Лечение астмы гипнозом. Гипноз в лечении бронхиальной астмы

Среди заболеваний, в механизме возникновения которых нервная система занимает важное место, является бронхиальная астма. Это заболевание проявляется внезапно наступающими приступами удушья, которые длятся минуты, часы, а иногда и дни. Это нарушение может носить циклический характер, и зависеть от совокупности и последовательности всех сочетательных раздражителей, участвующих в синтетическом интегрировании предпусковой реакции организма.

Гипнотерапия – это единственный метод психологической помощи человеку, позволяющий устранить причину заболевания на всю жизнь, а не ее симптом.

Успешное применение гипноза при лечении столь широкого круга заболеваний связанно с тем, что точкой приложения гипноза - являются большие полушария головного мозга человека, которые управляют всеми органами и системами нашего организма.

Лечение психогенной астмы другими методами, процесс сложный и проблематичный. Такое лечение - это вечная борьба с симптоматикой. Оно не устраняет причину самого недуга, а только временно облегчает его внешние признаки.

Психогенная бронхиальная астма относится к заболеваниям, вызванным негативным воздействием на организм человека, на его психику, в результате - рассогласование в системе гомеостаза организма, посредством закрепления патологической условно - рефлекторной реакции организма. Большое значение в развитии бронхиальной астмы имеет и аллергия, которая часто предшествует генезу бронхиальной астмы и обуславливает ее.

Аллергия - это специфическая ответная реакция иммунной системы человека на определенный безобидный раздражитель, который она квалифицирует как потенциально опасный.

В норме к вредным агентам принадлежат бактерии, вирусы и другие патогены. Однако иногда в черный список попадают и не представляющие никакой угрозы предметы, вещества, продукты питания. В этой ситуации охранная система бросается на них, как на возбудители болезней и начинает борьбу с ними, запуская специфическую реакцию в организме с выбросом в кровь гистамина. Это приводит к возникновению характерных для аллергии симптомов и свидетельствует о начале заболевания.

В легкой форме недомогание может проявляться чиханием, насморком, кашлем. Со стороны зрительной системы - обильным слезотечением, покраснением и опуханием век. Часто можно наблюдать и расстройство желудочно-кишечного тракта, тошноту, рвоту. Нередки нарушения дыхания и работы сердца. На кожных покровах аллергия проявляется сыпью, зудом, дерматитами, экземами. В тяжелых случаях возможно развитие отека Квинке и анафилактического шока - состояний реально угрожающих жизни человека.

Аллергическая реакция проявляется у всех по-разному. Она может возникать:

· на пыльцу растений и цветов;

· на шерсть домашних и диких животных;

· на укусы, хитин и следы жизнедеятельности насекомых;

· на чужеродные белки любого организма;

· на лекарственные препараты естественного и искусственного происхождения;

· на металлы;

· на полимеры;

· на продукты питания;

· на споры плесени и грибки;

· на химические вещества;

· на пыль, свет, холод;

На кожных покровах аллергия проявляется сыпью, зудом, дерматитами, экземами и т.д.

Состояние кожи почти всегда отражает общее самочувствие человека. Существует даже такое выражение: «Кожа - это зеркало организма». Но факт состоит в том, что кожа отражает прежде всего психическое здоровье человека. Кожа выполняет множество функций: защитную, терморегулирующую, рецепторную. Она является, так же, органом чувств и дает возможность ощущать тепло, холод, боль. Также, кожа является своеобразным индикатором эмоционального состояния человека: страха, радости, горя, стыда, волнения и других переживаний. Таким образом, можно видеть, что кожа у человека имеет самую большую площадь покрытия с множеством рецепторов и нервных анализаторов. По этой причине, кожа человека наиболее сильно представлена в коре головного мозга! Поэтому, по коже можно определить состояние тонуса коры головного мозга и состояние психического здоровья человека.О способностях словом избавить человека от кожных заболеваний, в народе знали еще в древности. Характерным примером служит заговор бородавок в деревнях бабками знахарками. Но с научной точки зрения к этому феномену удалось подойти только в начале прошлого века такими светилами как академик И.П. Павлов и В.М. Бехтерев. Позже в своей большой работе «Гипноз и внушение в терапии кожных болезней» известный дерматолог А. И. Картамышев писал об эффективном использовании гипноза в лечении экземы, чешуйчатого лишая, крапивницы, гнездной плешивости, простого лишая, кожного зуда, пузырчатке, кожной гангрене, изменениях ногтей и бородавках. Таким образом, можно видеть, что бессознательные психические травмы, и в особенности, приобретенные в детстве, играют ключевую роль в возникновении, формировании, развитии кожных психосоматических заболеваний. В связи с этим, психосоматика рассматривает следующие кожные заболевания: крапивницу (острая аллергическая реакция, проявляющаяся сильным зудом и появлением волдырей различного размера); атопический дерматит (яркое проявление пищевой аллергии, протекает с зудом, разнообразными кожными высыпаниями, увеличением лимфоузлов); ангионевротический отёк - отек Квинке (острая аллергическая реакция, проявляющаяся отеком лица, кистей и стоп, в тяжелых случаях - вплоть до диффузного отека.

И тем не менее, кожные заболевания – это только часть недугов, имеющих аллергическую природу. Сюда можно добавить такие симптомы как учащенное дыхание, повышенное артериальное давление, спазмы, судороги, увеличение содержание сахара в крови и т. д. В этом смысле интересна работа самарского профессора Ю.П. Фролова (1949), который фиксировал успешное применение гипнотерапии в отношении бронхиальной астмы. Эту болезнь ученый считал типичным примером резистентного, патологического, условно - рефлекторного акта.

Описание метода:

    1. Поиск с помощью регрессивного гипноза причин возникновения заболеваний. Известно, что основная причина может быть связана с психологической травмой. Часто проблема застарелая, родом из детства. Устранение этой найденной психологической травмы, позволит навсегда избавиться от этого недуга.

    2. Поиск с помощью регрессивного гипноза причин, породивших психологическую травму (предпусковой интеграл). Устранение этой найденной причины, позволит избежать повторной больной реакции в подобных ситуациях в будущем.

    3. Формирование устойчивого нейтрального или положительного рефлекторного акта на объект или ситуацию вызывающую патологическую реакцию части функциональной системы.

    4. Конструирование в бессознательном новой здоровой ассоциации, для формирования устойчивой, здоровой реакции на подобные события в будущем.

    5. Методом гипнотической прогрессии: закрепление новых здоровых доминант, устойчивых нейтральных или положительных ассоциаций до конца своей жизни.

Возможны ли побочные эффекты от гипноза?

Как утверждают специалисты, на сегодняшний день таких не выявлено. Исследования в разное время проводились такими видными и авторитетными учеными как: В.М. Бехтерев, И. П. Павлов, С.С. Либих (1974), А.И. Захаров (1982), А.А. Токарский (1989), М.С. Лебединский, А.Т. Пшоник (1952), Л.Л. Васильев, И.П. Брязгунов (1970) Л. Черток (1972), В.И. Сухорукова (1977), П.К. Анохин, С.Л. Рубинштейн, В.Я. Данилевский, А.М. Свядощ (1982), К.И. Платонов, А.П. Слободяник, В.Е. Рожнов, А.А. Ухтомский, И.М. Сеченов, и др.

Положительные стороны гипнотического лечения:

· Полное отсутствие медикаментозного влияния на организм человека.

· Оказывает лечебный, восстанавливающий эффект на все органы и системы человека.

Нет побочных явлений.

· Результативность. Полное 100% или частичное избавление от этого недуга на всю жизнь.

· Устранение причин заболевания всего за один – пять сеансов.

· Экономия вашего времени.

· Дешевле.

Сеанс гипноза сам по себе является целебным для человека. В процессе сеансов гипноза в подсознании человека закладывается фундамент для грамотного разрешения в будущем трудных ситуаций. Гипноз улучшает общее самочувствие человека, обеспечивает слаженную работу всех органов и систем организма, что позволяет пациенту ощутить новый прилив жизненных сил. Он положительно влияет на работу многих органов и систем: сердечно - сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварительной, ЦНС, помогает при бессоннице, снимает раздражительность, уменьшает беспокойство, успокаивает боль и т.п..

Среди заболеваний, в механизме возникновения которых нервная система занимает важное место, является бронхиальная астма. Это заболевание проявляется внезапно наступающими приступами удушья, которые длятся минуты, часы, а иногда и дни.

Еще в 1863 г. А. Родосский представлял бронхиальную астму как заболевание целостного организма и придавал в возникновении приступов удушья важное значение психическим переживаниям и отрицательным эмоциям. Он писал: «Моральные потрясения - гнев, испуг, оскорбленное самолюбие, неудовлетворенные страсти, усиленные напряжения - легко вызывают астматические припадки». Это чаще возникает если уже имеется предрасположение в виде инфекции, интоксикации или аллергии.

В нашей клинике уже было давно замечено, что на почве безусловных рефлексов легко могут образоваться различные рефлексы, даже тогда, когда токсико-инфекционный очаг в легких уже ликвидирован, а приступы тем не менее продолжаются. В качестве примера того, что условнорефлекторный механизм играет большую роль в проявлении приступов бронхиальной астмы, можно привести следующее. Известен случай, когда у женщины возникали приступы бронхиальной астмы от запаха роз. Однажды этой женщине был показан букет бумажных роз, и у нее развился приступ астмы!

В другом случае человеку, работающему конюхом, пришлось бросить работу на ипподроме из-за того, что он не мог переносить запаха лошадиного пота. Однажды в кино он увидел кадры кинофильма, где была показана конюшня и лошади. Ему пришлось покинуть кинозал, так как у него развился приступ удушья (приступ бронхиальной астмы). Таких случаев можно было бы привести множество.

С другой стороны, имеют место формы бронхиальной астмы, где ведущим является инфекция дыхательных путей. Естественно, при наличии инфекции гипноз будет бесполезен, в то время как при условнорефлекторном механизме приступов бронхиальной астмы эффект может быть поразительный.

Больная X., 62 лет, поступила в клинику с диагнозом: бронхиальная астма. Заболела в 1943 г. Первый приступ бронхиальной астмы возник в момент чтения письма, где сообщалось о гибели ее сестры с мужем и ребенком, расстрелянных оккупантами. Приступы начали повторяться по 2-3 раза в ночь в строго определенное время. Больная просыпалась от удушья и принуждена была принимать вынужденное положение с упором на руки. Учащению приступов способствовали и новые психические травмы (сообщение о гибели мужа на фронте), и сложные жизненные ситуации (возвращение мужа, считавшегося погибшим). Медикаментозная терапия была безрезультатной.

В 1943 г. начата гипносуггестивная терапия, на которую больная была направлена лечащим врачом. После 18-го сеанса гипнотерапии астматические приступы прекратились и бесприступный промежуток длился в течение 5 лет.

В 1948 г. в связи с новыми личными переживаниями вновь начала страдать приступами бронхиальной астмы. Вскоре последовала еще и тяжелая психическая травма, после которой приступы стали возникать как днем, так и ночью по 6-9 раз в сутки. Вся экстренная медикаментозная терапия эффекта не давала.

С 20 октября 1951 г. ввиду полной неэффективности лечебной терапии была направлена к нам на гипносуггестивную терапию. Уже после 5-го сеанса отмечено полное исчезновение приступов удушья. Всего проведено 28 сеансов гипнотерапии. Хорошее состояние прослежено в течение 2 лет и 3 месяцев. Приступов бронхиальной астмы нет.

Из приведенной истории болезни отчетливо видны как значение психической травмы, так и успех гипносуггестивной терапии, которая в данном случае, в отличие от медикаментозной терапии, дважды оказала стойкий положительный эффект.

В качестве примера приведем еще одну иллюстрацию, из которой также отчетливо виден нейрогенный механизм (значение психической травмы) в возникновении приступов бронхиальной астмы.

Больная Л., 61 года, поступила на лечение с диагнозом: бронхиальная астма. Заболела в 1946 г. Незадолго до заболевания была перенесена тяжелая психическая травма (дочь неудачно вышла замуж, в этот же месяц сын в результате ранения ослеп на оба глаза и потерял руку). Первый астматический приступ возник в момент ссоры дочери с мужем. В дальнейшем приступы удушья участились и стали возникать по 10-12 раз в сутки (между приступами держалось астматическое состояние). Позднее больная отметила, что приступы стали возникать, когда дочь приготавливала пищу или перебирала вещи, засыпанные нафталином. Вскоре астматическое состояние стало возникать при одном запахе нафталина или запахе пищи, позднее и от других запахов (керосин, цветы и пр.).

2 марта 1952 г. по просьбе лечащего врача начата гипносуггестивная терапия ввиду того, что обычная терапия эффекта не давала. С помощью гипнотерапии удалось не только прекратить приступы удушья бронхиальной астмы, но и устранить отрицательное влияние на больную перемен погоды и различных запахов. Отмечена прибавка в весе на 4 килограмма. Больная вернулась к работе. Результат прослежен в течение 2 лет и 4 месяцев.

При анализе этой истории болезни также заметна роль психической травмы (как разрешающего фактора), вызвавшей первый приступ бронхиальной астмы.

В дальнейшем в механизме повторных приступов присоединяется условнорефлекторный фактор. Отчетливо видны преимущества в данном случае гипнотерапии перед другими методами лечения.

Следует отметить, что во всех случаях (200 больных) успешного лечения гипносуггестивной терапией больных бронхиальной астмой отчетливо выступают положительные сдвиги во всех лабораторно-инструментальных данных (кровь, мокрота, рентгеноскопия легких и проч.), которые наступили у больных под влиянием лечения гипнозом.

Среди заболеваний, в механизме возникновения которых нервная система занимает важное место, является бронхиальная астма . Это заболевание проявляется внезапно наступающими приступами удушья, которые длятся минуты, часы, а иногда и дни.
Еще в 1863 г. А. Родосский представлял бронхиальную астму как заболевание целостного организма и придавал в возникновении приступов удушья важное значение психическим переживаниям и отрицательным эмоциям. Он писал: «Моральные потрясения - гнев, испуг, оскорбленное самолюбие, неудовлетворенные страсти, усиленные напряжения - легко вызывают астматические припадки». Это чаще возникает если уже имеется предрасположение в виде инфекции, интоксикации или аллергии.
В нашей клинике уже было давно замечено, что на почве безусловных рефлексов легко могут образоваться различные рефлексы, даже тогда, когда токсико-инфекционный очаг в легких уже ликвидирован, а приступы тем не менее продолжаются. В качестве примера того, что условнорефлекторный механизм играет большую роль в проявлении приступов бронхиальной астмы, можно привести следующее. Известен случай, когда у женщины возникали приступы бронхиальной астмы от запаха роз. Однажды этой женщине был показан букет бумажных роз, и у нее развился приступ астмы!
В другом случае человеку, работающему конюхом, пришлось бросить работу на ипподроме из-за того, что он не мог переносить запаха лошадиного пота. Однажды в кино он увидел кадры кинофильма, где была показана конюшня и лошади. Ему пришлось покинуть кинозал, так как у него развился приступ удушья (приступ бронхиальной астмы). Таких случаев можно было бы привести множество.
С другой стороны, имеют место формы бронхиальной астмы , где ведущим является инфекция дыхательных путей. Естественно, при наличии инфекции гипноз будет бесполезен, в то время как при условнорефлекторном механизме приступов бронхиальной астмы эффект может быть поразительный.

Больная X., 62 лет, поступила в клинику с диагнозом: бронхиальная астма . Заболела в 1943 г. Первый приступ бронхиальной астмы возник в момент чтения письма, где сообщалось о гибели ее сестры с мужем и ребенком, расстрелянных оккупантами. Приступы начали повторяться по 2-3 раза в ночь в строго определенное время. Больная просыпалась от удушья и принуждена была принимать вынужденное положение с упором на руки. Учащению приступов способствовали и новые психические травмы (сообщение о гибели мужа на фронте), и сложные жизненные ситуации (возвращение мужа, считавшегося погибшим). Медикаментозная терапия была безрезультатной.
В 1943 г. начата гипносуггестивная терапия, на которую больная была направлена лечащим врачом. После 18-го сеанса гипнотерапии астматические приступы прекратились и бесприступный промежуток длился в течение 5 лет.
В 1948 г. в связи с новыми личными переживаниями вновь начала страдать приступами бронхиальной астмы. Вскоре последовала еще и тяжелая психическая травма, после которой приступы стали возникать как днем, так и ночью по 6-9 раз в сутки. Вся экстренная медикаментозная терапия эффекта не давала.
С 20 октября 1951 г. ввиду полной неэффективности лечебной терапии была направлена к нам на гипносуггестивную терапию. Уже после 5-го сеанса отмечено полное исчезновение приступов удушья. Всего проведено 28 сеансов гипнотерапии. Хорошее состояние прослежено в течение 2 лет и 3 месяцев. Приступов бронхиальной астмы нет.

Из приведенной истории болезни отчетливо видны как значение психической травмы, так и успех гипносуггестивной терапии, которая в данном случае, в отличие от медикаментозной терапии, дважды оказала стойкий положительный эффект.
В качестве примера приведем еще одну иллюстрацию, из которой также отчетливо виден нейрогенный механизм (значение психической травмы) в возникновении приступов бронхиальной астмы.

Больная Л., 61 года, поступила на лечение с диагнозом: бронхиальная астма. Заболела в 1946 г. Незадолго до заболевания была перенесена тяжелая психическая травма (дочь неудачно вышла замуж, в этот же месяц сын в результате ранения ослеп на оба глаза и потерял руку). Первый астматический приступ возник в момент ссоры дочери с мужем. В дальнейшем приступы удушья участились и стали возникать по 10-12 раз в сутки (между приступами держалось астматическое состояние). Позднее больная отметила, что приступы стали возникать, когда дочь приготавливала пищу или перебирала вещи, засыпанные нафталином. Вскоре астматическое состояние стало возникать при одном запахе нафталина или запахе пищи, позднее и от других запахов (керосин, цветы и пр.).
2 марта 1952 г. по просьбе лечащего врача начата гипносуггестивная терапия ввиду того, что обычная терапия эффекта не давала. С помощью гипнотерапии удалось не только прекратить приступы удушья бронхиальной астмы, но и устранить отрицательное влияние на больную перемен погоды и различных запахов. Отмечена прибавка в весе на 4 килограмма. Больная вернулась к работе. Результат прослежен в течение 2 лет и 4 месяцев.
При анализе этой истории болезни также заметна роль психической травмы (как разрешающего фактора), вызвавшей первый приступ бронхиальной астмы.
В дальнейшем в механизме повторных приступов присоединяется условнорефлекторный фактор. Отчетливо видны преимущества в данном случае гипнотерапии перед другими методами лечения.
Следует отметить, что во всех случаях (200 больных) успешного лечения гипносуггестивной терапией больных бронхиальной астмой отчетливо выступают положительные сдвиги во всех лабораторно-инструментальных данных (кровь, мокрота, рентгеноскопия легких и проч.), которые наступили у больных под влиянием лечения гипнозом.

На портале Psy.Firmika.ru собраны психологические кабинеты и центры, предлагающие лечение гипнозом в Москве. В наглядных таблицах представлены цены на программы, а отзывы клиентов позволят оценить подход психологов и терапевтов и эффективность их работы в целом.

Большинство людей воспринимает лечение гипнозом как нечто фантастическое, магическое, а потому относится к нему с недоверием и опаской. Однако при ряде заболеваний лечение с помощью гипноза уже давно используется в качестве эффективного способа, несмотря на то, что не имеет под собой серьезного научного обоснования.

Какие заболевания можно вылечить гипнозом?

В медицинской практике гипноз широко используется при лечении многих психосоматических заболеваний, то есть таких патологий, корни которых кроются в психике человека, в подсознании, а проявления носят соматический характер: язвенных болезней, астмы, гипертонии, повышенного потоотделения и других. Лечение гипнозом практикуется и для избавления от различного рода зависимостей: от курения, наркомании, игромании и алкоголизма.

Кроме этого, гипноз успешно используется в качестве вспомогательного метода для оказания психологической помощи и при лечении ряда психических заболеваний и расстройств: депрессии, всевозможных неврозов, фобий, навязчивых страхов, панических атак.

На сеансах клиентам с помощью гипноза также помогают справиться с ожирением, заиканием и бессонницей. Лечение гипнозом дает результат и при энурезе (недержании мочи), в том числе у детей.

Где проводится лечение пациентов гипнозом?

Клиник, предлагающих лечение под гипнозом, существует достаточно много, и часто перед пациентом стоит непростой выбор, куда именно обратиться. Эффективность использования гипноза при различных заболеваниях на 90% зависит от профессионализма терапевта, поэтому при выборе специалиста необходимо быть уверенным в его профессиональных качествах и наличии успешного опыта применения гипноза в своей практике. Часто в этом помогает тщательное изучение отзывов о его работе и результативности проведенного лечения. Но не стоит забывать, что даже самый опытный и квалифицированный специалист будет бессилен в тех случаях, когда у самого пациента не будет желания вылечиться и готовности полностью довериться гипнотерапевту.

Как работает лечение гипнозом?

На сеансах гипнотерапии специалист с помощью специальных методов (например, используя маятник) добивается такого состояния пациента, при котором его сознание находится на границе между сном и бодрствованием. После введения его в состояние транса гипнотерапевт использует определенные лечебные формулы и установки, внушая что-либо. К примеру, человеку, имеющему зависимость от алкоголя, при лечении гипнозом делается соответствующая установка никогда не употреблять спиртные напитки. То есть ему в подсознание закладывается конкретная информация в качестве руководства к действию.

Получая с помощью гипноза доступ к подсознанию пациента, терапевт может заглядывать в его прошлое, изменять мышление и разрушать стереотипы, при этом корректируя его в нужном направлении. После окончания сеанса человек обычно испытывает облегчение и внутреннее освобождение, улучшается его настроение и ощущается прилив сил.

Есть ли противопоказания?

Существуют болезни, при которых введение человека в состояние транса может быть опасно для его здоровья. К числу таких заболеваний относят прежде всего различные психозы. У таких пациентов во время гипнотического сеанса могут возникнуть осложнения в виде эпилептического припадка или галлюцинаций. Кроме этого, нельзя использовать гипноз при таких состояниях, как сердечный приступ, острый панкреатит и повышенная температура тела.

(7 голосов : 4.1 из 5 )

Перед современным человеком, живущим со слабой психикой в потоке стрессовых событий, раскрывается ряд методик, обещающих быстро и без усилий справиться с его проблемами: психическими, психологическими и даже физическими заболеваниями. Нередко врачи и психологи предлагают пациенту лечиться с помощью гипноза. Как относиться к таким предложениям, какие могут ожидать последствия лечения гипнозом? Об этом рассуждают священники и врачи.

Иерей Григорий Григорьев о гипнозе

Ответ на вопрос о гипнозе в эфире телеканала «Союз» в программе «Беседы с батюшкой» от 2 января 2014 года.

Священник Григорий Григорьев — заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, нарколог.

— Насчет гипноза хочу сказать, что я никогда им не занимался. Обвинения в мой адрес от непонимания, что такое гипноз: в него могут входить лишь около двадцати процентов людей, остальные ему не поддаются. Это практика, которая принималась сто лет назад, но от нее постепенно отошли.

Протоиерей Григорий Дьяченко, цензор Священного Синода, профессор дореволюционной Киевской духовной академии, писал в своей книге : не следует гипноз воспринимать как нечто таинственное, это форма привлечения внимания, физиологическое свойство живых объектов. Например, когда водитель долго едет по дороге и смотрит на огоньки впереди идущей машины, он впадает в подобное состояние. Наступает такая гипнотическая фаза, и это явление свойственно всем живым организмам. Но мы в своей работе никогда ничего подобного не делали и не использовали. Настоящий гипноз – когда у человека отключается сознание. Причем человеку нельзя внушить того, чего он не хочет.

Протоиерей Григорий Дьяченко говорит в своей книге о том, что для того, чтобы внушение перешло в самовнушение, необходимо, чтобы оно соответствовало уровню сознания.

В психологии вообще есть четыре метода воздействия на человека. Первый – вдохновение, когда кто-то кого-то вдохновляет, второй – подражание, третий – убеждение, четвертый – внушение. Внушение – способность без критики воспринимать информацию. Для внушения необходимо, чтобы реализовались первые три формы.

Гипнозом я никогда не занимался не потому, что это плохо, а потому, что это неэффективно. В моем институте работал один из крупнейших гипнологов Буль Павел Игнатьевич, который занимался лечением гипнозом бронхиальной астмы у детей и гипертонической болезни у взрослых. Гипнозом он снимал у детей страх перед барокамерой, которая была им необходима.

Профессор Буль в шестидесятые годы участвовал с группой студентов в телепередаче, в ходе которой он предложил телезрителям проверить себя на гипнабильность. После того, как ряд телезрителей долго оставался под воздействием данной профессором команды («ваши руки склеились»), и ему пришлось лично ездить по домам, чтобы снять это воздействие с гипнабильных телезрителей, было принято решение о недопустимости подобных воздействий на телеаудиторию и запрете на подобные передачи.

Кашпировскому, появившемуся на телеэкранах в тяжелую эпоху, когда разваливался Советский Союз, надо было отвлечь людей. Он знал о существовании этого запрета и нарушил его. Кашпировский начал заниматься тем, чем не стал бы заниматься ни один уважающий себя врач. Но это не значит, что он никому не помог. Дело в том, что если люди во что-то верят, то включается система самовнушения, и они лечат себя сами, приписывая это, например, Кашпировскому. Но то, что происходило тогда вокруг этих передач, было похоже на безумие и было совершенно недопустимо.

В то время против этой «телевизионной психотерапии» активно выступали и профессор Буль, и профессор Лебедев Владимир Иванович, и Юрий Горный. На телевидении города Норильска они провели эксперимент с целью разоблачения и запрещения «телевизионной психотерапии», и этого удалось достичь.

Как это было? Они приехали на норильское телевидение, привезли сделанную ими из папье-маше уродливую голову и сказали, что якобы это слепок головы известного профессора Зомби, живущего в горах Тибета и обладающего столь сильным биополем, что с ним невозможно общаться лично, но заряженный им слепок головы и запись голоса могут исцелять самые различные болезни. Тогда их попросили провести оздоровительный сеанс для жителей Норильска. Телезрителям было заявлено, что в результате сеанса они не только исцелятся от многих болезней, но также если поставят у экранов сломанные бытовые приборы, те снова начнут работать. Сеанс начался, и началось огромное самовнушение людей от воздействия этой грубо слепленной головы несуществующего профессора и звука его голоса, который на самом деле был записью невнятных речей трех представителей мусульманских народов.

Если посадить любого человека перед многомиллионной телевизионной аудиторией, то наступает эффект массового потенцированного воздействия друг на друга, индукции. Особенно сильно это воздействует на людей с различными психическими недугами, и это может быть очень опасно.

Собственно, Кашпировский показал нам, что такое средства массовой информации. Подобные эксперименты повышают количество самовнушаемых людей в обществе, что является крайне неблагоприятной ситуацией. То, что делал Кашпировский – это не гипноз, это расшатывание внутренней системы психологической защиты. В гипнозе такого вреда не причинишь. Здесь же человеком начинают манипулировать, и тот начинает верить в какого-то врача, который подменяет собой Бога. Это нарушение первой заповеди «Не сотвори себе кумира». Оценивать личные качества Анатолия Ивановича Кашпировского мы не имеем права, может быть, он давно покаялся, причащается, ведь Господь прощает человеку все грехи.

Артем пишет: «Здравствуйте, отец Григорий! Пожалуйста, ответьте на волнующий меня вопрос: может ли психолог, который является православным христианином, использовать в своей работе гипноз? Меня зовут Артем, поступил в вуз на психолога, также изучал гипноз. Искал информацию в интернете. Священнослужители в своих интервью не одобряют этот метод, кроме отца Димитрия Смирнова. Хочу узнать Ваше мнение, так как Вы священник и психотерапевт.

Понимаю, что некоторые гипнотические техники могут быть духовно опасны, например, мысленное обращение в трансе к “мудрому существу” за советом. Но может быть гипноз при внимательной избирательной работе с ним психолога допустим? Меня беспокоит, не причиню ли я вреда самому себе, используя гипноз в работе с людьми, и не наврежу ли людям самим фактом использования гипноза? Очень жду Вашего ответа!»

– Дорогой Артем, для изучения этой проблемы, интересующей Вас и других людей, я Вам рекомендую ознакомиться с двухтомником протоиерея Григория Дьяченко . Протоиерей Григорий Дьяченко до революции был цензором Священного Синода, профессором Киевской духовной академии. В своей книге он говорит, что гипноз не следует воспринимать как добро или зло, он является физиологическим свойством живых существ. Практически мы знаем гипноз, когда факиры, маги, цирковые актеры берут, например, курицу и резко изменяют ее состояние. Берут за лапы и кладут ее на бок, и она впадает в гипнотический сон.

Собственно говоря, hypnos – это сон. Когда мы едем в темное время по дороге и смотрим на огоньки идущей впереди машины, мы входим в некое дремотное состояние. Вот это, собственно говоря, прообраз гипноза. В современной медицинской практике, в работе с людьми гипноз практически не применяется вследствие своей малой эффективности. Невозможно в состоянии гипноза повлиять на личность человека. Вот обращение к мистическому существу, как Вы пишете, это уже не гипноз, это оккультные науки – конечно, такое абсолютно недопустимо. Но если Вы будете молиться Ангелу Хранителю, читать православные молитвы, то, естественно, это Вам не повредит.

Святые отцы говорили о том, что духовный мир скрыт от нас Вселюбящим и Всеблагим Господом нашим Иисусом Христом «семью замками и семью печатями». Человеку туда не следует залезать, потому что, по словам преподобного Серафима Саровского, «самый малый бес одним когтем землю проткнуть может». Вот поэтому не следует туда заглядывать. Воля человека актуальна в видимом мире, а мире духовном воля человека будет или под Божиим щитом, или под вражьим. Поэтому со своей волей в духовный мир не следует идти. Мы сразу встретимся в этом мире с темными силами, поэтому, конечно, Господь нас оградил.

Гипноз может расслабить человека, снять такие моносимптомы, как спазм, боль – это скорее психосоматика, чем психология. Я не думаю, что в Вашей практике психолога гипноз Вам серьезно понадобится, но, по крайней мере, Вы имеете представление об этом в процессе обучения. А в широкой практике Вам его применять не придется. Я не думаю, что Вам надо его использовать. Ознакомились с ним – кто предупрежден, тот вооружен.

Протоиерей Димитрий Смирнов о лечении заболеваний гипнозом

— Внушение и гипноз — это одно и то же. Если вы боитесь гипноза и не боитесь внушения, то это довольно странно. Прежде чем лезть в воду, надо узнать брод… Гипноз давно известен и применяется и применялся, например, у многих племён в Африке как метод лечения. Нужно смотреть, какие заболевания лечить гипнозом. Вот, например, есть такое заболевание истерия, при котором гипноз помогает, если человек поддаётся. От алкоголизма гипноз тоже помогает. Ясное дело, что если у человека нога болит по какой-то причине, то сколько не внушай, боль может пройти, но сама болезнь не пройдёт.

Как Православие относится к нейро-лингвистическому программированию (НЛП), которым сейчас многие увлечены?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) направлено на манипуляцию не только сознанием, но и внутренним миром человека. Чаще всего для этого применяется гипноз. Основатели НЛП Ричард Бендлер и Джон Гриндер пишут в книге «Наведение транса» : «Если вы применяете к группе людей одно и то же гипнотическое наведение, то лишь некоторые из них перейдут в транс. Так поступают традиционные гипнотизеры. Но мы будем изучать нетрадиционный гипноз. Мы будем изучать так называемый эриксоновский гипноз, следуя Милтону Г.Эриксону. Эриксоновский гипноз означает развитие навыков гипнотизера до такой степени, чтобы вы смогли ввести человека в транс в ходе разговора, где даже не упоминается слово «гипноз». Уже давно я узнал, что важно не столько то, что вы говорите, а то, как вы это говорите. Если вы пытаетесь убедить кого-нибудь сознательно, одержав над ним верх, то это вызывает у него реакцию сопротивления, направленную против вас. Есть люди, не сопротивляющиеся, когда над ними берут верх, и они переходят в транс. Но ни сопротивление, ни сотрудничество ничего не доказывают, кроме того, что люди способны реагировать. Каждый живой человек может реагировать. Вопрос только, каким образом и на что. Когда вы занимаетесь гипнозом, ваша задача – заметить, на что человек реагирует естественно». К чему это приводит, можно узнать из другой книги тех же авторов: «На нашем последнем семинаре мы занимались стратегиями. Одну женщину мы запрограммировали так, что она забыла свое имя. Один мужчина тогда сказал: «Нет такого способа, с помощью которого меня можно было бы заставить забыть собственное имя!» Я спросил: «Как вас звать?» И он ответил: «Я не знаю!» Я ответил: «Поздравляю ваше подсознание, даже если у вас его нет». Меня забавляет, что гипноз нынче так систематически игнорируется. Я думаю, что это происходит потому, что сознание, которое использует этот метод, не доверяет ему. Но в каждой форме терапии, которые мне доводилось изучать, есть переживание транса» (Вводный курс НЛП тренинга ). Представители НЛП и не скрывают, что «в определенном смысле – это навыки неограниченной власти над человеком, власти над состоянием и настроением, мышлением и поведением окружающих вас людей» (Р.Бендлер. Создание убеждений ).

С точки зрения православной духовности это запрещено. Находясь в состоянии гипноза, человек практически полностью теряет контроль над собой: как телом, так и сознанием. Наиболее высокая внушаемость возникает на самой глубокой фазе гипнотического транса (так называемая парадоксальная фаза), когда слабые факторы (например, слово) действуют сильнее, чем сильные (острая боль). Человеку в таком состоянии могут быть внушены чувства и мысли, противные его убеждениям (в том числе моральным и религиозным). В состоянии гипнотического транса человек становится доступным демоническому воздействию.

Слово гипноз (греч. hypnos – сон) было введено английским врачом Джеймсом Брейдом (1795-1860) в 1843 году. Этим понятием обозначается состояние, внешне похожее на сон или полусон, вызываемое внушением. Оно сопровождается подчинением воли спящего воле усыпляющего. Древнейшие памятники письменности свидетельствуют, что уже древние шумеры и египтяне использовали гипноз в целях магического воздействия. Несомненно, что многие оккультные феномены колдунов, шаманов, заклинателей во все века были основаны на применении гипноза. Понятие гипноз часто встречается и у современных оккультистов.

Священное Писание всякое оккультное воздействие на человека строжайше запрещает. Деятельность волшебников, ворожей, вопрошателей мертвых, вызывателей духов, гадателей, обаятелей названа в Библии мерзостью (). Гипнотическим оккультизмом, по-видимому, занимались обаятели (; и др.). Словом обаятель в Синодальном тексте переведено еврейское слово chabar . У этого слова несколько значений: связывать, заклинать, объединять . Гипнотизер именно связывает волю человека и манипулирует им. Святые отцы настраивают нас на духовное трезвение. Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. Заключение).

Психиатр Д.А. Авдеев о гипнозе

К великому сожалению, гипноз широко используется официальной медициной, врачами-психотерапевтами. Есть среди последних те, которые применяют гипноз по религиозному невежеству. Иные – считают себя атеистами. Есть и сознательные служители злу.

Православию чужды методы, насильственно воздействующие на личность. Адепты применения гипнотических трансов говорят об открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику («без тормозов»), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах.

Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то «польза» от гипноза, то неизвестно, как она еще аукнется в будущем… Точнее, известно, и даже с определенностью. Об этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют.

Гипноз – это насилие над душой человека. К примеру, в 3-ей стадии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем беспрекословно подчиняется своему «гуру»: может видеть, слышать, ощущать несуществующие предметы, людей (галлюцинации); может не чувствовать боли; обнажать потаенные мысли, чувства, желания. Кстати, есть так называемый эффект постгипнотического внушения. Это когда указания гипнолога выполняются спустя определенное время после проведения сеанса.

Насколько оправдано лишать человека критики и рассудка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек – величайшая тайна, и нам грешным просто не дано знать и видеть, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно угодники Божии являли дар целительства людям, который стяжали от Господа за святость жизни.

Следует сказать, что гипноз со временем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся чаще испытывать «необыкновенные» состояния. Как жаль этих людей! И как преступно поступают те, которые приводят их к подобной зависимости.

В последние годы в специальной литературе появилось много публикаций, свидетельствующих о дезорганизации психической деятельности человека после частого применения к нему глубокого гипноза.

Оптинские старцы о гипнозе

«Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу» (преподобный Нектарий).

«И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (он же).

«Гипноз – злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).

«Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму - противоестественному средству, – то я уже ничего не могу вам сказать» (преподобный Макарий).

Влияние гипноза на детей

Приведу лишь один пример. Профессор В. Лебедев сообщает: «Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского».

Аутогенная тренировка (как вид самогипноза)

С позиции православной духовности занятия аутотренингом недушеполезны. Автор этого метода психотерапии немецкий ученый и практик Иоганн Шульц. В тридцатых годах нашего столетия доктор Шульц на основе своих впечатлений от пребывания в Индии и знакомства с йогой, синтезировал нечто подобное для европейцев и предложил свой метод для профилактики и лечения большого спектра заболеваний, а также с целью психической саморегуляции душевного состояния. Характеризуя суть аутогенной тренировки, следует сказать, что она не способствует сокровенной работе по внутреннему очищению, борьбе с пороками и страстями. Убаюкивающее саморасслабление – скорее уход от действительности, иллюзия благополучия. О смирении и трезвении, как основе душевного мира, не упоминается. Важно помнить, что метод имеет йоговские (читай буддийские) корни.

Все сказанное относилось к первой ступени аутогенной тренировки. А далее, когда человек обучается релаксации, ему предлагается освоить приемы, связанные с искусственным вызыванием каких-то образов или картин. Основа второй ступени – чувственное воображение. Святые отцы предостерегают нас от разного рода чувственности, мечтательности, фантазирований. Таким образом, метод аутогенной тренировки надо отложить за ненадобностью и в виду опасности повредить своей душе.

Трансовые состояния

В настоящее время в психотерапии огромное количество техник, использующих трансовые (сходные с гипнотическим) состояния. К примеру существует (о ужас!) так называемая реинкарнационная психотерапия. Ее потребители, находясь в трансе, вспоминают свои «прежние жизни» (они пишут эти слова без кавычек) и пытаются найти в них причины своих проблем. Активно развивается так называемая трансперсональная психотерапия. Если не вдаваться в подробности и сказать просто и ясно, то это будет выглядеть так: сначала поклонники такой психопрактики входят в транс, а потом общаются с бесами.

Экстрасенсы и иные оккультные «целители» используют в своей практике особые состояния сознания. Более того, считают их непременным условием для успешного результата. Отец Анатолий (Берестов) и академик нейрофизиолог С. В. Крапивин, исследовав работу мозга людей, находившихся в состоянии медитации (гипноза, самогипноза) пришли к такому выводу: «Полагают, что состояние медитации благотворно сказывается на здоровье человека, поскольку при этом снижаются ритм дыхания, частота сердечных сокращений, уровень лактата плазмы крови, происходит миорелаксация. Считается даже, что такое необычное состояние есть лучший отдых. Однако при подробном рассмотрении электроэнцефалограмм ясно, что это никакой не отдых, а совсем особое и странное состояние мозга - опасная мобилизация всех мозговых ресурсов, всех физиологических сил мозга».

Так вот, через это особое состояние сознания, когда «ворота» души раскрыты, гипнотизер или оккультист становится проводником темных сил и служит сатане. Вот почему Православная Церковь определяет гипноз как «сознательное служение злу», называет его явлением «разрушающим дух человека». Подчеркивается, что в гипнозе используются темные силы духовного мира (Журнал Московской Патриархии, №12, 1989).