Классный час "противостоять агрессии". Система классных часов по профилактике асоциального поведения Классный час асоциальное поведение студентов

Слайд 1

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА ШКОЛЫ

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Слайд 3

Российский закон об образовании: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений».

Выполнить задачи, поставленные в этой статье закона, можно только формируя в ребенке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления.

Слайд 4

Перемены, происходящие в нашем обществе во всех сферах жизни, не могут не оказывать влияния на область обучения и воспитания детей и подростков. Существующие исследования, раскрывающие влияние социально-экономических условий в стране на жизнь несовершеннолетних, свидетельствуют, что жизнь подростка сегодня стала совершенно иной по сравнению с жизнью несовершеннолетних в докризисный период.

Кого проблемы должны волновать? Молодежь, которая хочет жить в здоровом - духовно и физически - обществе. Родительскую общественность: страх за будущее детей. Педагогов, обеспокоенных задачей сохранения нравственности и морали. Подростков, у которых формируется мировоззрение в сложившемся социуме и не всегда хватает собственных моральных сил для того, чтобы противостоять асоциальным явлениям.

Слайд 5

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.

Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием.

В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения.

Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.

Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Слайд 6

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением.

Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Слайд 7

физические психические педагогические социальные болезни

нарушения зрения, слуха

нарушения опорно-двигательного аппарата

задержка психического развития

умственная отсталость

нарушения речи

нарушения эмоционально-волевой сферы

одаренность

Слайд 8

Этапы асоциального поведения определены на основе признаков: 1) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий; 2) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; 3) единичность и рецидивность асоциальных действий.

Слайд 9

Этапы формирования асоциального поведения

На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.

Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии. Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности

На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.

Слайд 10

При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения.

Отношение личности к общественным нормам здесь может быть различным: - личность воспринимает свое поведение как нормальное - личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения; - личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.

Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой.

Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель - разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями. В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

Слайд 11

На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения.

Отношение личности к общественным нормам: -личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, -наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту.

Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды.

На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

Слайд 12

Четвертый этап - устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.

Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них.

Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.

Пятый этап - устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы-вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо-приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.

Слайд 13

ДЕВИАЦИИ

Девиантное поведение - один из видов отклоня-ющегося поведения, свя-занный с нарушением со-ответствующих возрасту социальных норм и пра-вил поведения, характер-ных для микросоциальных отношений (семейных, школьных).

Проявления: демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные проступки, которые складыва-ются в определенный устой-чивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за огра-ниченной общественной опас-ности или недостижения ре-бенком возраста, с которого начинается уголовная ответст-венность.

Проявления оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков.

Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответ-ственности служит основа-нием для возбуждения уголовного дела и ква-лифицируется по опреде-ленным статьям уголовного кодекса.

Негативные формы девиаций являются социальной пато-логией: Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Слайд 14

Какими факторами можно объяснить асоциальное поведение в обществе?

преобладанием биологических инстинктов

генетическими особенностями

региональными факторами

психофизиологическими особенностями

социальной средой

Слайд 15

1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.

3. Трудности в общении со сверстниками на улице.

Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения

4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.

5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.

6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.

7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.

8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.

9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.

10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие.

11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.

12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Слайд 16

Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

Слайд 17

Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы.

Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами - психологами, социальными педагогами.

1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.

2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей.

3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

Слайд 18

С целью создания социального портрета подростков 12–15 лет, обучающихся в школе, было проведено исследование, в ходе которого было опрошено 106 учащихся 6-9 классов, из них мальчиков - 52, девочек - 54.

Данные исследования показали: с 2 родителями проживают 84% подростков (мальчиков - 89%, девочек - 75%) с одной мамой проживают - 12% подростков (из них мальчиков - 9,7%, девочек - 14%). Исходя из полученных результатов, мы можем отметить, что большинство подростков проживает в полных семьях, и имеет возможность идентифицировать себя по половым признакам, наблюдать развитие взаимоотношений мужчины и женщины в семье. Тревогу вызывает тот факт, что каждую седьмую девочку воспитывает одна мать.

Социальный портрет подростка школы

Слайд 19

В свободное от уроков время подростки любят: проводить с друзьями на улице –52 %, участвовать в вечерах и дискотеках - 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках - 34 %. Здесь мы можем еще раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. Любимым жанром кино и литературы у подростков являются фантастика - 30%; боевики - 29%, детективы - 12%, триллеры - 12%, мистика - 5%, эротика - 8%.

У каждого подростка в жизни есть трудные ситуации. Помощь для их разрешения большинство предпочитает искать у родителей (48 %) или у друзей (45 %). Менее 2% подростков выразили готовность обратиться за помощью к классному руководителю.

54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики - 65%, девочки - 40%). По видам насилия: избиение - 10%; издевательства, оскорбление - 28%; вымогательство денег и вещей - 5; другим видам насилия - 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия - одноклассники; для 20% - взрослые, для 3% подростков основной источник насилия - родители, а для 5% - учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% -родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов - 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесенную обиду - 46%, склонны сами совершить насилие - 3%, способны уйти из дома - 5,5%, могли бы совершить преступление - 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации.

Слайд 21

Слайд 22

12% не знают о влиянии наркотиков на организм

Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга.

Подростки отмечали, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы больше говорить о том, как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола, понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам, как противостоять соблазнам и давлению сверстников, чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному.

Таким образом, правильно организованная профилактическая работа позволит предупредить проявления асоциального поведения среди подростков.

Слайд 23

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.

Профилактическая работа

Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.

Задачи профилактической работы

обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних

выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками

оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

оказание помощи по предупреждению правонарушений

профилактическая работа с семьями

Слайд 24

Типы профилактических мероприятий: предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие подобные обстоятельства; контролирующие проводимую работу и ее эффективность.

Подходы: информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).

Слайд 25

РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ:

комиссия по делам несовершеннолетних

подразделения органов внутренних дел

органы опеки и попечительства

органы управления образованием

образовательные учреждения

специальные и специализированные учебно-воспитательные учреждения

органы социальной защиты

учреждения труда и занятости населения

учреждения по делам молодежи

учреждения культуры и физической культуры

учреждения здравоохранения

общественные объединения и ассоциации

Слайд 26

Главная цель - комплексная разработка и реализация в школе и семье результативной системы учебно-воспитательного воздействия на личность подростков с асоциальными проявлениями в поведении.

Принципы: Обеспечение приоритетности развития и воспитания детей в семье Гуманизация взаимоотношений детей и общества Осуществление комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума ребенка, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной дезадаптации Развитие форм работы по применению действенных методов общественного воздействия с целью коррекции поведения детей, находящихся в зоне социального риска.

Задачи: 1) Проанализировать причины девиантного поведения учеников, изучить их психологические особенности. 2) Разработать методику для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями девиантного поведения, проследить возрастную динамику этих проявлений. 3) Изучить особенности взаимоотношений родителей и подростков, выявить нарушения и психологические причины нарушений у детей. 4) Разработать рекомендации для учителей, классных руководителей по организации индивидуального учебно-воспитательного воздействия на подростков с учетом их психологических особенностей.

Гипотезы: Если в организации учебно-воспитательного процесса изучить специ-фику и динамику проявления девиаций у подростков, выявить группу риска, вести индивидуальную работу; вооружить взрослых знанием особенностей личности, то можно ожидать позитивного влияния на подростков в отношении усвоения норм общественного поведения; сознательного и обоснованного выбора ими форм поведения, исключающих проявление девиаций.

Слайд 27

Задачи школы по профилактике асоциального поведения: создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации; целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания; своевременное выявление неблагополучных семей; формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»; создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков; недопущение немотивированного исключения детей из школы; совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией; работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями; развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков; организация оздоровительных мероприятий для подростков; развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения; организация досуговой деятельности подростков, нравственного воспитание; профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни; оказание социальной помощи семьям.

Ишмухаметова Ляйсан Акбулатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Республиканский инженерный лицей-интернат
Населённый пункт: г.Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Классный час
Тема: "Социальные нормы и асоциальное поведение"
Дата публикации: 11.04.2017
Раздел: среднее образование

Классный час по теме «Социальные нормы и асоциальное

поведение»

План классного часа

1. Организационный блок

1.1 Приветствие учащихся и гостей

2. Актуализация знаний, умений, навыков

2.1 Вступительная беседа

3. Основной этап классного часа

3.1. Просмотр видеоролика, определение темы урока

3.2. Практическая работа в группах:

А) составление модели человека социального и асоциального

Б) работа с ситуацией

3.3. Выступление учеников

3.4. Анкетирование, ознакомление с итогами анкетирования

4. Подведение итогов классного часа

4.1. Оценивание работы на классном часе

4.2. Рефлексия

Паспорт открытого классного часа

1. Класс: 9в

2. Продолжительность: 35 минут

3. Место проведения: 325 кабинет

4. Форма: дискуссия

Социальные нормы и асоциальное поведение»

Формирование гражданской позиции, правовой и

нравственной культуры старшеклассников

7. Задачи:

Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и

чужих поступков.

Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение

говорить «нет» в ситуации нравственного выбора

Учить формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Образовательные:

Познавательные универсальные учебные действия

Формирующие умственные операции:

· Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или

несколько объектов, имеющих общие свойства;

· Сопоставлять объекты по нескольким признакам;

Формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

· Высказывать предположения;

· Выявлять известное и неизвестное;

Универсальные учебные действия (регулятивные, коммуникативные)

· Формировать умение оценивать результаты своей деятельности;(Р)

· Формировать умение работать в малых группах;(К)

· Формировать умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный

вопрос;(К)

· Формировать умение корректировать свои действия и других;(Р)

· Формировать вербальные и невербальные способы коммуникации.(К)

Универсальные учебные действия (личностные)

· Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

· Формировать личностную мотивацию учебной деятельности;

8. Воспитывать качества лидера на примере работы в группах.

9. Основной дидактический метод: стимулирования и мотивации учения

(по Ю.К.Бабанскому)

10.Частные методы и приёмы: метод эвристической беседы, методы

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

11. Дидактические средства: мультимедийный проектор, экран;

раздаточный материал для учащихся.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости,

давайте их поприветствуем.

1. Просмотр видеоролика : Предлагаю вашему вниманию небольшо й

видеоролик, внимательно просмотрим его и определим тему нашего

классного часа.

Ребята высказывают свои мнения, формулируют тему.

Учитель читает эпиграф:

Р.Эмерсон

2. Работа в группе: Составление модели человека , живущего по

социальным нормам и человека асоциального. (3 мин.)

Ученики составляют модель человека, закрепляют на доске, соединяют

лестницей.

Истинный показатель цивилизации-

Не уровень богатства и образования,

Не величина городов, не обилие урожаев,

А облик человека, воспитанного страной.

Р.Эмерсон

Чем выше на ступени находится человек, тем цивилизованнее общество.

Слайд: Социальные нормы

3. Работа с ситуацией: Ученикам раздаются листы с описанием ситуации, им

необходимо выяснить асоциальность поступка, причины, приведшие к

возникновению данной ситуации и помощь, которую можно оказать этим

Ситуация 1. Человек идет мимо озера и видит тонущего человека. Тот, кто на

берегу, в панике бегает, кричит, но реальную помощь не оказывает. Тонущего

спасает идущая мимо группу молодых людей.

Ситуация 2. В родильном доме от малыша отказалась несовершеннолетняя

Ребята высказывают свои мнения, определяют причины, которые приводят к

совешению асоциальных поступков.

Слайд.

4. Работа с ситуацией (обратная): Ребята сами предлагают ситуации

А теперь я предлагаю вам определить уровень своей ответственности и

способности к совершению поступков с помощью анкеты.

5. Анкетирование, результаты

Слайд

6. Ребята, сегодня мы с вами говорили об общественных нормах, причинах,

которые могут привести к нарушению этих норм и что нужно делать для того,

чтобы избежать проступков. Я даю вам несколько секунд, определите

насколько комфортно было вам на уроке и какую степень пользы вы

получили.

Раздаю график, каждый ставит точку, затем на доске ученик соединяет.

7. И в заключении я предагаю вам послушать притчу.

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дежевская средняя общеобразовательная школа»

Солнцевского района Курской области

306130, Курская область, Солнцевский район, с. Дежевка, пер. Школьный, 1

Тел: (471-54)3-13-23, e - mail : degevskaya @ mail . ru

Разработка внеклассного мероприятия

о подростковой агрессии и асоциальном поведении

Классный час в 8-11 классах

Тема: "От подростковой агрессии до асоциального поведения»

Цель: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков

и профилактика асоциального поведения.

Задачи:

    Воспитывать нравственные личностные качества: доброту, желание помогать, сочувствие.

    Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия.

    Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

    Формировать умения оценивать ситуацию и поведение окружающих.

    Познакомиться со способами предупреждения конфликтов.

    Познакомить учащихся с истоками наркомании, видами наркотиков, признаками и

последствиями их употребления;

7. Заложить основу для роста самосознания и самооценки учащихся.

Форма проведения: круглый стол

Подготовительная работа : социологический опрос обучающихся, приглашение сотрудников ПДН и представителей Центра социальной помощи семье и детям.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация, видеоролик)

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

    Вступление.

    Просмотр видеоролика

    Обсуждение видеоролика

    Беседа.

    Работа в группах

    Ситуации в России и мире.

    Анкета для определения уровня агрессивности.

    Последствия конфликтов.

    Из уголовного кодекса.

    Последствия агрессивного поведения.

    Результаты социологического опроса в нашей школе.

    Что такое наркомания?

    Наркомания в России.

    Проведение игры-активатора «Пирамида».

    Причины наркомании.

    Игра «Наркотики и наркоманы»

    Правда и ложь о наркотиках.

    Как сказать наркотикам «нет!».

    Заключение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ВСТУПЛЕНИЕ.

Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью.

Сегодня мы поговорим об агрессии и жестокости подростков, асоциальном поведении, попробуем разобраться в этих серьезных проблемах, определим причины и последствия агрессивного поведения подростков друг к другу, Я прошу всех высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию, доказывать свое мнение.

Что же такое агрессия?

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

2.ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

(Видео из интернета, в котором группа девушек избивает одноклассницу, демонстрируют представители Центра социальной помощи семье и детям)

3.ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОРОЛИКА

    Какие чувства в вас вызвал ролик?

    Что вы чувствуете по отношению к обидчикам и к жертве?

    Допускаете ли вы, что жертва сама виновата в создавшейся ситуации?

    Что движет подростками?

    Оказывались вы сами в такой ситуации? И если оказывались, то в какой роли?

4.БЕСЕДА : подростковая жестокость, её формы, причины, последствия,

ответственность.

Что же с нами происходит? Почему родители боятся за здоровье и жизнь своих детей? Почему жестокость становится нормой в наше время?

Подростковая жестокость проявляется не только в физическом насилии над сверстниками, но и в моральном.

Виды агрессивных реакций:

Физическая агрессия – конкретные физические действия, направленные против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам.

Вербальная агрессия- выражается в словесной форме

Косвенная агрессия – непрямая агрессия (слухи, сплетни и т.д.)

Аутоагрессия- выражается в нанесении ущерба самому себе

Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действо на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства.. Практически в каждом коллективе есть отверженные дети, и отношение к ним бывает абсолютно разным: от игнорирования до унижений и издевательств, которые порой приводят ребят к суициду. Устраивая “травлю” такого ребенка, подростки не задумываются, к чему это может привести. И все, кто дружит с изгоем, автоматически теряют авторитет в классе. Улучшить отношение можно, давая списывать, но это до первого отказа, а потом ты снова становишься отверженным.

Жертвой станет тот, кто слабее.

Агрессия - это то, что многим отравляет жизнь. И даже когда с вами просто мало общаются в классе, это кажется ничем по сравнению с постоянными издевками и оскорблениями. Одни отделываются словесной атакой, на других направлена более тяжелая артиллерия: плевки, удары, пачканье одежды мелом, подножки, купания в унитазе.

5.РАБОТА В ГРУППАХ.

Каковы же причины агрессии и жестокости в школьном коллективе?(работа в группах)

    Семейные причины

Безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или отсутствие его, запрет на физическую активность, отказ на право личной свободы.

    Личные причины

Недовольство собой, желание самоутвердиться, повышенная раздражительность.

    Ситуативные причины

Плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние СМИ.

Итак, подведём итог

Агрессия подростков – это

    Способ обратить на себя внимание.

    Последствия неправильного воспитания.

    Виновата школа и общество.

6.СИТУАЦИИ В РОССИИ И МИРЕ.

Подростковая жестокость захлестывает мир. Вот только некоторые факты, подтверждающие это: (читают ученики)

Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали.

Россия. В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц.

Польша. 14-летняя ученица 2-й гимназии города Гданьска повесилась после того, как одноклассники во время урока раздели ее догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. В настоящее время в отношении пяти ее одноклассников возбуждено уголовное дело по статье “Доведение до самоубийства

Россия. 19-летний Сергей Андрюшин в девять утра на узкой ульяновской дорожке повздорил с группой ребят помладше. Сергей приехал из другого района, по одной из версий, этого оказалось достаточно, чтобы на школьном дворе его забили железными прутьями и арматурой.

Великобритания. В январе 2005 года в Великобритании завершился процесс над двумя школьницами, которые взяли в плен свою 12-летнюю подружку и издевались над ней в течение трех часов.

Великобритания. В октябре прошлого года 12-летней ученице колледжа изрезали лицо ножом только потому, что ее успехи в учебе кому-то из одноклассников не нравились.

Россия. Компания парней 14-15 лет вдохновенно мутузит беспомощного мальчишку. Его бьют ногами по лицу, голове, спине. Паренек теряет сознание, но малолетние изверги не обращают на это внимание. Девичий голосок за кадром комментирует детали экзекуции. Слышны хохот и подбадривающие голоса «зрителей», собравшихся на спортплощадке, где происходило побоище. Восьмиклассник несколько дней провёл в реанимации. Вина подсудимых была доказана во многом благодаря жуткому «видеоролику»

Давайте проверим, насколько вы агрессивны. На утверждения анкеты отвечайте «да» или «нет».

7.Анкета для определения уровня агрессивности

1. Временами кажется, что в тебя вселился злой дух.

2. Ты не можешь промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет тебе зло, обязательно стараешься отплатить тем же.

4. Иногда тебе без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что ты с удовольствием ломаешь игрушки, что-то разбиваешь, потрошишь.

6. Иногда ты так настаиваешь на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Ты не прочь подразнить животных.

8. Переспорить тебя трудно.

9. Очень сердишься, когда тебе кажется, что кто-то над тобой подшучивает.

10. Иногда у тебя вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремишься сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимаешь себя как самостоятельного и решительного.

14. Любишь быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у тебя сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссоришься, вступаешь в драку.

17. Стараешься общаться с младшими.

18. У тебя нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считаешься со сверстниками, не уступаешь, не делишься.

20. Уверен, что любое задание выполнишь лучше всех.

Подсчет баллов

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность - 15-20 баллов.

Средняя агрессивность -7-14 баллов.

Низкая агрессивность -1-6 баллов.

8.ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ.

В чём вред конфликтов между подростками?

    Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

    Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

    В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

К каким последствиям может привести такой конфликт?

    унижение

    напряжение

    озлобленность

    разочарование

    невозможность достичь цели

    тревога

    беспомощность

    ответная агрессия

    суициды

    уголовная ответственность

9.ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА .

СПРАВКА (зачитывает ученик)

В соответствии с частью второй пункта «а» статьи 115 Уголовного кодекса РФ умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

10.Последствия агрессивного поведения:

От конфликтов со сверстниками

До асоциального поведения во взрослой жизни

11.РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ШКОЛЕ.

Проблема подростковой жестокости у нас так же актуальна, как и во всем мире. Давайте посмотрим отношение к этому вопросу учеников нашей школы

    Применяли ли когда-нибудь по отношению к Вам физическую силу?

    Вы сами когда-либо вымещали свою агрессию на других людях?

    Как вы думаете, почему дерутся подростки?

    насилие в семье

    «плохая компания» (окружение подростков на улице, в школе и т.д.)

    популярность жестоких компьютерных игр

    популярность криминальных художественных фильмов

    просто так

    желание самоутвердиться

    безнаказанность

    агрессия как способ самозащиты

4. Если Вы становились жертвой агрессии сверстников, то где?

    на улице

    в школе (на уроках, на переменах, после уроков)

    в школьном дворе

    в подъезде

    дома

    другой вариант

5. Если бы ты стал жертвой коллективной агрессии, то кому бы об этом рассказал?

6. Как, по-вашему, можно было бы избежать столкновения?

    Не ходить поздно одному

    Вовремя воспользоваться сотовым телефоном

    Попытаться поговорить с обидчиком

    Привлечь к себе внимание

    Другое

7. Всё ли делается в школе, чтобы издевательств не было?

8. Что должна сделать школа, чтобы издевательств не стало?

Итак, мы видим, что у нас эта проблема остра, и необходимо находить пути решения выхода и предупреждать создание конфликтов.

Как преодолеть конфликты?

Как не стать жертвой конфликта?

Как не подвергнуть окружающих собственной агрессии и жестокости? Почему нельзя проявлять жестокость по отношению к другим?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.

    Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять, пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции.

    Организовать себе регулярные физические нагрузки. После хорошей тренировки неуправляемой агрессии не бывает.

    Полноценно отдыхать. Если вы спите 2 часа в сутки - об управлении собой речи идти не может. У вас для этого не хватает ресурсов, организм усталый, работает на пределе и заботиться об ограничении своей агрессивности не в состоянии. Обеспечьте своему организму достойный отдых.

    Практиковать спокойное присутствие. Как гладь озера реагирует на окружающую среду? Никак: просто отражает и все. Так же и вы - тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее.

    Формировать позитивное мировоззрение.

13.Что такое наркомания?

Наркомания - одно из самых страшных проклятий рода человеческого. Это медленное самоубийство, это сознательное, добровольное разрушение в себе жизни, воли, разума, способностей.

Наркомания (греч. nагke - оцепенение, онемение + mania - сумасшествие, безумие) - это заболевание, связанное с употреблением наркотических средств и проявляющееся в неодолимом влечении к ним.

Наркотики - бич нашего времени!!!

Человек, употребляющий психоактивные вещества, становится наркоманом. Наркотик заставляет его делать не то, что надо человеку разумному, а то, что требуется ему.

Человек начинает лгать (другим и себе), воровать (дома и у чужих), становится необязательным и ленивым. Наркотик начинает руководить действиями, мыслями - поведением человека. Человек выпадает из жизни. Заболев, человек начинает жить по правилам болезни.

У наркомана всегда безрадостные чувства: стыд, вина, обида, злость, саможалость, мстительность, одиночество, страх. Часто они приводят к самоубийству.

Ты есть, я есть, он есть,

А жизнь у каждого своя.

И ей цена – достоинство и честь,

Есть возраст переходных лет,

Какой бы сложной не была она.

Для многих начинается рассвет,

А кто-то погружается во тьму.

Ты есть, я есть, он есть,

Лишь вместе мы сумеем зло пресечь

Распространенность наркомании.

Наркомания распространена практически по всему миру. Темпы распространения наркомании заставили в 1971 году тогдашнего президента США Р. Никсона официально заявить: «Если мы не разрушим наступление наркотиков, то наркотики разрушат нас».

Аналогичная ситуация складывалась и в других ведущих странах Запада. Еженедельник «Экспрессе» несколько лет назад опубликовал тревожно диаграмму. В 1974 году от «оувердоуз» (слишком сильной дозы наркотика) погиб всего один человек. В 1975 - уже 11, еще через 4 года - 129, в 1980 - 207, в 1984 - 392.

Основной контингент наркоманов - это юноши и девушки 16–20 лет. А тем, кто еще только начинает «баловаться» марихуаной, может быть лет по 12.

Все исследователи и специалисты по проблемам наркомании согласны с тем, что «белая смерть» опасна прежде всего для молодежи и детей.

Известный американский журналист Род Христофсен пишет:

«Я ни разу не встречал хронического наркомана в возрасте свыше 30 лет. Дело заключается в том, что, если человек, начинает пользоваться наркотиками в восемнадцать лет и к двадцати годам становится «хроником», то есть нуждается в ежедневном потреблении своего допинга, шансов дожить до тридцати у него практически нет, даже если до начала своего пагубного пристрастия он отличался атлетическим здоровьем и был лучшим игроком своей бейсбольной команды».

Наркомания среди детей - это еще одно кошмарное порождение современного мира.

В последние годы волна наркомании захлестнула и нашу страну.

Все больше и больше молодых людей, подростков, детей становятся жертвами «белой смерти».

14.Наркомания в России.

Проблема наркомании затрагивает около 30 млн.человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны.

Сегодня в России не осталось ни одного региона, где не были бы зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения.

Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет.

15.Проведение игры-активатора “Пирамида”.

- Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека.

Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте.

Ребята выстраиваются в “пирамиду”.

- Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест!

Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и наркомания. Каждый человек знает, какое страшное горе приносят наркотики. Но почему же наркоманов становится всё больше и больше?

16.ПРИЧИНЫ наркомании.

(Выступление сотрудника ПДН)

Характерной чертой подросткового возраста, способствующей приобщению к наркотикам, является повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражательным действиям.

Эксперты ВОЗ заявляют, что среди молодых людей, потребляющих наркотики, чаще всего действуют следующие мотивы:

1. Удовлетворение любопытства. 75,3% всех потребителей наркотических веществ впервые попробовали их из подражания или любопытства. Многие подростки пробуют наркотики, не считая наркоманию чем-то предосудительным. Т.е. они даже не представляют себе той опасности, которую таит в себе наркомания.

2. Подражание. Подросток, попадая в компанию, как правило, ориентируется на поведение лидера компании. И если кто-то из компании, а тем более лидер, потребляет наркотики, подросток старается попробовать их тоже. Тем самым он как бы утверждает свою принадлежность к данной группе. Почти 1/3 подростков, впервые попробовавших наркотик или одурманивающее средство, сделали это, подражая своим авторитетам.

3. Крушение идеалов и духовно-нравственных ориентиров. Безыдейность и бездуховность - вот та благоприятная почва, на которой приживаются многие пороки человеческие, в том числе и наркомания.

Что самое страшное в наркомании?

Наркоманы слишком поздно понимают, что они не просто «балуются наркотиками», а уже не могут без них.

В результате физическая зависимость принуждает употреблять наркотики регулярно, не давая никакой передышки. Сам больной наркоманией такой марафон переживает очень тяжело.

Чувствительность к наркотику постоянно снижается, больному приходится принимать дозу в 200 раз больше первоначальной.

Никто не должен говорить себе: «Я могу просто попробовать тот или иной наркотик, и ничего страшного не случится».

17.Игра «Наркотики и наркоманы»:

Участники игры делятся на две равные группы. Первая группа садится на стульях в круг – это будут наркоманы. Вторая группа встает за стульями членов первой группы – это наркотики или мафия. Один стул в кругу свободен, за ним стоит человек – это свобода от зависимости. Игра идет по принципу «мигалки». Свобода подмигивает любому наркоману из круга и тот должен перебежать на ее стул. Цель мафии – удержать свою жертву. Удерживать наркоманов можно только за плечи. Когда наркоман прибегает к свободе от зависимости, нужно объяснить, что свобода для наркомана – вещь временная и теперь он снова в цепях зависимости, а свободой становится тот человек, который упустил наркомана.

(Во время игры выясняется какие наркотики называются легкими (если кто-то легко упускает своего наркомана), а какие тяжелыми.)

После игры обсуждается, что было легче: держать жертву, вырываться из рук мафии или подмигивать? У первой и второй группы есть свои проблемы (со здоровьем, с законом), а те, которые подмигивали оказались в лучшей ситуации.

Я желаю вам по жизни подмигивать и улыбаться, и не попадать в круг зависимости.

18.Правда и ложь о наркотиках

Мнение: «Наркотики употребляют сильные и талантливые люди!»

Факт: «Все они, даже если и были таковыми, то очень скоро изменились, причем все

примерно одинаково»

Мнение: «Наркотик делает человека свободным!»

Факт: «Наркоман абсолютно свободен от всех радостей жизни»

Мнение: «Наркотики бывают «всерьез» и «не всерьез» - всегда можно отказаться»

Факт: «Отказаться можно только один раз - первый»

Мнение: «Наркотики, как приключенческий роман - избавляют от обыденности жизни»

Факт: «Это совершенно верно, но, к сожалению, часто вместе с жизнью!»

Мнение: «Наркотики помогают решать жизненные проблемы!»

Факт: «Вряд ли можно назвать решением подход: «Чего не вижу - того нет!» А именно так

и относятся к жизни наркоманы»

Что же все-таки заставляет молодых людей добровольно принимать этот яд?

Человек не нашел ответа на мучивший его вопрос…

Его не поняли самые близкие друзья

Любимая девушка или парень ушли к лучшему твоему другу!

Ты увидел вопиющую несправедливость и разочаровался во всем…

Миром правит зло и тебе кажется, что никто и ничто не может ничего изменить…

Впереди тупик, и ты не видишь выхода из него…

Посмотрите - как много причин для расстройства, но стоит ли расстраиваться. « Всегда после тёмной ночи наступает утро». Нужно просто перетерпеть сложное время. Поэтому можно сказать, что человек, рискнувший попробовать наркотики, сделал это не от большого ума, а от недостатка силы воли. А учиться все-таки лучше не на своих ошибках!

Наркотик же бьет без промаха.

Какие причины употребления наркотиков?

Так легче общаться

За компанию

Нежелание казаться «слабаком»

Сила не в том, чтобы попробовать, и быть как все, а отказаться и показать свою индивидуальность, неповторимость .

От горя

Забыться

От боли

Отвлечется от проблем

Наркотики отключают от проблем, но на очень короткое время, и вскоре они становятся еще большой проблемой. Проблемы нарастают как снежный ком. (Где достать деньги, наркотики? Потеря друзей. Проблемы с родителями. Где жить? Потеря здоровья.)

Возможность испытать новые ощущения

Для энергии

Печальна судьба тех, кто пытался подменить работу души или стимулировать ее употреблением наркотиков – Мерилин Монро, Элвиса Пресли, Михаила Булгакова, Мародонны, солиста «Иванушки Интернейшенл».

Чтобы быть взрослее и «круче»

Желание уйти от родительской опеки

Наркоман попадает в страшную зависимость, от которой никуда не уйти.

Нужны ли вам наркотики?

Желаете ли вы превратить свой организм в место скопления токсических отбросов? Люди, употребляющие наркотические вещества, засоряют самый важный участок на нашей планете - человеческое тело.

Наркоманы погибают от передозировки или в результате разрушения организма. Несмотря на эти факты, их число растет. Почему? Вы наверное слышали мнение, что в этой жизни нужно попробовать все. Но кроме мнений есть еще и факты. Поэтому проще отказаться первый раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь!

Наркоман теряет над собой всякий контроль, воля парализуется. Есть официальное название этой патологии: «отключение тормозов». Больной несется в пропасть и этого не замечает.

Вот одна из историй болезни такого человека:

Курит он давно. Особенно много курил в тот злосчастный день, когда стоял на балконе девятого этажа и «кейфовал», глядя на мостовую вниз. Врач записал со слов пациента в истории болезни: «Смотрел я вниз и все время думал: интересно, что случится со мной, если я брошусь. Хватит ли у меня силы воли перешагнуть через перила и вернуться назад… Смогу, ли держать на вытянутых руках ребенка и не отпускать рук». Чтобы «проверить» себя, он взял из кроватки спящего ребенка, вынес на балкон. Подержал минуту-другую на вытянутых руках. И бросил на мостовую. Тормоза не сработали.

Вряд ли существуют другие проблемы в медицине, в которых врачи так остро ощущали свое бессилие, чем в проблеме наркомании. На сегодняшний день не разработано ни одного метода лечения наркомании, гарантирующего успех хотя бы в 10%.

Следует сказать и о том, что еще не было такого случая, чтобы наркомана смогли избавить от влечения к наркотикам помимо его воли.

Вылечить ее одними лишь медицинскими методами невозможно.

И часто не дезинтоксикация, и не психотерапия, и не гипноз спасают наркомана, а обретение веры в возможность жизни без наркотиков и присутствие рядом человека, который эту веру вселяет.

Наркомания - страшная вещь, и по своей разрушающей силе, наверное, не сравнима ни с чем.

19.Как сказать наркотикам «нет!»

Все больше людей осознают, что риск чрезвычайно велик, и наркотики могут полностью искалечить их жизнь. Миллионы людей во всем мире говорят наркотикам НЕТ! Вот некоторые из путей, которые помогут вам сделать то же самое.

Известно, что люди, употребляющие наркотики, хотят вовлечь в это и других.

Остерегайтесь давления со стороны людей, предлагающих вам попробовать наркотики. Это могут быть распространители “зелья”, нанимаемые наркодельцами, с целью вовлечь в наркоманию все больше потребителей.

Избегайте обыденных ситуаций-ловушек, которые могут подтолкнуть вас к употреблению наркотиков

Вечеринки, на которых употребление алкоголя является обязательным условием общения.

Когда вы находитесь в компании человека, которого не очень хорошо знаете.

Примеры готовых ответов, помогающие противостоять тактике давления :

Если б ты любил (а) меня…? - Если б ты заботил (ась)ся обо мне, ты бы мне этого не предложил (а)

Не порть мне настроения, это всего лишь развлечение - Я не собираюсь мешать (портить) твоей радости, ты делаешь это сам.

Все это делают - А разве мы такие же, как все?

Это не причинит тебе никакого вреда - Я не притронусь к этому ни при каких условиях.

Простые способы ответить НЕТ на предложение попробовать наркотик.

Скажите решительно НЕТ и во избежание излишних споров тотчас же уходите.

Притворитесь, что вы не поняли, о чем идет речь.

Извинитесь, а затем предложите более приемлемые альтернативы.

Как только почувствуете что-то неладное, измените тему разговора.

Пошутите по поводу предложенного вам наркотика - юмор поможет свести ситуацию к шутке.

Изобразите недоумение (вы попросту шокированы) тем, что ваш друг мог предложить вам такое.

Ответьте давлением на давление - отразите атаку.

Живите припеваючи без наркотиков!

Не позволяйте никому покушаться на ваше право личного выбора!

Ведите активный образ жизни - физические упражнения являются наилучшим естественным способом получения удовольствия.

Скажите да здоровью и хорошему самочувствию.

Обратите свой взор на природу - начните проявлять больше внимания и интереса к природе и к окружающему вас миру, наслаждайтесь всем этим.

Откройте для себя неизведанные доселе стороны жизни - развивайте творческий подход к жизни.

Жизнь прекрасна! Научитесь радоваться и наслаждаться ею.

Используйте музыку - играйте на музыкальных инструментах, пойте, (если умеете) сочиняйте музыку и исполняйте ее.

Расслабляйтесь естественным образом вместо того, чтобы употреблять наркотики.

Выражайте свои чувства - пишите письма, сочиняйте стихи, прозу.

Помогайте другим людям - это лучший способ получать удовлетворение от жизни.

Сделайте свой город/ район лучшим местом

Убирайтесь и чистите вместо того чтобы сорить.

Станьте специалистом в какой-либо области - найдите себе увлечение, читайте, расширяйте кругозор.

Улучшайте свои навыки и стремитесь к новым высотам.

Путешествуйте по свету - начните со своей страны.

Ощутите себя самореализовавшейся личностью

Стремитесь повышать свою самооценку

Научитесь ценить истинный успех в жизни

Стремитесь к тому, что имеет вечные ценности

Выработайте в себе психологию победителя, а не неудачника

Дайте себе шанс стать тем, кем вы видите себя в мечтах!

20.Заключение.

Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, - сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.

Мы родились для того, чтобы жить,

Может, не стоит планету губить?

Есть кроме “да”, и получше ответ,

Скажем, ребята, наркотикам “нет”!

Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».

В завершении занятия я обращаюсь к словам Омара Хайяма:

«Других не зли и сам не злись -

Мы гости в этом бренном мире.

И если что не так, смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно».

Я очень хочу, чтобы после нашего занятия вы оставались толерантными и социально нравственными людьми!

Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!

Классный час «Невозможно жить без … драк?»

Цели: профилактика агрессивного поведения учащихся

сплотить детский коллектив;

воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость, милосердие по отношению друг к другу,

умение находить общий язык с окружающими;

развивать познавательную активность учащихся.

Задачи: - создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.

Вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива.

Развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.

Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Ход классного часа.

(на слайде начало предложения: невозможно жить…)

Уч.: Как вы думаете, без чего невозможно жить?

(дети: без семьи, друзей, мамы и т.д.)

Уч.: Посмотрите на продолжение фразы: Невозможно жить без драк.

Вы согласны с этим?

Поднимите руки те, кто хоть раз ударил кого-нибудь. Значит, нельзя без драк?

А как избежать драк?

(ответы детей фиксируются на доске)

Уч. Я думаю, что все догадались, что речь сегодня пойдет о драках, а, вернее, о том, как их избежать. Сначала выясним, что такое драка.

Драка – это взаимные побои, вызванные ссорой, скандалом.

А после драки есть те, кто остаются довольными?

(Рассматриваем последствия драк)

Уч.: Давайте поиграем в писателей. Разделимся на две команды: первая- писатели- реалисты, которые придумывают то, то может быть на самом деле. А вторые- фантасты. Я читаю начало рассказа, а вы придумайте его продолжение.

1.Коля пришел в класс в начале второй четверти. В первый же день успел подраться с Мишей из- за стула. Ребята решили…

2.Во время перемены Коля нечаянно толкнул Мишу. Миша в ответ…

3.Коля отобрал и Миши его ручку. Никита видел все это и …

Уч.: А сейчас после трудной работы предлагаю немного отдохнуть и послушать стихи. Которые, кстати, тоже относятся к нашему занятию.

1ученик:. Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой лягнул приятеля немного побольней,

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

2ученик. СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.

И сидит тихонечко.

3 ученик. ОБИЖАЛКИ.
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придет обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей ты - ворона,
А она мне ты- глухарь.
Я скажу ей - макарона,
А она мне ты - сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим, соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!

Уч.: Спасибо за эти поучительные стихи. А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

    Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

    Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

    С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

    Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

    Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

    Ты устраиваешь истерику.
    2. Ты идешь с ними гулять.

Уч.: А теперь посмотрите на конкретные советы, как избежать драк.

Если тебя рассердили действия одноклассника и тебе захотелось его ударить, то мы предлагаем делать следующее:

    Снять напряжение с помощью счёта до 10;

    Умывания или обмывания рук;

    Направления агрессии на неодушевлённый предмет (эспандер, шарики, подушку, боксёрскую грушу и т. д.);

    Агрессию направить в другую сторону: проявить заботу, милосердие к ближним.

    Осознать последствия и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если тебя втягивают в драку, мы хотим порекомендовать:

    Отойти от этого человека в сторону, зайти в класс;

    Сказать обидчику о том, что ты чувствуешь в данный момент:

Я зол, но отказываюсь драться с тобой.

Я возмущён твоим поведением.

Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать.

Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?

    Не нападать первым;

    Перевести конфликт в шутку.

Подведение итогов.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро и быть терпимым к окружающей действительности.

Милосердие - активная доброта, выраженная в действии. Если у вас появилось желание очередной раз ударить кого-нибудь, остановитесь и вспомните, что вашу энергию и активность можно направить на помощь слабым и беззащитным. «Твори добро»

Рефлексия. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Каждый поступок человека имеет результат.

Результат поступков должен быть положительным.

Следите за своими поступками.

На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие и вы чувствовали себя хорошо прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:

На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной

Солнце достать
И подарить его людям.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большепикинская основная школа

г.о.г. Бор Нижегородской области

Методическая разработка системы классных часов

по профилактике асоциального поведения

младших школьников

(2 класс)

учитель начальных классов

Петрова Ольга Сергеевна


2016 год.

Введение.

Начальная школа - та ступень, на которой закладываются основы поведения, обучения, взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Это время формирования характера, привычек, увлечений ребенка.

Поэтому так важно именно в этот период направить развитие ребенка по правильному а, главное, безопасному пути:

Сформировать у него положительное отношение к школе

Определить его социальный статус в коллективе, помочь с выбором друзей- единомышленников

Развить его таланты

Укрепить отрицательное отношение к вредным привычкам

Определить, как важно быть здоровым, и рассказать, что для этого необходимо делать.

Как этого достичь?

Главное, конечно, это семья и положительный пример родителей. Но, к сожалению, во многих семьях профилактике асоциального поведения уделяется мало времени, а иногда родители сами не видят этих проблем.

К тому же, не секрет, что многие родители курят, употребляют алкоголь, нецензурно выражаются при детях.

Тогда главным источником правильной информации служит школа, учитель.

Задача педагога- ни в коем случае не настроить ребенка против семьи, а показать, что иногда взрослые тоже могут ошибаться и что им можно помочь. Ребенок должен знать. что это не норма- курить и ругаться матом. Не всегда взрослый может быть примером.

Огромная работа проводится и с родителями. На это направлены родительские собрания, индивидуальные беседы с учителем, психологом, социальным педагогом, совместные мероприятия с родителями, пропаганда здорового образа жизни.

Система классных часов по профилактике асоциального поведения поможет ребенку самому сделать вывод о своем поведении, сформировать правильную жизненную позицию, поможет найти выход из сложных проблем. Классные часы на эту тему проводятся один раз в месяц. Но разговор о правильном поведении идет ежедневно и на каждом уроке.

«Болезнь легче предупредить, чем лечить». То же касается и асоциального поведения ребенка. Чем раньше ребенок, играя, решая задачи, анализируя художественные произведения, усвоит нормы правильного поведения, тем легче ему будет в подростковом возрасте найти свой путь, уйти от дурной компании, сказать «нет» вредным привычкам.

Тематика классных часов по профилактике асоциального поведения во 2 классе

Месяц

Тема классного часа

Сентябрь

Правила поведения в школе (ролевая игра)

Октябрь

Невозможно жить без... драк?

Ноябрь

Что такое толерантность? (к международному дню толерантности)

Декабрь

Как соблюдать права и выполнять обязанности? (к дню Конституции)

Январь

«Вежливость города берет!» (к международному дню «спасибо»)

Февраль

«НЕ укради…»(решение проблемных ситуаций)

Март

Вредным привычкам скажем «нет»

Апрель

Как прожить до ста лет?(подготовка проектов)

май

Вот мой класс, вот и я. Это все мои друзья!(урок- концерт)