Конспект лепки по пдд подготовительная группа. Конспект занятия по лепке "дорожные знаки"

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

Введение

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с нравственным воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: в - первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во - вторых, собственно экологическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников нравственного отношения к действительности вообще и к природе как ее части.

Проблема нравственно - экологического воспитания сегодня волнует всех – ученых, педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это цель нравственно - экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов школы. Помимо выше сказанного, огромная роль в нравственно - экологическом воспитание может играть группа продленного дня, которая относится к внеклассной работе с учениками.

Гипотеза: процесс нравственно – экологического воспитания на экскурсиях в группе продленного дня будет эффективным, если:

1. На экскурсиях учащимся демонстрируются результаты положительного и отрицательного вмешательства человека в природу;

2. Будут использоваться различные методы и приемы нравственно- экологического воспитания младших школьников;

3. Воспитатель личным примером в процессе экскурсий будет способствовать воспитанию нравственности;

Одной из форм экологического воспитания является экскурсия. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии - формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.

Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения.

Весной необходимо обращать внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна - набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях поэтов

В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года.

На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.

Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.

Эффективным приемом формирования нравственно-экологического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий.

Познавательные ситуации чаще предлагаются воспитателем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне - следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины.

Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.

Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от детей решения той или иной нравственной задачи. Например: «Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его». Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она? Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения воспитателя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.

Воспитатель в своей работе тщательно готовится к экскурсии и составляет подробный план подготовки.

1. Намечает тему экскурсии. Стараюсь, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей.

2. Определяет цель, задачи экскурсии и составляю предварительный план экскурсии.

3. Выбирает место проведения экскурсии, заранее побывав там, разрабатывает маршрут. Предусматривает места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности детей.

4. Уточняет содержание воспитательного и познавательного материала, подбирает игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумывает методику проведения экскурсионного занятия.

6. Планирует организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределяет обязанности между подгруппами или отдельными детьми.

Часто предлагают детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе. На экскурсии используют загадки. Перед экскурсией дают также детям различные задания по наблюдению за животными, птицами и растениями.

Практически на каждой экскурсии уделяют большое внимание повышению познавательной активности детей. Для этого проводятся дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.

Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

Экскурсия в осенний парк «Осень - прекрасная пора

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим.

Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т. е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный. К концу экскурсии обучающиеся должны не только выполнить практические задания, но собрать природный материал (листья, осенние цветы и т.д)

Экскурсия «Где растут растения?».

Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные растения. Вводится понятие «среда обитания». Выяснить чем отличается лес и луг? Растут ли на берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем отличаются растения леса и луга.

Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».

Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?

Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?

Почему нет ярких цветов?

Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? – «По кругу».

Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы».

Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.

Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тих в лесу.

Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы.

Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.

Какое? Послушайте.

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот Готовят ей наряды.

Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева.

Провести игру «Угадай-ка».

Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения данного обитателя. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему.

Экскурсия «Разноцветные облака в разноцветном небе».

Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.

С детьми мы выясняли, что такое облака, что такое небо.

При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом окрашиваются причудливые формы облаков: появляется огромное разнообразие цвета на небе. Часть детей рисует "небо", а другая - рвет из бумаги "облака".

Экскурсия Природа просыпается.

Цель: наступление весны - смена условий существования.

С детьми наблюдаем за окружающей природой и замечаем, что потекли ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали за тем, как изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети изображали весну в технике "монотипия".

Экскурсия в лес: «Лес, ярусы леса»

Цель: Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

Заключение

В результате можно сделать следующие выводы:

1.Нравственно-экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.

2.Теоретические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3.Несмотря на оживление работы по нравственно-экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

4.Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

5. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь занятия нетрадиционной формы: например экскурсии. На таких занятиях можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке занятия, заинтересованности в том, чтобы экскурсия прошла хорошо. Экскурсии, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому экскурсии особенно важны для формирования нравственно - экологического сознания у школьников.

6.При проведении нестандартных занятий у школьников не только повысился уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

7.Целенаправленная систематическая работа по нравственно-экологическому воспитанию, способствует значительному повышению нравственно-экологической культуры школьников.

Целью исследования взаимодействия нравственного и экологического воспитания является формирование человека с высоким уровнем нравственно-экологической культуры, сочетающего в себе нравственно-экологические знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых нравственно-экологическими ценностями.

Нравственно-экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная - несёт больше информации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Айзерман, Л.С. Уроки нравственного прозрения / Л.С. Айзерман. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с.

2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание/ Н.В. Архангельский - М.: Просвещение, 1979.- 92 с.

3. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова, О.Д. Калинина. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

4. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы/ Н.Ф. Виноградова- М.: Просвещение, 1990. .- 240 с.

5. Высотина, Л.А. Нравственное воспитание младших школьников / Л.А. Высотина. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.- 160 с.

6. Головко, Е.В. Формирование нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды [Текст] : монография/ Е.В. Головко. – Белгород, Изд-во: ООО «ГиК», 2008. – 128 с.

7. Дмитриев, К.Е. История педагогики: учеб. пособие / К.Е. Дмитриев. – М.: Просвещение, 1998.- 267с.

8. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2. – С. 26 -30.

9. Монахов, Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика.: метод. пособие для учителей / Н.И. Монахов. - М.: Просвещение, 1981.- С. 73-79

10. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 1988. – 192 с.

11. Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И. Д.,

Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983. – 180 с.

Соловьева Виктория Ивановна

МКОУ Заброденская СОШ

Приложение 1.

Осенняя экскурсия в парк

Цели: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.

Ход мероприятия

Воспитатель не только проводит инструктаж о поведении во время экскурсии, но и готовит детей эмоционально к восприятию природы, к наблюдению за сезонными изменениями.

Накануне экскурсии ребята читают стихи об осени, разгадывают загадки, знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Сентябрь холоден, да сыт.

От осени к лету поворота нету.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (Облака.)

Е. Серова

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду, Покуда он идет. (Дождь.)

С.Я. Маршак

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)

Без рук, без ног

По полю скачет,

Под окном стучится,

В дом просится. (Ветер.)

Пришла пора -

Опустели леса:

Листья опадают,

Птицы улетают. (Осень.)

Детям раздаются для заучивания стихи о природе, об осени, о деревьях и птицах.

Во время экскурсии им предлагается понаблюдать за погодой

Какая сегодня погода?

Какое небо?

Какое солнце?

Сравните сентябрьские дни с летними днями.

Воспитатель обращает внимание детей на краски осеннего парка;

Как изменились краски осеннего парка по сравнению с летом Воспитатель и дети наблюдают за листопадом:

Что называют осенним листопадом?

Начался ли осенний листопад?

Как вы думаете, в какую погоду листьев облетает больше? Почему?

Воспитатель обращает внимание детей на отдельные деревья и кустарники. Учит детей отличать деревья:

Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

Какие лиственные деревья вы знаете?

Видите ли вы их в парке?

Как выглядит их ствол?

Какую форму имеют их листья?

Воспитатель и дети рассматривают цветущие травянистые рас тения в парке. Называют цветы, которые они видят.

Воспитатель обращает внимание детей на насекомых:

Каких насекомых можно увидеть в парке летом?

Много ли насекомых в парке сейчас?

Почему пропали насекомые?

Куда они делись?

Дети наблюдают за птицами. Называют их. Дети гуляют по осеннему парку, вслушиваются в шелест листь ев под ногами, собирают яркие осенние листочки. Читают прекрасные стихи русских поэтов об осени наизусть (предварительно выученные по заданию воспитателя): Н. Некрасова «Славная осень!», Бунина «Лес точно терем расписной...» и др. После экскурсии дети делятся своими впечатлениями о том, что особенно понравилось, что удивило, что нового узнали и увидели. Делают рисунки, аппликации из листьев.

Приложение 2.

Экскурсия Тема "Осень - прекрасная пора".

образовательная - развивать у детей понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях;

развивающая - развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.

воспитательная - развивать эстетическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде;

Проведение экскурсии.

I. Начинаю экскурсию с места, к которому подступают деревья кустарники, тронутые палитрой осенних красок.

Экскурсию начинаю стихотворением И. Бунина "Листопад":

"Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца..."

Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.

II. В ходе рассказа конкретизирую понятие "дерево", "кустарник", "трава", обращаю внимание дошкольников на их многообразие, ввожу видовое название растений. Объясняю им:

* причины изменения окраски листьев, листопада;

* чем вызвано многообразие плодов;

* чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.

При объяснении использую стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной"

"Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера..."

III. Ближе познакомиться с миром природы помогает игра "Найди свое дерево".

Играют в паре. Один из детей выполняет роль слепого (закрывает глаза), а другой роль поводыря. Поводырь подводит слепого своей дорогой к одному из деревьев; слепой должен обследовать это дерево с закрытыми глазами, потрогать руками шероховатости, неровности коры, ощутить его запах. Затем поводырь возвращает слепого на исходные позиции, и тот уже один находит верную дорогу и по своим ощущениям определяет "свое дерево".

Игру использую с целью развития познавательной активности детей. Игра помогает прививать интерес к предмету.

IV. После экскурсии выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:

1. Чем кустарник отличается от дерева?

2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?

3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?

4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

5. Какие плоды преобладают у кустарников?

6. Как они распространяются?

7. У каких растений быстрее желтеют листья - у деревьев или кустарников?

В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:

Почему говорят: "Если лист ничком ложиться, когда опадает, - к урожаю на будущий год";

"Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы".

Отгадайте: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес).

"Многорук, а нога одна" (дерево).

"Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос" (береза)

"Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет" (лист).

"Летом одевается, зимой раздевается" (растения)

В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.д.елаю вывод, придав материалу целостность.

VI. Напоминаю о сроках письменного ответа. Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

Приложение 3.

Экскурсия: лес, ярусы леса.

Цели экскурсии:

1.Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2.Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3.Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1.Блокноты и простые карандаши.

2Маленькие грабельки и совок.

Предварительная подготовка:

1.Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2.Разделить класс на 3 группы.

3.Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

Задание для 2 группы.

Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения.

Как их отличить друг от друга?

Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Ход экскурсии.

1.Организационный момент.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве. Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

Как нужно вести себя на природе?

Где вы можете ходить?

Что можете делать?

Чего нельзя делать на природе?

2.Вводная беседа.

Ребята, где мы с вами находимся?

Вам здесь нравится?

Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.(Дети читают наизусть четверостишия.)

Понравились вам отрывки из стихотворений?

Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

А какое время года сейчас?

Какой сейчас месяц, год и число?

Какая погода стоит на дворе?

3.Изучение новой темы.

А что такое лес?

Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

Чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)

Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами - этажами: выше всех деревья, ниже - кустарник, еще ниже - травы, грибы, а в самом низу - мхи.)

А теперь назовите номера этажей - ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

4.Практическая работа.

Только ли растения живут в лесу?

Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

5.Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

6.Подведение итогов экскурсии.

Понравилась ли вам экскурсия?

Какие открытия вы сделали сегодня?

Как размещаются растения и животные в лесу?

Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

Цели:

1. Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам.

2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам; доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела; трудолюбие.

Оборудование: обручи, веревки, корзина, игрушки для самостоятельной игровой деятельности (машины, песочные наборы).

Ход прогулки:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Беседа - наблюдение:

Воспитатель. О чем это стихотворение?

Дети. Это стихотворение о птицах, о том, что их надо кормить зимой.

Воспитатель. Посмотрите. У нас на участке много птичьих столовых. Как они называются?

Дети. Птичьи столовые называются кормушками.

Воспитатель. Зачем мы их повесили?

Дети. Кормушки нужны для того, чтобы кормить птиц.

Воспитатель. Чем мы кормим птиц?

Дети. Мы кормим птиц зернами, пшеном, хлебом, семечками.

Воспитатель. Для чего мы помогаем птицам?

Дети. Чтобы птицы были сыты и не замерзли холодной зимой.

Воспитатель. Какую пользу приносят птицы?

Дети. Птицы охраняют лес от вредителей, едят мошек, комаров, гусениц. Он красиво поют.

Воспитатель. Какие стихотворения мы знаем о птичьих кормушках? Давайте вспомним.

Стихотворение о кормушках.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей. Снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев!

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Путешественник скворец…

Вот и песенке конец!

Воспитатель Ребята, а каким стихотворением мы приглашаем птичек к кормушкам?

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

Прилетели в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Воспитатель. Какие птицы прилетают к нашим кормушкам?

Дети. Вороны, воробьи, галки, синицы, голуби, снегири.

Воспитатель. Они все одинаковые или как-то отличаются?

Дети. Все птицы отличаются по размеру, клювом, хвостами, у них разное оперенье, они по-разному поют.

Воспитатель. Давайте поиграем и посмотрим, научились ли вы различать птиц, которые прилетают к нам на участок.

Сюжетно-ролевая игра.

Дети по очереди переодеваются в птиц. Они рассказывают, как выглядит птичка, где она живет. Чем питается, как ходит. Ребята отгадывают, в какую птицу превратился один из детей.

Ребята представляют птиц: ворону, синицу, снегиря, галку, воробья.

Индивидуальная работа.

Воспитатель Ребята, кто покажет, как прыгает воробей? (Дети показывают.)

1. Прыжки на двух ногах, руки на поясе. Прыгают, как воробьи.

Воспитатель Как птички сидят на ветке, как они по ней передвигаются

2. Шаги по веревочке приставными шагами, руки на поясе.

Подвижные игры.

1. «Птички и клетка».

Ход игры. Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки; дети идут по кругу, держась за руки, – это «клетка». Другая подгруппа – «птички». Воспитатель говорит: «Открыть клетку!», и дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» влетают в «клетку» (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!». Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными и встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1–3 «птички». Затем дети меняются ролями.

2. «Гуси-гуси».

Ход игры. Игроки «гуси» выстраиваются у одной стены;место у другой стены определяется в качестве их домика;«волк» занимает место посредине комнаты;между ведущим и «гусями» происходит диалог:

В.: Гуси-гуси!

Г.: Га-га-га!

В.: Есть хотите?

Г.: Да-да-да!

В.: Ну летите!

Г.: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

В.: Ну летите, раз хотите, только крылья берегите!

После этого «гуси» летят в свой домик, а волк их ловит.

Трудовая деятельность.

Воспитатель. Ребята, как меняется жизнь птиц с приходом весны?

Дети. Птицы прилетают с юга, начинают строить гнезда.

Воспитатель. Из чего птицы строят гнезда?

Дети. И веток.

Воспитатель. Сейчас мы превратимся в птиц и отправимся собирать веточки для гнезда.

(Дети собирают ветки на участке, складывают их в одном месте – строят для птички гнездо.)

Самостоятельная игровая деятельность.

Конспект прогулки «В поисках весны»

Цели:

  1. Обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и изменениях, происходящих в природе.
  2. Развитие словаря, мышления, общей и мелкой моторики;
  3. Расширять представление об окружающем, воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе весной.
  4. Развивать творческое воображение, имитационные возможности, согласование ритма движений с музыкальным сопровождением красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку.
  5. Закреплять знания о времени года;
  6. Развитие воображения, творческой и физической активности;
  7. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Словарная работа:

  1. пополнение словаря,
  2. Закрепление прилагательных.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите как сегодня хорошо на улице, как ярко светит солнышко, как сладко поют птицы. А какое сейчас на улице время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, на дворе Весна!

Солнце светит нам с утра.

Вы, детишки, не ленитесь,

Быстро собирайтесь,

В путь - дорожку отправляйтесь!

Садимся в поезд. Поехали! (ходьба в колонне по одному, имитируя руками движение колес) .

Внимание, впереди извилистая дорога! (ходьба в колонне по одному змейкой) .

Дети, садимся в вагон по двое (перестроение в колону по два) .

Наш поезд замедляет ход (остановка) .

Мы старались, ехали- до весеннего леса доехали! ,

На дереве письмо.

Как вы думаете, от кого письмо? (ответы детей)

Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Пропали приметы весны. Помогите, ребята» . Весна обращается к нам с просьбой вернуть приметы. А для этого нам нужно выполнить задания.

А вот и первое задание.

Попробуйте сказать, без чего не может быть весны. (без яркого солнца, птиц, ручья, почки, подснежников, вербы)

Физкультминутка «Подснежники»

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза) ,

Улыбнулись (улыбаются) ,

Потянулись (тянутся) ,

Раз – росой умылись (умываются) ,

Два – изящно покружились (кружатся) ,

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают) ,

А четыре полетели (бегают) ,

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают) .

Чтобы нам легче было выполнить следующее задание, весна отправила нам свой мячик.

Давайте поиграем в интересную игру «Скажи наоборот»

Зимой лед толстый – а весной (тонкий)

Зимой день короткий – а весной (длинный)

Ручей широкий, а ручеек (узкий)

Зимой воздух холодный, а весной (теплый)

Чай горячий, а сосулька (холодная)

дерево высокое – куст низкий

река глубокая – ручей мелкий

Весной просыпается не только природа, но и животные.

Давайте пойдем по весеннему и лесу и посмотрим какие животные просыпаются весной, а какие не спали всю долгую зиму?

Дети находят зайца и лису (игра «Лиса и зайцы» ) ;

Дети находят медведя (игра под мелодию Е. Железновой «Пусть со мной все девочки попрыгают как белочки…»)

Дети находят ежа (пальчиковая гимнастика «Ёжик» )

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, мы расколдовали все приметы весны, и разбудили всех животных.

Дети возвращаются в детский сад.

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т.к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно. При этом на работу мышц приходится до 75% всего дневного времени. Лишь 30% школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70% – посещают только уроки физкультуры.

Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и играющих на воздухе в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, чем у “домашних”, т.к. умеренные физические нагрузки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и, поэтому, являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечение гармоничного развития человека. Этого можно достичь при соблюдении некоторых условий:

  • движения должны быть разнообразны по форме и характеру;
  • физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;
  • занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь, в первую очередь, применением подвижных игр.

Как зимой, так и весеннее – осенний период школьная, спортивная площадка – хорошее место для организации спортивных игр, а также развлечений и забав.

Группы продленного дня всегда могут приспособить для этого те или иные сооружения, включать в содержание игровых занятий.

1. Прогулка.

Прогулка – это одна из форм отдыха детей.

Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать.
Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха, быть насыщенной играми и развлечениями.
Прогулка, в сравнениями с экскурсиями, проигрывает лишь в одном – в системности полученных знаний. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия не уступают тем, которые приобретены на экскурсии.

Игровая прогулка.

Сразу поле выхода на улицу провожу с детьми десятиминутное наблюдение за состоянием погоды (снег, дождь, солнце, сильный ветер, пасмурно и т.д.), за деревьями (набухли почки, появились первые листочки, пожелтели листья и т.д.), за птицами (летают стаей, по парам и т.д.), за настроением людей и их одеждой). После каждого рассматривания ставлю вопрос: “Почему?”. Дети отвечают активно, иногда перебивая друг друга, но обиды нет, т.к. всем хочется показать себя наблюдательным человеком. Ребята даже приводят примеры из собственного опыта или сравнивают с прошедшими наблюдениями.

Затем предлагаю детям спокойные игры. Очень любят ребята всех возрастов, по моим наблюдениям, играть с мячом. В 1-х – 2-х классах учимся ловить мяч, бросать от себя, на игре “десяточка” – об стенку или стоя в кругу.

Правила: мяч должен быть небольшим, но прыгучим. Кажется как просто: ударил мячиком об стенку, дождался, кода отскочит к тебе и поймал. Но я усложняю задачу.

Например:

– бросить и поймать, но пока мячик летит к тебе, 2-3 раза хлопнуть в ладоши;
– бросить мячик так, чтобы он отскочил не в руки, а на землю, а уж потом к ребенку;
– заставить мячик проделать обратный путь – земля, стена и в руки, а в это время повернуться вокруг себя, присесть, пропустить мячик под ногой, между 2-мя ногами, повернуться спиной к стенке и т.д.

В начале игры мы с детьми обговариваем, какие движения будут делать играющие. Играют до “первой ошибки”: ошибся – уступи место тому, чья очередь испытать силы. Ребята стараются сами и подсказываю на свои примерах другим детям, у кого не получается (как удобней встать и сделать эти движения). У ребят развивается чувство взаимопомощи, доброго отношения друг к другу.

Игра “я знаю 5 названий” показывает знания детей, полученными ими на уроках и в обыденной жизни. Эта игра учит детей ударять ладонью по мечу так, чтобы он, отскакивая от земли, возвращался к ладони. Привлекают от 2-х до 5-ти человек. Ребята без остановки отбивают ладонью от земли мяч и при этом называют имена людей, названия городов, фруктов, овощей, животных, птиц и т.д. если в выполнении программы происходит сбой, то я меняю ребенка на следующего играющего.

Увеличиваю темп прогулки с помощью игры “Вышибалы”. Здесь играют все, предлагаю поиграть даже детям из других групп продленного дня. Чем больше детей, тем интереснее. Делю ребят на две команды: 1-я – “вышибалы”, 2-я – “бегущая”. Цель “бегущих” – увернутся от мяча, который перебрасывают “вышибалы” (они стараются попасть в бегущих). Каждый раз пытаюсь вводить в игру новые правила, тем самым усложняя ее. Главная задача – продержаться в кругу как можно дольше.

Если у ребят нет желания играть в “Вышибалы” предлагаю им не менее подвижную игру “Перехват на бегу” (“Собачки”). Ставлю детей в круг, выбираю водящего по желанию. Если желающих много, применяю считалочку.

Суть игры: водящий располагается внутри круга, его цель – перехватить мяч, который летает от одного ребенка к другому. Если же водящий все-таки перехватил мяч на лету, то он становится в круг вместо того, чей пас был перехвачен, а тот делается водящим.

Если нет погодных условий для игры в мяч, то предлагаю детям не менее интересную игру, связанную с прыгалками, ведь скакалка является одним из самых доступных спортивных снарядов. Она помогает детям укрепить свою выносливость, приобрести ловкость. Прыгалки приобретаю по росту детей. Первоначально учимся прыгать. Объясняю, что прыгать надо невысоко, на носках, в ритме движения скакалки, приземляться легко, сгибая ноги в коленях. Показываю на своем примере в медленном темпе, а затем увеличиваю его. По мере обучения усложняю задачу или составляю комбинацию движений. Ввожу технику прыжка “двоечка” – один основной прыжок, другой как бы страхующий, не позволяющий ребенку как бы стоять.

Постепенно ввожу ребенка в игру “Часики” (до 24 разовых прыжков). Предлагаю разбиться на команды. Слабопрыгающих детей распределяю сама. Подбадриваю детей во время игры, подсказываю как лучше выполнить заданное упражнение, пресекаю споры, возникающие при неудачных прыжках. Чаще, чем других хвалю детей, которым тяжело даются прыжки на прыгалках. Стараюсь поддержать желание играть всем вместе.

Подвижная игра с использованием скакалок “Часики”.

Дети разбиваются на две команды. Одна команда прыгает, другая крутит скакалку (затем наоборот).

1. Один прыжок.
2. Два прыжка.
3. Три прыжка.
4. Четыри прыжка на левой ноге.
5. Пять прыжков на правой ноге.
6. Крестиком.
7. Закрыв лицо руками.
8. По два раза на каждой стороне, вокруг себя.
9. По два раза прыгаем обычно, третий – достать рукой до земли
10. Против “волны”.
11. “Чай” – прыгаем быстро.
12. “Молочко” – прыгаем медленно.
13. Барабан.
14. 7 раз на левой ноге, 7 – на правой.
15. "Колыбелька".
16. Подскоки против “волны”
17. Свое придуманное упражнение-зарядка
18. Сидя на корточках.
19. Хлопок спереди, хлопок сзади и т.д.
20. Против “волны”.
21. Прыгаем по два человека одновременно.
22. Зарядка на внимание: одна рука на пояс, другая; одна рука на плечо, другая; одна рука наверх, другая и обратно – в том же порядке.
23. Прыгаем по три человека одновременно.
24. Прыгает вся команда.

Тот кто первым закончит прыгать, тот и победил.

Не менее интересны спортивные игры. В эти игры хорошо играть с детьми из других групп, но лучше одинаковыми по возрасту. Что может быть прекраснее и естественнее спортивного бега? Практически любой вид спорта основан на умении хорошо бегать, поэтому мои ребята очень любят, когда я устраиваю для них нескучные беговые состязания (эстафеты).

Перебежки: совсем не надо мчаться со всех ног, стараясь опередить тех, кто бежит рядом. Здесь важно другое – показать свою выносливость (это я объясняю своим ребятам). Затем отмеряю дистанцию и предлагаю пробежаться от флажка до флажка (от черты до черты) всем вместе. Добежали, остановились, повернулись и обратно. Объясняю, что такой бег называется “челночным”. Так много раз. Не выдержавшему предлагаю постоять около меня. С каждой перебежкой число бегущих уменьшается. В конце концов, определяю победителя.

Атака со всех сторон: на возвышении ставлю предмет (кегля, кубик и т.д.), в разные стороны определяю одинаковое расстояние по кругу (12-15 шагов). Предлагаю детям занять исходные позиции. Хлопок в ладоши звучит как сигнал, можно сбегаться. Кто схватил первым предмет, тот и победил. Игру повторяю несколько раз.

Салочки: все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.

День и ночь: делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.

И так несколько раз. Предлагаю ведущему не обязательно выкрикивать команды по очереди, а выкрикивать одну и туже несколько раз.

Раз в неделю провожу с детьми игры – эстафеты. Делю детей на команды, исходя из их количества в группе продленного дня. Приглашаю детей из других групп. Если дети не могут сами выбрать капитана, то назначаю его я. Вместе придумываем название команды. Есть дети, которым нельзя по состоянию здоровья такие активные движения, тогда они помогают мне с организацией эстафет.

Очень удобна спортивная площадка с различными атрибутами. Стараюсь, чтобы эстафетные упражнения были доступны детям. В игре развивается сила, ловкость, умение поддержать друг друга, закрепляются технические навыки и формируются личные качества ребят. Перед игрой рассказываю детям о влиянии упражнений на состояние здоровья.

2. Пешие экскурсии.

В содержании моей работы и работы учителя входят психолого-педагогические наблюдения. Мы договариваемся о совместных действиях для повышения эффективности уроков и группы продленного дня (о воспитательных занятиях после уроков). В повседневной работе мы планомерно и основательно знакомим детей с красотой родного края, города, в котором живут дети. Мы привлекаем и родителей к поведению с учащимися во внеурочное время культурно – просветительных мероприятий и экскурсий.

Из классного журнала я получаю сведения, нужные для закрепления работы, начатой в классе. С детьми мы составляем топографические карты проживания ребенка, учебного заведения. Провожу наблюдения за природными явлениями или аномалиями (зима – нет снега, лето – идет снег, утки не улетели, река не замерзла – почему?). Провожу пешие прогулки к реке “Сетунька” и экскурсии к памятникам, расположенных рядом со школой (2-3 остановки). Такая коллективно-групповая деятельность влияет на развития положительного отношения к учению, повышает заинтересованность, приучает быть внимательным к мнению товарищей, учит напряженно работать в отведенное время.

Экскурсионные занятия в группе продленного дня преследует оздоровительно-воспитательные цели. Этим они отличаются от учебных экскурсий. Я рассматриваю их как одну из форм отдыха, поэтому на них применяю методы и средства организации досуга. Кроме того, периодически, я могу прервать занятия играми развлекательного

характера. Большое внимание стараюсь уделять протяженности маршрута с целью увеличения физической нагрузки при ходьбе и развлечениях. На обществоведческих экскурсиях стараюсь показать ребятам, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, осветить трудовые и боевые традиции народа на примерах родного края. В результате этой работы формируются общественно – ценные отношения к труду и людям труд, потребности трудится, и способствовать сознательно, избрать свою будущую профессию.

На природоведческих экскурсиях знакомлю школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека.

Стараюсь приучать детей по – хозяйски относится к ее богатствам и приумножать их. Все это благотворно влияет на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащает учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем их мире.

Экскурсия к водоему.

(наблюдение за рекой, растительностью и животным миром)

Цели :

  • проверить, знают ли дети о значении экологии в природе;
  • могут ли определить ее “на глаз”.

Сразу после выхода на улицу предлагаю детям прогулку к реке “Сетунька”. Берем с собой заранее приготовленный корм для птиц (хлеб, картофель). Идем медленно, по дороге рассматривая погодные условия и растения. Спрашиваю, что появилось нового в природе (дети отвечают исходя из погодных условий).

Вопросы:

– В чем заключается взаимосвязь человека и природы?

От ребят поступают разнообразные ответы. Объединив их, делаем заключение: природа дает человеку воду, пищу, одежду и поэтому он должен оберегать природу и экономно использовать ее богатства.

– Как вы понимаете экологическое воспитание? (Воспитание бережного отношения к природе.)

– Как вы узнаете, что такое экология и как к ней относится? (Учитель рассказывает нам об охране природы и правильным использованием ее человеком.)

Продолжаю с ребятами беседу уже у реки.

Воспитатель: обратите внимание на нашу речку, как она называется?”

Дети (хором) : Сетунька.

Воспитатель: как вы думаете, вода в ней экологически чистая или нет?”

Дети: да, ее недавно чистили.
– Нет, вода в ней непрозрачная, в ней плавают ветки, бутылки, бревна, и они гниют.

Воспитатель: мы знаем, что в экологически чистых водоемах много растительности. Как вы считаете, есть ли растения в Сетуньке?

Дети: да, ведь чем-то питаются утки.
– Нет, растений не видно из-за темной, неживой воды.

Воспитатель: река замерзает на зиму или нет?

Дети: там, где нет синего течения она уходит под лед, а где сильное течение, река не замерзает.

Во время нашей беседы со всех сторон приплыли, прилетели утки.

Воспитатель: а почему утки не улетели? Посмотрите, как их много на речке!

Дети: им помогают жить люди!

И ребята стали активно кормить диких птиц, которые уже не боялись людей и даже вылезли на берег, но, правда, очень близко не подходили. В заключении мы выяснили, что раз речка не замерзла, есть подкормка, то утки не улетают, а по весне дают потомство в укромных местах.

В закреплении проведенных экскурсий и наблюдений играю с детьми в “Поле чудес” на темы:

  • Лесные полезные и ядовитые ягоды и грибы
  • Полевые цветы
  • Дикие птицы
  • Животные нашего края

Воспитание коллектива через пешие прогулки по улицам и достопримечательностям родного края.

Главной задачей ставлю организацию сплоченного коллектива класса, поэтому привлекаю детей в совместную деятельность.

К пеший прогулке мы готовимся заранее. Разрабатываем маршрут, чертим карту на доске, договариваемся о дне прогулки. Интереснее получается, если с нашей группой детей идет параллельная группа из их сверстников. По дороге обращаю внимание детей на красоту деревьев (в разное время года).

Рассказ о том, как трудно вырастить дерево побуждает детей к более активному сбору макулатуры, чтобы сохранить как можно больше деревьев.

При походе к остановкам, заранее подготовленные дети рассказывают, в честь кого ионии названы.

Улица Гришина (1962 г.) – Иван Тихонович Гришин (1901-1950 г.), герой Советского Союза, участник боев по ликвидации банд Антонова – генерал-полковника. В годы ВОВ командовал дивизиями и армиями. Войска под командованием Гришина участвовали в боях под Москвой, на Западном, Брянском и 2-м Белорусском фронтах.

Можайское шоссе (19 век) – названо по дороге в старинный город Можайск, известный 1231 г. Она проходила здесь уже в 13 веке. В течение нескольких столетий Можайск служил крепостью на западных подступах к Москве. До начала 1950-х годов Можайское шоссе тянется от улицы Суслова до кольцевой автодороги.

Улица Петра Алексеева – Петр Алексеевич Алексеев (1849-1891) – один из первых русских рабочих-революционеров, ткач, вел революционную пропаганду на многих фабриках и заводах Санкт-Петербурга и Москвы. Его речь против царизма на суде 1877г. В.И.Ленин назвал “Великим пророчеством”.

Улица Багрицкого (1961г.) – Эдуард Георгиевич Багрицкий (1895-1934 г.), поэт, выходец из бедной одесской семьи. С 1925 г. жил здесь, в бывшем подмосковном городе Кунцево. В 13 лет создал школьный литературный журнал, в 18 лет участвовал в создании сборников молодых литераторов. В 1917году ушел на фронт, но через год вернулся и в партизанском отряде взялся за работу поэта-агитатора. В своих стихах он славил революцию. Оптимистичны и картины природы. Он с удивительной легкостью передавал краски и звуки, ароматы. В 1982 г. там, где жил поэт, ему поставлен памятник.

К рассказам ребята готовятся заранее. Вместе со мной они подбирают нужный материал, который и применяют впоследствии. У памятника поэта мы читаем отрывки стихов (не наизусть), желающих читать очень много. Распределяю стихи по своим детям и ребятам из параллельной группы продлённого дня.

Трудно дело птицелова:
Заучи повадки птичьи,
Помни время перелётов,
Разным посвистом свисти.
Но шатаясь по дорогам
Под заборами ночуя,
Дидель весел, Дидель может
Песни петь и птиц ловить.
В бузине сырой и круглой,
Соловей ударил дудкой,
На сосне звенят синицы,
На берёзе зяблик бьёт.
И вытаскивает Дидель
Из котомки заповедной
Три манка и каждой птице
Посвящает свой манок.
Дунет он в манок бузинный
И звенит манок бузинный
Из бузинного прикрытья
Отвечает соловей.
Дунет он в манок сосновый
И свистит манок сосновый,
На сосне в ответ синицы
Рассыпают бубенцы……….

ОСЕНЬ (отрывок)

…Я на берег выйду:
Густой, густой.
Туман от солёных вод
Клубится и тянется над водой
Где рыбий косяк плывёт.
И ухо моё принимает звук
Гудя, как пустой сосуд;
И я различаю:
На юг, на юг
Осётры плывут, плывут!
Шипенье подводного песка,
Неловкого краба ход,
И чаек полёт, и пробег бычка,
И круглой медузы мёд.
Я утра дождусь….
А потом, потом,
Когда распахнётся мрак,
Я на гору выйду….
В родимый дом
Направлю спокойный шаг.
Я слышал осеннее бытие
Я море узнал и степь,
Я свистну собаку, возьму ружьё
И в сумку засуну хлеб…
Опять упадёт осенний зной,
Густой, как цветочный мёд –
И вот над садами и над водой
Охотничий день встаёт… 1924 г.

Весна.И с каждым днём невнятней
Травой восходит тишина
И голуби на голубятне,
И облачная тишина.
Пора! Полощет плат крылатый –
И разом улетают в гарь
Сизоголовый, и хохлатый
И взмывший веером почтарь.
О, голубиная охота,
Уже воркующей толпой
Воскрылий, пуха и помёта
Развеян вихрь над головой!
Двадцатый год! Но мало,мало
Любви и славы за спиной.
Лишь 20 капель простучало
О подоконник жестяной.
Лишь голуби, да голубая
Вода. И мол. И волнолом.
Лишь сердце, тишину встречая,
Всё чаще ходит ходуном.
Гудит година путевая,
Вагоны, ветер полевой.
Страна распахнута другая,
Страна иная предо мной!
Близ углового поворота
Я поднял голову – и вот
Воскрылий пуха и помёта
Рассеявшийся вихрь плывёт!
На плоской крыше плой крылатый
Полощет – и взлетают в гарь
Сизоголовый и хохлатый,
И взмывший веером почтарь!...

1923 г.

Копытом и камнем испытаны годы.
Бессмертной полынью пропитаны воды, –
И горечь полыни на наших губах…
Нам нож – не по кисти,
Перо – не по нраву
Кирка не по части
И слава не в славу,
Мы ржавые листья
На ржавых дубах…
Чуть ветер,
Чуть север –
И мы облетаем.
Чей путь мы с тобой теперь устилаем?
Чьи ноги по ржавчине нашей пройдут?
Потопчут ли нас трубачи молодые?
Войдут ли над нами созвездия чужие?
Мы – ржавых дубов облетевших уют…

СМЕРТЬ ПИОНЕРКИ

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашенная дверь.
Тоньше паутины
Из – под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертельный огонек.
Говоришь не можешь –
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладит бедный ежик,
Стриженных волос.
Валя, Валентина что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему ресницы обдувает сон?
Двери отворятся (спать, спать, спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:
– Валенька, Валюша!
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас…
Пусть звучат постыльные,
Скудные слова –
Не погибла молодость,
Молодость жива!
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадский лед.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Подымали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом, –
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Э. Багрицкий

Обратный путь к школе также совершаем пешком, но более быстрым темпом. По дороге отвечаю ребятам на волнующие их вопросы: “Кто такие октябрята, пионеры, комсомольцы? Почему они были тогда, чем они занимались, почему их нет сейчас?” Даю детям ответы в форме рассказа, подытоживая тем самым нашу экскурсию. Когда дети устают мы возвращаемся в школу. На следующий день по стихам Э. Багрицкого даю детям викторину.

Зимнее развлечение в ГПД для учащихся 1-4 классов «Ой, ты, зимушка – зима, до чего ты хороша!»

Лапатина Светлана Васильевна, воспитатель ГПД МОУ Тумская СОШ №46 Филиал «Оськинская ООШ», Клепиковского района, д. Оськино.
Описание: Данный материал будет полезен классным руководителям, воспитателям, вожатым при проведении занятий, развлечений по теме: зима, зимние праздники и забавы. Это мероприятие проводится для учеников 1 – 4 классов.
Цель: В игровой форме закрепить и расширить знания школьников о зиме,зимних праздниках и забавах.
Задачи:
1.Развивать у детей способность эмоционально, образно воспринимать красоту зимней природы через поэзию, игры и музыку.
2.Познакомить школьников со стихотворениями поэтов о зимнем времени года, о зимних праздниках - Новый год, Рождество.
3.Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
4. Привлечь внимание школьников к помощи птицам в трудных зимних условиях, воспитывать у них желание помочь птицам.
Предварительная подготовка: ученики заранее разучивают стихи поэтов В. Степанова, А. Прокофьева, С. Чёрного, Н. Мазняк, З. Орловой, Р. Сефа,З. Александровой.

Ход развлечения:

Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать вам строчки очень интересного стихотворения.

«Письмо Зимы».
Зима прислала нам письмо,
В снежинках – звёздочках оно…
Так начинается письмо:
«Я не была у вас давно…»

Красивый почерк у зимы,
Письмо читаем дальше мы:
«Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.

Как на санях не покататься,
Как не слепить Снеговика?!
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?!

Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема,
И сад, и лес посеребрю,
Большую ёлку подарю.

Скажу Снегурке и Морозу,
Чтоб вовремя собрались в путь,
Напомню дедушке Морозу:
«Подарки взять не позабудь!».

Что мы в ответ Зиме пошлём,
Напишем: «Приходи, мы ждём!
Давно ты не была у нас,
Ну, собирайся, в добрый час
Нина Найдёнова.

Воспитатель: В начале декабря утром мы выходим во двор и удивляемся волшебству: всё вокруг стало белым, первый пушистый снежок запорошил все скверы,улицы,
дома.К нам пришла долгожданная Зимушка – зима!
И сейчас ученики 1 класса прочитают нам стихотворение.
«Зима»
Бела дороженька, бела,
Пришла зима. Зима пришла.

Я шапку белую ношу.
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы.
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берёз.

Замру, и белка в тишине
Вдруг спрыгнет в тишине.
В. Степанов.


«Всё бело»
Всё бело, ой, всё бело,
Белым цветом расцвело.

Бел зайчонки лёгкий след,
На берёзе бел берет,
А на рощице ольховой
Белым – бел платок пуховый!

У рябин бела оборка,
Мил платочек красненький..
Хорошо бежит с пригорка
Маленькая Настенька.
А. Прокофьев.

Воспитатель.
Выпал белый пушистый снежок и нам, конечно, сразу хочется лепить снежки, приглашаю всех поиграть в игру «Снежный ком».
Школьники встают в круг, у воспитателя в руках комок, который по кругу передаётся следующему игроку, проговариваются слова:
Снежный ком мы все катаем,
До пяти мы все считаем:
Раз, два, три, четыре, пять –
Тебе песню исполнять.
Или:
Тебе танец станцевать.
Или:
Тебе загадку отгадать.
Воспитатель.
Вот как славно мы с вами поиграли, ведь зимушка – зима приносит нам много разных интересных и весёлых забав: мы катаемся на санках и лыжах, лепим забавных снеговиков, строим снежную крепость.
И сейчас ученики 2 класса прочитают нам об этом стихотворение.


«На коньках».
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки…
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.

Раз – два! Вот и поскользнулся..
Раз и два! Чуть не кувырнулся…
Раз – два! Крепче на носках!


Захрустел, закрякал лёд,
Ветер дует справа.
Ёлки – волки! Полный ход –
Из пруда в канаву…

Раз – два! По скользкой дорожке…
Раз и два! Весёлые ножки…
Раз – два! Вперёд и вперёд…
С. Чёрный.


«Рукавичка».
Я катала снеговичку –
Потеряла рукавичку.
Потеряла – не нашла
И братишку позвала.

Ищем! Ищем! Не найдём!
Папу с мамою зовём.
Папа с мамою пришли,
Рукавичку не нашли.

Подбежал мой друг Атос:
У него же чуткий нос!
Но и он, английский дог,
Отыскать её не смог.
Солнце съело снеговичку
И нашло мне
Рукавичку!
Н. Мазняк.

Воспитатель.
Ребята, а вы помните, что героиню сказки «Волшебник изумрудного города» Элли унёс могучий ураган в волшебную страну. В зимнее время сильный ураган частенько бывает и у нас, и вот такой ураган будет сейчас переносить вас в противоположную сторону, только вам надо слушать мою команду и быть очень внимательными.
Проводится игра «Зимний ураган».
Воспитатель.
- Зимний ураган подхватил всех девочек!
Девочки, кружась, перебегают на другую сторону.
- А теперь зимний ураган подхватил всех мальчиков.
Настала очередь мальчиков.
- Зимний ураган подхватил всех, кто любит мороженое!
- Зимний ураган подхватил всех, кому исполнилось 8 лет!
Заигравшиеся ученики могут начать перебегать, не дослушав команды, и, конечно, иногда попадают в смешное положение.
- Зимний ураган подхватил всех, кто любит есть лягушек!
- Зимний ураган подхватил всех, кто не умывается!
Игра получается очень веселой и забавной.
Воспитатель.
Зима приносит нам чудесный волшебный праздник – Новый год, которого с нетерпеним ждут не только дети, но и взрослые.
А вот сейчас ученики 3 класса дарят нам новогодние стихи и песню.


«Новый год»
Скоро, скоро Новый год,
Он торопится, идёт!
Постучится в двери к нам:
- Дети, здравствуйте, я к вам!

Праздник мы встречаем,
Ёлку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки.

Скоро Дед Мороз придёт,
Нам подарки принесёт,
Яблоки, конфеты,
Дед Мороз, ну где ты?
З. Орлова.

«Карнавал»
Карнавал!
Карнавал!
Вася Зайцев
Волком стал,
Коля – бегемотом,
Толя – Дон Кихотом.

Мы с Васильевым
Вдвоём
Стали
Небольшим
слоном.

Мы крутились,
Мы плясали –
То – то смеху
Было в зале!

Очень жаль,
Что из слона
Мама в зале
Не видна!
Р. Сеф.

Звучит песня «Говорят, под Новый год» - слова С. Михалкова, музыка В. Берковской.
Воспитатель.
Ребята, а сейчас предлагаю вам поиграть в игру «И я!».
Ведущий.
Я люблю ходить по снегу
И люблю играть в снежки. – И я!
Ведущий.
Я люблю на лыжах бегать,
А ещё люблю коньки. – И я!

Ведущий.
Я люблю зимой и летом
Петь, играть и танцевать. – И я!
Ведущий.
А ещё люблю конфеты
Прямо с фантиком жевать. - ?

Ведущий.
Я люблю лететь на санках,
Так, чтоб ветер засвистел! – И я!
Ведущий.
Я сегодня наизнанку
Шубу тёплую надел. - ?

Ведущий.
Я отгадывал загадки
И подарки получал. - И я!
Скушал много яблок сладких,
Ни минутки не скучал! – И я!

Ведущий.
И девчонки, и мальчишки
В хоровод скорей бегут. – И я!
А пушистые зайчишки
Спят под ёлочкой в снегу. - ?

Ведущий.
Так плясали наши ноги,
Даже начал пол скрипеть. - ?
А в лесу в своей берлоге
До весны заснул медведь. - ?

Ведущий.
Этот праздник новогодний
Не забуду никогда. – И я!
Сочинял весь день сегодня,
Получилась ерунда. - ?
Воспитатель.
Зимние забавы и развлечения – это, конечно, очень здорово и весело, но мы не должны забывать, что зима – это суровое время для птиц, ведь даже холод для пернатых друзей не так сильно страшен, как голод. Поэтому мы должны заботиться о наших зимующих птицах: вешать кормушки, насыпать в них горстки семян, хлебных крошек, зерён, класть кусочки сала, мяса.
Ученики 4 класса прочитают нам об этом стихотворение.


«Птичья ёлка».
У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый год,
На высокой тонкой ножке
Чудо – ёлочка встаёт.

Эта ёлка не простая,
И она не для ребят.
Возле ёлочки, летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири и воробей –
Все хотят повеселиться
Возле ёлочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!
З.Александровна.

Воспитатель.
А сейчас предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Где твоё гнездо?».
Часть учеников получают роль деревьев: они изображают ёлочку,дуб, берёзу, клён, вяз – получается замечательный лес. Другие ученики становятся птицами: воробьями, синицами, галками, воронами.
По команде ведущего «День наступает – всё оживает!», птицы покидают свои гнёзда и свободно перемещаются по лесу. Звучит команда «Ночь наступает – всё замирает!», птицы должны быстро вернуться в своё гнездо на своё дерево.
Далее игра усложняется, по команде ведущего «День наступает – всё оживает!», деревья двигаются по всей площадке, меняются местами. Теперь птицам надо быть очень внимательными, чтобы не потерять своё гнездо и быстро его найти.
Воспитатель.
И вот в январе к нам приходит самый важный, самый добрый праздник – Рождество, и я предлагаю вам послушать моё стихотворение.

«Рождественская ночь»
Вновь Рождество встречаем мы, друзья,
И радуемся чуду, словно дети,
Без веры в это чудо нам нельзя,
Нельзя прожить на свете!

Пусть лик Христа войдёт сегодня в дом,
И будет в наших душах вечно.
И утвердимся, и возрадуемся в том,
Что с нами он сегодня и навечно!

Рождественскую песню мы споём
Спасителю, что в мир спешит прийти,
И души наши мы, открыв ему, даём,
Надеясь, веря, что успеет их спасти!

Воспитатель.
Ребята, раньше на Руси в Рождество играли в игру «Горячо – холодно!» и сейчас я предлагаю вам в неё поиграть.
Двум игрокам завязывают платком глаза, разводят их в разные стороны и вручают им деревянные ложки. В середине комнаты на полу ставят горшок,перевёрнутый вверх дном. Игроки, постукивая перед собой ложками, должны найти горшок, под которым лежит приз. Болельщики могут подсказывать игрокам направление поисков, говоря слова «Горячо –
Холодно!
Воспитатель.
Ну, вот, ребята, и закончилось сегодня наше зимнее развлечение. Я думаю,что всем вам было весело и интересно, ведь зима – настоящая волшебница,она дарит нам много радости, веселья, волшебства.
Зимушку сегодня прославляли,
В игры разные мы поиграли,
Песни пели и стихи читали,
Новый год, Рождество встречали,
Счастья и добра всем пожелали!