Нравственное воспитание наших детей.

Нравственное воспитание

лекция

(Теория воспитания)

1. Понятие нравственного воспитания в педагогике.

2. Воспитание гуманности

3. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.

4. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

1. Сущность и природа нравственности

Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем этот поступок как хороший или плохой, правильный или неправильный. При этом мы пользуемся понятием морали. Мораль - это правило, обычай. Часто как синоним понятию мораль используют понятие этика - привычка, обычай. В зависимости от того, как человеком освоена и принята мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы . Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, - нравственные принципы . Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями . В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.

Специфика процесса нравственного воспитания:

  • обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;
  • своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;
  • включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”). Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:

1 уровень - Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: "Не разговаривай громко", "Не перебивай беседующих", "Не трогай чужую вещь", "Не бросай мусор" и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

2 уровень - К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.

3 уровень - На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: "Помогай окружающим людям!"

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в транспорте. Вдруг дети говорят:

А я видел, как Сережа в автобусе сидел, а его бабушка стояла возле него.

Сережа в парах ходить не умеет: то толкается, то на ноги наступает, то отстает.

Сегодня он чуть не сбил с ног учительницу из другого класса...

Это правда? - удивляется учитель.

Да, но я так больше не буду! - искренне заверяет мальчик.

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

  • Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  • Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы , чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу . Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию-природе. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа .

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

2. Воспитание гуманности

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

В психологическом словаре понятие "гуманность" определяется как "обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи". Однако если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия "гуманность" должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон - естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

Обе стороны личности непосредственно связаны с гуманностью. Эта связь заложена в гуманистической сущности морали, которая выступает изначальной формой отношения к человеку как ценности. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы учителем. Гуманитарная профессиональная культура учителя состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, как сам учитель помогает, поддерживает ученика в трудных ситуациях. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения.

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

3. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина - одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, это соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, это обязательность выполнения всеми членами коллектива принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Закрепившиеся правила поведения определяют действия и поступки личности. Школьная дисциплина готовит ребенка к социальной деятельности, которая невозможна без соблюдения дисциплины. Она является результатом нравственного воспитания, неслучайно поэтому А.С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку.

Соблюдение школьной дисциплины предполагает подчинение требованиям коллектива, большинства. Работа школы, учителя по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения должна быть направлена на разъяснение школьникам необходимости соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива и общества. Но дисциплина личности не может рассматриваться только как подчинение, она должна рассматриваться в контексте ее свободы, как субъективная способность личности к самоорганизации, достижению собственных целей исторически выработанным способом. Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки (О. С. Газман). Обладая самодисциплиной, школьник защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.

Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль; из соблюдения правил личной гигиены, из особенностей жестикуляции, мимики, походки, движений. Культура речи - это умение школьника вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни - рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, общественного мнения, сложившихся в школе и семье.

4. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей. Отечественные педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти. Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Обратимся к практической стороне исследования.

Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Виды деятельности

Формы занятий

1.Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

Беседы, экскурсии, участие в творческой деятельности,

литературные гостиные,

Художественные выставки

2.Ознакомление (по желанию) с традиционными религиозными культурами

Уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

Экскурсии в соборы,

Встречи с религиозными деятелями

3. Участие в уроках этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия

Уроки этики,

Игровые программы,

Внеурочные мероприятия

4. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков

Беседы, классные часы,

Просмотр учебных фильмов,

Изучение курса «Полезные привычки»

5. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и ОУ – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности

Беседы,

Коллективные игры,

Коллективное обсуждение,

Неклассные мероприятия (праздники, проекты, походы, экскурсии)

6. Участие в благотворительности, милосердии, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе

Участие в благотворительных акциях,

Участие в акции милосердия,

Шефство над ветеранами ВОВ,

Социальные проекты

7. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье

Беседы о семье, о родителях, прародителях,

Праздники, соревнования «Моя дружная семья»,

Творческие мероприятия,

Выставки «Хобби моей семьи»

Составление генеалогического древа семьи,

Творческие работы («Моя семья», «Мои родители», «Бабушка и дедушка», «Военные реликвии моей семьи», «Что в имени моём…»)

8. Расширение опыта позитивного взаимоотношения в семье

Открытые семейные праздники,

Семейные чаепития,

Семейные гостиные,

Творческие презентации,

Творческие проекты,

Мероприятия, раскрывающие историю семьи, преемственность между поколениями


Наталия Полякова
Нравственное воспитание детей

Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека. Формирует облик его личности,определяет его систему ценностей характер сторон процесса формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований . Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания . Основные задачи воспитания - формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, формирование чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других наций, к сверстникам, их родителям и другим людям. У ребенка в дошкольном возрасте появляется способность анализировать свои поступки, и оценивать поступки других детей . Так у ребенка появляются предпосылки рефлексивного мышления. Развитие рефлексивного мышления – это воспитание у ребенка умение чувствовать сердцем другого ребенка. Нужно научить ребёнка ставить себя на место других людей, уметь радоваться чужим успехам, научиться переживать свои неудачи.

У ребенка-дошкольника значительно увеличиваются требования предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде) . Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию , мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовывать свое поведение. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

В дошкольном возрасте приобретается сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя. личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменения внешних обстоятельств.

В результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Одна из серьёзных проблем нашего времени недостаток духовности, творить добро считается слабостью. Поэтому необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия.

Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами национальных культур, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Особую роль в приобщении к народной культуре играют народные праздники как средство национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В нашем дошкольном учреждении осуществляется специальная воспитательная работа , направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека , без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в итоге овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе. Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом- формирование определенного набора нравственных качеств , а именно :

Гуманности; -трудолюбие; -патриотизма; -гражданственности; -коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. в ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «об образовании» ст. 18п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания , требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка , потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса. Родители- это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей , значение примера в воспитании , меры по укреплению здоровья детей , воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей . В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов. Наше дошкольное образовательное учреждение в течении многих лет проводить планомерную целенаправленную работу с родителями под девизом : «Создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» . В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи : 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания . 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов , объединенных совместными действиями. Оптимальным для нравственного воспитания в нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников : осенью-«Праздник осени» ; «Веселая карусель» . Зимой – «Новый год» , «Новогодний серпантин» , «Защитники Отечества» , «Ай да масленица» . Весной- «Наши любимые» , «Встреча весны- Сороки» , «Перелетные птицы» , «Никто не забыт и ничто не забыто» . Дети со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе. Основные формы приобщения детей к культурному наследию : -познавательные беседы; - творческая продуктивная и игровая деятельность детей ; -экскурсия в библиотеку, целевые прогулки по улицам нашего города.

В результате совместных действий педагогов и родителей ребенок начинает овладевать различными формами выражения, собственных переживаний, устанавливается гуманные отношения между сверстниками, эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства. Данный процесс рассматривают с разных точек зрения : нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, за столом) ; моральные нормы по отношению к людям; духовная составляющая; патриотические чувства; личностные качества. Воспитание морального облика , нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила , принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.

Введение

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что - нет.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Проблема нашего исследования актуальна. На рубеже XX - XXI веков на первый план вышло не нравственное, не духовное, а материальное, бездушное. Педагогам предстоит осуществлять нравственное воспитание зачастую вопреки общественным установкам. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Объект исследования - учебная деятельность школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.

Цель исследования: выявить проблемы нравственного воспитания в современной школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1) определить понятия «нравственность», «нравственное воспитание», «мораль».

2) дать анализ состояния нравственного воспитания школьников в современной школе.

3) выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.

4) изучить ценностные ориентации учащихся.

5) описать опыт нравственного воспитания школьников.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ практического осуществления нравственного воспитания на уроке.

Понятие нравственного воспитания

Одной из важных проблем современной школы в осуществлении нравственного воспитания является ответ на вопрос: что такое «нравственность»?

«Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание - М.: Академия, - 1995. - с 144, - определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов.

В. И. Даль считал, что «нравственный» - противоположный телесному, плотскому и приравнивает к духовному, душевному, относящемуся к одной половине духовного быта, противоположной умственному, но составляющее с ним духовное начало: «къ умственному относится истина и ложь; къ нравственному - добро и зло» Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И - О. - М.: Терра, 1995. - с. 558.; второе определение понятия «нравственный» по В. И. Далю: «Добронравный, доброд?тельный, благонравный; согласный съ сов?стью, съ законами правды, съ достоинствомъ челов?ка, съ долгомъ честнаго и чистаго сердцемъ гражданина» Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И - О. - М.: Терра, 1995. - с. 558.. Что же составитель словаря относил к нравственному? В. И. Даль писал: «Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христiанская в?ра заключаетъ въ себ? правила самой высокой нравственности. Нравственность в?ры нашей выше нравственности гражданской: первая требуетъ только строгаго исполненья законовъ, вторая же ставитъ судьею сов?сть и Бога» Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И - О. - М.: Терра, 1995. - с. 558. Таким образом, «нравственное», по В.И. Далю - духовное бытие человека, основанное на законах христианской морали.

«Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. - М. - 2002. [электр. ресурс] // www.lib.ru.

Современная литература также отражает понятия нравственности. «Словарь по педагогике» Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. дает следующее толкование данному понятию: «Нравственность - 1.особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2.система внутренних прав человека, в основе к-рой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь». Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю, Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». - 2005. - с. 206.

Педагогический энциклопедический словарь дает следующее толкование этого понятия: «НРАВСТВЕННОСТЬ, термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). Концептуальное различие между понятиями морали и Н. проводил Гегель в «Философии права» (1821). Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра; мораль - это сфера реальной свободы: Н. - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над мнением и желанием. Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под Н. понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т. п.» Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - с. 171.

Итак, «нравственность» - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции: патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус -- ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении Н.в. В то же время мн. концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развёрнутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими. Сложность трансформации обшей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия «Н.в.».

… Существует буквальное понимание Н.в. как обучения нравственности, что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; Н.в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Термин «Н. в.» употребляется также в узком значении -- как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью (см. Культура поведения), ещё нельзя назвать нравственностью, но является необходимой её составляющей» Педагогический энциклопедический словарь, / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - с. 169 - 171..

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания» Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1987. - С. 92.

Нравственному воспитанию многие великие педагоги придавали большое значение.

«Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Однако из педагогов - классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании » он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…» Соблиров, Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru.

Зарубежные педагоги по разному смотрели на нравственное воспитание.

«В своей работе «Новые вводные лекции по психоанализу». Фрейд пишет о том, что в человеке все определяется бессознательным началом -- инстинктами, наследственностью. Именно бессознательное роднит психику животных и человека... Опираясь на этот вывод, он считает, что воспитание бес сильно что-либо изменить. Но Фрейду, человек -- существо чувственное, сексуальное и нравственность в его жизни не играет решающей роли. В соответствии с этой теорией, поведение ребенка таинственно и регулируется глубинными мутационными, неуправляемыми процессами, в связи с чем не подлежит нравственно регуляции и саморегуляции» Гурин, В. Г. В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - с. 17..

«Крупный представитель бихевиоризма -- Б. Скиннер считает, что личность не опосредует свои поступки мотивами и целями, а поведение человека контролирует социальная среда. В итог поступки теряют нравственный смысл для личности, поскольку оценка дается внешней средой, а не ею самой … Б. Скиннер утверждает, что человек, подобно машине, подчиняется строгим законам» Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - с. 17 - 18..

«Опираясь на взгляды Дж. Дьюи, это направление [«прогрессивистский путь»] развивает Л. Колберг... Его позиция основана на идее идентификации прогресса общества и развития личности. Поэтому он считает, что, стимулируя нравственное развитие личности, совсем не обязательно вкладывать в это какое-то определенное содержание... Л. Колберг считает, что осуществить воспитание -- это создать условия, которые обеспечат учащимся моральное совершенствование» Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - с. 21..

Однако следует понять, почему один человек нравственный, а другой - нет. «Что побуждает человека к нравственным поступкам? Его сознание, убеждения и выработанная привычка. … Нравственные убеждения - это синтез знаний о должном и ценностном, эмоций и чувств, т.е. нравственных переживаний поступков, связанных с нравственным (или, наоборот, безнравственным) поведением. В этой триаде … именно эмоциональная составляющая - центральное связующее звено. Ибо знания о нравственной культуре усваиваются, если они переживаются как ценность… В основе эмоционально-нравственной культуры - нравственные чувства» Яновская, М. . Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование - 2005 - №7 - с. 166 - 169..

Итак, нравственное воспитание - это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.

При осуществлении нравственного воспитания возникает ряд проблем. « … Попытки интерпретировать Н.в. как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим и другим воспитанием иными словами, профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд непреодолимых трудностей. Прежде всего это касается участников процесса Н. в. Логично считать, что применительно к Н.в. воспитатели должны выделяться среди остальных людей своими моральными качествами. Однако одной из отличительных особенностей подлинно нравственного человека является осознание им собственного несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден.

Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (именно потому, что он этого желает), никогда нельзя вверить эту роль. Противоречивы представления об объекте Н.в. В любом воспитательном процессе учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии: нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н. в. как своеобразно «повивальное» искусство (Сократ. И. Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью (например, музыкальное воспитание требует ежедневных упражнении и т д.). Н. в. не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств: ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность, можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства», как нет средств, которые ведут к нравственности, так и нравственность не может быть средством ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель.

Возникает ещё одно противоречие: Н. в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по её дальнейшему преобразованию лишаются смысла, ибо существование в форме идеала и есть способ её реального существования. Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых Н. в., исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности в обществе. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики музыки и др.) учат добродетели.

Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во всё многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддаётся направленному воздействию и сознательному контролю гл. о. в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно черед поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других» Педагогический энциклопедический словарь, словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.

«Н.в., может приобретать противоположные формы: морализаторство и моральный террор (стремление насильно осчастливить людей путем навязывания им через жёсткую регламентацию определенных правил, форм поведения; при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности)» Педагогический энциклопедический словарь, словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.. Такая форма нравственного воспитания неправильная, даже опасная.

Проблема нравственного воспитания является одной из наиболее острых в современном обществе. Сейчас, когда весь мир пребывает в духовном упадке, очень важно уделять этому особую роль. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование морального сознания, а также комплекс мер по развитию нравственных чувств, а также привычек нравственного поведения. Роль нравственного воспитания сложно приуменьшить – ведь именно оно позволяет видеть нравственно здоровую нацию.

Основы нравственного воспитания

Рассмотрим, что включает в себя концепция нравственного воспитания, какие стороны и качества она должна затрагивать:

  1. Воспитание нравственных чувств: ответственности, гражданственности, долга, совести, веры, патриотизма.
  2. Воспитание нравственного облика: милосердия, кротости, терпения, сочувствия, незлобивости.
  3. Воспитание нравственной позиции: умение различать добро и зло, хорошее и плохое, способность к проявлению любви, готовность к жизненным испытаниям.
  4. Воспитание нравственного поведения: проявления духовной рассудительности, готовности служения обществу и Отечеству, добрая воля.

Нравственное воспитание личности в семье – процесс отнюдь не однобокий. Здесь важно не только то, что говорит воспитатель, родитель, но и ответные действия воспитанника, которые должны быть способны применить воспринятые навыки в жизни. Стоит понимать, что нравственные понятия не сразу становятся руководством к действию, а только тогда, когда человек глубоко осмыслил их и принял как собственные моральные убеждения. Говорить о хорошем социально-нравственном воспитании можно только в том случае, если была достигнута конечная цель, а не просто приняты меры к воспитанию.

Как воспитать нравственность у ребенка?

Самое главное, что нужно понять родителям – дети учатся у жизни, а жизнь в раннем детстве для них – это семья. Вы можете прочитать ребенку сотню книжек о том, что нужно быть дружелюбным, но если в вашей семье постоянно царят скандалы и упреки, ребенок научится агрессии, а не нравственности. Поэтому начинать такое воспитание нужно, прежде всего, со своих отношений с супругом.

Именно ваши личный пример и не что иное позволит ребенку наиболее точно и правильно воспринять все моральные принципы. Ребенок в детстве просто воспринимает, и все, что он видит вокруг себя, кажется ему нормальным и обоснованным. Модели поведения, свойственные его родителям, непременно воплотятся и в его жизни.

Поэтому, если вы хотите развить у ребенка терпение – никогда ни на кого не кричите, относитесь ко всем и всему снисходительно. Если вы хотите, чтобы ребенок был дружелюбным, общительным и гостеприимным – приглашайте в гости его друзей.

Для того, чтобы ребенок умел сопереживать, нужно не шарахаться от больных людей и животных, а уметь сочувствовать, бескорыстно помогать, пожалеть.

Не нужно говорить ребенку, что ему делать, ведь это «неживая» информация, и ее ребенок не воспримет. Нужно просто самим поступать так, как бы вы хотели, чтобы поступал он. Если ребенок с детства видит отца, сидящего с пивом на диване, и загнанную мать, которая постоянно кричит на него – о каком развитии нравственности может идти речь? Выросший ребенок займет или позицию матери, или отца, но вряд ли что-то из этого принесет ему счастье.

Именно поэтому так важно гармонизировать свои отношения в семье, соблюдать дружелюбную атмосферу, чутко относиться к людям и животным, уметь проявить сочувствие и найти компромисс в сложной ситуации, а не закатить скандал. Нравственное воспитание возможно только в той семье, которая сама живет по таким принципам.

В процессе формирования всесторонне развитой личности главное место принадлежит нравственному воспитанию.

Нравственное воспитание - воспитательная деятельность школы и семьи, целью которой является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности.

Результаты нравственного воспитания характеризуются понятиями "мораль", "нравственность", "моральное сознание", "моральные чувства", "моральные убеждения", "моральная направленность" и проч.

Мораль - система идей, принципов, представлений, норм, оценок, правил поведения и деятельности, которые регулируют гуманные отношения между людьми. Опирается она не на нормы права, а в силу личностного убеждение, общественное мнение, авторитет отдельных личностей.

Нравственность - воля к действию и самое действие в соответствии с нормами морали.

Другими словами, нравственность есть реализация личностью своих моральных установок, принципов, то есть моральной практикой.

Моральное сознание - выражение идеального должного, на которое ориентируется человек.

Она может быть общественной (моральные взгляды и оценки групп) и индивидуальной (моральные взгляды и оценки индивидов).

Ее соотнесение с действительностью происходит не непосредственно, а через моральные предписания и оценку деятельности людей.

Моральные чувства - устойчивые переживания в сознании человека, которые обусловливают ее волевые реакции, отношение к себе, другим людям, явлений общественного бытия.

Вместе с моральным сознанием моральные чувства являются основой нравственных убеждений личности.

Моральные убеждения - пережитые и обобщенные нравственные принципы, нормы.

На основе моральных убеждений реализуется нравственная направленность личности.

Моральная направленность - устойчивая общественная позиция личности, которая формируется на мировоззренческой основе, мотивах поведения и проявляется как свойство личности в разных условиях.

Методологической основой нравственного воспитания является этика.

Этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения и развития моральных норм и соответствующих отношений между людьми в обществе.

В современной цивилизации обозначились западноевропейская и американская моральные системы. В соответствии с западноевропейской моральной системой ради достижения даже "большого добра" недопустимо "меньшее зло" (скажем, помогать товарищу, передав ему шпаргалку), сторонники американской (она доминирует на постсоветских просторах) считают приемлемым сочетание добра и зла.

В нравственном воспитании следует опираться на гуманистическую идею, по которой человеку от природы присуще стремление к добру, правде и красоте. Воспитания учащихся, по мнению 0. Вишневского, должна обеспечить формирование у них таких нравственных ценностей:

а) абсолютно вечные ценности. Это общечеловеческие ценности, имеющие универсальное значение и неограниченную сферу применения (добро, правда, любовь, честность, достоинство, красота, мудрость, справедливость и др.);

б) национальные ценности. Они являются значимыми для одного народа, однако их не всегда разделяют другие народы. Например, чувство национализма понятное и близкое только порабощенным народам и чужое тем, которые никогда не теряли своей независимости. К таким ценностям относятся патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т. п;

в) гражданские ценности. Основываются на свойственном для демократических обществ признании достоинства людей. Ими являются права и свободы человека, обязанности перед другими людьми, идеи социальной гармонии, уважения к закону и т. п;

г) семейные ценности. К ним относятся нравственные основы жизни семьи, отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях, память о предках и др.

Моральные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку их влияние связано с сильными переживаниями, формируют основы нравственных отношений человека к обществу, труду, других людей.

Ценности личной жизни имеют значение прежде всего для человека, определяют черты ее характера, поведение, стиль частной жизни и др.

Содержание нравственного воспитания учащихся обусловлен требованиями общества к формированию всесторонне развитой личности, уровнем его нравственности. Учитывая это, задачей нравственного воспитания в школе является формирование национального сознания и самосознания учащихся, стремления жить в гармонии с природой, сознательной дисциплины, долга и ответственности, уважения к закону, к старшим, женщины.

Формирование национального сознания и самосознания предполагает воспитание любви к родной земле, своему народу, готовности к труду во имя Украины, освоение национальных ценностей (языка, территории, культуры), патриотизм, что способствует утверждению национального достоинства, привлечения учащихся к практическим делам, формирование чувства достоинства и гордости за свою Родину.

В воспитании национального достоинства большое значение имеет правдивое освещение истории культуры и образования народа, возвращение к культурным ценностям прошлого, открытие неизвестных страниц исторического наследия.

Патриотические чувства укрепляет героико-патриотическое воспитание, призванное производить глубокое понимание гражданского долга, готовность стать на защиту Родины, овладевать военными знаниями, изучать боевые традиции и героические страницы истории народа, его вооруженных сил.

Подчеркивая важность формирования чувства национального в человеке, К. Ушинский писал: "Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народность. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое влияет много сильнее убеждения, восприятие только умом, или за привычку, укоренившуюся страхом наказаний. В злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно еще доискаться искры любви к отечеству: поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Есть примеры ненависти к родине, но сколько любви бывает иногда в этой ненависти!"

Воспитатель должен четко видеть процесс становления национального сознания ребенка, глубоко понимать содержание ключевых понятий ("национальный", "патриотизм", "национализм", "гражданственность" и тому подобное).

Развитие национального сознания личности, по наблюдениям А. Вишневского, охватывает следующие этапы:

1. Этническое самосознание личности, которое является первоосновой, корнями патриотизма. Етнизация ребенка начинается с раннего периода жизни в семье, с маминой колыбельной, бабушкиной сказки, участия в народных обычаях и обрядах, из народной песни, причастности к народному творчеству. В раннем детстве формируется культ родного дома, семьи, предков, родного села, города. Фундаментальное значение в процессе етнізації имеет родной язык, усвоению которой до определенного времени не должны мешать другие языки.

2. Национально-политическое самосознание личности. Приходится оно в основном на подростковый возраст и предполагает осознание ребенком себя как части нации, своей причастности к ней как политического феномена, что имеет или занимает определенное место среди других наций. Важными моментами этого этапа национального воспитания является восстановление исторической памяти, формирование чувства национального достоинства.

3. Общественно-государственное самосознание личности. Предусматривает формирование правильного понимания явлений патриотизма и национализма, воспитание уважения к национально-культурным ценностям других народов, привитие чувства национальной, расовой, конфессиональной толерантности.

Большие возможности для формирования национального самосознания заложены в неписаных законах рыцарской чести, которые предусматривают: воспитание любви к родителям, родному языку; верность в любви, дружбе, товариществе; готовность защищать слабых, заботиться о младших, в частности детей; благородное отношение к девушки, женщины, бабушки; непоколебимую верность идеям, принципам народной морали и духовности; отстаивание свободы и независимости личности, народа, государства; заботу о развитии народных традиций, обычаев, обрядов; бережное отношение к родной природе, земле; - содействие в строительстве храмов, учебно-воспитательных и культурных учреждений; целенаправленное развитие собственных физических и духовных сил, воли, возможностей своего организма, умение всегда и везде поступать благородно, обнаруживать другие добродетели.

Важным в нравственном воспитании является празднование дат народного календаря - системы исторических дат, событий, наблюдений за окружающей средой, народных праздников, других торжеств, которые отмечают течение года. Он является энциклопедией знаний о жизни людей, их быт, образ жизни, воспитательную мудрость, природные явления.

После обретения Украиной независимости в жизни и быту народа утверждаются такие торжества, как День независимости Украины (24 августа), День Конституции Украины (28 июня), День соборности Украины (22 января), Праздник казацкой славы (2-5 августа) и др. Народный календарь пополняется общенациональными праздниками: День знаний, День матери, День отца, День семьи. Предусматривает он и региональные торжества по случаю определенных исторических событий, посвященные специфическим видам трудовой деятельности (например, проводы на полонины в Карпатах).

Есть в народном календаре даты, связанные с религиозными праздниками: День Андрея, День Николая, Сочельник, Рождество, Крещение, Сретение, Пасха, Ивана Купала, Покрова Матери Божией и тому подобное.

Составной народного календаря является семейный календарь, который охватывает важные даты, вехи жизни семьи, каждого ЕЕ члена (дни рождения членов семьи, юбилеи свадьбы родителей, бабушки и дедушки).

Эффективность нравственного воспитания учащихся зависит от следующих факторов:

Создание в учебном заведении психологического климата уважения моральных норм, правил человеческого общежития;

Соответствие содержания нравственного воспитания его цели и уровню нравственного развития школьников;

Рациональное соотношение между словесными и практическими методами воспитательного воздействия, что обеспечивает единство нравственного сознания и поведения;

Своевременное принятие воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на предупреждении аморальных явлений в ученическом коллективе;

Особенно важно, чтобы декларируемые педагогом моральные принципы подтверждались его моральной практикой, которая бы отвечала самым высоким критериям нравственности.