Совместное занятие детей и родителей в детском саду. Конспект совместного занятия в доу для родителей и детей

Конспекты занятий.

Первое занятие

Зорко только сердце.

Самого главного глазами не увидишь.

Антуан де Сент-Экзюпери.

«Маленький принц»

Цель : выработка адекватного представления о детских возможно стях и потребностях, изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком 5-7 лет.

Задачи:

Задачи:

1. Формирование доброжелательной рабочей обстановки на занятии.

2. Установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.

3. Развитие родительской компетентности.

2. Уменьшение напряжения в паре.

Необходимые материалы: маркер, магнитная доска, визитка, ручки, бумага ф-А4, планшет, карточки с высказыванием о счастье, ватман, цветные карандаши, пальчиковые краски.

Ход занятия.

1.Вводная часть .

Знакомство с целями занятия.

Цель : Знакомство с целями занятий.

Содержание : Ведущий представляется и знакомит с целями занятий, в форме, доступной для понимания детям. Это может звучать так:

«В жизни человека часто складываются ситуации, когда он должен выбрать для себя, как он может жить в дальнейшем.

На наших занятиях мы будем вместе играть, учиться принимать по мощь других людей (мамы, папы, брата, сестры, друга, подруги)». Игры для детей от 5 до 7 лет, направленные на формирование правильной модели поведения у детей.

Заметки для ведущего : Нужно объяснить, что на занятиях сегодня мы поведем разговор на очень важную для всех тему - тему общения, рассмотрим проблемы взаимодействия между людьми и попробуем найти пути решения этих проблем.

Упражнение «Представление».

Цель:

Методика проведения: в начале работы участник занятия должен оформить визитку, в которой указывается его тренинговое имя. При этом родители и дети вправе взять себе любое имя. Оно должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Время на оформление визиток - 5 минут.

Упражнение «Это здорово!»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Инструкция : семьи встают напротив друг друга и по договорённости начинают представляться, говорить, что любят делать, после каждой фразы участники должны говорить: «Это здорово!» и показывают большой палец руки!

Например:

Ведущий: Меня зовут Мария.

Все: Это - здорово!

Ведущий: Я люблю слушать музыку!

Все: Это здорово! и т. д.

Упражнение «Доброе животное».

Цель: Сплочение детско-родителькой пары.

Методика проведения:

Ведущий: «Для того чтобы почувствовать себя одним целым, быть счастливым я предлагаю вам выполнять упражнение «Доброе животное». Встаньте друг напротив друга и возьмитесь за руки, вы - одно большое доброе животное. А раз это живое существо, значит, оно дышит (шаг назад - вдох, шаг вперед - выдох с шумом) – 3-4 раза. У животного - большое доброе сердце. Оно бьется (2 шага назад притоптывая, 2 шага вперед притоптывая).

Мини-лекция для родителей:

Вначале рассмотрим особенности поведения детей от 5 до 7 лет

Дети, отметившие пятый день рождения, считают себя достаточно умными, самостоятельными и взрослыми. Они стремятся к интеллектуальному, познавательному общению, имеют свою точку зрения на происходящее вокруг, с удовольствием объяснят даже то, в чём не очень разбираются - только спросите. Для них важно получить похвалу, быть хорошими. У детей этого возраста развито стремление помогать другим и желание сохранять добрые отношения с окружающими.

Во время конфликтных ситуаций разговаривайте с ребёнком, как с понимающим всё человеком. Сохраняйте спокойствие и хладнокровие, тогда и ребёнок, глядя на вас, начнёт успокаиваться. В трёх-четырёх предложениях объясните свою позицию, попытайтесь дать понять, что вы хотите делать то же, что и ребёнок, но не можете в силу объективных причин. Предложите альтернативу: «Нам с тобой очень весело и интересно играть здесь. Но придётся пойти домой, потому что скоро начнётся дождь. Мы промокнем и заболеем. А дома поиграем в твои любимые прятки».

Чтобы привести ребёнка в чувство, отвлечь его от предмета спора и иметь возможность двигаться в нужном вам направлении, воспользуйтесь приведёнными ниже играми.

Выработка правил поведения на занятиях.

Цель: Принятие правил работы на занятии.

Содержание : Для плодотворной работы и создания доверительной обстановки ведущий предлагает принять правила. Правила будут особенными, так как на занятиях будут происходить разговоры об очень сокровенном.

    Согласованность.

    Доверие.

    Взаимопомощь.

    Уважение.

    Конфиденциальность.

    Рефлексия.

    Посещаемость.

Заметки для ведущего : Желательно, чтобы участники встречи предложили свои правила, это придаст им ценность, и они будут выполнять их просто потому, что сами предложили.

2. Основная часть.

Упражнение «Установление дистанции».

Цель : определение личного расстояния в играх и упражнениях.

Содержание: Ведущий объясняет, что у каждого человека существует свое индивидуальное безопасное расстояние, на котором он чувствует себя в беседе с другими людьми наиболее комфортно. Обычно оно выбирается бессознательно, и при этом: значимыми оказываются личные взаимоотношения с партнером по общению. В тундре и пустыне чужие люди могут общаться на расстоянии многих метров, в то время как в городе, где людей много, личное расстояние сокращается.

Ведущий обращает внимание на то, что не следует обижаться, если кто-то не подпускает их на близкое расстояние, - просто человеку удобнее общаться именно так.

Ведущий с участником делают пробу: один стоит, молча, а другой, говорит все, что ему приходит на ум, «наскакивает» на него, пытается войти в тесный контакт. Участники делятся впечатлениями: что чувствует тот, кто наскакивает, и тот, личное пространство которого нарушается таким образом.

Заметки для ведущего : Обычно дети, эмоционально неблагополучные, не разрешают подойти к себе близко. Это ожидаемая реакция с их стороны. И объяснить, что отторжение близкого расстояния с партнером - это структура их психики, человек бессознательно не хочет, чтобы к нему близко подходили, и нужно уважать его желание.

Игры на переключение внимания

Отвечалка

Место проведения. На улице или дома.

Как играть. Задавайте ребёнку разные вопросы, а он пусть отвечает. Затем поменяйтесь ролями.

Примечание . Подбирайте простые и смешные вопросы, например: «У кошки пять хвостов? А сколько?.. Собаки умеют летать? У Деда Мороза зелёная шуба?» Самый-самый

Место проведения. На улице или дома.

Как играть. Организуйте соревнования - кто дальше прыгнет, кто дольше проскачет на одной ноге (по направлению движения), кто быстрее добежит до какого-либо места или предмета и т. д.

Назвал - шагай

Место проведения. На улице или дома.

Как играть. Выберите букву алфавита. По очереди называйте слова, которые начинаются на эту букву. Назвавший слово имеет право сделать три шага вперёд.

Светофор

Место проведения. На улице.

Как играть. Напомните ребёнку, что движение на дороге регулирует светофор. «Красный свет - дороги нет, стой. Жёлтый свет - приготовься. Зелёный - беги, догоняй». Скажите: «Красный» и отходите на некоторое расстояние от малыша, повторяя: «Красный, красный, теперь жёлтый (ребёнок готовится догонять вас), а сейчас зелёный!».

Меняйтесь ролями.

Игры и занятия, формирующие положительную модель поведения

Кто аккуратнее?

Место проведения. Дома.

Что необходимо. Кубики, машинки, верёвочка, игрушки и т. д.

Как играть . Устройте соревнование. Победит тот, кто аккуратнее выполнит задание. Например, привезти машинку к финишу, построить башенку из кубиков, ровно пройти по разложенной на полу верёвочке, расставить игрушки по местам, раскрасить картинку и т. д.

Самый ловкий

Место проведения . Дома.

Что необходимо. Столовая ложка, варёное яйцо.

Как играть . Несите яйцо в столовой ложке до финиша. Кто его уронит - проиграл. Эта игра не на скорость, а на ловкость.

Джунгли

Место проведения. Дома.

Что необходимо. Стулья или другие предметы, которые могут выполнять роль препятствий.

Как играть. Поставьте посередине комнаты стул. Завяжите глаза папе. Давая команды, помогите ему обогнуть преграду: «Шаг вперёд, ещё шаг, шаг влево...» Затем завяжите глаза ребёнку.

Можно усложнить задание: поставьте несколько предметов, которые надо обойти. Чтобы было интереснее, придумайте сюжет. Например, стулья - это деревья на необитаемом острове. «Сейчас на острове ночь, темно и ничего не видно. Островитянам предстоит добраться до палатки, чтобы устроиться на ночлег...»

Мыслитель

Место проведения . Дома.

Что необходимо. Кроссворды, ребусы, головоломки для детей.

Как играть . Предложите малышу: «У меня есть интересный кроссворд, как ты думаешь, мы сможем его отгадать? Попробуем?»

Учимся наблюдать

Место проведения. Дома или на улице.

Что необходимо . Объект наблюдения - птица, домашнее животное, растение (наблюдаем за его ростом), природное явление (дождь, снег, град, сильный ветер) и пр.

Как играть . Выберите за чем будете наблюдать. Привлеките внимание ребёнка к предмету: «Ой, а что это?!». Вместе наблюдайте за происходящим. Задавайте ребёнку вопросы о том, что видите: «Что он делает? Как? Что происходит вокруг? Что изменилось? Как было вчера (два дня назад)?..»

Азбука этикета

Место проведения. Дома и на улице.

Как играть. Задавайте ребёнку вопросы и просите ответить на них: «Что надо сказать, когда входишь? Как вести себя с маленькими?..».

Волшебный рисунок

Место проведения. Дома.

Что необходимо . Листы бумаги, карандаши, фломастеры. Как играть. Попросите ребёнка нарисовать его плохой поступок: «Сегодня ты плохо поступил. Нарисуй, что ты сделал. Теперь этот рисунок порви, а на другом листе нарисуй, как нужно поступать. Давай поступать так всегда!».

Наши лучшие друзья - книги

Читайте ребёнку книги. На примере персонажей книг учите его проявлять заботу о близких, правильно вести себя, помогать окружающим, задумываться о последствиях своих действий. Задавайте вопросы: «Почему так получилось, хорошо ли себя вёл этот мальчик, как нужно было поступить?». Помогите малышу сделать выводы: необходимо делиться тем, что у тебя есть, помогать другим, уметь дружить и т. д.

Выбор детских книг сейчас чрезвычайно велик. Наверное, вы помните и свои любимые в детстве книги. Это могут быть, например, книги 3. Александровой («Невидимка»), Л. Воронковой («Что сказала бы мама»), Е. Благининой («Посидим в тишине»), Л. Васильевой- Гангус («Азбука вежливости»), Б. Захо- дера («Серая звёздочка»), Н. Сладкова («Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина»), Г. Шалаевой («Большая книга правил поведения для воспитанных детей»), стихотворения для детей В. Маяковского («Что такое хорошо и что такое плохо?»).

Вечерняя сказка

Даже если ребёнок вёл себя днём не всегда хорошо, ближе к вечеру, когда уйдёт волнение, наступит время поговорить о случившемся. Не стоит превращать это в споры и чтение нотаций. Расскажите сказку о хорошем (плохом) поведении детей и его последствиях. Самую подходящую историю вы придумаете сами. Сюжет её довольно прост. Главные герои - животные или куклы. Место действия выбирается любое - лес, коробка с игрушками, волшебная страна, озеро. Стройте сюжет так, чтобы он был похож на происшествие с ребёнком. Помните, сказка всегда кончается хорошо. Например, если малыш отбирал игрушки у других детей, сказка может получиться примерно следующего содержания.

«На лесной полянке под старым деревом играли зверята. Мишка катал машинку, лисички строили башенку из кубиков, а заяц собирал пирамидку. Вдруг под деревом появился волчонок. Он разрушил башенку, которую построили лисички, а у мишки отобрал машинку. Зверята посмотрели на волчонка и сказали: „Мы не будем с тобой играть, ты злой, ты нас обижаешь". Они собрали свои игрушки и ушли играть на другую полянку, а волчонок остался один. Ему стало очень скучно, ему не с кем было играть».

Обязательно добавьте свой комментарий: «Вот видишь, как бывает, когда обижаешь других. Никто не захочет с тобой играть. Надо быть добрым!».

Упражнение «Семейный герб».

Цель: концентрировать внимание на главных ценностях семьи; осознать цели своей жизни.

Оборудование: ватман, фломастеры, краски, карандаши.

Методика проведения: В старину был обычай изображать на воротах замка, щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее основную идею или цель деятельности владельца. Необходимо каждому нарисовать свой фамильный герб, отражающий ваше жизненное кредо, отношение к вашей будущей семье, миру в целом. На рисунок герба дается 15 мин. Можете рисовать, как умеете, здесь важно выражение основной идеи вашей личности.

Участники рассказывают о своем гербе. Обсуждение:

Что вы чувствовали, рисуя фамильный герб своей семьи?

Какие ценности вам удалось отобразить лучше всего?

3. Заключительная часть.

Домашнее задание.

Цель: осознание причин неэффективного родительского отношения.

Методика проведения: в течение дня отмечать мысли о ситуациях, в которых возникла проблема с ребенком. Стараться не нервничать по этому поводу, а просто отметить первую пришедшую в голову мысль (например, «Он (она) у меня дождется»). Записать эти мысли в дневник. После каждой мысли из первого пункта мысленно проговорить записанную фразу. Это необходимо делать до тех пор, пока данное сочетание мыслей не войдет в привычку. При этом можно продолжать заботиться о ребенке, интересоваться им, но отказаться от того, чтобы контролировать и наставлять в каждом из его решений. Стараться сохранять радость в отношениях как со взрослыми, так и с детьми.

Рефлексия занятия.

Цель : Получение обратной связи.

Содержание для родителей : Участники делятся впечатлениями, что по нравилось, что нет.

Содержание для детей: Психолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая укажет на эмоциональное состояние ребенка после тренинга:

«Что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя сейчас настроение? Выбери».

(«Найди свое настроение»)

Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение» (приложение – (203.45 КБ))

Семейный просмотр мультфильма по желанию детей (см. список в приложении № 2)

Отказаться от строгих правил и запретов;

Уметь радоваться жизни при любых обстоятельствах.

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ для младших школьников

«Мы вместе» (для детей от 7 до 12 лет)
Целью данной программы является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.
При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:
Обучение навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
Повышение самооценки детей и родительской компетентности.
Обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.
Организация занятий: цикл занятий включает в себя 8 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю. Совместные занятия по 1час 30 мин., занятия только для родителей – 2 часа. 1-5 совместные для родителей и детей; 6-7 – только с участием родителей; 8-е занятие – совместное завершающее.
Методические средства, используемые в программе: коммуникативные игры, совместная деятельность родителей и детей (рисование, конструирование), ролевое моделирование.
Структура цикла:
Диагностический этап. Проводится на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и на заключительном занятии.
Задача : диагностика стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.
1. Подготовительный этап:
Основная задача: знакомство участников, формирование в группе атмосферы доверия и безопасности.
2. Собственно коррекционно-развивающий этап
Задачи:
Обучение родителя и ребенка навыкам сотрудничества.
Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми.
Развитие навыков рефлексии.
Обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.
3. Завершающий этап.
Задача: апробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.

Критерии оценки эффективности программы
Для объективной оценки эффективности работы группы на диагностическом этапе проводится дифференциальное обследование всех участников. Родители заполняют опросник «Анализ семейных взаимоотношений», выполняют «Кинетический рисунок семьи» и совместный рисунок с детьми, семейную социограмму (см.Приложение).
Дети выполняют «Кинетический рисунок семьи» и совместный рисунок с родителями, семейную социограмму. Так же психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей методом стандартизированного наблюдения (см. приложение).
На заключительной встрече, по окончании цикла, родители заполняют анкету участника тренинга, вновь оценивают свое межличностное общение с ребенком, дети и родители заполняют семейную социограмму, родители и дети выполняют совместный рисунок на одном листе. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей по 3-х бальной шкале (1 балл-низкий, 2 балла- средний, 3 балла- высокий уровень).
Эффективность измеряется качественным анализом рисуночных проб, положительной динамикой в оценках родителей своих взимоотношений с детьми, повышением коммуникативных навыков детей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема Кол-во часов
1 Знакомство, сплочение группы 3
2 Учимся сотрудничать 4,5
3 Общаться с ребенком – как? (для родителей) 2
4 Поощрения и наказания (для родителей) 2
5 Завершение работы группы 1,5
Итого 13

Правила группы. Тренер вводит правила группы и обсуждает их с участниками тренинга:
* Конфиденциальность (секретность) происходящего в группе.
* Говорим только от себя и о себе (Я-высказывания»).
* Доверительный стиль общения. Обращение по имени ко всем участникам.

ЗАНЯТИЕ № 1 (дети совместно с родителями)
Тема: Знакомство. Сплочение группы.
1. Разминка.
Упражнение «Ласковое имя» (участники сидят в кругу).
Инструкция: Участник справа от ведущего называет свое имя и бросает кому-нибудь мяч. Тот, у кого окажется мяч, придумывает ему ласковое имя и передает мяч следующему игроку, пока все участники не побывают в роли придумывающих. Когда мяч окажется у первого участника, он говорит, какое имя ему больше всего понравилось и передает мяч следующему. (10 мин.)
Упражнение «Меняемся местами» (участники сидят в кругу, у тренера в руках мяч).
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я … (или у меня…). Будьте внимательны, у каждого из нас мяч может побывать несколько раз». (5 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Неожиданные картинки» (участники сидят в кругу).
Цель: Повышение групповой сплоченности. Каждому участнику раздается лист бумаги и фломастер.
Инструкция: 1. «Возьмите лист бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Затем начните рисовать какую-нибудь картинку (участники рисуют в течение двух минут).
2.По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину
(2 минуты).
3. Снова передайте свой рисунок соседу слева, продолжайте рисовать.
В конце упражнения каждый участник получает ту картинку, которую он начал рисовать.
Обсуждение упражнения:
Нравится ли вам ваш рисунок?
Понравилось ли дорисовывать чужие рисунки?
Какой рисунок вам нравится больше всего?
Упражнение «Найди себе пару» (участники стоят полукругом)
Ведущий раздает заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных каждому участнику. Поскольку все названия парные, каждый сможет найти себе пару после команды тренера
Инструкция: «Закройте глаза. По моей команде каждый из вас начинает кричать на языке своего животного. Ваша задача, не открывая глаз, по голосу найти свою пару». (10 мин.)
Упражнение «Тень» (участники разбиваются на пары родитель-ребенок).
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.
Инструкция: один (родитель) – путник, другой (ребенок) – его тень. Путник идет через поле, а за ним, через 2-3 шага сзади, его тень. «Тень старается, точь-в-точь, скопировать движения путника. Через некоторое время участники меняются ролями. Обмен чувствами, впечатлениями. (10-15 мин.)
3. Завершение работы группы.
Цель: получение от участников тренинга обратной связи (что понравилось, что стало открытием). (10 мин.)
ЗАНЯТИЕ № 2 (дети совместно с родителями)
Тема: Повышение групповой сплоченности. Обучение родителей и детей навыкам партнерства.
Инструментарий: листы (формат А4), фломастеры, листочки бумаги с написанными на них названиями животных для каждого участника (названия животных парные: корова-корова, петух-петух и т.д.),.
1. Разминка.
Упражнение «3 качества» (участники сидят в кругу)
Инструкция. Необходимо, назвав свое имя, придумать одно или несколько присущих вам качеств, начинающихся с той же буквы, что и ваше имя.
Упражнение «Построение».
Инструкция: ведущий задает какой-либо признак для построения, участники должны за определенный промежуток времени выполнить его (например за 1 мин.). Тренер проверяет правильность построения.
- построение в шеренгу по росту;
- по цвету глаз (в начале – темноглазые, в конце - светлоглазые);
- по размеру обуви. (5 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Слепой» (пары – родитель и ребенок сидят рядом за столами).
Инструкция: мама и ребенок сидят рядом за столом. Перед ним лежит лист бумаги. Одному из партнеров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. Другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями. (20 мин.)
Обсуждение упражнения:
Что было труднее: рисовать с закрытыми глазами или руководить рисующим? Почему?
Что больше понравилось: рисовать или руководить? (10 мин.)
Упражнение «Мостик» (участники сидят полукругом).
Цель: достижение взаимопонимания, согласованности в действиях.
Инструкция: на полу параллельно друг другу рисуются две линии (или выкладываются с помощью лент). Расстояние между линиями приблизительно 25-30 см. Это мост. Приглашается пара – родитель и ребенок. Задача: без слов, используя только мимику и жесты, разойтись на мостике. (10-15 мин.)
Упражнение «Что говорит тебе кукла?»
Цель: выявить актуальные проблемы участников группы.
Инструкция: тренер берет в руки куклу и, обращаясь к участникам, говорит: «К нам пришла очень мудрая дама. (Обращаясь к соседу слева). Возьми ее так, чтобы она смотрела на тебя. Что она говорит тебе?» Участник, к которому обратился тренер, должен ответить на вопрос прямой речью. Например: «Миша, веди себя прилично» или «Ты слишком доверчива,Таня.»
Обсуждение упражнения.
Заданная тренером установка на мудрость и проницательность «дамы» способствует тому, что каждый участник игры вкладывает в уста «дамы» фразу, связанную обычно с актуальной для него проблемой. (15 мин.)
3. Завершение работы группы.
Участникам группы дается задание в течение одной минуты подумать и сказать: «если бы у моей мамы (у моего ребенка) была волшебная палочка, то она (он) бы загадал(а)…»
Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

ЗАНЯТИЕ № 3 (дети совместно с родителями)
Тема: Обучение навыкам продуктивного сотрудничества родителя и ребенка»
Инструментарий: листы бумаги с написанными на них словами, булавка, маленькая игрушка, лист полуватмана, фломастреы.
1. Разминка.
Упражнение «Зеркало»
Инструкция: участники становятся в два круга (внешний и внутренний). Один круг – «зеркало», второй – человек, стоящий перед ним. Человек показывает разные движения, «зеркало» должно как можно точнее повторить их. По сигналу ведущего один круг делает шаг в сторону. Образуется новая пара, которая продолжает выполнять задание, и так до тех пор, пока участники не вернуться к первоначальной позиции. Затем игроки меняются ролями: те, кто был «зеркалом», становится человеком, а «человек» -зеркалом. (10 мин.)
Упражнение « Скажи мне мой секрет».
Цель: развитие навыков невербального общения и создание благоприятного психологического климата.

Инструкция: каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, коме вас самих. Это будет какое-нибудь слово, которое прикрепляется вам на спину. Ваша задача – отгадать это слово с помощью группы. Группа должна молча показывать значение этого слова только с помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться.Слова крепятся по очереди каждому.
Примеры слов: ученик, брезгливость, зарядка, письмо, болезнь, медведь. (15 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Двое с одним фломастером» (пары – родитель и ребенок – сидят за столами рядом друг с другом).
Цель: обучение навыкам сотрудничества.
Инструкция: «Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одним и тем же фломастером. При этом строго-настрого запрещается говорить друг с другом. Оба человека в паре должны постоянно держать фломастер в руке, не выпуская его ни на мгновение. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует, и понять, что он хочет нарисовать. Рисуем в течение пяти минут.
После завершения показать свои работы остальным участникам группы.
Обсуждения упражнения:
Сложно ли вам было рисовать молча?
Пришли ли вы со своим партнером к единому мнению?
Трудно ли было от того, что изображение постоянно менялось? (10 мин.)
Упражнение «Слепое слушание» (родитель и ребенок сидят за столом напротив друг друга, между ними ставится перегородка).
Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.
Инструкция: каждому из участников в паре раздается по семь спичек. Родитель строит за перегородкой из своих спичек какую-нибудь фигуру, а затем словами пытается объяснить ребенку, как ему построить такую же. Ни родитель, ни ребенок не должны видеть действия друг друга. По окончании работы перегородка убирается, а фигуры сравниваются. Затем родитель и ребенок меняются ролями. Если паре очень легко дается выполнение этого задания, то количество спичек можно увеличивать. (15-20 мин.)
Упражнение «Доверие» (участники сидят в кругу)
Цель: развитие чувства доверия, эмпатии.
Инструкция: выходит пара- родитель и ребенок. Ребенок становится спиной к родителю, отойдя на некоторое расстояние. Родитель вытягивает вперед руки. Задача ребенка – не сгибая ног в коленях, упасть на руки родителю. (5-10 мин.)
3. Завершение работы группы.
Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

ЗАНЯТИЕ № 4 (дети совместно с родителями)
Тема: Достижение взаимопонимания между родителем и ребенком.
Инструментарий: мяч, повязки на глаза.
1. Разминка.
Упражнение «Танец лавота» (участники стоят по кругу).
Инструкция: все ходят по кругу и повторяют вместе с ведущим: «Весело танцуем «тра-та-та», танец наш веселый, танец лавота». Далее ведущий спрашивает: «За руки держались?» Все вместе:»Нет». Берутся за руки и повторяют слова песни. Ведущий спрашивает: «За руки держались» Все вместе отвечают: «Да!». Затем ведущий последовательно перечисляет (за плечи, за талию, за уши). (5 мин.)
Упражнение «Комплименты» (участники сидят в кругу)
Инструкция: «Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты. Нужно бросить мяч любому из участников и сказать ему что-то приятное. А тот отвечает: «Да, конечно,но, кроме того, я еще и …» (10 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Цель: достижение взаимопонимания на разных уровнях взаимодействия.
Инструкция: участнику, играющему роль «слепого», завязывают глаза. «Поводырь» водит его по комнате, знакомит с окружающим миром, предметами. Становится его «глазами». Водить «слепого» следует аккуратно, бережно, чтобы он не наткнулся на предметы, на другую пару. Затем пары меняются местами. (10-15 мин.)
Упражнение «Мне нравится» (родитель и ребенок сидят на стульях напротив друг друга).
Цель: установление позитивного диалога между ребенком и родителем.
Инструкция: родитель и ребенок разговаривают друг с другом, постоянно проговаривая начало предложенной фразы: «Мне нравится, что ты…» - и добавляют к ней содержание. Таким образом, возникает позитивный диалог. Родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратную связь». Обмен чувствами. (10 мин.)
Упражнение «Каракули».
Цель: Сплочение членов семьи и участников группы.
Инструкция: на стол кладется лист полуватмана, участники располагаются вокруг стола. Каждый берет себе один фломастер (цвета не должны повторяться). Далее участники быстро рисуют на листе каракули - беспорядочные, непрерывные линии. Затем каждый по- очереди пытается, исходя из собственных представлений, дорисовать созданные каракули. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.
Обсуждение упражнения:
* Что участники группы видят на рисунке?
* Можно ли увидеть какие-либо сюжеты или образы, отражающее настроение участников или взаимоотношения в семье? (15 мин.)

3. Завершение работы группы.
Упражнение «Поход».
Цель: сплочение участников группы, повышение эмоционального фона.
Инструкция: «Давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное. Сделать это надо без слов, только с помощью жестов. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из нас, и не повторяться. После того как каждый из участников положил что-то в рюкзак, тренер обращается к группе с вопросом: «Что положил в наш рюкзак …?», называя имя того или иного члена группы. Все остальные угадывают. (10 мин.)
Обратная связь от участников тренинга. (10 мин.)

ЗАНЯТИЕ № 5 (дети совместно с родителями)
Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.
Инструментарий: спички – две коробки, шарф, клей, ножницы, листы бумаги А4, иллюстрированные журналы.
1. Разминка.
Упражнение «Что можно сделать с предметом» (участники сидят в кругу).
Цель: развитие творческого мышления.
Инструкция: каждый, по очереди, должен сказать, как можно использовать этот предмет (шарф). Начинает игру тренер, продолжает участник справа от него и далее по кругу. Тот участник, который не может придумать, как использовать данный предмет, выбывает из игры. Побеждает участник, придумавший больше всего способов. (10 мин.)
Упражнение «Домик».
Инструкция: участникам дается задание нарисовать свою семью в виде домика и подписать, какая часть дома символизирует какого члена семьи. Например, крыша-папа, фундамент – мама, окошко – ребенок и т.д.
Обсуждение упражнения:
Почему тот или иной член семьи выбран этой частью дома?
Тренер расшифровывает обозначения частей домика: фундамент-это основание дома, тот член семьи, на ком все держится и на кого все давят. Крыша-тот член семьи, который отвечает за безопасность. Стены –несущая конструкция дома, без этого члена семьи все рухнет. Окна – это тот член семьи, ради которого все делается (чаще всего окна – это дети), труба – тот член семьи, который отвечает за эмоциональные отношения в семье. (15 мин.)
2. Основная часть.
Упражнение «Семейные заповеди» (родители и дети сидят в кругу, объединившись в пары).
Цель: исследование семейных традиций, ценностей.
Инструкция: родитель вместе с ребенком составляет список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи).
Затем происходит взаимообмен написанным в кругу. (15-20 мин.)
Обсуждения упражнения:
Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет? (10 мин.)
Упражнение « Коллаж семьи».
Цель: сплочение членов семьи.
Инструкция: родитель и ребенок совместно выполняют коллаж своей семьи, используя вырезки из журналов. (25 мин.)
Обсуждение упражнения.
Каждая семья представляет свой коллаж. Остальные члены группы могут задавать уточняющие вопросы. (10 мин.)
Упражнение «Репортер».
Цель: исследование межличностных отношений в семье.
Инструкция: тренер просит одного ребенка выйти в центр круга. Тренер и ребенок садятся друг напротив друга. Ребенку говорится следующее: «Представь себе, что сейчас по телевизору выступает твоя мама и репортер задает ей вопросы о ее ребенке, то есть о тебе. Но сейчас ты будешь выступать в роли своей мамы и попробуешь ответить на мои вопросы о тебе так, как бы отвечала твоя мама.» Для ввода в роль ребенку задаются вопросы об имени (он должен представится именем мамы), о профессии, о возрасте. Затем репортер спрашивает ребенка непосредственно о нем самом. Примерный перечень вопросов: «Скажите, у вас есть ребенок? Как его зовут? Сколько ему лет? Расскажите, какой у вас ребенок? Чем вы любите заниматься вместе? Представьте, что Вас сейчас видит ребенок, что бы Вы ему сказали?». В роли опрашиваемого должен побывать каждый ребенок. Затем в центр круга вызывается родитель, и он отвечает на вопросы о маме в роли ребенка. Перечень вопросов примерно тот же. Обсуждение упражнения. (30 мин.)
3.Завершение работы группы.
Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.
ЗАНЯТИЕ № 6 (дети совместно с родителями)
Тема: Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
Инструментарий: игрушка маленькая тигра, покрывало, диск с релаксирующей музыкой, магнитофон.
1. Разминка.
Упражнение «Угадай» (участники сидят в кругу)
Инструкция: «Нам предстоит совместно решить одну задачу: всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, как можно быстрее выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Ведущий считает: один, два, три – на счет «три», все одновременно выбрасывают пальцы. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку». (5 мин.)
Упражнение «Охота на тигра» (участники стоят в кругу).
Инструкция: участники встают в круг, выбирается водящий – «охотник», который отходит в сторону, поворачивается к остальным спиной и считает до 10. В это время участники по кругу передают друг другу в руки маленькую игрушку (тигра). По окончании счета, тот, у кого находится тигр, вытягивает руки вперед, закрывая игрушку ладонями. Остальные делают то же самое. Задача «охотника» - найти тигра с трех попыток. После этого «охотник» выбирает нового водящего. (10 мин.)
2. Основная часть
Упражнение «Кинематограф».
Цель: сплочение членов семьи и участников группы.
Инструкция: ведущий говорит о том, что каждая семейная пара (родитель и ребенок) сейчас являются режиссерами, которые будут снимать фильм о семье. Необходимо придумать название, жанр и главного героя фильма. После того, как каждая семья представит свои идеи, участников просят объединиться с теми, чьи идеи им покажутся созвучными или интересными. Минигруппы должны придумать и инсценировать свой фильм о семье.
Обсуждение упражнения. (40 мин.)
3. Завершение работы группы.
Упражнение «Покрывало».
Цель: развитие доверия.
Инструция: все участники становятся вокруг покрывала и берутся за него. Один участник садится ли ложится на покрывало, остальные приподнимают его и бережно покачивая, опускают. Упражнение выполняется под релаксирующую музыку. (10 мин.)

Обмен чувствами и впечатлениями от занятия. (10 мин),

ЗАНЯТИЕ № 7 (для родителей).
Тема: «Я – высказывания». «Временной язык»
Цель занятия: обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.
Задачи:
1. Помочь понять родителям психологическое различие между «Я –высказыванием» и «Ты - высказыванием».
2. Пробовать осваивать родителям на примерах навык «Я – высказывания».
3. Познакомить родителей с понятиями «временной язык» и «постоянный язык».
Инструментарий: листы бумаги (формата А4), простые карандаши на каждого участника, схемы «Я-сообщений» на каждого участника (См. приложение).
1. Разминка.
Упражнение «Поругай ребенка».
Инструкция: один родитель изображает ребенка, другой родитель его ругает из разных положений:
- ребенок сидит, родитель стоит;
- родитель сидит, ребенок стоит;
- родитель и ребенок стоят друг к другу спиной.
Затем пары меняются ролями.
Обмен чувствами. (15 мин.)
2. Основная часть.
Информация для родителей.
«Ты – сообщения» часто нарушают процесс общения, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель. Примеры «Ты – сообщений»: «Ты всегда оставляешь грязь после себя!», «Прекрати это делать!», «Тебе сто раз нужно повторять одно и то же!» и др. «Я – сообщения» являются более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Для примера приведем схему сообщения для родителя, который устал и не желает играть со своим сыном.
« Ты – сообщение»:
Родитель устал: «Ты меня утомил». – Реакция ребенка: «Я – плохой».
«Я – сообщение»:
Родитель устал: «Я очень устал». – Реакция ребенка: «Папа устал».

Далее родители заполняют анкету участника.
3.Завершение работы группы. Подведение итогов. Заключительное слово ведущего.
«Сегодня мы с вами завершаем наши занятия. Вместе мы прошли какой-то отрезок пути, успели привыкнуть друг к другу, подружиться. Каждая семья уникальна по-своему, и мне хотелось бы как-то по-особенному отметить вклад каждой диады в наш групповой процесс».
Награждение участников грамотами и фотографиями.
Обмен чувствами, впечатлениями от данного цикла занятий.
Прощание. (10 мин.)

Со своей группой детей и родителей я работаю первый год. Начала с того, что решила наладить доверительные отношения с родителями. В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!

Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания…Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической ». Конечно, он писал об учителях и воспитателях, но не надо забывать, что первые учителя, воспитатели для ребенка – его родители.

Но современные родители, почему-то об этом забывают и оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательных учреждениям. Я столкнулась с проблемой: родители мало интересуются успехами своих детей. Привлечь, заинтересовать их очень трудно, но это самая важная задача. Так нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Это я и хочу донести до родителей моих воспитанников, проводя с ними необычные беседы, консультации, семинары, практикумы, родительские собрания по разным интересным темам, которые так их волнуют. Опираюсь на запросы родителей, а эти запросы легко выявить по анкетированию, а бывает, освещаю те темы и вопросы, которые интересны нам воспитателям и, думаю, будут интересны родителям.

Да, родители сейчас все люди грамотные, с высшим образованием, но, по моим наблюдениям, не умеющие строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности. А ведь именно игра – является одной из ведущих деятельностей ребенка. Сейчас дети перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому. Я решила сблизить детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие, способные, но они требуют внимания и партнера для игр.

Для решения этой проблемы, я поставила перед собой задачи в работе с родителями:

1. Формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.

2. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.

3. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.

4. Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.

5. Познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях.

6. Помогать родителям открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка.

Для того, чтобы узнать значение совместных игр в семьях моих воспитанников, я провела анкетирование родителей и детей «Игра в жизни моей семьи». По результатам анкетирования, сделала выводы, что родители хотят играть с детьми, но не умеют правильно организовывать совместную игровую деятельность с детьми.

Я составила план совместной игровой деятельности, где родители будут партнерами, участниками детей в играх, а не зрителями, наблюдателями.

Подготовила консультации для родителей «Растем, играя», «Какие игрушки нужны вашим детям?». Цели этих консультаций: дать понять родителям то, какую роль занимает игра в жизни ребенка; дать знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка.

Следующим моим шагом было проведение родительского собрания в форме устного журнала на тему «Зачем человеку детство?». На собрании обсуждались вопросы: помнят ли родители свое детство, чем оно характерно? Что интересует, волнует их ребенка? Каким бы они хотели его видеть? На собрании родители познакомились с высказываниями педагогов, ученых об игре, ее роли в жизни ребенка. В конце собрания родители получили памятки «Как правильно играть с ребенком».

Существует немало форм организации совместной работы воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведения в детском саду конкурсов, развлечений, праздников среди родителей, среди родителей и сотрудников и т.д. В детском саду традиционно отмечаются Новый год, 8 Марта, 23 февраля. Но я поняла, что жизнь детей становится интереснее, если организовать какие-то нестандартные, весёлые праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников.

Праздник – яркое событие в жизни ребенка, наполненное необычными радостными и глубокими впечатлениями. К.Д.Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого». Я согласна с ним. Но праздник вдвойне интересней для детей, если в нем принимают участие и родители.

Хорошей традицией нашей группы стало проведение детско-родительских праздников. Это хороший повод провести их вместе с родителями, а не для них. Сценарии составлены так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями и общение с детьми через совместную деятельность. Такие праздники готовятся не один день. Это кропотливая работа. Нужно продумать и организацию праздника, оформление зала, разработать сценарий и т.д. С детьми перед каждым мероприятием я делаю приглашения для родителей. Как приятно видеть радостные лица родителей, когда их ребенок вручает приглашение, сделанное своими руками! Тут уж стыдно будет не прийти и не принять участие, чтобы порадовать сына или дочку.

Праздники: «День рождения Осени», «Праздник елки»; досуги: «Вместе с мамой», «Широкая масленица»; развлечения: «Зимние забавы», «Мама – солнышко моё», «Папа может все, что угодно!» и др. были проведены с различными аттракционами, конкурсами, соревнованиями, эстафетами и другими игровыми сюжетами. В них принимали участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное — родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, воспитателей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. Они учат ребёнка любить и беречь семью, своего отца и мать, дух своего дома. Родители хорошо узнают друг друга в совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребёнка с другими. Дети видят положительный пример общения и отдыха.

Я увидела, что в результате таких мероприятий у родителей изменилось отношение к ребенку (он много умеет и знает) и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с их детьми, вкладывая в дело воспитания свою душу, знания и силу.

Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей, например, «Осень – волшебница», «Волшебная снежинка», «Очумелые ручки». Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчество воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

Особенно любимы детьми «Встречи с интересными людьми», где их гостями бывают родители, которые представляются детям в ином виде – как профессионалы своего дела, интересные люди. Например, гостями нашей группы были мама – врач из железнодорожной поликлиники, папа – строитель. Такие встречи обогащают знания детей о профессиональной деятельности взрослых, расширяют общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, а так же формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации». Большую роль в формировании представлении детей о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры, профессионально-ориентированной направленности. Поэтому результатом таких встреч и бывают сюжетно-ролевые игры, например, «Поликлиника», «Что нам стоит дом построить?»

Так же я планирую пригласить в гости бабушку, которая покажет мастерство вязания крючком; маму, которая согласна устроить детям «Праздник воздушных шаров».

Нельзя забывать, что наш детский сад от железной дороги. Я планирую провести литературную гостиную «Вот поезд наш мчится, колеса стучат…», где родители с детьми будут читать стихи, сказки, рассказы о железной дороге, собственного сочинения.

Я считаю, что благодаря таким мероприятиям создаю условия для взаимодействия детей и родителей, которые помогли улучшить эмоциональный контакт между ними, научили их совместной игровой деятельности.

Цель: Создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации

Задачи:

1. Воспитательные:

Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей.

Повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка.

Воспитывать умение работать в паре, в группе.

2. Образовательные:

Коррекция и гармонизация детско-родительских отношений.

Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка.

Формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
3. Развивающие:

Развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению.

Активизация коммуникаций в семье.

Развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Оборудование : записи музыкальных зарисовок (знакомство, «Паровозик», «Ловишки», «Домик»), ленточки, «ладошки» из разноцветной бумаги, «домики» из кубиков.

Ход занятия.

1. Приветствие. Знакомство.

Сегодня у нас очень необычное занятие. Почему? (Пришли гости - родители). Давайте познакомимся друг с другом. У каждого из нас есть имя и каждый из нас наделён огромным количеством положительных качеств и достоинств. Давайте их вспомним (…). Сейчас каждый назовёт своё имя и самое яркое качество. Начну я, меня зовут Наталья Валерьевна, я добрая. Продолжают дети и родители.

Мы познакомились, но не поздоровались. Сейчас каждый попробуем за одну минуту поздороваться с каждым. Начали (звучит фонограмма ).
2. Определение целей занятия.

Чем мы занимаемся на «Игралочке»? (играем, рисуем, читаем, …) А хотели бы вы поиграть сегодня с вашими родителями? Я предлагаю поиграть сегодня вместе и научить родителей нашим любимым играм. Согласны?
3. «Опиши свою маму».

Но мы не знаем, кто с кем пришёл. Попробуем догадаться. Сейчас ребята по очереди будут описывать своих родителей, а мы угадывать, кто из них его.

(Поочередно каждый участник ребенок рассказывает о своей маме, для того, чтобы по описанию можно было догадаться, кто его мама. При этом ребенку задаются вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит?», «Что она не любит?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?»).
4. Подвижная игра «Паровозик».

Начинаем играть. Каждый превращается в вагончик. А поездом сегодня будет - …. Все проходят путь и заезжают в депо (звучит фонограмма «Паровоз-Букашка»).
5. Подвижная игра «Я люблю, конечно, всех …».

Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но... (называет какой-либо признак, например, тех у кого светлые волосы, тех, кто имеет домашних животных)... больше всех". Участники игры с указанным признаком должны поменяться местами, а ведущий в это время - успеть занять чей-то стул. После этого, тот, кому не хватила стула, становится ведущим и игра начинается сначала. Мы заметили, что у всех нас есть много общего.
6. Подвижная игра «Ловишки с ленточками».

Участники стоят в кругу, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, а ловишка старается вытянуть у них ленточки. На сигнал остановки дети собираются в круг, водящий подсчитывает ленточки. Можно забирать ленточки друг у друга и подсчитывать количество.
7. «Да-нет» игра в разноцветные ладошки (три цвета).

Если «да», поднимают ладошку, обсуждение и аргументация ответов.

Любите ли вы мороженое?

Часто ли вы отдыхаете?

Вы самостоятельный человек?

Любите ли вы путешествовать?

Вы неповторимый человек?

Любите ли вы играть?

Любите ли вы мечтать?

Легко ли быть родителем?

Легко ли быть ребёнком?

Вы много времени проводите вместе?

Детям: хотели бы вы стать сейчас родителями?

Родителям: хотели бы вы стать сейчас детьми?

8. Подвижная игра «Найди свой домик».

У каждого игрока «ладошка» определённого цвета. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - участники должны собраться группами у того места, где построена пирамидка их цвета.

После освоения игры, исходные дома можно менять местами.
9. Заключение. Рефлексия «Мне сегодня понравилось…»

Каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось…»
Подводится итог.

Мы замечательно провели сегодня время, я желаю, чтобы таких весёлых минут с детьми у вас было много. Мира вам и семейного благополучия.

Занятие первое
Цель. Осознание родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с ребенком, создание ситуации сотрудничества.
Для осознания родителями восприятия их собственными детьми проводится упражнение «Угадайте маму» (10). В ходе упражнения развивается умение детей выделять наиболее значимые, характерные качества родителя. При выполнении упражнения дети и родители сидят по разные стороны непрозрачной ширмы (занавеса), устанавливаемой ведущими. Дети описывают свою маму (папу), рассказывают, какие они. Родители должны угадать, о ком рассказывают дети.
Ситуация сотрудничества родителей с детьми воссоздается в упражнении «Только вместе», когда родители и дети пытаются совместно молча сесть и встать (19). В результате выполнения упражнения родители и дети имеют возможность осознать свой стиль взаимодействия, ориентируясь на собственные телесные ощущения и успешность - неуспешность в выполнении задания. Поупражняться в восприятии своего ребенка путем тактильных ощущений родители могут, выполняя упражнение «Угадай, чьи руки» (10). Взрослые с завязанными глазами по очереди садятся на стул и по рукам определяют своего ребенка.
Далее проводится совместное рисование на свободную тему. Родитель с ребенком (детьми) молча выполняют общий рисунок на большом листе ватмана. После окончания процесса рисования семейные пары показывают и представляют свою картину, отвечая на вопросы ведущих. Участники, наблюдающие за представлением картины задают вопросы авторам картины, высказывают свои впечатления. Ведущие стимулируют позитивный настрой в группе, психологически поддерживают выступающих.
Завершает занятие упражнение «Марсианский футбол», целью которого является создание ситуации сотрудничества и взаимодействия. У каждой пары «ребенок-родитель» связывается по одной ноге. Группа участников тренинга разбивается на две футбольные команды. Игра проводится в просторном помещении, соответствующем нормам техники безопасности. У противоположных стен помещения оборудуются «ворота». Вратарями становятся по одной паре «ребенок-родитель» из каждой команды. Ведущие играют роль судей. Игра обычно проходит в очень эмоциональной атмосфере поэтому задачей ведущих является предупреждение травматизма в группе участников.
Занятие второе
Цель. Создание ситуации сотрудничества и взаимопонимания между родителями и детьми, развитие творческого потенциала детей.
Занятие проводится в технике сказкотерапии. Сказкотерапевтическое воздействие является глубинным и стойким, ибо затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру (7). Участвуя в сказкотерапевтическом занятии, ребенок «вживается» в сказочную ситуацию. При этом развивается способность ребенка вставать на место другого, его эмпатия. Кроме того, только в сказке нет невозможного, что делает применение метода сказкотерапии незаменимым для тревожных, неуверенных детей. В сказке не работает их привычная проблемная формула «Это у меня не получится», ибо все неудачи временны и случаются оттого, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок (взрослый) переносит его на реальные ситуации (6). Преодолевая «сказочные» проблемы, проживая все перипетии сказочного сюжета, родитель и ребенок учатся лучше понимать друг друга, их взаимодействие становится более эффективным.
Желательно, чтобы ведущий имел опыт проведения сказкотерапевтических занятий, так как до начала занятия сюжет разрабатывается только в общих чертах. Большую роль в ходе занятия играет экспромт (дети и родители сами выбирают способы поведения в проблемных сказочных ситуациях). Способы поведения в сказочных ситуациях зависят от ранее сложившихся стилей взаимодействия в реальном мире. Для каждой детско-родительской пары подбирается определенная проблемная ситуация, решение которой позволяет изучить способы взаимодействия именно в этой паре. Растение репертуара взаимодействия участников групповой работы позволяет оптимизировать как взаимоотношения в семье, так и адаптацию к условиям окружающего мира (7).
Задача ведущего - создание «сказочной» среды, особой сказочной обстановки, способствующей раскрытию потенциальных возможностей участников. Занятие проводится в мягкой, недирективной манере, максимальная инициатива предоставляется участникам, что стимулирует развитие интуиции и фантазии, помогает принимать самостоятельные решения. Кроме того, ведущий должен обеспечить «победу добра и справедливости». Герои сказки, пройдя через выпавшие на их долю испытания, становятся более сильными и мудрыми, учатся прощать своих врагов, помогать другим и принимать помощь от других. «Хороший конец» дает участникам чувство психологической защищенности (6). Иногда смысл сказки полностью понятен становится не сразу, а лишь через какое-то время. Поэтому подробное обсуждение сказкотерапевтического занятия проводится на заключительном занятии. Проводится видеосъемка всего сказочного представления.

Еще по теме СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:

  1. § 18. Отношение законных детей к родителям. - Узаконение и способы его. - Внебрачные дети по французскому закону. - Право незаконных детей требовать содержания от отца. - юридическое состояние незаконных детей