Правила формирования у ребенка чувства собственного достоинства. Как унижается чувство собственного достоинства у ребенка? Ставьте ребенку реалистичные цели

Воспитание дочерей трудно назвать простым делом. Роль женщины в обществе, безусловно, возрастает и достижения женщин во всех сферах деятельности впечатляющи. Современная женщина одновременно реализовывает себя как хозяйка, мать, жена, профессионал, активно живет общественной жизнью. Она постоянно находится в условиях предельной психологической нагрузки. Именно по этому, воспитанию дочерей нужно уделять особое внимание.

К сожалению, все эти высокие достижения имеют свои подводные камни, об этом говорит также школьная статистика. В то время как уровень успеваемости девочек вырос до такой степени, что теперь они стабильно опережают мальчиков, их показатели стресса, тревоги и депрессии повысились.

Каждый родитель хочет, чтоб у его ребенка были безграничные возможности. Более того, все хотят, чтобы их дети были счастливы, а это невозможно без состояния готовности к решению любой проблемы, с которой они когда-нибудь столкнутся.

Возможно, порой забывается, что родители, особенно матери, оказывают мощное влияние на детей. Даже подростки, у которых возрастает авторитет влияния сверстников на их мнение, все-таки считают, что их мама имеет для них самое большое значение. Ведь 63 процента девочек, в возрасте от 13 до 18 лет, которые сообщают о том, что у них есть образец для подражания, говорят, что это их мама, и 48 процентов обращаются к своей матери за поддержкой, когда у них есть проблема. Только 15 процентов идут к своим друзьям за советом в первую очередь. Девочки младше 13 лет еще больше зависят от мамы. Следовательно, то, как мать ведет себя со своей дочерью, во многом влияет на поведение ребенка, и является основным способом моделирования здоровой самооценки.

Если мать неуверенна в себе, недовольна своей внешностью, это перенимает у матери и дочь. Один из способов, чтобы перевернуть сценарий? Активные действия. Когда дочь видит, что мать выходит на пробежку, или занимается фитнессом перед телевизором, это помогает ей полюбить свое тело и привыкнуть заботиться о том, чтоб оно было красивым.

Не менее важна роль отца в воспитании дочери. Дети, как правило, воспринимают любовь матери как что-то само собой разумеющееся и не подлежащее обсуждению. Но любовь папы является не менее мощным фактором влияния на самооценку. Девочки в зависимости от отношения к ним пап, от количества внимания, которое они получают (или недополучают), формируют свое стремление к утверждению у противоположного пола, руководствуются при выборе карьеры. Папы должны хвалить характер своих дочерей, а не только их внешний вид, отмечать и подчеркивать их достижения и успехи.

В период начальной и средней школы, самооценка девочки падает в 3,5 раза больше, чем у мальчика. Противоядие? Необходимо поощрять индивидуальность дочери, развивать в ней чувство собственного достоинства. Это позволит заложить эмоциональный фундамент для будущих трансформаций в подростковом периоде, когда девочки действительно начинают понимать свою уникальность отдельно от своих родителей. В это время они будут искать себя, экспериментировать с различными типами, выбирать свою социальную нишу («клоун класса», «лидер», «самая красивая» и так далее).

Необходимо поощрять свою дочь, чтобы обнаружить ее склонности к чему-либо, будь то география, волейбол или вышивание бисером. После того, как она проявит интерес к чему-то, нужно дать ей время и возможность, чтобы исследовать понравившееся занятие. Некоторые дети обладают ярко выраженными талантами, у других это всего лишь небольшая склонность. В этом случае, возможно, необходимо найти специалиста, который поможет ребенку развиваться в интересующей его области. Это ключ к возможности отточить свои личные увлечения и интересы, которыми она будет отличаться от остальной части семьи. Это способ для девочки чувствовать себя уникальной, что существенно повышает самооценку.

Важно также показать дочери, что ошибки, которые иногда случаются, являются частью жизни, и в них нет ничего страшного. Постоянное ориентирование на максимально позитивный результат приводит к возникновению «синдрома отличницы» и излишнему перфекционизму.

Для того чтобы привить девочке социальную уверенность, развить в ней чувство собственного достоинства и самоуважение, не менее важно научить ее анализировать свои чувства и давать им выход, даже если это гнев, раздражение и недовольство. Родители девочек обязательно должны донести до своих дочерей, что, когда она чувствует гнев или расстроена, это сигнал, что что-то очень важно для нее, и она должна выразить это. Нормальной реакцией на возникновение чувства гнева у ребенка должна быть, в первую очередь, привычка рассказать маме или папе о поводе для гнева, о вещах, которые его расстроили. Утверждать, что причина, расстроившая ребенка, не имеет большого значения, категорически противопоказано, это только сообщает ребенку, что его чувства не являются важными для взрослого.

Подводя итоги, можно отметить, что самым простым и главным правилом в воспитании ребенка именно женского пола является родительская безусловная любовь. Победы и поражения, с которыми девочка встретится в условиях этой всеобъемлющей безусловной любви, учат моральной устойчивости и повышению женских социальных навыков.

Мы все живем в обществе и связываемся с огромным количеством людей. Но, согласитесь, - со всеми по-разному: от некоторых никогда не услышишь слова «нет», а к другим нужен индивидуальный подход. Это зависит от характера, в который закладывается и чувство собственного достоинства в том числе. Что под ним подразумевается? Для начала - это некая внутренняя сила, самоуважение, адекватный уровень самооценки, осознание индивидом собственной значимости и ценности. Во взаимоотношениях с окружающим миром чувство собственного достоинства проявляется в ощущении внутренних границ и подверженности влиянию извне, в том числе и сомнительным действиям.

Зачем нужно воспитывать чувство собственного

Достоинства у ребенка?

Чувство собственного достоинства у ребенка необходимо воспитывать для лучшего будущего вашего сына или дочери. Специалисты расходятся во мнении врождённым или приобретенным является чувство собственного достоинства. Но так как этот навык на практике проверяется в обществе, можно говорить, что чувство собственного достоинства можно развивать.

Учёные уверены, что у человека с низкой самооценкой, который неуверен в себе, есть заниженный коэффициент самоуважения.

Родители, которые не любят и не уважают себя, не могут полюбить и своего сына или дочь. Одновременно с этим, развивая у ребенка чувство собственного достоинства, мам и папа с детства закладывают у него базу в дальнейшем стать отличным отцом или матерью.

Если малыш подвергается насилию, физическому или психологическому, у него не закладывается здоровое понятие своего «я». В дальнейшем ему будет сложно защищать и оберегать себя, потому что его «я» ассоциируется него с унижением. Обычно такие дети не жалуются на боль, обиды и даже на своих родителей. Такой ребенок не ценит и не заботится о себе. Можно сказать, что чувство собственного достоинства у него вообще нет. С большей долей вероятности униженный ребенок также будет относиться и к своим детям.

Как воспитать чувство достоинства правильно?

Родители должны знать, как воспитать в ребенке чувство собственного достоинства. Все наши психологические травмы родом из детства. Лишь мама и папа с чувством собственного достоинства могут своим примером привить это нужное качество ребенку. То есть научить малыша принимать себя таким, какой он есть, уважать себя и ценить свои таланты и навыки. Например, если дочь артистичная, энергичная, умеет общаться, не стесняется других людей, то можно отдать ее в театральную студию. Если сыну нравятся точные науки, он увлекается информатикой и физикой, то стоит рассмотреть компьютерные курсы или кружок по робототехнике. То есть, если мама и папа поддерживают талант малыша, относятся к нему с вниманием и уважением, то в будущем у такого человека появится уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

Что делать, если у ребенка сформировалась

Низкая самооценка?

Низкая самооценка у ребенка - это повод родителям задуматься. Чтобы исправить сложившееся, существует несколько рекомендаций.


Как бороться с низкой самооценкой у детей?

Если у ребенка низкая самооценка, родители должны знать, что делать.

  1. Научите малыша замечать позитивное. Например, приучите его играть в следующую игру. Перед сном попросите ребенка вспомнить пять отличных событий, которые случились в его жизни за этот день. Необязательно, чтобы это было что-то масштабное. Достаточно вкусного завтрака дома или хорошей отметки за сочинение. Таким образом, малыш поймет, что в его жизни всегда случаются хорошие вещи.
  2. Дайте сыну или дочери свободу выбора. Если ребенок будет самостоятельным, он осознает, что большинство вещей в его жизни зависит от него самого. Просите у него совета в деталях: что сделать на обед, как отпраздновать Новый год. Но не стоит путать свободу выбора и вседозволенность. Основные решения в жизни ребенка до его совершеннолетия должны принимать взрослые.
  3. Остановите конфликты. Правильно отмечают, что словами можно ранить и даже убить. Если у вас с малышом произошла ссора, не стоит винить его и устраивать скандал. Лучше прийти в себя и обсудить проблему. Не нужно говорить слово «виноват(а)». Замените его на «ответственность». Вместо «Ты виноват» скажите «Любой поступок несёт за собой последствия. Нужно отвечать за них».
  4. Не нужно требовать от малыша больше, чем он может дать. Соизмеряйте количество лет крошки, его способности и свои желания. Ребенку 5 лет не удастся позаботиться о новорожденном, ребенок 15 лет вполне способен это сделать. Если малыш что-то не умеет из-за своего возраста, он будет подавлен, станет думать, что он ничего не умеет и у ничего не выходит. Хотя в реальности ему просто нужно немного повзрослеть.

«Я боюсь, что не сдам экзамен», «Я думаю, что меня не возьмут в школьную команду», «Я не уверен, что смогу играть на гитаре так же хорошо, как папа». Вам приходилось слышать от своего ребенка нечто подобное? Если ваш ответ положительный – значит, вашему ребенку не хватает уверенности в себе.

То, что вы делаете и что не делаете, слова, которые вы говорите и не говорите ребенку, чувства, которые вы выражаете или не выражаете – все это влияет на его уверенность в себе. Чтобы развить в ребенке уверенность, вы должны правильно с ним обращаться.

Рассмотрим, какие ваши действия могут в этом помочь.

1. Любовь и принятие

Разумеется, вы любите своего ребенка, несмотря ни на что. Но знает ли об этом сам ребенок? Знает ли он, что вы его любите, принимаете и уважаете его выбор?

Проявляйте к ребенку любовь, даже если вы не можете делать это все время. Ребенок должен знать, что его любят и принимают, независимо от его преимуществ и недостатков. Безусловная любовь – это основа для того, чтобы ребенок смог вырасти уверенным в себе человеком.

Главное – уважайте своего ребенка как личность.

2. Акцентируйте внимание на сильных сторонах, исправляйте недостатки

Никто не идеален, и дети – не исключение. Но, чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, вы не должны зацикливаться на недостатках.

Воспитание детей стоит нацеливать на развитие сильных сторон их характера. При этом ребенок должен чувствовать себя способным развиваться и выполнять различные задачи. В противном случае (например, ребенок плохо учится в школе, терпит поражения в спорте и т.д.) помогите ему увидеть свои сильные стороны. Расскажите ему, в чем он силен.

Это не означает, что вы не должны обращать внимания на все ошибки. Научите ребенка извлекать уроки из его ошибок, но особое внимание обращайте на его достижения. Это напомнит ребенку, что он может добиться успеха, если захочет.

3. Не бросайтесь на помощь ребенку при первой трудности

Родителям свойственно защищать своих детей и делать все возможное, чтобы они не чувствовали горечь поражения, разочарование или боль. Но бросаться на помощь ребенку каждый раз, когда он сталкивается с малейшей проблемой – плохая идея. Вы можете оказывать ему какую-либо помощь, но решать свои проблемы ребенок должен самостоятельно.

4. Позвольте ребенку принимать решения

Принятие решений – важный жизненный навык, который ребенок должен освоить, чтобы обрести уверенность в себе. Принятие решений воодушевляет ребенка, потому что он видит разные возможности и может выбирать то, что ему больше подходит. Но, пока зрелость еще не наступила, ребенок может не знать, как принимать решения.

Чтобы помочь ребенку научиться принимать решения, сначала предоставляйте ему два варианта на выбор. Например, шестилетней дочери вы можете предложить выбрать, что надеть в школу (разумеется, в разумных пределах). Но объясните ей, что она не может выбирать, идти в школу или нет.

Позволяя своему ребенку делать здоровый выбор (например, что надеть, какой фильм посмотреть и т.д.), вы также учите его брать ответственность за свои решения.

5. Поощряйте и развивайте таланты ребенка

У многих детей есть особые интересы. Одни любят музыку или танцы, другие от природы хорошо рисуют. Определите, в чем талантлив ваш ребенок, и развивайте его способности. Если ваш ребенок любит рисовать, запишите его в художественную школу. Если ему нравится какой-либо вид спорта – отдайте его в спортивную секцию.

Развитие склонностей и талантов ребенка отлично помогает укрепить его уверенность в себе.

6. Давайте ребенку ответственность

Один из самых эффективных способов укрепить уверенность ребенка в себе – давать ему небольшие задания, которые он точно сможет выполнить. Осознание того, что ребенок может выполнить что-то самостоятельно, может привести его в восторг. Когда вы легко выполняете какое-либо задание, не испытывая при этом трудностей, ваш мозг «заряжается» и готов к выполнению новых задач. Поэтому лучше всего поручать ребенку простые дела по дому. Не забывайте похвалить его, когда он сделает порученное дело хорошо.

Например, восьмилетнему ребенку можно поручить кормить собаку каждое утро. Когда он будет делать это без напоминания, похвалите его за это.

7. Хвалите ребенка, когда он этого заслуживает

Когда ребенок выполняет что-то не так, родители часто делают ему замечания. Но не менее важно хвалить его, когда он все делает правильно. Однако родители часто забывают об этом. Разумеется, не стоит хвалить ребенка за каждую мелочь, но если он приложил усилия и справился с задачей или делает что-то правильно в течение долгого времени, похвалите его.

Например, если ребенок в течение нескольких недель без напоминаний кормит собаку, оцените его усилия по заслугам. Даже простое «молодец» укрепит его уверенность в себе.

8. Научите ребенка позитивному самовнушению

Самовнушение – это внутренний диалог с самим собой. То, что мы себе говорим каждую минуту, сильно влияет на нашу самооценку и уверенность в себе. Наши мысли влияют на наши эмоции и на наши потенциальные успехи. Поэтому, если ребенок считает, что может справиться с каким-либо делом, его шансы на успех значительно возрастают.

Внушая себе позитивные мысли, маленькие дети учатся контролировать себя и добиваться успеха в жизни.

9. Ставьте ребенку реалистичные цели

Самый верный способ заставить ребенка сомневаться в собственных силах – давать ему задания, которые он не сможет выполнить. Но, если вы хотите, чтобы ребенок добился жизненного успеха и вырос здоровым и уверенным в себе, ставьте ему реалистичные цели, соответствующие его возрасту.

Например, если вы хотите, чтобы ребенок научился играть на фортепиано, это вполне реальная цель. Но нереально ожидать, чтобы он научился играть за месяц. В таком случае лучше ставить ребенку краткосрочные цели: выучить ноты, научиться играть простые мелодии и т.д. Но, если вы желаете, чтобы через месяц занятий ребенок выиграл музыкальный конкурс, вы настроите его на неудачу и разочарование, а не на уверенность в себе.

10. Позвольте ребенку принимать собственные поражения

Как бы вы ни старались, вы не сможете уберечь ребенка от неудач и поражений. Как и все люди, ваш ребенок время от времени будет терпеть неудачи, чувствовать боль и разочарование. И это нормально. В таких случаях недостаточно просто сказать ребенку: «Не вешай нос» или «Не принимай близко к сердцу».

Научите ребенка быть эмоционально гибким и спокойно принимать победы и поражения. Скажите ему, что иногда терпеть поражение – это нормально, и в следующий раз он может выиграть, если постарается.

Ребенок способен учиться на своих ошибках и исправлять их в следующий раз. Суть в том, чтобы объяснить ребенку, что неудачи – это естественно, и после них всегда можно найти способ достичь успеха.

11. Будьте хорошим примером для подражания

Вы не уверены в себе? Сомневаетесь в своих способностях? Если да, то как вы можете ожидать, что ваш ребенок вырастет уверенным в себе?

Дети делают так, как вы делаете, а не так, как вы говорите. Разберитесь со своими проблемами с самооценкой и уверенностью в себе и станьте для ребенка хорошим примером для подражания.

12. Поощряйте ребенка выражать свои чувства

Уверенный в себе ребенок может выразить свои чувства, не испытывая при этом дискомфорта и не проявляя излишней эмоциональности или агрессии. Уверенность в себе проявляется в том, чтобы выражать чувства здоровым образом, а также знать, когда нужно проявлять спокойствие.

Поощряйте ребенка выражать чувства в устной или письменной форме. Научите его сохранять спокойствие в трудных ситуациях. Объясните ребенку, что не стоит подавлять свои чувства, потому что они могут проявиться, когда он будет испытывать трудности.

Оцените публикацию

Воспитание в детях чувства собственного достоинства - одно из важнейших условий их успехов в будущем. Но что делать с ребенком, который считает себя центром вселенной? Как, не нанося ущерб его уверенности в себе, объяснить ему, что у него - неправильные представления о мире?..

Даже в семьях, где несколько детей (трое и больше), случается, что кто-то из них начинает требовать к себе особого отношения и предъявлять родителям бесконечные претензии. Это зародившееся в ребенке ощущение собственной исключительности приводит к конфликтам не только с родителями, но и с братьями и сестрами, и мириться с такой ситуацией, конечно же, нельзя. Но что с этим делать?

Прежде всего, воспитание в ребенке чувства собственного достоинства не должно идти вразрез с обязанностью родителей поставить для него определенные рамки и научить его с раннего детства отличать хорошее от плохого. Ребенок нуждается в постоянном руководстве и опеке, особенно — когда он пытается самоутвердиться за счет окружающих, испытывая тем самым терпение взрослых.

Следует обратить внимание на то, как ваш сын (дочь) ведет себя в школе, у дедушки с бабушкой, с друзьями. Чаще всего, вне дома, с другими людьми, дети обращаются иначе, понимая, что только в безопасной домашней обстановке можно «расслабиться» и показать свой характер.

Сам по себе факт, что ваш сын (или дочь) способен быть «золотым» ребенком в школе и в гостях у дедушки с бабушкой, весьма важен. Во-первых, это свидетельствует, что в душе он — хороший мальчик. Во-вторых, то, что в качестве «жертв агрессии» он выбирает лишь родителей, братьев и сестер, означает, что на подсознательном, скажем так, уровне он хочет, чтобы его поставили на место. Его поведение — завуалированный крик о помощи, обращение к родителям с просьбой не игнорировать свои обязанности воспитателей.

Всякий раз, когда ваш ребенок проявляет себя не лучшим образом, предъявляя претензии, ему необходимо продемонстрировать свое недовольство и отчитать за недостойное поведение, одновременно подчеркивая свое уважение к его личности.

Мой свекор, воспитывая пятерых сыновей, руководствовался принципом — «это не достойно тебя». Если кто-нибудь из мальчиков совершал проступок, он заводил с провинившимся сыном разговор, перечислял его добродетели и положительные качества и приходил к выводу, что, плохое поведение при наличии столь прекрасных черт не вяжется с его характером. Детей в семье мужа ругали, но — никогда не унижали. Их чувство собственного достоинства оставалось не задетым.

В данном случае задача, которая стоит перед родителями, очень напоминает творческую позицию известного скульптора. Когда его спросили, как из бесформенных глыб у него получаются столь прекрасные статуи, он ответил, что сначала в его воображении формируется образ будущего произведения, а потом он просто освобождает его от лишней каменной массы. Подобно этому скульптору, родители, воспитывая детей и сталкиваясь в этом с трудностями, должны помнить о своей конечной цели и объективно оценивать заложенные в ребенке качества и его потенциал.

Если родителям удастся в нужные моменты показать ребенку свое недовольство, одновременно давая ему понять, что даже такое неблагоразумное поведение не может поколебать их хорошее мнение о нем — они добьются наиболее ощутимых и значительных результатов. Ибо дети, как правило, стараются не разочаровывать родителей.

Вспомните описанный в Торе случай с Йосефом, которого соблазняла прекрасная жена Потифара. Он устоял перед соблазном, — разъясняют ситуацию наши Учителя, — потому что хорошо помнил, что отец (Яаков) никогда не сомневался в его умении выбрать правильную линию поведения, высоко ценил его и ждал от него великих свершений. И это дало Йосефу силы побороть искушение.

Каждому хочется воспитать в своих детях позитивное отношение к жизни и чувство собственного достоинства, которое не покидало бы их до конца жизненного пути. Для этого нам нужно научиться «ловить» моменты, когда наши дети совершают хорошие поступки. К сожалению, наша роль в качестве опекунов этих маленьких людей нередко сводится в основном к выявлению отрицательных черт и активной борьбе с ними. Но все должно быть наоборот. В первую очередь, важно поощрять позитивные черты и достойное поведение и с ними «соизмерять» негативные проявления.

Поводы поощрить ребенка найти нетрудно. Его обязательно надо поощрить, если он, к примеру:

— в игре с братьями и сестрами, ни с кем не поссорился, и никого не обидел;

— ни разу не перебил маму, пока она разговаривала по телефону;

— проявил в разговоре с братом или сестрой доброжелательность;

— щедро поделился чем-либо с другими;

— выразил готовность помочь родителям убрать со стола, выполнить какое-либо поручение и т.д.

Да, все это, казалось бы — обыденные мелочи. Стоит ли благодарить детей за то, что является поведенческой нормой? Безусловно, стоит. Чтобы это осознать, вспомните, сколько раз вы пытались объяснить своему ребенку (иногда — в резкой форме), что в моменты, когда мама или папа разговаривают с другими людьми или между собой, обращаться к ним — невежливо. Но он делал это опять и опять. Не означает ли это, что порицания малоэффективны? Попытайтесь действовать «от обратного». Ищите случаи, когда ребенок, находясь в той же комнате, не вмешивается в беседу взрослых людей, и всякий раз хвалите его за это. Вскоре вы убедитесь, что ваша «уловка» подействовала.

Наша обязанность заключается в том, чтобы фиксировать и закреплять в ребенке позитивные черты. И, возможно, стремление заслужить похвалу и уважение пересилит в ребенке столь часто встречающуюся у детей жажду негативного внимания к собственной персоне.

Рекомендую также поговорить с «отбившемся от рук» сыном (или дочерью) с глазу на глаз и заручиться его поддержкой. Можно сказать ему, что он — особенный мальчик, что родители им очень гордятся и нуждаются в его помощи, чтобы наладить хорошие взаимоотношения в семье. Пусть он поделится с вами своими идеями, и примет активное участие в их реализации. Если вы снабдите его подобными «полномочиями», это, возможно, принесет пользу всем членам семьи и изменит ситуацию к лучшему.

Мы живем в сложное и напряженное время. Современная «улица» способна в течение одного-единственного дня подвергать человеческую психику стольким испытаниям, что представители предыдущих поколений не переживали и за всю свою жизнь. И самое эффективное противоядие от стрессов, как мне кажется — это любовь, поцелуи и объятия, перемежающиеся мягкими напоминаниями о том, как следует себя вести. Специалисты, занимающиеся вопросами воспитания детей, считают, что критика, как соль и перец — полезна в небольших дозах. Если ею злоупотреблять, она лишь наносит вред здоровым отношениям.

«Левая рука, — говорят наши Учителя, — должна отталкивать, а правая — притягивать и обнимать». Самое трудное в осуществлении этого принципа — поддерживать это хрупкое равновесие.

Это — фундаментальный и универсальный принцип, ибо он применим в любых обстоятельствах. Однако некоторые ситуации гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд, и требуют более тонкого и серьезного вмешательства. Если в обозримом будущем вы, воспользовавшись приведенными здесь рекомендациями, обнаружите, что не добились ощутимых результатов, это означает, что вам следует обратиться со своими проблемами к специалисту. Полагаю, что в «тупиковых» ситуациях профессиональный совет способен не только успокоить тревоги родителей, но, в некоторых случаях, даже определить направление их дальнейших действий.

И, конечно, не забывайте молиться, и просить Творца о мудрости, понимании и терпении. Пусть Он благословит вас, и дарует вам силы для воспитания ваших детей…

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Любой ребенок нуждается в самоуважении, которое в значительной степени создается уважением со стороны других, в первую очередь, со стороны своих родителей. Давайте рассмотрим как привить самоуважение и и чувство собственного достоинства ребенку.

Королевство зеркал. Четыре зеркала. Зеркало на стене

В зеркале, находящемся в комнате, ребенок видит свое отражение. Он оценивает свою внешность: «У меня красивые глаза, но уши уж больно торчат и нос больший». Восприятие своей внешности существенным образом влияет на его имидж и самооценку.

Неуверенный в себе ребенок-астеник старается не заглядывать в зеркало, чтобы не видеть всего ужаса, созданного неблагожелательной судьбой. В это же время любящий себя истероидный ребенок с удовольствием вертится перед зеркалом, получая при этом все новые подтверждения собственной уникальности.

Ментальное зеркало

В зеркале, находящемся в мозге ребенка, отражается не только окружающий мир, но и он сам. Там малыш видит себя, свои особенности, свое поведение. Изображение самого себя, самоосознание обладает различной четкостью у детей с разными характерами. Одни дети нравятся себе, другие видят лишь собственные недостатки.

Зеркало, созданное родителями

Однако самое важное изображение самого себя ребенок получает при наблюдении за отношением родителей к нему. Именно отношение родителей является тем зеркалом, где ребенок видит собственное отражение. Оно говорит ему плох он или хорош, красив он или безобразен, умен или глуп. А самое главное, есть ли в нем то волшебное начало, возбуждающее в их сердцах любовь к нему.

Их улыбка, слова любви, обращенные к ребенку, их объятия, ласковые поглаживания его по голове, их похвала и подбадривания создают тот замечательный образ, который так нужен ребенку. Так создается его нормальная самооценка и его позитивное восприятие самого себя.

Ребенок, обделенный признанием и уважением родителей, лишен ощущения собственной значимости. Вступая в любые взаимодействия с другими людьми или окружающим миром, он часто испытывает чувство слабости, никчемности, беспомощности, ощущение проигрыша.

Зеркало, созданное сверстниками, волк, коза и капуста в одной лодке

Со временем для ребенка становится необычайно важным то, как воспринимают его сверстники. Их признание является важным доказательством его ценности.

И опять возникает новая задача для родителей. Конечно, ребенку необходимо учитывать мнение окружающих и считаться с ним. Однако он не должен быть чрезмерно чувствительным к оценкам окружающих и должен уметь сохранять самостоятельность суждений, не становиться зависимым от других в дружеских связях.

Как сложно ребенку совместить в своей маленькой головке столь противоречивые идеи… И как нужна ему помощь родителей!

Характер, гены также влияют на отношение ребенка к самому себе, на его чувство самоуважения.

Маленький эпилептоид и ребенок с истероидным характером преисполнены чувством собственной значимости, малыш-циклотимик верит в свои силы и возможности, маленький шизоид довольно спокойно относится к своему эго.

Ну а ребенок с астеническим характером буквально тонет в своей заниженной самооценке и ощущении собственной никчемности.

Потребность в самореализации

Раскрытие собственных потенциалов, разгадка своего предназначения - важнейшая цель человеческой жизни.

Самореализация является для многих людей ключевым условием ощущения счастья и состоявшейся жизни. Однако лишь один процент взрослых людей постоянно занят решением этой задачи.

Закладка, развитие этой потребности необычайно зависят от позиции родителей, их жизненной модели и их системы ценностей, к которой они должны приобщить своего ребенка. Родители не только должны быть сами ориентированы на самореализацию, но и пытаться сделать ребенка своим идеологическим союзником.

Еще одна пирамида. Типы родителей, развивающих потребности своих детей И вот нам уже легко представить иерархию детских потребностей, из которых можно построить величественную пирамиду.

А теперь попробуем изобразить процент родителей, развивающих потребности своих детей. В этом случае у нас получится еще одна пирамида.

На первом уровне находятся большинство родителей, которые читали книги доктора Спока и готовы удовлетворить физиологические потребности своего ребенка.

На следующем, втором уровне шумит толпа родителей, озабоченных безопасностью своего ребенка. Статистику портят лишь равнодушные родители и родители-изуверы, наносящие своему ребенку физический вред и увечья.

Но уже на третьем уровне толпа родителей начинает постепенно редеть. Ведь далеко не все из них озабочены развитием социальных навыков у своего ребенка, обрекая на сложность создания связей с миром людей.

Чем дальше, тем хуже. На четвертом уровне совсем пустовато. Здесь в тишине и просторе бродят взрослые, ставящие на первое место не достижение власти над ребенком, а развитие его здоровой самооценки. К сожалению, не так уж много родителей озабочены привитием своему малышу чувства собственной значимости, уважения к себе, сознания собственной ценности.

А вот на самом верхнем, пятом уровне совсем пустынно. Среди взрослых-то встречается лишь один процент людей, думающих о самореализации и посвящающих ей часть своей жизни.

Процент родителей, пытающихся привить своим детям духовные интересы и поставить их на путь самореализации, очень невелик. В лучшем случае лишь в одной из ста семей родители уделяют внимание развитию внутренней, нравственной сущности и формированю потребности в самореализации.

1. Уделяйте как можно больше внимания развитию и удовлетворению социальных потребностей.

2. Помните, что ребенок с «социальной инвалидностью» будет отторгнут группой сверстников, его школьные годы будут отравлены одиночеством и обидами со стороны сверстников. В дальнейшей жизни такой ребенок может стать кандидатом в неудачники.

3. Не забывайте о духовных потребностях ребенка. Помогите ему встать на путь самореализации.