Нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Консультация «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования ».

Актуальность.

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества : речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития . Мелкая моторика , сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза . Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в ручку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы .

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

Рисование играет особую роль . Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика , какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием , лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук .

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки , совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать , что я смогу нарисовать этим материалом ). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов , нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики .

Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т. д.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами , увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать , чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику . Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы , самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.

«Тактильное рисование » :

«Рисование пальчиком »

ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой » :

ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок»

ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

«Использование дополнительных средств выразительности» :

«Оттиск печатками из пробки или ластика»

Способ получения изображения : ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Печать по трафарету»

Способ получения изображения : ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

«Кляксография обычная»

Способ получения изображения : ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается : определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются .

«Кляксография трубочкой»

Способ получения изображения : ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку) . Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются .

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок»

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

«Набрызг»

Способ получения изображения : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения : ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью .

«Поролоновые рисунки»

Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному) . Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется) .

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

Способ получения изображения : ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование мелками »

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки , сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры , маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

«Разрисовка маленьких камешков »

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам) . Один камешек лучше подрисовать под лягушку , другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так : после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.

«Метод ниткографии»

Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность : к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение , чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

«Рисование на мокрой бумаге »

Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге . Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы : "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

«Учимся делать фон»

Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ : делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

«Использование смешанных техник » :

«Коллаж»

Само понятие объясняет смысл данного метода : в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее : хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето , и для этого он использует точечный рисунок (цветы, а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д.

«Рисуем с помощью открыток»

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех- , четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука ? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

«Тканевые изображения»

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем, а затем подрисовывают стол или вазу . Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем , не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию . Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать , чтобы получился один сюжет.

«Восковые мелки или свеча+акварель »

Способ получения изображения : ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

Вывод : использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов , техник и индивидуального дифференцированного подхода способствует развитию мелкой моторики рук.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Все мы хорошо наслышаны о том, что необходимо развивать мелкую моторику рук. Также все мы знаем, что чем раньше начинать ее развивать, тем лучше. В этот раз я хочу рассказать о таком способе развития мелкой моторики руки как рисование.

Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым, стимуляция работы мелкой моторики, а именно, движения пальцев рук: быстрые, медленные, осознанные, приводят к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи.

Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Помимо развития мелкой моторики рисование развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке.

Первые уроки рисования можно начинать с того момента, когда малыш научился уверенно сидеть. Конечно, поначалу трудно назвать рисунком то, что изображает десятимесячный или годовалый малыш. Эти рисунка, представляющие собой слабые штрихи и закругленные линии, - первая проба пера. Примерно с восьмимесячного возраста ребенок делает открытие: он осознает связь между движением руки и линией, которая появляется на листе бумаги.

Что понадобится для работы:

Краски. Для первых уроков рисования лучше всего использовать пальчиковые краски. Краска должна быть максимально безопасной для ребенка: не содержать вредных веществ, быть экологически чистой, чтобы даже если она попадет в рот малыша, ничего страшного не произошло. Такая краска делается на горчичной основе — если ваш малыш решит попробовать ее на вкус, они ему не слишком понравится. Не покупайте слишком много цветов. Зачастую, в упаковках продаются четыре цвета, на первое время их хватит с избытком. Не перегружайте ребенка лишней информацией и желанием перепробовать все и сразу;

Бумага. Используйте ватман или остатки старых обоев, большой размер бумаги – раздолье для самовыражения малыша. Ребенку грудного возраста недостаточно листа форматом А-4, так как мелкая моторика и координация движений еще не достаточно развиты, и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него.

Одежда ребенка: Для данного вида занятия желательно использовать специальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, при загрязнении которых не возникает сожаления. Мои дети, когда в доме было достаточно тепло, рисовали только в подгузниках. Поскольку процесс творчества так или иначе коснется и вас, позаботьтесь и о вашей одежде.

Хорошее настроение. Пусть рисование станет приятным, радостным и полезным временим для вас и вашего малыша.

Организация пространства

Местом для детской студии может стать любая комната в квартире с большим количеством дневного света и отсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей. Будьте готовы к тому, что когда ребенок войдет во вкус рисования, краска будет везде: на нем, на вас, на полу, мебели и коврах, поэтому позаботьтесь о том, как все это потом отмывать. Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Заниматься рисованием с грудничком желательно на полу (при наличии подогрева полов) — у ребенка будет больше места для творчества и возможность свободного передвижения. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать маленькие стульчик и столик. Запаситесь влажными или обычными салфетками. Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером нежелательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений, полученных за день.

Процесс детского рисования.

Для первых занятий достаточно использования двух цветов. Очень хорошо рисовать теми цветами, которые вы сейчас изучаете. Например, осваивайте красный и желтый – ими и рисуйте. Получаете удовольствие, а заодно усваивайте пройденный материал. Вода при рисовании не используется, так как маленький ребенок может ее разлить или выпить. Предоставляйте возможность малышу самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть, не пытайтесь показывать, как надо правильно рисовать. Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша. После того, как ребенок уже ознакомился с новым для него предметом (краской), начните рисовать одновременно с ребенком (только на отдельном листе!). Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого.

Ребенок независимо от возраста, впервые увидев краску, вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши могут только к полутора-двум годам, но это дети, которые прошли этап грудничкового рисования.

Периодичность и длительность рисования.

Творческое «пачкание» можно устраивать раз-два в неделю. Желательно в первой половине дня, выбирая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка, естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае если ребенка что-то беспокоит. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего несколько минут. При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается от 20 до 30 минут. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнал к завершению занятия. Из-за возможности развития синдрома отмены не рекомендуется допускать длительных перерывов в рисовании даже в летний период.

Рисуйте на здоровье!

Хаят Ибрагимова, детский психолог

С использованием подсказок одной творческой мамы.


«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский


Дошкольное детство очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Наиболее эффективным для развития мелкой моторики у дошкольников является сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.


Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.


Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и др.




Поэтому цель моей работы: Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование. Задачи: -развивать мелкую моторику кистей рук и тактильное восприятие; -обогащать словарный запас детей; -учить рисовать нетрадиционными способами; -создавать условия для проявления творчества ребёнка; -формировать способность получать радость от творчества.


Предполагаемый результат: -улучшение координации и точность движений руки и глаза ребенка; -улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук; улучшение общей двигательной активности; -развитие речевой функции; -развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия; -активность и самостоятельность детей в изодеятельности; -умение находить новые способы для художественного изображения.




































Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает речь, воображение, дает полную свободу для самовыражения. Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Поэтому формой работы с детьми стала специально организованная деятельность – кружок «Капельки», на котором применяются нетрадиционные приемы рисования.









33 Мониторинг Для определения уровня развития у детей творческих способностей, развития мелкой моторики проводится мониторинг (2 раза в год). За последние годы работы по данной теме, могу отметить, что дети, занимающиеся в кружке, имеют хорошую подготовку к школе, у них лучше развита моторика рук, движения рук свободны под контролем зрения. Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь!»


36 Литература: -М.А.Парнах «Уроки изобразительного искусства»(курс развивающих занятий для детей дошкольного возраста) Москва-2000 г. -М.М.Евдокимова «Волшебные краски» Москва «Школьная пресса» 2001 г. -А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки»(практическое приложение) Ярославль, Академия развития 2006 г. -Интернет-сайты Спасибо за внимание!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования». Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д. Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки). Нетрадиционное рисование это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению

2 возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительномоторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. Кляксография Кляксография это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле). Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!

3 Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

4 салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Скатывание бумаги

5 Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Восковые мелки + акварель

6 Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Точечный рисунок Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

7 Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

8 Поролоновые рисунки Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

9 Разрисовка маленьких камешков Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

10 Метод ниткографии Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

11 Объемная аппликация Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

12 Рисование пластиковой вилкой А еще можно рисовать вилками. Понадобятся бумага, гуашь, вилка и конечно же фантазия. Лучше всего использовать пластиковую вилку, так как она более гибкая и безопасная. Окунаем вилку в гуашь и начинаем прижимать вилку к бумаге.


Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома. Нетрадиционные техники рисования» Нетрадиционное рисование искусство изображать не основываясь на традиции. Дети с самого

Подшивалова Н.В. воспитатель МАДОУ УМР Упоровский д/с «Солнышко» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ Дошкольное детство является важным этапом в развитии ребёнка. Федерального государственного образовательного

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 28 Пушкинского района Санкт-Петербурга Нетрадиционные техники рисования с детьми 1,5 3 лет. Воспитатель Алеся Александровна Полякова

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей МДОУ 16 г. Черемхово Воспитатель Хоботова С.А. Нетрадиционные изобразительные техники - это

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ» Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно

Мастер класс для родителей «Нетрадиционные техники развития мелкой моторики: рисование с детьми младшего дошкольного возраста» Подготовила: Боднар Н.В. Воспитатель ГБДОУ детский сад 36 Невского района

Картотека «Нетрадиционные техники рисования» подготовила Игнатьева Н.Г., воспитатель МДОУ 27 Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном - обыкновенное и обыкновенное - в необыкновенном Дени

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 26 «Радость» МАСТЕР КЛАСС для воспитателей Тема: «Рисуем нетрадиционно». Составил: воспитатель Воробьева

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ» Из опыта работы Воспитателя группы «Воробышки» Белкиной Елены Николаевны 1 В работе с детьми много лет использую нетрадиционные изобразительные техники. - это эффективное

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ» 1 Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа,

Планируемые результаты изучаемой программы личностные результаты: формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного,

Педагогическое кредо: Учитесь у всех, не подражайте никому! Становая Ирина Анатольевна Образование высшее Категория - первая Стаж работы -16лет 1 «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных изобразительных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 43» г. Кострома Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Подготовила: Чернышева Лариса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад «Солнышко» г. Бирюча» МАСТЕР КЛАСС для воспитателей Тема: «Нетрадиционные техники рисования». Подготовила:

Мастер-класс для педагогов и родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

ИЗОстудия «Волшебные краски» (нетрадиционная техника рисования) Руководитель: Захарова Светлана Валерьевна МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 45» Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЧАИРСКИЙ» ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ» Воспитатель:

Основные нетрадиционные техники рисования для все возрастных категорий в детском саду. Консультация для родителей и воспитателей. Составитель: Т.А Пестрецова Техники нетрадиционного рисования в младших

Нетрадиционные техники рисования Калёкина Е.Н., воспитатель МБДОУ Детский сад 65 г. Тверь 2015 г. «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый

«МАЛЕНЬКИЕ ФОКУСНИКИ. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ» Группа 4 Prezentacii.com Кляксография Кляксография с трубочкой одно из направлений нетрадиционной художественной техники рисования Есть виды рисования,

Нетрадиционные техники рисования Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад 4 комбинированного вида г. Бокситогорска» Ракитина Светлана Владимировна Нетрадиционное рисование - - методика обучению рисованию

1. Картотека нетрадиционных способов рисования Монотипия Лист белой бумаги нужно согнуть и разогнуть пополам. Поставить на линии сгиба 2-3 разноцветных пятна гуаши. Сложить лист пополам и провести пальцем

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Нетрадиционное рисование искусство изображать, не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов дошкольных образовательных учреждений «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ

Консультация для родителей: «Значение техники рисования и ее роль в создании изображения» В системе воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, которое имеет важное значение

Тема родительского собрания «Нетрадиционные техники рисования для детей 4-5 лет» Цель собрания: Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей. Задачи собрания: 1. Способствовать

РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО У ДЕТЕЙ ДОМА НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ Подготовила воспитатель Кроликова Д.Ш., сентябрь 2018 год Рисунок ребенка это показатель его психологического развития. Рисуя, ребенок

План работы по самообразованию на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ» ГОРБУНОВА Ю.А., воспитатель разновозрастной группы от 4 до 7 лет 2015 2017 год План

Консультация для родителей Описание нетрадиционных художественных техник в изобразительной деятельности дошкольников Рисование пальчиками Возраст: от 2 лет Средства выразительности: пятно, точка, короткая

Картотека нетрадиционных способов рисования Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Кляксография обычная - ребенок

«Нетрадиционные техники рисования» Подготовили: Фархутдинова Р.Р. Курнакина А.Е. Множество и необычность техник нетрадиционного рисования позволяют детям: Быстро достичь желаемого результата. Любому ребенку

Творческий процесс это настоящее чудо. Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы

Консультация для родителей. Нетрадиционные техники рисования, как средство развития мелкой моторики. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитатель Санникова Н.П. Мир будет счастлив только тогда, когда у

МАДОУ детский сад комбинированного вида 26 «Реченька» Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель: Трофимова Ольга Васильевна

Нетрадиционные художественно-графические техники Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение,

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста Материал: кисти, листы бумаги, гуашь, вода, жидкое мыло, трубочки для коктейля, маленькая баночка, целлофановый

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» Долгосрочный педагогический проект по освоению нетрадиционных техник рисования «Мир волшебных

1 В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством одна из больших радостей жизни». Рисование является одним из древнейших направлений искусства, одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей

ТЫЧОК ЖЁСТКОЙ ПОЛУСУХОЙ КИСТЬЮ. Возраст: любой Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или

Доклад «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Составила: Толкачева Анна Николаевна воспитатель Дети с самого раннего возраста пытаются отразить

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района Детский сад «Березка» п. Горноправдинск Методические рекомендации по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко» Районные январские педагогические чтения Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования» Воспитатель Чумак Оксана Сергеевна

МАДОУ «Детский сад «Дюймовочка» Воспитатель по изодеятельности: Каргапольцева Е. Н. г. Советский, 2015 г. Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах Младшая группа (2 4 года) рисование

МБДОУ детский сад 9 Сценарий интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование на зеркале) "Капли звонко капали, все сосульки плакали".

1. Тычок жесткой полусухой кистью. Возраст: любой Средства выразительности: фактурность окраски Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо врезанный силуэт пушистого или колючего

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад 223 «Лебедушка» Гусак Светлана Николаевна- воспитатель Техники рисования для дошкольников Изобразительные техники рисования - это эффективное средство изображения, включающее

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона, либо пластика (5 на 5см.). Способ получения изображения: ребёнок набирает

МБДОУ «Детский сад 4 «Седарчий» гурус-мартан Урус-Мартановского муниципального района» ДОКЛАД «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» Подготовила Папаева Э.Р. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 307 Красноармейского района г.волгограда Консультация для воспитателей Подготовила: Рогова Е.В., воспитатель РИСУЕМ

МБДОУ «Детский сад «Колобок» с. Засосна» Выполнила: воспитатель Капустина Наталья Сергеевна 2016 г Каждый ребенок художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло

Рабочая программа кружка Нетрадиционные техники рисования «Радуга красок» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые

Практикум для воспитателей «Рисуем как настоящие художники» Подготовила и провела воспитатель 3-ой группы Бабкова Л. И. Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования и вызвать

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ Трепова Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 120», г. Иваново. Мелкая моторика рук

Консультация руководителя кружка «Разноцветные ладошки» Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Воспитатель: Грахова Светлана Владимировна. МБДОУ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ В РАМКАХ «Школы молодого воспитателя» Проведение семинара: Коробейникова Е.К., воспитатель Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приѐмов изодеятельности в работе с дошкольниками для

ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ! Воспитатель: Кравцова А.В. Уважаемые родители и педагоги, предлагаю Вашему вниманию различные техники рисования, которые сделают домашний досуг с вашим ребенком незабываемым, а на память

СОДЕРЖАНИЕ. Пояснительная записка. 3 2. Личностные результаты изучения внеурочной деятельности «Волшебство красок» 4 3. Содержание внеурочной деятельности «Волшебство красок».... 4 4. Календарно-тематическое

Муниципальная научно-практическая конференция «Педагогическая техника учителя как средство повышения эффективности процесса обучения». Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму посредством использования

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 21» Г. Кириши Тема: «Взаимодействие с родителями старшей группы через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования» Выполнила: Александрова

НЕТРАДИЦИОНЫЕ ТЕХНИКИ ИЗО В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. М. А. Мукова Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. С психологической точки зрения дошкольное

Цель проекта: развить свои творческие способности, используя нетрадиционные техники в рисовании. Задачи: научиться применять нетрадиционные техники рисования в своей жизни (учжбе) развить свою память,

2 Программа по нетрадиционной технике рисования в средней группе «Волшебная сказка». 3 Паспорт программы. Название программы Руководитель программы Составитель программы Вид Направление программы Цель

ГБДОУ детский сад 31 комбинированного вида Красносельского района г.санкт-петербурга Мастер-класс для родителей Разработала воспитатель Жданова Ольга Валерьевна 2012-2013 уч.год Рисование в жизни ребёнка

Анастасия Зотова
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Цель :

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку , стремление к творческой самореализации.

Задачи :

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования ;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования ;

Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования ;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы :

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать . Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования , их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании , учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность , способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р . Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как : тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками , оттиск пробкой, восковые мелки + акварель , монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой , пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей . (Чем я еще могу рисовать ? Что я могу этим материалом нарисовать ) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов , требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости , развития мелкой моторики . Ведь вместо традиционных : кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки , различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы , самостоятельности детей , создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам .

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :

рисование пальчиками ;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками .

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель ;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки ;

рисование ватными палочками ;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :

рисование песком ;

рисование мыльными пузырями ;

рисование мятой бумагой ;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение , дает полную свободу для самовыражения

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования :

1. Изучение методической литературы по теме :

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками "

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду "- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки "

5. Журналы "Дошкольное воспитание ", " Воспитатель".

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду »

7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

2. Изучение педагогического опыта.

Внедрение в практику :

1. Разработка перспективного план на сентябрь – декабрь по нетрадиционной техники рисования в старшей группе .

2. Консультация для родителей "Значение ».

3. Выставки детских рисунков для родителей.

4. Составить конспект занятий по нетрадиционному рисованию .

5. Мастер-класс по проведению занятия по .

Представление опыта работы :

1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования .

2. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования ».

4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в старшей группе . Рисование нетрадиционными способами , увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей . Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда . Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество» , вызывают у детей желание рисовать , дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия , творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем , что здесь не присутствует слово «Нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работу проводила поэтапно :

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования , по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом , сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Мною были использованы следующие средства :

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельная деятельность детей ;

Применяла такие методы :

Словесные,

Наглядные,

Практические,

Игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала :

Высокий – % - Средний – % - Низкий – %

Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.

Для родителей подготовила несколько консультаций.

А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию .

Для воспитателей был проведен мастер – класс.