Развитие креативного мышления младших школьников во внеурочное время. «развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках фгос Младших школьников во внеурочное время

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

Прядуха Людмила Николаевна

МБОУ СОШ № 13, учитель начальных классов

мо Брюховецкий район

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Условием возникновенияпослужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения

Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого в оспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Необходимость решать эту проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

    Целью моей деятельности является создание условий для развития активной творческой личности школьников.

    Задачи :

    а) формировать творческий потенциала личности разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС;

    б) уделить внимание изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

    в) приобщать учащихся к творческой работе;

    г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;

    д) развивать навыки созидания, самореализации;

    е) поддержать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях;

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
I. Творческие проекты (1-4 классы). Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
II.
Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а
дети, в рамках внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Этап 4. Защита проекта. Презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Мной были подготовлены ученики на краевой конкурс научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников - Ивженко Василий был награжден дипломом II степени , Дацко Лидия – получила диплом III степени .

«Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной деятельности младших школьников

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.

В своей работе я широко использую все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни ребенка. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить.

Одной из задач, решаемых в ходе этой работы, является создание условий для воспитания нравственно-патриотических качеств личности ребенка через ознакомление с историей и культурой родного края.

Задачи:

    создать условия для формирования личности ребенка через сказку;

    воспитывать интерес к художественной литературе, литературно­художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

    прививать общечеловеческие ценности, морально-нравственные ценности культуры.

В системе работы со сказкой я выделила следующие направления деятельности:

    совместная и индивидуальная работа;

    занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;

    традиционные фольклорные праздники и развлечения.

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:

Загадывание и отгадывание загадок ..

Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек .

Придумывание определений к заданному слову .

Конструирование слов, словосочетаний и предложений.

Рассказывание сказки детям .

Творческие задания по содержанию сказок.

Пример: Сказка «Морозко». Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? С помощью кружочков выясняю, как дети оценивают поступки героев, выбираем жёлтый кружочек, объясняем: «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко». Даю задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Дети предлагают: «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».

Придумывание сказки на заданную тему .

Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:

    К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»

    К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот - три
    медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не
    было, как повели себя медведи?».

Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, изобрести новую сказку или эпизод, я использую «Волшебную палочку». В результате дети помогли Колобку стать непобедимым, великаном, Зайцу - храбрым и сильным. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить.

Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» -
«А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»

В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю -запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.

Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.

Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок», принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу. Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, дети не только развивают воображение, но и речь.

Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, ученых и т.д. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Я стараюсь воссоздать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно. Стараюсь сформировать желание трудиться с интересом, с охотой. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Всё равно в каждой работе проявится индивидуальность исполнения, творчество.

Организуя занятие с детьми, помню, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика, вселить уверенность и помочь довести работу до конца. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение.

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают.

Список литературы.

1 .

2. Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Соликамский государственный педагогический институт»

Кафедра педагогики

Курсовая работа

Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Выполнила студентка второго курса

педагогического факультета

Степанова Ирина Алексеевна

Научный руководитель:

Кандидат педагогический наук,

доцент кафедры педагогики

Питенко Светлана Владимировна

Соликамск 2013

Введение

Эстетическое воспитание, прежде всего, характеризуется формированием оценочных отношений к действительности и произведениям искусства с позиций общечеловеческих ценностей - добра, красоты, истины, справедливости счастья, достоинства, свободы.

Современная жизнь с ее перегрузками, продукты предшествующего технического развития общества и характерная для многих сфер деятельности гипертрофия интеллекта и рациональность приводят к потере многих чувствовательно-эстетических способностей. Отмирание этих способностей обедняет интеллект, делает его механистичным, одномерным, что неизбежно приводит к снижению творческого потенциала мышления. Истинное творчество не может быть порождено автоматизмом рациональных операций и сухим расчетом. Для реализации творческих возможностей необходима нестандартность логических ходов, живость мыслительных ассоциаций, инициативность воображения, чего лишены разумные электронно-вычислительные машины. В связи с этим вопросы эстетического воспитания и восприятия мира становятся актуальными. Решением этих задач необходимо заниматься с раннего возраста. Дети дошкольного и младшего школьного возраста особо восприимчивы к эстетическим и творческим началам. В связи с внедрением новых стандартов образования стало возможным наиболее успешно вопросами эстетического воспитания заниматься во внеурочной деятельности.

По моему мнению, эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время развивает у детей познавательные интересы, речевые качества, творческие способности, способствует формированию идеалов, что ведёт к высокому уровню, эстетической культуры школьников. Эстетическое воспитание волновало выдающихся педагогов.

С.Т. Шацкий считал, эстетическое воспитание, организующим ядром школьной жизни, которое охватывает весь мир прекрасного ценного, и в единстве с трудовым воспитанием выступает двигателем творческих начал личности в коллективе. По мнению С.Т. Шацкого система эстетического воспитания - это деятельность всего общества, всех сфер его и учреждений, направленная на эстетико-практическое утверждение личности, приобщение ее к культурным ценностям, а также к самореализации личности в различных видах деятельности.

Также эстетическое воспитание рассматривал, П.П. Блонский. Он видел его не столько в воспитании созерцателя, судьи эстетических ценностей, сколько творца. Эстетическое творчество, говорил он, не должно изолироваться от повседневного жизненного творчества. Эстетическое воспитание, указывал П.П. Блонский, должно исходить из естественной потребности человека в красоте и пробуждать в нем стремление к искусству, вырабатывать привычку общения с ним. В каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания, которые учитель должен привлекать в качестве средства эстетического развития ребенка и побуждения учеников к художественному творчеству. В настоящее время проблему эстетического воспитания исследуют такие ученые как Е.Ю. Волчегорская, И.И. Баранова, Л.А. Антонова, они говорили, что развитие зрелой личности происходит в рамках эстетического воспитания.

Проблема исследования: какова система занятий, направленная на эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности. Данная проблема послужила основанию темы исследования «Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время».

Объект исследования : Процесс эстетического воспитания младших школьников. Предмет исследования: Специфика внеурочной деятельности младших школьников

Цель исследования: Теоретически обосновать и разработать систему занятий, направленных на эстетическое воспитание младших школьников.

Задачи исследования:

1.Изучение педагогической литературы по теме исследования

2.Определение комплексных форм, методов.

3.Работа с младшими школьниками по эстетическому воспитанию.

Методы исследования:

Анализ педагогической литературы, систематизация знаний по данной теме.

1 . Теоретическое обоснование эстетического воспитания младших школьников

1 . 1 Эстетическое воспитание младших школьников

Воспитание - целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Эстетическое воспитание - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»

Цель эстетическо го воспитания - формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту.

З адачи:

1. Создать определенный запас элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

2. Формировать на основе полученных знаний и способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

3. Формировать у каждого воспитуемого эстетические творческие способности.

Понятие эстетическое воспитание связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово «эстетика» происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценно воспринимать и правильного понимать прекрасное в искусстве, и в жизни на выработку эстетических представлений, понятий, убеждений и вкусов, а также развитие творческих дарований и задатков в области искусства.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд при н ципов:

1.Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.

2.Комплексный подход ко всему делу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка.

3.Принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.

4.Принцип сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации. внеурочный школьник педагогический

5.Принцип единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления.

6.Принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, стихов, рассказов, знакомит детей с произведениями искусства, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

7.Принцип эстетики всей детской жизни, требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость.

8.Принцип учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд. Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего участника рыночного производства - потребителя товаров и духовно-эстетически развитого члена общества.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов , способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

Метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

Метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

Метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

П риемы эстетического воспитания:

Приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;

Слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;

Показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;

Приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

Традиционные общие формы : конкурсы, викторины, лектории, школьные праздники, кружки, творческие объединения, а также новые формы работы в первичном коллективе - кольцовка песен, концерт «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Педагогические условия - это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупности психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу. Для анализа педагогических условий важным представляется выделение И.П. Подласым четырех генеральных факторов, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса.

К ним он относит:

Учебный материал;

Организационно-педагогическое влияние;

Обучаемость учащихся;

Эффективность процесса формирования эстетического воспитания определяют следующие педагогические условия: дидактические, организационные, психолого-педагогические.

Дидактичес кие условия - это специально создаваемые педагогом обстоятельства педагогического процесса, при которых оптимально сочетаются процессуальные компоненты системы обучения.

К ним относятся:

Выбор определенных форм, средств и методов обучения, а также методов и форм контроля за усвоением знаний (тренажеры, тесты, интерактивные обучающие компьютерные программы и т.д.);

Разработка и применение специальных заданий, способствующих овладению эстетическими представлениями и навыками в ходе изучения учебной дисциплины;

Разработка и применение системы оценивания знаний, умений и навыков школьников.

Организационные условия - это обстоятельства процесса обучения, необходимые для формирования эстетического воспитания школьников, каждое из которых реализуется за счет определенного вида деятельности.

К ним относятся:

Ориентация на творческую деятельность, направленную на создание и преобразование новой информации, представленной в виде новых заданий и предполагающей самоорганизацию (создание творческих проектов, самостоятельная деятельность вне школы)

Ресурсное обеспечение процесса формирования эстетических навыков учащихся;

Целенаправленное управление познавательной деятельностью школьников средствами специальной методики обучения, путем осуществления мониторинга её результативности.

Психолого-педагогические условия - это обстоятельства процесса обучения, предполагающие эмоциональный комфорт и благоприятный психологический климат в коллективе, характеризующиеся взаимоуважительным общением и сосуществованием педагога и учеников. Это и педагогический такт, и создание «ситуации успеха», и сплоченность коллектива, а также осуществление диагностики развития школьников, система стимулирования мотивации учения, рефлексивно-оценочный этап каждого занятия.

Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребенка воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, уровень его сформированности, а также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей: в оценке явлений искусства и жизни; в результатах их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, соединенное с импровизацией, созиданием нового образа.

Социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка.

Таким образом, эстетическое воспитание формирует у учащегося чувство прекрасного, развивает личность, ее творческий потенциал, повышает культуру поведения. Эти проявления воспитания имеют специфические критерии-измерители, помогающие определить уровень эстетического развития младшего школьника. Эстетическое воспитание предполагает разнообразные формы, методы и приемы, которые можно реализовать через организацию и осуществление внеурочной деятельности.

1. 2 Организация и осуществление внеурочной деятельности с мла д шими школьниками

В школе воспитание должно осуществляться в процессе совместной деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в котором возможно присвоение, (а не просто узнавание) детьми жизненно необходимых ценностей.

В процессе эстетического воспитания школьников во внеурочное время необходимо прививать общечеловеческие ц енности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, старшими поколениями, семье забота о младших; свобода и ответственность, нравственный выбор, доверие к людям; смысл жизни; честь, справедливость, милосердие, достоинство; трудолюбие, творчество; познание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей; и т.д.

Цель внеурочной деятельности: непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности творчество.

Задачи внеурочной деятельности:

1. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Виды внеурочной деятельности:

1. Игровая деятельность;

2. Познавательная деятельность;

3. Проблемно-ценностное общение;

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5. Художественное творчество;

6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7. Спортивно-оздоровительная деятельность;

8. Туристско-краеведческая деятельность.

В организации внеурочной деятельности можно выделить три этапа:

1. этап: Проектный, который включает в себя диагностику интересов, потребностей, увлечений детей.

2. этап: Организационно-деятельностный, где происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности с помощью ее ресурсного обеспечения;

3. этап: Подведение итогов, на котором применяются приемы и методы анализа и оценивания.

На первом этапе усилия педагогов направляются на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в школе, классе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта. С этой целью можно использовать методы опроса (анкетирование, беседа, интервью), игровые методики, выполнение творческих заданий.

При проектировании системы внеурочной деятельности следует продумать:

Формы и способы ее организации: конкурсы, викторины, школьные праздники, кружки, кукольный театр и т.д.;

Способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива);

Взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами);

Способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные); степень сложности (простые, составные, комплексные).

На втором этапе организации внеурочной деятельности все действия направляются на реализацию разработанного проекта. Субъектами внеурочной деятельности могут стать классные руководители, педагоги - организаторы воспитательной работы с детьми.

Создание системы внеурочной деятельности трудно представить без организационно-управленческого и информационно-технологического ресурсного обеспечения. Необходимо регулярно проводить работу по освоению педагогами современных и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности.

Третий этап включает подведение итогов, на котором используются соответствующие приемы и методы анализа и оценивания. К ним относятся беседа, выставка работ, анкетирование, тестирование и т.д.

Следовательно, при организации внеурочной деятельности педагог решает определенные воспитательные задачи, используя, интересы и потребности школьника и формирует на этой основе его качества и умения, а в этом ему помогает методические основы эстетического воспитания, в том числе и во внеурочной деятельности.

1. 3 Методика организации и проведения внеурочной деятельности с младшими школьниками в процессе эстетического воспитания

Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне школы и вне класса. Под внешкольной и внеклассной работой подразумеваются такие мероприятия: лекции, беседы и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство кружками, проведение экскурсий на выставки, в музеи, в мастерские художников, организация выставок, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.

Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, в более серьезной форме, с привлечением нового материала, с опорой на творческую инициативу и активный интерес учащихся. Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся. Форма и характер планов внеклассной работы должны быть весьма разнообразными. На занятиях по внеурочной деятельности эстетическому восприятию, дети не только узнают о прекрасном, учатся им восхищаться, но и сами активно участвуют в создании прекрасного в жизни, труде, искусстве, поведении, отношениях. Это требует развитие у ребёнка эмоционально - чувственной сферы и нравственных качеств.

С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программвнеурочной деятельности по эстетическому воспитанию:

1. Комплексные образовательные программы эстетического воспитания, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний по искусству, например, критерии прекрасного), ко второму уровню (получение школьниками базовых ценностей по искусству, например, шедевры мировой художественной культуры), к результатам третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельной деятельности, например, школьник сам создает свою ценность) в различных видах внеурочной деятельности;

2. Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (эстетического воспитания, патриотического воспитания, воспитания толерантности и т.п.)

3. Образовательные программы эстетического воспитания внеурочной деятельности, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (обеспечивающая первый уровень результатов; обеспечивающая первый и второй уровень результатов; обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов);

4. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (художественное творчество, изобразительное искусство, музыкальный фольклор, деятельности школьного театра и т.п.);

5. Возрастные образовательные программы эстетического направления ориентированные на учащихся определенной возрастной группы (для младших школьников, для подростков).

6. Индивидуальные образовательные программы эстетической направленности для учащихся.

Таким образом, внеурочная деятельность в процессе эстетического воспитания направлена развитие духовности, эстетической культуры, и вырабатывает эстетические взгляды и убеждения. В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения многие педагоги озадачены проблемами эстетического воспитания во внеурочной деятельности.

2 . Методические основы эстетического воспитания мла д ших школьников во внеурочное время

2. 1 Обобщение педагогического опыта по проблеме эстетического восп и тания младших школьн иков во внеурочной деятельности

Педагогический опыт - результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.

Л.П. Ильченко в своей статье «Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности», обращает внимание, что в современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества - это отсутствие толерантности, обусловленное личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением к мнениям, отличающимся от своего. Автор приводит программу, в которой выделены условия противостояния интолерантности это наличие законодательной базы, повышение образовательного уровня, доступ к информации, осознание проблемы на личном уровне и др.

Л.П. Ильченко большое значение отдает начальным классам, где должно происходить начальное становление личности ребенка, развитие его интеллектуальных и художественных способностей, овладение культурой своего и других, рядом проживающих народов, где формируются основы культурного общения, нравственной и эстетической воспитанности.

Однако автор обращает внимание на те культуры, которые в данной школе или в классе представлены единицами, так как они лишены приобщаться к национальной культуре народа, к которому принадлежат. Выросшие в такой обстановке, молодые люди зачастую удовлетворяют свои эстетические потребности современной западной художественной культурой. Их не задевают мелодии своего родного народа. Все это негативно сказывается не только на эстетическом, но и на общем духовном развитии личности.

Автор в данной статье приводит путь преодоления подобных негативных явлений, он отдает его внеклассной и внешкольной работе эстетического цикла с учетом национального компонента. Она позволяет связать гражданское просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Достижению гармонии национального и интернационального в формировании и развитии художественных вкусов, эстетических потребностей и толерантности у учащихся к данным культурам.

В статье «Эстетические сигналы на уроках художественного труда» автор И.П. Ильинская обращает внимание на уроки художественного труда, где формируются все компоненты эстетической культуры младшего школьника.

Использование эстетических сигналов является одним из основных средств реализации задач урока художественного труда, направленных на формирование эстетической культуры младшего школьника. Под ними автор понимает определенные импульсы, которые использует педагог для успешного формирования эстетической культуры младшего школьника и с помощью которых учитель воздействует на чувственно-эмоциональную и деятельностную сферы личности учащегося.

Ильинская выделяет две группы эстетических сигналов: словесные и наглядные «эстетические сигналы», к словесно - эстетическим сигналам относятся:

1.Сигналы - сообщения, то есть эстетическая информация, которую учитель предлагает младшим школьникам на уроке, содержащая импульсы, цель которых воздействие на сознание школьника, ведущее к формированию эстетической культуры личности.

2.Сигналы - напоминания, когда в течение всего урока учитель обращается к классу и отдельным учащимся с напоминаниями для закрепления эстетической информации.

3.Сигналы - стимулы, основным видом которого является вопрос. К наглядно - эстетическим сигналам, относятся:

1. Схемы, шаблоны, используемые на уроках художественного труда, должны быть понятными, подробными, эстетичными

2. Образцы изделий, приносимые учителем в класс. Образцы, прежде всего, должны быть доступны и понятны детям

3. Используемые на уроках художественного труда дополнительные материалы (паетки, стразы, блестки, пуговицы, кусочки тесьмы и др.) могут быть представлены в демонстрационных коробочках и располагаться так, чтобы дети без труда могли их рассмотреть.

4. Выставки работ, выполненных в технике различных видов декоративно- прикладного искусства (ДПИ). Устраивая в классе выставки таких изделий, посещая подобные выставки, учитель создает базу для формирования эстетической культуры младших школьников.

В своей статье «Эстетическое воспитание детей с задержкой психического развития» А.С. Корж рассматривает вопросы, связанные с развитием эстетических художественно - творческих способностей у детей с ЗПР.

Автор отмечает,что урочного времени для воспитания и развития детей с ЗПР для формирования гармонически развитой личности, а, следовательно, и развития эстетических, творческих способностей недостаточно. Для реализации этих целей и достижения положительных результатов в развитии детей они организовали кружок декоративно - прикладного искусства по работе с природным материалом. В ходе целенаправленных бесед дети учатся понимать красоту изделий, выполненных мастерами декоративно - прикладного искусства, и совершенствовать свои навыки в изображении, расширяют знания о различных видах промыслов. Они просматривают книги и альбомы, рассказывающие об истории возникновения различных народных промыслов, восхищаются их красотой и яркостью.Они направлены на интенсивное развитие фантазии, творческого воображения, эстетического восприятия. Автор делает вывод, что занятия в кружке способствуют развитию абстрактного мышления, произвольного внимания, пространственного воображения, памяти и речи, и эстетической культуре и активной трудовой деятельности.

В данной статье «Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников.» И.П. Ильинская анализирует результаты исследований педагогов и психологов. Они подтверждают, что в современном понимании с понятием «эстетическое» связываются «высшие, рафинированные формы» способности человека к целостному восприятию мира на основе логического суждения (И. Кант), образного мышления, воображения (Э.В. Ильенков) через создание произведений искусства, через преобразование окружающей материальной действительности по законам красоты. Автор делает акцент на педагогов Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзеров, которые утверждают, что процесс формирования эстетического сознания включает в себя следующие компоненты: эстетические переживания, чувства, эмоции, вкусы, эстетические взгляды и убеждения, эстетическую потребность. Процесс эстетического воспитания, по мнению автора, начинается с эстетической эмоции, которая «знаменует собой высший этап развития человеческой чувственности». Знакомство младших школьников с произведениями декоративно - прикладного искусства - важная ступень в развитии эстетического вкуса. Развитие отзывчивости к красоте природы, умения и потребности наслаждаться окружающей действительностью является важным моментом в процессе организации эмоционального постижения учащимися художественной культуры

Зарецкая И.И. в статье «эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников», обращает особое внимание на эстетическое воспитание при разработке программ начального общего образования. Автор проанализировала все предметные области образовательной программы и убедилась, что качество предметных результатов обеспечивают средства эстетического воздействия и одновременно влияют на личностные результаты обучения. Она пришла к выводу, что каждая предметная область имеет продолжение во внеурочной деятельности, также она многоаспектна и разнообразна по формам и содержанию.

Проанализировав несколько статей можно сделать вывод, что вопросы эстетического воспитания волнуют современных педагогов. Они разрабатывают новые методы, приемы, средства воспитания современных школьников которые реализуются через систему занятий, разнообразных по формам и содержанию.

2 . 2 Разработка системы занятий , направленных на эстетическое восп и тание младши х школьников

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу.

Данная система занятий была разработана на основе модификации программ «Музыкальный фольклор», авторы Г.А. Косарева, И.А. Плеханова; «Страна творчества», Т.А. Бугакова, «В гостях у сказки», Л.Х. Валиулина.

Цель: Формирование у учащихся эстетической культуры, творческой активности.

1. Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;

2. Пробуждать любознательность в области искусства, музыки, чтения;

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение;

На занятиях используются дидактические принципы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Вид деятельности, тема занятий

Количество часов теоретически

Количество часов практически

Всего часов

Мир фольклора

Прибаутки

Небылицы

Дразнилка

Скороговорки

Считалки

Поговорки

Итоговое занятие. Посиделки

Изобразительное искусство

Свойства красок

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

Праздник теплых и холодных цветов

Серо-черный мир красок

Красочное настроение

Волшебная линия

Контраст форм

Русская народная сказка «Колобок»

Русская народная сказка «Теремок»

Русская народная сказка «Репка»

Русская народная сказка «Волк и лиса»

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Русская народная сказка «Три медведя»

Русская народная сказка «Лягушка-царевна»

Сказка Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

Сказка А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка В. Катаев «Цветик-семицветик»

Система занятий.

Музыка 1 класс.

Занятие 1. Тема «Мир фольклора» (1час)

Цель: Знакомство с фольклором.

Фольклор - мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм.

Занятие 2. Тема «Потешки» (1час)

Цель: Знакомство с потешками.

Потешки как один из видов народного творчества, их назначения. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением.

Занятие 3. Тема «Прибаутки» (1час)

Цель: Знакомство с жанром прибаутки.

Прибаутки как жанр - фольклора, их место в жизни детей. Разучивание слов и мелодий прибауток.

Занятие 4. Тема «Небылицы» (1час)

Цель: Знакомство с небылицами.

Небылицы как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества. Разучивание песен- небылиц и их обыгрывание.

Занятие 5. Тема «Дразнилка» (1час)

Цель: Знакомство с дразнилками.

Дразнилки как вид творчества, их место в жизни детей. Разучивание дразнилок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение дразнилок.

Занятие 6. Тема «Скороговорки» (1час)

Цель: Знакомство с скороговорками.

Скороговорки как вид народного творчества. Разучивание музыкальных скороговорок.

Занятие 7. Тема «Считалки» (1час)

Цель: Знакомство со считалками.

Считалка как вид народного творчества, их назначение. Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике.

Занятие 8. Тема «Игры» (1час)

Цель: Знакомство с играми.

Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы, их особенности; игры ненецкого народа и их особенности. Разучивание русских игр; работа над выразительным исполнением.

Занятие 9. Тема «Поговорки» (1час)

Цель: Знакомство с поговорками.

Поговорки, как вид народного творчества, их использование в жизни. Разучивание слов и мелодий; работа над выразительным исполнением.

Занятие 10. Тема «Итоговое занятие. Посиделки» (1час)

Цель: Подведение итогов.

Викторина; кроссворд; игра «Угадай народную мелодию» Творческие задания:

1)Импровизация мелодий и ритмов.

2)Импровизация попевок и песен на фольклорные тексты.

Изобразительное искусство.

Занятие 1. Тема «Свойства красок» (1час)

Цель: Знакомство с гуашью и акварелью.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге. Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, гуашь, баночка.

Занятие 2. Тема «Королева Кисточка и волшебные превращения красок» (2час)

Цель: Знакомство с кистью.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Практическая работа учащихся.

Занятие 3. Тема «Праздник тёплых и холодных цветов». (1час)

Цель: Знакомство с теплыми и холодными цветами.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 4. Тема «Серо-чёрный мир красок». (1час)

Цель: Знакомство с ахроматическими цветами.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше - светлее, ближе - темнее). Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 5. Тема «Красочное настроение» (1час)

Цель: Знакомство с особенность белой краски.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 6. Тема «Волшебная линия» (1час)

Цель: Знакомство с разными линиями.

Линии - начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 7. Тема «Точка» (2часа)

Цель: Знакомство с способами получения точки.

Точка - «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 8. Тема «Пятно» (1час)

Цель: Знакомство с техникой пятна.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 9. Тема «Форма» (1час)

Цель: Знакомство с формами.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Практическая работа учащихся.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 10. Тема «Контраст форм» (1час)

Цель: Показать контрастность форм.

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа - самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 1. Тема «Русская народная сказка «Колобок» (2часа)

Цель: Знакомство с сказкой колобок.

Слушание, сказки, рисование героев сказки.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 2. Тема «Русская народная сказка Теремок» (3часа)

Цель: Знакомство с сказкой «Теремок»

Слушание, сказки, лепка героев, инсценирование.

Занятие 3. Тема «Русская народная сказка Репка»(2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Репка»

Слушание, выборочный пересказ, рисование репки.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 4. Тема «Русская народная сказка Волк и лиса»(2часа)

Цель: Знакомство с сказкой «Волк и лиса»

Слушание, лепка из пластилина, выборочный пересказ.

Оборудование: пластилин, доска, стека, влажные салфетки.

Занятие 5. Тема «Русская народная сказка Волк и семеро козлят»(3часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование.

Занятие 6. Тема «Русская народная сказка Три медведя»(2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Три медведя»

Чтение, пересказ сказки рисование героев сказки.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 7. Тема «Русская народная сказка Лягушка - царевна»(2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Лягушка - царевна»

Чтение сказки, пересказ аппликация.

Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, картон.

Занятие 8. Тема «Сказка Г.Х. Андерсен Дюймовочка »(2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Дюймовочка»

Чтение сказки, краткий пересказ, рисование Дюймовочки.

Оборудование: бумага, краски, баночка, палитра.

Занятие 9. Тема «Сказка А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «О рыбаке и рыбке»

Чтение и рассказывание сказки, лепка, пластилиновый театр.

Оборудование: пластилин, доска, стека, влажные салфетки.

Занятие 10. Тема «Сказка В. Катаев «Цветик - семицветик» »(2часа)

Цель: Знакомство со сказкой «Цветик - семицветик»

Чтение сказки, выборочный пересказ, лепка из пластилина.

Оборудование: пластилин, доска, стека, влажные салфетки.

Таким образом, данная система занятий побуждает детей к активности, любознательности, творческому мышлению формирует художественно-эстетическое восприятие мира. Реализовать разработанную нами систему занятий педагогу помогут методические рекомендации.

Эстетическое воспитание в начальной школе соответствует требованиям развития эмоциональной сферы эстетического сознания личности. Важную роль играет здесь внеурочная деятельность. Данные методические рекомендации. Помогут педагогам эффективно развивать у учащихся художественный вкус и качества личности.

1. Возрастные особенности младших школьников (возраст и ведущий вид деятельности);

2. Индивидуальные особенности младших школьников (проявление характера, личностные характеристики);

3. Познавательный интерес учащихся (уровень усвоения учащихся);

4. Благоприятную атмосферу в коллективе;

5. Ресурсное обеспечение процесса формирования эстетических навыков учащихся (материальная техническая база, методические и дидактическое оснащение);

6. Ориентацию на творческую деятельность (мотивировать на создание новых продуктов деятельности);

7. Комплексный подход (в эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка);

8. Свободу самоопределения и самореализации ребенка (самостоятельность темы и цели деятельности, модели поведения);

9. Разнообразие форм, методов, приемов воспитания;

10. Создание широкого общекультурного фона для позитивного восприятия (учет положительных примеров, выбор самых ярких шедевров мировой художественной культуры).

Опираясь на данные систему занятий и методические рекомендации, педагог может эффективно реализовывать работу с младшими школьниками по эстетическому воспитанию во внеурочной деятельности.

Заключение

В своей курсовой работе мы рассмотрели вопросы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время, и попытались решить проблему, какова система занятий направленная на эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Нами был исследован педагогический опыт прошлых поколений и современных педагогов, занимающихся вопросами эстетического воспитания и внеурочной деятельностью. Все педагоги убеждены в большой значимости данного направления деятельности в развитии ребенка. Эстетическое воспитание формирует у учащегося чувство прекрасного, развивает личность, творческий потенциал, повышает культуру поведения и предполагает разнообразные формы, методы и приемы, которые можно реализовать через организацию и осуществление внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в процессе эстетического воспитания направлена развитие духовности, эстетической культуры, и вырабатывает эстетические взгляды и убеждения.

При организации внеурочной деятельности педагог решает определенные воспитательные задачи, используя интересы и потребности школьника, и формирует на этой основе его качества и умения, а в этом ему помогают методические основы эстетического воспитания, в том числе и во внеурочной деятельности.

В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения решать задачи эстетического воспитания во внеурочной деятельности становится доступнее и эффективнее. Проанализировав несколько статей можно сделать вывод, что вопросы эстетического воспитания волнуют современных педагогов. Они разрабатывают новые методы, приемы, средства воспитания современных школьников, которые реализуются через систему занятий. Разработанная нами система занятий разнообразна по формам и содержанию и побуждает детей к активности, любознательности, творческому мышлению формирует художественно-эстетическое восприятие мира.

По моему мнению, эффективное эстетическое развитие детей могут обеспечить только система эстетического воспитания. Опираясь на разработанную нами систему занятий и методические рекомендации, педагог может эффективно реализовывать работу с младшими школьниками по эстетическому воспитанию во внеурочной деятельности, решать задачи по развитию творческих возможностей, нестандартности мышления, креативности, живости мыслительных ассоциаций, воображения, самостоятельности, инициативности. Эти качества личности, заложенные в младшем школьном возрасте и получившие свое развитие на более старших ступенях образования, помогут выпускникам успешно реализовать себя в современном обществе.

Список литературы

1. Беликова, Е.В. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс] / Е.В. Беликова. Режим доступа: http://nashaucheba.ru

2. Бугакова, Т.А. Дополнительная образовательная программа «Страна творчества» [Электронный ресурс] /Т.А. Бугакова. Режим доступа: http://www.co1469.ru/pdf/Program_DO/program_DO_izo.pdf.

3. Букина, И.И. Воспитательная система Шацкого [Электронный ресурс] / И.И. Букина. Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t43_42.htm

4. Валиулина, Л.Х. Программа кружка «В гостях у сказки» [Электронный ресурс] /Л.Х. Валиулина. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-333940.html.

5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

6. Егорова, А.В. К.Д. Ушинский О воспитании [Электронный ресурс] / А.В. Егорова. Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/club/ethnopedagogy/blog/96971

7. Запорожец, Т.П. Система воспитания Сухомлинского [Электронный ресурс] / Т.П. Запорожец. Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/sistema-vospitanija-suhomlinskogo.html

8. Зарецкая, И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников: [Текст]/ И.И. Зарецкая// Начальная школа. - 2011. - № 1. - с. 54-58.

9. Ильинская, И.П. Эстетические сигналы на уроках художественного труда: [Текст]/ И.П. Ильинская// Начальная школа. - 2006. - № 11. - с.92-95.

10. Ильинская, И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников: [Текст]/ И.П. Ильинская// Начальная школа. - 2010. - № 2. - с.3-8.

11. Ильченко, Л.П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности: [Текст]/ Л.П. Ильченко// Начальная школа. - 2004. - № 5. - с.25-28.

12. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь по педагогике [Электронный ресурс] /Г.М. Коджаспирова. Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru

13. Корж, А.С. Эстетическое воспитание детей с задержкой психического развития кружок по художественному труду: [Текст]/ А.С. Корж// Начальная школа. - 2006. - №11. - с.96-100.

14. Косарева, Г.А. Программа кружка «Музыкальный фольклор» [Электронный ресурс] /Г.А. Косарева. Режим доступа:http://30kam-sam.edusite.ru/DswMedia/programmavneurochnoyrabotyipsosh-1.doc

...

Подобные документы

    Сущность организации внеурочной деятельности с младшими школьниками. Социальное творчество как основа раскрытия потенциала личностных качеств школьников при организации внеурочной деятельности. Классификация игр для учащихся младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2014

    Понятие форм и видов внеурочной деятельности младших школьников. Разновидности форм и видов деятельности внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Понятие внеурочной деятельности как средства формирования трудолюбия младших школьников. Исследование необходимости овладения ребенком орудиями труда и техникой. Педагогические условия воспитания трудолюбия младших школьников во внеурочной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2017

    Характеристика понятий творчества и творческого потенциала. Многообразие форм, методов, способов и организация внеурочной деятельности в начальной школе. Изучение методов и приёмов развития творческого потенциала младших школьников во внеурочное время.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2017

    Роль и значение внеурочной деятельности как механизма повышения качества образования. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности, оценка результатов экспериментальной работы.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2015

    Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания. Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения к природе и ее охрана. Социальная адаптация младших школьников в процессе эколого-эстетического воспитания.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2014

    Исследование понятия "спорт" и "здоровье" с точки зрения разных наук. Анализ условий спортивно-оздоровительного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Разработка внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2017

    Теоретические основы внеурочной деятельности младших школьников: сущность, содержание, модели. Особенности организации соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья" как одной из форм достижения воспитательных результатов по спортивному направлению.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Особенности формирования познавательных способностей в младшем школьном возрасте и раскрытие содержания внеурочной деятельности младших школьников. Разработка общей методики по диагностике и развитию уровня познавательных способностей младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Характеристика универсальных учебных действий, их виды и функции. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Рассмотрение внеурочную деятельность младших школьников по русскому языку как средства формирования универсальных учебных действий.

Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. В ходе учебного процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни .

Продолжением работы по эстетическому воспитанию младших школьников на уроке является творческая деятельность учителя в процессе внеклассных и внешкольных занятий. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, выполняет ряд важнейших педагогических функций. Оно дает возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению личности ребенка, решению проблемы свободного времени, регулированию влияния средств массовой информации .

Глубокие эстетические переживания возникают у детей в связи с событиями общественной жизни. Красота подвига человека во имя счастья народа, прекрасное в отношениях между людьми волнуют и вызывают стремление к идеалу. Дети становятся добрыми, щедрыми. Им хочется быть похожими на старших .

Чтобы формировать у учащихся прочные навыки культуры, чтобы раскрыть перед детьми мир прекрасного, мир чувств, необходимо проводить огромную внеклассную работу по эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, открывает большие возможности для развития у младших школьников эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению их личности .

Огромное значение эстетическому воспитанию и развитию учащихся во внеклассной работе придавали Н.К. Крупская и А.В. Луначарский. Большой практический вклад в организацию внеклассной работы с учащимися по эстетическому воспитанию внесли А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий .

Основное назначение внеклассной воспитательной работы - побуждение и углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видов деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, культурная организация их досуга .

Так, основное назначение внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию - побуждение и углубление у детей интереса и любви к музыке, раскрытие и развитие их музыкальных талантов и способностей. Одновременно решается задача воспитания эстетических чувств учащихся, их музыкального вкуса, творческого отношения к музыкальному искусству .

Во внеклассной работе применяются разнообразные формы организации учащихся. Единую основу для их классификации выбрать трудно, так как могут быть разные подходы.

Вообще, когда говорят о формах чего-либо, то, прежде всего, обращают внимание на внешние, видимые очертания объекта. С этой точки зрения организованная музыкальная деятельность характеризуется в первую очередь количеством вовлеченных в нее участников: если воспитательная работа проводится с одним воспитанником, то это индивидуальная форма воспитания, если же в воспитательную деятельность одновременно вовлечено несколько воспитанников, то это групповая форма .

Оригинальна классификация форм внеклассной работы, предложенная Е.В. Титовой .

Е.В. Титова считает, что существует три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела и игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям .

По времени проведения все формы можно разделить на:

· кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

· продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

· традиционные (регулярно повторяющиеся).

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

а) результатом является информационный обмен;

б) результатом является выработка общего решения (мнения);

в) результатом является общественно-значимый продукт.

Все приведенные классификации форм взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций .

В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от целей и содержания (например, в музыкально-эстетическом воспитании часто используются утренники, конкурсы, викторины), и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач (например, музыкально-эстетическое воспитание). Может быть подход к классификации, учитывающий массовость учащихся: могут быть формы, применяемые только в одном классе, используемые для нескольких классов, в масштабе всей школы .

Например, организуя музыкально-эстетическое воспитание, в каждом классе могут быть проведены беседы о музыке, о выдающихся композиторах, могут быть организованы экскурсии в театр. Сразу в нескольких классах можно провести музыкальные утренники, встречи и т.д. В масштабе всей школы интересным будет проведение музыкальных смотров и фестивалей .

Самые массовые - это межшкольные, городские, районные. Есть формы, где ребята относительно мало активны, их главная деятельность - слушание, смотрение, восприятие, сопереживание, осмысление, размышление. В музыкально-эстетическом воспитании к этим формам можно отнести посещение театров, концертов .

Другие формы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения: кружки, олимпиады, конкурсы, тематические вечера, выставки, газеты и т.д. Данные формы внеклассной работы широко используются и в музыкально-эстетическом воспитании (например, кружок хорового пения, музыкальная викторина, музыкальные конкурсы).

Рассмотрим общие формы внеклассной работы.

В школе широко распространена кружковая работа. Кружковая работа создает возможности для более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей .

В работе по музыкально-эстетическому воспитанию кружки также получили широкое распространение. Кружки могут носить разные названия: например, кружок «Юные любители музыки», кружок хорового пения и т.д. .

Вечера и утренники имеют, прежде всего, познавательную направленность и могут быть посвящены творчеству отдельных композиторов, или на отдельные темы. Часто тема является лишь стимулом к введению детей в определенный круг явлений, облегчая им восприятие .

Большое значение в музыкально-эстетическом воспитании имеют концерты. На первых порах основной задачей концерта является: «заинтересовать детей музыкой и заставить полюбить ее» .

Отсюда большой и неизменный успех концертов типа «Сказка в музыке», «Времена года в песнях», «Русские композиторы детям» и т.д. Программы этих концертов отличаются многообразием музыки, построенной по принципу сопоставления контрастных произведений, как по характеру, так и по выразительным средствам.

Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, фестивали и др. формы состязаний. Эти формы состязания проводятся и в области музыки. Смотры и все виды конкурсов всегда привлекают внимание учащихся младших классов. Проведение смотров и конкурсов начинается с отбора, проводимого по классам, по параллелям, где выявляются свои победители и призеры .

Кроме общих форм, применяемых для решения широкого круга воспитательных задач, есть и формы, более тесно связанные с отдельными направлениями воспитания.

Например, в области эстетического воспитания наиболее распространенными формами коллективного приобщения к искусству, в том числе и к музыке, являются посещение театров, концертов, прослушивание музыкальных записей или просмотр музыкальных фильмов в самой школе.

К формам массовой внеклассной работы относятся: организованное проведение праздников красного календаря, вечера и смотры художественной самодеятельности; недели музыки, театра и т.д. На практике различные организационные формы внеклассной работы применяются в сочетании .

Организуя внеклассную музыкально-эстетическую работу, следует помнить, что:

· широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;

· необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;

· все формы внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на эстетическое, нравственное воспитание младших школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов .

Внеклассную музыкально-эстетическую работу можно проводить в разнообразных формах. Перечислить все их невозможно. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

В школе широко применяются следующие формы внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников: тематические музыкальные вечера, концерты, дающие возможность широко ознакомить учащихся начальных классов с музыкой, с жизнью и творчеством наиболее выдающихся композиторов. Концерты в школе чаще всего проводятся в виде циклов, знакомящих с основными формами и жанрами музыки и с творчеством композиторов в исторической последовательности. Этот вид массовой внеклассной работы имеет особое значение, так как дает возможность систематически воздействовать на юных слушателей, воспитывать в них навыки активного эстетического восприятия и прочного усвоения прослушанного путем повторения .

Внеклассную музыкально-эстетическую работу можно проводить и в форме беседы о музыке с музыкальными иллюстрациями.

Тематика музыкальных бесед для учащихся начальных классов очень разнообразна. По содержанию они могут быть:

· о композиторе и его творчестве. Эти беседы предполагают небольшой рассказ о творческом пути композитора, прослушивание фрагментов его произведений. Иногда беседа посвящается какому-то одному периоду жизни композитора;

· о музыкальном произведении (например, «Детский альбом» Р. Шумана, «Времена года» П.И. Чайковского и др.). В этих беседах сообщается об истории создания произведения, раскрываются музыкальная идея, музыкально-исполнительские средства, настроение, характер мелодий;

· о музыкальных инструментах, хоре, певческом голосе. В ходе данных бесед младшие школьники знакомятся с различными музыкальными инструментами, слушают их звучание, слушают хор и т.д.;

· о жанрах, видах музыки, музыкальных стилях. Учащиеся начальных классов знакомятся с музыкальными стилями разных эпох, слушают вальсы, марши, польки и т.д.;

Безусловно, выбор темы определяется с учетом возраста учащихся, уровня их музыкальной культуры, опыта слушания музыки .

Для демонстрации музыки во время бесед можно широко использовать аудиозапись. Во время музыкальных занятий нужно добиваться того, чтобы дети запоминали музыку, которую они слушают, так как именно твердо усвоенные произведения создают основу для расширения музыкального кругозора, для развития хорошего вкуса. С этой целью надо давать детям возможность неоднократно слушать одни и те же произведения, проводить занятия в живой, эмоциональной, интересной атмосфере .

Во многих случаях во время бесед о музыке можно демонстрировать различные иллюстрации. Наглядный показ помогает получить более полное представление о том, что рассказывает учитель, лучше понять содержание музыкального произведения, полнее проникнуться его настроением. Это организует внимание детей и возбуждает у них большой интерес к тому, что они слушают.

К отдельным занятиям подготавливать тематические выставки, альбомы, выпускать стенные газеты .

Другой формой внеклассной музыкально-эстетической работы является викторина. Музыкальную викторину можно проводить и в устном, и в письменном виде. Устная викторина хорошо проходит при небольшом количестве участников .

Ведущий задает вопрос, учащиеся поднимают руки и отвечают по указанию ведущего. За правильный ответ присуждается одно «очко». Если желающих отвечать на поставленный вопрос много, ведущий может спросить нескольких человек и присудить очко тому, кто даст наиболее полный и подробный ответ. Можно засчитывать очко сразу двум-трем учащимся, ответы которых были наиболее полны и интересны. В конце викторины задаются обычно более трудные вопросы, чтобы выявить сильнейших претендентов на получение награды, набравших наибольшее количество очков. Призами могут служить книги о музыкантах и композиторах .

Для письменной викторины удобна форма стенной газеты, где помещаются фотографии, картинки, иллюстрации, а к ним вопросы, на которые дети должны отвечать. Ответы на вопросы сдаются учителю в письменном виде. За ответ - в зависимости от его правильности и полноты - присуждается от одного до пяти очков. По окончании викторины победителям вручаются призы .

Важное место во внеклассной работе по музыкально-эстетическому воспитанию занимают кружки. Например, хоровые кружки. Они объединяют учащихся по возрастам: младших школьников (I и IV классы) и подростков (V-VIII классы).

Организация хорового кружка начинается с приема желающих. Учитель обычно старается привлечь тех, кто, по его мнению, может успешно заниматься пением, но и не отказывает тем, кто сам изъявляет желание петь. Потому что практика показывает, что у каждого здорового ребенка можно развить музыкальные способности .

С младшими школьниками целесообразно заниматься не более 45 минут два раза в неделю. Темп репетиций должен быть не слишком быстрый, чтобы обеспечить возможность тщательного выполнения поставленных задач. В то же время репетиционный темп не должен быть медленным. Учитывая специфику младшего школьного возраста, на репетициях полезно использовать игровые приемы, а также музыкальные инструменты, двигательные ритмические упражнения, поддерживающие тонус и снимающие напряжение и усталость. Каждое занятие кружка следует тщательно планировать, стремится делать их разнообразными и увлекательными .

Для успешного развития музыкальных способностей учителю необходимо знать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, бережно относится к детским голосам, не допускать их переутомления и форсированного звучания. Произведения с фрагментами высокой тесситуры следует транспонировать на тон ниже. Кроме того, учитель должен владеть своим голосовым аппаратом.

Поскольку характерные признаки низких и высоких голосов формируются к 10-11 годам, то у младших школьников это деление довольно условное. Чуткость педагога, его опыт могут подсказать, в какую партию в данное время лучше определить ребенка .

Большой интерес привлекают к себе детские фольклорные ансамбли. Их создание требует от учителя знания народного творчества, богатства его жанров и региональных особенностей. Само обращение к народной песне имеет огромное воспитательное значение.

Ансамбль может быть сформирован из учащихся младшего школьного возраста. Уже в 6-7 лет дети с удовольствием воспринимают попевки, потешки, прибаутки, которые преподносятся в игровых ситуациях.

В репертуар ансамбля входят доступные народные песни. Они должны быть понятны детям по содержанию, вызывать интерес .

Обобщив материалы параграфа, мы делаем следующие выводы. Внеклассная работа по музыкально - эстетическому воспитанию в начальной школе естественно дополняет уроки музыки и имеет своей целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.

Во внеклассной работе по эстетическому воспитанию средствами музыки применяются разнообразные формы организации учащихся. Классификации данных форм различны, однако они находятся во взаимосвязи, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из рассмотренных классификаций.

Организационными формами проведения внеклассной музыкально - эстетической воспитательной работы могут быть:

· массовые (конкурсы, смотры, беседы);

· кружковые (хоровые, ансамблевые).

Организуя внеклассную музыкально - эстетическую работу, необходимо учитывать, что:

· широкое использование различных методов должно способствовать развитию музыкальных, творческих способностей школьников;

· необходимо воспитывать стремление пропагандировать музыкальную культуру;

· все формы внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на эстетическое воспитание младших школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов.

Необходимо охватить всех учащихся разнообразными массовыми и индивидуальными формами внеклассной работы по музыкально - эстетическому воспитанию.