Конспект урока «Эстетическое воспитание. Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с детьми старшего дошкольного возраста «Как прекрасен этот мир

Тема: "Что такое красота?
Цели: выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве; способствовать формированию нового понятия "чувство красоты"; дать доступные сведения о людях, создающих красоту; воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.

Оборудование: корона для царевны Несмеяны, музыкальное сопровождение, Книга с иллюстрациями «100 красивейших городов мира», поделки, изготовленные детьми.

Ход занятия

1. Сообщение темы.
-На уроках по эстетике мы будем беседовать о красоте, которая нас окружает.
-Ребята, что бы вы могли назвать красивым?

2. Вступительная беседа.
– Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.
-Красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыку, плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.

3. Музыкальная пауза
-Послушайте музыку. Вам понравилась эта мелодия? Что вы себе представляли, когда слушали ее? А теперь под эту музыку выполним разные движения. Какое у вас стало настроение? Почему?

4. Конкурс «Царевна Несмеяна»
-Одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.

Вспомните русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Попробуйте представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно. Она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злой волшебник у нее отнял дар удивляться всему смешному и веселому.

Давайте поможем царевне Несмеяне избавиться от злых чар волшебника. Попробуйте рассмешить нашу царевну.
5. Рассказ учителя
-Есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить очень трудно, ведь они вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота жизни для них наглухо закрыта...

– Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы вы посоветовали таким людям?

Нам очень жаль людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других.

6. Рассказ учителя о людях, создающих красоту
-Давайте поговорим о людях, создающих красоту.
-Назовите людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение.
- Это дворники, которые делают улицы чистыми. Это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города. Это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека. Это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.

7. Итог занятия
-Дети! Будьте активными создателями красоты, будьте настоящими друзьями ее.
- Какие красивые дела вы можете сделать в школе, классе, дома, на улице?
-Например, мы можем оформить красиво класс и поддерживать всегда в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.

8. Дети украшают класс своими поделками, поливают цветы, наводят порядок в классе.

  • Девочка хорошая по лесу идёт,
  • В этой сказке - именины. Много было там гостей.
  1. «Знатоки сказок».
  • Как называется эта сказка?
  • Кто её написал?

Строил ей глупые рожицы;

Защекотал до полусмерти;

Въехал во дворец на печке.

  • Как называется эта сказка?
  • Назовите автора сказки?
  • Кто вам её рассказал?
  • Скажите, какое яичко лучше - простое или золотое? Почему?
  1. «Узнай сказку по героям».
  1. «Песенка героя сказки».
  1. «Весёлые вопросы».

2. В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц-хваста»).

7. Герой джунглей? (Маугли).

  1. «Мой любимый герой сказки».

В мире много сказок - грустных и смешных.

В сказке может всё случится,

Наша сказка впереди.

Скажем сказке: «Приходи!»

Конкурс 1 «Узнай сказку по началу».

  1. «Давно- давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги…»(Новый наряд короля)
  2. « Жил однажды принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую» (Принцесса на горошине)
  3. «Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье» (Дюймовочка)
  4. «Далеко-далеко в той стране, куда улетают на зиму ласточки, жил король. У него было 11 сыновей и 1 дочь.»(Дикие лебеди)
  5. «В Китае, как ты, верно, знаешь, и сам император китаец, и все кругом китайцы. Давным-давно это было, потому-то и стоит рассказать эту историю, пока она ещё не забылась совсем. »(Соловей)
  6. «Хорошо было за городом. Стояло лето. На полях золотилось рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски- этому языку он выучился у своей матери.»(Гадкий утёнок.)

Замечательно! Мы выяснили, что вы прекрасно знаете сказки Андерсена.

Конкурс 2. Ромашка- викторина.

На лепестках написаны задания.

  1. « Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Его поставили на стол. Каких только чудес не бывает на свете…» (Стойкий оловянный солдатик).
  2. «А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время. Когда все смеялись над ним и гнали его ». (Гадкий утенок)
  3. « Каждый день обманшики требовали от своей работы тончайшего шелку и чистого золота»(Наряд короля.)
  4. « Я всю ночь не смогла сомкнуть глаз. Бог знает. Что за постель у меня была» (Принцесса на горошине)
  5. « Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мертвую птичку». (Дюймовочка)
  6. « Всю ночь плела последнюю рубашку. Мыши, бегавшие по подземелью, сжалились над ней и, чтобы хоть немножко помочь ей, стали собирать и приносить к ее ногам разбросанные стебли крапивы…» (Дикие лебеди.)

Конкурс 3. Загадки.

  1. Хоть верь, хоть не верь:пробегал по лесу зверь,

Нес на лбу он не спроста два развернутых куста.(Олень. « Снежная королева»)

  1. Окраской сероватая, повадкой- вороватая, крикунья- хрипловатая- известная персона. Кто она? (Ворона. « Снежная королева»).
  2. Растёт зелёный кустик, дотронешься- укусит.(крапива. «Дикие лебеди»).
  3. Удивительный ребёнок, только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его родная мать.(утёнок. «Гадкий утёнок»).
  4. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистее, звончей… Кто же это?(соловей. «Соловей»).
  5. В одежде богатый, да сам слеповатый, живёт без оконца, и не видевши солнца.(крот. «Дюймовочка»).\

Конкурс4 домашнее задание.

Девочки подготовили небольшие сценки по отрывкам из сказок Андерсена.

Выступление команд

Подведение итогов, награждение команд и самых активных участников.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 4 «Умка»

Уральский федеральный округ, Свердловская область г. Камышлов,

Конспект занятия

по художественно-эстетическому воспитанию детей

в дошкольном учреждении

Составила:

Шурова Елена Владимировна

воспитатель 1 к.к.

Камышлов 2015

«Путешествие по сказкам».

Цель: Викторина по сказкам.

Образовательные задачи: Закрепление и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о литературных произведениях; формирование звуковой выразительности речи у детей.

Развивающие задачи: Развитие речи и фонематического восприятия у детей; обогащение словаря.

Воспитывающие задачи: Повышение интереса к сказкам.

Методические рекомендации: Данную викторину рекомендуется проводить с детьми 6-7 лет; после ознакомления детей с устным народным творчеством (сказками); так же викторину можно провести и совместно с родителями детей, для приобщения их к совместному домашнему чтению сказок.

Ход занятия.

Сказочница: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! Я сказочница Василиса. А что это у меня в руках? Правильно, книга. Да не простая, а со сказками.

Человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И всё это люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появились такие герои, как Илья Муромец, Никита Добрынич, Алёша Попович. Человек наделял силой птиц и рыб. Так появилась сказочная жар-птица. Появилась щука, которая помогла Емеле.

Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Особенно сказки любят дети. А вы любите сказки? Много сказок вы знаете? Сейчас мы с вами проведём викторину по сказкам и проверим, кто из вас лучший знаток сказок. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон. Кто наберёт больше всех жетонов, тот и самый лучший знаток сказок. Ну, что, вы готовы? Тогда начинаем викторину.

    «Сказочные загадки».

Я буду вам загадывать сказочные загадки, а вы будете называть сказку.

    Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь

Названье этой сказки, чтоб вовремя успеть (Маша и медведь).

    Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится на её пути.

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь? (Красная Шапочка)

    В этой сказке – именины. Много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.

Но коварному злодею кто-то голову срубил (Муха-Цокотуха).

    Столяр Джузеппе-Сизый Нос полено как-то в дом принёс.

Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.

Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)

    Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь (Золушка).

Сказочница: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А сможете ли вы узнать сказку по иллюстрации?

    «Знатоки сказок».

    Я на мольберт (доску) размещаю иллюстрацию к сказке («Гуси-лебеди»). А вы должны ответить на мои вопросы:

    Как называется эта сказка?

    Кто её написал?

    Почему Гуси-лебеди унесли братца?

    Почему Алёнушке помогли печка, яблонька и речка?

    Чтобы сделали бы вы, если оказались в такой ситуации?

    Чтобы рассмотреть следующую мою иллюстрацию к сказке, вам необходимо ответить на мой вопрос и выбрать из трёх ответов нужную иллюстрацию на обороте.

*Как Емеля рассмешил Царевну Несмеяну?

Строил ей глупые рожицы;

Защекотал до полусмерти;

Въехал во дворец на печке.

Вывешивается следующая иллюстрация («По щучьему велению»), и задаются

    Как называется эта сказка?

    Что бы вы попросили у щуки, если бы вы её поймали?

    Следующую иллюстрацию к сказке («Курочка Ряба») нужно составить из частей и решить на каждой части пример. После этого ответить на мои вопросы:

    Когда вы первый раз услышали эту сказку?

    Кто вам её рассказал?

    Скажите, какое яичко лучше – простое или золотое? Почему?

2+2= 4+5= 3+6= 8-4= 6-3= 10-5=

    «Узнай сказку по героям».

Сказочница: Молодцы! А теперь самое сложное задание. Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

    Царь, три сына, стрела, болото (Царевна-лягушка).

    Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея (Золушка).

    Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка (Дюймовочка).

    Злая мачеха, дочь, падчерица, дед Мороз (Морозко).

    «Песенка героя сказки».

Сказочница: Молодцы! И с этим заданием вы справились. А сейчас я вам предлагаю послушать песни сказочных героев. Определить героя и назвать, из какой он сказки. Песенка «Буратино» и «Красной Шапочки».

    «Весёлые вопросы».

Сказочница: Ну, а теперь самый важный этап викторины. За этот этап вы можете набрать большое количество баллов. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро отвечать. Кто быстрее даёт ответ, зарабатывает балл.

1. Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка).

2. В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц–хваста»).

3. Мальчик-луковка? (Чиполино).

4. Героиня, какой сказки в награду получила кусок льда? («Морозко»).

5. Девочка с голубыми волосами? (Мальвина).

6. Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? («Теремок»).

7. Герой джунглей? (Маугли).

8. Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы).

9. Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка).

10. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»).

11. Деревянный мальчик? (Буратино).

    «Мой любимый герой сказки».

У каждого из вас есть самая любимая сказка. Правда? Перед вами листочки бумаги и разные материалы. Нарисуйте мне своего любимого сказочного героя из вашей сказки. А потом все вместе попробуем их отгадать. После выполнения задания проводится дидактическая игра «Кто, и от куда?»

Сказочницы: Молодцы, ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки.

В мире много сказок – грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случится,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к вам стучится,

Скажем сказке: «Приходи!»

И самому лучшему знатоку сказок я вручаю новую большую книгу сказок. С которой, ты сможешь познакомиться сам или вместе с родителями. Остальным участникам вручаются памятные призы за участие в викторине. Ну а сейчас, до свидания, ребята! До новых встреч!

Приложение

Иллюстративный материал к этапу викторины «Знатоки сказок».

  • предметно-развивающая среда;
  • дополнительное образование.
  • самодеятельность

Эффективность работы по эстетическому воспитанию в коррекционных образовательных учреждениях зависит от следующих условий:

  • методического обеспечения;
  • педагогического мастерства;
  • взаимодействия с семьей;

Предметно-развивающая среда

В отечественной педагогике и психологии термин “среда” появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия “педагогика среды” (С.Т. Шацкий), “общественная среда ребенка” (П.П. Блонский), “окружающая среда” (А.С. Макаренко). объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

Главное условие эстетического воздействия - чистота, простор, свет.

Эстетическая направленность
учебно-воспитательного процесса

Единство учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы предполагает эстетическое воздействие на учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин. Значение имеет все - содержание учебного материала, пути и способы преподнесения его детям, красочная образная речь учителя, эстетично оформленная наглядность, современные технические средства, четкость, ритмичность занятии.

Проводится беседы такие как:

-«Твой внешний вид»

-« Ты в гостях»

-«Береги честь с молоду»

-«Друг моей мечты

-«Мой край родной

-«Умеешь ли ты общаться?»

-«Красота и здоровье»

Роль природы в эстетическом воспитании огромна. Природа- источник для искусств. Умение видеть красоту - первое условие воспитания мироощущения единства с ней. В разное время года организуем экскурсии на природу, наблюдаем за ней во время прогулок, участвуем в озеленении территории.

Дополнительное образование

Неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания является дополнительное образование. Его основная цель - создание условий для развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование в школе-интернате обеспечено работой 16 кружков, 1 секции. Учащиеся участвуют в различных конкурсах, занимают призовые места В школе проводятся выставки работ детей. Своими руками делают подарки -открытки В системе кружковой работы заняты 17 педагогов школы-интерната

  • “Цветовод-декоратор”,
  • Кружок выразительного чтения,
  • Шумовой оркестр,
  • Танцевальный кружок “Ритм”,
  • Кружок «очумелые ручки»,
  • “Волшебная иголка»
  • Кукольный театр

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив школы-интернат тесно работает с детским домом творчества, краеведческим музеем.,.Организуются в библиотеке занятия с детьми по знакомству с творчеством детских писателей, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных концертов,выступления артистов цирка, выставок, экспозиций. Концерты воздействуют не только музыкой но и пластикой движения,светом, художественно оформленная сцена учит сопереживанию. Дети ежегодно принимают участие в смотрах художественной самодеятельности.

Самодеятельность.

.

Внеклассное чтение.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка. Во внеклассных чтения с детьми читаем статьи из районной газеты, сказки, журнал «Ялкын», «Попурри», делаем выводы.

Заключение

Просмотр содержимого документа
««Эстетическое воспитание в школе » »

Опыт работы воспитателя Бардымской коррекционной школы- интернат 8 вида Мавликаевой Нурзиды Зуфаровны на тему «Эстетическое воспитание в школе »

Под системой художественно-эстетического воспитания мы понимаем совокупность образовательно-педагогических технологий и методического обеспечения по реализации творческого потенциала участников образовательного процесса.

Цель – создание условий для формирования и развития творческих умений и навыков учащихся с нарушениями интеллекта, обеспечивающих в дальнейшем их успешную социальную адаптацию.

Задачи.

    Способствовать коррекции дефектов физического и психического развития школьников.

    Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни.

    Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу школьников, вызывать у них эстетические чувства и переживания.

    Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных школьниками с нарушением интеллекта художественных навыков.

Недостатки познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы воспитанников обусловили использование в школе-интернате:

    более элементарный, чем в обычной школе уровень содержания эстетического воспитания;

    рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения;

    коррекционно-развивающий характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

Реализуя систему художественно-эстетического воспитания мы применяем три формы организации этой работы:

    массовая (общешкольные праздники, утренники, вечера, творческие отчеты, соревнования и т.п.);

    групповая (занятия кружков, студий, секций и т.п.);

    индивидуальные (кружки по лепке, по выразительному чтению)

Средства художественно-эстетического воспитания :

    предметно-развивающая среда;

    эстетическая направленность учебно-воспитательного процесса;

    дополнительное образование.

    самодеятельность

Эффективность работы по эстетическому воспитанию в коррекционных образовательных учрежденияхзависит от следующих условий:

    методического обеспечения;

    педагогического мастерства;

    взаимодействия с семьей;

    координацией с внешкольными учреждениями.

Поговорим подробнее о средствах художественно-эстетического воспитания.

Предметно-развивающая среда

В отечественной педагогике и психологии термин “среда” появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия “педагогика среды” (С.Т. Шацкий), “общественная среда ребенка” (П.П. Блонский), “окружающая среда” (А.С. Макаренко). объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия - эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

Предметно-развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития личности.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в коррекционном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Так как в школах интернатного типа дети не только учатся, но и живут, отдыхают, проводят большую часть времени, мы тщательно нужно продумать оформление коридоров, классных комнат, спален, столово.Особые требования предъявляем к обустройству умывальных комнат, туалетов, виду школьного двора, спортивной площадки, т.е. всего того, куда ступает нога школьника.

Главное условие эстетического воздействия – чистота, простор, свет.

Эстетическое воздействие на детей с нарушением интеллекта оказывает вся предметно - развивающая среда.Тема имиджа педагога также является актуальной в нашем коллективе.

Эстетическая направленность
учебно-воспитательного процесса

Единство учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы предполагает эстетическое воздействие на учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин. Значение имеет все – содержание учебного материала, пути и способы преподнесения его детям, красочная образная речь учителя, эстетично оформленная наглядность, современные технические средства, четкость, ритмичность занятии.

Работа по эстетическому воспитанию должна пронизывать каждый элемент урока. Знания, полученные на уроках литературы, музыки, ИЗО, СБО отражаются в учебной и внеклассной деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают

Серьезную роль в художественно-эстетическом воспитании учащимся мы отводим внеклассным занятиям, на которых стремимся научить детей воспринимать и ценить природу, искусство, прививать им навыки культурного поведения (эстетика поведения).

Проводится беседы такие как:

-«Твой внешний вид»

-« Ты в гостях»

-«Береги честь с молоду»

-«Друг моей мечты

-«Мой край родной

-«Умеешь ли ты общаться?»

-«Красота и здоровье»

Базовой основой бесед является книга В.Казыханова и программа Худенко Е.Д.

Провела встречу с местным художником Наилем Габдушевым. он не только показал свои работы но и прочел свои стихи.Учащиеся заинтересовались его творчеством.

Роль природы в эстетическом воспитании огромна. Природа- источник для искусств. Умение видеть красоту – первое условие воспитания мироощущения единства с ней. В разное время года организуем экскурсии на природу, наблюдаем за ней во время прогулок, участвуем в озеленении территории.

Дополнительное образование

Неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания является дополнительное образование. Его основная цель – создание условий для развития творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование в школе-интернате обеспечено работой 16 кружков, 1 секции. Учащиеся участвуют в различных конкурсах, занимают призовые места В школе проводятся выставки работ детей. Своими руками делают подарки –открытки В системе кружковой работы заняты 17 педагогов школы-интерната

Художественно-эстетическое направление дополнительного образования представлено следующими кружками:

    “Рукодельницы”,-вязание крючом

    “Цветовод-декоратор”,

    Кружок выразительного чтения,

    Шумовой оркестр,

    Танцевальный кружок “Ритм”,

    Кружок «очумелые ручки»,

    Кружок декоративно-прикладного творчества “Фантазер”,

    “Волшебная иголка»

    Кукольный театр

Для эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию в школе создана методическая база:

    программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

    тематическое планирование работы кружков, клубов, секций;

    конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

    дидактические музыкальные игры;

    библиотека познавательной литературы по искусству для педагогов.

Должная постановка художественно-эстетического воспитания предполагает хорошую подготовленность учителей и воспитателей. Реализация системы художественно-эстетического воспитания требует от учителей и воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Для осуществления полноценного развития и воспитания обучающегося необходимо согласование усилий образовательного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

    вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный образовательным учреждением. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

    повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации.

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив школы-интернат тесно работает с детским домом творчества, краеведческим музеем., .Организуются в библиотеке занятия с детьми по знакомству с творчеством детских писателей, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных концертов,выступления артистов цирка, выставок, экспозиций. Концерты воздействуют не только музыкой но и пластикой движения,светом, художественно оформленная сцена учит сопереживанию. Дети ежегодно принимают участие в смотрах художественной самодеятельности.

Самодеятельность.

Большое значение познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Воспитанники участвуют в предметных неделях, в вечерах посвященных ко дню матери, к 9-му мая, ко дню защитников отечества, новогодний карнавал и сабантуй,где дети показывают свое мастерство. Участвуют и побеждают в межмуниципальных конкурсах таких как «театральная весна»

Внеклассное чтение.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка.
Значительное место в системе эстетического воспитания вспомогательной школы занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка. Во внеклассных чтения с детьми читаем статьи из районной газеты, сказки, журнал «Ялкын», «Попурри», делаем выводы.

Заключение

Работа всего коллектива по художественно-эстетическому воспитанию в течение многих лет дает свои результаты. К концу обучения повышается уровень воспитанности учащихся, снижается количество правонарушений, появляются положительные привычки, формируются трудовые и творческие навыки, развиваются способности общаться и жить среди людей.

Вывод: все эстетические мероприятия помогают сплотить детский коллектив, учат общению, дают возможность проявить свои способности, самоутвердиться, получить заряд бодрости и радости.

Добились: воспитанники могут чувствовать и понимать красоту в жизни, понимают роль коллективного труда, дисциплины на мероприятиях, самостоятельности.

Мир искусства и культуры

ПРОГРАММА

воспитательной работы

по художественно-эстетическому

воспитанию школьников

Паспорт программы

Исполнители

Педагоги, учащиеся, родители ДОШ № 94

Цель программы

    Гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства;

    Развитие духовного мира школьников на основе познания искусства, литературы, фольклора; умения видеть культуру в себе и себя в культуре;

    Формирование художественно-эстетического вкуса;

    Воспитание ценностного отношения к искусству.

Задачи программы

    Приобщать школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

    Развивать способность понимать и ценить прекрасное;

    Использовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;

    Привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;

    Выявлять и развивать творческие способности и наклонности детей;

    Раскрывать потенциала каждого ребенка, предоставлять возможности реализовать себя.

Сроки реализации

2015 – 2020 гг.

Ожидаемые результаты

    Совершенствование системы работышколы по художественно-эстетическому воспитанию;

    Раскрытие творческого потенциала учащихся;совершенствование их художественно-эстетической осведомленности;

    формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения;

    повышение уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся, включающей в себя: художественный вкус, манеру общения, внешний вид, ценностную ориентацию, художественно-эстетическую развитость (практические умения);

    осознание школьниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечный результат

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов общества. В этих условиях особую социальную значимость приобретает развитие художественно-эстетического направления системы образования.

Эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека. Эстетика способствует гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи, сценического искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.

Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, танцы, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.Воспринимая красоту искусства и действительности, он постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, строит свои взаимоотношения с людьми. В образовании это длительный процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, жить и творить «по законам красоты».

Задача школы - сохранять, обогащать и развивать художественный потенциал каждого ребенка. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, развивая потребность общения с искусством, и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.

ІІ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

    гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства;

    развитиедуховного мира школьников на основе познания искусства, литературы, фольклора; умения видеть культуру в себе и себя в культуре;

    формирование художественно-эстетического вкуса;

    воспитание ценностного отношения к искусству.

Задачи:

    Формировать образный мир ребёнка;

    приобщать школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

    развивать способность понимать и ценить прекрасное;

    использовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;

    привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;

    выявлять и развивать творческие способности и наклонности детей;

    раскрывать потенциала каждого ребенка, предоставлять возможности реализовать себя.

ІІІ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    Принцип развития

    Принцип индивидуальности

    Принцип творчества и успеха

    Принцип поддержки и доверия

    Принцип ответственности

IV . КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы художественно-эстетического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

В состав совета входят:

1. Заместитель директора по воспитательной работе.

2. Заместитель директора по УВР

3. Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

4. Педагог-организатор

5. Руководители кружков

V . ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

    Совершенствование системы работы школы по художественно-эстетическому воспитанию;

    Обогащение содержания художественно-эстетического воспитания в учебном заведении;

    Вовлечение в работу художественно-эстетического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

    Раскрытие творческого потенциала учащихся; совершенствование их художественно-эстетической осведомленности;

    Развитие способности к творческой самореализации школьников в пространстве государства;

    Формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения;

    Повышение уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся, включающей в себя: художественный вкус, манеру общения, внешний вид, ценностную ориентацию, художественно-эстетическую развитость (практические умения);

    Осознание школьниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечный результат системного художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения – формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет молодому человеку быть гуманным и действовать целенаправленно, изобретательно, плодотворно и общечеловечески значимо.

VI . ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 5 лет. Она определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.

Программа реализуется в три этапа:

    Диагностико-проектный - 2015 - 2016 учебный год

Обобщение опыта школы в организации художественно-эстетического воспитания;

Разработка программ по развитию отдельных аспектов художественно-эстетического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т.п.;

Сбор информации о численном составе учащихся, занимающихся в кружках художественно-эстетического направления и кружках в центрах.

    реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных

    Рефлексивный – 2019-2020 учебный год

Выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

VII . ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа составлена на основе принципов развития, творчества и успеха, поддержки и доверия, системности, научности, доступности и рассчитана на пять лет.

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват художественно-эстетическим воспитанием всех учащихся школы – с 1-го по 11-е классы.

Программа способствует развитию форм и методов на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания. Развитие методических основ художественно-эстетического воспитания предусматривает разработку методических рекомендаций по проблемам формирования нравственной, духовной и творческой личности, приобщение школьников к ценностям культуры, искусства и лучшим образцам народного творчества, изучение и обобщение педагогического опыта в области художественно- эстетического воспитания для его внедрения в практику.

Каждый классный коллектив может конкретизировать данную программу. Исходя из особенностей жизни и традиций класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе предусматривается разработка своей собственной системы дел по ее реализации.

Эти дела внесут в жизнь школы определенный ритм и упорядоченность; праздники знаний способствуют активизации деятельности интеллектуалов школы, фестивали искусств - удовлетворят детскую потребность в сценическом самовыражении. От педагогов во время проведения мероприятий потребуется умелое и тактичное соучастие, предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (в театрализованных постановках, рисовании, пении, танцах и др.).

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволит определять и развивать индивидуальные особенности учащихся и сплачивать классные коллективы. Благодаря творчеству каждый ребенок выявит свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности будет способствовать формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулировать осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «я».

    Механизм реализации программы

ШКОЛА – центр художественно-эстетического развития


Внеучебная деятельность

деятельность


Внеклассные мероприятия

Дополнительное образование

    Формы и методы работы с детьми

Поставленные задачи выполняются посредством учебной и внеурочной деятельности:

    Учебная деятельность (уроки музыки, ИЗО, литературы, мировой художественной культуры)

    Внеучебная деятельность:

Дополнительное образование (кружки, творческие объединения)

Внеклассные мероприятия (спектакли, конкурсы, концерты, классные часы, выставки, диспуты, викторины)

3.Возможные формы работы с детьми

Праздники:

    праздник «День знаний»;

    праздник «День учителя»;

    «Папа, мама и я – дружная семья».

    «Масленица».

    «Красный, желтый, зеленый».

    «Тропинка школьная моя» (вечер встречи школьных друзей)

    праздник «День матери. «Спасибо, тебе родная»;

    новогоднее представление у елки;

    День защитника Отечества;

    праздник «День Победы»;

    праздник последнего звонка

Диспуты:

    «Можно ли стать красивым?».

    «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».

    «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».

Игры:

    «Добро пожаловать!».

    «Школа, которую мы строим».

    «Тайны вокруг нас».

    «По каким правилам мы живем?».

Вечера :

    «Молодость наших бабушек».

    «Орден твоего деда».

    «Моя малая Родина».

Викторины :

    «Классики литературы о добре и зле».

    «К годовщине Победы в Великой Отечественной войне».

    «Новогодняя. По странам и континентам».

    «Братья наши меньшие».

Выставки поделок :

    «Золотые бабушкины руки».

    «Природа и фантазия».

Встречи с интересными людьми:

    «Советы мудрых».

    «Защитники Родины у нас в гостях».

    «История глазами моих родственников».

    «Национальные традиции в моей семье».

    «Моя родословная».

Заочные путешествия:

    «Здесь живут мои родственники».

    «Дорогами великих географических открытий».

    «По странам и континентам».

Игры-путешествия:

    «По маршрутам Колумба».

    «Доброе утро, ветеран».

    «Праздничный сюрприз».

    «Подарок моим друзьям».

    «Снежная сказка» (для малышей).

Творческие конкурсы:

    Рисунков на асфальте.

    Рисунков на различную тематику

    Юных фотолюбителей.

    Инсценированной сказки.

    На лучшую праздничную стенгазету.

    Поделок из бумаги (оригами).

    Инсценированной сказки.

    На лучшую поделку.

Фестивали:

    «Народов дружная семья».

    «Фестиваль профессий».

VIII . ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«Культура»

Цель: формирование представлений у учащихся об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры мирового сообщества, родного края, фольклора.

Задачи:

1. Развивать эстетическую культуру.

2. Воспитывать умение видеть прекрасное, воспитывать ценностное отношение к произведениям искусства.

Формы:

    тематические беседы,

  • викторины,

    встречи с деятелями искусства и культуры,

    организация деятельности школьного музея.

« Д осуг»

Цель: формирование художественно-эстетического вкуса

Задачи:

1.Развивать умение организовывать культурное проведения досуга учащимися.

2.Воспитывать правильное поведение во время организации и посещений культурно-массовых мероприятий.

Формы:

    организация праздников,

    посещение кружков и объединений дополнительного образования,

    экскурсии в музеи,

    посещение театров, концертов, библиотек.

«Т ворчество»

Цель: развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

    Формировать умения выражать себя в доступных видах творчества: художественном, музыкальном, театральном, хореографическом, прикладном.

Формы:

    работа в объединениях дополнительного образования,

    выставки,

    конкурсы,

    фестивали,

    праздники,

    коллективные творческие дела.

ІХ. План мероприятий по реализации программы

Мероприятия

Сроки

Класс

Ответственный

Торжественная линейка «Первый звонок»

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Посвящение в первоклассники

Класовод 1 кл

Праздничный концерт ко Дню Учителя

Педагог-организатор

Мастерская Деда Мороза – подготовка новогодних праздников, украшение школы и классов

Педагог-организатор,

кл. руковод 1-11 кл

Новогодняя сказка

Педагог-организатор, руководитель театрального кружка

«Рождественские Вечера»

Кл. руководители

Вечер встречи с выпускниками

Зам. директора по ВР

Фольклорно-игровая программа «Проводы Зимы» (5 -11 кл.) Масленица (1-4 кл)

Февраль март

Кл. руководители

«Великих дней не смолкнет слава».

Кл. руководители

Торжественная линейка «Последний звонок»

Зам. директора по ВР

Выпускной бал

Зам. директора по ВР

Классные часы на художественно-эстетические темы

ежегодно

Классные руководители

Участие в конкурсах художественно – эстетического направления разных уровней

ежегодно

Педагог-организатор

Посещение музеев, театров, выставок

ежегодно

Классные руководители