Чему следует научить ребенка к 4 годам. Что нужно от Вас

Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.

Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.

Психологическое состояние ребенка 4-х лет

Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).

Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.

Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.

Интеллектуальные особенности в 4 года

Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.

Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.

Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.

Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.

Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.

Как воспитывать детей 4-х лет

От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.

  • Культурный досуг . Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
  • Похвала по маленьким и большим поводам . Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
  • Навыки самообслуживания . Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
  • Наблюдение у врача . Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
  • Здоровая пища . Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
  • Режим . Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
  • Полезные игры . Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
  • Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
  • Поиск друзей . Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
  • Правила без исключений . Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.

Когда исполняется 4 года ребенку, родители понимают, что он уже не такой и маленький и многое понимает, однако до полноценного взросления и становления личности в таком возрасте еще очень далеко.

Главная задача родителей – это способствовать развитию наклонностей ребенка в 4 года, в этом возрасте уже обычно видно, в чем он преуспевает, а чему следует уделить больше внимания.

Сегодня мы узнаем, что должен уметь малыш в 4 года, что знать и на что следует обратить внимание.

4-летний малыш и физическая активность

Если раньше малыш мог быть слишком активным в физическом плане, то к 4 годам эта активность может угаснуть , он становится более усидчивым и уже умеет сосредотачиваться на чем-то наиболее интересным. Теперь родителям может потребоваться уговаривать малыша больше гулять или бегать.

Психологи и врачи рекомендуют родителям как можно больше гулять с детьми на улице, чтобы они больше двигались. Тем более что в таком возрасте у них уже, как правило, есть друзья и прогулки сопровождаются активными играми как у мальчиков, так и у девочек.

4 года – самое время записать его в спортивный кружок. В идеале спортивные занятия совмещать с классами по развитию, чтобы личность развивалась всесторонне.

Спортивные кружки имеют такие преимущества для четырехлетки:

  • энергия направляется в нужное русло;
  • вырабатывается привычка регулярно двигаться;
  • формируются новые навыки и привычки;
  • воспитывается характер.

Характерной чертой современного поколения детей является их двигательная лень, поскольку многим малышам гаджеты заменили активные дворовые игры. Родители должны это знать и не допускать, чтобы ребенок проводил все время за телефоном или планшетом.

Полноценное развитие ребенка в 4 года невозможно без формирования двигательной активности. Он к этому возрасту должен уметь играть с мячом, взбираться на стенку, а также выполнять такие действия:

Не стоит переживать, что малыш в этот период становится худым и вытягивается. Не нужно его усиленно кормить в это время. Все связано с возрастными изменениями. Для повышения иммунитета и развития полезны занятия спортом:

  • футболом для мальчиков;
  • гимнастикой для девочек;
  • лыжами;
  • плаванием и т.д.

Что должен уметь ребенок в 4 года и знать: развитие интеллекта

В 4 года оценивать уровень развития малыша по тому, что он умеет и знает, сложно, поскольку в основном все умения и навыки сформированы родителями, а истинный потенциал может быть еще не раскрыт.

Попробуйте обсуждать с ребенком книги, впечатления и многое другое, что он знал, как можно выражать мысли и делать определенные выводы. Для расширения кругозора приобщайте малыша к культурной жизни: посещайте новогодние спектакли, водите в детский театр и на разные мероприятия, смотрите познавательные мультфильмы, обсуждайте с ним увиденное.

В 4 года ребенка можно начинать учить чтению и основам математики. Как правило, в таком возрасте он умеет произносить все звуки (возможно, за исключением «р» и шипящих). Родители должны научить ребенка грамотно выражать свои мысли, а также связанности.

Учить с ребенком буквы лучше начинать с наиболее простых в плане произношения и заканчивать сложными. Их можно с ребенком вылепить из пластилина или выкладывать из подручных материалов. Что бы вы ни принялись изучать, делайте это в игровой форме – это касается и стишков, и песен, и иностранных языков. Также ребенок должен не просто заучивать тексты, но и знать, о чем идет в них речь.

Этот возраст еще называют временем «почемучек», когда малыши хотят знать все и постоянно задают вопросы, ответить на которые родители могут не всегда.

Развитие моторики и игры для детей 4 лет

Если вы еще не отдели малыша на спортивные занятия, то для развития крупной моторики очень важны домашние занятия гимнастикой, а также подвижные уличные игры – прыжки, бег и многое другое. А для развития мелкой моторики хороши рисование и лепка. Обычно к 4 годам дети уже умеют рисовать подобие человечков, а также копировать простые рисунки.

На улице и в саду детишки уже знают, как играть вместе, они очень интересуются сюжетно-ролевыми играми, например:

  • в детский сад;
  • в дочки-матери;
  • врачей и больных;
  • водителей и пассажиров;
  • магазин и многое другое.

Как правило, и мальчики и девочки интересуются играми в «семью»: используют кукол как членов семьи, укладывают их «спать», возят на «прогулку» и готовят «еду». В данном возрасте детишки уже знают некоторые отличия между мальчиками и девочками, появляются характерные увлечения, девочки больше любят наряжаться и стоять перед зеркалом, а мальчики больше интересуются домашними инструментами, устройством разных предметов техники.

Ребенок в 4 года: психология и характер

В таком возрасте родители часто сталкиваются с резкими переменами в характере своего чада . Если вы видите, что пессимистично настроен и жалуется, что с ним не хотят дружить, не переживайте. Родители должны знать, что все это является проявлениями переходного возраста. В это время ранний период детства плавно переходит в более осознанный. Ребенок становится более уязвимым с психической точки зрения, начинает испытывать новые для себя эмоции:

  • грусть;
  • разочарование;
  • стыд;
  • обиду и многое другое.

Очень остро малыш переживает ситуацию, когда родные забывают его похвалить за выполнение определенных действий.

Кроме этого, родители должны пересмотреть свои отношения с детьми . Возможно, они перестали им уделять должное внимание и пустили досуг ребенка на самотек. Чаще всего поведение малыша формируется за счет подражания взрослым, поэтому очень важны совместные занятия и игры.

Благодаря активному общению ребенка с ровесниками и совместным играм, он уже не так активно делится с родителями впечатлениями, он уже имеет право на свои секреты.

Что касается социального развития, то вот что к 4 годам малыши обычно знают и умеют:

  • умеют находить друзей и играть друг с другом;
  • делятся игрушками с другими;
  • понимают, что просят родители и могут им подчиняться, но лишь тогда, когда просьба не противоречит их желанию;
  • дети становятся более независимыми;
  • способны выражать гнев словами, а не физически.

Кроме этого, в большинстве случаев малыши могут путать сказки и сны с реальной жизнью, родители должны объяснить им разницу.

Речь и коммуникация

К 4 годам речевые способности уже достаточно развитые , незнакомые люди обычно уже хорошо понимают малышей. Поводом обращения к логопеду является неправильное произношение большинства звуков. Также в 4 года детишки начинают активно добавлять в свой лексикон слова, подслушанные от родителей, смысл которых они знают не всегда. Родителям рекомендуется внимательно следить в это время за своей речью, особенно это касается нецензурных слов.

Активно пополняется словарный запас малыша и во многом является отражением его мыслительной деятельности. Большинство детей умеют просто и логично отвечать на вопросы и выражать словами чувства «Красиво!», «Вот это да!» и т.д.

Многие любят петь, самостоятельно придумывают песенки и слова. Коммуникационные способности детей в 4 года преимущественно такие:

  • четкое формирование мыслей, применение сложных предложений;
  • умение называть правильно как минимум 4 цвета и формы;
  • некоторые умеют писать свои имени и могут называть некоторые буквы;
  • лучше знают, как идет время и как выглядит режим дня (например, что по утрам завтракают, ночью спят и т.д.);
  • способны выполнять несколько требований, которые просят родители. Так, если родители говорят сначала почистить зубы, потом умываться, а потом лечь в кровать, то ребенок способен выполнять такие действия.

Также малыши умеют распознавать дорожные знаки и логотипы. Желательно, чтобы в таком возрасте дети знали и могли называть при необходимости:

  • имя и фамилию;
  • адрес проживания;
  • имена родителей;
  • другие данные.

Поводы для беспокойства в 4 года

Развитие ребенка в 4 года во многом зависит от индивидуальных особенностей, социальных условий и т.д. Сильно переживать, что он в своем возрасте не умеет и не знает чего-то, что умеют и знают ровесники, нельзя. Однако если у четырехлетки наблюдаются слишком заметные признаки отставания в плане развития от других малышей, стоит повести его к врачу и принять соответствующие меры.

Причинами для беспокойства являются такие явления:

Также нужно обратить внимание на то, что малыш отказывается делать то, что он без проблем умел делать до этого . Обязательно сообщите врачу о подобных явлениях, часто это свидетельствует о замедлении развития или его нарушении. Однако все лечится.

Во многом успешному развитию ребенка способствуют родители. Очень важно, чтобы они не препятствовали его желанию знать больше и учили его правильно общаться с другими – не мешать при разговоре взрослым, благодарить их за подарки и действия. Кроме того, поощряйте артистические навыки малыша и помогайте их развивать, не настаивайте заниматься его тем, чем ему не нравится.

Как мы видим, в 4 года дети уже многое умеют и знают. Родители должны при этом не мешать им познавать мир и всячески способствовать тому, чтобы малыши стремились узнать о нем больше.

Вашему малышу исполнилось четыре года, и это значит, что позади с его капризами и непослушаниями. Теперь ребенок уже более самостоятельный, усидчивый, предпочитает уже другие игры и игрушки. Самое время проверить, соответствует ли его развитие средним нормам. Возможно, на какой-то аспект стоит обратить особенное внимание и вплотную заняться обучением малыша. О том, что должен знать и уметь ребенок в 4 года, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Соответствуют ли физические параметры вашего четырехлетнего крохи нормативным показателям, можно легко проверить. Для этого необходимо измерять его , окружность головы, окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Средние показатели для мальчиков выглядят следующим образом:

  • рост - от 99,1 до 107,5 см;
  • вес - от 14,4 до 18,6 кг;
  • окружность головы - от 48,7 до 51,7 см;
  • окружность груди - от 52,4 до 55,8 см.
Если длина тела вашего сына к четырем годам достигла лишь 90,7 см либо ниже, то это повод к тому, чтобы показать его специалистам. То же касается, если рост перевалил за 115,9 см. Медики должны определить, нет ли у ребенка роста либо какого-либо , которое не дает ему правильно расти. То же касается и веса . Критически низкой массой тела считается 11,2 кг и ниже, критически высокой - 24,2 кг и выше. Замеры окружности головы и окружность грудной клетки в этом возрасте уже не имеют такого значения, как, например, в год либо полтора. Если у малыша имеются проблемы со , которые приводят к нарушению этих параметров, то они уже должны были быть выявлены. Тем не менее, отметим, что у четырехлетних мальчиков считаются низкими показателями окружности головы на отметке 45,8 см и ниже, высокими - 54,6 см и выше. Для средними нормативными показателями, согласно ВОЗ, являются:
  • рост - от 98,4 до 107 см;
  • вес - от 14 до 18,5 кг;
  • окружность головы - от 47,9 до 50,8 см;
  • окружность грудной клетки - 51,6-55,1 см.
Низкими показателями считаются:
  • рост - от 89,8 см и ниже;
  • вес - от 10,9 кг и ниже;
  • окружность головы - от 45,1 см и ниже.
Критически высокие показатели:
  • рост - 115,7 см и выше;
  • вес - от 25,2 кг и выше;
  • окружность головы - от 53,6 см и выше.

Нормально, если и мальчики, и девочки в росте прибавляют стабильно, без резких скачков либо простоев на месте в течение длительного времени. Чтобы точнее узнать о соответствии роста и веса крохи нормативным показателям, можно воспользоваться калькуляторами, размещенными в Интернете.

Развитие малыша

Большинство четырехлетних уже посещают дошкольные учреждения, где их развитие оценивают и корректируют воспитатели и психолог. Родители же тех деток, которые воспитываются дома, могут самостоятельно оценить степень зрелости своего малыша, сравнив его умения и навыки со стандартными, которые мы приводим ниже.

Физическое

Физическое развитие дитя включает не только антропометрические параметры, но и его двигательные способности, объемы легких, количество сердечных сокращений, мышечную массу и т. п.
В четыре года малыш уже умеет:

  • уверенно бегать и прыгать;
  • ходить вперед и назад;
  • спускаться и подниматься по ступенькам;
  • лазать по вертикальной лестнице;
  • крутить педали на велосипеде;
  • стоять на одной ноге около девяти секунд;
  • ловить мяч двумя руками;
  • повторять последовательность упражнений в танце.
Он хорошо держит равновесие, устойчив, контролирует свои движения, в большей мере, чем раньше, усидчив и сосредоточен. В плане мелкой моторики он может:
  • рисовать простые рисунки, в том числе человека, карандашом, фломастерами, кисточкой;
  • строить башню из кубиков;
  • рисовать простые геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.;
  • лепить мелкие детали из пластилина и теста;
  • показывать отдельно от других указательный палец, указательный и средний пальцы одновременно;
  • нанизывать бусинки на нитку;
  • раскрашивать раскраски;
  • резать детскими ножницами.

Психическое

В четыре года ребенка активно уже нужно учить управлять своими эмоциями, находить общий язык с людьми. Он уже в состоянии понимать, что такое чувства, собственные и других людей. Он становится более покладистым, может с легкостью и при желании делиться с другими детьми своими игрушками. Кроха ориентируется в знакомой обстановке, может показать дорогу домой и в садик либо привычный магазин. Его уже следует научить отличать право и лево, вперед-назад, вверх-вниз. Развитие ребенка в 4 года, как мальчика, так и девочки, считается нормальным, если он:

  • может определить, где много предметов, а где - мало;
  • отличает большой предмет от маленького;
  • знает не менее восьми цветов;
  • считает от нуля до девяти;
  • знает основные геометрические фигуры и умеет их изобразить на бумаге;
  • складывает конструктор и пазл;
  • ориентируется в профессиях;
  • знает домашних животных и названия их детенышей;
  • знает названия деревьев, которые ему часто встречаются, может определить, какому дереву принадлежит какой листик;
  • знает времена года и их отличия, очередность;
  • может группировать предметы по определенному признаку;
  • может определить лишний предмет в логической цепочке;
  • может назвать свои и фамилию;
  • знает имена и фамилии родителей, бабушек и дедушек;
  • знает название родного города и страны.
Чтобы пополнить представление ребенка об окружающем мире, его следует водить в театр, на природу, в цирк, на экскурсии.

Знаете ли вы? Принято считать, что большинство мальчиков начинают позже, чем девочки. Это объясняется тем, что у девочек обычно быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков - правое, контролирующее ориентацию в пространстве, двигательную активность, воображение.


Многих родителей интересует вопрос, как должен говорить ребенок в 4 года. В этом возрасте 90 % детей уже разговаривают четко и внятно, так, что их может понять любой сверстник и взрослый. Они произносят все звуки, в том числе и шипящие. В плане речевого развития малыш умеет:
  • составлять сложные предложения;
  • строить фразы из семи-восьми слов;
  • рассказать, что он видит на картинке при помощи двух-трех предложений;
  • отвечать предложением на вопрос;
  • подбирать антонимы.
Словарный запас ребенка в четыре года достигает не менее 1,5 тысячи слов.

Навыки и умения

В плане самообслуживания четырехлетний ребенок - это уже вполне самостоятельный член общества. Он умеет:

  • одеваться и раздеваться;
  • аккуратно складывать свои ;
  • самостоятельно умываться, чистить , купаться с мочалкой;
  • застегивать и расстегивать молнию, пуговицы и липучки;
  • развязывать шнурки;
  • пользоваться расческой;
  • пользоваться вилкой и ложкой, держа их по-взрослому.
В это время часто детки проявляют желание помогать родителям, поэтому важно поддерживать в них данные инициативы, обязательно сопровождая их похвалами. Можно вводить в обязанности убирание постели, кормление домашнего животного, полив цветов и т. п.

Важно! Не страшно, если ребенок не умеет либо не знает чего-то из вышеперечисленного в списке. Практически все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений.

Отклонения от развития

Родителям следует обратиться к специалисту, если ребенок в четыре года не может:

  • внятно говорить;
  • построить предложение;
  • оперировать хотя бы 500 словами;
  • сам одеваться и раздеваться;
  • самостоятельно принимать пищу;
  • построить башню из восьми кубиков.
Также обеспокоиться следует, если ребенок боится общения со взрослыми и сверстниками, не может с чем-либо сосредоточенно играть в течение пяти минут, чрезмерно активен, постоянно проявляет агрессию, имеет ограниченное количество интересов, не различает, где фантазия, а где реальность. К педиатру, невропатологу либо психологу нужно обратиться и в том случае, если ребенок отказывается делать то, что уже умел делать ранее. Возможно, у него случился регресс либо остановка в развитии.

Важно! Отклонения в развитии необходимо выявлять как можно раньше. В таком случае есть шанс их исправить до того, как ребенок сядет за школьную скамью. Существует множество способов лечения подобных состояний.

Обычно отклонения в развитии наблюдаются у детей, которые родились в результате , протекающей с осложнениями, либо раньше срока, имеющих родовую травму, генетическую предрасположенность, серьезную болезнь, проблемы со слухом, черепно-мозговую травму в анамнезе. Задержкой речевого и психомоторного развития также страдают детки с ДЦП, аутизмом, гиперактивностью, психическими заболеваниями. В результате вышеперечисленных факторов происходит нарушение развития мозга и тех его отделов, которые отвечают за речь и психику.

Развивающие игры и упражнения в 4 года

В этом разделе мы подобрали для вас игры и упражнения, разработанные специально для развития физической формы, мышления, внимания и речи четырехлетних малышей. Изучив их, у вас отпадет вопрос, чем заниматься с ребенком в 4 года.

Игры

Для четырехлеток интересны игры со сверстниками, хотя они также могут играть подолгу и самостоятельно. На первый план выходят ролевые игры, где малыш примеряет на себя какой-либо образ и осуществляет определенный набор действий, говорит определенные фразы. Также для них интересны игры на ловкость, например, кегли, гольф, набрасывание колец на палку и т. п. Приобретите простые и увлекательные настольные бродилки, в которые можно играть всей семьей.

Важно! Необходимо стараться играть с ребенком не тогда, когда это удобно только вам, а когда хочет сам кроха. Важно правильно подгадать момент, чтобы игра была интересной и не утомительной для малыша. В четыре года на развивающую игру должно приходиться не более 15 минут.

С осознанием пола меняется и психология игр, теперь девочки предпочитают быть модницами, обращают внимание на мамин гардероб, украшения и косметику, а мальчишки стремятся помочь папе что-либо смастерить, проявляют интерес к строительным инструментам - все это говорит о правильном развитии ребенка в 4 года. В этом возрасте необходимо увлекать малыша более сложным конструктором, пазлами. Для разработки мелкой моторики, кроме пластилина, красок, карандашей, бусинок, шнуровки, мозаики, можно уже подключать спички, предварительно выучив с крохой правила безопасности. Из спичек можно строить домик, составлять любые рисунки, делать поделки. На улице малышу нужно разрешать как можно больше играть со сверстниками.
В игровой форме можно развивать мышление крохи. Можно поиграть в игру на осязание «Кто прячется в пакете?». Заранее положить в пакет различные предметы - например, любимую пушистую игрушку, печенье, яблоко, кубик, фонарик и т. д. Малыш должен закрыть глаза. После этого взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, а тот на ощупь должен отгадать, что это. Если малыш затрудняется ответить, можно делать ему подсказки.

Также в игровой форме развиваются внимание и память. Наиболее простой и увлекательной игрой является «Кто в домике живет?». Родитель ставит перед ребенком пять-шесть игрушек (можно из «Киндер-сюрприза»). Просит внимательно их рассмотреть в течение минуты. Затем просит малыша закрыть глаза либо отвернуться, а сам прячет игрушки в игрушечный домик. Задание крохи вспомнить, какие игрушки поселились в домике.

Логику можно развивать с помощью игры «Чего не хватает?». Подготовить картинки (можно с изображениями животных или какие-нибудь другие). Затем отрезать от них какую-нибудь деталь, например, у лисы - хвост, у зайца - ухо, у машины - одно колесо. Попросить ребенка рассказать, чего не хватает на каждой картинке. Игра «Цветной попрыгунчик» позволит повторить уже выученные названия цветов. Родитель называет цвет, а ребенок должен с помощью прыжков добраться до какого-либо предмета данного цвета и дотронуться до него. Простая игра «Повтори узор» призвана развить внимание и память. Взрослый рисует простой узор либо геометрическую фигуру, а затем просит ребенка изобразить ее по памяти.

Упражнения

Физические упражнения очень важны для детей и их развития. Важно в этом возрасте начинать приучать ребенка к регулярным занятиям физкультурой. Для этого в распорядке дня, в утренний период, нужно выделить время для гимнастики. Гимнастика не должна быть скучной и однообразной. Родителям придется постараться и придумывать разные упражнения, каждый раз заинтересовывая малыша чем-нибудь новым и необычным, например, проводить гимнастику по какому-либо сценарию - «В лесу», «В реке», «На море», «В небе», «В селе», в ходе которых ребенок будет подражать движениям животных и птиц либо преодолевать воображаемые препятствия.

Также зарядку можно делать то с подушкой, то со скакалкой, то с воздушным шариком, с любимой игрушкой и т. п. Ребенку должно быть интересно, тогда упражнения будут для него в радость. А вскоре станут и привычкой. В комплекс физических упражнений обязательно должны входить следующие движения:
  • ходьба на месте;
  • ходьба через препятствия;
  • потягивания;
  • покачивания туловищем;
  • прыжки на месте;
  • прыжки двумя ногами через веревку;
  • приседания;
  • кувырки.

Хорошо, если у ребенка в этом возрасте уже есть шведская стенка. Тогда к домашним упражнениям можно подключать вис на перекладине, подъем и спуск по вертикальной лестнице, катание на перекладине.

Развиваем речь

Важно, кроме того, что постоянно общаться с малышом и отвечать на его бесконечные вопросы, также проводить с ним игры на развитие речи. Одной из увлекательных игр, как развивать речь ребенка в 4 года, является «Маленький детектив». По дороге в садик либо на прогулке обращать внимание малыша на окружающие предметы и просить рассказать о том, что он видит. В процессе рассказа взрослый должен исправлять допущенные ошибки, дополнять его своими репликами, обращать внимание на неувиденные детали.

Знаете ли вы? Слова «мама», «папа» у большинства народов мира звучат примерно одинаково. Дело в том, что они состоят из первых звуков, которые лепечут маленькие дети.

Не стоит забывать о таких важных упражнениях для развития речевых навыков, как заучивание стишков и песенок, отгадывание загадок, ежедневное чтение книжек, разыгрывание кукольного театра либо театра теней. Ежедневно можно играть с ребенком в такие игры, как «Колючие слова» - просить его назвать, какие он знает колючие предметы, «Мягкие слова» - назвать мягкие предметы, «Стеклянные слова», «Деревянные слова» и т. д.
В игре «Кто что делает?» можно изучать профессии и расширять словарный запас. Показывать ребенку картинку с человеком какой-либо профессии, например, доктора, продавца, строителя и задавать ему вопрос: «Что он делает?». Кроме простого «лечит», «продает», «строит», малыш также должен подробно рассказать его действия - например, «слушает фонендоскопом», «смотрит горло», «выписывает рецепт».

Режим дня для ребенка

Чтобы ребенок нормально развивался и хорошо себя чувствовал, необходимо установить для него и контролировать, чтобы он придерживался, определенного режима дня. Для стабильной работы нервной, пищеварительной и иммунной систем четырехлетнему ребенку нужно:

  • спать дважды в сутки в общей сложности не менее 11-12 часов;
  • четыре раза в день в одно и то же время с промежутками в четыре часа;
  • гулять на свежем воздухе не менее четырех часов в день;
  • иметь время для самостоятельных игр и для игр с родителями.

Желательно посещать спортивную либо творческую секцию. Режим дня для четырехлетнего ребенка, который посещает детский сад, может примерно выглядеть следующим образом:
  • 7.00-8.00 - подъем, гигиенические процедуры, дорога в детский сад;
  • 8.10-8.30 - утренняя ;
  • 8.30-9.00 - завтрак;
  • 9.00-10.00 - игры, занятия;
  • 10.00-11.45 - прогулка;
  • 12.00-12.30 - обед;
  • 12.30-14.30 - дневной сон;
  • 14.30-15.00 - пробуждение и игры;
  • 15.00-15.30 - полдник;
  • 15.30-17.00 - прогулка;
  • 17.00-19.00 - прогулка с родителями, посещение кружка;
  • 19.30 - ужин;
  • 20.00 - купание, гигиенические процедуры;
  • 20.30 - чтение перед сном, ночной сон.
Конечно, у каждой семьи будет свой режим дня, подстроенный под каждого конкретного ребенка. Желательно его придерживаться, смещение графика может происходить лишь на полчаса. Родители четырехлетнего ребенка должны понимать, что главное для них на данном этапе - создать все условия для того, чтобы кроха комфортно, гармонично, творчески и физически развивался. Речь идет о покупке материалов для творчества, спортивных снарядов, велосипеда, самоката, записи в спортивную секцию или творческий кружок. И, конечно же, родители должны уделять как можно больше внимания своему ребенку - играть с ним в активные и спокойные игры, читать ему книги, делать совместные поделки, открывать окружающий мир.

На чтение 7 мин.

Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.

Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?

Важные задачи воспитания ребёнка

  • развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.


Особенности развития детей 4-5 лет

  1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
  2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
  3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
  4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
  5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
  6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

Игры и игрушки в 4-5 лет

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.

Ребенок 4 лет должен уметь ловить мячик, ходить на пяточках и стоять на одной ножке.

Ваш кроха растет не по дням, а по часам, и вот ему уже 4 года. Для вас, конечно же он самый-самый: все умеет и знает. А давайте узнаем, что же должен уметь ребенок в 4 года и знать, чтобы не отставать от своих одногодок. И если он и отстает в чем, подтяните малыша, особенно если вы собираетесь отдавать его в детский сад.

Развитие двигательных способностей

Для определения уровня развития двигательных способностей 4-летнего ребенка, проведите для него небольшую разминку. Таким образом вы сможете выяснить, все ли необходимые навыки освоил кроха. Эти навыки крупной моторики нужны ребенку, чтобы правильно развиваться.

Итак, малыш в 4 года должен научиться ходить на пяточках. Ловить мячик для нормально развитого четырехлетнего ребенка не составит труда, также как и попрыгать на одной ножке . На двух ножках кроха должен был научиться прыгать еще в 3 года, так же как и освоить езду на велосипеде.

Теперь ребенок может простоять на одной ножке намного дольше – почти 10 секунд . Хотя в 3 года ему удавалось простоять так только одну секунду.

Самостоятельность и другие навыки ребенка в 4 года

Ваш 4-летний малыш должен уже различать основные цвета (белый, черный, зеленый, красный, синий, желтый).

Не страшно, если ребенок путает, например, розовый и оранжевый. Кроме того, ребенок в этом возрасте должен уверенно называть фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник .

Также для 4-летнего малыша уже не составит труда выстроить предметы по росту и размеру : от высокого к низкому, от большого к маленькому и наоборот.

4-летний ребенок уже вполне умеет выполнять просьбы взрослого . Можно утверждать, что в 4 года малыш может стать настоящим помощником для родителей.

Уже может помочь и пол помыть, и гвоздь забить, и цветы полить, и посуду помыть. Конечно, у него еще не все получится идеально, но главное, чтобы ребенок от души старался, а у родителей – чтобы хватило терпения научить всему этому свою дочь или сына.

Ребенок уже с удовольствием играет в ролевые игры : тушит пожары, плавает по морям, укладывает и кормит куклу или играет в дочки-матери с другими детьми на площадке.

Именно в 4 года лучше всего отдавать ребенка в садик. Особенно если он предварительно прошел психологический тест на готовность к детскому коллективу. Ведь именно в 4 года ребенок уже самостоятельно умеет кушать, одеваться и ходить в туалет.

Развитие речи детей 4 года

Как правило, дети в 4 года уже умеют хорошо говорить. Ребенок правильно выстраивает предложения , причем уже не только простые, но и сложные.

По наблюдениям психологов, ребенок в 4 года задает приблизительно 400 вопросов в день! То есть это один вопрос в полторы минуты.

Малыш не только задает множество нелегких для родителей вопросов, но и умеет также отвечать на различные каверзные вопросы взрослых.

А ответы, которые веселят и радуют всех вокруг, лучше записывать в отдельную тетрадку, и, на день совершеннолетия они станут самым лучшим подарком для самого ребенка.

Если в 4 года малыш еще не четко произносит буквы «р», «л», это не является нарушением речи. Важно, чтобы правильная речь сформировалась к 6-7 годам, когда ребенку надо будет идти в школу.

Ребенок в 4 года уже уверенно будет рассказывать сам стихи , но не надо переживать, если кроха не слишком стремиться их рассказывать. Возможно, он просто стесняется.

Разумеется, все перечисленные показатели – средние, как правило, малыш умеет делить что-то лучше, а что-то хуже.

Если из всего вышеперечисленного большая часть для вашего 4-летнего ребенка не составляет особого труда, значит он развивает нормально. О каких-либо нарушениях можно говорить только в том случае, если у малыша отсутствует большая часть навыков.

Что должен уметь ребёнок в 4 года

Каждый малыш уникален и развивается в своём индивидуальном темпе. Это можно заметить с самого рождения. Внимательные родители следят за своим крохой и фиксируют каждое его новое достижение. Для того, чтобы мамам и папам было проще ориентироваться, психологи совместно с педиатрами составили список умений и навыков, которыми должен обладать ребёнок в 4 года.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика чрезвычайно важна для крохи, так как именно она ложится в основу развития речи. Четырёхлетний малыш с лёгкостью умеет:

  • нанизывать крупные бусины на ленту, тесьму или шнурок;
  • показывать собственные пальцы поочерёдно;
  • складывать из пальцев фигуры;
  • завязывать шнуровку;
  • застёгивать молнию, пуговицы и крючки.

Окружающий мир

Исследовать мир вокруг себя – важная задача для ребёнка, в основе которой лежит неотъемлемая черта характера всех малышей – любопытство. В 4 года дети способны:

  • назвать своё имя, возраст;
  • ответить на вопрос о месте жительства;
  • рассказать о родителях;
  • отличать друг от друга по вкусы и внешнему виду съедобные плоды – ягоды, овощи, фрукты;
  • выделять среди остальных 3-4 дерева или кустарника;
  • показывать на изображениях и называть зверей, насекомых, птиц и называть их отличительные черты;
  • понимать разные категории вещей (посуда, мебель, одежда, обувь);
  • показывать и обозначать части тела на себе;
  • называть профессии;
  • отличать зиму от лета и других сезонов.

Математические способности

Возможности четырёхлетнего малыша не ограничиваются познаниями предметов вокруг себя. В этом возрасте дети должны способны на многое, в том числе:

  • считать от 1 до 5 и наоборот;
  • соотносить названную цифру с количеством предметов;
  • сравнивать предметы;
  • различать геометрические формы (круг, треугольник, квадрат);
  • понимать разницу между длиной, высотой, шириной;
  • обозначать стороны (право, лево);
  • обозначать количество (больше, меньше);
  • сравнивать 2 изображения, видеть отличия;
  • собирать пазлы;
  • убирать лишний предмет, мотивировать свой выбор;
  • выбирать парные предметы.

Продуктивная деятельность

Психологи считают продуктивную деятельность залогом творческих способностей. Ребёнок в 4 года может:

  • уверенно и правильно держать в руке карандаш;
  • пользоваться красками разных видов;
  • изображать предмет, передавая его характеристики;
  • закрашивать намеченный контур;
  • создавать узор;
  • изображать сюжет, рисуя несколько предметов;
  • рисовать с исходного изображения и без него;
  • использовать различные приёмы нанесения краски кистью;
  • лепить из пластилина;
  • пользоваться стекой;
  • конструировать из картона по образцу и без него;
  • пользоваться ножницами;
  • трансформировать вырезанные фигуры (из квадрата делать круг);
  • приклеивать элементы на лист;
  • сгибать листы в разных направлениях;
  • называть детали.

Логическое мышление

На него специалисты советуют обратить особое внимание. Развитие навыков логики позволит малышу преуспеть в интеллектуальной деятельности в будущем. В 4 года ребёнок умеет:

  • искать отличия между двумя похожими изображениями;
  • конструировать по образцу;
  • собирать рисунок, разделённый на 4 части;
  • самостоятельно складывать пирамиду;
  • в течение 5 минут непрерывно заниматься одним видом деятельности;
  • заполнять пробелы в рисунках подходящими элементами;
  • называть несколько подобных предметов одним словом;
  • исключать лишний предмет;
  • правильно отвечать на логические вопросы (зачем зимой надевать шапку?);
  • подбирать слова-антонимы (холодный – горячий);
  • запоминать и повторять ассоциативно связанные слова (кошка – собака);
  • мотивированно убирать лишний предмет.

Не следует паниковать, если малыш в 4 года не в полной мере овладел всеми перечисленными навыками, но важно уделить этой области развития особое внимание. Совместно с психологом можно подобрать развивающие занятия, которые принесут пользу и доставят удовольствие и малышу, и его родителям.