Декоративно х художественная аппликация. Виды аппликации

В нашей детской художественной школе уже более 20 лет существует класс костюма. В классе обучаются, в основном, девочки, мечтающие стать дизайнерами одежды. Курс обучения в костюмном классе рассчитан на 4 года. За время обучения учащиеся осваивают многие техники – батик, вышивку, бисероплетение, вязание, шитьё, текстильный коллаж, аппликацию и многое другое.
Два года назад мы открыли для себя технику гильоширования, которую успешно используем на занятиях по декоративно-прикладной композиции.
Гильоширование – это искусство выжигания рисунка по ткани. Техника эта проста, доступна и является одним из интереснейших видов прикладного творчества. С помощью гильоширования можно создавать различные вещи не только из новых тканей, но и из вышедших из употребления вещей.
Что же можно сделать при помощи этой техники? Можно вырезать из ткани кружева, изготовить элементы одежды, такие как – воротнички, манжеты, выполнить любую аппликацию.
В технике гильоширования нет предела фантазии и совершенству.
Желаю всем творческих успехов!

Тема: Аппликация из ткани. Техника гильоширования.
Цели: Освоить с учащимися технику гильоширования. Создать декоративное панно на свободную тему.
Используемое оборудование и материалы.


Стекло. Стекло необходимо для того, чтобы ткань, которая будет прожигаться, не сваривалась с другими поверхностями. Для работы понадобиться обычное стекло размером больше, чем будущая работа. Для безопасности работы, края стекла нужно оклеить строительным скотчем.
Выжигатель. Используется прибор для выжигания по дереву к рабочей части которого припаяна игла. Готовность иглы к выжиганию проверяют на кусочке ткани, делая пробные прорези и устанавливая оптимальный уровень температуры иглы с помощью регулятора напряжения.
Паяльник. Вместо прибора для выжигания можно использовать паяльник мощностью 30-40 Вт, предварительно заточив стержень.
Фольга. Для работы лучше использовать плотную фольгу, шаблон из которой хорошо держит форму и может использоваться для вырезания большого количества деталей одинаковой формы. Вместо фольги можно использовать плотную мелованную бумагу. Такой шаблон прослужит не долго, но его хватит для изготовления 2-3 деталей.
Ткань. Для гильоширования используются только синтетические ткани. Дублирующая ткань «Паутинка» используется для склеивания деталей между собой.

Содержание занятий.
1. Знакомство с техникой гильоширования.
Гильоширование – искусство выжигания по ткани имеет довольно долгую историю. Использовалась эта техника для изготовления кружев. Кружево ручной работы всегда дорого ценилось. Кружева стоили целые состояния. Аристократическое общество и костёлы вынуждены были отдавать огромные суммы денег, чтобы приобретать необходимые предметы одежды.
Занимались изготовлением кружев монахини. Технологий было множество. Уже в 1534 голу в Германии была написана книга, специально предназначенная для работ по кружеву.
Гильоширование или выжигание по искусственным тканям (гипюру, шёлку) появилось несколько позднее в той же Германии. Для этого иглы для выжигания нагревали на каминах и поочерёдно их использовали, пока они не остынут. Эта технология позволяла экономить время, так как вместо ниток, вышивку имитировали выжигом кружев. Таким же образом вырезались элементы вышивок из богатого бархата и методом приваривания наваривались на шёлк горячей иглой.
У нас в России гильоширование в том виде, как мы используем его сейчас, появилось в девяностых годах, когда вместо игл стали использовать паяльник или выжигательный аппарат.
Очень часто, при изготовлении платьев для кукол, исторических костюмов, отделки одежды, мы сталкиваемся с необходимостью имитации старинных кружев, шитья, вышивки. В точности выполнить, по технологии прошлых лет, такую работу иногда затруднительно или вообще не возможно. Техника гильоширования позволила нам облегчить выполнение деталей для отделки одежды и экономить время на их изготовление.
Горячей иглой на ткани можно выполнить следующие операции:
— резать ткань сплошной линией;
— выжигать маленькие отверстия;
— формировать разнообразные прорезы;
— ставить «точки» разного диаметра;
— сваривать вместе несколько слоев ткани с помощью «точек»;
— выполнять украшающие элементы – «точки», обколку.
Техника безопасности при проведении работы с выжигательным прибором или паяльником:
1. работу проводить в хорошо проветриваемом помещении, так как при обжиге ткани появляется неприятный запах;
2. нагретый паяльник после работы оставлять на керамической подставке (можно использовать тарелку или лоток);
3. раскаленной иглой работать аккуратно и не торопясь;
4. по окончании работы не забывайте отключать приборы от сети.

2. Выполнение эскизов. Подбор ткани.


Учащимся предлагается выполнить эскизы декоративного панно на свободную тему. Эскизы выполняются различными материалами – по выбору учащихся (акварель, гуашь, фломастеры, или цветные карандаши). Затем, относительно цветового решения эскиза, подбираем ткани. В зависимости от замысла ткани могут использоваться однотонные, фактурные, с рисунком.
Можно пойти и обратным путем – сначала подобрать ткани, а затем, в зависимости от цветовой подборки, выполнить эскиз в цвете.

3. Подготовка картона. Изготовление шаблонов.
Выполняем рабочий рисунок –картон, который послужит нам в дальнейшем для перевода отдельных деталей и для раскладки заготовок.
Детали рисунка необходимо перевести на отдельные листы, с помощью копировальной бумаги (фото 5): на один детали фона, на другой детали дракона.
В данном случае для шаблонов мы используем плотную мелованную бумагу, так как в процессе вырезания горячей иглой она не прилипает к расплавленной массе, которая появляется при резке ткани. Шаблоны вырезаем ножницами, а детали фона можно пронумеровать, чтобы легче было произвести дальнейшую сборку.



4. Подготовка ткани к работе. Выжигание деталей.
Ткань перед работой необходимо выгладить. Дальнейшую работу выполняем на стекле:
1. на стекло выкладываем дублирующую ткань «паутинка»;
2. сверху «паутинку» накрываем тканью нужного нам цвета;
3. для фиксации ткани, с помощью металлической линейки, прожигаем край ткани вместе с «паутинкой». При этом срез ткани прилипает к стеклу и в дальнейшем ткань не сдвигается;
4. по шаблонам прожигаем необходимые детали из ткани данного цвета;
5. отделяем шаблон от прорезанной детали.



При выжигании карандаш с иглой держат в руке как обычную шариковую ручку. При этом кончик иглы ориентируем перпендикулярно стеклу. Иглой касаемся ткани и перемещаем вдоль линии шаблона со скоростью, достаточной, чтобы ткань прорезалась насквозь. В процессе резки ткани на горячую иглу наволакивается слой расплавленной массы ткани, в результате чего ухудшается качество выполняемых операций. Поэтому кончик иглы следует чаще очищать с помощью наждачной бумаги или кусочка хлопчатобумажной ткани.
Таким же способом выжигаем оставшиеся детали из ткани других цветов.

5. Сборка панно.
После того как все детали готовы начинаем сборку панно. Отдельные детали собираем на стекле склеивая их между собой с помощью утюга — «паутинка» расплавляется и выступает в роли клея. Далее детали фона приклеиваем на основу – кусок ткани большего размера, чем размер панно. После, на фон, приклеиваем собранные детали дракона.

Аппликация как одна из техник декоративно-прикладного искусства и

Методика выполнения аппликационных работ с разными материалами

в детской школе искусств

преподаватель художественного отделения

Введение

Цель работы: Изучить теоретический аспект темы и разработать методику планирования и организации занятий по аппликационным работам с разными материалами в детской школе искусств.

Объект работы: процесс обучения декоративно-прикладной композиции в детской школе искусств на художественном отделении.

Предмет работы: методика аппликационных работ с разными материалами в детской школе искусств на художественном отделении.

В данной методической работе мы раскрываем процесс выполнения аппликационных работ обучающимися и выявляем какое влияние он оказывает на развитие школьника, приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетического воспитания.

История вопроса . Аппликации были известны уже в древнем Египте, Греции и Риме. В ХVI веке аппликации были излюбленным декоративным элементом. Чаще всего ими украшали облачения священнослужителей, например ризы, балдахины, а также использовали для оформления интерьера, аппликацией украшали покрывала, подушки, занавески и т. д.

С давних пор аппликацию используют для украшения народных костюмов. Их нашивали на юбки - поневы, сарафаны, тулупы, туфли, головные уборы . Используя для этого красивые нитки, бусинки, стеклярус, бисер, жемчуг.

Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев. Они являются отличительной особенностью детской одежды. Очень привлекательно они выглядят на фартуках, прихватках, салфетках, скатертях подушках, ковриках ит. д. Также можно использовать при ремонте одежды, скрывая, дополнительные швы, дефекты, вставки или петли. Аппликация выполняется из кусочков фетра, обрезков мягкой кожи и разных материалов с плотным переплетением нитей в тканях.

Аппликация - способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т. д. разнообразного материала. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.

Раздел 1. Аппликация, как одна из техник декоративно-прикладного искусства

Апплика́ция (лат. application - прикладывание, присоединение) - способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства.

Это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветных бусин, бисера, шерстяных нитей, всевозможной материи (бархат, атлас, шёлк), высушенных листьев. Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребёнку для создания изображения, а мозаику - нет.

В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются: силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Виды аппликационных работ

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т. д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т. д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т. е. оформление заголовков, текстов.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т. д.).

Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т. д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Другой вариант использования геометрических форм - конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т. д.). Такое "плоскостное моделирование" из фигур одинаковой или различной формы несмотря на упрощение и стилизацию дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Возможно и использование геометрических фигур в соседстве с негеометрическими, когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т. п.

Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной , отображающей совокупность действий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Предметная аппликация.

К предметной аппликации относится вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги (листья сложной и простой формы, прямые и изогнутые ветки, вазы разных форм, вырезание деревьев, вырезание из бумаги, сложенной несколько раз; вырезание многоцветной аппликации) (рис. 1-2)

Рис. 1

Рис. 2

Декоративная аппликация.

Декоративность (от латинского слова decorare - украшать) - способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Цвет может быть реальным и условным. Декоративность особенно выразительна в аппликациях. Красивы декоративные аппликации на сувенирах из бумаги: коробках, познавательных открытках, закладках, адресах. Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стенды, стенные газеты. Праздничный вид имеют помещения, оформленные декоративными аппликациями по мотивам национальных орнаментов или дымковской, городецкой, жостовской, хохломской росписей.

Большое значение для декоративной аппликации имеет подбор образцов. Наглядный материал надо постоянно накапливать:

делать вырезки, зарисовки из журналов, книг, где печатаются рисунки, фотографии экспонатов выставок декоративно-прикладного искусства. В аппликациях декоративными могут быть как цвет, так и форма (рис.3)

Рис. 3

Сюжетная аппликация.

Сюжет - это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении.

Как отбирать сюжеты для аппликации?

Историческое прошлое страны, города, памятники старины, архитектуры могут служить темами сюжетной аппликации. Много интересных тем для композиции подскажут современная жизнь.

Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. Требования к подбору художественных произведений определяются возможностью передачи их содержания в аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении, надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого в основу аппликации.

Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены возможности развития творчества, фантазии.

Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при составлении композиций.

Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.

Если сюжет несложный, изображение вырезают без предварительной разметки. Так выполняют сюжетную аппликацию (рис.4)

Конспект открытого урока труда по теме:

Аппликация «Весенние цветы»

Тип урока : урок закрепления знаний, умений и навыков.

Цели:

образовательные: расширение кругозора школьников, закрепление и развитие умений обучающихся работать в технике аппликации с разными материалами.

Закреплять знания о свойствах бумаги, навыки работы с бумагой, умение выполнять аппликационные работы;

Создать условия для развития умения по вопросам учителя ориентироваться в задании, планировать ближайшую операцию и выполнять ее с опорой на предметную карту;

Вырабатывать умение ориентироваться на плоскости места бумаги при выполнении многодетальной композиции;

воспитательные: воспитание точности, аккуратности; воспитание стремления довести начатое дело до конца; привитие навыков культуры труда, товарищеской взаимопомощи.

Воспитывать интерес к творчеству;

Коррекция памяти, внимания, речи.

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Стали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Мы начнём урок труда.

Как много содержит в себе слово труд,

Посуды мытье и шитье, и вязание.

Уроки труда только радость дают,

Нам труд в удовольствие, не в наказание.

II. Эмоциональный настрой

Какое время года сейчас?

Какой месяц? Какой он по счету?

Дети, это самый красивый месяц. Когда пробуждается природа, появляются весенние цветы. А какой замечательный цветок вырастает в это время у нас в степи –Тюльпан. Что вы знаете об этом цветке?

Красная книга (слайд№1)

Сейчас мы посмотрим ролик «Остров тюльпанов», который находится в водах озера Маныч Гудило близ поселка Манычский Яшатинского района республики Калмыкия. Это маленький островок большой красоты, незабываемого аромата и неизгладимых впечатлений

Словарная работа

Один – цветок, много - цветы

Когда несколько цветов собраны вместе - это называется букет.

Сегодня на уроке мы будем составлять весенний букет из тюльпана на поляне.

Ученик читает стих о тюльпане.

Тюльпан

Он стоит в одежке,

Как огонь на ножке.

На полянку вышел друг,

И весной запахло вдруг.

III. Приобретение политехнических знаний.

Скажите, с каким материалом мы будем сегодня работать на уроке?(бумага и губка)с разными материалами.

Перечислите свойства бумаги.

Словарная работа

    Разрезать

    Разрывать

    Сгибать

    Впитывает влагу

IV.Анализ образца изделия

Посмотрите внимательно на образец. Назовите части цветка

(Слайд№2)

стебель
листья
бутон

Какого цвета материал мы используем для изготовления стебля, листьев, бутона?(жесткая и мягкая часть губки)

Обратить внимание учащихся на расположение композиции на листе бумаги.

V.Планирование трудовой деятельности Выполнение аппликации.

Обратите внимание на последовательность выполнения работы. Сначала мы приклеиваем стебельки (из жесткой части губки) Затем вырезаем и приклеиваем листья. Бутоны изготавливаем из мягкой части губки .

Правила работы клеем:

    Клеить нужно на клеенке;

    Клей наносить только на те детали, которые наклеиваются;

    Клей наносится быстро – от середины к краям;

    Подготовленную деталь кладут сверху, промокают салфеткой и тщательно разглаживают.

Сегодня мы будем работать и с разными видами склеивания: обычный клей ПВА, и двусторонняя липкая лента.

Пальчиковая гимнастика «Волшебные дорожки»

VI. Изготовление изделия.

(музыка для релаксации) Самостоятельная работа учащихся.

Физ.минутка

VII Апробация

1 – последовательность выполнения работы 2 – выставка – демонстрация выполненных работ.

Ученик читает стихотворение. Смешной цветок. Смешной цветок поставлен в вазу! Его не полили ни разу, Ему не нужно влаги, Он сделан из бумаги. А почему такой он важный? А потому, что он бумажный!

VIII. Подведение итога урока.

С какими материалами работали на уроке? Какие трудовые операции выполняли? Какие трудности возникли в процессе изготовления предмета? Что нового узнали на уроке? IX. Уборка рабочего места .

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства достаточно часто используется в школьной практике. Она пользуется популярностью не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у учащихся. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности (М.Н.Турро; коллектив учителей-экспериментаторов по программе Б.М.Неменского; Т.С.Комарова и А.И.Савенков).

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная деятельность предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Это процесс-игра, где каждый учащийся уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

  1. Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
  2. Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.

Успех любой деятельности зависит от ее организации. Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства требует от педагога особой подготовки. А при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:

Совсем недавно мне в руки попала книга В.И.Колякиной “Методика организации уроков коллективного творчества”. В книге рассматриваются формы коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства, методы и приемы, развивающие коллективное творчество учащихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Методические рекомендации включают планы и сценарии уроков, рисунки-схемы, раскрывающие ведение работы над коллективными композициями. Книга уникальна по своему содержанию и по форме подачи информации. Организацией коллективного творчества на уроках изобразительного искусства я занималась и раньше, и у меня к тому времени уже было накоплено достаточно опыта и интересных наработок с детьми. Но эта книга привнесла в мою работу много новых идей, и показала возможности их осуществления. В данной статье я хочу кратко рассказать о том, как я использую на уроках коллективные формы работы, и что у нас с учащимися получается. Коллективные формы деятельности на уроке я использую давно, и должна отметить, что это хоть и самая сложная форма организации учебной деятельности, но и самая интересная. Результат такой работы всегда впечатляющий, яркий и приносит удовлетворение детям от осознания значимости своего творческого труда, умения вместе добиваться результата.

Коллективные работы с учащимися мы начинаем выполнять уже с 1 класса. Правда, это работы относятся к совместно-индивидуальной форме деятельности. Каждый ребенок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце урока из детских работ составляется композиция или панно. Знакомясь с основными и дополнительными цветами, учащиеся раскрашивают заранее приготовленные белые формы цветов, из которых в конце урока собирается сказочная цветочная поляна. Предшествует работе сказка о злой колдунье, которая лишила мир красок, оставив только три.

Такая же форма организации коллективной деятельности используется при проведении уроков по теме “Мир полон украшений”. Результатом индивидуальной работы на уроке становиться огромное панно “Этот прекрасный, прекрасный мир” собранное из рисунков нескольких уроков (украшении бабочки, птиц, рыбок, человека). Собирается это панно постепенно и становится прекрасным украшением интерьера или принимает участие в школьной выставке. (Рисунок 1)

Рис. 1

Очень нравится ребятам тема “Украшение сказочного города”, где они, спасая сказочный город, раскрашивают его и украшают различными узорами. Все рисунки объединены общим планом и в конце урока собираются во фризовую композицию.

Это задание может быть выполнено и по-другому: каждый ученик раскрашивает и украшает заранее вырезанное здание, а в конце урока домики собираются на готовый фоновый рисунок. Выполнению задания обязательно предшествует история-сказка. (Рисунок 2, 3)


Рис. 2


Рис. 3

К 3 классу коллективных работ становится намного больше и формы их организации более разнообразные. Тема “Художник и театр” дает огромные возможности для организации коллективной совместной деятельности. В нашем лицее учащиеся начальных классов изучают основы театрального искусства, и каждый класс готовит к показу на школьной сцене свою театральную композицию. Это дает возможность мне интегрироваться и на своих уроках совместно с детьми готовить оформлен ие спектакля. Мы заранее обговариваем перечень необходимых декораций, распределяем их между учащимися, обговариваем форму, цвет, размер, и ведем последовательную работу на каждом уроке. При этом мы последовательно знакомимся с работой театрального художника. Оформлять мы можем не только игровой спектакль, но и кукольный, где учащиеся своими руками готовят не только декорации к спектаклю, но и самих кукол. (Рисунок 4)


Рис. 4

При изучении темы “Художник и город” ребята не только знакомятся с особенностями архитектуры разных стран, но и выполняют различные коллективные работы:

Стилизованные архитектурные постройки в технике объемной аппликации из цветного пластилина. Основой зданий могут служить пластиковые или стеклянные емкости различных форм. Каждый ребенок выполняет свое сооружение, украшая цветным пластилином и используя для этого разные приемы. В конце работы изделия собираются в макет города на горизонтальном планшете, который готовиться заранее отдельной группой ребят; (Рисунок 5).


Рис. 5

Макет города, состоящий из силуэтов различных зданий. Выполняется работа из картона с изображением архитектурных деталей в технике аппликации. В конце работы здания собираются в макет-образ города; (Рисунок 6)

Фризовая композиция, где часть учащихся создает фон для итоговой работы. На выполненный фон затем наклеиваются архитектурные элементы, заготовленные остальными учащимися, составляя то или иное сооружение. При выполнении этой работы очень важно заранее распределить для каждого учащегося объем его работы, составить технологическую карту с указанием последовательности и условий задания.


Рис. 6

Создание города своей мечты, где класс делится на группы, и каждая группа выполняет свой вариант задания – коллективное панно. Перед началом работы важно поработать в группе по согласованию своих действий, оформлению своей идеи в виде эскиза. Выполнить данную работу можно в технике аппликации, коллажа, пластилиновой картины и просто рисунка. Лучше, если в группе будет не больше 4 человек. Все обязанности в группе распределяет руководитель, он же определяет задание для каждого ребенка на урок. После завершения своей работы каждая группа представляет проект, защищая свою идею. Можно предложить учащимся темы городов (“Город будущего”, “Город игрушек”, “Сказочный город”, “Сладкий город” и т.п.); (Рисунок 7,8).


Рис. 7


Рис. 8

Выполнение работы в технике бумажной пластики. (Рисунок 9) Для тех учащихся, которые не знакомы с этой техникой, лучше сначала провести обучающий урок по созданию различных геометрических форм по образцу. Показать приемы работы с бумагой, отработать определенные навыки. Затем предложить задание по созданию макета здания или целого города. Очень важно заранее распределить между учащимися объем работы и последовательность ее выполнения. Можно разбить на группы-мастерские, которые будут выполнять определенную технологическую операцию. Так или иначе, но данная форма требует хорошей предварительной подготовки как детей, так и учителя.


Рис. 9

При изучении блока “Художник и город” параллельным классам можно давать разные задания или техники выполнения.

Детские коллективные работы служат прекрасным материалом для оформления выставок детского творчества на темы: “Мы архитекторы”, “По городам мира”, “Мы строим город будущего” и т.п.

В 4 классе коллективные работы выполняются то же в течение всего года. При изучении культуры своего народа, мы выполняем итоговую коллективную композицию “Праздники казахского народа”, “В казахском ауле”, “Обычаи казахского народа”, которая собирается из отдельных работ, выполненных учащимися в течение нескольких уроков (украшенные юрты, фигуры людей в национальных костюмах и т.п.). Работа может выполняться в парах, в небольших группах или всем классом на большом листе. Фон для коллективного панно выполняет отдельная группа ребят. Все задания для ребят заранее планируются учителем и распределяются на уроке. Готовые работы учащихся служат хорошим иллюстративным материалом для их последующих выступлений по выбранной теме. (Рисунок 10,11,12.)


Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12

Изучение тем связанных с культурой русского народа, дает нам возможность выполнять коллективные работы на темы: “Древнерусский город”, “В русской деревне”, “Русские народные праздники”. Техники выполнения можно использовать разные (мелки, гуашь, цветная бумага, коллаж) и формы организации коллективной работы тоже. Детские композиции, выполненные по одной теме, получаются очень разнообразные и не похожие в каждом классе. (Рисунок 13,14,15.)


Рис.13


Рис.14


Рис.15


Рис.16

В 5 классе при знакомстве с народным искусством ребята выполняют работы в парах по созданию макетов казахских юрт и русских изб. Детально познакомив учащихся с конструкцией и украшением этих построек, им предлагается выполнить макет по технологической карте. Оформление своей постройки учащиеся продумывают сами, сохраняя стилевые особенности. В конце работы учащиеся представляют свой проект с объяснением своей идеи и сообщением дополнительной информации по данной теме. (Рисунок16)

Тема “Современное декоративно-прикладное искусство” дает прекрасную возможность организовать работу в группах по созданию фризовой композиции на определенную тему, где каждая группа выполняет только часть работы, но по общему плану. Так по теме “Витраж” учащиеся разрабатывали эскиз для оформления бассейна. Была выбрана тема подводного мира. Каждая группа получила свою часть фриза с общей линией морского дна. После составления каждой группой своей композиции, все листы были собраны вместе и фон рисунка разбит на кусочки для цветового решения. Затем каждая группа продолжила свою работу уже в цвете. По окончании работы все рисунки опять были собраны во фриз. Работа, выполненная подобным образом на различные темы, может прекрасно украсить школу к тому или иному празднику. (Рисунок 17, 18)


Рис.17

В 6 классе выполнение коллективных работ используется по теме “Архитектура”. Учащиеся выполняют работы в группах или в парах по созданию проекта архитектуры будущего в технике аппликации или бумажной пластики. После окончания работы учащиеся защищают свой проект, представляя свою идею остальному классу.


Рис.18

Список использованной литературы:

  1. Б.М.Неменский. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  2. Кузин В.С., Сиротин В.И. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. М.: “Дрофа”. 1999.
  3. Н.Загребельная-Раупова. Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству. Алматы. “Энер”. 1997.
  4. В.И.Колякина. Методика организации уроков коллективного творчества. М.: ВЛАДОС. 2004.