Проект во второй группе раннего возраста. Театрализованная деятельность в детском саду

Проект для дошкольников 2-3 лет «Мы играем в театр»

Тип проекта: познавательно – творческий.
Сроки реализации: краткосрочный проект (1 месяц).
Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст участников проекта: первая младшая группа.
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи - у детей старшего дошкольного возраста. Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Актуальность проекта:
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
"Кто?", «Какой?», «Почему?» отвечать,
Героям сказок подражать,
Знания о театре приумножать,
Свою речь развивать.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.

Цель проекта: Развитие навыков монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности.

Ресурсное обеспечение:
настольные театры: «Курочка Ряба»
театр бибабо: «Три медведя»
пальчиковый театр: «Теремок»
костюмы к сказке «Репка», «Колобокок», «Кошкин дом»
сюжетные картинки
дидактические игры: «Кто? Какой? Что делает?», «Кто что ест?», «Последовательности»
«Смена настроений», «Действия», «Расскажи сказку по картинкам», пазлы "Любимые герои сказок", раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка».
атрибуты к подвижным играм «Наседка и цыплата», «Коза-дереза», «Огуречек-огуречек», «Мишка косолапый»

Задачи проекта:
1. Дать воспитанникам элементарные представления о театре (о том как нужно вести себя в театре, о куклах которые учувствуют в представлении, о различных видах театра).
2. Продолжать расширять представления детей о сказках по которым показывают театр.
3. Знакомить с особенностями показа театра.
4. Развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук.
5. Развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
6. Повысить компетентность родителей по вопросам развития речи у детей и развития творческих способностей через театральную деятельность.
7. Обогатить предметно-развивающую среду.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми.

Форма работы с детьми и родителями:
- Индивидуальная;
- Групповая.

План реализации:
I Организационно – подготовительный этап (2 недели)

Образовательные области. Деятельность. Формы и методы работы.

«Социально-коммуникативное развитие».

1) Игровая деятельность:

1. Сюжетно – ролевые игры: «Поход в театр», «Кукла Катя рассказывает любимые стихи».
Цель: Формировать знания детей о правилах поведения в театре. Воспитывать умения быть вежливыми внимательными друг к другу. Учить рассказывать знакомые стихи громко, четко.

Сюжетно-ролевые игры: «В магазине игрушек», «Книжная лавка».
Цель: Учить детей отвечать на вопросы. Уточнить и обогатить представления детей о различных книгах со сказками и игрушках. Учить рассматривать предметы. Развивать речь.

2) Ценностное отношение к труду:
1. Поручения: «Мытье игрушек», «Стирка кукольного белья».
Цель: Развивать умения совместно со взрослым и под присмотром взрослых правильно ухаживать за игрушками, приводить их в порядок

2. Наблюдение за трудом взрослого: «Глажка кукольной одежды»
Цель: Привлекать внимания детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощрять желание помогать взрослым.

3) Основы безопасного поведения:
1. Беседы с детьми «Когда мы пошли в театр».
Цель: Продолжить знакомить детей с правилами безопасности поведения на дорогах.

2. Дидактические упражнения «Можно - нельзя», «Покажи, как правильно».
Цель: Формировать умения соблюдать правила безопасности поведения в общественных местах.

«Познавательное развитие».
Д/И «Последовательности»
Цель: формировать умение вооосздавать последовательность событий из знакомых сказок, выкладывать иллюстрации последовательно, называя, что происходит на них; развивать речь, логическое мышление.

Д/И «Смена настроений»
Цель: Фотмировать представление об основных эмоция и способах их выражения, учить называть основные имоции, показывать их.

Д/И «Действия» (ползет, лежит, прыгает, висит, плывет)
Цель: Ррасширять предметный и глагольный словарь; формировать умение подбирать к действиям подходящие предметы; развивать фразовую речь, мышление, внимание.


Рассматривание иллюстраций к любимым сказкам, сборников стихотворений, потешек и т.д.
Цель: Учить внимательно рассматривать иллюстрации, находить знакомых персонажей, называть их, следить за развитием сюжета; учить отвечать на вопросы «Кто?», «Какой?», «Что делает?», учить сопоставлять текст и рисунки к нему. Обогащать словарный запас.

Рассматривание альбома с фотографиями «Я и Мамочка моя», фотографий с прошедшего утренника «Мамин праздник», «Жизнь в детском саду»
Цель: предложить детям рассказать, кто изображен на фотографиях, учить называть свое имя, фамилию, имя мамы. Развивать речь.


«Художественно-эстетическое развитие».
1) Продуктивная деятельность:
1. Конструирование домиков для животных (сказки «Теремок», «Рукавичка»), построение кроваток (сказка «Три медведя»)


2. Лепка – колобок, мышка, зернышки для курочки (сказки «Колобок», «Теремок», "Курочка Ряба" «Коза-дереза»).


3. Рисование пальчиками – зернышки для петушка (сказка «Заюшкина избушка»).


2) Художественная литература:
1. Чтение детям сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Мишка косолапый», «Колобок», «Курочка Ряба», «Кошкин дом», «Коза-дереза».

Цель: формировать умение эмоционально воспринимать сказки.

2. Чтение стихотворений, потешек.
Киска, киска...» «Кисонька-Мурысонька...» «Сорока-белобока» «Идет коза рогатая...» «Ладушки» «Водичка-водичка...» «Наша Маша», "Огуречик, огуречик..." "Солнышко-ведрышко..." , "Наши уточки с утра...", "Чики-чики-кички..." "Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!" ,
стихотворения А.Барто

3) Музыка:
1. Слушание музыкальных произведений.
2. Пение детских песенок.
3. Разучивание музыкальных движений.
4. Музыкальные произведения «Колыбельная медведицы», «Песенка про лето», «Песенка мамонтенка», «Песенка паровозика из «Ромашкино», «Песенка про чебурашку» и т. д.

5. Музыкально-ритмические движения: «Лиса», «Медвежата», «Кошечка», «Лошадка», «Ежиха», «Волк»
Цель: учить детей в движениях передавать образ персонажа, его настроение.

6. Участие в утреннике «8 марта - Праздник Мамы» при участии кукольного театра и сказочного героя - Котика, которого мы учили печь пирог для мамы.


«Речевое развитие».
1. Дидактические игры:
- Д/И «Громко – тихо». Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Д/И «Кто? Какой? Что делает?»
Цель: Закреплять название героев сказок, описание героев и их поступков; развивать память, речь, мышление;

Д/И «Кто что ест?»
Цель: Закреплять знания детей о том, чем питаются разные животные из знакомых сказок;

Пазлы "Любимые герои сказок"
Цель: Формировать умение собирать изобажения знакомых героев сказок из 2-3 частей, называть их; развивать мелкую моторику.

Д/И «Расскажи сказку по картинкам»
Цель: Учить детей вспоминать сюжет и слова знакомых сказок, опираясь на изображения из этих сказок; Развивать память, речь, мышление.

2. Отгадывание загадок про героев из любимых сказок

3. Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».

«Физическое развитие».
- Хороводные игры: «Шарик», «Карусель», «Пузырь», "Подарки"
Цель: Совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание повторять текст игры с воспитателем.

Подвижные игры «Наседка и цыплата», «Коза-дереза», «Огуречек-огуречек», «Мишка косолапый»
Цель: учить детей в движениях передавать образ персонажа, четко произносить фразы, своевременно реагировать на сигнал воспитателя.

Физминутки: «Деревья», «Аист», «Коза», «Кузнечики», «Лошадки», «Зайцы», «Музыканты»

Режимные моменты.
- Оздоровительная дыхательная гимнастика: «Как мышки пищат?», «Дудочка», «Петушок»; игры в "Султанчики", «Вертушки», дыхательные игры с водой
Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, подготовка к дальнейшей речевой деятельности.

Пальчиковые игры «Пальчики», «Молоточками стучим», «Мы капусту рубим», «Сорока-сорока»
Цель: учить детей выразительно и четко проговаривать текст, повторяя его за воспитателем, двыполнять самомассаж пальцев.

КГН: практическое упр. «Водичка-водичка»
Цель: учить детей сопровождать действия при умывании рассказыванием потешек, пестушек.

Мимические упражнения «Веселый-грустный», «Лягушка улыбается», «Хобот у слона»
Цель: Учить детей при помощи мимики показывать различные настроения, подражать животным, развивать артикуляционный аппарат.

Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию и оформлению театрального уголка, изготовлению масок для инсценировок. Участие родителей в образовательном процессе позволяет значительно повысить эффективность работы и создать единое пространство речевого развития; помогает детям преодолеть те или иные трудности в речевом развитии.

2. Подготовка консультации для родителей: «Театр в жизни детей раннего возраста»

3. Привлечение родителей к созданию совместно с детьми итоговой выставки «Наши любимые сказки»

II Основной этап: (2 недели)
Цель: Формировать представления о различных видах театра. Привлекать к участию в театрализованной деятельности.

Инсценировка сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Кошкин дом», "Три медведя"с помошью разлиных видов театров:
- Настольный театр. В нем мы использовали резиновые, деревянные, бумажные игрушки, а также матрешки с героями сказки «Курочка Ряба».


- Штоковые куклы, сказка «Теремок». Эти куклы водят с помощью одного ли двух штоков (палочек). Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья.

Театр Бибабо по сказке «Три медведя». Дети очень любят играть с куклами Бибабо. Однако для них они пока сложны в управлении.


- Пальчиковый театр, сказка «Теремок». Это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев рук, помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

Проект «МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ» (первая младшая группа)

Цель: развитие наглядно-действенного мышления, создание условий для поиска новых способов решения практических задач при помощи игрушек.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с обобщающим понятием «игрушки», формировать знания о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек.
2. Способствовать формированию положительных эмоций при прочитывании любимых литературных произведений, посредством сюжетных игр побуждать детей повторять за воспитателем слова и фразы знакомых стихотворений.
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и заботу о них; умение решать проблемно-игровые ситуации.
4. Развивать коммуникативные навыки, игровые умения детей, любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
5. Способствовать формированию у родителей потребности в игровом общении с детьми; оказывать родителям практическую помощь в выборе игр и игрушек для детей, в организации совместной игровой деятельности с детьми в кругу семьи, развивать умение видеть окружающий мир глазами ребенка.

Планируемый результат:
- усвоение существительного с обобщающим понятием «игрушки»; понимание игровых зон в группе;
- проявление интереса к экспериментированию и игровым действиям с различными игрушками;
- овладение знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек, игровыми умениями;
- бережное отношение к игрушкам;
- развитие речевой активности детей в различных видах деятельности;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах значения игры и игрушек в жизни ребенка.

Развитие интегративных качеств детей
- Любознательный, активный;
- Эмоционально отзывчивый;
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Предварительная работа:
- Составить картотеку игр с куклой.
- Подобрать литературу по теме: «Игры детей раннего возраста».
- Разработать цикл занятий с детьми.
- Подобрать материал для совместной образовательной деятельности с детьми (игры, стихотворения).

Взаимодействие с семьей:
- Анкетирование родителей на тему: «Роль игрушки в развитии ребенка».
- Оформление альбома «Играем дома».
- Выставка детских работ «Моя любимая игрушка».
- выставка с участием родителей: «Игрушки своими руками».
- Родительское собрание на тему «Роль игрушки в развитии ребенка».
- Папка передвижка «Игры детей раннего возраста».
- Фотовыставка для родителей: «Любимые игрушки малышей».

Участники проекта
Дети первой младшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 4 недели.
План реализации проекта:
1 неделя «Мишка»
2 неделя «Кукла»
3 неделя «Машина»
4 неделя «Собака»
Стратегия реализации проекта








Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми (игры, стихотворения)
Дидактическая игра «Найди мишку»
Программные задачи:
учить находить изображение мишки на картинках; развивать речь, обогащать словарь детей.
Материалы и оборудование: мольберт, картинки с изображением мишек, картинки с изображением других животных.
Ход игры
Воспитатель прикрепляет на мольберт картинки с изображением игрушек, затем, указывая на них, просит детей показать мишку: «Здесь, на картинках, тоже есть мишки, но они спрятались среди других игрушек, найдите их». Дети по очереди могут подойти и указать на картинки с изображением мишки.

Подвижная игра «У медведя во бору»
Программные задачи:
учить действовать согласно словам текста.
Материал: крупная игрушка (медведь.)
Ход игры
Воспитатель сажает медведя под кустом и рассказывает детям, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод; спрашивает, кто из детей ходил с родителями за грибами.
Воспитатель. Много грибов принесли? Находили ли в лесу малину? Кто любит малину? Конечно, медведь! Он приходит полакомиться сладкими ягодами, а как увидит кого, сразу рычит, отгоняет всех, хочет один ягоды собирать. Ишь какой мишка-сладкоежка! Пойдемте и мы в лес!
Воспитатель медленно читает стихотворение:
У медведя во бору грибы-ягоды беру,
А медведь глядит и на нас рычит: «Рррр!»
Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке). Как только медведь «зарычит», все разбегаются в разные стороны. Затем воспитатель спрашивает: «Кто хочет быть медведем? Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будет два медведя». По желанию детей игра повторяется 3-4 раза, «медведи» могут меняться.

Подвижная игра «Игра с мишкой»
Программные задачи:

Материал : крупная игрушка (медведь.)
Ход игры
Воспитатель ходит по группе, тяжело переваливаясь, изображая медведя (в руках держит игрушку - медведя). Дети стоят в противоположном конце комнаты.
Воспитатель:
Мишка по лесу гулял,
Все ребяток он искал.
Долго, долго он искал,
Сел на травку задремал.
Мишку воспитатель сажает на стульчик.
Воспитатель:
Стали детки подходить, (Дети подходят к мишке)
Стали мишеньку будить.
Мишка, мишка ты вставай, (Дети будят мишку)
И ребяток догоняй!
Мишка просыпается и догоняет детей, они бегут в противоположный конец комнаты.

Подвижная игра «Мишенька»
Программные задачи:
учить детей действовать согласно словам текста.
Материал : маска- шапочка медведя.
Ход игры
Дети стоят в кругу взявшись за руки, один ребенок в центре круга - медведь.
Все поют:
Выходи-ка, мишенька, попляши, попляши,
Лапой, лапой, мишенька, помаши, помаши!
А мы вокруг мишеньки все кружком пойдем,
Песенку веселую запоём, запоём,
Будем, будем в ладушки ударять, ударять.
Будет, будет мишенька нам плясать, нам плясать!
Ребенок, изображающий медведя, пляшет, дети хлопают в ладоши.

Музыкальная игра «С мишкой»
Программные задачи:
учить детей действовать согласно словам текста.
Материал: крупная игрушка (медведь.)
Ход игры
Дети сидят вокруг воспитателя, который держит на руках мишку.
Что ты, мишка-медведь,
Что ты вздумал реветь?
Не лежи на боку,
Мы разгоним тоску.
Воспитатель опускает мишку на пол, мишка пляшет, дети хлопают в ладоши.
обогащать детей радостными впечатлениями, развивать эмоциональность детей, воспитывать навык общения со сверстниками и взрослыми, закрепить знания детей о предметах ближайшего окружения - «игрушках», учить отвечать на вопросы, развивать речь.
Оборудование: стулья, игрушки - собака, лошадка, курица, кот, мяч.
Ход
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня можем отправиться на интересную прогулку. И пойдем не пешком, а поедем на поезде. Только поезд нам нужно сделать из стульчиков. Дети ставят стульчики «паровозиком».
Воспитатель : Стульчиков нужно поставить много.
Колесами стучу, стучу.
Стоять на месте не хочу.
Колесами верчу, верчу.
Садись скорее - прокачу.
Воспитатель : А теперь, ребята садитесь. Поедем. Все готовы? Поехали? Топают ножками.
Паровоз, паровоз
Новенький блестящий.
Он ребяток повез,
Словно настоящий.
Воспитатель : Дети, а машиниста у нас нет. Поэтому и гудок не гудит. Давайте погудим. Кто у нас будет машинистом?
Дети всех перебирают. Из - за ширмы выскакивает рыжий пес.
Пес: Возьмите меня гав-гав. Я буду хорошим машинистом. Вы про меня стишок знаете?
Воспититель : Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колес.
Машинистом будет - рыжий пес.
Сажают его машинистом.

Песня.
Вот наш Бобик рыжий пес.
Рыжий лобик – черный нос.
Бобик, Бобик, лапу дай,
Громко ты на нас не лай.

Над ширмой появляется лошадка.
Лошадка: Иго-го, иго-го
Едете вы далеко?
Воспитатель: Ребята, вы далеко едете? А вы знаете, кто с вами разговаривает? Давайте, лошадке стишок расскажем.
Ребенок: Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.
Лошадка: А песенку про меня знаете?
Песня.
У меня есть конь.
Это конь – огонь.
Я скачу на нем,
На коне моем.

Лошадку приглашают в паровоз. Паровоз едет дальше. Из-за ширмы появляется курочка.
Курочка: Я хохлатка у сарая ко-ко-ко.
Ребятишек собираю ко-ко-ко.
Ах, где мои цыплятки ко-ко-ко.
Ах, где мои ребятки ко-ко-ко.
Кот: Мяу, я не знаю.
Воспитатель : Дети, скажите: котик Васька хотел поймать цыпляток? Спускайтесь к нам курочка и Васька, поиграйте с нами.
Игра «Курочка хохлатка».
Воспитатель: С какими, вы любите еще играть игрушками, кого вы хотите еще пригласить в свой игрушечный поезд?
Дети говорят, кого они хотят прокатить еще в своем поезде и рассказывают про них стихи. Выскакивает мячик.
Воспитатель:
Я веселый звонкий мяч,
Весело пустился вскачь.
Красный, желтый, голубой.
Поиграем мы с тобой.
Игра с мячом. Воспитатель выбивает мячом детей, а они убегают.
Воспитатель:
А теперь пора возвращаться в группу и отдыхать после долгого путешествия. Дети садятся в паровоз.
Песня «Загудел паровоз»

Картотека дидактических игр с куклой.

1. Устроим кукле комнату.
Дидактическая задача: Расширять представления детей о предметах мебели (стол, стул, диван, кровать), их назначении; называть предметы и действия доступными детям речевыми средствами (звукосочетания, облегчённые слова). Побуждать к активным действиям.

2. Укладывание куклы спать.
Дидактическая задача:
Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, положить куклу, накрыть её одеялом). Научить детей ласково обращаться с куклой, как с дочкой.

3. Купание куклы.
Дидактическая задача:
Учить детей купать кукол. Учить последовательно выполнять цепочку игровых действий, сопровождая их речью, мимикой, жестами. Формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребёнку, выражать ласку, понимать её состояние (весёлая, грустная, холодно ей или тепло и т. д.) .

4. Постираем кукле платье.
Дидактическая задача:
Способствовать обогащению игр новыми сюжетами. Воспитывать интерес к труду, желание принимать в нём посильное участие.

5. Угостим куклу чаем.
Дидактическая задача:
Учить детей поить куклу чаем (впоследствии мишку, зайца и т. д.). Формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними. Воспитывать ласковое, заботливое отношение к кукле.

6. Накормим куклу обедом.
Дидактическая задача:
Продолжать учить детей игре с куклой. Помочь разнообразить игровые действия. Воспитывать заботливое отношение к кукле, как к дочке.

7. Кукла проснулась.
Дидактическая задача:
Закреплять умения детей узнавать и называть доступными речевыми средствами знакомые предметы; понимать их назначение; включаться в общение с взрослыми в форме речи и игровых действий.

8. Оденем Куклу на прогулку.
Дидактическая задача:
Расширять представлена детей о предметах зимней одежды, их отличительных признаках (зимой надевают тёплую одежду) ; обогащать словарь: пальто, куртка, шапка, шарф, варежки и т. д. Побуждать детей к активной речевой реакции, к диалогу.

9. Кукла заболела.
Дидактическая задача:
Учить детей выполнять основные действия врача (измерить температуру, дать лекарство), пользоваться атрибутами по назначению. Воспитывать чувство заботы, сопереживания больному.

Работа с родителями

Сценарий тематического родительского собрания «Роль игрушки в развитии ребенка»
Предварительная работа:
Провести анкетирование родителей.
План проведения собрания:
1. Вступительный этап:
- игра «Магазин»
2 .Основная часть:
- анализ результатов анкетирования;
- презентация на тему: «Роль игрушки в развитии ребёнка».
- сообщение воспитателя на тему: «Игры и игрушки детей раннего возраста»;
- просмотр видиозаписи развлечения «Любимые игрушки»;
- конкурс для родителей «Лучший знаток стихов об игрушках и играх детей».
3. Подведение итогов родительского собрания.

Анкета для родителей «Игры и игрушки детей»

Уважаемые родители!
Будем благодарны Вам за участие в опросе

Проект в детском саду для детей 2-3 лет "Привитие детям культурно-гигиенических навыков".

Актуальность.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Цель: Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности.
Задачи:
1) способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
2) познакомить с последовательностью выполнения культурно-гигиенических навыков;
3) приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
4) формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
5) создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
6) формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома, посредством педагогических приёмов, обеспечивающих успешное решение поставленных задач: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
7) систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.Подготовительный:
1. Сбор литературы по данной теме.
2. Диагностика детей по данной теме.
3. Составление плана работы.
4. Разработка содержания проекта.
Основной:
1. Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми.
2. Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3. Подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.
Заключительный:
1. Подведение итогов работы над проектом.
2. Анкетирование родителей.
3.Презентация проекта.
Вид проекта: долгосрочный, творческий.
Участники проекта: 1. Группа детей 2 - 3 лет (26 чел.)
2.Родители.
3.Воспитатели.
Сроки реализации проекта : октябрь 2017г.- март 2018г.
Основные формы реализации проекта:
1.Анкетирование родителей.
2.Консультации для родителей.
3. Дидактические игры и упражнения.
4. Художественное слово.
5. Чтение художественной литературы.
6. Беседы.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.
Дети от 2-3 лет должны:

1. Следить за своим внешним видом.
2. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.
3. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
4. Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.
5.Не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
2.Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Возможности проекта для воспитателей:
1. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Улучшение отношений между детьми.
4. Укрепление связи с родителями.
Работа с родителями.
Консультации:
1.«Самостоятельность детей третьего года жизни ».
2.«Как правильно одевать ребёнка на прогулку».
3.Анкетирование родителей.
План работы по формированию К.Г.Н.
Содержание работы Срок исполнения
Ситуативная беседа "Как вести себя за столом" Цель: формирование столового этикета.
Чтение стихотворения Е.Благининой «Обедать»! Октябрь
Прил.№1
Д/и. "Подбери предметы личной гигиены" Цель: формировать у детей навыки находить предметы по просьбе воспитателя. Ноябрь первая неделя

Прил.№2
Д/и. «Умоем куклу». Цель: перенести полученные навыки умывания в игровые действия; закрепить последовательность умывания.
Чтение стихотворения С.Капутикян «Хлюп – хлюп». Ноябрь вторая неделя

Д/и. «Кукла в гостях у детей».
Цель: закреплять у детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Закреплять умение общаться друг с другом. Ноябрь третья неделя

Д/и. "Купаем куклу". Цель: закреплять у детей навыки пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
Разучивание потешки: " Водичка - водичка" Декабрь первая неделя

Д/и. «Мишка пьет горячий чай» Цель закреплять правильно ставить посуду на стол, произносить слова обозначающие действия». (последовательность) Декабрь вторая неделя

Чтение стихов о культурно - гигиенических навыках. Ежедневно
Рассматривание картины: «Мы купаем куклу Таню». Цель: закреплять у детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.
Чтение стихотворения С.Капутикян «Мама взяла мыло». Декабрь третья неделя

Д/и. «Помоги Танечке ». Цель: отрабатывать навык последовательности одевания на прогулку. Январь вторая неделя

Ситуативная беседа: " Как правильно вести себя за столом" – ОБЖ. Ежедневно
Д/и. " Накормим куклу Машу". Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом.
Чтение стихотворения И.Храмова «Ложка -труженик простой».
Январь третья неделя

Беседа с детьми: « Поможем кукле стать опрятной». Цель: закрепить культурно- гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными. Январь четвертая неделя

Д/и. «Накроем стол к чаю». Цель: Закрепить название посуды и правила сервировки стола. Февраль первая неделя

Чтение сказки: «Три медведя». Цель: закрепить название посуды, правила поведения за столом. Февраль вторая неделя

Д/и. «Расти, коса, до пояса». Цель: формировать навыки пользования расчёской, как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре. Февраль третья неделя

Д/и. «Маша обедает» (Чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»).
Цель: приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом; закрепить название и назначение предметов посуды; воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на стол. Март первая неделя

Прил №3
Д/и. «Кукла Оля обедает».
Цель: закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда.
Март вторая неделя

Итоговое занятие: «Оденем куклу Машу на прогулку».
Цель: закреплять умение последовательно надевать одежду на куклу; закреплять название одежды.
Чтение стихотворения Е.Благининой «Малышок – голышок».
Март третья неделя

Литература.
1.Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 – 3 лет: социальное развитие, окружающий мир.- Москва: ТЦ Сфера,2009.
2.Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2 – 3 лет.- Москва: Мозаика – синтез, 2007.
3.Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – Санкт – Петербург: Детство – пресс,2010.
4.Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура» в первой младшей группе детского сада. – Воронеж ООО «Учитель», 2013 -160с.
5. Использование интернет ресурсов.

Педагогический проект: «Познай себя» для второй группы раннего возраста.

Выполнил: Рубченкова Т.Ю.

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 2-го года жизни - стремление к самостоятельности.

Цель проекта : Сформировать представление детей о теле человека важности здорового образа жизни .

Вид проекта : краткосрочный (6.11.2017-10.11.2017).

Тип проекта : обучающий, игровой.

Участники проекта : дети второй группы раннего возраста

Задачи

1. Сформировать представление о частях тела человека и органов чувств (глаза, уши, нос, язык)

2.Научить детей выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику

3.Сформировать интерес к подвижным играм

3 .Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте.

Работа с родителями:

Памятка для родителей:

«Правила хорошего тона во время беседы» .

Консультации:

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»

«Как привить детям культурно – гигиенические навыки»

«Как приучить ребёнка к аккуратности» .

Методические приемы

1. Наглядный метод.

Показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций.

2. Словесные методы:

Чтение стихов.

Беседа с детьми, рефлексия занятия.

3. Практические методы:

Пальчиковые игры и дыхательные упражнения.

Физкультминутки

Этапы проекта

1. Этап

Подбор необходимого пособия для практического обогащения проекта .

Разработка проекта .

2.Этап

2.Реализация проекта

План реализации проекта

1день

Тема «Наши глазки»

1.Беседа «Для чего нам нужны глазки» углубить знания детей об органе зрения, учить внимательно, слушать воспитателя, отвечать на вопросы, развивать тактильные ощущения.

2.Гимнастика для глаз « Птичка»

Цель: Развивать двигательную систему глаз .

3.Дидактическая игра «Что я вижу одним глазом?», «Чудесный мешочек», «Чтобы глазки не болели»

4.Развивающая игра «Сравни картинки»

2 день

Тема: «Где живет нос ? »

1.Беседа «Зачем нам нужен нос»

2.Дыхательные упражнения « Подуем на листочки»

Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания ; формирование углубленного выдоха

3Дидактическая игра «Узнай по запаху»

4.Чтение художественной литературы: «Зачем малышам носик» Ю.Прокопович, «Мой замечательный нос» Э.Машковская

3 день

Тема «Наши ушки»

1.Беседа: «Орган слуха уши»

Цель: Познакомить детей с тем, что такое уши и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к ушам, желание ухаживать за ними, работать над развитием остроты слуха. Учить определять направления звука

2.Дидактическая игра «Повтори что услышал», «Где звенит?»? «Кто позвал?», «Кто позвал?»

3. Массаж ушек.

4.Развивающие игра «Послушаем тишину», «Шепоток»

4 день

1.Беседа «Мое тело»

Цель: Продолжить знакомить детей со своим телом. Учить узнавать части тела: голова, руки, ноги, живот, спина.

2.Игры малой подвижности на развитие внимания «Покажите мне» (дети показывают те части тела, которые называет ведущий) «Повтори за мной» (дети повторяют движения за воспитателем)

Цель: Формировать представление о частях тела

3.Дидактическая игра «Где же наши ручки»

4.Подвижная игра «Пляшут малыши». «Мы ногами топ- топ- топ»,

«Беги на носочках»

5.Чтение художественной литературы: «Пальчик- мальчик», «Большие ноги»

Тема: «До здравствует мыло душистое!»

1Беседа «Наши друзья вода и мыло».

Цель: Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.

2.Чтение потешек при умывании: «Водичка, водичка», «Ай лады».

Цель: Формирование положительного отношения и интереса к процессу умывания.

3. Дидактическая игра «Угадай предмет»

Цель: Формировать умение находить предметы личной гигиены, ориентируясь на его основные признаки.

3.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй пальчик», «Ладушки».

Цель: Развитие мелкой моторики рук, создание благоприятного эмоционального состояния.

4.Точечный массаж «Греем наши руки», «Моем руки»

Результаты проекта

1. Воспитанники называют части тела, органы чувств (глаза, уши, нос, язык)

2.Дети умеют выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

2. У детей проявляется потребность в чистоте и уходе за своим телом.

4.У детей наблюдается проявление интереса к подвижным играм.

При формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста идет простое усвоение норм и правил поведения, что является чрезвычайно важным процессом социализахции малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования.

Проект с детьми второй группы раннего возраста

по теме: «Приключение Горошины».

Новикова Н.И., Шабловсая Г.Н. воспитатели

МБДОУ № 18 г. Кингисепп, Ленинградская область

Актуальность:

Сенсорное развитие ребенка- эторазвитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а так же запахе, вкусе и т.п.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание- это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Мы, как педагоги, большое внимание уделяем этой проблеме, поэтому и решили вместе с Горошиной отправиться в путешествие.

Проблема:

Дети раннего возраста затрудняются в цветовосприятии предметов, в умении группировать предметы по форме, величине и цвету.

Цель:

Систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Задачи:

Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

Обогащать чувственный опыт детей.

Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность: 1 месяц

Участники: дети и их родители, воспитатели.

Ожидаемый результат:

Дети правильно называют и показывают основные цвета.

Дети умеют находить предметы заданного цвета вокруг себя.

У детей развита мелкая моторика.

Методы и формы обучения детей:

Образовательная деятельность.

Игровые образовательные ситуации.

Работа с предметными и сюжетными картинками.

Дидактические игры.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Основные этапы реализации:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный) включает:

определение объема материала, который будет адресован детям.

планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

II этап: творческий (основной) включает:

Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

Консультации для родителей.

Изготовление сенсорного домика.

III этап: заключительный включает:

Подведение итогов реализации:

Самооценка, выводы.

Игровая мотивация :

«Шла хозяйка из магазина. Уронила с продуктами корзинку. Рассыпалась фасоль, рассыпался горох. Ох! Собрала хозяйка все в один пакет и пошла домой. А одна Горошина укатилась далеко, потерялась. Пошла Горошина искать своих сестер, свой домик и попала к нам в детский сад.»

И нашла в нашей группе много новых друзей.

Проводимые мероприятия:

Проводя непосредственно образовательную деятельность, ребята показали, как они умеют рисовать.

Рисование гуашью: «Осеннее деревце», «Мячи для котенка».

Рисование по манке «Солнышко» и рисование трафаретом «Кубики для зверят».

А чтобы Горошина не грустила, ребятишки лепили для неё бусы, для котенка скатали мячики, и помогли горошине слепить мостик через речку.

Ещё дети построили из кубиков стол, стул, чтобы напоить Горошину чаем. А затем построили из крупного строительного материала – дорожку, чтобы Горошина покатилась по ней и нашла своих сестричек.

Ребятишки с удовольствием показывали как умеют выполнять действия с предметами : «Лучики для солнышка», «Иголки для ёлочки», «Синяя тучка», «Красный цветочек» с помощью прищепок, ловить рыбу удочкой, собирали дорожку, бусы и украшали платье разноцветными пуговицами, нанизывать грибочки на стержни, опускать шарики в отверстия, играли в игры-втыкалочки, собирали пирамидки и работали с разным природным материалом(каштаны, орехи, фасоль и т.д.)

Дети с интересом участвовали в играх-экспериментированиях с песком (сухой и мокрый) и водой (льётся, игрушки плавают).

Развивая у детей эталоны, мы изучали цвета (красный, синий, зеленый, желтый), проводили дидактические игры: « Наряди куклу», «Подбери кубики для машины», «Собери букет», «Найди шарик», «Домик для девочки». Размер: большой и маленький (Д.игры «Грибы под ёлочкой», «Кубики- машинкам», «Ведерки- куклам».Фигуры- круг, квадрат, треугольник: «Найди гараж», «Спрячь зайку в домике», «Найди такую же».

Игры на развитие мелкой моторики:

Шнуровка («Бусы», «Завяжи ботинок», «Яблоки для ёжика», «Листики для березки»), застегивание замочков, кнопочек, пуговиц, пазлы.

Игры на развитие логического мышления: « Сказка для горошины», «Теремок».

Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Семья», «Мы капусту рубим», «Мы веселые листочки» и др.

Во время самостоятельной деятельности дети собирали матрешек, мелкую и крупную мозаику, играли со строительным материалом разного размера, собирали узоры из крышек, сенсорный куб.

Просмотрели мультфильмы: «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Петух и краски».

Читали художественные произведения: В.Сутеева «Петух и краски», «Разные колеса», «Три медведя», «Теремок», «Мышонок и слон», «Большой-маленький», Н.Мигунова «Изучаем цвета».

Проводили целевые прогулки: «Наблюдение за цветами на клумбе», «Знакомства со свойствами песка», «Знакомства со свойствами воды».

Трудовая деятельность: посадка горошин – сестричек , наблюдение и полив их.

Сотрудничество с родителями . Домашнее задание-изготовление дидактических игр. Совместные игры родителей с детьми в группе (мозаика, пазлы, разрезные картинки).

Совместная работа воспитателей и родителей по изготовлению сенсорного домика.

Анкетирование: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».

Консультации для родителей: «Как помочь ребенку в сенсорном развитии?», «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?», и консультации с использованием компьютера для работы с детьми дома «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Оно необходимо для дальнейшего успешного обучения детей.

Литература:

1. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л. А. Венгер,

Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер 1988г

2. «Развивающие игры с малышами до трех лет» Т. В. Галанова 1996г

3. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного

дошкольного образования» под ред. Т. Н. Дороновой и Т. И.

Ерофеевой 2010г

4. «Первые шаги»Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова

5. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей//Справочник

старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С. 58-70

6. «Раннее детство: познавательное развитие» Л. Н. Павлова,

Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова 2003г

7. Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель

ДОУ 2008г №1 С. 24-28

8. Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель

ДОУ 2008г №11 С. 51-59

9. Ивакина Г. А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей

раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С. 105-111

10. Гореева С. В. Панно-тренажеры для развития мелкой моторики рук

детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №5 С. 23-26