Объект, предмет и функции дошкольной педагогики. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки

Дошкольная педагогика – это отрасль возрастной педагогики, занимающаяся изучением закономерностей воспитания и элементарных форм обучения детей в дошкольном возрасте. Основным ее направлением является изучение процесса воспитания и обучения, его задачи, цели, содержание, методы, формы организации, приемы и средства осуществления, а также влияние этого процесса на развитие и формирование личности каждого ребенка. Родоначальником дошкольной педагогики как отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «материнская школа» впервые представлена система дошкольного воспитания. Метод исследования – это способы получения научной информации для установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение научной теории. Цель педагогики – воспитание всесторонне развитой личности. Воспитание – процесс передачи старшим поколением лучшего общественного опыта младшему поколению с целью подготовки его к жизни, труду, общению и для обеспечения дальнейшего развития общества. Прежде чем говорить о дошкольной педагогике как о науке, необходимо дать определение понятию “наука”.

Наука – форма общественного сознания, включающая деятельность по получению знаний и ее результат – систему знаний, лежащих в основе общенаучной картины мира. Это особый вид человеческой деятельности, направленный на раскрытие сущностных свойств и закономерностей окружающего мира.

Следовательно, дошкольная педагогика как наука направлена на раскрытие сущностных свойств и закономерностей воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Любую науку характеризуют 3 основных элемента, отличающие ее от других. Это предмет науки, понятийно-категориальный аппарат и методы исследования.

Предметом изучения дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.

Таким образом, дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников. Предмет науки четко обозначает область ее исследований и ту сферу, на которую направлены методы исследования.

Для того чтобы определить понятийно-категориальный аппарат дошкольной педагогики, нужно вспомнить, что такое понятия и категории.

Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия конкретной науки. Для другой науки те же категории могут быть только понятиями. Это более высокий уровень обобщения по отношению к понятиям.

Понятие – это форма мышления, отражающая сущностные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Исходя из предмета исследования, можно выделить фундаментальные понятия (категории) данной науки. Это воспитание, обучение, образование. По отношению к дошкольной педагогике они являются категориями. Это самые важные, ведущие, наиболее общие для данной науки понятия.


Воспитание (в широком смысле) – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность к жизни и труду.

Воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

При определении содержания понятия “обучение” существует множество вариантов. Отличия в них зависят от понимания авторами функций, целей и результатов этого процесса. Так, Ю.К. Бабанский раскрывает процесс обучения как целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и детей, в ходе которого решаются задачи их воспитания, развития, образования.

В психолого-педагогическом словаре П.И. Пидкасистого обучение трактуется как целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

И.Я. Лернер под обучением понимает процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Нам это определение симпатизирует в большей степени, в связи с тем что обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности.

Понятие образования системно рассмотрено в Законе РФ “Об образовании”. Образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней.

В.В. Краевский определяет образование как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из воспитания и обучения и осуществляемый в интересах человека, общества, государства. Ю.К. Бабанский под образованием понимает процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей.

Дошкольная педагогика в своем словаре использует множество других понятий, являющихся ведущими для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.), для психологии (развитие, личность, психика, эмоциональный климат, мышление и др.), анатомии (мозг, скелет, мышечный тонус, физиологические особенности и др.) и т.п. Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, общество. Язык ее богат, многообразен, что позволяет всесторонне охарактеризовать предмет дошкольной педагогики.

Третий элемент, характеризующий дошкольную педагогику как науку, это методы исследования. Это методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, эксперимент, беседа, анкетирование, интервью, наблюдение, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, продуктов деятельности детей и др. Подробному рассмотрению этого вопроса посвятим в дальнейшем отдельную тему.

Функции дошкольной педагогики как науки

1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.

2. Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.

5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Дошкольная педагогика выполняет направляющую роль по отношению к педагогической практике. Дошкольная педагогика обеспечивает единство воспитательного и обучающего воздействий детского сада, семьи, преемственность работы ДОУ и школы. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.

Задачи дошкольной педагогики как науки определяются потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем задачи науки заключаются не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в прогнозировании дальнейшего развития практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении реальной педагогической практики. Рассмотрим основной круг задач.

Задачи дошкольной педагогики как науки

1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов “детский сад – школа”, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

3. Создание госстандарта дошкольного образования (сегодня действует проект, находящийся в стадии апробации).

4. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

5. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

6. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

7. Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.

8. Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОУ.

9. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

10. Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

План ответа:

1. Дошкольная педагогика, определение

2. Объект, предмет дошкольной педагогики

3. Основные понятия дошкольной педагогики.

4. Источники развития дошкольной педагогики.

5. Связь дошкольной педагогики с другими науки

6. Методы дошкольной педагогики

Литература:

1. Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2008

Основное содержание ответа:

Дошкольная педагогика - наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).

Дошкольная педагогика изучает:

Процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления.

Влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.

В народной педагогике отражается культура народа, его ценности, идеалы, исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Народная мудрость сохранила проверенные опытом и временем педагогические советы в виде пословиц, поговорок, былин, легенд, сказок, игр, игрушек, песен, потешек, закличек и др.

Религия.

Педагогика использует положительное ядро религиозных учений для блага воспитания и образования детей дошкольного возраста. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми. В религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. раскрыты представления человечества о морали, нравственности. Христианское учение призывает любить и прощать друг друга, доброжелательно относиться к людям, стремиться к совершенству, любить Родину.

Прогрессивные идеи прошлого и настоящего в отечественной и зарубежной педагогике.

Педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры. Бережно сохраняются памятники мировой педагогической культуры.

Специальные экспериментальные исследования проблем дошкольного Детства.

Передовой педагогический опыт.

Педагогическая практика, опыт воспитания, образования детей дошкольного возраста, который имеется в разных странах, отдельных дошкольных образовательных учреждениях, в индивидуальной деятельности педагога имеет неоценимый вклад в науку дошкольную педагогику.

Данные смежных наук.

В разных науках изучается личность человека: философии, социологии, анатомии, психологии. Человечество значительно продвинулось в изучении личности человека. Открытия в смежных науках обусловливает изучение проблем дошкольной педагогики.

Современная наука дошкольная педагогика имеет различные источники развития .

Методы исследования - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, изучение педагогической документации, детских работ.

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок-дошкольник, чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.

Предмет дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.

Дошкольная педагогика как наука выполняет пять основных функций:

1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.

2. Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.

5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Задачи дошкольной педагогики как науки:

1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад-школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

3. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

4. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

5. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

6. Изучение, обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

7. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

8. Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Источники развития дошкольной педагогики : народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов; этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.

Категории дошкольной педагогики : воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая среда, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство и др.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле , включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание также рассматривается в широком педагогическом смысле – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательном учреждении и охватывающее весь педагогический процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание любознательности, самостоятельности, трудолюбия и др.).

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.) и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения.

Знания – это отражение дошкольниками окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.

Образование – процесс овладения суммой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.

Педагогический процесс – это развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.

Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики - науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.

Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о трех единствах - диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития - является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.

Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип - основа формирования умений, навыков, привычек поведения, им объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественнонаучной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются рекомендации методов и средств обучения.

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

Культурно-историческая теория развития поведения и психики человека JI.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

Учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

Теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

Психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

Концепция В.Т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства и др.

3. Методы исследования дошкольной педагогики:

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Под методами педагогического исследования понимают способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

Беседа – непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование - односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование – метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту – исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента – установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент: констатирующий (изучение состояния педагогического явления); формирующий (апробация выдвинутой гипотезы); контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.

На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.

Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

Для того чтобы результаты педагогической деятельности были исчерпывающими и объективными, необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.

методы научного исследования .

)

Становление дошкольной педагогики, исследование в дошкольной педагогике прогрессивных педагогических идей прошлого.

Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­ка, Китая, Египта, Греции, на Руси. Древнегреческий философ Сократ (470–399 до н.э.) – один из родоначальников познания исти­ны с помощью наводящих вопросов «эвристическая беседа». В этих беседах Со­крат стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности. Сократический метод познания истины становится началом мудрости. Платон (427–348 до н.э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и вос­питания граждан. Платон предлагал следующую орга­низацию образования: с 3 до 6 лет дети собираются для совместных игр под руководством женщин. Платон предлагал и некоторые методики работы с воспитуемыми. Например: «Насильственно не препо­давай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Аристотель (384–322 до н.э.) развивал свою теорию воспитания свободорожденных граждан. Воспитание, по Аристотелю, есть еди­ный процесс, имеющий три стороны: физическое во­спитание, нравственное и умственное.В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его рабо­та «Материнская школа». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.Коменский определил, что должен познать ребе­нок в первые шесть лет. Так, по существу, появилась программа знаний и умений, которые дети должны приобрести в первые шесть лет Жан-Жака Руссо (1712–1778). Согласно теории Руссо, воспитывая ребенка необходимо следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и инди­видуальные особенности. Он требовал считаться с инте­ресами ребенка, не подавлять его свободы.Руссо выделил три источника воспитания: приро­ду, людей и окружающие вещи. И.Г. Песталоцци высказал идею развивающего обучения. Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери. Он счи­тал, что любовь матери к младенцу – основа его спокой­ствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности. России второй половины XIX в. и на все последующие годы оказала педагогическая де­ятельность К.Д. Ушинского (1824–1870)-.принцип – воспитывающего обучения. Он постоянно подчеркивал значение игры в жизни ребенка Можно сказать, что специальных работ о развитии дошкольной педагогики в характеризуемые нами годы нет, но в каждом труде представителей зарождающей­ся педагогики как науки особое внимание обращается на детей дошкольного возраста, на роль матери в вос­питании, предлагаются некоторые методики работы с детьми, обосновываются отдельные принципы воспи­тания и обучения.

Источники развития дошкольной педагогики как науки.

народная педагогика - отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве: пословицах, песнях, сказках, обрядах и обычаях, загадках, мифах и сказаниях. В этом творчестве содержатся поучения и суждения по самым равным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми.

идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Знание этих теорий помогает дошкольной педагогике не повторяться, учитывать накопленное.

инструктивно-директивные документы в области дошкольного воспитания. Так, огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "0 мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста". Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления было утверждено в 1960 г. "Временное положение о ДДУ яслях-саде" разрабатывалась новая программа воспитания дошкольников, обеспечивающая систематическое и последовательное развитие, воспитание и обучение ребенка с первых месяцев его жизни и до поступления в школу. В 1984 г.вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "0 реформе общеобразовательной профессиональной школы", после которого активно проводились исследования по возможности перевода обучения детей с 6-летнего возраста в школе.

В 1990 г. принимается "Концепция развития дошкольного воспитания в БССР" которая наметила основные пути перестройки работы в области дошкольного воспитания. В результате стали создаваться новые типы дошкольных учреждений, альтернативные программы воспитания и обучения дошкольников, пересматривалось содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду,

В настоящее время важными документами, оказывающими влияние на развитие дошкольной педагогики, являются "Закон о правах ребенка", "Закон об образовании", "Положение о дошкольном учреждении" и т.д.

данные смежных наук: психологии, анатомии, языкознания, эстетики, этики и др. Так, при разработке режима дня учитываются физиологические и психологические особенности детей раннего, дошкольного возраста. При организации учебного процесса обращается внимание на степень утомляемости детей, необходимость больше внимания отводить двигательной активности детей. Изменения в области языкознания влекут за собой изменения в разработке вопросов развития речи, умственного воспитания детей.

передовой педагогический опыт, современные прогрессивные теории и опыт зарубежных стран. В детской саду используют элементы системы Марии Монтессори. На страницах журнала "Пралеска" периодически публикуются находки в планировании, конспекты занятий, сценария праздников, новаторские методики (Е.Г.Ремизовская), представляется опыт воспитания и обучения детей за рубежом.

Психологическая периодизация

КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ (от рождения до 2 мес.)

1. МЛАДЕНЧЕСТВО (2 мес. - 1 год)

КРИЗИС 1 ГОДА

2. РАННЕЕ ДЕТСТВО (1 - 3 года)

КРИЗИС 3-х ЛЕТ

3. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3 - 7 лет)

КРИЗИС 7 ЛЕТ

Педагогическая периодизация

1. Младенчество (1 год жизни)

2. Преддошкольный возраст

(от 1 до 3 лет)

3. Дошкольный возраст

(от 3 до 6 лет):

младший дошкольный возраст(3-4 года)средний дошкольный возраст(4-5 лет)старший дошкольный возраст5-6 лет)

Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст. Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество - эмоциональное общение; ранний возраст - предметная; дошкольный возраст - игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:3 мес.-1 год - I группа раннего возраста;1-2 года - II группа раннего возраста;2-3 года - I младшая; 3-4 года - II младшая; 4-5 лет - средняя; 5-6 лет - старшая; 6-7 лет - подготовительная. Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей.

Обязанности ребенка

Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности. Закон «О внесении изменений и дополнений в закон РБ «О правах ребёнка» (2000) Принят Палатой представителей 2 октября 2000 года

Закон состоит из 40 статей, в которых закрепляет правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его права и обязанности, обязанности юридических и физических лиц по защите детства.

Глава 4. Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях С особым вниманием государство относится к детям, оставшимся без родителей. Работники государственных органов власти стараются устроить их в другую семью, в этом случае приемным родителям выплачиваются деньги на питание, одежду и другие вещи для детей. Если не находятся приемные родители в нашей стране, то ребенка могут усыновить люди из-за границы, но и тогда ребенок остается гражданином Беларуси, получает оставшееся после родителей жилье, имущество и другое наследство. Если для ребенка, оставшегося без родителей не нашли семью, то он поступает в детский дом или интернат, где о нем заботится государство. Ребенку открывают счет в банке, куда кладут пенсию за родителей и другие деньги, если они появляются. Дети, у которых есть физические или другие недостатки, имеют право на особую заботу. Права детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф Запрещение участия детей в военных действиях Дети-беженцы, лишившиеся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов на национальной или иной почве, имеют право на защиту своих интересов. Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях.

Задачи вос-я д. 1 г.ж.

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ – основн. умения, кот. определяют раз-е ребенка в данный момент и явл. благоприятными предпосылками для следующего развития.

Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является 1 год жизни. Его отличительные особенности :

Более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физ. и нервно-псих. раз-я,

--тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития,

Проявление

сенсомоторной потребности,

Ярко выраженная эмоциональность,

Большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,

Потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Задачи воспитания:

Обеспечение полноценного физ. раз-я детей, охрана и укрепление их здоровья, фор-е движений, вос-е элементарных навыков аккуратности и опрятности, полож. отношения к режимным процессам;

С целью умственного вос-я своевременное фор-е ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, раз-е умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

Фор-е предпосылок нравственного поведения, т.е. полож. привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, вос-е доброжелательного отношения ко взрослым и детям;

Для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музык. вос-я.

1год жизни условно делится на следующие этапы :

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное™ - первые 3-4 недели);

П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

Ш этап - от 5-6 мес. до 9-Ю мес;

4 этап - от 9-Ю мес. до I года.

На I этапе вед. линиями раз-я являются:

Развитие зрительного и слухового сосредоточения;

Развитие эмоц.-полож. реакций, формирование "комплекса оживления";

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.

Формирование умения лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.

Для П этапа характерны следующие линии развития :

Формирование зрительных и слуховых дифференцировок;

Развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;

Дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.

На Ш этапе ведущими линиями развития являются:

Формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;

Дальнейшее совершенствование лепета;

Начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не разговаривает);

Развитие ползания.

Для 4 этапа характерными являются такие линии развития:

Формирование результативных действий с предметами;

Появление первых осмысленных слов;

Дальнейшее развитие пассивной речи;

Формирование умения самостоятельно ходить.

Физическое воспитание

Физ. вос-е включает в себя следующие задачи:

Закаливание организма

Повышение иммунитета к заболеваниям;

Обеспечение здоровья и полноценного физического развития ребенка;

Его уравновешенное активное поведение

Преобладание бодрого, хорошего настроения;

Предохранение нервной системы ребенка от переутомления);

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Умственное воспитание

Задачи ум. вос-я детей включает в себя следующие:

-- Сенсорное развитие (или еще говорят, развитие мелкой моторики, а это в свою очередь, стимулирует развитие речи: пусть ребенок на ощупь исследует различные предметы, разные по фактуре, давайте пробовать и на зуб, ребенок большую часть информации получает именно осязанием; разные игры с крупами,; бусы из разнокалиберных пуговичек…);

Развитие речи

Развитие ориентировки в окружающем пространстве (обязательно используйте предлоги в своей речи: «возьми за игрушкой», «найди в шкафчике», «слева от тебя», «положи на стол» и т.д. В этом случае хороша игра «Прятки»: вы прячете на видном месте любимую игрушку, а подсказываете только словами «направо», «налево», «ближе», «дальше»…);

Развитие игры и других видов деятельности (играйте с ребенком в различные игры: подвижные, сюжетные, дидактические… Не забывайте и о творческих играх: аппликации, рисование, лепка, конструирование…);

Формирование представлений и первичных понятий о предметах, качествах и явлениях

Формирование мыслительных операций (память, внимание, мышление, воображение, умение обобщать, сравнивать и т.д.).

Эстетическое воспитание

Эстет. вос-е детей включает в себя следующие задачи:

Обеспечить свое временное полноценное и гармоничное развитие ребенка;

Фор-е эстетических чувств (умение сопереживать, радоваться, видеть красивое – все это надо прививать еще в детстве);

Фор-е эстетических представлений (знакомьте детей с театром, с красивыми картинами, с художественной литературой, показывайте различные иллюстрации к одному и тому же произведению…).

Задачи воспитания

1)Гражданско-патриотическая

2)Нравственная

3)Эстетическая

4)Вос-е культуры самопознания и саморегуляции

5)Вос-е культуры здорового образа жизни

6)Гентерное вос-е

7)Семейное вос-е

8)Труд.и пофессиональное

9)Экологическое

10)Вос-е культуры безопасности жизнедеятельности

11)Вос-е культуры быта и досуга

Задачи воспитания отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое.

Задачи умственного воспитания:

Сенсорное воспитание

Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

Становление речи.

Задачи физического воспитания:

оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.

воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств.

образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

Задачи социально-нравственного воспитания:

В 1-ю группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма : представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

2.группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Задачи эстетического воспитания:

1.группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.

2. группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Задачи трудового воспитания:

задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы:

1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков.

2-я группа – на развитие определенных качеств

46.Закономерности и принципы воспитания детей дошкольного возраста .

Закономерность-это объективно-существующие повторяющиеся связи пед.процессов и явлений. Существуют следующ.закономерности :

1)Воспитание ребенка возможно, если ребенок активен. Цель можно достичь при добровольном участии детей.

2)Воспитание эффективно с учетом актуальных потребностей. Ведущей потребностью ребенка является-потребность в любви, доброжелательности. Вос-е включает демонстрацию любви к детям.

3)Личность эффективно раз-ся, воспитывается лишь в ситуации успеха.

деят-ть ребёнка должна сопровожд. или венчаться успехом, кот.должен пережить каждый ребенок. Полож.пед.оценки-сувенир,улыбка,комплимент и т.д.Надо снимать страх у детей(У тебя все получится!)

4)Ребенок эффективно воспитывается в условиях совместно-раздельной деят-ти ребенка и педагога.Суть этой зак-ти заключ.в соблюдении пропорц. соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совм.деят-ти. На нач.этапе активность педагога выше,а потом активность ребенка возрастает. Это помогает ребенку ощутить себя субъектом деят-ти,ч то важно для свободного творческого развития.

5)Целостность воспитательных влияний -это единство слова и дела педагога; это не противоречивость пед. Требованийи т.д.

Задачи сенсорного воспитания. Содержание сенсорного воспитания.

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:

1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической к познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п. В программу сенсорного воспитания включена и Система сенсорных эталонов - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомой, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности, поднимается на новый, более высокий уровень знаний – обобщенных и систематизированных.

56. Этапы и методика сенсорного воспитания воспитанников.

Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются:

1. содержательная, результативная деятельность детей .

Продуктивная деятельность (рисование, лепки, аппликация, конструирование) к. только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками;

2. использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения : занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.

Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими. Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель 2 этапа- обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затеи он предлагает детям все это повторить. Самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель 3-го этапа - формирование представлений об эталонах . В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д. В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. Например: "овал похож на огурчик", "треугольник такой, как крыша у домика". В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.

Цель 4-го этапа -создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности. Здесь важна система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п. Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.

57.Становление педагогики раннего детства .

Педагогика РД начала выд. в сам. область знания в начале XX в. Взгляды на педагогику РД первоначально формир в контексте пред­ставлений о вос-и детей от рождения до поступления в школу. Бол-во ученых и педагогов-практиков, под­черкивая важность первых лет жизни для последующего раз­-я человека, утверждали, что наилучшие условия для вос-я и обучения маленьких детей могут быть лишь в семье.

Я. Коменский (1592-1670) в своем труде «Великая дидактика» заложил фундамент системы народного образо­вания, сформулировал общие зак-ти пед. явлений, очертил основные проблемы педагогики - це­ли, задачи, содержание, методы, организационные формы образования, выделил 4 ступени развития подрастающего поколения - детство, отрочество, юность, возмужалость.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Он считал, что «вос-ть детей должны сами родители», а воспит. процесс следует привести в соот­ветствие с природой ребенка и естественными законами его раз­-я

И. Песталоцци (1746-1827). Он утверждал, что цель вос-я заключается в «выявлении истинной человечности», и что к осознанию своей связи с чело­веческим родом каждый приходит в процессе семейного вос-я. В «Книге для матерей» он писал о том, как мать должна раз-ть ребенка с раннего возраста, вести его к познанию экруж. мира, вос-ть любовь к людям, прививать трудовые навыки. Песталоцци указывал, что в обществ. вос-и следует использовать те преимущества, кот. обладает домашнее вос-е.

Ф. Фребель (1782-1852) при­давал первостепенное значение воспитанию маленького ре­бенка в семье.

М. Монтессори (1870-1952). Она была сторонницей свободного вос-я, в основе ее системы ле­жало представление о том, что ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности.. Монтессори разработала стандартизированные автоди- дакт. материалы, которые сами побуждают детей, свободно выбирая то или иное занятие, выполнять действия так, как задумал воспитатель. Действуя с кубами-вкладышами, рамками с застежками, клавишными досками и т.п., ребенок приобретает знания и умения, развивает набл-ть, терпение, волю, спос-ть сам.о обна­ружить и исправить свои

ошибки. Педагогика Монтессори дает возможность обуч-я детей не посредством прямого воздействия на них, а путем организации спец. обра­зов. среды.

Гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, легли в основу теории и практики западно­европейской и отечественной педагогики. Большой вклад в раз-е системы обществ.вос-я детей внес­ли такие выдающиеся педагоги как, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.

Первыми учреждениями общественного воспитания детей раннего возраста были приюты ; массовые ясли и детские са­ды стали организовываться в XX вв. в связи с вовлечением женщин в производство. Переход воспитательных функций в ведение государства привел к необходимости создания спе­циальных образ.программ В России первые образ. программы вос-я детей РД создавались в 30-50-е годы XX в. В 60-е годы была создана и внедрена в практику типовая «Про­грамма воспитания в д\с», составной частью которой стала программа воспитания детей раннего возраста. В рамках данной программы были разработаны задачи, содержание и методы работы с детьми, направленные на физическое, умст­венное, эстетическое и нравственное развитие. Эта программа строилась на принципах авторитарной педагогики В 80-90-е годы в связи с реформой образования произо­шел поворот к личностно-ориентированной педагогике, направленной на создание наи­более благоприятных условий для раскрытия и развития спо­собностей каждого ребенка, уважение к его личности, досто­инству, обеспечение полноценности его жизни на каждом возрастном этапе. Реализация принципов демократизации и гуманизации образования предполагает вариативность образования, т.е. разнообразие организационных форм образования и образо­вательных программ.

58. Значение социально-нравственного воспитания дошкольников. Особенности социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста . НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А.Н.Леонтьева, В,С.Мухиной, С.Г.Якобсон, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Дошкольная педагогика как наука

Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Предмет дошкольной педагогики - вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет).

Задачи дошкольной педагогики:

1. Разработка содержания, методов, форм организации воспитательно-образова­тельного процесса в дет­ском саду с учетом дости­жений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, опи­сание передового педагоги­ческого опыта.

3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм взаимодействия, преемствен­ности детского сада и школы.

Функции дошкольной педагогики:

1. Описательно-прикладная, которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2. Прогностичная, заключ в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образов процесса ДОУ.

3. Творчески-преобразовательная, предполагающая учет научного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологии.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования .

1. эмперический (сбор научных данных, описание явлений, фактов);

2. теоретический (обобщение, систематизация материала);

3. Метотеоретический (изучение самих теорий и разработка путей их построения и модернизации)

Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу.

Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк.

Возраста.

Функции дошкольной педагогики:

1.Описательно – прикладная. Заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2.Прогностическая. Подразумевает научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДУ.

3.Творчески – преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании проектно – конструктивных технологий.

Основные понятия дошкольной педагогики.

Воспитание - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Обучение - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.

Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания стала оформляться в XVII в. К этому времени назрела острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагогическую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.

Становление и развитие дошкольной педагогики.Возникновение дошкольной педагогики связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского (1592-1670 г.г.), который создал первую систему дошкольного воспитания. Он указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Он предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук.

Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному.

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники Белинский, Герцен, Чернышевский, Толстой. Мировую славу русской педагогики принёс К.Д.Ушинский. Ушинский считал, что «педагогика – это искусство». Он создал психолого-педагогическую концепцию развития личности и на её основе теорию воспитания и обучения. Видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир», «Родное слово» не утратили значение в настоящее время.

XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.

XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции. Становление и развитие дошкольной педагогики.:

  1. 1. Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.
  2. 2. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат, связь педагогики с другими науками.
  3. 3.Отрасли современной педагогики, связь дошкольной педагогики с другими науками
  4. Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, функции педагогики. Гуманистическая направленность современной педагогики.