Перестать все забывать. Как забывать лишнюю информацию

Забывание информации – естественный для человека процесс, который, однако, может существенно навредить в обучении и профессиональной деятельности. Для школьников оно часто становится проблемой, с которой можно и нужно бороться. Сегодня мы рассмотрим механизмы забывания и узнаем, как с ним справиться.

Механизмы забывания

Забывание – это удаление из памяти ранее сохраненной информации. Ему подвержены как дети, так и взрослые. Однако в раннем возрасте, особенно у младших и средних школьников, оно наиболее выражено.

Механизмы забывания обусловлены психофизиологией человека и заключаются в стирании, удалении нейронных следов в головном мозге. На этот процесс влияет:

  1. Давность запоминания информации. Чем больше времени прошло с момента, когда школьник что-то сохранил в памяти, тем больше вероятность забывания этого материала.
  2. Количество повторений. Если было только одно-два повторения, то информация быстрее сотрется из памяти.
  3. Актуальность информации. Человек склонен «удалять» то, что ему не нужно, что не представляет интереса. Если школьник считает какие-то сведения ненужными для себя, то забудет их с большей вероятностью.

Выделение данных аспектов забывания позволяет найти способы борьбы с ним.

Повторение – мать учения

Недаром родилась и бытует до настоящего времени эта поговорка – повторение действительно позволяет эффективно бороться с забыванием информации. С ребенком его можно применять следующим образом:

  • В форме зазубривания. Когда ученик пытается запомнить что-то, например стихотворение, можно предложить ему схему заучивания, в которой последовательно запоминаются части информации (четверостишия). Сначала ребенок разучивает первое и повторяет его, потом второе и повторяет его совместно с предыдущим и т.д. Следует отметить, что данный способ хорош только для запоминания небольшой по объему и связной информации.
  • В форме игры. Этот метод можно использовать с детьми любого возраста. Когда школьник заучил что-то, можно организовать викторину или тематическую игру, в которой ребенку понадобится применить недавно усвоенные знания. Для закрепления положительного эффекта рекомендуется применять данный способ спустя день, три дня, неделю, месяц и т.д. после запоминания материала.
  • В форме целенаправленного повторения. Необходимо предложить ученику повторить то, что он запомнил недавно. Формулировка может звучать одним из следующих образов: «Давай-ка повторим то, что изучили вчера…», «Вчера ты мне рассказывал очень интересную информацию, но я ее позабыл. Можешь повторить?», «Ты говорил, что тебе необходимо хорошо запомнить материал. Рекомендую повторить его сейчас» и др.

Повторение может осуществляться как по памяти (воспроизведение стихотворения, пересказ), так и по учебнику или с использованием другого источника информации.

Мнемотехники

Избежать забывания нужной информации, помогут мнемотехники – техники эффективного запоминания. Чем лучше закрепится в памяти материал, тем меньше вероятность его «стирания». Возможные мнемотехники:

  • Ассоциации. К запоминаемому слову, паре слов, имени, числу или фрагменту текста подбирается понятие-ассоциация. Оно может основываться на схожем звучании слова (слов) со звучанием другого, на внешней схожести предметов или на схожести смыслов. Например, Мельников – мельница, еж – игольница и т.д.
  • Классификация. Понятия разделяются по какому-то признаку (цвет, размер, начинаются на одну букву и пр.) и запоминаются группами.
  • Визуализация. Нарисованная картинка лучше отложиться в памяти и намного быстрее вспомнится при необходимости. Например, нужно запомнить, что слово территория пишется с удвоенной «р» в начале. Можно нарисовать место огороженное забором и написать внутри «рр».
  • Метод историй. Эффективен, когда нужно запомнить несколько не связанных между собой слов, понятий. Они соединяются друг с другом в логическую цепочку при помощи придуманной истории. Например, слова медведь, пастух, дерево. История может звучать так: однажды пастух отправился в лес и встретил там медведя. От страха он залез на дерево и сидел там, пока зверь не исчез из виду.
  • Упорядочение. Данная мнемотехника также применяется для запоминания ряда слов, понятий, определений. Они расставляются школьником так, как ему легче всего их воспринимать. Например, нужно запомнить континенты. Ученик может сделать это, упорядочив их по размеру: Евразия (самый крупный), Северная Америка и Южная Америка (следующие по размеру), Африка (средний материк), Австралия (небольшой), Антарктида (самый маленький).

Метод ассоциаций + визуализация.

Поиск смысла

Покажите ребенку, что ему нужна запоминаемая информация:

  • Для будущей жизни. Например, умение вычислять периметр и площадь прямоугольника и квадрата может понадобиться при расчете материалов необходимых для ремонта комнаты.
  • Для успешной сдачи экзаменов. Знания и информация непременно потребуются на экзамене, поэтому школьнику необходимо хорошо запомнит их, чтобы получить достойную отметку. Объяснение, принятие и понимание этого ребенком + регулярное повторение поможет ему справиться с забыванием.

Важно, не просто сказать школьнику, что информация важна и пригодится в будущем, но и убедить его в этом. Для этого можно использовать мотивирование: «Ты хочешь поступить в университет, а для этого необходимо хорошо сдать ЕГЭ», «Ты всегда мечтал быть дизайнером, а для этого необходимы и знания геометрии…» и т.д.

Ложное забывание

Иногда человеку может казаться, что он полностью забыл что-то, но при целенаправленном вспоминании эта информация все же воспроизведется. Если ребенок не помнит материал, то можно помочь ему извлечь его из памяти:

  • Наводящие вопросы. Должны касаться деталей события, информации, которые необходимо вспомнить. Например, «Какого это было числа?», «Какая в этот день была погода: солнечная или дождливая?», «Во время правления какого императора произошло данное событие?» и т.д.
  • Сопутствующие воспоминания. Взрослый может напомнить ребенку, что, например, при изучении параграфа он находился в своей комнате, сидел за компьютерным столом, была открыта страница с изображением Древнеегипетского божества и пр. Подобные мелочи и детали помогут нарисовать в воображении ребенка картинку и вспомнить нужные сведения.
  • Ассоциации. Если ребенок затрудняется с ответом, не может вспомнить какое-то слово, понятие, явление, можно дать ему подсказку в виде ассоциации: «Это животное, похожее на игольницу», «Фамилия этого человека созвучна со словом мельница» и т.д.

Питание для хорошей памяти

Предотвратить процесс забывания информации поможет не только хорошее разучивание или повторение, но и правильное питание. Ребенок должен получать витамины, макро- и микроэлементы в достаточном количестве. Это:

  1. Фосфор, калий и кальций. Содержатся в сырах, хлебобулочных изделиях, яйцах, орехах, молоке и молочных продуктах, рыбе.
  2. Магний. Его много в овощах и фруктах зеленого цвета, пшеничных изделиях, шоколаде, минеральных водах, арбузах.
  3. Йод. В достаточном количестве находится в морской рыбе, морской капусте, рыбьем жире, хурме, яйцах.
  4. Витамины группы B. Содержатся в мясе, хлебобулочных дрожжевых изделиях, грибах, бобовых культурах (бобы, фасоль, горох), орехах, печени, яйцах (особенно в желтках), помидорах, зелени, ягодах.
  5. Глутаминовая кислота. Находится в молоке, печени, нежирном мясе, кефире.

А если нужно забыть?

Иногда могут возникать ситуации, когда забыть что-то как раз необходимо, но не получается. Существуют методики целенаправленного забывания – летатехники:

  • Телевизор. Необходимо вспомнить какое-то событие и представить, что оно происходит на экране большого телевизора. Сначала человек просматривает его, потом мысленно берет пульт и убирает звук – просматривает, потом убирает яркость – просматривает и т.д. Упражнение выполняется до тех пор, пока изображение не тускнеет (в идеале – исчезает полностью).
  • Сгорающее письмо. Очень распространенный метод, при котором неактуальная уже информация записывается на бумаге (можно запечатать ее в конверт), а потом сжигается.
  • Летатехническая тряпка. Тесно связана с мнемотехникой. Например, школьник запоминал ряд слов посредством техники ассоциаций. Теперь эти сведения не нужны ему – необходимо стереть их из памяти. Для этого нужно представить ранее составленный ассоциативный ряд, мысленно взять мокрую тряпку и стереть его. Упражнение выполняется до тех пор, пока на месте этих ассоциаций не возникнет пустота, которую можно заполнить более актуальной информацией.
  • Записывание информации. Как бы странно это не звучало, но записывание данных в книжках и на клочках бумаги часто способствует их забыванию. В данном случае срабатывает стереотип о том, что не обязательно помнить то, что записал. Поэтому стоит попробовать отобразить на бумаге те сведения, которые уже не нужны в памяти и загромождают ее.

ВАЖНО! Летатехники не могут гарантировать 100% результат и полностью избавить от воспоминаний. Но при регулярном использовании они помогают стереть значительную часть ненужной уже информации.

Забывание – это неизбежный процесс, но если информация необходима человеку, с ним можно справиться. Поможет в этом целый комплекс мероприятий и методик, начиная с правильного питания и заканчивая регулярным повторением в различных формах.


Около 2,5 миллионов человек во всем мире страдает забывчивостью. Причем «болезнь забывчивых» чаще всего выбирает себе в жертву женщин в возрасте от 16 до 45 лет. Как перестать забывать?

Для этого используйте помощников: стикеры на рабочем столе, на холодильнике, куча записок, напоминание в телефоне, компьютере и прочие бытовые хитрости.

Однако этот метод напоминания неудобен и также может забыться. Попробуйте применять в повседневной жизни тренировку памяти и внимания. Перестать забывать вещи или события, важные для вас, вам помогут несложные психологические методы.

Метод 1, как перестать забывать: придумывайте ассоциации

Придумывать ассоциации с важными для вас моментами довольно просто и интересно. Этот метод запоминания очень эффективен, когда нужно запомнить названия улиц, планет, магазинов и прочего.

Моя знакомая училась в медуниверситете, и когда пришло время сдавать экзамен по анатомии, вся группа долго не могла запомнить косточку с красивым названием «Михлюдес». Группа будущих врачей запомнила ее благодаря методу ассоциаций. «Милый Леха» - такое сопоставление придумали медики. А произошло «открытие» так: когда сил запоминать информацию не осталось, одна из девушек закричала: «Михлюдес - это же наш милый Леха!» (Милый Леха - староста группы). Оказалось все просто и легко.

Второй метод, как перестать забывать, кричите

Этот метод запоминания поможет вам, когда надо запомнить много информации. Суть в том, что необходимо выкрикивать основные фразы. Если же кричать не получится, можно проговаривать текст вслух. Доказано, что фразы, которые проговорили во всеуслышание, запоминаются лучше. Не зря дают наставления школьникам: «Читай громко!»

Метод крика часто трансформируется в метод пения. Надо запомнить все слово в слово - пропойте информацию на хорошо знакомый мотив. Моя подруга так и делала, когда сдавала экзамен по лексикологии.

Метод третий, как перестать забывать, составляйте предложения

Используется метод составления предложений для усиленного запоминания, когда надо запомнить несколько несвязанных между собой слов. Например: собака стол, дом, торт и так далее.

Эти слова надо связать между собой по смылу: собака бежала мимо стола, стол стоял в доме, на столе стоял торт. Этот метод запоминания действенный, а также отлично развивает память, но требует творчества и изобретательности в части создания предложений.

Четвертый метод как перестать забывать, запишите первые буквы слов

Этот способ запоминания подходит для тех людей, кто много выступает и поможет перестать забывать речи для публичных выступлений. Так или иначе, хотя бы раз в жизни ораторствовать приходится всем. Будь то трибуна или семейное застолье. Напишите только первые буквы речи, попробуйте прочитать несколько раз. Буквы-шифры будут опорным конспектом. Этот метод развивает не только память, но и логику.

Пятый метод как перестать забывать, постоянно тренируйте свой мозг

Тренировка мозга - вот основа методов для запоминания, которые мы предложили. Чтобы перестать забывать, тренировать мозг нужно всегда: разгадывать кроссворды, ребусы, головоломки, читать книги. Эти приемы помогают тренировать память и перестать забывать.

Предложенные нами методы запоминания могут показаться на первый взгляд забавными, но постоянная забывчивость становится фактором, провоцирующим стресс, потому что человек не перестает думать о грядущих делах. Постоянный страх что-то забыть вызывает избыток нервного напряжения, а нервное напряжение способствует забывчивости. Вот такой круговорот.

Чтобы быть гармоничными в жизни, постоянно тренируйте память и будьте спокойны, а лучшие специалисты тренировки памяти вам в этом помогут.

Мозг хитро устроен: пытаешься вспомнить, куда запрятаны зонтик или фиговинка, которая три года была не нужна, а вот сейчас позарез, да где же она? Тяжело искать очки без очков, например. Хорошо маниакальным чистюлям и тем, кто все вещи держит всегда в одном и том же месте, а как быть нам? Для этого есть несколько роскошных уловок!

Как не оставить перед поездкой важные вещи дома

© flickr.com

Когда упаковываете чемодан вечером, а вылет завтра днем, какие-то предметы вы сразу не кладете: зубную щетку, зарядку от телефона и т.д. Чтобы не оставить их дома, положите сверху в чемодане или в сумке какие-то абсурдные предметы: поварешку, стакан, пачку соли — это заставит вас вспомнить о том, что требуется доложить.

Как не оставить телефонную зарядку в отеле

© youtube.com

Когда заселяетесь в номер, распакуйте чемодан и поставьте его рядом со стеной, недалеко от розетки. Подключите зарядку и обмотайте провод вокруг ручки чемодана.

Как взять с собой всё, что нужно


©

Заранее соберите вещи, которые понадобятся на работе или неважно где, сложите в прозрачный пластиковый пакет. Повесьте его на ручке входной двери. Если не доверяете себе — на крючок, где висят ключи от квартиры!

Как не забыть, где припарковались

© dinastiacanina.com

Первый шаг — зафиксируйте зону, в которой вы находитесь. Например, если это парковка номер «4», сделайте мысленный снимок своей машины и представьте четырех далматинцев, бегающих вокруг нее.

Как не оставлять где попало вещи


© pixar.com

Если у вас есть восхитительная привычка оставлять зонт, шарфик или перчатки где ни попадя, вот вам трюк. Кладите их поверх предмета, который точно сдвинется, когда вы захотите уйти: это может быть сумочка, стул, ваше пальто или плащ.

Напевайте песенку, используя слова-маркеры


© sonypictures.com

Если вам приходится возвращаться домой то за кошельком, то за телефоном, то за ключами от машины, составьте слова в гармоничную фразу типа «ключ от тачки, нокия, мобильник» и положите на любимый мотив. Напевайте перед выходом, и ничего не оставите.

Если не можете привыкнуть класть телефон или бумажник в одно и то же место


© wikipedia.org

Прием безбашенный, но действенный: когда кладете предмет, посмотрите на него и… взорвите. Прям представьте, что телефон взорвался. Если визуализация будет подробная, вы всегда будете помнить, куда положили телефон.

Как перестать думать: выключен ли утюг или плита?


© gadgetsin.com

Многим это знакомо. Уже дойдешь до остановки или станции метро, а в голове свербит: «Выключена ли плита?». Способ, помогающий справиться с наваждением, прост. Когда выключаете утюг, громко скажите вслух: «Утюг выключен». Или что у вас там.

Как не забыть сделать что-то важное на ночь?


© canucks.com

Как запомнить имя


© 24smi.org

Может пригодиться хитрая штука: скажем, на работе появляется новый работник, Максим. Подумайте о каком-нибудь знаменитом Максиме (тут подсказывают Горького, но есть еще Галкин, Фадеев и Аверин), и в вашей памяти образ и имя закрепятся.

Как не упустить ничего в списке продуктов


© peppapig.com

Если у вас нет готового списка, да и нет времени его составлять, напишите в уме короткую историю. Чем шизовее, тем лучше. Можно так: «Свинка с гранатами под мышкой махала туалетной бумагой и требовала макарон».

Как часто вы что-то теряете?
Забываете куда положили ключи, пульт, очки.
После ухода из дома пытаетесь вспомнить выключен ли чайник, утюг и т.д.

Вы узнаете

— Как перестать забывать, куда вы что-то положили;
— Как быстрее находить предметы;
— Из-за чего вы забываете.

Почему так происходит?

Еще пару лет назад я был растерянным, а друзья говорили, что у меня дырявая голова.
Помимо того, что я быстро все забывал, так еще я не мог вспомнить, куда положил какой-то предмет, который минуту назад только держал в руках.

Я думал, что у меня действительно очень плохая память. Как у рыбы

Пару годами позже я копнул вглубь, чтобы понять, в чем проблема.

Перед тем, как вы узнаете, как не забывать, я расскажу вам корень проблемы. Часто все проблемы решаются, зная только, откуда они начали расти.

Все элементарно, плохая память тут почти не причем.
Основная проблема заключается в плохом внимании

Почему память «Почти» не причем? Потому что память = вниманию.
Чем хуже память, тем хуже внимание. И наоборот.

Соответственно, когда вы не можете вспомнить куда положили пульт, это не означает, что вы забыли, это значит, что даже и не обратили внимания, куда положили его.

Для большего понимания перейдем к примеру.

Пример из жизни

Когда я жил в Альметьевске у меня был питбуль по кличке Цезарь.
Каждое утро и вечер мы ходили бегать.
В один вечер после прогулки я снял с него ошейник и бросил в ванную комнату.
Проснувшись на следующее утро, я долго искал ошейник, потому что забыл, куда его положил.

Когда я нашел его в ванной, так я сразу вспомнил, что положил его в ванную, хотя вроде и не забывал. Это и есть пример плохого внимания.

Как улучшить внимание

Методов по улучшению внимания очень-очень много, например, заниматься мнемотехникой.
Но мы возьмем самый простой метод, который не только улучшит ваше внимание, но и научит вас не забывать, куда вы кладете предметы.

Каждый следующий раз после прогулок я начал оставлять ошейник Цезаря по всем комнатам и уголкам дома, специально осознавая, где я его оставил.
Например, если я повесил ошейник на дверь, то я специально посмотрю на него 1 секунду, осознавая, что я его оставил именно там.
А просыпаясь на следующее утро, я сразу знал, где лежит ошейник.

С тех пор забывание мое снизилось с 95% до 5%, невозможно следить все время за всем.
Помимо того, что я разучился забывать, так у меня еще появился побочный эффект.

Побочный эффект

Практикуясь всего 1 неделю не только на ошейнике, но и с пультом, ключами, телефоном, деньгами (часто их терял. Когда мама давала деньги и список покупок, я приходя с магазина домой, с пустыми руками, из-за того, что забыл деньги дома, я еще их искал по дому, потому что забывал, куда их положил) и выключением утюга, до сих пор неизвестно который кто именно — или я, или мама не выключили (все обошлось только поломкой утюга), я заметил одну вещь.

Когда я что-нибудь искал в доме, то я знал заранее, где находились эти предметы, хотя не я их туда положил, и я даже не обращал внимания, что они находились там, где я полагал.

Например, ножницы у нас в семье — это предмет с «Ногами».
Нельзя было их так просто найти на своем месте. Все время ими кто-то пользуется и оставляет где попало.

Но в один день, когда они мне понадобились, я точно понимал, где они находятся, но был не уверен в этом, когда я пришел к этому месту, так оказалось, что моя память меня не подвела.
Но я даже не знал, что они там лежали.

Как это произошло.
Оказывается, когда я начал специально обращать внимание на предметы, которые где-то оставлял, то мое внимание начало цеплять не только их, но и предметы, которые бросались мне случайно в глаза, даже, которые осознанно не видел.
То есть мозг понял задачу, которую я у него просил и начал запоминать больше, чем я от него требовал.

Действуйте прямо сейчас

Начните прямо сегодня, а лучше прямо сейчас.
Подумайте, что чаще всего вы теряете.

Пульт? Телефон? Очки?
А теперь намотайте на ус, что при следующем использовании этого предмета, перед тем как его кинуть подальше в угол вы должны осознанно понять, что вы его туда кидаете.

То есть положили телефон под кровать, подумали об этом сразу же. О том, что он под кроватью. А далее идете заниматься своими делами.

Сделайте это привычкой.
Старайтесь обращать внимание на все, что вы оставляете или делаете. Даже выключая чайник или закрывая дверь на замок обращайте внимание на то, что вы это точно сделали.

Мне часто говорят, что они не могут сделать это привычкой, они забывают, что надо это делать.
Когда я завожу новую привычку, я вешаю такую картонку на видном месте.

Она мне постоянно напоминает о том, что я должен не забыть выполнить что-то.
Создайте «напоминалку» для себя, чтобы всегда быть в курсе того, что вы должны не забывать обращать внимание на оставленные предметы.

А через 1-2 недели это станет привычкой, и вы начнете неосознанно обращать внимание на все, что берете или кладете.

Нажмите Ctrl-D

Эта комбинация клавиш, добавит данную статью в ваши закладки браузера. Если воспользуетесь данной техникой, то не забудьте написать в комментариях, помогла ли она вам и что с ее помощью вы перестали забывать или терять.

Если вы знаете или пользуетесь более эффективной техникой, то напишите о ней в комментариях.
Спасибо)

Деллис утверждает, что у него всегда была обычная память, и он даже не думал, что обладает потенциалом ментального атлета. Сейчас ему принадлежит рекорд по запоминанию имен - он может запомнить 201 имя за 15 минут. Деллис начал тренировать память после того, как в 2009 году умерла его бабушка, у которой была болезнь Альцгеймера.

«Всего за десять лет до своей смерти она была в трезвой памяти, - рассказал Деллис. - Я не хотел, чтобы подобное повторилось со мной, и решил найти способ как можно дольше сохранить свои умственные способности».

Нельсон Деллис. Фото: Wikimedia Commons

Чтобы понять, на что способна его память, Деллис стал участвовать в чемпионатах. Даже если вам не нужно запоминать сотни имен, обратите внимание на следующие техники, которые использует ментальный атлет, чтобы укрепить свою память.

Превратите обычные вещи в необычные

Лучший способ улучшить память - воспользоваться тем, с чем прекрасно справляется ваш мозг, а именно с запоминанием необычного. «Большинство людей хорошо помнит какое-либо яркое событие или что-то, что нанесло им психологическую травму, - пояснил Деллис. - Для этого не нужно обладать невероятной памятью. Наш мозг лучше впитывает особенную информацию. 90% вашего дня - это какие-то неинтересные события, превратите их в нечто необычное и запоминающееся».

Обманите свой мозг и сделайте так, чтобы повседневные задачи стали интересными. Ваш мозг лучше воспринимает картинки, чем абстрактные идеи. Если вы хотите не забыть взять по дороге домой пиццу, представьте, как на ней шкварчит горячий сыр и обжигает вам язык.

«Представьте эту картину в красках, чтобы она выглядела максимально реалистично, - советует Деллис.

Метод работает и с именами. Если вам, например, нужно запомнить имя Нельсон, подумайте о Нельсоне Манделе. Как только у вас в голове появится образ, его будет легче запомнить, считает Деллис.

Используйте чертоги разума

Самый проверенный метод Деллиса - это создание в голове чертогов разума, некоего абстрактного знакомого места (дома или офиса), где вы будете хранить различные нужные образы. «Если вы хотите запомнить, что вам нужно купить в магазине, свяжите нужные предметы с чертогами», - советует Деллис.

Например, если надо взять туалетную бумагу, пусть ей будет обмотана входная дверь чертогов. Придумайте историю о том, как она там оказалась. «Может быть, это проделки соседских детей? Придумайте, что угодно, - сказал Деллис. - Дальше подумайте о корове, которая брызгает молоком вам на дверь. Когда придете в магазин, зайдите в чертоги разума и вспомните эту картину. Все элитные участники чемпионатов по памяти обычно пользуются чертогами разума в той или иной форме».

Создавайте ассоциативные связи

«Итак, для запоминания вы начали использовать образы, но они хранятся у вас в памяти разрозненно. Чтобы лучше запоминать список задач, придумайте связи между пунктами и какой-то нарратив», - советует Деллис.

Например, вам нужно ответить на письмо, позвонить в IT-отдел насчет проблемы с компьютером и назначить встречу. Представьте, что человек, которому вам надо написать, состоит в преступной группировке, которая похитила десяток компьютеров, и вам нужно пойти на встречу, чтобы решить, что же с ним сделать.

«Чем более странную и вычурную историю вы придумаете, тем легче ее будет запомнить, - прокомментировал Деллис. - Лучше всего мы помним самые невероятные вещи».

Настройте себя на прием информации

Память во многом зависит от внимания. «Возможно, это прозвучит банально, но в современное время наша продолжительность внимания очень коротка, потому что на нас обрушивается очень много информации, - считает Деллис. - Заставляйте себя концентрироваться на чем-то одном».

Например, когда Деллис знакомится с новыми людьми и хочет запомнить их имена, в первую очередь он мысленно спрашивает себя несколько раз «Как зовут этого человека?» и лишь потом спрашивает имя.

«Такое незначительное дело способно творить чудеса, - утверждает он. - Вы перестаете думать о том, что нужно сказать, и обращать внимание на посторонние предметы в комнате. Ваше внимание сосредоточено только на человеке перед вами, и вы готовитесь узнать его имя».

Практикуйтесь каждый день

Различные приемы и методы помогут вам лучше запоминать информацию, но главное - это ежедневно тренировать свою память. Для этого Деллис рекомендует несколько сайтов. Например, есть платный сервис MemoCamp , где можно проверить свои навыки запоминания имен, цифр, слов и других данных. Этим сайтом Деллис пользуется для подготовки к чемпионатам. Есть и бесплатный вариант - MemRise , где запоминание слов подается в игровой форме. Если вам больше по душе приложения, то Деллис рекомендует Anki . Кроме того, сам Деллис является сооснователем сайта Art of Memory , где можно выучить различные техники запоминания и попрактиковаться в их использовании.

Устраивайте своей памяти ежедневные тренировки - откажитесь от составления списка покупок на бумаге. «Записывать - легко. Мне же нравится тот факт, что я могу размять свой мозг и потренировать память, - сказал Деллис. - Делайте выступления по памяти. Заучивайте стихи или порядок карт в колоде. Неважно, что вам интереснее - главное, что это занятие улучшит вашу память».