Золотые правила наказания и поощрения детей. Поощрение и наказание детей Как родителям наказывать и поощрять своих детей

Правила поощрения

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.
Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением».
Поощрения должны исполняться. Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребёнка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы.
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна. Поэтому выделяют ограничители: не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.) за исключением случаев наличия у ребёнка физического недостатка или «комплекса неполноценности»; не хвалить больше двух раз за одно и то же; не хвалить из жалости; не хвалить из желания понравиться. Но обязательно хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Способы похвалить ребёнка

1.У тебя все получилось.
2.Очень хорошо.
3.Отличная работа!
4.Ты на верном пути.
5.Великолепно!
6.Правильно!
7.Это именно то, что надо!
8.Ты сделал это легко.
9.Ты делаешь это очень хорошо.
10.Ты сделал это так быстро!
11.Это невероятно!
12.Вот это да!
13.Я не смог бы сделать лучше.
14.Наконец-то! Я верил в тебя!
15.Супер!
16.Это намного лучше.
17.Именно так!
18.Это неплохой результат.
19.Так держать!
20.Необыкновенно!
21.Прекрасно!
22.Неплохо, очень даже неплохо.
23.Ты быстро учишься.
24.Тебя просто не узнать сегодня.
25.Прекрасная идея!
26.Отлично!
27.Это была первоклассная работа.
28.Замечательно!
29.Лучше не бывает!
30.Это уже успех!
31.Это твоя победа!
32.Ты понял это так быстро!
33.Чудно!
34.Фантастика!
35.Ты сделал сегодня много работы.
36.Вот таким ты мне нравишься!
37.Ты сделал это очень хорошо.
38.Превосходно!
39.Поздравляю!
40.Грандиозно!
41.Мне нравится ход твоих мыслей!
42.Ты превзошел сам себя сегодня.
43.Я верю в тебя!
44.Я очень рада за тебя.
45.Как ты хорошо все запомнил!
46.Большое тебе спасибо.
47.Ты делаешь это очень красиво!
48.Просто здорово!
49.Как ты много сделал сегодня!
50.Я очень горжусь тобой.
51.Совершенно новый подход к делу!
52.Я никогда не видел(а) ничего лучшего.
53.Я знал(а), что ты можешь сделать это.
54.Ты, наверное, долго тренировался?
55.Я горжусь тем, как ты сегодня работал.
56.Это лучшее, что я когда-либо видел!
57.Еще немного, и у тебя это получится.
58.Я счастлив (а) видеть такую твою работу.
59.Ты делаешь это сегодня значительно лучше.
60.Это лучшее из того, что у тебя получалось.
61.Ты хорошо справляешься с этим заданием.
62.Продолжая так работать, ты добьешься еще лучших результатов.
63.Ты выбрал правильный способ, чтобы выполнить эту работу.
64.С каждым днем у тебя получается все лучше.
65.Ты действительно сделал сложную работу играючи.
66.Какой оригинальный способ решения!
67.Теперь ты чувствуешь свои возможности?
68.Ты точно добьешься успеха, если будешь продолжать работать в этом направлении.
69.Твоя ежедневная работа дала прекрасные результаты!
70.Твоя работа доставила мне много радости.

Когда и как следует хвалить?

По мнению опытных психологов, следует хвалить и совсем маленьких детей, и взрослых людей:
при наличии физического недостатка;
при признаках душевных недостатков – склонности к воровству, лживости или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться);
при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности;
в положении гонимого, «козла отпущения»;
после какой-либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;
после провала на ответственном испытании, на экзамене;
при болезни;
при несчастной любви;
просто так, профилактически – бывают моменты, когда похвала уже только за то, что человек живет, может спасти ему жизнь.
Главный принцип – похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу.

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье»

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет.
Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д.
Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. Используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился распоряжаться деньгами разумно.
Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Правила наказания

Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
Наказание никогда не должно вредить здоровью.
Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
Наказан – значит, прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Нельзя наказывать лишением любви!

Педагогические требования к применению наказаний следующие:

Уважение к детям. Не ровный голос требуется от родителя, когда он наказывает ребёнка за серьёзный проступок, а уважение к ребёнку и такт.
Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительным на наказания.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал это преднамеренно.
Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям.
Соответствие между отрицательным поступком и наказанием.
Значимость. Наказание должно быть значимым для ребёнка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.
Твёрдость. Если наказание объявлено, то не следует его отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость.
Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.

Простые советы родителям

1.Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.
2.Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
3.Всякое повышение требований к ребёнку надо начинать с похвалы, даже авансом.
4.Ставьте перед ребенком достижимые цели.
5.Вместо приказаний ребёнку следует просить у него совета или помощи, как у равного или старшего.
6.Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
7.При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
8.Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны.
9.Любой ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом![i][u][b]

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Мытищи

Родительское собрание

на тему:

"Значимость поощрения и наказания

в воспитании детей"

2013 год

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

Поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи:

  • Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
  • Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Ход собрания

1. Вступительная часть

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?

2. Практическое задание

Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания.

  • Назовите несколько приемлемых методов поощрения.
  • Назовите неприемлемые методы поощрения.
  • Назовите приемлемые методы наказания.
  • Назовите неприемлемые методы наказания.

3. Информационная часть

Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания .

Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д .

Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

Материальные поощрения.

Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете тли разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.

Социальные поощрения.

Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми

О чём нужно помнить при поощрениях

Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

  • Поощрение должно быть строго индивидуальным.
  • Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
  • Заслуженное поощрение необходимо выдать.
  • Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
  • Возможно, награды придётся менять.
  • Поощрение должно быть достижимым.

Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.

Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.

Потеря привилегии.

Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.

Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.

Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:

  1. Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
  2. В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
  3. Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
  4. Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний (например, оплата за отметки .

Запрет на приятные для ребёнка занятия.

Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.

Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.

Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.

Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:

1) Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.

2) Провинность должна определяться очень чётко. Например: “ Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.

3) Далее делается предупреждение: “ Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.

Например: “Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедим за покупками в субботу”. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена .

Лишение поощрения.

Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой .

Вербальные наказания.

Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей .

Физическое наказание.

Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических.

Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением и плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности. Замечено, что чаще всего подвергаются телесным наказаниям дети в семьях, где пьянствуют один или оба родителя.

К сожалению, некоторые считают, что физические наказания не только допустимы, но даже необходимы для воспитания ребенка. «Меня родители пороли, и ничего, хорошим человеком вырос», - расхожее рассуждение таких отцов и матерей. Другие соглашаются, что бить нехорошо, но недоумевают: как же иначе можно заставить детей слушаться?

Иногда молодые родители полагают, что пока ребенок мал и не понимает объяснений взрослых, его можно в назидание шлепнуть, если он не слушается или капризничает. На первый взгляд, от шлепков не велика беда: ребенку не больно, но зато он сразу прекращает баловаться. Тем не менее, не следует идти этим путем, с малолетства, приучая ребенка не прислушиваться к словам, а подчиняться только силе взрослого.

Иногда родители жалуются, что на их детей никакие иные меры, кроме ремня, не действуют. Раскаяние ребенка, слезы и обещания исправиться создают у взрослых иллюзию действенности принятых мер, в то время как это реакция на боль, обиду и унижение. Телесные наказания не способствуют искреннему осознанию ребенком своей вины, парализуют волю, притупляют нравственные чувства. Добиваясь подчинения, часто не осознанного, а вызванного страхом перед новыми наказаниями, родители не устраняют причины поступков, а лишь временно нейтрализуют их, подавляют самостоятельность, препятствуют становлению самосознания, формируют заниженную самооценку. Все это способствует новым проступкам детей и, следовательно, новым наказаниям. Физическое наказание вызывает естественное сопротивление детей. В ответ, защищаясь, они либо обманывают, утаивают либо грубят (особенно в подростковом возрасте).

Несмотря на ершистость и дерзость, подростка очень легко надломить, сделать замкнутым и недоверчивым. При частых физических наказаниях ребенок отчаивается, теряет веру в себя, в справедливость взрослых, самолюбие у него уязвлено, появляются ощущение собственной ущербности* несостоятельности и, в то же время, стремление утвердиться любым способом, в том числе и с помощью вызывающего поведения. Физические наказания калечат душу ребенка, навсегда оставляют в ней горестный след, травмируют психику, уродуют сознание, становятся причиной многих детских заболеваний.

Нередки случаи, когда, боясь побоев, ребенок уходит из дому, привыкает к бродяжничеству. Одним из отдаленных последствий физических наказаний могут быть нарушения эмоциональных контактов детей с родителями не только в детском, но и в зрелом возрасте, холодные отношения без духовной близости, что больно ранит обе стороны.

Школьники, подвергающиеся физическим наказаниям в семье, обычно учатся ниже своих возможностей, труднее справляются с проблемами отношений в классе, особенно конфликтны. Учителя замечают: как только удается убедить родителей отказаться от угроз и ремня в воспитании, наладить в доме нормальную обстановку, научиться правильно требовать и контролировать, дети начинают лучше учиться, резко сокращается число замечаний, а следовательно, и поводов для наказаний.

О чём нужно помнить прибегая к наказаниям

Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.

  • Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
  • Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
  • Индивидуализируйте наказания.
  • Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
  • Сохраняйте холоднокровие.
  • Не злоупотребляйте наказаниями.
  • Старайтесь наказывать сразу.

4. Рассмотрение проблемных ситуаций

Сейчас я предлагаю попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах.

Сколько людей, столько и различных мнений. Давайте будем уважительно относится к каждому решению проблемы.

(Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения).

  • Проблемные ситуации для групп
  1. В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я не собираюсь с ним сидеть!» Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.

  1. В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
  2. Родители долго думали, что подарить сыну к новому году. Купили фотоальбом и две книги. Получив подарок, мальчик был очень обижен: «Я думала, что вы мне что-нибудь хорошее купите! Вот другу родители компьютер купили!»
  3. Родители постоянно ставили сына за все проступки в угол и физически наказывали. А однажды, находясь еще только в третьем классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, убегу от вас куда-нибудь, только бы не жить с вами». С вами больше жить не хочу».

5. Итог собрания

А в заключении я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания великих педагогов и психологов, которые вы видите на плакатах. Выберите то высказывание, которое вам ближе:

  • 1. Нехорошо заставлять ребёнка целовать руку, которая только что его высекла. (И. Кант).

2. Помни, рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам. (Народная мудрость ).

3. Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает. ( Э. Бомбек ).

(Участники по желанию высказывают и аргументируют своё мнение)

Уважаемые родители, поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!

Любите своих детей! Удачи вам и счастья!

Литература

  1. Н.И.Дереклеева “Родительские собрания 1-4 классы”.
  2. И. М. Марковская “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”.
  3. Л. И. Саляхова “Родительские собрания 1-11 классы”.
  4. К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.
  5. Д. Фонтенел “Проблемы переходного возраста”.
  6. Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.
  7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1, 2/ Под ред. Н.А. Алексеевой.
  8. Школьный психолог № 25 2000 год.
  9. Школьный психолог № 21 2008 год.

«Наказание – очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности» А С Макаренко

Виды наказаний: Потеря привилегий Запрет на любимые занятия Лишение поощрения Вербальное наказание Физическое наказание

О чём нужно помнить прибегая к наказаниям: Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы. Используйте наказание в сочетании с поощрениями. Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято. Индивидуализируйте наказания. Наказывайте поведение, а не самого ребёнка. Сохраняйте холоднокровие. Не злоупотребляйте наказаниями. Старайтесь наказывать сразу.

Пять правил, когда наказывать и ругать нельзя: Когда ребенок болен или испытывает недомогание. Когда ест, перед сном, после сна, во время работы. Сразу после физической или душевной травмы (падение, удар, плохая оценка, пусть даже виноват сам ребенок) – нужно подождать когда утихнет острая боль. Когда ребенок не может справиться со страхом, невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью. Когда сами мы устали, не в себе, обижены или раздражены. В этом состоянии гнев всегда лжет.

Виды поощрений: Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д. Материальные поощрения. Социальные поощрения. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания. Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку.

О чём нужно помнить при поощрениях Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Поощрение должно быть строго индивидуальным. Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению. Заслуженное поощрение необходимо выдать. Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении. Возможно, награды придётся менять. Поощрение должно быть достижимым.

Как правильно хвалить ребенка? Похвала обладает свойством наркотика: еще…и еще! И если было много, а стало меньше или совсем не стало, возникает состояние лишения, жестокое страдание – до нежелания жить. Не надо хвалить за то, что достигнуто не своим трудом. Не хвалят за красоту, здоровье, ловкость, силу, смекалку, сообразительность, ум и талант – все это природные способности. Не хвалят за прирожденное бесстрашие – это не заслуга, а лишь данность, иногда близкая к крайности.

Как поощрять ребенка в семье Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку. Поощряйте своего ребенка жестами и прикосновениями. Словесно выражайте одобрение даже самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.

Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает. Э. Бомбек


Как важно, уважаемые взрослые, разобраться в том, где правильно поставить знаки препинания в предложении: «Простить нельзя наказать!». Где мы поставим запятую?

Простить, нельзя наказать!

Простить нельзя, наказать!

От того варианта, который вы выберете в этом случае, зависит вся ваша система воспитания ребенка .

Воспитывать — значит путем систематического воздействия формировать у ребенка какие-либо качества, характер. При этом результат воспитания зависит не только от того, что по качеству мы прививаем малышу, но и от того, насколько мы знакомы с методами (способами, приемами) воспитания и владеем ими. Умеем ли мы рассказать, показать, объяснить, растолковать, внушить, заинтересовать, подтолкнуть к действию, поддержать, а также похвалить и поругать.

Наказывать и хвалить детей

Действительно, всем приходится наказывать и хвалить детей. Сколько существует семейная (народная) педагогика, столько и существует мнений, споров разногласий, дискуссий вокруг этой проблемы. И не только о поощрение но и наказании. Одни боятся воспитать ребенка избалованным и мало хвалят его, другие, совсем наоборот, хвалят ребенка как главный метод воспитания. Некоторые родители вообще никогда не наказывают свое чадо: боятся подавить в малыше личность и сформировать целый ряд комплексов: страх, враждебность к отцу или матери, окружающего мира.

К сожалению, не всем бывает понятно, что надо ругать не за следствие, а за причину вины. Взрослые не понимают, думают, что наказание является эффективным. Наказание обычно дает быстрый, но не долгий эффект. Потому наказание очень быстро входит в привычку того, кто наказывает (развращает его), но не имеет длительного воздействия на того, кто виноват.

Дети охотно ведут себя правильно, если их хорошее поведение замечают и одобряют взрослые. Длительное подкрепление, лучше чем наказание но не имеет быстрого эффекта, но оказывает длительное влияние и не вызывает отрицательных эмоций у ребенка.

Понятно, что руководствоваться одной мыслью в таком деликатном вопросе было бы неправильно. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию различные варианты, позиции известных авторов.

Наказание — мера воздействия на ребенка, который применяют на вину, плохой поступок. Наказание может быть разным, это зависит от степени вины малыша, которую (обязательное условие!) Он должен осознать.

Ниже приведены методы, которые категорически нельзя использовать как наказание в воспитании ребенка .

Ребенка запрещается наказывать:

наказывать едой, сном или их отсутствием или недостатком);

сильно бить, унижать (ставить на колени и т.д..)

обзывать (употреблять вульгаризмы)

пугать угрозами «отдать в детский дом», покинуть;

ставить надолго в угол или запирать в помещении;

Наказывать публично, в частности при сверстниках;

наказывать за один проступок более одного раза.

Физическое наказание, — большой стресс для маленького человека. Об этом мы должны помнить всегда, когда разгневаны.

Русский педагог П. Блонский отрицал телесное наказание, мотивируя это так.

Наказание апеллирует к зверскому страху человека.

Наказание вызывает ненависть к тому, что стало причиной наказания.

Наказание делает ребенка запуганным и поэтому ничтожным.

Наказание освобождает от угрызений совести, поэтому впоследствии дети, которых часто наказывают, становятся нечувствительными.

Наказание унижает ребенка и делает из него циника.

Наказание пагубно влияет на половые органы ребенка, вызывая прилив крови к ним, поэтому позже может вызвать даже удовольствие.

Наказание развращает воспитателя.

Американский врач и педагог Б. Спок предлагал применять наказания (даже телесные) лишь в экстремальных случаях:

Задача родителей — спокойно без криков объяснить ребенку, что от него нужно, донести до него, что он делает неправильно … Если родители нарушают процесс воспитания, то нужно обратиться за советом к специалисту который занимается проблемами возрастной и педагогической психологии.
Довольно часто наказание не исправляет поведения малыша, а лишь изменяет его.

Наказание заставляют ребенка чувствовать себя в опасности и теряет родительскую любовь.

Наказание порождает ненависть к родителям.

Слишком частые наказания в той или иной степени побуждают малыша оставаться инфантильным.

Иногда наказание становится для ребенка средством привлечь внимание родителей.

Как и чем можно заменить наказание

Терпение. Самый великий дар, который только есть у родителей.

Объяснение. Постарайтесь объяснить малышу, почему он не правильно себя ведет, но не читайте лекций.

Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь привлекательнее того, чего ему сейчас хочется.

Неспешностью. Сына или дочь не спешите наказывать, подождите, пусть поступок повторится.

Наградой. Как ни странно, но она эффективнее наказания.

Когда доходит до порки, нужно использовать какой-нибудь предмет — скажем, прут или ремень, — а не руку. Поверьте: рука отца или матери должна быть предметом любви, а не как орудие которое наказывает.

Научите малыша критиковать самого себя. В разумных пределах, конечно. Таким образом вы поставите его на путь самоконтроля, самоанализа и самокритики.

Иногда обращайтесь к ребенку по-деловому — Наталья (а не Наташа).

Измените тон общения, но не на повышенный, а на строгий, не допускающим возражений.

Измените выражение лица: насупить брови, выявить удивление, возмущение, обиду, гнев.

Используйте твердые негативные обещания и следуйте им до конца. Например: «Сегодня я тебя буду называть только Таня, а не Танюшя» или «Целый день не буду тебя обнимать».

Определите для ребенка срок наказания, не держите его бессрочно. Но наказание нельзя прерывать посередине, поддавшись на уговоры близких и самого малыша.

Избавьте ребенка на время наказания его любимой игрушки или иного предмета, поставив их на виду. Периодически при этом напоминайте малышу: «Скучает сегодня наша кукла (машина)».

Вечером, но не перед самым сном, сядьте с ребенком и поговорите мама и ребенок, папа и ребенок на тему «Что делал не так ребенок сегодня?».
После любого наказания обязательно обсудите с малышом, почему, за что его наказали, а потом — непременно прижмите и покажите, что его любят.

Напоследок отметим, что вся системе поощрений и наказаний построина на интуиции родителей, бабушек дедушек. Важно не переусердствовать в воспитании ребенка в какую либо сторону

В каких ситуациях нужна помощь психолога

Если в жизни ребенка состоялась или должна состояться какое-то из ниже-перечисленных событий:

переезд;

развод родителей;

потеря или болезнь близкого человека;

рождения сестры брата;

резкое изменение материального положения в семье;

введение в школу илидетский сад.

Или если в жизни малыша регулярно наблюдаются следующие события:

ссоры в семье;

борьба за ребенка между дедушками и бабушками, с одной стороны, и родителями, с другой;

отсутствие длительное время детского коллектива;

если близкий родственник или один из родителей имеет какую-либо зависимость (например, является алкоголиком, наркоманом)

долгое отсутствие родителей одного или обоих сразу.

Если малыш:

один раз потерпел насилия или постоянно страдает от него;

. долго болеет;

был нежеланным ребенком;

чрезмерно увлекается каким-либо занятием (просмотром телевизора, чтением, поеданием сладкого, подолгу играет сам и др..)

имеет одно из следующих нарушений: энурез , аллергию, заикание, частые простуды, навязчивые движения;

выявляет излишнее упрямство;

склонен к взрывам ярости, плачу, так называемых истерик, плохо спит;

имеет кошмары страхи;

естп лохо;

имеет приступы головной боли или тошноты;

много фантазирует;

имеет одно из психосоматических заболеваний, как: колит, язвенный гастрит, бронхиальная астма, и др..;

в возрасте до года не реагирует на лицо взрослого, не имеет комплекса оживления;

в возрасте 3-4 лет не использует местоимения «я», говорит о себе в третьем лице («Оля хочет есть»);

выявляет признаки отставания или опережения в развитии по сравнению с ровесниками;

трудно общается со сверстниками;

убегает из дома;

испытывает страх сделать что-то новое;

резко меняет поведение;

постоянно находится в подавленном состоянии;

часто обманывает без видимой причины;

испытывает острую ревность к одному из членов семьи;

очень болезненно реагирует на свои неудачи, ошибки;

излишне послушный, безынициативный.

Если один из родителей (родители):

недоволен семейной жизнью;

испытывает хроническую усталость;

часто находится в подавленном настроении;

беспокоится из-за поведения ребенка и его успешность

волнуется по развитию ребенка и его эмоционального состояния;

начинает испытывать невротических расстройств (навязчивые мысли, страхи, нервное истощение и др..).

Нам всем: и педагогам, и родителям в воспитании ребенка следует с большим доверием, открытостью относиться к профессионалам-психологам.

Трудно представить себе более спорный вопрос в воспитании, чем вопрос о наказании детишек. Надо или не надо? Если да, то как не навредить здоровью и психике? Если нет, то как справиться с плохим поведением и приучить к порядку? Ученые и практики до сих пор не имеют на этот счет единой точки зрения. Попробуем сегодня разобраться в этом непростом вопросе.

В нашей жизни наказание и поощрение детей являются основными методами оценки. Мы используем их, чтобы подкреплять слова и поступки детей (и взрослых), которые нас радуют, и блокировать те, которые мы считаем неприемлемыми. С этой позиции спор выглядит бессмысленным, потому что без оценки (положительной или отрицательной) невозможно взаимодействие между людьми.

Мы оцениваем все, везде и всегда: когда наблюдаем других (знакомых и незнакомых) людей в транспорте, магазине или театре, когда смотрим телевизор и читаем книги, когда сравниваем их вид, действия и установки с собственными и делаем для себя соответствующие выводы…

Мы сами все время подвергаемся оценке, и для нас это необходимо, потому что делает жизнь значимой и осмысленной - о нас помнят, нас замечают и отмечают, мы нужны. Поэтому так важно для дитя, усваивающего все первоначальные навыки спонтанно на основе подражания, иметь достойные образцы оценивающей деятельности!

Именно родители, желая того или нет, показывают, как правильно сделать комплимент, высказать критическое замечание, порадоваться чужому успеху, проанализировать то, что не получилось, на основе самокритики и т.п.

Итак, поощрение - это ускорение формирования хорошего поведения, а наказание - торможение плохого. И получается, что без наказания - никуда.

Тогда мы всерьез должны задуматься о его средствах и границах, о его эффективности и цели разрешать отдельные конфликты, не создавая новых. На практике же мы часто перегибаем палку, совершаем ошибки и множим обиды, которые помнятся до старости.

Нам хочется, чтобы ребенок так больше не поступал, понимая, что это плохо. А на деле он чаще ищет пути сокрытия содеянного.

Если наказание неизбежно, тогда - как наказывать?

Очевидно, что сразу исключаются все варианты физического воздействия и морального унижения. Именно они травмируют и оставляют след, нарушают наши отношения и отдаляют друг от друга. И хотя сторонники ремня по-прежнему существуют и отстаивают действенность физического наказания на собственных примерах. Хотя в это поверить трудно, потому что невозможно представить себе ситуацию и поступок, когда бы вы допустили и безропотно приняли физическое наказание в свой адрес.

Подумайте, есть ли что-то такое, за что вы, взрослый человек, сегодня приняли бы как должное физическое наказание? Есть уверенность, что поводов найдется немного.

А раз мы не допускаем такого способа воздействия на нас, следовательно, и для детей этот метод неприменим. Поднять руку на маленького и беззащитного значит проявить слабость, и показать неумение решать проблемы самим родителем.

Поэтому главное правило наказания гласит: наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью ребенка!

Детские психологи утверждают, что основным следствием систематического применения физического наказания или морального унижения является формирование у ребенка заниженной самооценки, недостаточной уверенности в своих силах.

Скорее, он будет думать о себе так: «я не достоин», «я не способен», «меня не за что любить». И это не только формирует его отношение к себе, на этой основе строится его взаимодействие с другими людьми, которое будет затруднено и осложнено такой внутренней позицией.

Поэтому главным оружием родителей должно стать слово и желание убеждать, терпеливо растолковывая, что нас огорчает и радует в поведении ребенка!

Правила поощрения и наказания детей в семье

1) Начинать надо с похвалы, с положительной оценки, с утверждения веры в силы и возможности ребенка. В этом случае отрицательные характеристики поступков будут восприниматься им гораздо мягче, а эффект от воздействия будет выше.

В данном случае речь идет о том, что у ребенка должна возникнуть глубокая убежденность, что вы безоговорочно его любите и принимаете, и можете отрицательно относиться к его поступкам, но не к нему самому.

2) Известно, что один и тот же смысл можно донести разными словами. Обычно мы используем форму «ты-сообщения»:» Вечно у тебя все из рук валится!», »Где ты - там бардак!» и т.п. Такие слова слышать обидно, даже если они справедливы.

И чем экспрессивнее высказывается неудовольствие в наш адрес, тем более агрессивно мы будем реагировать в ответ! Сравните с формой «я-сообщения»: «Я понимаю, что ты разбил чашку не специально, но мне трудно представить завтрашнее утро без моего любимого кофе в ней».

Такое обращение рождает чувство вины и желание его загладить.

Казалось бы, это очень простой прием. Но его освоение потребует определенных усилий и преодоления силы привычки, стереотипов. Он хорошо работает и тогда, когда мы предъявляем требования или прогнозируем последствия поступков: не «Ты должен хорошо учиться», а «Я верю, что ты можешь учиться хорошо»; не «Ты должен задумываться о будущем», а «Вот интересно, кем ты хотел бы стать, а главное, каким?»

3) Любая отрицательная оценка и наказание не могут быть отсрочены во времени. Они должны случаться непосредственно после того, как плохой поступок произошел или открылся.

И здесь очень важны ваши эмоции! Рассказывайте о том, что чувствуете и испытываете, как переживаете и что хотели бы сделать.

Так вы решаете сразу несколько задач: проговариваете свою эмоцию и снижаете накал внутреннего напряжения («выпускаете пар»), устраняете вероятность физического воздействия, учите, как можно и должно реагировать.

Главное, эмоция - это неравнодушие. А для детишек самым серьезным наказанием является родительская печаль и неучастие. И если при следующей попытке совершения дурного поступка его остановит нежелание вас огорчить, вы одержите одну из самых значительных воспитательных побед в своей жизни!

Эта рекомендация имеет и другую сторону: не уверен - не наказывай. Если не знаете, как, не чувствуете, что сможете, впопыхах, не разобравшись, расскажите ребенку о своих сомнениях и займитесь чем-нибудь приятным вместе.

Методы поощрения и наказания в воспитании детей

1) Наказан - прощен! Возьмите за правило не вспоминать промахов ребенка, былых неприятностей и их следствий. Чувство вины, которое культивируется в данном случае рождает не желание исправиться и стать лучше, не более ответственное поведение, а потребность избавиться от бесконечного источника отрицательных переживаний.

Если практика припоминания всех грехов становится привычным способом приструнить и обязать, ведущим чувством ребенка по отношению к родителям может стать ненависть.

2) Любое воздействие должно быть индивидуализированным, а наказание конкретным (понятным, непродолжительным) и редким.

Некоторые авторы популярных психологических изданий предлагают родителям арсенал действенных средств и приемов наказания, среди которых, какими бы правильными они ни казались, скорее будет мало тех, которые подойдут вашим детям. А некоторые, и просто недопустимы.

Например, наказание трудом или «штрафными работами» не всегда способствует возникновению любви к порядку. Изоляция, игнорирование, исправительный стульчик - жестокие способы наказания, которые противоречат первой рекомендации и с трудом переносятся детьми со слабой психикой.

«Наказание посторонним», запугивание, «лишение приятного» говорит само за себя, учит обманывать и не доверять людям. Крик, строгий взгляд, повышение голоса - тоже не свидетельства вашей безоговорочной любви...

Из всего предложенного симпатична «сказка вместо наказания» и «личное извинение», потому что позволяет осмыслить и принять желательные формы поведения на основе предлагаемых нравственных оснований. Истории можно сочинять самим или читать и обсуждать готовые с одной лишь целью: у ребенка должна формироваться стойкая связь - поступаю, как думаю, то есть понимаю, почему.

3) Не наказывайте детей во время еды, игры, болезни, до и после сна. С этим трудно спорить и приятно представить, что времени для наказания практически не остается!

Специалисты утверждают, что наказание должно быть «действием морального характера» и иметь обучающий эффект. Чаще наказание рождает страх, злобу и желание избежать его в следующий раз.

Поэтому психологи не против наказания и не за безнаказанность, а за - человеческое во всем: за честность проявлений и реакций, за единство требований, о которых мы договорились и которые демонстрируются всеми членами семьи, за личный пример во всем, за последовательность в воспитательных воздействиях, за готовность признавать собственные ошибки и слабости.

За то, чтобы не забывать поощрять хорошие поступки и поведение (которые мы обычно воспринимаем как должное). И, возможно, тогда надобность в наказании отпадет?

Детей наказывать нельзя. Если ребенок в чем-то неправ, постарайтесь объяснить ему, что так делать нельзя и как поступать в такой ситуации. Отпрыск должен понимать, что такое хорошо, а что плохо. Объяснение - лучший способ донести информацию. Слово - лучшее оружие, которое у вас есть. Будьте терпеливыми в воспитании и любите детишек со всеми ошибками и промахами.

С уважением, Ольга.

Сегодня продолжим рассмотрение родительского контроля за выполнением детьми требований и запретов, и остановимся на теме: родительские наказания и поощрения детей

Родительское наказания и поощрения детей

Контроль исполнения требований и запретов может быть тотальным, систематическим, ситуативным, и отсутствовать вообще (т.е. попустительство). При том, что иногда требуются наказания и поощрения ребенка

Рассмотрим каждый вид контроля в отдельности, и далее, увидим как правильно наказывать и поощрять детей


Тотальный контроль выполнения требований и запретов охватывает практически все области жизни ребенка, вплоть до мелочей.

Родитель хочет знать о ребенке все: от мыслей, чувств и переживаний до его поступков и поведения.

При тотальном контроле ребенок теряет чувство безопасности и интимности внутреннего мира. У ребенка появляется тревога, он теряет чувство свободы переживает зависимость. У него рождается чувство подчинения, беспомощности и бессилия.

Систематический контроль разделяет (дифференцирует) сферы жизнедеятельности ребенка на участки, которые контролируются родителем, и участки, которые контролируются ребенком. Этот вид контроля дает ребенку необходимую самостоятельность, но, в тоже время, сохраняет стабильное наблюдение родителя за его поведением и деятельностью.
Этот способ контроля исполнения требований и запретов является оптимальным.

Ситуативный контроль является случайным, он непоследователен, непродуман, не обоснован возрастно-психологическими и индивидуально личностными (Личность ребенка) особенностями ребенка. При таком виде контроля, у ребенка не развивается самоконтроль.

Отсутствие контроля , или попустительство, крайне отрицательно влияет на ответственность, произвольную регуляцию и волю ребенка. Такие дети импульсивны (удовлетворение случайных позывов управляет поведением), порой асоциальны (не умеют вести себя в обществе), и с низкой саморегуляцией.

Родительский контроль исполнения требований и запретов

может осуществляться или по результату действия , или по способу действия . Если контроль осуществляется по результату , то родитель не уделяет должного внимания на причины не успешности ребенка, а при контроле по способу , родитель смотрит на причины неудач ребенка. Контроль по результату не имеет смысла, если ребенок не владеет способом действия.

Со способами контроля закончили, и теперь перейдем к самому важному:

Как наказывать и поощрять детей

Психологический смысл наказаний и поощрений в том, что ребенок может чувствовать взаимозависимость своего поведения и поступков и тех правил и норм, которые приняты в обществе.

Наказания и поощрения — суть, отрицательное и положительное подкрепление действий ребенка для регуляции его поведения.

Как педагоги, так и психологи против негативного подкрепления действий ребенка (негативное приводит к негативному), т.к. наказания (особенно частые и по пустякам) отрицательно сказываются на развитии личности ребенка.
Психологический анализ проблемы наказаний и поощрений представлен в психоанализе (З. Фрейд) , индивидуальной психологии (А. Адлер), поведенчиском подходе (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура), гештальтпсихологии (К. Левин), гуманистической психологии (К. Роджерс, Т. Гордон и др.).

По мнению Альфреда Адлера решающую роль в формировании гармоничной, здоровой личности играют родительские отношения и тип семейного воспитания .

Э. Фромм считал, что облако негативных последствий от наказаний для развития личности является очень отрицательным фактором, эти последствия включают в себя чувство отверженности ребенка, страх потери родительской любви, детскую ревность, амбивалентное (по разному, неоднозначно) отношение к родителям, детскую ложь, социальные провокации.

А. Адлер делает основной упор на поощрения и положительные подкрепления поведения ребенка, т.к. любое наказание подкрепляет чувство неполноценности и ведет к формированию комплекса.
Наказания порождают озлобленность, точно также как принуждения и командование ребенком. При таких условиях у ребенка не формируется социальный интерес.

Взаимоуважение членов семьи, является главным принципом воспитания.
Поддержка и поощрения стали приоритетной стратегией в воспитании детей, они дают ребенку переживание чувства собственного достоинства и уважения к собственной личности.

Какие бывают наказания детей

: это физическая агрессия, вербальная агрессия, аффективное воздействие на ребенка, лишение родительской любви, ограничение активности ребенка, лишение благ и привилегий, инициирование чувства вины, принуждение к действию, наказание естественными последствиями, отложенный конфликт, блокирование нежелательного действия, логическое объяснение и обоснование (Р. Кэмпбелл, X. Джайнотт, Д. Лешли, П. Лич, Й. Раншбург, П. Поппер, Э. Лешан, Д. Нельсен, Л. Лот, С. Глен, А.С. Спиваковская и др.).

Физические наказания ребенка : намеренное нанесение вреда как физического, так и психологического, связанного с переживанием боли, боязнью боли, низвержением и унижением личности ребенка.
Физические наказания детей приводят к морали власти и принуждения, малому усвоению социальных норм поведения, безынициативности, тревожности. изворотливости, лжи, покорности, зависимости, агрессивности, снижению чувства вины у ребенка, что препятствует формированию здорового самосознания; растет агрессивность, жестокость и склонность к насилию по отношению к другим.

Вербальные (словесные) наказания детей , такие как, порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка. В связи с чем происходят отрицательные последствия, при этом нарушается личностное развитие, формируется низкое самопринятие и самооценка, зависимость,тревожность, неуверенность в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Следует иметь ввиду, что все высказывания родителя интерпретируются ребенком с точки зрения получения информации о себе (какой я есть); о родителе (какой человек отец, мать); об отношении родителя к ребенку («любит - не любит»).

Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик) приводят к потере ребенком чувствительности, эмпатии (сочувствия к другим), к чувству страха. При этом авторитет родителя падает, включается бессознательная защита и ребенок становится не чувствительным к родительским призывам и окрикам.
Такой вид наказания, крайняя эмоциональная форма воздействия на ребенка.

Лишение родительской любви, как метод наказания ребенка демонстрируется родителем в случае нарушения требований или запретов в виде очевидного отвержения ребенка (по типу: Ты мне не нужен, раз ты так себя ведешь). В поведении родителя этот вид наказания проявляется в избегании контактов с ребенком. По данным исследований, такой способ наказания (в большинстве случаев) является не допустимым, т.к. может вызвать у ребенка страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Хотя в ряде случаев такой вид наказания бывает весьма успешен только в том случае, когда ребенок реально видит, что это не постоянная мера, а ситуативная, и она относится не к личности ребенка, а к его поступку. В данном случае родителю необходимо использовать технику «Я» — сообщений (По типу: «Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно», и т.п.).
Однако, ввиду воздействия на аффективное состояние ребенка, злоупотреблять этой формой наказания нельзя.

Ограничение активности ребенка в виде постановки в «угол», запирания в комнате, лишения прогулки, игр и т.п., вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости о родителя; развивает пассивность или безынициативность, а также может вызвать у ребенка негативизм и различные виды протеста. Если такое наказание используется зачастую, то это может отразится на личностном развитии в целом. А, что касается запирания, особенно в темных помещениях, то это вообще, чревато фобиями.

Лишение благ и привилегий состоит из временного запрета на то, чем ребенок уже обладал. Такое наказание может быть действенным, если запрещенное благо является для ребенка действительно ценным.

Инициирование чувства вины включает в себя внушение ребенку представления о совершенном им моральном проступке, которое, в свою очередь, должно вызвать чувство вины и стыда у ребенка. Такой вид наказания может подойти только в том случае, если ребенком еще не приняты нормы морали, а когда они уже приняты и чувство вины за проступок у ребенка появляется само собой, то такое наказание может быть опасным, т.к. может сработать психологическая защита и проступок обесценится.

Также, такой вид наказания детей может формировать наказывающее самосознание, низкое самопринятие и самоуважение, что в свою очередь сделает из ребенка неудачника, избегающего малейших трудностей и любых дел, в которых ему будет казаться, что он будет не успешным.

Принуждение к действию — это когда родитель не объясняя причин заставляет ребенка что либо делать, при этом и не объясняет причин, и не обосновывает нужность этого действия (умывание, уборка постели и т.п.). Такие действия со стороны родителя воспринимаются ребенком как насилие и произвол, что в свою очередь, может привести к негативизму по отношению к родителю, или к пассивной покорности и подчинению власти. Плюс ко всему, у ребенка не разовьется самостоятельность и саморегуляция.

Наказание ребенка естественными последствиями происходит в том случае, когда ребенок сделал кокой-либо ущерб, и должен сам это исправить (По типу: Намусорил -убери, Получил двойку — исправь, и т.п.). Этот способ наказания считается эффективным, потому что способствует конструктивному выходу из данной ситуации. Для родителя этот метод труден, потому что он (родитель) не может отказаться от немедленного реагирования на нарушение ребенка, а здесь необходимо проявить некоторую выдержку (потянуть время), дать ребенку возможность проявить инициативу, и не требовать от него немедленных действий (конечно же необходимо взирать на возраст и возможности ребенка). И, естественно не надо путать этот вид наказания от наказания трудом, в коем отражается принуждение к действию, со всеми вытекающими…

Отложенный конфликт — это когда родитель вносит в общение паузу, в силу того, что в данный момент он не готов контролировать ситуацию из-за своего эмоционального возбуждения.

Блокирование нежелательного действия используется в том случае, когда необходимо остановить действия ребенка которые могут причинить вред ему самому, окружающим или материальным и другим ценностям. После остановки действий ребенка, «разбор полетов» проводить лишь после отреагирования аффекта (разрядки эмоциональной напряженности ребенком).

Логическое объяснение и обоснование направляет ориентировку ребенка в последствиях его поступка на окружающих людей, ребенок, как бы предупреждается о возможных последствиях своих действий для других людей. Этот способ хорош тем, что он формирует у ребенка чувствительность (сенситивность) к результатам своих действий, и развивает эмпатию (способность сочувствовать другим), и также способствует моральному развитию ребенка.

Из вышесказанного следует то, что использовать для наказания можно лишь три метода, это: наказание естественными последствиями; блокирование нежелательного действия, а также логическое объяснение и обоснование. Остальные виды наказаний детей необходимо избегать.

1) Наказание должно соответствовать возрасту ребенка и тяжести проступка;

2) Наказание не должно быть отложено, чтобы не породить страх, тревогу и депрессию;

3) В состоянии аффекта (сильного нервного волнения) нельзя наказывать;

4) Не надо делать проступок ребенка достоянием общественности (ни с кем не обсуждать);

5) Родителям не стоит идти одним фронтом на ребенка.

6) Родителям не спорить в присутствии ребенка по поводу мер воздействия на него.

А теперь, давайте рассмотрим какие бывают поощрения детей

Похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка.

Рассмотрим поощрения детей более подробно:

Похвала — это самый распространенный способ родительского поощрения ребенка. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих. Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка, сравнения, не адекватные его реальным достижениям и возможностям. Главное в похвале, то какие выводы из нее делает сам ребенок, а не ее текст. Если она для него реалистична, в отношении его возможностей и самооценки, то выводы ребенка оказывают позитивное воздействие на его саморегуляцию, а если она надумана, то эффект будет обратным позитиву. Необоснованная похвала воспринимается ребенком как насмешка. Не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не возникло чувство зависимости, подчиненности (особенно у подростков)(как родителям воспитывать подростка) , ибо может возникнуть страх лишения позитивной оценки, неуверенность в своих силах, или же наоборот, потеряется критичность к себе.

Ни в коем случае нельзя хвалить ребенка в сравнении с кем либо, это может породить конкуренцию, ревность, зависть в общении со сверстниками, и не нужно хвалить ребенка в присутствии группы сверстников, которые могут не так понять, т.к. их оценка может не совпасть с оценкой родителя.

Ласка является позитивным контактом ребенка с родителем в словесной (вербальной) или тактильной (касание), и другой невербальной форме (мимика, жесты, поза). Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Необходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не были жестко привязаны к его успехам и достижениям.

Совместная деятельность, как метод поощрения ребенка — это совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения, однако не должно быть так, чтобы совместная деятельность с родителем в жизни ребенка, выступала лишь как средство поощрения.

Материальное поощрение детей — (подарки, награды) может быть эффективно. Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований родителей. Обещание вознаграждения за хорошее поведение или за определенный результат может запросто привести к формированию прагматичности ребенка, к тому же ребенок начнет ставить условия.

Разрешение активности с расширением прав ребенка должно выполнятся не из-за воли родителя, и не в качестве награды, а как оценка взрослости и самостоятельности ребенка, доказанной его поступками и поведением.

Поощрений должно быть гораздо больше, чем наказаний

Поощрения нужно психологически правильно вставлять в родительское воспитание ребенка, их не может быть слишком много, поощрения должны стимулировать ребенка к самостоятельности и к творчеству, они должны создавать атмосферу принятия, любви к ребенку, подтверждения его значимости и самоценности как личности.

Желаю всем родителям удачи в нелегком труде воспитания детей!

Часто задаваемые вопросы: