Начинающий воспитатель первой младшей группе. Воспитатель младшей группы начало работы

Формирование и усвоение

грамматических категорий у дошкольников 3-7 лет

Для формирования и усвоения грамматических категорий необходимо:

Хорошо усвоенный богатый словарный запас (ребенок точно понимает значение каждого слова)

Хорошо усвоенный материал по каждой лексической теме (предметный словарь: сорока ; глагольный словарь: гнездится, высиживает, перелетает, трещит и т.д.; и словарь признаков: длиннохвостая, пестрая, говорливая, и т.д.)

Правильное произношение всех звуков русского языка

Задачи обучения детей по формированию грамматических категорий:

Учить различать и сопоставлять формы слов (шла – пришла, дала – дал, пишет – написал – будет писать и т д.)

Учить вслушиваться в окончания слов (красив ый , красив ая , красив ые , на санк ах , на самолет ах )

При необходимости утрированно произносить окончания слов.

Грамматические категории, которые чаще всего вызывают ошибки у детей

в 3-4 года:

Употребление простых предлогов (у, в, на, из, под, к, с, от)

Согласование существительных с числительным в роде (один…, одна…, два…, две…, мой…, моя…, моё… и т. д .)

Именительный падеж существительных + глагол + прямое дополнение (мама пьет чай, папа читает книгу)

Построение ответов на вопросы типа:

«Кому мама шьет штанишки?» (Р: « Мама шьет штанишки Пете» )

«Кому дали цветок?» (Р: «Цветок дали девочке»)

«Чей это хвост?» (Р: « Это хвост павлина»)

«У кого добрые глаза?» (Р: « У мамы добрые глаза »)

У детей в 4-5 лет (добавляются к ошибкам детей 3-4 лет ):

При счете предметов (один шар, два шара …пять шаров… и т д.)

Построение ответов, с использованием существительных во множественном числ е, на вопросы типа:

«Кому ты подаришь конфеты?» (« Я подарю конфеты девочкам») «Кого ты покормишь зернышками?» («Я покормлю зернышками

Синичек» )

«Чем защищается олень?» (« Олень защищается рогами и

Копытами» )

Игра «Веселый поезд» : «Кто за кем едет?» (« Ежи едут за

Кошками»)

Употребление существительных с предлогом ЗА (За деревом, за стулом, за скамейкой) , предлогом С (ведро с водой, банка с молоком, чайник с кипятком)

Грамматические категории, которые чаще всего вызывают ошибки

у детей в 5-6 лет(добавляются к ошибкам детей 4-5 лет ):

При ответах на вопросы с использованием глаголов в разных временных формах: «Что делает?» (читает ), «Что сделал?» (прочитал), « Что будет делать?» (читать).

При ответах на вопросы с использованием существительных и глаголов в единственном и множественном числе: «Утка что делает?» (улетает ), «Утки что делают?» (улетают).

При согласовании прилагательного с существительным (кислое яблоко, длинный карандаш, круглая тарелка )

При подборе к существительному нескольких однородных прилагательных «Мяч какой?»(мяч резиновый, упругий, круглый, разноцветный) или «Какой огурец?»(длинный, твердый, сладкий огурец)

При практическом употреблении притяжательных прилагательных (лисья нора, медвежья морда и т д.)

При образовании и употреблении относительных прилагательных (сок из яблока – яблочный, шляпа из соломы - соломенная)

При практическом употреблении глаголов с изменяющейся основой (я иду , а ты - пошел )

При употреблении существительных в предложном падеже множественного числа

Ответы на вопросы:

- «Расскажи, на чем могут передвигаться люди?» Р: «На самолетах, на санях, на машинах, на поездах»)

- «О чем пишут в книгах?» Р: «О животных, о птицах, о деревьях, о странах» , «О каких домашних животных заботится человек?» Р: «О коровах, о кошках, о собаках»

При согласовании нескольких частей речи в разных падежах (« Кем любуемся? » Р: «Мы любуемся двумя полосатыми котятами»; « Кому мы дадим молоко?» Р: «Двум полосатым котятам»)

При самостоятельном использовании предлогов пространственного расположения предметов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, НАД, МЕЖДУ («Откуда вылезли щенки?» Р: «Из-под кресла, из-за шкафа»); «Мы летим на самолете, над чем мы летим?» Р: «Над лесом, над полем, над речкой»; «Где повесим картину?» Р: «Между кроватью и шкафом, между телевизором и креслом»

Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основой для формирования разных типов предложений.


«Игры для дошкольников» - Кузнецова Анна Владимировна. Яшнова Ольга Игоревна. 2.Сюжетно-ролевая игра. Сенсорное развитие. Экологический раздел. Связная речь. Условия развития сюжетно-ролевой игры. Панфёрова Ольга Кимовна. Разнообразные средства коммуникаций. Структура направлений работы. Познавательное развитие. Ранний возраст.

«Экологическое воспитание дошкольников» - Воспитанники должны знать: Основы экологической культуры. Работаем по основным принципам. Познавательные занятия. Воспитанники должны уметь: Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе. Некоторые особенности природы своего края. Ожидаемые результаты. Выполнять правила личной гигиены.

«Безопасность дошкольников» - Информационно-аналитические формы работы: Периодическое издание – стенгазета «Безопасность». Буклеты: «Внимание! Ширмы: «Безопасность ребенка» «Безопасность на дороге». Физкультурное мероприятие «Разрешается, запрещается» Праздники Экскурсии Совместное творчество взрослых и детей. Ширмы Папки-передвижки Буклеты Стенгазеты Фотовыставки Стендовая информация Памятки Плакаты.

«Правовое воспитание дошкольников» - Право на медицинский уход. Семьею нужно дорожить! Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. Право на отдых. Право на жизнь и воспитание в своей семье. «Золушка». В нашем садике не только обучают, развивают, закаляют. Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют.

«Экология для дошкольников» - Интеграция экологического воспитания с образовательными областями. Подготовила: Нимакова Т.И. Экологическое воспитание через ознакомление дошкольников с живой природой. Экология + Физическая культура Экология + Здоровье Экология +Социализация Экология + Труд Экология +Безопасность Экология+Познание Экология +Коммуникация Экология +чтение художественной литературы Экология+ художественное творчество Экология + музыка.

«Развитие памяти у дошкольников» - Параметры диагностического обследования: «Медвежонок спит». Пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленной памятью. Методики диагностического обследования: Диаграммы. 1. Методика «Опосредованное запоминание». Условия проведения диагностического обследования: Требования к дидактическим играм.

контрольная работа

2. Типичные грамматические ошибки в речи детей, их причины. Пути формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

По мнению ученых педагогов, грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста часто свидетельствуют о том, что процесс усвоения грамматических значений идет нормально, ребенок усвоил саму идею о наличии в его родном языке грамматических значений и овладевает ими в меру педагогического таланта своих воспитателей и взрослых, окружающих его в семье, предоставляющих в его распоряжение образцы грамматических форм, которым он подражает. (9).

А. Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов - овладение основами, в отношении прилагательных - словообразование (сравнительная степень). (1)

Так же у детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя можно объяснить несколькими причинами:

Ш особенностями возраста,

Ш закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи,

Ш сложностью грамматической системы, особенно морфологии, ребята плохо усваивают многообразие образования грамматических форм.

И в русском и белорусском языках много нетипичных форм, т.е. исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются. А так же, очень часто, в ситуации близкородственного русско-белорусского двуязычия дошкольники переносят особенности грамматического строя одного языка на другой. Например, слово собака в русском языке имеет женский род, а в белорусском - мужской, в связи с этим ребята очень часто допускают ошибки в образовании прилагательных к данному существительному. Таких отличий в грамматическом строе языков не много, но они есть и дети, особенно при неправильном отношении педагога к обучению дошкольников двум языкам, допускают ошибки и переносят правила грамматики одного языка на другой.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий, игр и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. Поэтому одной из причин ошибок детей может служить педагогическая запущенность, когда педагог не обращает внимания на грамматические ошибки детей и с дошкольниками не проводиться работа по исправлению ошибок в грамматическом строе речи. Важную роль в формировании грамматического строя речи дошкольников, как уже говорилось, играет и пример взрослых.

Рассмотрим типичные грамматические ошибки в речи детей дошкольного возраста. Все ошибки можно разделить на морфологические и синтаксические.

Морфологические ошибки в речи детей:

1. Неправильные окончания имен существительных:

Ш унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: карандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, "дверев", лошадев;

Ш с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;

Ш родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;

Ш неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: видели поросенок, поймали олень, посадили дуба;

Ш предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;

2. Склонение несклоняемых имен существительных: на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

3. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.

4. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы: домы, поезды, окны, человеки;

5. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.

6. Неправильное образование глагольных форм.

Ш повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скани),

Ш изменение основы глагола: искать - искаю (ищу), плескать - плескаю (плещу), плакать - плакаю (плачу), рисовать - рисоваю (рисую); мочь - можу (могу),

Ш спряжение глаголов: хотеть - хотишь (хочешь), давать - дадишъ (дашь), есть - едишь (ешь), спать - сплют (спят).

7. Образование неправильной формы причастий: сломатая, оборватая, сошитая;

8. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,

9. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;

10. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим; или несклонение числительных: собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.

У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки, вызванные особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих. Встречаются такие диалектные ошибки детей, как употребление ими в родительном падеже существительных жен. рода окончания -е (-и): "у маме", "у мами", "от сестре", "у кукле", "у кукли", "с горе", "без ложке" или употребление существительных среднего рода в женском роде: "моя платья", "теплая молоко", "твоя ружье", употребление слов "одень" вместо надень, "раздень" вместо сними; а также и другие ошибки, зависящие от того, в какой области живет ребенок. Надо отметить то, что диалектные ошибки в речи детей устранить несравненно труднее, поскольку ребенок постоянно слышит диалектную речь взрослых дома, а возможно, и в детском саду. (9)

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя педагогами замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются:

1. В нарушении порядка слов в предложении:

Ш на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла?";

Ш вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему?";

Ш дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают: "Почему что".

2. В неправильном оформлении союзной связи:

Ш опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шар у дяди, потому нажал сильно";

Ш один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом"; "Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно";

Ш союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим - салют".

Неисправленная грамматическая ошибка -- лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Ученые подчеркивают, что исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка. При исправлении ошибок внимание ребенка должно быть остановлено на правильной форме. Не следует повторять ошибку,-- лучше неоднократно произнести правильную форму, привести ребенку аналогичные примеры. Повторение ребенком подсказанного педагогом слова или предложения уместно на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в дидактической игре, а в процессе рассказа, беседы, в ходе самостоятельных игр, достаточно, если ребенок только услышал поправку. Исправление на занятиях делается громко, чтобы его восприняли все дети. Иногда (особенно в старших группах) вместо подсказа бывает достаточно замечания ("Ты опять сказал неправильно!"), вопроса-напоминания ("Ты забыл, как нужно говорить слово "пальто"?), укоризненного взгляда или жеста. Желательно, чтобы воспитатель объяснил детям, что не нужно обижаться на сверстников, которые поправляют ошибку, ведь они хотят помочь научиться говорить правильно, красиво. (4, стр.113)

В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведется по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей. Но, как мы уже говорили, в основе обучения и на занятиях, и в повседневной жизни лежат дидактические игры и упражнения с учетом требований программы. Работа по формированию грамматического строя речи может использоваться как часть занятия по развитию речи детей(в том числе и по развитию белорусской речи) или ознакомлению с окружающим.

Работа вне занятий проводится по трем направлениям:

Ш исправление грамматических ошибок в речи детей;

Ш индивидуальная работа с детьми;

Ш работа с родителями.

Надо отметить важность работы с родителями. Родители должны понять всю необходимость формирования у детей грамматически правильной речи, осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии речи ребенка. Так как вся работа по развитию речи, как и любая другая работа, направленная на развитие детей, не может быть успешной, если в ней принимает участие только дошкольное учреждение без поддержки семьи. Педагог должен познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать различные дидактические игры на их устранения.

Мы много говорили о важности дидактической игры в формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Рассмотрим вопрос о понятии "дидактическая игра" и классификации игр по формированию у дошкольников грамматического строя речи.

Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта...

Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего, необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием...

Влияние логопедической работы на процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия...

Нарушение грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия...

Оценка уровеня сформированности функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

У детей со стёртой дизартрией формирование грамматическим строем речи происходит с большими трудностями. Р.И.Лалаева, Н.В...

Проблемы развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Грамматика-это наука о строении языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем» объединившую словообразование, морфологию, синтаксис...

Проблемы развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Ведущим механизмом развития грамматической строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия...

Проблемы развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

На втором этапе эксперимента решались следующие задачи: 1. Формировать самостоятельность высказываний, их структурную оформленность. 2. Закреплять умения по-разному соединять предложения в тексте, используя разнообразные способы связи...

Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия...

Формирование грамматического строя речи у детей с III уровнем общего недоразвития речи

речевое недоразвитие дошкольник грамматический Основные направления коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с III уровнем ОНР. Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии...

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В работе над формированием грамматического строя речи выделяют следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки...