так, чтобы работа была удобной для всех, кто принимает в ней участие.

Причина 7: Эстетическое воспитание

Очень важно с младых ногтей прививать малышу чувство прекрасного. Любуясь красивыми предметами, созданными кем-то другим, а также создавая красивые вещи своими руками, дети учатся ценить эстетику, формируют утончённый вкус, развивают свои духовные потребности. Аппликация - эффективный инструмент творческой самореализации. Он применим даже для людей (детей и взрослых), не раскрывших в себе выдающихся художественных талантов.

Если вы с детства переживаете, что так и не научились красиво рисовать или создавать интересные поделки из пластилина, попробуйте освоить искусство аппликации вместе со своим ребёнком. Мы уверены, что эти занятия совместным творчеством привнесут в ваше родительство много новых оттенков счастья и удовольствия.

А какие поделки делаете вы со своими детьми? Можете присылать фотографии своих шедевров нам «ВКонтакте». Мы с радостью опубликуем их в нашей группе.

Любой вид деятельности, связанный с творчеством, развивает у ребенка видение прекрасного, восприятие цвета, формы, текстуры предметов, их положение относительно друг друга, а также способствует появлению и развитию других способностей малыша.

Аппликация - вид творческой деятельности, которым ребенок может заниматься с самого раннего возраста, когда он только-только научится держать в ручках листочки разноцветной бумаги и с маминой помощью под одобрительные комментарии нашлепывать их ладошкой на подготовленную основу. А в возрасте 2 лет малыш уже вполне может самостоятельно приклеивать на бумагу заранее вырезанные геометрические фигуры (двухгодовалые детки уже различают круг, квадрат, треугольник) и силуэты животных (кошки, собаки, слона, коровы и т.д.).

С помощью аппликации можно рассказать ребенку целую сказку (например, про репку), в которой герои появляются в виде вырезанных фигурок и остаются на бумаге, благодаря приложенным стараниям самого малыша. Участие в "создании" сказки является своеобразным стимулом для продолжения занятий аппликацией, побуждает маленького человека к дальнейшему творчеству в этом направлении.

Такие занятия способствуют многогранному развитию ребенка: это и способность запоминать и различать цвета, и навыки обращения с ножницами, и проявление старания при вырезании фигур, и развитие способностей к кропотливой работе, и развитие мелкой моторики, и образного мышления и интеллекта.

Полезны занятия аппликацией еще и потому, что малыш получает навыки коллективного творчества. Ведь к процессу создания картинки могут подключаться с другие дети (братья, сестры, малыши из группы детского сада), родители, воспитатели. При этом есть возможность обсуждения с ребенком тех или иных деталей создаваемой картины, необходимость дополнений или исключение лишних фигур. Ребенок включается в коллективное обсуждение и получает навыки совместного творчества.

Аппликации раз от раза могут становиться все сложнее, развивая пространственное и образное мышление ребенка. Она подталкивает его к обдумыванию создания тех или иных образов с помощью различных способов и техник, предложенных воспитателем или родителями. Например, наклеивать на бумагу можно уже созданные ранее тем же малышом другие предметы творчества: бумажные цветы, плетеные из цветных полосок бумаги коврики и т.д., создавая из них уже принципиально новые работы. Или использовать для создания картинок природные материалы (листья, травинки, ягоды и т.п.), разноцветные кусочки ткани, пуговицы и другое.

Кроме прочего, занятия аппликацией помогают сформировать у ребенка представление о культуре труда: о содержании в порядке своего рабочего места, необходимости следить за чистотой инструментов для работы. Также важно развитие способности планировать последовательность тех действий, которые должны привести к нужному результату.

Если способности к рисованию и лепке могут проявляться не у всех детей, то развитие ребенка с помощью занятий аппликацией - прекрасная альтернатива этому.

Аппликация - это способ создания художественных образов из различных деталей, оторванных, отрезанных и присоединенных каким-либо образом к заданному фону. В качестве материалов могут быть: кожа, войлок, мех, ткань, соломка, бумага. Дети всегда с радостью выполняют такие работы, им приятно работать с разными цветами, вырезать и формировать композицию.

Аппликация для детей – это приобретение новых знаний, закрепление представлений, полученных ранее. Специфика этих занятий позволяет получать знания о цвете и форме предметов, их величине, о композиции. Занятия аппликацией развивают у детей композиционные знания и умения.

В зависимости от формы аппликации ее разделяют по видам: предметная, сюжетная, декоративная.

В предметной, дети учатся вырезать и наклеивать на фон различные предметы, которые отображают обобщенный, можно сказать условный образ знакомых предметов окружающего мира.

Сюжетно-тематическая аппликация развивает детей определенным действиям, связанным с данной деятельностью, согласно определенной теме или сюжету («Маша собирает грибы», «расцвел цветочек»).

Декоративная аппликация – это работа детей с орнаментами, замысловатыми узорами, украшениями образов, где дошкольники учатся и соединяют самые разнообразные детали (квадраты, круги, сухие листья, силуэты людей и животных) используя законы симметрии, отображая на фоне яркие цветовые решения. Каждый ребенок декоративно преобразует реальные предметы, обобщает их строение, наделяет образцы новыми качествами.

Рассмотрим особенности аппликации у детей дошкольного возраста.

К созданию произведений искусства побуждают художника определенные мотивы. Создатель согласно поставленной цели организует свою деятельность. Обычно, творческому процессу готовит основу опыт, накопленный ранее. Окружающий мир и деятельность создают своеобразный, индивидуальный опыт творца, который и является основой вдохновения, двигающей силой создания произведений.

У ребенка дошкольного возраста нет предварительной задумки, поскольку это характеристика психических процессов детей, их непроизвольности. Дошкольники действуют импульсивно, не планируя и не предвидя результат своей деятельности. Для ребенка главное заниматься клейкой и вырезанием, а не представлять художественный результат. Для дошкольника имеет значение только сам процесс, непосредственное делание чего-либо.

Обучение аппликации преследует несколько задач:

Используя геометрические, растительные формы, сочетать их в определенные картины;

Собирать образы предметов из разрозненных деталей; воплощать в жизнь воображаемый сюжет;

Учиться техникам вырезания из разных материалов: приклеиванию, пришиванию, плетению;

Формировать чувство целостности изображенного, требуемого соотношения частей композиции.

В зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта функции аппликации изменяются и конкретизируются. Аппликации для детей 2 лет уже уместны. Знакомство с аппликацией происходит еще в первой младшей группе.

В возрасте 2-3 лет дети очень чутко реагируют на предложение взрослого сделать что-либо, повторить за старшим незнакомые еще действия. И главная задача взрослого – используя это желание детей, обучить их новым действиям.

Задачи занятий аппликацией в этом возрасте самые простые: обучить детей действовать с материалом, прежде всего с бумагой, показать, что с этим можно производить всевозможные операции: от скатывания до комкания; учить использовать свойства материала для создания чего-то нового: учить описывать словами изученные свойства бумаги, ее цвет, форму, блеск, шуршание и т.д.

Развивать стремление ребенка подражать взрослому, делать такие же движения и участвовать в создании художественных изделий и творить свои маленькие проекты;

Познакомить детей с простыми инструментами, необходимыми для создания аппликации, также приемами и техниками вырезания, наклеивания; поддерживать заинтересованность детей выполнять новые действия, изучать простейшие приемы и техники аппликации, повторяя их за взрослым и самостоятельно выполняя определенные действия;

Учит понимать красоту созданных художественных произведений, чувствовать и эмоционально реагировать на работу и готовые изделия, любоваться ими и делиться этими ощущениями;

Задачи аппликации для детей 3 лет более сложные:

Обучать дошкольников компоновать узоры из разных деталей на отличных формах, будь то круг, ромб или полоска;

Учить детей из отдельных деталей составлять готовые знакомые образы (деревья, домики, животные) как и простые сюжеты, наблюдаемые детьми ранее (машины на дороге, игра детей в песочнице);

Учить правильно держать ножницы, безопасно для себя и окружающих пользоваться ими, при этом выполняя простые требования взрослого; учиться наносить клей на детали, размазывая его по всей поверхности и только по контуру;

Учить детей осознавать необходимые действия для выполнения работы, следить за порядком движений (составление узора, выкладывание его на форму и затем наклеивание каждой части композиции);

Развивать эстетическое восприятие предметов и образов, формировать вкус.

Аппликации для детей 4 лет решают следующие задачи:

Учить использовать для вырезания разные материалы (бумага, поролон, растительные формы), пользуясь простыми приемами;

Учить детей работать с природными материалами, создавать картины из сухих листьев, иголочек, опробовать техники приклеивания таких деталей к фону;

Расширять темы и сюжеты аппликаций, обогащая жизненный опыт дошколят, знакомить их с художественными, литературными произведениями и просто образами, которые встречаются в природе, окружающем мире;

Учить составлять композицию из большего количества геометрических и растительных деталей;

В качестве фона выбирать отличные фигуры (круг, овал).

Аппликации для детей 5 лет также своеобразны. Чем больше занятий аппликационной деятельностью, тем сложнее приемы, которые должны использовать дети. В этом возрасте дети знакомятся с симметрией, узнают и вырезают силуэты фигур, учатся обрывать и плести. Также могут пользоваться сразу несколькими техниками изготовления работы. На занятиях аппликации для детей 6 лет, взрослый помогает ребятам осваивать новый способ соединения детали и фона, например, пришивание к ткани. Обогащаются сюжеты аппликации, становятся разнообразнее и сложнее, появляются более мелкие детали, увеличивается их количество.

Аппликации для детей 7 лет с выполнением всех указанных ранее требований переходят из разряда обучения в творческое самовыражение, самостоятельную деятельность дошкольника.

Особенно важны при выборе методов обучения предварительная подготовка к занятию и сам ход работы. Перед началом занятия необходимо ознакомить детей с чем, что им необходимо будет изобразить. А также потренировать детей в сравнении форм и цветов предметов. В этом значимы развитие внимания, восприятия детей, обучение их умению анализа.

Дошкольникам все действия с предметами должны быть продемонстрированы, будь то вырезание или наклеивание. Проведение непосредственно занятия должно быть только в игровой форме. Именно так дети будут лучше воспринимать увиденное, и показывать хороший результат.

Сюрпризы, интересные игрушки простимулируют интерес дошкольников, вызовут активность к представленному действию.

Для просмотра детских работ необходимо организовать своеобразную выставку. Она обязательно должна быть окрашена положительными эмоциями.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по изучению формы, цвета окружающих предметов. Знания об окружающем уточняются и расширяются. Этого можно достичь, обводя рукой контуры предметов, изучать изображенные предметы и наблюдать за происходящим в окружающем мире.

Безусловно, перед началом работы необходимо детально изучить, рассмотреть предложенный материал. Взрослый предоставляет детям слово в описании предмета, в его изучении и анализе. Составляя какую-либо композицию из отдельных кусочков, компонуя части своеобразных узоров, дошкольники учатся еще и вырезанию. Необходимые для выполнения задачи действия взрослый предварительно показывает и подробно объясняет.

Часто детям нужно дать попробовать воспроизвести то или иное действие: правильно взять в руки ножницы или проделать движения ими в воздухе, провести пальцами по будущей линии разреза. Учить анализировать детские работы необходимо только в положительных эмоциях, подбадривая детей.

В возрасте 6-7 лет уже знакомые образы у детей становятся еще более понятными и близкими. В обучении все большее значение приобретает наблюдение за окружающим, анализ и сравнение различных характеристик образов. При подготовке к занятию взрослый не использует образцы, только если работа достаточно сложная и может вызвать трудности у детей. Тяжело дошкольники воспринимают симметрию, соответственно им нелегко ее воспроизвести. С развитием внимания и восприятия дети понимают «половину предмета» и потом используют этот прием.

Поскольку занятия идут систематически и дети уже имеют опыт в создании аппликации, взрослый обучает в большей части словами, а не наглядными средствами. Воспитатель на данном этапе помогает проявлению индивидуальных художественных возможностей, развивает самостоятельность дошкольников. Важным является также обучение анализу работ, поиску ошибок, а также умению корректно высказать критическое мнение.

Занятие аппликацией имеют большое значение в гармоничном умственном, психическом, физическом развитии детей дошкольного возраста.


Похожая информация.