Коллективная работа старшая группа петух символ года. Коллективная работа «Петушок»

Обобщение опыта работы

Тема: «Воспитание экологической культуры

дошкольников»

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и

единственной Земле-матушке, голубой от океанов, зеленой от лесов,

желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и увы,

остающейся по-детски беззащитной перед … нами, перед варваром –

Человеком. Получив неограниченную власть над природой и надменно

упиваясь этой властью, он, считающий себя "венцом природы", забыл,

что сам является ее скромной частицей.

Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает

современный русский писатель В.Астафьев, - что животные, птицы,

рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня

единого".

Это "золотые" слова и я с ними согласна. И хочу, чтобы дети, наше будущее,

тоже научились их понимать.

Выбор темы самообразования: «Воспитание экологической культуры

дошкольников» не случаен. На протяжении ряда лет, работая с

дошкольниками, сталкивалась с рядом проблем. Неправильные

представления детей о природе часто служат причиной

недоброжелательного отношения к животным, уничтожение растений,

полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр.

Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику

детей, ожесточает их.

Как показывают наблюдения, современные дошкольники обладают

знаниями о природе. Однако зачастую эти знания формируется стихийно,

под влиянием телевидения, литературы, мультфильмов. Полноценные же

понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного

систематичного, организованного образовательного процесса.

Противоречия между современным содержание экологического воспитания

с одной стороны, и необходимостью воспитания будущего гражданина,

разумного пользователя природы, еѐ защитника, воспитания экологической

культуры с другой стороны, могут быть разрешены путем более

пристального внимания в детском саду к проблемам экологического

воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной

педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой.

В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к

младшему (проявляется потребность ласкать, заботиться о растениях и

животных). Этот процесс противоречив. Отношение к природе может

проявляться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном

поступке. Это связано с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с

природой. Поэтому важно формировать у дошкольников представления и о

природе и формах взаимодействия с ней. Анализируя,

определила для себя приоритет того, что формирование экологической

культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе

во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее богатства,

материальные и духовные ценности»

Для решения данной проблемы я взяла за основу методику С. Николаевой

«Воспитание экологической культуры» и Н. Рыжовой «Наш дом – природа»

Данный выбор я сделала на основе анализа и сопоставления содержания

обучения с возможностями учреждения, в котором я работаю. Методика

предусматривает поэтапную работу и сопровождается подборов обучающих

дидактическое обеспечение.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал

экологической культуры. Невозможно воспитать в ребенке экологическую

культуру, если он не будет знать, что такое природа, из чего она состоит, по

каким законам она живет, что приводит к ее гибели. Дети должны

располагать знаниями о ней, овладеть несложными способами выращивания

растений, ухода за животными, должны научиться наблюдать природу, ее

сезонные изменения, видеть ее красоту и главное, должны осознать, что

природу надо беречь и охранять. Цель моей работы с детьми –сформировать

у детей познавательное, эмоционально-нравственное, практически -

деятельностное отношение к природе и своему здоровью, развивать

интеллект, познавательный интерес детей, давать экологические знания,

учить анализировать свои поступки и применять полученные азы в жизни.

Основным средством формирования экологического сознания является

непосредственное общение с живой природой, для этого использую

имеющиеся в ДОУ и его окрестностях условия: групповые уголки

природы, участки, огород, цветники с многолетниками и однолетниками, где дети имеют возможность изучать, наблюдать, ухаживать за растениями и животными, получать удовлетворение от труда.

На участке детского сада создана экологическая тропа с учетом

определенных условий. В группах созданы природные центры и мини

лаборатории для поисковой, познавательной и экспериментальной

деятельности.

Мною подобран цикл наблюдений за цветами на участке детского сада и

за комнатными растениями. Имеется материал: альбомы пословиц,

стихов, загадок, гербарии «растения нашего участка» «Луговые травы»

«Цветы», «Лекарственные растения», альбомы иллюстраций «Времена

года», постепенно пополняется печатно-дидактический материал.

Для формирования экологической культуры личности дошкольника я

стараюсь использовать технологии, которыми располагает современная

дидактика:

Технологии развивающего обучения;

Личностно-ориентированные;

Игровые технологии;

Здоровьесберегающие технологии;

Проектное обучение.

При выборе методов обучения ориентируюсь на те, которые стимулируют

познавательную и практическую деятельность, расширяют у детей

экологический кругозор, формируют практические умения. Содействуют

становлению личности,

Специально организованные занятия с детьми;

Организация труда детей в природе;

Наблюдение и уход за живыми объектами;

Организация индивидуальной и кружковой работы;

Комплекс игр экологической направленности, организация

экологических праздников.

Занятие –основная форма организации экологического воспитания у детей

дошкольного возраста.

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно

определенную и очень важную функцию: чувственные представления и

опыт детей, получаемые повседневно, могут быть качественно

преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы.

При подготовке к занятию я продумываю, каких микро сдвигов в развитии

внимания, памяти, наблюдательности, нравственности дошкольника буду

добиваться на данном занятии, какие для этого буду использовать

методические приемы.

В своей педагогической практике я провожу несколько типов занятий,

которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами,

логикой построения, ходом организации и проведения. Это такие как:

ознакомительные занятия, углубленно-познавательные, обобщающие и

комплексные.

Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на

развитие личности ребенка в целом, а также на совершенствование речи

дошкольника, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не

механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке

происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Занятие состоит из трех частей:

1 часть – беседа, рассказ, наблюдение, экскурсия, рассматривание

иллюстраций.

2 часть – дидактические игры

3 часть – Исследовательская деятельность, труд в уголке природы,

Занятие –это зона психологического комфорта дошкольника. На них

использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные

упражнения, визуализацию.

Данная структура оптимально подходит для проведения занятий по экологии.

Позволяет избежать утомления дошкольников, помогает достичь хороших

результатов знаний дошкольников.

Ознакомительные занятия решают задачу передачи первоначальных

экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности

человека: ознакомление с животными, растениями и условиями их обитания,

которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны

через наблюдения. Главным компонентом здесь выступают

демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей

отчетливые представления. Темы подбирала такие: дикие и домашние

животные, обитатели леса и севера, жарких стран, моря и др. На этих занятиях знакомлю детей с внешним видом животных и растений, дети учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о различных особенностях поведения.

Нередко использую рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы.

Рассказ во всех этапах занятия приобретает ведущее значение,

поэтому тщательно отбираю словесный материал. Пользуюсь детской

энциклопедией, произведениями детских писателей. Наибольшее

предпочтение отдаю Бианки, Пришвину.

Ознакомительные занятия с детьми старшей группы значительно сложнее. С

ними можно применить рассматривание нескольких картин одновременно,

выходить за пределы изображенного сюжета, применить исследовательские

приемы и простые эксперименты. Этому способствует имеющийся у них

круг представлений и опыт. Неоценимую пользу в ознакомлении с природой

могут оказать современные пособия: слайды, видеофильмы. Наглядность в

сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор

детей, формируют новые образы о природе.

Не упускаю возможности, которые происходят случайно, когда кто-то появляется на участке.

В середине занятия, основанного на словесном методе обязательно

планирую физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми,

беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их -

необходима разрядка.

Ознакомительные занятия расширяют кругозор

детей, формируют новые образы о природе, развивают память и мышление.

На углубленно-познавательных занятиях я стараюсь показать детям связи

между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.

Тематика и содержание таких занятий доступна для понимания усвоения

старших дошкольников. Например, появление и рост растений, их сезонные

изменения или маскировка животных и их защита от врагов. Эти занятия –

это завершающее звено в работе с детьми. В старшей группе – беседа об

осени в конце ноября, или беседа о зимующих птицах в конце зимы. Эти

занятия проходят после длительных наблюдений. Очень результативны итоги

опытнических работ.

Занятия углублено-познавательного типа активно способствуют

умственному воспитанию детей.

Дети обучаются умению устанавливать

причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все

это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

На занятии обобщающего типа я ставлю целью выделить ряд значимых

признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и

на их основе формировать обобщенное представление. Тематика занятий: о

многообразии растительного и животного мира, сезонных изменениях в

природе, закономерных особенностях роста и развития растений и др. Знания

систематически приобретаются и накапливаются у детей, (дети наблюдают

как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе) Яркие,

разнообразные впечатления, формируют понятия о том, что необходимы

определенные условия для их развития, что позволяет им сделать вывод.

Обобщенные занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей-

умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Комплексные занятия использую в разных возрастных группах. Занятия

решают познавательные задачи и развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Например, занятие о весне. К занятию была организована выставка на тему весны: несколько репродукций известных художников. Осмотр выставки, переживание красоты – это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач. Третья часть занятия это творчество детей. Я стараюсь использовать природный материал для поделок.

Комплексные занятия эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствуют более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Формы проведения занятий весьма вариативны. Из инновационных,

особенно интересны детям занятия – путешествия, занятия-конкурсы,

занятия-эксперименты. Преимуществом их является неугасающий интерес

ребенка к их содержанию. Они позволяют избежать утомления,

обеспечивают умственное развитие детей, поэтому активно ввожу их в свою практику.

Особенность дошкольной ступени системы непрерывного экологического

образования проявляется в специфике ведущей для этого возраста

деятельности ребенка - игре, что отражается, прежде всего, в методике

организации работы в детском саду, т.е. дошкольный возраст это

классический возраст игры. И особый вид детской игры – сюжетно-ролевая

игра. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и лучше усваивают

поданный материал, удовлетворить детскую любознательность, вовлечь

ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть

способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно

игра.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе использую

следующие виды игр:

Ролевые;

Дидактические;

Имитационные;

Соревновательные;

Игры-путешествия.

С малышами провожу очень простые по содержанию подвижные игры, так

или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют

первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

В работе с дошкольниками большое значение я отвожу дидактическим

играм: «Кто где живет?», «Летает, прыгает, бегает» (о приспособлении

животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах), «Живое- неживое», «Птицы рыбы, звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов), «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и мн.др. Критериями выбора дидактических игр является программа и уровень развития детей. Дидактические игры направлены на решение определенных дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.

Она требует от ребенка усвоения определенных правил: внимательности к сюжету или заданию, запоминание обозначений, логики, в решении возникшей ситуации и способности найти правильный ответ.

Достоинством игрового метода является то, что ребенок не осознает игру как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

Часто в играх прибегаю к помощи сказочных героев и музыкальному

сопровождению. Провожу их на занятиях, экскурсиях, прогулках. В

дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся

представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.

Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические

игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат

применять имеющиеся знания в новых условиях, ролевые, имитационные,

игры-путешествия.

Интересными по содержанию является ролевые игры. Например, игра

«Строительство города». Устанавливаю правила для детей о том, что

строительство возможно только при соблюдении экологических правил (не

уничтожать природные зеленые массивы, не загрязнять воздух и

окружающую среду и т.д.).

Из соревновательных игр наиболее полюбившимися являются КВН,

викторины. Здесь дети демонстрируют свои экологические знания. Умения,

навыки.

Игры – путешествия присутствуют на занятиях, в наблюдениях, труде.

Например, «Путешествие в осенний ле. С помощью игр -путешествий мы

с ребятами попадаем в степь, лес, в Африку и другие природные зоны.

Хорошим подспорьем в этих играх являются энциклопедии для

дошкольников. Рассматривая их, дети знакомятся с обитателями разных

природно-климатических зон.

На занятиях по физкультуре обучение детей разнообразным видам

движений и игровым упражнениям провожу в виде имитационно-

подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести

знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.п. Образно-

подражательные движения развивают у детей творческую двигательную

деятельность, творческое мышление, ориентировку в движении и

пространстве, внимание, фантазию.

При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети

стали внимательнее, с интересом слушают рассказы о животных и

растениях, задают много вопросов.

Обязательным спутником игры является игрушка. Макаренко выделял

такой тип игрушек как игрушки-материалы. Прекрасным примером

использования возможностей игрушек- материалов я считаю поделки из

шишек и желудей, аппликация из природного материала (пух, крылатки,

листья, цветы), организовываю выставки детских работ из природного

материала. Они развивают творческое мышление ребенка.

Воспитывая навыки ухода за животными применила игру-практикум

приносит игрушку (кошку или собачку). Обыгрываем ситуации: животное

хочет есть, дети кормят его, комментируя, чем питомец питается или чем он испачкался. Купаем его, гуляем и играем с домашним любимцем.

Прививается любовь и заботливость о братьях меньших.

Свойства воздуха, воды, песка также можно показать в игре. Например,

пускание пузырей, наблюдаем свойства - летучие, легкие. Играем в игру

«Надуй самый большой пузырь», поддерживая радостное эмоциональное

состояние.

Хорошим способом закрепления материала является инсценировка. Дети с

удовольствием разыгрывают знакомые сюжеты.. У детей улучшается речь, они становятся увереннее в себе.

В свободное время дети с удовольствием играют в настольно-печатные

игры: зоологическое лото, ботаническое лото, домино «подбери пару» и др.

Игровой момент вносят загадки, которые являются не только игрой, но и

упражнением в смекалке, развитии логики. Их можно использовать

практически в любых ситуациях.

Удовлетворяя естественную детскую потребность в движении подвижные

игры помогают развивать ловкость, быстроту, силу. Я использую подвижные игры на основе экологических знаний «У медведя во бору», «Следопыты» (на прогулке прошу найти подготовленные мною

заранее «ошибки» - на березе ветка рябины, под яблоней - шишки и др.).

Играя в подвижные игры дети вместе со знаниями получают заряд бодрости и здоровья.

Экологические знания, полученные дошкольниками, позволяют

адаптироваться детям в социальной среде.

Экологический проект - это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков и помогает детям найти оптимальные пути достижения поставленных целей. При дидактически правильном использовании метода, на мой взгляд, можно в полной мере реализовать развивающие и воспитательные задачи. Я его применяю как коллективной, так и при индивидуальной работе с детьми.

Детям рассказываю, что животные не могут прожить без воды 100 дней, а

человек только неделю. Познакомила с пустыней и ее обитателями, с

жителями морей. И подвела детей к главному выводу, что вода главный

источник жизни на земле, поэтому к ней нужно относиться экономно и

бережно.

Общение с природой способствуют развитию у детей творчества,

душевности, умение замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет

время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.

Большое внимание уделяю труду детей в природе.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им

удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Труд в природе способствует и развитию наблюдательности,

любознательности детей. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Экологические акции приурочены, как правило, каким-либо датам,

событиям. Традиционно в зимний период проводится акция «Кормушка», а

весной - «Скворечник».

Для привлечения внимания и развития интереса детей к занятиям по

природному миру применяю экологические сказки, которые, на мой взгляд,

смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более

занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он

подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.

В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания.

Работая с детьми по теме "Воспитание экологической культуры

дошкольника", я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и

считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки

семьи.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях,

выставках. И я стараюсь искать новые подходы по привлечению родителей к общественной деятельности.

Большое место я уделяю совместной деятельности детей и их родителей.

Участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках и акциях

экологической направленности

Совместное озеленение территории детского сада

Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о

природе, сделанных совместно с детьми

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному и

нравственному развитию в отношениях родителей и детей.

На протяжении трех лет я использовала вышеописанные технологии,

методы и приемы активизации экологического сознания и развития

экологической культуры дошкольников, которые применила на разных

этапах обучения детей. Старалась согласовывать с образовательной

программой и концепцией экологического воспитания детей своего

дошкольного учреждения. Работая над экологическим воспитанием детей,

заметила, как у них появился устойчивый интерес к миру природы, который

способствовал пониманию (доступному для их возраста) экологических

проблем, развитию милосердия. Любви к природе. Экологические знания

позволили развивать логику, мышление, интеллект, что важно при

подготовке детей к обучению в школе. Появились результаты влияния такой

работы на детей. Из объекта деятельности ребенок превратился в субъект, который самостоятельно решает и отвечает за свои поступки по отношению к братьям своим меньшим, кроме того ребенок может творчески решить поставленную задачу, анализировать и делать выводы. У детей раскрылись такие способности, о которых я даже не подозревала, они успешно стали справляться с пониманием смысла того, что было недоступно им ранее.

Подрастая наши дети, получившие первые уроки экологии, несомненно,

смогут войти в природу другом.


Зименко Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Ростовская обл. ст.Багаевская
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры детей в ДОУ
Дата публикации: 09.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Инновационный педагогический опыт работы

воспитателя, педагога дополнительного

образования по экологии МБДОУ

№33 «Золотой Ключик»

Зименко Светланы Алексеевны

по теме «Воспитание экологической культуры детей в ДОУ»

Актуальность

перспективность

опыта

(степень

соответствия

современным

тенденциям

развития

образования,

практическая

значимость);
Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате невысокого уровня экологической культуры у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Поэтому перед педагогами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, НОД ребенок развивается всесторонне, у него воспитываются многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего, эстетически, т.к. природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья.
Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается
актуальной
и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ».
-

Концептуальность

(своеобразие

новизна

опыта,

обоснование

выдвигаемых принципов и приемов);
Изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальные к нашим условиям методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы. Воспитанием экологической культуры у детей дошкольного возраста я занимаюсь уже давно в своей работе я использую программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает две подпрограммы, помогает тем самым одновременно решать вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих. Ведь воспитатель является носителем экологической культуры. Программа предназначена для детей от 2 до 7 лет. Поэтому, начиная работать с детьми 2 младшей группы, мною были определены цель, задачи и содержания деятельности.
Цель:
способствовать развитию экологической культуры, познакомить дошкольников с природой родного края, научить воспринимать природу во всех ее проявлениях, воспитывать бережное отношение к ней и потребность ее охранять.
Задачи:
1. Усвоение системы знаний о природе (ее компонентах). 2. Формирование представлений об универсальной ценности природы. 3. Воспитание потребности в общении с природой. 4. Привитие трудовых природоведческих навыков. 5. Развитие экологического сознания.
6. Формирования бережного отношения к природе в различных видах деятельности.
Методы

приемы

работы

экологическому

воспитанию

дошкольников:
- наблюдения за природой; - поисковая деятельность детей; - метод моделирования; - метод интеграции (+ театрализованная, музыкальная, двигательная деятельность); -экологические беседы; - проведение дидактических игр; - проектный метод; - беседы, вопросы, разъяснения; - опыты; - чтение художественной литературы; - использование загадок, пословиц, поговорок и т.д.
Формы образовательной работы с детьми:
- организованная НОД; - совместная деятельность; - праздники и развлечения; -наблюдения в природе; - экскурсии в музеи, выставки; - организация конкурсов и поделок из природного и бросового материалов; - просмотр видеофильмов, слушание музыки; - целевые прогулки за пределы участка детского сада. Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира. Необходимо формировать у дошкольников понятий добра и зла, освоение ими истинных ценностей духовной сферы. Работая над этой темой, я выдвинула следующие приоритеты: 1. Создание предметно-развивающей среды в группе. 2. Широкое использование художественной литературы. 3. Знакомство с опытно-экспериментальной деятельностью.
- Наличие теоретической базы;

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры. В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания в области окружающей среды (И.Д. Зверев, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Н.М. Мамедов и др.). Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания младших школьников (Т.А. Бабакова, Л.Д. Бобылева, А.А. Плешаков), учащихся среднего и старшего школьного возраста. Теоретической основой моего опыта послужили работы таких авторов, как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Е.Н. Рылеева. Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: Н.В. Коломина «Воспитание экологической культуры в детском саду», З.Ф. Аксеновой «Войди в природу другом», В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников» и др.
- Ведущая педагогическая идея;
Моя педагогическая идея – формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Основная цель данной педагогической идеи – формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия
своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.
- Оптимальность и эффективность средств;
Представленный опыт включает все важные составляющие: цели, методы,
оптимальные

эффективные

средства
, формы обучения. Основным подходом ее работы является ранее формирование базовой культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Формирование понимания ребенком, что каждый человек, независимо от возраста – часть природы, что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места. И все это необходимо сохранить для будущих поколений. Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной цели – культурно-экологического воспитания, т.е. бережного, осознанного, ценностно-ориентированного отношения к миру, в позитивном настрое на жизнь. Весь обучающий процесс построен в форме игры, она позволяет усилить интерес к исследовательской, познавательной деятельности. Во Время НОД дети вместе со мной отправляются в различные путешествия, ищут клад, опускаются на дно морское, идут по следу, дружат с цветами и т.п. Начиная с младшего возраста, закладываю в детях первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечиваю понимание первоначальных связей в природе – понимание одного или двух условий для их жизни. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям. Предварительно проводя беседы о том, зачем нужны солнце, снег, деревья, дождь, используя дидактические игры «Когда это бывает?», «Солнышко и дождик», слушаем с детьми шум деревьев, при порывах ветра следим за движением листьев, рассматриваем их форму. Постепенно увеличиваю сроки наблюдения и расширяю тематику. Не только отмечаю характер погоды, но и обращаю внимание детей на небо.
Изменяю и характер наблюдения за растениями, отмечаю окраску листьев и цветов. Закрепление, уточнение представлений успешно осуществляется в дидактических заданиях, которые в основном провожу в форме игры. При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Гуляя по снегу рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Проводим эксперименты со снегом (например, почему он в группе тает). Выясняем с детьми, что в тепле в стакане появляется вода, а на улице она снова превращается в лед. Использую в работе художественную литературу, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений, сопровождает его с первых лет жизни. Устное народное творчество – потешки, пословицы, поговорки – играют важную роль при проведении режимных моментов, которые знакомят детей с образностью родного языка, позволяют им понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Широко использую специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучиваю с ними в свободной деятельности наизусть стихи. В ненастные дни провожу наблюдения за комнатными растениями. Рассматриваем с детьми демонстрационный материал, подобранный для экологического воспитания, который способствует развитию их внешне окружающего мира. Наблюдения за одним и тем же объектов периодически повторяю. Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали. В своей работе подбираю экологические загадки. Они помогают развивать слуховое восприятие, способствуют расширению у детей представлений о природе, которые я стараюсь чаще всего использовать в свободной деятельности.
Создание экологически развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания, она способствует тому, чтобы ребенок систематически думал и заботился о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ним. Экологически правильное оборудование и организация зон природы – это первое и важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых. На территории нашего детского сада имеются уголки сада, леса, луга, огород, фитоогород, цветники, создана экологическая тропа, в групповых уголки природы, зоны экспериментирования, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью. В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается проанализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает им воспитатель. Постоянно стараюсь пополнить знания детей о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления. Собираем с детьми разнообразный природный материал, который в дальнейшем используем для изготовления поделок. Это не только сближает детей с природой, но и дает радость созидания, творчества. Постоянно в группе организуются выставки детских работ, поделок их природного материала: «Осенняя фантазия», «Весенний букет» и др.
Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребенка в детском саду. В связи с Федеральными государственными образовательными стандартами основной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста становится актуальное исследование окружающей жизни. В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающееся, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов. Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ. Педагог и дети идут этим путем вместе от проекта к проекту. Проект, который выполняют дошкольники, вызывает у них энтузиазм, увлекает их. И знания, полученные в ходе проекта, лучше усваиваются. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решение и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др. Мною разработано несколько проектов: - проект «Вода – источник жизни», рассчитанный сроком на 1 неделю. Он состоит из НОД, экспериментирования, заучивания стихотворения; - проект «Птицы нашего края», рассчитанный на 1 месяц, который разработан с использованием технологии С.Н. Николаевой. Цель данного проекта продолжить знакомство детей с птицами нашего края. Развивать желание узнать новое из жизни птиц, воспитывать любовь к природе. Работа
по проекту проводилась с января по февраль с детьми старших и подготовительных групп. - проект «Растения – легкие Земли», проект рассчитан на четыре недели: 1 неделя – подготовительный этап; 2 неделя – исследовательский этап; 3 неделя – 4 неделя – практический этап. Участниками проекта являлись родители, дети и педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах. Из опыта своей работы хочется сказать, что реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем и другими, партнера и консультанта). Вся работа воспитанию с экологической культуры дошкольников ведется в тесной связи с педагогами ДОУ, специалистами и родителями воспитанников. Сотрудничество с семьей помогает обеспечить непрерывность и целостной формирования экологической культуры. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. В работе с родителями я использую традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т.д. Информацию по экологическому воспитанию размещаю в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы делают возможность продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Развитие экологического сознания невозможно без осознания своего единства с природой. Весь обучающий процесс построен в форме игры, что
позволяет усилить интерес детей к исследовательской познавательной деятельности. Через беседы у детей формируются экологические знания, побуждают к размышлению. Учу детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываю эмоциональную отзывчивость, развиваю наблюдательность дошкольников. Одна из форм работы экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Стало традицией проводить праздник «День Земли», использую различные игры, викторины, конкурсы. Много времени уделяю наблюдениям, целевым прогулкам, экскурсиям в природу, что позволяет детям пополнить их запас знаний по экологическому воспитанию. Я считаю, что в результате проделанной мной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста е с т ь положительные результаты. У детей сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.
- Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный

практический результат, успехи и достижения воспитанников);
Была проделана огромная работа по изучению темы, составлению конспектов НОД и сценариев экологических праздников – всего того, что постепенно складывалось в систему. Большую роль в системе работы с детьми отдала экологическому воспитанию. Я считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили
основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников. В начале каждого учебного года я возвращать к итогам результатов обучения детей прошлого года. Обратив особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Анализ ежегодного мониторинга по воспитанию экологической культуры детей за 2016 год показал, что высокий уровень показали 60% детей, средний уровень – 40%. Мною был сделан вывод, что у детей к концу года установились устойчивые экологические знания.
- Возможность тиражирования;
- Распространение опыта работы в рамках дошкольного учреждения (педагогический совет, семинары-практикумы); - распространение опыта среди профессионального сообщества (другие дошкольные учреждения); - публикация инновационного опыта в сети интернет и периодической печати.

В опыте представлено обоснованное число приложений, которые

наглядно

иллюстрируют

основные

формы

приемы

работы

воспитанниками
1. Выступление «Проектный метод в экологическом воспитании». 2. Экологический праздник «День Земли». 3. Семинар-практикум «Экологический подход к содержанию комнатных растений». 4. Экскурсия «Постигай окружающий мир» 5. Экологическая викторина «Что? Где? Когда?»

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города…

И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Все ли в порядке в нашем зеленом доме?

В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать...

Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.

Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей.

Экологическое воспитание дошкольников должно проходить непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, формирование экологического сознания и поведения. Я творческий, эмоциональный человек, с большим стажем работы по этой теме, и всегда уделяла много внимания необходимости формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитания нравственных чувств.

Изучила много литературы по экологическому воспитанию детей: С.А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»; Технология Н.Н. Кондратьевой - «Мы»; Н.А. Рыжова «Наш дом природа»; Л.Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П.Г.Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию».

Познакомилась с программами: А. Вересова «Мы земляне»; Е. Рылеева «Открой себя»; Ж.Л. Васякиной - Новиковой «Паутинка»; С. Николаевой «Юный эколог».

За основу в своей работе я взяла программу С. Николаевой «Юный эколог».

С учетом изученного, начала применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводила непосредственно образовательной деятельности и дополнительным образовательным услугам, так как считаю это важнейшими средствами воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В работе я следую следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.

Все воспитание и обучение я детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно.

В нашей группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста.

Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы.

Изготовлены макеты и мини-музей «Царство Нептуна».

На протяжении всего учебного года я провожу с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы я вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении я должна найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенка, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения проводятся в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель.

Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, использовала разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Немаловажное значение в моей работе имеет «экологическая тропа», На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление "солдатиков". Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой берёзе – гнездо.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полили, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.

На тропе мы проводили: наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдали, рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражали на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх. Маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали, но потом увидели муравьиные тропы, и чтобы их никто не разорил, мы огородили тропы веточками. Это детям очень нравится и каждая прогулка начинается с обхода наших владений, все ли у нас там в порядке.

Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда найдется что-то новое и необычное.

Дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году.

Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережно и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом – Земля", "Зелёная планета". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Оденем куклу на прогулку» и другие.

Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится, играя.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.

С помощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы мной изготовлены мини-макеты «Животные нашего леса», «Животные жарких стран», «Животные холодных стран», мини-музей «Царство Нептуна», мини-огород на окне, здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных

Большое внимание я уделяю сказке, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А. Рыжова. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают

В своей практике я прибегала к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодеваюсь. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», «Приготовь лекарство» и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов.

Часто на занятиях использовали художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. (Нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада). Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.

В нашем городе, есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.

В проекте могут участвовать дети любых групп. Формы и методы работы я выбираю в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.

Работая с детьми по теме "Экологическое воспитание", я разработала долгосрочные проекты по экологическому воспитанию «Войди в природу с добротой» «Экологическая тропа», краткосрочные проекты «Комнатные растения-наши друзья», «Наши соседи – насекомые», «Цветочный калейдоскоп», «Зачем человеку кожа».

Я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мной использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания", я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. (Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие, цель – заинтересовать). Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовывать отдельную беседу.

Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Показывали родителям сценку, например, "Лесные уроки вежливости", в которой сказочные персонажи рассказывали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседовали с родителями, давали каждому конкретные советы, порекомендовали детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомиться с природой родного края через СМИ и т. д. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В группе я заранее вывешиваю яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Проводятся выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла», «Это поможет природе» «Лучшая кормушка» и другие.

Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. В этой работе у меня сложилась определенная система:

1. В экологическом уголке помещаю советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

2. Ежегодно проводится экологический праздник «День птиц». В программе праздника - конкурс «Лучший домик для птиц», выставки «Корм для разных птиц», «Лесная столовая», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

3. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, провожу анкетирование по следующим вопросам:

Что такое экология?

Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

Посадили ли Вы дерево?

Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.

Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

В.А. Сухомлинский

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

В настоящее время существует множество инновационных программ и технологий в области дошкольного образования и воспитания. Тема моей работы по экологическому воспитанию «Речевые игры в экологическом воспитании детей». Работаю я по программе С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», используя приемы и методические рекомендации, суть которых изложена в пособиях «Развивающие психологические принципы педагогической технологии» и «Мы - земляне» Н.Н. Вересовой, «Наш дом природа» Н.А. Рыжовой. Нередко я обращаюсь к программе «Планета - наш дом» Белавиной и Найденской, а также к программе доктора педагогических наук Козловой «Я человек» (она состоит из трех разделов: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди» и «Земля – наш дом»). Хорошо знакомо мне также методическое пособие «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Н.А. Коломиной.

Знакомясь с окружающим в ходе игр и развлечений, ребенок активно познает окружающий мир. А если игра интересная, он обязательно захочет узнать побольше. Главная цель моей работы – воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому. Кроме того, я стремлюсь сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!