Теория и методика физического воспитания. Курсовая работа: Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина

Теория и методика физического воспитания способствуют тому чтобы скорректировать этот процесс. Технологическая модель предмета «Физическая культура», изучаемого в школе, состоит из семи квадратов, иначе говоря, форм физического воспитания. При этом каждый квадрат представляет собой самостоятельный объект, объединен в единое целое задачами физического воспитания.

Первый квадрат, который изучает – это уроки физкультуры. Урок необходимо рассматривать в качестве ведущей формы занятий физическими упражнениями. Расчет ведется, исходя из двух уроков в неделю, длительность которых достигает 45 минут. На таких уроках реализуется содержание учебной программы по физкультуре, также производится проверка, как двигательной, так и в целом физической подготовленности учеников. Такая инструкторская направленность дает ученикам возможность самим выполнять упражнения, нацеленные на повышение уровня их здоровья, а также на индивидуальное физическое развитие. Каждый урок физкультуры, как гласит теория и методика физического воспитания, имеет свои задачи, содержит набор определенных упражнений, направленных на реализацию данных задач, методику проведения. Эти уроки обеспечивают порядка 13, 3 % всей недельной двигательной активности школьников.

Второй квадрат, который изучает . Производится объединения урока с домашними заданиями по физкультуре. Все это составляет некую цепочку приобретения эффекта знаний. Выполнять домашние задания теория и методика физического воспитания рекомендует 3-4 раза в неделю, продолжительностью в 20 минут, что составляет 8, 8 % двигательной активности учеников.

Третий квадрат, который изучает теория и методика физического воспитания. В режим дня учеников вписывается гимнастика до уроков. Организуется она, как правило, каждый день перед первым уроком, а продолжается в течение 15 минут. Такая гимнастика позволяет решать задачи повышения общего тонуса центральной нервной системы, занимая всего 13, 3 % времени.

Четвертый квадрат, который изучает теория и методика физического воспитания. Активной формой индивидуальных занятий физкультурой является утренняя гимнастика. Если выполнять ее ежедневно, то это займет лишь 15, 5 % от недельной занятости школьника.

Пятый квадрат, который описывает теория и методика физического воспитания. В школе 3 раза в неделю проводится так называемый час здоровья, что увеличивает двигательную активность учеников на 17, 7 %.

Шестой квадрат теория и методика физического воспитания описывает так. Проведение по индивидуальным планам самостоятельных тренировок школьников. Направлены они непосредственно на тренировку дыхательной и сердечно-сосудистой систем. К тому же, повышают общую работоспособность учеников. Если выполнять упражнения три раза в неделю и продолжительностью в 20 минут, то это составит 8, 8 % от общего времени.

Седьмой квадрат в таком вопросе как теория и методика физического воспитания. Сюда можно отнести другие занятия учеников. Это и день здоровья, и туристическая работа, и тренировки в спортивной секции. В совокупности они могут достигать 150 и более минут недельной активности, что равно 22, 2 % времени.

Таким образом, мы получаем 675 минут в неделю. Если полученную нами сумму разделить на 45 минут, иначе говоря, продолжительность одного академического часа, то в результате получается 15 академических часов в неделю. Данный результат делим на 7 (это дни недели). Одним словом, продолжительность двух уроков ежедневно составляет 90 минут. А это, в свою очередь, соответствует норме двигательной активности для детей, учащихся в 5-8-классах, как требует теория и методика физического воспитания.

Изучение практически любой учебной дисциплины начинается с освоения ее понятийного аппарата, утверждает теория и методика физического воспитания. Понятие является основной формой человеческого мышления, которая устанавливает однозначное толкование термина. При этом выражаются его существенные стороны, признаки, свойства. Если говорить об основных понятиях теории физического воспитания, то к ним относятся: спорт, физическое совершенство и воспитание, физическая подготовка и развитие.

Физическая подготовка представляет собой не что иное, как воспитание физических качеств, а также овладение движениями, которые являются жизненно важными, гласит теория и методика физического воспитания. Она подчеркивает собой прикладную направленность физвоспитания к какой-либо другой деятельности, к примеру, к трудовой. Принято различать специальную и общую физическую подготовку. Стоит отметить, что общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на повышение уровня физического развития, двигательной подготовленности. Что же касается специальной физической подготовки, то она представляет собой процесс, который всячески содействует успех в определенной деятельности. При этом к двигательным способностям человека предъявляются специализированные требования. Физическое развитие теория и методика физического воспитания представляет как некий процесс становления, формирования и дальнейшего изменения морфофункциональных свойства человеческого организма на протяжении всей его жизни. Основаны они на физических качествах и способностях.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех следующих групп показателей:

1)Показатели телосложения. Теория и методика физического воспитания к ним относит осанку, величину жироотложения, массу и длина тела, формы и объем отдельных частей тела. Такие показатели характеризуются морфологию человека, его биологические формы.

2)Критерии здоровья, которые отражают функциональные и морфологические изменения, происходящие в физиологических системах человеческого организма. Функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой, ЦНС, механизмов терморегуляции, а также органов выделения и пищеварения оказывают на здоровье человека решающее значение.

3)Показатели развития физических качеств. К примеру, скоростные способности, выносливость, сила.

Теория и методика физического воспитания утверждает, что определяется физическое развитие законами наследственности, которые должны быть учтены в качестве факторов, препятствующих или, напротив, благоприятствующих физическому самосовершенствованию. Процесс физического развития, кроме всего прочего, подчиняется и закону возрастной ступенчатости. Управлять процессом развития человека и в целом вмешиваться в него можно лишь, учитывая возрастные особенности и возможности человеческого организма. Подчиняется процесс физического развития и закону единства среды и организма. Это значит, что он зависит и от условий жизни человека. Закон единства форм и функций организма наряду с законом упражняемости имеют большое значение для управления физическим развитием человека. Исторически обусловленным идеалом физической подготовленности и развития человека можно назвать физическое совершенство.

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

"Шахтинский педагогический колледж"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 «ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

по специальности:

Шахты

2015

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

Комиссией естественнонаучных дисциплин

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

ФГОС СПО по специальности:

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_____________/ Земрах Т.В./

Заместитель директора по учебной работе

___________/Лозовая Г.В./

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж» /ГБПОУ РО «ШПК»/

Составители : Хачатрян Ю.В., преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ШПК»

Рецензент:

Кобыляцкая С.А. – учитель физической культуры высшей категории, МОУ лицей им. А.С. Пушкина

Одобрено на заседании методического совета

_________________________________________________________

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МС ________________________ /______________/

Согласовано :______________________________________________

Ф.И.О., должность, наименование организации

СОДЕРЖАНИЕ

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………...4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………...7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…....9

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………………………………………16

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)……………………………………………………………………..18

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования»

МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы (ПП C СЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО

44.02.02 Преподавание в начальных классах;

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Преподавание по программам начального общего образования

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК.1.1 Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 1.2. Проводить уроки

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения

ПК 1.4. Анализировать уроки

ПК 1.5.Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования

Программа профессионального модуля может быть использована в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования, в частности:

Программ повышения квалификации учителей начальных классов по следующим возможным направлениям: а) совершенствование методической компетентности учителей начальных классов в рамках реализации образовательных программ начального общего образования; б) обеспечение преемственности при переходе с одной ступени образования на другую (дошкольное - начальное общее, начальное общее – основное общее образование); в) формирование содержания образования в рамках использования компетентностного подхода (на примере конкретного учебного предмета); г) использование современных педагогических технологий в начальной школе и т.д. при наличии высшего или среднего профессионального (педагогического) образования без предъявления требований к опыту педагогической деятельности;

Программ профессиональной переподготовки педагогических работников с целью освоения нового вида профессиональной деятельности: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования при наличии высшего или среднего профессионального (педагогического) образования без предъявления требований к опыту педагогической деятельности.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начального общего образования, разработки предложений по его совершенствованию;

Определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начального общего образования;

Проведения диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;

Составления педагогической характеристики обучающегося;

Применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;

Наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

Ведения учебной документации

уметь:

Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

Применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;

Планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

Планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

Использовать технические средства обучения (далее - ТСО) в образовательном процессе;

Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

Проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Основными формами организации образовательного процесса в рамках реализации профессионального модуля ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования» являются теоретические и практические занятия, лабораторные работы (по усмотрению образовательного учреждения), учебная и производственная практики. При этом необходимым условием организации теоретических занятий является проблемность, практико-ориентированность изложения изучаемого материала с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Практические занятия рекомендуется проводить в виде семинаров, практикумов по решению практико-ориентированных задач. После изучение МДК начинается практика пробных уроков по физической культуре в начальной школе. Важнейшим компонентом освоения МДК является самостоятельная работа студентов, которая реализуется через систему домашних заданий и специально организованной аудиторной или внеаудиторной (как групповой, так и индивидуальной) деятельности студентов. Достаточный спектр примерных заданий для самостоятельной работы, предлагаемые основные и дополнительные информационные источники существенно расширяют подготовку студента к практическим занятиям, а также могут быть включены в содержание учебной практики.

В период освоения МДК для студентов организуются консультации: групповые, индивидуальные, устные, письменные, в том числе с использованием средств дистанционного обучения.

В конце изучение МДК проводится зачет, который состоит из трех заданий (ответы на вопросы, разработка технологической карты урока, презентация Портфолио).

Освоению данного профессионального модуля должно предшествовать изучение учебных дисциплин таких, как «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении. Все преподаватели, реализующие данный профессиональный модуль, как на уровне преподавания междисциплинарных курсов, так и на уровне руководства практикой, должны проходить стажировку в общеобразовательных учреждениях не реже 1 раза в 3 года.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

МДК 01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки

Анализирует учебно-тематические планы и процесс обучения по всем учебным предметам начальной школы, разрабатывает предложения по его совершенствованию

Разработка технологических карт и конструктов урока.

Экспертная оценка конструкта урока и

технологических карт.

Определяет цели и задачи уроков по всем учебным предметам начальной школы с учетом особенностей возраста, класса, отдельных обучающихся

Определяет цели и задачи уроков по всем учебным предметам начальной школы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Осуществляет планирование уроков по всем учебным предметам начальной школы

Планирует работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями

Планирует коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении

ПК 1.2. Проводить уроки

Проводит уроки по всем учебным предметам начальной школы

Наблюдение и экспертная оценка проведенного урока с точки зрения полученных результатов:

личностных, метапредметных, предметных в ходе собеседования

Использует различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам

Применяет приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений

Соблюдает технику безопасности на занятиях

Проводит работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями

Проводит коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении

Устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения

Проводит диагностику и оценку учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся, выставляет отметку

Экспертная оценка проведенного урока с точки зрения целесообразности применения разных форм, видов и методов контроля; отобранных контрольно-измерительных материалов

Составляет педагогическую характеристику обучающегося

Осуществляет отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов

Интерпретирует результаты диагностики учебных достижений обучающихся

ПК 1.4. Анализировать уроки

Осуществляет наблюдение и анализ уроков

Анализ урока с точки зрения полученных результатов: личностных, метапредметных, предметных в ходе собеседования.

Анализ рефлексивного дневника студента

Осуществляет самоанализ и самоконтроль уроков

Обсуждает отдельные уроки в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями

Определяет направления коррекции и формулирует предложения по совершенствованию процесса обучения

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования

Оформляет учебную документацию

Проведение практического занятия по оформлению учебной документации

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

Обоснованность выбора учебно - методического

комплекта;

Практические задания

Терминологический диктант

Экспертная оценка

при прохождении практики

Соответствие разработанных учебно-методических материалов требованиям нормативных документов и современным тенденциям в сфере образования

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

Соблюдение педагогических, гигиенических,

специальных требований при моделировании и создании

предметно

Практические задания

Экспертная

оценка при прохождении

практики

Практический контроль

Комбинированный контроль

Развивающей среды кабинета начальных

классов с

учетом реализуемой программы начального

общего образования и вида образовательного учреждения,

особенностей класса и отдельных учащихся

Обоснованность выбора средств при создании предметно

Развивающей среды в кабинете

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Аргументированность и полнота объяснения сущности педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа

и анализа деятельности других педагогов

Практические задания

Экспертная

оценка при прохождении

практики

Практический контроль

Комбинированный контроль

Полнота анализа (самоанализа) педагогического опыта и

образовательных технологий в области начального

общего образования, обоснованность выводов

Ясность и аргументированность изложения собственного

мнения

Соблюдение этических норм при анализе и оценке

педагогического опыта и образовательных технологий в области начального общего образования

Демонстрация способов обобщения, представления и

распространения педагогического опыта

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Соответствие педагогических разработок (отчеты,

рефераты) установленным требованиям

Практические задания

Экспертная

оценка при прохождении

практики

Практический контроль

Комбинированный контроль

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования

Обоснованность (правильность) выбора содержания,

методов исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

Практические задания

Экспертная

оценка при прохождении

практики

Практический контроль

Комбинированный контроль

выполнении проекта и исследовательской работы

правильность оформления

проекта, исследовательской

работы

результативность участия в исследовательской и

проектной деятельности в области начального общего

образования

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Проявление индивидуального стиля познавательной деятельности в процессе освоения профессии

Демонстрация интереса к содержанию профессиональных знаний

Демонстрация интереса к применению приобретенных профессиональных знаний на практике

Демонстрация интереса к получению знаний в результате практической деятельности, теоретическому осмыслению ее результатов.

Демонстрация мотивационно-ценностного отношения к содержанию профессионального обучения

Теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности

Участие в тематических профессионально-ориентированных мероприятиях

Проведение профориентационнной работы с абитуриентами или студентами младших курсов

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач

Выполнение тестовых заданий второго уровня, выполнение творческих работ

Эффективное и качественное выполнение профессиональных задач

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

Выявление (распознавание) проблемы, определение возможных причин проблем

Выполнение тестовых заданий второго уровня, выполнение творческих работ

Нахождение оптимального решения нестандартной ситуации

Реализация принятого решения

Проявление осознанной готовности к работе в условиях неопределенности

Демонстрация способности к выполнению операции оценки рисков

Инициирует действия, задает

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Определение направления поиска необходимой информации

Устный зачет

Собеседование

Фильтрация потока информации: эффективное распознавание проблемы, отбор нужных данных, вычленение значимой информации

Владение основными способами поиска информации

Использование различных информационных ресурсов

Сбор важной информации в процессе устного общения и «активного» слушания

Анализ информации на основе критического мышления

Оценивание необходимости той или иной информации для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Демонстрация целостного представления о целесообразности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя

Устный зачет

Собеседование

Проектирование способов решения профессиональных задач с использованием средств информационно-коммуникационных технологий

Проектирование внеклассного занятия с использованием интерактивных технологий

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Демонстрация знания методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации

Экспертная оценка при защите творческих проектов

Применение разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации

Владение профессиональной лексикой

Соблюдение субординационных отношений

Продуктивное взаимодействие с членами группы (команды), решающей общую задачу

Построение продуктивного процесса общения, толерантное восприятие позиции субъекта взаимодействия

Использование делового стиля общения

с готовностью принимает решения, высказывает свое мнение, осуществляет действия и берет на себя обязательства

Демонстрация партнерских отношений внутри группы, колледжа, с преподавателями, за пределами колледжа

соотносит свои устремления с интересами других людей и социальных групп

привлекает других субъектов образовательного процесса к решению поставленных задач

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

Выявление и использование в работе различных приемов мотивации учащихся

Экспертная оценка совместных проектов

Организация деятельности учащихся

с учетом их интересов и возможностей

Проектирование совместной деятельности родителей и учащихся

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Выявление пробелов в своих образовательных достижениях

Собеседование

Деловая игра

Грамотно формулировать образовательные и информационные запросы

Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня

Планирование профессионального саморазвития с применением Интернет-технологий

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности

Тестирование

Демонстрация знания в области нормативных документов РФ, областного и местного уровня

Демонстрация умения проектирования целей в соответствии нормативных документов и программы развития образовательного учреждения

Поиск и реализация в образовательном процессе новые формы и способы организации учебной деятельности учащимся начальной школы

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

Демонстрация знания о здоровьесберегающих технологиях

Собеседование

Защита плана работы учителя

Планирование деятельности учащихся в соответствии требованиям по охране здоровья

Организация профилактических мероприятий в классе

Проведение мероприятий по защите детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих

Демонстрация знания о педагогической профессии

Защита портфолио

Проявление устойчивого интереса к педагогическим проблемам

Планирование деятельности в соответствии с нормативными документами

Каждая вновь возникшая область науки начинала свое развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений, например химия -- с открытия химических элементов и описания их свойств, биология -- с изучения отдельных организмов и их видов, их классификации и систематизации. На более высоком уровне развития знаний, когда был накоплен достаточный материал, наука получила возможность открывать законы и формулировать обобщающие теории.

Ярким примером подобного пути, пройденного наукой в процессе ее развития, является теория и методика физического воспитания (ТиМФВ).

Анализ истории возникновения ТиМФВ как науки позволяет выделить несколько этапов.

Первый этап -- эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм, полученные человеком в результате повседневной деятельности. Накопление эмпирических знаний привело к осознанию "эффекта упражняемости" и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физического воспитания.

Второй этап -- создание первых методик по физическому воспитанию -- охватывает периоды рабовладельческих государств Древней Греции и средние века. Создание тех методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, "эффекта упражняемости", но без учета физиологического воздействия физических упражнений на организм человека.

Примером этому могут служить системы воспитания молодежи в древнегреческих городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первоначально развивались частные методики -- оптимальные способы обучения конкретным действиям; владению орудиями труда, охоты, войны, выполнению отдельных упражнений -- плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбы и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и т.п. По мере накопления опыта и осознания значения воспитания для духовного и физического формирования человека возникла наука педагогика, которая на первых порах своего развития занималась вопросами умственного и физического (телесного) воспитания. Развитие знаний и выяснение специфики процесса физического воспитания определило существенное отличие его целей, принципов, средств, методов от умственного воспитания, что послужило выделению его в самостоятельную область знаний -- науку о собственно физическом (телесном) воспитании.

Развитие частых методик обнаружило, что в основе их осуществления лежат общие фундаментальные закономерности. Так, методика обучения гимнастике, легкоатлетическим и другим упражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств и общие закономерности управления этими процессами. Таким образом, осуществилась интеграция научных знаний в единую теорию и методику физического воспитания, что можно обозначить как третий этап развития, который охватывает период от эпохи Возрождения до конца XIX ст.

Теория и методика физического воспитания могла появиться только тогда, когда человечеством был накоплен достаточный опыт в этой области. Первоначальные сведения уже появились в Древней Греции и в других государствах, когда врачи, педагоги, философы делали обобщающие выводы о средствах и методах физического воспитания.

В XVI--XVII ст. их стремление познать природу человека, его социальную роль в обществе, проблемы воспитания личности приводят к осознанию важности физического воспитания. Создаются различные системы взглядов (теории), касающиеся педагогических и социологических аспектов физического воспитания.

Теория Яна Амоса Коменского (1592--1670) базировалась на убеждении, что занятия физическими упражнениями должны проводиться на основе трудовых умений ребенка и способствовать подготовке его к жизни, обеспечивая его физическое и нравственное воспитание.

Взгляды Джона Локка (1632--1704), изложенные в книге "Мысли о воспитании детей" (1693), сводились к воспитанию здорового джентльмена, способного достичь личного благополучия.

Система физического воспитания Жана Жака Руссо (1712--1778) отличалась уже дифференцированным воспитанием мальчиков и девочек. Он считал, что мальчиков с малых лет следует закалять, купать в холодной воде, приучать к физическим упражнениям для развития силы и воспитания воли. Физическое воспитание девочек должно ограничиться развитием легкости, изящества, грации движений.

Генрих Песталоцци (1746--1827) стремился посредством гармонического развития физических, умственных и нравственных способностей улучшить положение трудящихся, особенно крестьян.

Немецкие ученые К. Маркс и Ф. Энгельс обращают внимание на физическое воспитание как часть всестороннего гармоничного воспитания личности и определяют его место в коммунистическом воспитании. Это на долгие годы, вплоть до 90-х годов XX ст. определило методологические изыскания множества ученых в разных странах.

Четвертый этап -- создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX ст. до 1917 г.

Большой вклад в развитие ТФВ внесли ученые П.Ф. Лесгафт (1837-1909), Г. Демени (1850-1917) и др. В трудах П.Ф. Лесгафта теория физического воспитания базировалась на процессе обучения физическим упражнениям, что позволило разработать "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста". Он стремился обосновать систему физического воспитания согласно физиологическим закономерностям и возрастным особенностям занимающихся, что послужило основанием для формирования педагогических принципов последовательности, постепенности. Гармоничности физического развития. Г. Демени, разрабатывая систему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода от простых упражнений к сложным, от более легких к более трудным, от известных к неизвестным. Им была предложена классификация физических упражнений по координационной структуре и т.п. Естественно, что эти теории, как в педагогическом, так и в социологическом аспекте отражали экономические, политические, культурные условия жизни общества и определенные философские и научные концепции.

Пятый этап интенсивного развития науки о физическом воспитании начался после 1917 г. в России, в направлении биологического обоснования двигательной активности, педагогических принципов их использования и социальной обусловленности физического воспитания как составной части воспитания строителей коммунизма.

Работы физиологов И.М. Сеченова (физиология нервной системы, дыхания, утомления, природа произвольных движений и психических явлений), И.П. Павлова (физиология высшей нервной деятельности, жизнедеятельности целостного организма во взаимосвязи с внешней средой), Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского (процессы возбуждения и торможения нервной и мышечной ткани), Н.А. Бернштейна (физиология построения движений), Г.В. Фольборта, Д.В. Дилла (развитие процессов утомления и восстановления) и других ученых легли в основу обоснования педагогических закономерностей физического воспитания, обоснования теории обучения двигательным действиям, развития двигательных качеств уже не только для гармоничного их развития, но и для спортивного совершенствования. В 50--60-е годы XX ст. особенно интенсивно стали развиваться специализированные разделы биологических дисциплин, обосновывающие систему подготовки спортсменов (спортивная физиология, биомеханика, биохимия и др.). Возникла объективная необходимость интеграции знаний, относящихся к подготовке спортсменов, накопленных в различных областях науки. В результате дифференциации знаний в теории и методике физического воспитания выделилась наука о спорте. Катализатором ее ускоренного развития, особенно в последние десятилетия, оказался спорт высших достижений, стремительно прогрессирующий в русле олимпийского и профессионального международного спортивного движения. Он стал своего рода естественной лабораторией, сосредоточившей крупные исследовательские ресурсы на поиске новых путей выявления и максимального развития способностей человека. Теория спорта оформилась в настоящее время во многих странах мира как профилирующий предмет профессиональной подготовки специалистов по спорту.

Одновременно шло формирование и обобщающей дисциплины, осуществлялась попытка интеграции научных знаний в "Теорию физической культуры".

Первым учебным пособием по "Теории физической культуры" было руководство, изданное Г.А. Дюпероном в 1926 г. В трактовку физической культуры автор включает не только выполнение физических упражнений в специально отведенное время, но и все области жизни, которые могут отразиться на состоянии тела и входят в круг физической культуры: сон, питание, одежда, способы работы, гигиена, закаливание, массаж и др.

Задачами физической культуры Г.А. Дюперон считал: "излечение больного организма; укрепление и предохранение развивающегося и слабого организма; поддержание в здоровье и совершенствование нормального организма".

Первая задача физической культуры является областью врача и "врачебной гимнастики".

Вторая задача конкретизируется такими положениями:

а) охрана и усиление естественного хода развития человека в детском и юношеском возрастах;

б) охрана и усиление естественного хода жизни человека в зрелом возрасте;

в) исправление некоторых недостатков» организма, прирожденных или приобретенных.

Третья задача конкретизируется:

а) развитием мышечной силы;

б) совершенствованием нервной системы и органов чувств; воспитанием психических качеств -- мужества, отваги, чувства красоты и т. д.;

в) приобретением жизненно полезных и профессиональных навыков.

Еще в 1925 г. теоретиками физической культуры во главу угла физически культурного индивида поставлено его физическое, психическое и социальное здоровье. Через 50 лет Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов".

Неполнота исходных фактических материалов и некоторые другие причины помешали тогда сформировать теорию физической культуры как целостную научную дисциплину. Развитие получила только ее часть, теория и методика физического воспитания, которая по схеме Г.А. Дюперона имела такую структуру:

а) как устроен человек и как живет и работает его организм;

б) точная цель применения всякого упражнения;

в) сущность каждого упражнения и его действие на организм;

г) как надлежит практически применять каждое физическое упражнение;

д) в каких условиях его надлежит применять.

Следующий этап интеграции знаний в общую теорию физической культуры относится к 1970-м годам XX ст. Формирование обобщающей теории физической культуры происходит в условиях активной разработки теории культуры в целом рядом ученых -- таких, как В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Ю.М. Николаев, Н.А. Пономарев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др. Существенное влияние на формирование теории физической культуры оказывает развитие социологии, антропологии, социальной психологии, общей теории воспитания и других наук. Ведущим теоретиком и интегратором научных знаний в области физической культуры является профессор Л.П. Матвеев.

По своему основному содержанию общая теория физической культуры относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку ее интересует человек и социальные факторы его направленного развития и воспитания. Вместе с тем в ней широко представлено естественнонаучное содержание, так как она ориентирована на познание особенностей физической культуры как специфического фактора совершенствования естественных (природных) качеств и способностей человека, оптимизации его физического состояния и физического развития.

По определению Л.П.Матвеева, теория физической культуры (ее общие основы) есть интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, взятой в целом, об общих закономерностях ее функционирования, направленного использования и дальнейшего развития, прежде всего в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека".

Влияние социальных, политических и идеологических условий 70--80-х годов XX ст. привело к развитию и трактованию теории физической культуры как одного из действенных способов воспитания "строителя коммунизма" -- гармонично развитой и социально активной личности, готовой к труду и обороне общества коммунистического типа. На первом месте рассматривались задачи тоталитарного государства: человек должен подготовить себя для труда на благо государства и к защите государства и ради этого поддерживать свою готовность как можно дольше. Отсюда и название нормативных комплексов "Готов к труду и обороне". Первоначальная идея теории физической культуры Дюперона как культуры тела и здоровья человека растворилась в идеологизации и политизации науки. Пренебрежение приоритетами интересов личности при всей доступности средств и форм физической культуры не привело ко всеобщему здоровью нации. Нельзя насильно сделать человека здоровым и счастливым.

Состояние здоровья человека формируется его наследственностью и условиями жизни. Поскольку дети не только наследуют болезни родителей, но и приобретают еще свои, то на протяжении жизни двух--трех поколений при неблагоприятных социально-экономических условиях государства и жизненных условиях населения происходит снижение уровня физического и психического здоровья общества в целом.

Прогрессивные ученые в области медицины начинают обращать внимание на здоровье человека не со стороны наличия или отсутствия у него болезни, а меры здоровья, жизненных сил, позволяющих ему обеспечивать свою жизнедеятельность и противостоять неблагоприятным условиям окружающей среды и возникновению заболеваний. Основным средством повышения адаптационных возможностей организма выступает двигательная активность человека, которая позволяет повысить энергопотенциал биосистемы до уровня, выше которого у индивидов практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания (Апанасенко, 1992).

Вопросами здорового образа жизни, здоровья и двигательной активности начинают заниматься медики, что обусловило появление новой науки -- валеологии (valeo -- здравствовать, быть здоровым) фактически.

По мере того как возрастали потребности в физическом воспитании определенных возрастных групп людей, поднималось его общественное значение, выделился ряд социально важных компонентов и форм использования физической культуры. Это -- повседневно бытовые формы самостоятельного приобщения людей к физической культуре, производственная физическая культура, рекреационная, реабилитационная и другие формы физической культуры, все больше заполняющие бюджет свободного времени, режим отдыха и культурной деятельности населения.

Шестой этап развития ТМФВ можно отнести к 90-м годам XX ст. Приоритеты личностных потребностей в области государственной политики дали новый виток в развитии физического воспитания. На протяжении столетий средства физического воспитания в основном носили прикладной характер (трудовой, военный), что обусловило выделение классических видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, плавания, фехтования, стрельбы, борьбы и т.п.

Необходимость проведения активного развлекательного досуга привела к развитию игровых видов, привлекающих людей постоянно меняющейся ситуацией, игровой интригой -- игры с мячом: волейбол, баскетбол, футбол, теннис и др. До 1990-х годов эти традиционные виды широко внедрялись в физическом воспитании всех возрастных групп населения в обязательные и добровольные формы занятий.

В начале 1990-х годов на базе традиционных видов спорта начали интенсивно развиваться новые виды двигательной активности. Спрос населения на рекреационные развлечения и оздоровление с использованием двигательной активности развивает предложение. Открытие физкультурно-оздоровительных групп на коммерческой основе вызывает естественную конкуренцию и желание предложить что-то новое, отличное от того, что уже есть. Занятия физическими упражнениями в определенных слоях общества переходят из разряда скучных и обязательных в разряд модных, элитарных. Таким образом, интенсивно развивается методика использования традиционных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжелой атлетики в рекреационно-оздоровительных целях, что приводит к привлечению из-за рубежа новых технологий в виде современных тренажерных устройств, новых видов двигательной активности -- аэробики, шейпинга, степ-аэробики, слайд-аэробики и др. На основе интеграции различных видов упражнений возникают новые их виды: сочетание аэробики и плавания -- аквааэробика, велосипеда и гимнастики -- велокинетика, акробатики и упражнений со скакалкой -- роуп-скиппинг и т.п.

Интенсивное развитие методики физического воспитания опережает теорию, которая должна подвести научную базу, выявить общие и специфические закономерности влияния новых видов двигательной активности на организм человека, определить возможность их применения в различные возрастные периоды, способы дозирования нагрузок, нормы. Данное состояние науки теории и методики физического воспитания характеризуется интенсивным путем развития.

Теория и методика физического воспитания тесно связана с рядом научных дисциплин. Любая наука не может полноценно развиваться, ограничившись результатами только собственного предмета исследования. Теория и методика физического воспитания решает специальные педагогические проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесно связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия дает для нее методологическую основу познания, опираясь на которую ученые получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области общей физической культуры, проникать в сущность проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе.

Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического воспитания, что определяет развитие адаптации. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно эффективно управлять процессом физического воспитания.

Особенно тесные контакты теории и методики физического воспитания со всеми спортивно-педагогическими дисциплинами. Частные дисциплины опираются на общие положения, разрабатываемые теорией и методикой физического воспитания, а получаемые ими конкретные данные являются материалом для новых обобщений. В процессе своего развития из общей теории исключились частные закономерности, которые становились предметом специальных наук -- науки о гимнастике, легкой атлетике, плавании и др. Однако наиболее общие закономерности, которые действуют не только в этих видах упражнений, а касаются любых видов двигательной активности человека, не стали и не могут стать предметом какой-либо частной дисциплины. Разработка этих общих закономерностей и составляет основу современной теории и методики физического воспитания.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основные понятия теории физического воспитания

Воспитателю детского сада в своей работе не обойтись без знания специальных понятий теории и методики физического воспитания детей.

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания.

В узком значении этот термин используется для обо­значения антропометрических и биометрических поня­тий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин "физическое развитие" включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детс­ком саду не менее двух раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физичес­ком развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные по­казатели по всем основным видам физических упражне­ний и требования к качеству их выполнения. Эти дан­ные используются при разработке программ для дошколь­ных учреждений.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физи­ческого и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и зада­чи разностороннего развития (умственного, нравственно­го, эстетического, трудового).

Физическая подготовка - профессиональная направ­ленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование - одна из сторон физическо­го воспитания, направленная на овладение профессио­нальными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.

Спорт - специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах фи­зических упражнений, выявленных при проведении соревнований.

Физическая культура - часть общей культуры, ха­рактеризующая достижения общества в области физи­ческого, психического и социального здоровья человека.

Развитие теории ВФ ребенка.

ТФВ изучает цель, задачи, принципы, формы, средства ФВ; показывает связь ФВ с другими науками, другими видами воспитания (умственное, нравственное); раскрывает принципы и методы обучения физ.упражнениям; уделяет внимание формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, различных форм планирования, различных форм занятий; выявляет специфику ФВ детей дошкольного, школьного, подросткового и т.д. возраста и пожилых людей.

Связь ТФВ с другими науками

ТФВ связана с естественными, общественными и педагогическими науками. Естественные (анатомия, физиология, гигиена, биомех., биохим.). ЕН составляют естественнонаучную основу ТФВ. Учение Сеченова и Павлова позволяют проникнуть в закономерность формирования двигательных навыков и развитие физических качеств, что помогает правильно строить процесс воспитания и обучения.

Биомеханика позволяет изучить технику физ.упр., оценивать качества их выполнения, намечать методы исправления ошибок и достижения наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

Биохимия – науки, изучающая химические процессы в организме человека, в частности в мышцах под влиянием физ.упр. позволяя совершенствовать методику их проведения.

Психология и педагогика позволяют узнать возрастные и индивидуально-психологические особенности человека, что способствует правильному подбору методов и приемов обучения и воспитания для достижения результатов.

Вывод: ТФВ тесно связана с естественными, общественными и педагогическими науками, которые используют для обоснования и подбора средств, методов обучения движения разработки, методики проведения занятия, правильного подбора методов и приемов в соответствии с психологическими и возрастными особенностями личности.

Из истории развития ТФВ

До 1917 г. физ.упр. занимались привилегированные слои общества. Для осуществления ФВ использовалась зарубежная система (Сокольская гимнастика, немецкий турнеп, шведская гимнастика и др.). отечественная система физ.образован. была разработана Петром Федоровичем Лесгафтом. Однако поддержки правительства не пользовалась. После 1917 г. организовываются самодеятельные кружки. 1923 г. создается высший совет физкультуры. 1929 г. – определены теоретические организационные методики и научно-исследовательский институт физической культуры, который способствовал совершенствованию ФВ. В разработанной системе ФВДДВ участвовали группы ученых и методистов. Вопросами занимались Е.Г. Леви-гориневская, М.Н. Конторович, А.И.Быкова, Н.А. Медлов, Л.И. Михайлова. 1950-1960 гг.. Быкова, Леви-Гориневская, Хухлоева и др. проводили исследования обучения детей физ.упр. методике проведения подвижных игр. 1960 г. организован НИИ дошкольного воспитания. Его сотрудники М.И. Кистяковская, Асокина, Тимофеева и др. разработали новую программу ФВ в детском саду «Пособие для воспитателя». В настоящее время вопросами ФВ занимается Шебеко, Глазырина, Шишкина.

Научные основы ФВДДВ

ТФВДДВ – наука об общих закономерностях ФВ ребенка. методической основой теории является учение К.Д. Ушинского, П.Ф. Лезгафта, Гориневского, Аркина.

ТФВДДВ имеет общий предмет изучения с общей теорией ФВ, вместе с тем специализируется на изучении закономерностей физического воспитания ребенка во всех его возрастных периодах (от рождения до 7 лет). А значит, теория познает общественные закономерности управлением развития ребенка в процессе воспитания и обучения. Изучение особенно каждого возрастного периода, обобщение научных данных и практический опыт определяют задачи ФВ, раскрывают их сущность, определяют наиболее действенные ср-ва и методы целесообразной формы организации всего процесса ФВ. Важной задачей ФВДДВ является формирование здорового, крепкого, закаленного жизнерадостного и инициативного ребенка, хорошо владеющего собственными движениями, любящего физ.упр., самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе и активной творческой деятельности в последующие годы. На основании результатов научных исследований ТФВДДВ учитывает психофизические возможности детей раннего и дошкольного возраста.

Наблюдение

Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.

Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.

Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук - ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности - секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.

Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения.

В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегут врассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделит качественные параметры движения.

Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком».

Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения).

Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка се результатов.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.

Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.

Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.

В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте - разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.

4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

Система физического воспитания в дошкольных уч­реждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на ук­репление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осу­ществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных уч­реждениях строится с учетом возрастных и психологи­ческих особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирова­ние у детей основ ЗОЖ.

В процессе физического воспитания осуществляют­ся оздоровительные, образовательные и воспитатель­ные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесто­роннее физическое развитие, совершенствование функ­ций организма, повышение активности и общей работо­способности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способность развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своеморганизме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разносто­роннее развитие детей (умственное, нравственное, эс­тетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физически­ми упражнениями.

ВОЗРАСТ 1-3 ГОДА

Температура воздуха в комнате 18-19°С.

Закаливающие процедуры:

1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и умывания;

2) умывание (температура воды в начале закаливания 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18-16°С). Детям старше 2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +ЗОЮ в безветренную погоду;

4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха в пределах от -15 до +30°С;

5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 8-10 мин 2-3 раза в день;

6) общее закаливание и душ после прогулки (начальная температура воды 34-35°С, постепенно ее снижают до 24-26°С);

7) обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 18°С):

8) общая ванна при температуре воды 36°С продолжительностью 5 мин с последующим обливанием (температура воды 34°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Температура воздуха в комнате 16-18°. Закаливающие процедуры:

1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и последующего умывания. Продолжительность воздушной ванны 10-15 мин, из которых на гимнастику отводят 6-7 мин;

2) умывание (температура воды 24°С). Моют шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя, дети старшего воз­раста обтираются до пояса;

3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +ЭОС в безветренную погоду;

4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха от -15 до +30°С;

5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 10-15 мин 2-3 раза в день;

6) после прогулки общее закаливание или душ при температуре воды 34°С в начале закаливания с постепенным ее снижением до 25-24°С;

7) обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28С, постепенно ее снижают до 16°С);

8) общая ванна при температуре воды 35-36°С с последующим обливанием (температура воды 33°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

Принцип индивидуализации

Обязывает обеспечить ЗОЖ в детском саду каждого из детей, с учетом развития здоровья и интересов.

Требования к воспитателю в области Ф.В.:

1. уметь анализировать и оценивать степень здоровья физического и двигательного развития детей;

2. формулировать задачи физ. воспитания на определенный период (уч. год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого ребенка;

3. проектировать желаемый уровень конечных результатов, предвидя трудности с учетом объективных и субъективных причин;

4. организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

5. сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

6. владеть самооценкой своего профессионального мастерства. Постоянно совершенствовать его.

Личностные качества

Иметь четкую позицию по отношению к собственному здоровью. Искать действующие способы своего оздоровления.

Быть убежденным в значимости физической культуры как одной из задач и важнейшего средства разностороннего развития личности. Систематически заниматься физ.упр. и вести ЗОЖ.

Гимнастика

От греч (гимнос, обнаженный) – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений направленных на решение задач всестороннего развития и оздоровления ребенка.

Предполагает оздоровление и всестороннюю подготовленность ребенка к разнообразной деятельности;

Способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозную точность, обеспечивает развитие психофизических качеств: ловкость, быстроту, силу, гибкость, формирует волю, характер, дисциплину;

Специфические задания гимнастики являются формирователями правильной осанки, коррекции различных деформаций тела, воспитание умений владеть им;

Гимнастика является важным методом физического воспитания;

Содержит средства для решения воспитательных и образовательных задач, повышает эмоциональный тонус, воспитывает эстетический вкус, ритмичность и выразительность движений.

Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Содержание основной гимнастики.

Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовки, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем. Необходимо избирательно подобрать упражнения влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Важна точная дозировка нагрузок, которые определятся характером упражнений, темпом их выполнения и числом движений, особенностью исходных положений.

Включат в себя строевые упражнения, общеразвивающие и основные движения.

Основные движения :

Циклические

ходьба младший возраст (на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стопы, крадучись (на полусогнутых), босиком по ребристой доске, захват пальцем доску, с фиксированным перекатом с пятки на носок); старший возраст (с быстрым подниманием бедра, ходьба скрестным шагом (ловкость), приставным шагом;

- бег – (на носках, с высоким подниманием колен, высоким подниманием бедра, с заданиями, по сигналу, между предметом и т.д., челночный бег, наперегонки, врассыпную, с увертыванием и ловлей, на дальность и.тд.).

Ациклические

- ползанье (на четвереньках, на доске при горизонтальном положении, по наклонной доске, по скамейке, бревну, проползание под шнур, под воротца, переползание через бревно, скамейку);

- лазанье (подлезание, перелезание, налезание на горизонтальную и наклонную плоскость, пол, скамейку, лазанье и ползанье по наклонной стенке, по вертикальной стенке, вверх по лестнице);

- прыжки (прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с места, с разбега);

- бросание (правой, левой, двумя руками, вправо, влево, вверх, в горизонтальную или вертикальную цель);

- метание (из-за спины, ч-з плечо, прямой рукой, сверху, снизу, сбоку).

Метание

Метание - технически сложное движение, выполне­ние которого требует проявления многих физических качеств - ловкости, согласованности действий рук, туло­вища и ног, глазомера, равновесия, навыков простран­ственной ориентировки, а также соответствующей реак­ции мелкой мускулатуры.

По технической характеристике упражнения этого вида делятся на собственно метание и подготавливаю­щие к метанию - катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мячей, шаров, мешочков с песком, обручей, а также природного материала - шишек, каштанов, прутиков, палочек, снеж­ков и др.

Каждое подготавливающее к метанию упражнение имеет и самостоятельное значение для формирования двигательных навыков. К тому же все они привлекают детей своим динамизмом, эмоциональностью, возможно­стью бесконечно придумывать собственные варианты движений. Нет игрушки более интересной, чем мяч! Мяч ассоциируется с игрой. Не случайно каждое действие с мячом в быту называют игрой. Это и определяет выбору методов и приемов руководства. Дети играют в мяч в любое свободное время, а также в организованных фор­мах работы - на физкультурных занятиях, утренней гим­настике, в разных формах активного отдыха.

Каждое упражнение способствует появлению специ­фических навыков, которые потом аккумулируются в метании.

Катание мячей и других предметов с горки (пассивное действие), друг другу, прокатывание между предметами (в воротца), по дорожке, по начерченной линия, доске, по скамейке и другие предусмотрено программой; для всех возрастных групп. Сложность игровых заданий зависит от конкретных педагогических задач, величины мяча (диаметр малого мяча – 3 - 8 см, среднего – 10 - 18 большого - от 20 см и больше), расстояния до ориентира и других количественных параметров, а также от способов действия (техники), положения тела (сидя на полу, стоя в наклоне, из приседа, в стойке на одном колене, отставив другую ногу в сторону, стоя на двух коленях).

При разучивании упражнений, предполагающих показ, размещать детей надо так, чтобы они видели результат действия. Например, для катания мяча друг другу младшей группе дети усаживаются в две шеренги, лицом друг к другу попарно. Можно предложить мальчикам взять мячи и сесть на удобном расстоянии друг друга вдоль начерченной линии. Девочки сядут напротив. Воспитатель, показывая упражнение, прокатывает мяч по образовавшемуся коридору.

После показа, в котором акцентируются три момента как держать мяч (ладошки охватывают лежащий на полу мяч снизу - сзади, пальцы широко расставлены), как при­целиться (посмотреть в воротца, образованные широко расставленными ногами партнера), как энергично оттол­кнуть мяч (не подбрасывая, чтобы он катился, а не пры­гал), - дети начинают катать мячи друг другу. Целесооб­разно один - два раза выполнить движение в общем рит­ме, подчиняясь указаниям воспитателя: "Приготовить­ся, прицелиться, покатили..." Затем дети катают мячи произвольно. Воспитатель ходит вдоль шеренги сидящих, корректирует действия отдельных детей или конкретной пары, не останавливая и не прерывая остальных.

Аналогично организуется катание (из других исходных положений) во всех возрастных группах. Но всякий раз акцентируются отдельные принципиальные момен­ты. Например, в катании из наклона или приседа, оттол­кнув мяч, ребенок должен выпрямиться: "...Посмотри, ровно ли (быстро ли) катится мяч..." Подтекст этой "пе­дагогической хитрости" заключает контроль за дыхани­ем: наклон (присед) - выдох, выпрямление - вдох.

В катании с попаданием в цель (преимущественно в старших группах) - в кубики или кеглю у противопо­ложной стены, в фигурку в конце дорожки или скамей­ки, в катящийся навстречу мяч, в подвижную цель напе­ререз - удобнее всего стоять на одном колене, отставив в сторону вторую ногу. Нужно подсказывать и помогать детям: носок опорной ноги надо выпрямить; нога, отстав­ленная в сторону, должна опираться на всю студию - такое положение будет устойчивым и снимет излишнее мышечное напряжение.

При подбрасывании мяча в младшей группе ха­рактерны "чистые" броски - подбрасывание двумя руками без ловли, подбрасывание и ловля после отскока пола, подбрасывание двумя руками с ловлей, подбрасывание одной рукой и ловля двумя. Для обеспечения нужного результата во всех упражнениях надо смотреть на мяч.

Самым характерным упражнением для средней является выполнение несложного движения между броском и ловлей: хлопнуть в ладоши, дотронуться до коленей, скрестить руки на груди, развернуть ладошки и др.

Задания для старшей группы должны активно стимулировать проявление разных физических качеств - ловкости, точности, быстроты, чувства ритма и др. Например, подбрасывание мячей и других предметов из разных положений - сидя "по-турецки", стоя на коленях; с выполнением разных дополнительных движений перед ловлей: хлопнуть в ладоши несколько раз (кто больше), поймать мяч в приседе, после поворота на 360°, выпря­мившись после приседания и др. По мере освоения дви­жений, подбрасывание можно выполнять одной рукой - и правой и левой.

При броске мяча об пол и ловле самым важным и по­нятным детям критерием качества является следующий: чем сильнее бросок, тем выше подскочит мяч. Стимули­рующие ориентиры различны: выше головы, выше натя­нутой веревочки, выше волейбольной сетки, выше стол­бика, до потолка на веранде и т.д. Варьирование и ус­ложнение упражнений аналогичны предыдущему виду упражнений: в младших группах - "чистые" броски, в средней и старшей - с промежуточным движением меж­ду броском и ловлей. Кроме того, в средней и, особенно, в старшей группах очень интересны требующие точности приемы ловли мяча на открытую ладошку: когда мяч после отскока начинает падать вниз, надо подставить под него ладошку. Можно ловить то правой, то левой рукой. Позже можно бросать мяч одной рукой, ловить другой, первоначально с паузами, а затем - слитно, поворачивая ладошку, удерживающую мяч, кверху.

Перебрасывание и ловля мяча требуют дифференци­рованных действий: захвата мяча, силы замаха, согласо­вания со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений целесо­образно обращать внимание детей на фазы: приготовить­ся, прицелиться, бросить... В игровых заданиях движе­ния выполняются слитно.

Особенно важно дифференцировать движения в младших группах. Разместив детей, воспитатель с од­ним из них показывает задание. Известно, что труд­нее поймать мяч, чем бросить. Поэтому первое дей­ствие - бросок - совершает ребенок. Воспитатель де­монстративно ловит мяч на подлете, предварительно вытянув руки вперед. Выполнить трудное программ­ное требование "ловить мяч, не прижимая его к гру­ди" можно, выпрямив вперед руки и широко расста­вив пальцы. "Посмотрите еще раз и послушайте, как я ловлю мяч..." В ответном броске можно приблизить­ся к ребенку, по существу вкладывая мяч в его вытя­нутые вперед ладошки и приговаривая "оп!".

После двух-трех показов упражнение выполняют дети. Полезно также, чтобы несколько раз дети выполняли действия одновременно по подсказке воспитателя, а за­тем пусть бросают и ловят мяч в удобном для них ритме. Важно предупредить их, что нельзя переступать черту, перед которой они стоят. И это расстояние от занятия к занятию постепенно нужно увеличивать, что будет сти­мулировать более энергичные и целенаправленные дей­ствия ребят.

Младшие дети любят выполнять прицельные броски, а старших привлекают «обманные» движения, которые вынуждают ловящего сделать выпад вперед или в сторо­ну, подбежать, подскочить, присесть, наклониться и др. Поэтому дети должны постепенно освоить разные спосо­бы перебрасывания: снизу, двумя руками от груди, од­ной и двумя руками (в зависимости от размера мяча) от плеча, двумя, и одной рукой сверху. Результативность этих трудных, но интересных упражнений зависит от умений воспитателя создать соответствующий эмоцио­нальный микроклимат.

Ведение мяча на месте и в движении традиционно осваивается со средней группой. Но опыт показывает, что начинать эту работу можно и значительно раньше, тем более, что мячи разных размеров постоянно находятся в свободном пользовании детей.

Наблюдая за детьми, воспитатель подсказывает им наиболее рациональный способ действия. В частности, ударять по мячу нужно тогда, когда он летит от пола вверх, встречать его раскрытой ладошкой, а не догонять; на мяч нужно сильнее давить, а не шлепать по нему, тогда он будет подпрыгивать выше.

Взрослый советует дошкольникам учиться отбивать мяч и правой и левой рукой, стоя на месте и продвига­ясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из круга, обводя предметы и т.д. В старшей группе нужно учить ребят вести мяч не только перед собой, но и рядом, что подводит к баскетбольной технике ве­дения мяча.

Все названные упражнения, каждое по-своему, фор­мируют «чувство мяча» и приобрели название "школ мяча". В сравнении-с собственно метанием они считают­ся простыми, потому, что выполняются преимуществен­но рукой под контролем зрения.

Метание вдаль и метание в цель . Цель бывает горизонтальная и вертикальная. В качестве цели для мета­ния используют разные предметы - обручи, ящики, кор­зины, щиты с нарисованными на них кругами, большие мячи, ствол дерева, снежные постройки и др. Горизон­тальная цель размещается на плоскости, вертикальная на разной высоте.

В зависимости от внешнего вида, величины цели, рас­стояния до нее, а также от размера, веса и других ка­честв предмета, который бросают, выбирается его метания: прямой рукой снизу, от себя, сбоку из низкой стойки, сбоку из высокой стойки, от груди двумя рука­ми, от плеча, сверху прямой рукой, из-за спины через плечо (упрощенный круговой замах).

Каждое упражнение в метании - поступательное дви­жение, в котором различают четыре фазы: подготовитель­ную, прицеливание, замах, бросок.

Метание в горизонтальную цель прямой рукой снизу выполняется так:

приготовиться - взять мешочек с песком в пальцы, развернуть ладонь кверху, выставить вперед к линии противоположную ногу;

прицелиться - глядя на цель, вынести вперед руку, слегка наклонившись и согнув выставленную вперед; ногу;

замахнуться - глядя на цель, руку с мешочком отвести вниз - назад, сильно наклоняясь и сгибая ноги;

бросить - резко выпрямиться, сделать бросок, подав­шись вперед, но сохраняя равновесие.

Метаете прямой рукой сбоку из высокой стойки и пользуется для метания в вертикальную цель на уровне глаз и ниже:

приготовиться - стать боком к цели, ноги на ширине плеч, правая рука с мешочком вдоль туловища, пальцы охватывают мешочек сбоку;

прицелиться - развернуть туловище влево, выпрямить руку в сторону цели;

замахнуться - разворачивая туловище вправо и от­клоняясь, отвести руку в сторону - назад мешочком квер­ху, смотреть на цель;

бросить - резко повернувшись влево и вынося влево - вперед прямую руку, сделать бросок.

Метание прямой рукой сбоку из низкой стойки вы­полняется в принципе также, но в фазе прицеливания метающий сильно наклоняется, почти касаясь грудью левого (если метает правой рукой) бедра. Используется этот способ для метания в горизонтальную цель, для бро­сания камешков по воде, чтобы они прыгали по ее повер­хности и др.

Метание способом от себя используется в игровых упражнениях типа "кольцеброс", в игре "классы":

приготовиться - обхватив мешочек пальцами, согнуть руку перед собой на уровне пояса, выставить вперед од­ноименную ногу;

прицелиться - вытянув руку вперед, наклониться, сгибая стоящую впереди ногу, смотреть на цель;

замахнуться -

бросить - резко выпрямиться, раскрывая руку в брос­ке, удерживая равновесие.

Метание способом от плеча в вертикальную цель на уровне глаз и выше:

приготовиться - согнуть руку к плечу, держа мешо­чек в пальцах развернутой вперед ладошки, выставить вперед противоположную ногу;

прицелиться - вытягивая руку в направлении цели, податься вперед, смотреть на цель;

замахнуться - слегка отклоняясь назад, привести согнутую руку в положение на уровне пояса, смотреть на цель;

бросить - резко податься вперед, выпрямляя в брос­ке руку и удерживая равновесие.

Метание способом двумя руками от груди предпола­гает манипуляцию большим мячом и отличается техни­ческими нюансами в каждой фазе в зависимости от размещения цели - впереди (стоящему напротив) или вверху (в кольцо или через веревку):

приготовиться - держа мяч сбоку - сзади на уровне груди, локти направить вниз, поставить одну ногу впе­ред (или на ширине плеч при метании вперед-вверх);

прицелиться - податься вперед, слегка выпрямляя руки (или посмотреть на цель, не меняя положения рук), смотреть на цель;

замахнуться - сгибая руки, отклониться и слегка присесть (или значительно присесть), смотреть на цель;

бросить - резко податься вперед, выпрямляя ноги в руки в броске (или резко выпрямив ноги, потянуться вверх), удерживать равновесие.

В метании вдаль надо учить детей бросать как можно дальше и по возможности прямо. Поэтому конкретный ориентир необходим. Дальность полета зависит от силы и амплитуды замаха. Движения должны быть свободные, энергичные, размашистые, обеспечивающие высокую траекторию полета. Наиболее доступным является спо­соб прямой рукой сверху:

приготовиться - поднять прямую руку с мешочком вверх, выставив вперед противоположную ногу, смотрел вперед;

прицелиться - податься вперед всем корпусом, пере нося тяжесть тела на впереди стоящую ногу;

замахнуться - отклониться назад, разворачиваясь вправо и выпрямляя или даже приподнимая левую ногу;

бросить - правую ногу толчком выпрямить, подаваясь вперед и перенося тяжесть тела на левую ногу, руку) пронести около головы и резким рывком кистью послан мешочек вперед-вверх, ноги менять местами перескоком что обеспечивает равновесие.

По мере освоения этого способа действия можно усложнить детали. Например, в подготовительной фазе рука с мешочком опущена вниз, в прицеливании выносится вперед, в замахе - вверх - назад. Движение в целом получается более энергичным, что сказывается на дальности полета, чем привлекает, в частности, мальчиков.

Наибольшую дальность полета обеспечивает способ из-за спины, через плечо (упрощенный круговой замах, применяемый в физкультуре для взрослых в метании гранаты). Овладение им представляет некоторые трудности. Поэтому в подводящих упражнениях надо использовать ориентиры, расположенные выше вытянутой вверх руки ребенка. Наилучшие условия для таких упражнений - природное окружение:

приготовиться - стать боком (левым при метании правой рукой) или вполоборота в сторону метания, ноги на ширине плеч, руки опущены;

прицелиться - вытянуть руку с мешочком в сторону метания, повернуть туловище;

замахнуться - отвести прямую руку вниз – назад - вверх с одновременным поворотом туловища и естественным сгибанием ног;

бросить - туловище и ноги выпрямить вверх - вперед, вынося почти прямую руку вверх - вперед, резко выбро­сить мешочек кистью.

В целях гармоничного развития надо учить детей ме­тать и правой и левой рукой.

Приведенные способы метания описаны несколько упрощенно, в частности, действия левой рукой. Законо­мерные движения по принципу перекрестной координа­ции обусловливают соответствующие действия левой руки и левой ноги. Попытка объяснить их детям усложняет инструкцию.

Ползание и лазание

Ползание и лазание предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. Поэтому в упражнениях данного вида наравне с крупной мускулатурой развивается и совершенствуется мелкая мускулатура рук и ног.

Ползание - это движение по плоскости.

Лазание связано с и