Детские игры с озвучкой для садика. Речевые игры со звуком р

Многие родители сталкиваются с проблемой – ребенок, который верно и отчетливо повторяет за взрослым все звуки, в обычной речи умудряется их «терять», «проглатывать» или произносить неправильно. Именно поэтому за этапом постановки звукопроизношения следует этап автоматизации.


Проблема в том, что автоматизация в принципе невозможна без многократного повторения, а долгие и монотонные речевые занятия могут утомлять малыша, вызывая негативную реакцию. Любой хороший детский психолог или логопед обязательно обратит внимание родителей на то, что для успешного обучения требуется обоюдное желание двух сторон. Поскольку больше всего дошкольники любят играть, на помощь придут специальные речевые «разминки», веселые конкурсы, песенки и считалки.

Игры со звуком «Ш» и «С» – учимся артикулировать

На этапе постановки звукопроизношения внимание в первую очередь уделяется артикуляции. Но чтобы полученные навыки дошли до автоматизма, следует научить ребенка не только верно повторять отдельный звук, но и слышать его в словах, уметь вычленять и правильно произносить в открытых и закрытых слогах. В этом смысле одними из самых важных считаются игры со звуком «с» для детей – такая проблема, как «шепелявость», встречается едва ли не чаще, чем «картавость».

Существует четкий порядок, к которому прибегают все центры развития детей, использующие логопедические практикумы. Сначала непокорные «с» и «ш» отрабатываются в составе отдельного слога, затем – в словах (которые могут постепенно становиться все длиннее и сложнее). После этого приходит очередь словосочетаний и предложений, и лишь затем – связных рассказов.

Для того чтобы занятия были эффективными, они должны доставлять удовольствие. Лучше всего каждое из них начинать с особой артикуляционной гимнастики, которая выполняется под музыку, сопровождается стишками или песенками. Произнося звуки, их можно рисовать на песке, лепить из пластилина, вырезать из бумаги. Развитие мелкой моторики всегда идет об руку с постановкой звукопроизношения и его автоматизацией.

На заключительном этапе стоит уделить внимание подвижным играм, которые будут сопровождаться скандированием специальных речевок – необходимо следить, чтобы дети проговаривали слова неторопливо, правильно, отчетливо. А закрепить полученные навыки можно, выучив несколько скороговорок на «ш» и «с».


Постановка звука «Ш» в домашних условиях

Если игры со звуком «с» для детей всегда немножечко напоминают уроки художественного свиста, то постановка звука «ш» невозможна без особого «шипения». Это невольно дает идею для веселого занятия, главным действующим лицом которого станет змея. Можно придумать массу заданий, которые должен выполнить добродушный уж или коварная анаконда. Например, проползти по извилистому лабиринту через лес, сопровождая движение особой «змеиной» песенкой. Понятно, что в ней стоит использовать особые слова (вроде «шиплю», «шуршу», «шорохи» и «шелест»).

Прекрасно подходит для закрепления игра на внимание. Взрослый произносит слоги (или слова), в некоторых из которых присутствует «ш» – при его появлении ребенок должен совершить какое-то оговоренное действие (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами или просто зашипеть).

Можно совмещать поиски «пропавшего звука» с творческими занятиями – просить ребенка дорисовать или раскрасить картинки, которые имеют отношения к звуку «ш» (например, «лягуШка» или «Шапка»). А заодно – определить, в какой части слова (в начале, середине или конце) находится «беглец». Любой государственный или частный детский сад обязательно использует подобные упражнения, но для того, чтобы эффект был заметен, родителям следует заниматься с малышом и в домашних условиях – регулярно и систематически.

Предлагаю картотеку игр со звуками.

Подготовила: учитель – логопед Брус Светлана Анатольевна

МДОУ «Ягодка»

г. Лабытнанги

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А] или любой другой звук»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход

Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук [А], хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

[А] Аист, роза, мак, лак, рак, бак, астра, автобус, адрес, арбуз, Айболит, Алёнка, апельсин, Аня, арфа, акула, утка, книга, барабан, лестница.

Ель, енот, липа, море, мост, сон, дом, облако, ветер, вишня, торт, вести,

ведро, ежи, шнур, филин, луг, пирожное, дождь, клоун.

[О] Осень, ослик, овцы, пол, дом, сом, кот, слон, сон, пальто, седло, ведро, перо, лето, кино, Оля, осы, очки, крот, облако.

Санки, трава, шар, книга, глаза, белка, щука, лампа, тетрадь, шпага, пенал, жаба, кит, краб, грач, мышь, щенки, звери, мама, камыши.

[Н] Наука, нос, нора,cнаряд, солянка, мужчина,награда, народ, ножницы, кинза, значок, снайпер, баран, капкан, стакан, кабан, барабан, графин, книга, блокнот.

Сумка, самокат, ваза, футляр, фокус, гуси, сорока, губы, колос, голубь, лампа, кашпо, белка, орешки, каша, ёлка, игрушка, стул, шкаф, цветы.

[C] Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.

Цапля, палец, волк, машина, лес, звук, баран, зубр, медведь, школа, виноград, кран, банан, цветок, рот, глаза, диван, малыш, коза, роза.

[И] Ива, игла, имя, осина, руки, лиса, листья, тина, вилка, блины, птицы, ноги, мир, дуги, искра, изба, липа, иволга, Ира, зима.

Дом, кот, трап, музыка, глаза, окно, платье, кресло, медведь, страус, обезьяна, кукла, калач, язык, стрекоза, берёза, страна, заяц, гвоздь, фазан.

[Б] Бал, банка,обман, хобот, шуба, банан, бык, столбы, свадьба, рубашка, обои, робот, зубы, труба, изба, болото, кобра, работа, бочка, бутон.

Палата, гном,пыль, стол, груша, сапоги, тыква, капуста, парк, шкатулка, пыль, полка, поезд, попугай, кнопка, паук, кино,волк, лев, лось.

[М] Мост, рама, самокат, чемодан, камыш, комната, гном, маска, молоко, муха, малыш, дом, шум, шлем, мак, мыло, мультик, малина, Маугли, компас.

Награда, нос, рот, глаза, кнопка, кабан, баран, апельсин, виноград, дождь, нож,слон, ногти, кукла, ночь, чайник, кисель, утка, снегирь, человек.

[В] Ваза, голова, волк, овал, сова,вода, вареники, пчеловод, завод, ворона, воздух, водолаз, Ваня,волосы, вагон, дерево, вафли, автобус, валенки, дрова.

Факел, кнопка, фонарик, стол, телефон, дракон, кофта, пианино, ёлка, фасоль, улыбка, катер, поезд, фазан, лодка, жираф, улица, магазин, флаг, форточка.

[Р] Рама, рак, дорога, кран, трава, шары, икра, повар, сыр, кефир, браслет, корыто, сырок, корова, труд, комар, ружьё, рыбак, рука, рысь.

Лак, мак, слон, лук,булочка, пила, кнопка, улыбка,лопата, компот, капуста, вокзал, лампа, енот, утка,малыш, гуси, платок, флаг, лето.

[Д] Дом,душ, дочка,дрова, мода, медаль, поднос, двойка, вода, дача, дырка, здание, правда, ладонь, дупло, дорога, дым, беседа, гудок,чердак.

Тайна, крот, комната, молоток, гитара, торт, комет, лето, цветы, тыква, рыбак, петух, монета, туфли, бутон,молоко, туман, товар,плита, туман.

[Ш] Шапка, лошадка, ошейник, уши, ландыш, шея, тишина,каша, шиповник, шум, малыш, шар, шайба, машина, шахматы, шило, финиш, карандаш, шарф, ремешок.

Жаба, ролики, жадина, человек, жираф, жук, урожай, пижама, слон, лужа, ежи, крыжовник, ребёнок, мечта, пароход, ножницы, лыжи, журавль, лодка,джунгли.

[Ч] Чайник, калач, кирпич, четверг, плач, ключ, дочь, ночь, чашка, ручей, значок, чудо, грачи, часы, пчела, гречка, внучка, тучка,ручка, печник.

Телефон, темнота, тир,сено, ветер, семья, осень, паутина, метель, тюлень, телега, листья, утята, утюг, север, секрет,лось, василёк, месяц, лисята.

[Щ] Щавель,щука,роща,пища,вещи,борщ,сварщик,лещ,помощь,щётка,щенок,

щека,сыщик,товарищи,щедрость, щегол, щель, морщины, стекольщик, угощенье.

Шахматы, семечки, семья, мешок, шило, шинель, шуба, сирень, лисичка, персик, кисель, беседа, осина, поросёнок, ушиб, камыши, крыша, шуруп, ремешок, крошка.

«Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять место звука в слове.

Ход

Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.

Ребенок. Звук [У].

Взрослый. Где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок. В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

Ива, игла, изба; искра, имя, ирис;

Лиса, осина, блины; вилка липа птицы; [и]

Руки, быки, сухари; фонари, дуги, ноги.

Осень, ослик, овцы; Оля, осы, очки;

Пол, дом, сом; кот, слон, сон; [о]

Пальто, седло, ведро; перо, лето, кино.

Уши, узел, укол; утро, усы, урна;

Лук, пух, дуб; шум, зуб, шут; [у]

Какаду, иду, сижу; пишу, держу, снизу.

Автобус, аист, арбуз; адрес, апельсин, Айболит;

Бак, лак, мак; рак, платье, палка; [а]

Утка, книга, лестница; книга, ворона, природа.

Майка, мак, малина; марка, мойка, мох;

Камыш, самокат, сумка; грамота, комната, туман; [м]

Дом, крем, шрам; шум, шлем, грим.

Наука, нос, нора; награда, народ, ножницы;

Снаряд, солянка, мужчина; кинза, значок, снайпер; [н]

Баран, капкан, стакан; кабан, барабан, графин.

Цапля, цирк, цех; цепь, цифра, царапина;

Рация, оценка, улица; умница, рецепт, луковица; [ц]

Леденец, огурец, перец; отец; певец; молодец.

Чай, чайка, череда; черника, черепаха, черника;

Ручей, значок, удача; калачи, врачи, бочонок; [ч]

Дочь, грач, калач; ключ, ночь, обруч.

Шапка, шайба, шар; шахматы, шуба, шум;

Машина, ошибка, мешок; тишина, лошадка, мышата; [ш]

Камыш, гуляш, ландыш; малыш, карандаш, финиш.

Щавель, щегол, щель; щука, щётка, щипцы;

Пища, роща, защита; морщины, сварщик, сыщик; [щ]

Лещ, овощ, плющ; клещ, плащ, помощь.

Луна, луч, лотос; ласты, лоб, лаванда;

Малыш, пчёлы, салат; улыбка, палуба, булавка; [л]

Бал, стул, пыл; стол, козёл, пол.

Пальма, пол, посуда; парк, пуля, пыл;

Запах, дупло, лопух; спорт, скрипач, сапог; [п]

Клоп, хрип, клип; сноп, храп, скрип.

Радио, рама, роща; руль, рыба, рука;

Баран, гараж, сорока; карта, парта, корыто; [р]

Двор, катер, повар; мухомор, сахар, помидор.

Сад, судно, сом; самолёт, сани, сын;

Писатель, фасоль, оса; посылка, посуда, лиса; [с]

Лес, рис, автобус; кактус, глобус, фокус.

Тапки, томат, туман; тыква, токарь, туча;

Лопата, платок, потолок; комета, петух, монета; [т]

Крот, плот, автомат; кот, рот, пулемёт.

Фартук, фонтан, фургон; фасоль, факел, фарш;

Сарафан, светофор, шкафы; телефон, кафтан, асфальт; [ф]

Шкаф, сейф, граф; миф, шарф, пуф.

Халат, халва, хобот; хурма, холм, холод;

Ледоход, мухомор, охота; муха, лихач, вездеход; [х]

Лопух, мох, петух; пастух, пух, страх.

«Волшебники»

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

1 вариант Ход

Взрослый . Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] или другим…

[с] [т] [б] [г] [з]

том - сом банк-танк дудка-будка код-год суд-зуд

дом – сом пачка-тачка майка-байка кости-гости лов-зов

бор-сор ранец-танец соты-боты кол-гол дуб-зуб

пуп –суп папки-тапки ваза-база корка-горка

зуд – суд румба-тумба крошка-брошка кладь-гладь

ток –сок куча-туча ранка-банка крот -грод

кон –сон пруд-труд фант-бант гонка-конка

тын –сын

лад –сад

[д] [ж] [к] [л] [м]

сом-дом бук-жук галька-калька баки-лаки бак-мак

почка-дочка кара-жара том-ком мот-лот чарка-марка

пушка-душка бор-жор гонка-конка маска-ласка ласка-маска

пух-дух шар-жар торт-корт сани-лани лайка-майка

пороги-дороги мир-жир гость-кость рама-лама пышка-мышка

ночь-дочь весть-жесть туча-куча зайка-лайка пушка-мушка

кочка-дочка грот-крот воск-лоск

лань-дань тачка-качка рай-лай

лавка-давка

[п] [р] [ф] [х] [ц]

вол-пол банка-ранка бас-фас вата-хата мех-цех

сушка-пушка восток-росток бант-фант клоп-хлоп ларь-царь

дух-пух козы-розы кара-фара голод-холод свет-цвет

толк-полк лак-рак база-фаза робот-хобот сель-цель

кони-пони лама-рама сундук-фундук род-ход мена-цена

торт-порт ложь-рожь зонд-фонд салат-халат лапка-цапка

мост-пост мост-рост

Мука-рука

[ч] [ш] [щ]

пас-час ворох-шорох кит-щит

сан-чан кум-шум мука-щука

каша-чаша мах-шах ручка-щучка

сушь-чушь мёл-шёл река-щека

сайка-чайка пик-шик шёлк-щёлк

пасть-часть пар-шар

2 вариант

Получится новое слово, если добавить звук [К] или любой другой звук

[к] [л] [м] [н]

вол-волк ба..-бал гно..-гном апельси..-апельсин

рыба-рыбак козё..-козёл гри..-грим балко..-балкон

моря -моряк ко..-кол гро..-гром карава..-караван

завтра-завтрак по..-пол до..-дом мандари..-мандарин

пар-парк сту..-стул шле..-шлем сарафа..-сарафан

тан..-танк сто..-стол шра..-шрам графи..-графин

носо..-носок пы..-пыл шу..-шум жето..-жетон

телёно..-телёнок хол-холм газо..-газон

лесо...-лесок

[п] [р] [с] [т]

кар..-карп ми..-мир вопро..-вопрос пило..-пилот

су..-суп дво..-двор какту..-кактус зака..-закат

сер..-серп самова..-самовар фоку..-фокус мос..-мост

тра..-трап бо..-бор пару..-парус све..-свет

сиро..-сироп забо..-забор автобу..-автобус кро..-крот

тулу..-тулуп топо..-топор ле..-лес полё..-полёт

сно..-сноп кома..-комар глобу..-глобус запре..-запрет

ши..-шип хо..-хор ребу..-ребус пло..-плот

[х] [ц] [ч] [щ]

Возду..-воздух ледене..-леденец но..-ноч гуля..-гуляш

Лопу..-лопух зая..-заяц мя..-мяч детёны..-детёныш

Сме..-смех коне..-конец тка..-ткач камы..-камыш

Отды..-отдых молоде..-молодец кирпи..-кирпич каранда..-карандаш

Оре..-орех огуре..-огурец сила..-силач ланды..-ландыш

Горо..-горох оте..-отец пла..-плач малы..-малыш

Запа..-запах певе..-певец клю..-ключ мяки..-мякиш

Стра..-страх холоде..-холодец гра..-грач фини..-финиш

Шоро..-шорох рубе..-рубец лу..-луч мы..-мышь

Кле..-клещ помо..-помощь

Ле..-лещ хво..-хвощ

Ово..-овощ [щ] товари..-товарищ

Пла..-плащ хря..-хрящ

Плю..-плющ бор..-борщ

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается или заканчивается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый или добавить последний звук в слове. Дайте образец ответа.

«Волшебство звуков»

1 вариант

Цель. Учить детей вставлять второй звук в слово для образования нового слова. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход

Взрослый. Я буду произносить слова, а вы вставьте звук [л] так, чтобы он стал вторым в слове и получите новое слово.

[л] [р]

кок -клок ковать-кровать пуд-пруд

пот-плот кошка-крошка сок-срок

бок-блок топка-тропка койка-кройка

сон-слон такт-тракт мак-мрак

куб-клуб дама-драма

сова-слова кот-крот

кубок-клубок битва-бритва

сух-слух тон-трон

газ-глаз гаммы-граммы

пан-план каска-краска

2 вариант

Цель. Учить детей путем убавления одного звука из слова образовывать новые слова.

Ход

Из каждого слова надо исключить один звук, чтобы получилось новое слово.

Вот так: ГОРСТЬ - ГОСТЬ.

хлев–лев олень-лень косы-осы

уточка–точка клещ-лещ крот-рот

столб–стол мель-ель гром-ром

щель–ель снаряд-наряд шмель-мель

укол-кол град-рад зверь-верь

зубр-зуб скот-кот клей-лей

коса-оса экран-кран плуг-луг

мрак-рак краска-каска смех-мех

полк-пол стол-сто беда-еда

удочка-точка тепло-тело волк-вол

«Путешествие по комнате (группе)»

1 вариант

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С] или любой другой звук. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.

Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука [С]. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком и даете оценку.

2 вариант

Цель . Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука (слова должны быть придуманы из предметов групповой комнаты).

Например: стол – лампа – автобус – самолет-телевизор - ручка и т.д.

«Составь слово из отдельно названых звуков»

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход

Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М-А-К. какое слово ты услышал?

Ребенок. Слово мак.

Рак, лак, дым, кот,рот, шар, сор, уши, сок, мох, ток, пух, суп, лук, шум, пол, зал, бал, бак.

Мама, каша, мыло, рама, сани, дача, рука, нога, баба, Вова, щука, жаба, шары, коза, туча, косы, губы, ваза, сова, шуба, муха, розы, нора.

Глаз, брат, стул, друг, двор, флаг, гном, грач, гром, клад, клуб, клык, кнут, краб, кран, крот, квас, плащ, плов, пруд, шкаф, слон, стол, внук, врач.

Бумага, бараны, борода, волосы, вороны, радуга, голова, дорога, заборы заводы, заноза, ворота, комары, коровы, шурупы, лопата, молоко, Наташа, панама, паруса, полосы, посуда работа, рубаха, рукава, бокалы, собака, сорока, Тамара, томаты.

Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы:ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.

2-й вариант.

Ход

Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

к-р-а - рак р-с-о – сор к-у-р-а - рука д-у-р-п - пруд

к-л-а –лак и-ш-у –уши а-м-а-м – мама г-а-ф-л - флаг

м-д-ы -дым к-с-о – сок а-ш-а-к – каша м-о-г-н - гном

т-к-о - кот х-м-о –мох а-м-а-ш – Маша ч-а-г-р - грач

р-т-о - рот о-к-т – кот а-к-у-щ – щука д-а-к-л - клад

ш-р-а –шар х-п-у –пух а-ч-а-д - дача н-а-к-р - кран

п-с-у - суп к-л-у –лук а-б-у-ш – шуба т-а-р-б - брат

м-ш-у -шум л-п-о -пол а-в-о-в - сова л-у-с-т - стул

л-з-а –зал л-б-а -бал а-к-у-р - рука г-у-д-р - друг

к-б-а -бак м-к-а –мак а-х-у-м – муха т-о-к-р - крот

«В стране имён»

1 вариант

Цель. Учить ребенка выделять заданные звуки из своего имени и фамилии.

Ход

Взрослый. В стране имён не принято называть друг друга по именам или фамилиям. Там говорят только первый и последний звуки.

Ребенок. Вова - [В]- [А]; Серёжа –[С’]-[А] Баранкин- [Б]-[Н].

2 вариант

Цель. Учить детей подбирать имена на заданный звук.

Этот вариант игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой детей как соревнование. Например: «Кто назовет больше имён с заданным звуком – получит звездочку». Такая игра учит детей играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе.

Женские имена

[А] Алина, Азиза, Акулина, Александра, Алёна, Алиса, Алла, Альбина, Амалия, Анастасия, Ангелина, Анжела, Анжелика, Анита, Анна, Антонина, Анфиса, Арина, Афродита.

[В] Валентина, Валерия, Варвара, Василина, Василиса, Вера, Вероника, Виктория, Виола, Влада, Владислава.

[Г] Галина, Герда, Гертруда, Глафира, Глория, Гортензия, Гульнара, Гюзель.

[Д] Дана,Дарина, Дарья, Джулия, Джульетта, Диана, Дина, Дорофея.

[Е] Ева, Евгения, Евдокия, Евлампия, Екатерина, Елена, Елизавета, Есения, Ефросинья.

[Ж] Жанна, Жозефина, Жюльетта.

[З] Зара, Зарина, Земфира, Зинаида, Зита, Злата, Зоя, Зухра.

[И] Иванна, Ида, Изабелла, Изольда, Илона, Инга, Инесса, Инна, Ирина, Ирма, Ия.

[К] Камилла, Капитолина, Карина, Каролина, Кира, Клавдия, Клара, Климентина, Клеопатра, Констанция, Кристина, Ксения.

[Л] Лада, Лайма, Лариса, Лаура, Лейла, Лидия, Лика, Лилиана, Лилия, Лина, Линда, Лолита, Луиза, Любовь, Людмила,Лючия.

[М] Магдалина, Мадина, Майя, Малания, Мальвина, Маргарита, Марьям, Марьяна, Марианна, Марина, Мария, Марта, Марфа, Мила, Милена, Мирослава.

[Н] Надежда, Наина, Нана, Наталия, Наталья, Нелли, Ника, Нина, Нонна.

[О] Оксана, Олеся, Ольга.

[П] Паулина, Пелагея, Полина, Прасковья.

[Р] Рада, Раиса, Регина, Римма, Рита, Роза, Роксана, Ростислава, Руслана,Руфина.

[С] Светлана, Серафима, Снежанна, София, Софья, Стелла, Степанида, Стефания, Сюзанна.

[Т] Таисия, Тамара, Татьяна.

[У] Ульяна, Устинья.

[Ф] Фаина, Фатима, Фарида, Фёкла.

[Э] Эвелина, Эдита, Элеонора, Элиза, Элина, Элла, Эльвира, Эльза, Эмилия, Эмма, Эсмеральда.

[Ю] Юлианна, Юлия, Юнона.

[Я] Ядвига, Яна, Ярослава.

Мужские имена

[А] Агафон, Адам, Адольф, Аким, Алан, Александр, Алексей, Альберт, Амир, Анатолий, Андрей, Анисим, Антон, Арсений, Аристарх, Аркадий, Арнольд, Артём, Артур, Архип, Асламбек, Афанасий,Ахат, Ахмед.

[Б] Богдан, Борис, Бронислав, Булат.

[В] Вадим, Валентин, Валерий, Вениамин, Виктор, Виталий, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав.

[Г] Гавриил, Геннадий, Георгий, Герасим, Глеб, Григорий.

[Д] Давид, Дамир, Даниил, Демьян, Дени,с Дмитрий.

[Е] Евгений, Евдоким, Евлампий, Егор, Елизар, Емельян, Ерофей, Ефим.

[З] Захар, Зосим.

[И] Иаков, Иван, Игнат, Игорь, Иисус, Илларион, Илья, Иннокентий, Иосиф, Ипполит, Ираклий, Исмаил.

[К] Карим, Карл, Кирилл, Константин, Корней, Ксенофонт, Кузьма, Куприян.

[Л] Лев, Леонард, Леонид.

[М] Макар, Максим, Марк, Мартин, Матвей, Мефодий, Мечеслав, Мирослав, Михаил, Мстислав.

[Н] Назар, Никита, Николай.

[О] Олег, Онисим, Осип.

[П] Павел, Пантелей, Пётр, Платон, Поликарп, Порфирий, Потап, Прокл, Прокоп, Прохор.

[Р] Ренат, Роберт, Родион, Роман, Ростислав, Руслан, Рустам.

[С] Савелий, Святослав, Севастьян, Семён, Серафим, Сергей, Станислав, Степан, Султан.

[Т] Тарас, Терентий, Тигран, Тимофей, Тимур, Трифон, Трофим.

[Ф] Фёдор, Федот, Феликс, Феофан, Филарет, Филат, Филипп, Фома.

[Э] Эдуард, Эльдар, Эммануил, Эраст, Эрнест.

[Ю] Юлиан, Юрий.

[Я] Яков, Ярослав.

Литература:

  1. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В.Г. Уникальная методика развития речи дошкольника. – ЧСПб.: Издательский дом «Нева» М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2002
  2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003 (Серия «Учительский портфель).
  3. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 (Опыт работы практического педагога).
  4. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно – игровых занятий. Издание 2 –е, доп. и испр., - М.: Издательство «Гном и Д», 2001. (Опыт работы практического педагога).

Лесная тропинка

Возраст : 3 — 4 года.

Цель игры: научить улавливать особенности образного характера музыки и передавать его в движении.

Необходимое оборудование: музыкальные записи — русская народная мелодия «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Медведь» В. Ребикова (или музыкальная пьеса Г. Галынина с тем же названием).

Ход игры . Взрослый приглашает детей на прогулку в воображаемый лес. Показывает им тропинку, по которой за день пробегает много разных зверей. Звучит пьеса. Дети должны изобразить того зверя, которого подсказала им музыка. Прослушав русскую народную мелодию в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька», они изображают прыгающего по тропинке зайчонка и т. п.

Примечание . Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей, не только в помещении, но и на свежем воздухе.

Зайчик

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей слушать и понимать смысл песен, улавливать смену настроений в музыкальных пьесах.

Необходимое оборудование : игрушка, выполняющая роль «капустного кочана», и другие «овощи», музыкальная запись «Зайчик» — венгерская народная песня.

Ход игры. При помощи считалочки выбирается зайчонок.

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем зайца выбирать.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Зайцем, верно,

Станешь ты!

Выбранный таким образом «зайчонок» начинает «безутешно плакать». Его задача: создать согласно песне образ грустного и печального зайчонка.

Остальные дети его утешают и озабоченно поют:

— Зайчик, зайчик,

Что ты грустный?

На что «зайчик» отвечает с обидой (поет):

— Не найду кочан капустный.

Дети вновь его спрашивают:

— А какой?

«Зайчик», показывая руками, поет:

— Вот такой, круглый, белый

Да большой...

Дети угощают «зайца» «овощами»: капустой и морковкой, приговаривая при этом:

— Кушай, зайчик, не стесняйся,

Овощами угощайся.

Ты, зайчонок, не грусти,

Ты нам, заюшка, спляши!..

«Заяц» принимает «гостинцы» и в знак благодарности кланяется детям до земли русским поклоном. Потом складывает на пол «овощи» и начинает приплясывать. Дети хлопают в ладоши.

Примечание . По желанию детей игра повторяется.

Музыкальная гостиная

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: данная игра ориентирована на развитие музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся мягкие или надевающиеся на руку игрушки: медвежонок, птичка, зайчик, кошечка, — а также музыкальная запись (например, песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко).

Ход игры. Воспитатель с таинственным видом сообщает детям, что сегодня у них необычные гости. Он указывает на стульчики, на которых «сидят» игрушки, и спрашивает детей, узнают ли они их. (Дети отвечают.) «Верно, к нам в гости пришли наши старые друзья, с которыми мы подружились, разучивая песенки про них. (Воспитатель берет в руки медвежонка.) Давайте, ребята, вспомним одну из таких песенок. Она о бедном медвежонке, которого уронили на пол и оторвали лапу. Теперь мишка совершенно здоров. Лапку ему пришили, и он даже может ею двигать (показывает. Подносит мишку к уху, что-то шепчет.) Мишутка просит спеть для него ту самую песенку, уж очень ему хочется еще раз послушать ее в вашем исполнении».

Исполняется песня «Мишка» — слова А. Барто, музыка Т. Бырченко. «Игрушка» благодарит ребят за их песенку и «садится» на свое место. Воспитатель берет следующую игрушку, и игра продолжается. Дети подбирают песенки про известных им персонажей и исполняют их. Задача, стоящая перед игроками: вспомнить и напеть мотив песенок. «Игрушки», в свою очередь, приглашают ребят поиграть в игры с их участием.

Внимательные ребята

Возраст: 3 — 4 года.

Цель игры: научить детей улавливать характерные изменения музыки и передавать их в движении.

Необходимое оборудование : музыкальные записи разного ритма и характера.

Ход игры . Музыкальный руководитель предлагает ребятам образовать круг. Игроки, расположившись по кругу, слушают небольшое музыкальное произведение. Их задача: вовремя заметить смену характера музыки и показать это своими движениями. Звучит быстрая мелодия — дети легко бегут по кругу. В музыке происходят изменения, она становится ритмичной и быстрой — и дети ей в такт начинают двигаться иначе, скачками и прыжками, поставив руки на пояс, по кругу. Под звуки спокойной мелодии, произвольно опустив руки, игроки спокойно идут, и т. п.

Примечание. Перед игрой, в качестве маленькой разминки, детям предлагается хлопками обозначить смену ритма мелодии.

Танец-импровизация

Возраст: 4 — 8 лет.

Цель игры : развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.

Необходимое оборудование : запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».

Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.

Примечание . Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.

Музыкальная мозаика

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развить мелкую моторику рук.

Необходимое оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого игрока по комплекту), музыкальные записи.

Ход игры . Взрослый говорит о том, что музыку можно не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим столом или располагаются на ковре — кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.

Примечание . В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома»), С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.

Концерт для клоуна

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры: развить у детей чувство ритма, стимулировать их интерес к исполнительскому искусству, развить навыки коллективного музыкального творчества.

Необходимое оборудование : заводная игрушка — клоун, запись музыки Д. И. Кабалевского «Клоуны».

Ход игры. В руках у воспитателя игрушка. От ее имени воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть с клоуном в игру. Дети садятся на ковер в круг. Воспитатель заводит игрушку и ставит ее в середину круга.

Звучит музыка Д. И. Кабалевского «Клоуны». Ребята хлопают на сильную долю, клоун медленно двигается по кругу. Музыка звучит до тех пор, пока заводу игрушки не закончится и она не остановится. Ребенок, напротив которого замерла в неподвижности игрушка, исполняет знакомую ему припевку или песенку. После исполнения своего музыкального номера он кланяется, дети аплодируют юному артисту. По желанию детей игра повторяется.

Примечание. Если под рукой нет клоуна, можно использовать любую другую механическую игрушку: цыпленка, птичку, собачку и т. п.

Удивительный концерт

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: игра направлена на выявление и развитие творческих задатков у детей пятилетнего возраста.

Необходимое оборудование : магнитофон, музыкальная фонограмма с записью скрипичного концерта или рапсодии, пляски «Казачок», танца «Канкан», вокального дуэта.

Ход игры. Ребятам представляется возможность попробовать свои силы в качестве артистов театра. Перед игроками ставится следующая задача: мимикой, жестами озвучить стихотворение, которое читает воспитатель. Возможны вставки небольших самодеятельных номеров. Например, у аиста есть маленькая реплика; ребенок, озвучивший носорога, может прочесть известное ему стихотворение, а две девочки — «приятельницы лягушки» — исполнить для детей свои любимые частушки, и т. п.

Воспитатель объясняет детям правила игры, после чего зачитывается стихотворение и распределяются роли. Игра проводится без предварительной репетиции, все построено на импровизации.

Воспитатель (читает).

Однажды на лесной опушке

Концерт затеяли зверюшки.

Кузнец-скрипач рапсодию играл...

На импровизированную сцену выходит ребенок- «кузнечик». На воображаемой скрипке под фонограмму «исполняет» рапсодию. После выступления кланяется и садится на свое место.

Воспитатель (продолжает).

Аплодисментов вызвал шквал.

Сплясали пляску «Казачок»

Красотка-муха и сверчок.

Девочка-«муха» и мальчик-«сверчок» исполняют свой веселый танец.

Воспитатель.

Застенчивый угрюмый носорог,

Вдруг осмелев, прочел свой монолог.

Мальчик-«носорог» выразительно читает любое известное ему четверостишие или стихотворение.

Воспитатель.

Две симпатичные лягушки

Исполнили для всех частушки.

Выбегают девочки- «лягушки» и с пояснительными движениями исполняют задорные частушки.

Воспитатель.

Развеселил зверей и таракан,

С собратьями исполнил он «Канкан».

Импровизированный танец мальчиков-«тараканов» под музыку «Канкана».

Воспитатель.

Ужасно толстый бегемот

От смеха чуть не надорвал себе живот.

Мальчик, сидящий на своем месте, пантомимой изображает хохочущего бегемота.

Воспитатель.

А аист даже прослезился:

«Давно я так не веселился!..»

Другой мальчик изображает хохочущего аиста.

После этого звучат заключительные слова воспитателя.

Расходилась публика с концерта

Под звуки комариного дуэта.

Примечание . Ребята сами выбирают те роли, которые им нравятся. При желании «концертную программу» можно повторить перед родителями или детьми других групп (имеется в виду детский сад).

Музыкальные картинки

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры : познакомить детей с творчеством П. Чайковского, пробудить у них эмоциональный отклик на классическое произведение.

Необходимое оборудование : большой лист ватмана, краски, кисточки, небольшая емкость с водой, магнитофон и кассета с записью «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик».

Ход игры. На полу закрепляется лист ватмана с трафаретным изображением полевых цветов. Краски и емкость с водой располагаются таким образом, чтобы не мешали детям, но в то же время были под рукой. Взрослый объясняет ребятам условие игры: прослушать музыку П. Чайковского и попытаться «раскрасить» ее в разные цвета. Дети слушают в записи «Вальс цветов» и, исходя из собственного «цветоощущения» и впечатления от звучащей музыки, раскрашивают цветы. Задача игроков: уловить «цветонастроение» музыки и перенести его на бумагу. Игра стимулирует коллективное творчество.

Примечание . После игры ватман прикрепляется к стене для того, чтобы дети имели возможность полюбоваться своей творческой работой.

Игры с бубном

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне.

Необходимое оборудование : бубен.

Ход игры . Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.

♦ Ну-ка, детки, все ко мне,

Да не стойте в стороне!

Расскажу я вам потешки

Со стихами вперемешку.

♦ Как у наших у ворот

Удивляется народ:

Комар в бубен бьет,

С комарихою поет.

♦ Тут такие чудеса —

С решетом пришла лиса.

Стала воду носить,

Хвостом тесто месить.

♦ А за нею — серый волк,

В пирогах он знает толк.

Волк лисичке помогает,

Тесто в решете мешает.

♦ Из лесу медведь ревет,

Кадку меда он несет:

«Заходи, народ честной,

Будет пир у нас горой!»

♦ Я на том пиру была,

Мед из кадки пила.

Песни пела,

Пироги ела.

До ночи плясала,

Пока не устала.

Как луна взошла,

Я домой пошла.

Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку воспитателя (музыкального руководителя).

Примечание . В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом. Полученные знания дети тут же закрепляют, озвучивая при помощи бубна стихи.

Игра с дождём

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение.

Необходимое оборудование : музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик».

Ход игры . Воспитатель знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков — хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать.

Примечание . Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова пропеваются детьми. Например, слова могут быть примерно такого содержания:

Как, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Капают дождинки.

Кап, кап, кап,

Буль, буль, буль —

Словно серебринки.

Мячики

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры : развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом.

Необходимое оборудование : музыкальная запись.

Ход игры . Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.

На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети-«мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.

Примечание . В этой игре нет соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить.

Эхо

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры : развить музыкальный слух и чувство ритма у детей.

Необходимое оборудование : набор карандашей.

Ход игры . Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Воспитатель спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола. Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить.

Выигрывает тот, кто успешно справится со всеми предложенными заданиями. Победитель получает звание самого музыкального ребенка группы.

Примечание . При повторении игры задание может быть несколько изменено: за стол воспитателя садится ребенок и задает остальным детям свои ритмические рисунки, которые тоже должны быть точно повторены игроками.

Игра с зайкой

Возраст: 4—5 лет.

Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента).

Необходимое оборудование : бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц.

Ход игры . Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой.

Воспитатель, показывая игрушку, нараспев приговаривает.

Зайка-зайчик,

Серенький кафтанчик.

Розовенький носик,

Коротенький хвостик.

Любит заинька плясать,

Мы же любим поиграть...

Приглашает ребят взять в руки бубны и показать свою игру. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети сопровождают мелодию игрой на бубнах. Затем воспитатель вновь напевает, играя с зайчонком.

Ну-ка, зайка, попляши, попляши,

Свою удаль покажи, покажи.

Лапками прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг.

В бубны весело мы бьем,

Зайке песенку поем...

Воспитатель кивает детям головой, те вновь играют на бубнах. В конце игры зайчик кланяется. Игра заканчивается такими словами.

Вот и пляске конец.

Ай да зайка! Молодец!

Перед детьми ставится задача: ударять в бубен на сильную долю такта. В музыкальном сопровождении намеренно акцентируется сильная доля, на нее-то и должен ориентироваться ребенок во время игры на инструменте.

Угадай, кто идет

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Необходимое оборудование : музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».

Ход игры . «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.

Музыкальные игры для детей дошкольного возраста

«Веселые лягушата».

Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

«Веселые матрешки».

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

«Три медведя».

Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

Ход игры:

Педагог: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

Педагог (выводит фигурку) : Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

«Прыг, прыг, скок».

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

«Куколка любит танцевать».

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны.. если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

«По тропинке».

Цель: Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках. Развивать ритмический слух детей.

Ход занятия: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог.

Текст песни: 1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Ежика в лесу найдем, ежика найдем! (играют на маракасах)

2. По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем.

Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем. (играют на ложках)

3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Мишку мы в лесу найдем, Мишку мы найдем. (играют на бубунах)

«Веселый колокольчик».

Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.

1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.

Смеется и хохочет – динь, динь, динь.

2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.

Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.

3. И звонкие капели – динь, динь, динь.

В ответ ему запели – динь, динь, динь. (см. нотное приложение)

«Не зевай».

Цель: научить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Педагог может ставить перед детьми различные задачи:

Точно воспроизводить ритм, после чего передавать соседу музыкальный инструмент;

Чередовать громкое и тихое исполнение;

Менять поочередно приемы исполнения на музыкальных инструментах.

Текст песни: Раз-два-три, не зевай! Поиграл – передай!

Раз – два-три, не спеши, как играть научи!

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.

Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.

Игровая цель: Угадать первым

ЗАЙЦЫ.

Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.

Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.

ЛЕСЕНКА.

Программное содержание: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.

Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:

До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,

соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду. (на трезвучии).

Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.

Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты.

Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.

Игровые действия: Показ рукой.

Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

МОРЕ.

Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы.

Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.

Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо (р), громко (), не слишком громко (), очень громко () и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ

Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке.

Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.

Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом (бегут)

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)

Карусель остановите! (останавливаются).

Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.

Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.

Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.

Игровая цель: Принять участие в хороводе.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО.

Программное содержание: Учить детей различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют,

правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить песни, соответствующие изображению.

Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическую деятельность детей – умение по слуховому восприятию через сравнение, сопоставление различать форму музыкального произведения (запев, припев), развивать ассоциативное мышление – умение передавать форму музыкального произведения с помощью различных графических изображений.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу.

Игровые действия: Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот.

Игровая цель: Первым угадать и выложить мелодию.

НАЙДИ И ПОКАЖИ.

Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:

Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!

А утята ей отвечают:

Кря-кря, мы здесь!

Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.

Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.

НАЙДИ МАМУ.

Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).

Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:

Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:

Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!

И все остальные птенчики стали звать своих мам.

В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.

Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).

Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.

Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.

Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков

ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ.

Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.

«Петушок» рус.н.м.

«Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой рус.н.м.

«Дождик»

Петушок, петушок, Дождик, дождик

Золотой гребешок! Веселей!

Что ты рано встаешь, Капай, капай,

Деткам спать не Не жалей!

даешь?

Мы идем с флажками,

Красными шарами.

В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.

Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.

Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.

Игровая цель: Угадывать первым.

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО.

Программное содержание: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть – определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.

Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.

Игровая цель: Угадать первым.

СОЛНЫШКО И ТУЧКА.

Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.

Игровая цель: Угадать первым.


Лидия Климова
Игры со звуками

Картотека игр на развитие фонематического слуха и восприятия (для родителей и воспитателей) .

«Игры со звуками »

1. Развитие неречевого слуха.

Шумящие коробочки

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки . В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов : взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда намеренно ошибайтесь.

Чудо-звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков : шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки - какие похожи , чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков , затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке : зимой - скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной - капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон : машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи - это опоры вашего малыша в жизни.

Что как звучит

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам , пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе : «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять «волшебную» палочку с собой на прогулку. Более сложный вариант - узнавание звуков без опоры на зрение . Ребенок отвечает на вопросы : «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки

«Прохлопай, как я»

Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2 удара-пауза-3 удара.

Ребенок его повторяет.

Варианты игры :

Ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу) ;

Ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

Ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

«Красный – зелёный»

Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение : «БАНАН» , а затем чётко произносит звукосочетания :

«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ» .

Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

«Какое слово лишнее?»

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных :

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ,

БУДКА – БУКВА– БУДКА – БУДКА;

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ;

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА.

«Самое короткое слово»

Взрослый произносит три слова, а ребенок говорит, какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ

СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА

ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

«Играем в рифмы»

Цель : развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию :

Игра «Добрый слон» .

Жил на свете добрый слон, сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,

Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,

Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,

Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,

Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет) .

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

Игры со звуками и словами .

«Поймай звук »

Взрослый предлагает «поймать» (хлопнуть в ладоши, если ребенок услышит заданный звук . Рекомендуется выделять заданный звук из ряда других звуков , слогов, слов.

«Отбери картинки»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук , например звук [м] .

«Будь внимателен»

Взрослый произносит несколько слов, например : санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с] .

«Отгадай загадку»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке . Например :

Мягкие лапки,

А в лапках царапки (кот)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки (стол) .

«Цепочка из слов»

Взрослый называет слово (например, лес) . Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука . Например : лес- сок-кот-тапки.

«Квартирка звука »

Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части : начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове : начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.

«Разложи картинки»

Ребенку предлагают разложить картинки на две группы : в одну положить те картинки, в названии которых первый звук твердый , в другую - с

начальным мягким звуком .

«Внимательные глазки»

Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук ,

определить его место в слове.

«Подбери словечки»

Ребенку предлагают придумать и назвать слова, в названии которых есть заданный звук . Например, звук [к] - кот , молоко, корова, потолок и т. п.

«Отгадай и назови звуки »

Взрослый называет слияния звуков , слогов, слов. Например : иуа, ап, ма, кот и т. п. Ребенку определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове) .

«Назови по порядку слоги»

Взрослый произносит слово, ребенок говорит : какой слог 1-й, какой – 2-й. Например : САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС) . Произнося слова по слогам, ребенок на каждый слог делает хлопок в ладоши.

«Флажки»

Взрослый называет звук . Ребёнок, определяя, какой этот звук : гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок

Игра «Какой слог лишний?»

Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний» . Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва,.)

«А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах ?

Шуба, кошка, мышь (звук ш ) . Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

«Отбей слоги мячом»

Взрослый говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

«Отгадай слово по первым буквам»

Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок, сколько звуков в слове . Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове , соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.

"Сколько звуков

Взрослый произносит слова (один, два или три гласных звука : а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал .

«Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове .