Пальчиковая гимнастика для детей 3. Пальчиковая гимнастика для детей в стихах
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь .
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать , повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять .
Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой . Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями .
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для !
6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение ? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими . А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма !
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.
Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры , чтобы сохранить к ним интерес?
Или достаточно играть в полюбившиеся?
Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.
Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.
Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?
Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук .
Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
Учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
Учит напрягать и расслаблять мышцы;
Развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
Учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3. Упражнения для пальцев динамические.
Развивают точную координацию движений;
Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
Учат противопоставлять большой палец остальным.
И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.
Тема: «Перелетные птицы» Перелетные птицы Тили-тели, тили-тели - С юга птицы прилетели! Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж - Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки . Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют». | Хлеб2 2 Тема: «Хлеб» Хлеб Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи. Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Очень вкусно! |
|||||||||||||||||||||
3 Тема: «Рыбы» Подводный мир Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком». Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз. Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба-шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. | 4 Тема: «Фрукты » Фруктовая ладошка Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя . |
|||||||||||||||||||||
5 Тема: «Овощи » Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой ». Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с большого . Наша Зина - молодец! Показывают большой палец. | 6 Тема: «Мой город» Дом и ворота На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками,крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом. Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы с Соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»). Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу. В этот домик приглашаем. |
|||||||||||||||||||||
7 Тема: «Сад огород» Засолим капусту Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. | 8 Тема: «Зима » Зимние забавы Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается. По Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят В стороны. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными . А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики». |
|||||||||||||||||||||
Тема: «Продукты питания» Мышка Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений Мышка зернышко нашла И на мельницу снесла. Намолола там муки, Испекла всем пирожки: Мышонку - с капустой, Мышонку - с картошкой, Мышонку - с морковкой, Мышонку - с морошкой. Для большого толстяка Все четыре пирожка: С капустой, с картошкой, С морковкой, с морошкой. | Т ема: Зимующие птицы» Птички зимой Прилетайте, птички ! («Зовущие» движения пальцами обеих рук) Сала дам синичке. («Режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб) |
|||||||||||||||||||||
11 Тема: «Грибы » По грибы
Раз, два, три, четыре, пять, | 12 Тема: «Осень» Осень ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ, Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди . ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ, Поочередно загибают пальцы на руке. ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ, ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ, ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ . Встряхивают кистями рук. |
|||||||||||||||||||||
13 Тема: «Комнатные растения» Комнатные растения На окно скорее глянь: Здесь у нас цветет герань. А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония - Мы все названья помним! Раскрывают ладошку. Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами. Пусть подрастают день за днем! О Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком». | 14 Тема: «Сказки» Сказки Сказки Сказки Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Эта сказка - «Теремок». Эта сказка - «Колобок». Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного . «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец. |
|||||||||||||||||||||
15 Тема «Посуда » Посуда Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно,в солонке!» Поочередно соединяют большой палец с остальными | 16 Тема: «Одежда» Стирка Стирка Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку, Свитерок и брюки - Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами Правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.) Устали мои руки! Встряхивают обе руки. |
|||||||||||||||||||||
17 Тема: «Семья » Этот пальчик Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - Я, Вот и вся моя семья. | 18 Т ема: «Мебель» Мебель Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх. |
|||||||||||||||||||||
19 Тема: «На страже родины» Наша армия Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. | 20 Тема: « Восьмое марта » Наши мамы Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают Себя за плечи . Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель - Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек». Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики». |
|||||||||||||||||||||
21 Тема: «Транспорт » Транспорт Будем пальчики сгибать - Сжимают и разжимают пальчики. Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого . | 22 Т ема: «Цветы» Цветы Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают . |
|||||||||||||||||||||
23 Тема: «Насекомые» Насекомые Дружно пальчики считаем Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) | 24 Тема: « Лес» В лес по ягоды Раз, два, три, четыре, пять (пальцы обеих рук «здороваются» - соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательны е и т. д.), В лес идем мы погулять (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу ). За черникой за малиной (указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого), Зa брусникой и за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу) |
|||||||||||||||||||||
25 Тема: «Игрушки » Игрушки У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого . | 26 Тема: «Дикие животные» Дикие животные Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Вращают большим пальцем. |
|||||||||||||||||||||
2 7 Тема: «Домашние животные» Домашние животные Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) | 28 Тема: «Лето» Лето (загибаются пальцы по одному на каждый счет) Вот за что люблю я лето? Лето солнышком согрето. Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри! А четыре - это лес, Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять. Шесть – пора грибов поесть. Семь – малины я поем. Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет, Землянику нам несет. Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето! ) |
|||||||||||||||||||||
29 Тема: «Профессии » Профессии Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим .) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим .) Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.) |
|
|||||||||||||||||||||
31 31 Тема: «Весна» Времена года Круглый год Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают Большим пальцем. За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим - Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой | 32 Тема: « Чудеса Деда мороза» Новый год
|
Прогулка
| Пчёлы
|
Рыбка
| Сапожник
Мастер, мастер, |
Снежок
| Солнышко
|
Счёт
| Тесто
|
Хозяйка Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) | Червячки
|
Апельсин
| Гости К Кате гости прибежали, |
Горшок Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) | Дом
|
Домик Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой) | Ёжик
|
Замок
| Капуста
|
Комар
| Котик (выполнять действия по смыслу)
|
Котёнок
| Черепаха
|
Курочка
| Ладошки
|
Листья
| Лужок На лужок пришли зайчата, |
Моя семья
| Ножки Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую) |
Сорока-белобока. Сорока-белобока кашку варила, |
|
Пальчики. Этот пальчик хочет спать. | Пальчики в лесу. Раз, два, три, четыре, пять, |
Кто приехал? Кто приехал? | Моя семья. (Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком. |
Шалун.
| Белочка. (по мотивам народной песенки) |
По грибы. Раз, два, три, четыре, пять, | Пальчики.
|
Мальчик-пальчик. (Пальцы сжаты в кулачок) | Стишок для запоминания названий пальчиков. Палец Толстый и Большой |
Осенние листья.
| Есть игрушки у меня. Есть игрушки у меня: |
Улей.
| Черепаха.
|
Мы рисовали.
| Капустка.
|
Пять пальцев.
| Повстречались. (На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.) |
Лодочка.
| Рыбки.
|
Зимняя прогулка. (Загибаем пальчики по одному) | Паучок.
|
Посуда. (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.) | Дружба.
|
Варим кашу.
| Прятки.
|
Шла кукушка. (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) | Пчёлки.
|
Медузы.
| Новые кроссовки. (Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.) |
Одежда.
| С добрым утром!.
|
Зайцы.
| Гости.
|
Пчела.
| Апельсин. Мы делили апельсин |
Счет. (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка) | Сороконожки. (Средний и указательный пальчики перемещаются) |
Веснянка. (Поочерёдно выбрасываем руки вверх) | Маланья.
|
Котик.
| Тесто.
|
Рыбка.
| Капуста.
|
Берёза.
| Рыбки.
|
Пальчиковая гимнастика для детей 1,5-3 лет (упражнения)
Бура Ольга Александровна, педагог-психолог.Место работы: МАДОУ детский сад №18, город Челябинск.
Описание материала: Предлагаю Вам пальчиковую гимнастику для детей 1,5-3 лет. Данный материал будет полезен как педагогам-психологам, так и воспитателям ранних групп развития или родителям. Данный материал направлен не только на развитие мелкой моторики, координации движений, памяти, внимания, но и как прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры - детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.
В возрасте 1,5-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
- Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
- Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок.
- Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Игры-подготовки.
Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.
Пальчики просыпаются
Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
Мышки спрятались
(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
Ерши
(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)
Первичные игры:
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.
Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.
Непоседа
(аналог всем известной сорок-вороны)
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
Белочка
(по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Фрукты-овощи
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.
Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!
Антошка:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)
Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
Транспорт
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Посчитаем
(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.
Дикие животные
(с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!
(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:
Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!
Или:
Кто у нас в лесу живёт?
вот-лисичка, вот, вот
Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..
Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.
Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.
По грибы
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Гости
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.
Семья
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
Пальчики
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
Усложнённые игры:
Дождик
Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.
Новогодняя елочка
Праздник приближается, ёлка наряжается:
Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!
Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.
Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса.
Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!
(игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе).
Разукрашенные животные
У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)
Часы
(эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Пожарники
(игра-пробуждение, активизация)
Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)
и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)
Мяу-Мяу
(игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
-МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!
Домик
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)
Паучок
Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.
Список используемой литературы:
1. Гордеева Т.В.. Пальчиковая гимнастика с предметами. 2015 – 48 стр.
2. Елена Тимофеева: Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. Издательство: Корона-Принт, 2008 г.
3. Лазаренко Ольга Ивановна. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс-упражнений. Год: 2014
4. Лариса Иванова. Пальчиковые игры для детей 1,5-3 лет (карточки). Год: 2012.
5. Нищева Н.В.. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Год: 2014
6. Нищева Наталия Валентиновна. Весёлая пальчиковая гимнастика. ФГОС. Год: 2015
7. Овчинникова Т.. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Год: 2010
8. Пальчиковая гимнастика. Автор: Узорова О. В., Нефедова Е. А.. Издательство: Астрель. 2007-42 стр.
9. Светлана Олеговна Ермакова. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. Год: 2011.
Психологи, педиатры, педагоги и просто мудрые родители уверяют: на кончиках пальцев у маленького ребенка - его ум.
Благодаря развитию мелкой моторики рук мозг малыша получает стимул к активному развитию, анализу и обработке информации.
Вот почему детской пальчиковой гимнастикой нужно целенаправленно заниматься с раннего возраста.
Значение пальчиковой гимнастики
Когда начинать занятия? С первых месяцев жизни. Не нужно ждать, пока ребенку исполнится год, полтора или два года: уже с первого полугодия жизни, когда ребенок начинает совершать целенаправленные движения руками, с ним нужно проводить гимнастику, развивающую мелку моторику рук. Постоянная стимуляция мозга поможет малышу быстрее заговорить и вообще расти гораздо более развитым по сравнению со сверстниками.
Пальчиковая гимнастика для детей 2 - 6 лет имеет огромное развивающее значение:
Стимулирует развитие мозга, особенно центров речи;
Учит концентрации и правильному распределению внимания;
Совершенствует точность движений и умение владеть своим телом, повышает гибкость и силу кистей и пальцев;
Развивает воображение и речь крохи.
Кроме того, ежедневные занятия с мамой создают благоприятную эмоциональную связь с ней. Ребенок учится воспринимать и понимать речь взрослого, вовремя реагировать на нее. Развивается логическая и эмоциональная сфера, умение концентрировать внимание и контролировать эмоции. А это имеет непосредственное отношение к школьной подготовке, является залогом будущих успехов.
Виды гимнастики для пальцев
Заниматься можно и дома, и на прогулке, обыгрывая упражнения в игровой форме. Вместе с пальчиковой гимнастикой для детей с 2 лет и даже раньше используется артикуляционная гимнастика. Маме придется выучить несколько стихотворений и обыгрывать их для малыша.
Усиливают эффект от пальчиковой гимнастики игрушки и различные предметы: «колючие» резиновые и мягкие текстильные шарики, старые зубные щетки, бельевые прищепки, пробки от бутылок, веревки из хлопка и льняные шпагаты, копилки (в них можно просовывать тонкие предметы), скорлупки грецких орехов и сами орехи (их можно покатать в ладошках), сломанная компьютерная клавиатура (по клавишам нужно прицельно попадать). В общем, все, что малыш может трогать, - полноценный дидактический материал.
Упражнения пальчиковой гимнастики для детей хорошо бы подкрепить самомассажем (его малыши делают с помощью собственных пальчиков либо других предметов, например, карандашей, мячиков, прищепок для белья). Этот прием стимулирует работу нервной системы, повышает чувствительность нервных рецепторов.
Вместе с детской пальчиковой гимнастикой важно делать артикуляционную гимнастику, манипуляции предметами, учить наизусть и проговаривать потешки, заниматься кукольными инсценировками (кукольный театр для пальцев).
Не упускайте возможность дать ребенку поиграть с песком, водой, пластилином. Это усилит эффект от занятий. В сочетании со стихами гимнастика для пальцев становится средством коррекции эмоциональных или психических нарушений, неправильного дыхания, развивает память и эмпатические способности.
Виды пальчиковой гимнастики для детей от 2 до 6 лет следующие:
1. для кистей рук - простые развлекательные движения, которые способны выручить маму в очереди или транспорте. Ребенок учится дифференцировать движения, подражать взрослым, чередовать движения пальцев, расслаблять напряженные мышцы и снова напрягать их;
2. статические (условно) упражнения, требующие более точного управления мелкой моторикой. В эти упражнения отлично вписываются «рассуждалки», придуманные сказки и истории;
3. динамические упражнения, развивающие координацию, умение легко сгибать/разгибать пальцы, а также противопоставлять большой палец обеих кистей се остальным пальцам.
Сложность каждого из видов упражнений зависит как от возраста ребенка, так и от степени его развития. Кроме того, важное значение имеет состояние мышечного аппарата малыша.
Пальчиковая гимнастика для детей 2 лет
Знаменитая «Сорока-ворона» - прекрасная тренировка пальцев для совсем маленьких детей. Мама и массирует пальцы ребенка, и показывает, как можно ими манипулировать, а развивает слух и речь крохи. Для ребенка полутора-двух лет прекрасно подойдут и другие упражнения.
«Росточек-лепесточек»
Объясняем ребенку, что в одной руке у него будет расти зернышко, а другая рука принадлежит «садовнику», который зернышко посадил. Первую ручку сжимаем в кулак, второй просовываем внутрь настоящее или воображаемое зернышко, «прячем» его.
Пальчиками свободной руки постукиваем по зажатому кулачку, приговаривая: «Как-кап, дождик. Расти-расти, цветочек! Солнце, солнце, посвети! А цветочек наш, взойди!» Постепенно зажатую в кулачок ладошку распускаем - это раскрываются лепестки цветочка. Когда цветок целиком раскроется, пальчики малыша должны оказаться максимально вытянутыми и напряженными. Руку-«цветочек» нужно вытянуть вверх.
Упражнение задействует все мышцы кисти и некоторые мышцы плеча.
«Лесные зверята»
Упражнение помогает выучить название диких животных-детенышей. Называя каждого, нужно сгибать пальцы (начинать с мизинчика), прижимая к центру ладони: «Вот бельчонок, вот зайчонок. Вот волчонок, вот лисенок». Двигать оставшимся большим пальчиком, приговаривая: «А это спешит, ковыляет спросонок маленький, толстый, смешной медвежонок».
Можно попросить ребенка похлопать в ладоши после того, как «найдется» медвежонок.
«Тише, детки!»
Упражнение прорабатывает каждый пальчик, укрепляет мышцы, учит координировать движения.
Сначала ладошка собрана в кулачок. Разгибая пальцы последовательно, проговариваем: «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать». Как только вся ладошка раскроется, выбросить руку вверх, максимально раздвинув пальцы в стороны. Начать снова сжимать кулачок, первым опять прижать большой палец. Проговаривать: «Тиши, тише, не шумите! Деток наших не будите! Станут птички щебетать, станут пальчики вставать».
Вращать кисть со сжатым кулачком. После слова «вставать» снова раскрыть ладонь, максимально раздвинув пальцы в стороны.
«Фонарики»
Сложное упражнение, которое позволяет проработать все мышцы кисти. Новогодняя тематика доставит малышу радость. Проговариваем и делаем:
Вот приходит Новый год! (хлопок)
Встали дети в хоровод (соединить кисти, вывернуть наружу, осторожно вытянуть руки вперед)
Глянь: на елке шарики (показать шарик, соединив пальцы)
Яркие фонарики.
Заблестели льдинки (резко по очереди сжимать кулачки)
Кружатся снежинки (показывать медленное разнонаправленное движение летящего снега).
В гости Дед Мороз идет (показать, как шагает, с помощью пальцев)
Нам подарочки несет (тереть ладошками друг об дружку).
Будем пальцы загибать! (снова хлопок, меняя руки).
Проговаривая цифры от одного до десяти, массируем каждый пальчик.
«Тесто»
Показываем, как месить кусок теста, слепить из него пирог и каким большим этот пирог получился. Одновременно проговариваем: «Тестушко месили, пироги лепили. Шлеп да шлеп, шлеп да шлеп. Вот какой у нас пирог!»
«Накорми куколку»
Имитируем варку кукольной каши. Показываем все действия, упоминаемые в стихотворении:
Кукле кашу я варю.
Положу в нее крупу
И поставлю на плиту.
Ах, как каша хороша (тут нужно громко хлопнуть),
Кушай, Маша, не спеша! (погрозить кукле).
Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет
Для трехлеток нужны упражнения посложнее. Например, такое.
«Кошечка-царапка»
Отлично тренирует ловкость пальчиков и укрепляет мышцы плеча. Малыш сгибает локти, соединяет кончики пальцев в виде кошачьей лапки. Имитируя движения нападающей или защищающейся кошки, проговорить:
У Васькиной дочки
На лапках коготочки.
Их потрогать не спеши,
Поцарапает, смотри!
На слове «поцарапает» разжат кулак и показать «когти».
«Комаришка»
Сначала сжать кулачок. Потом вытянуть «хоботок» комара - указательный палец. Опустить на поверхность стола «ножки» - большой палец и мизинчик. Сделать такую фигуру сложно, поэтому маме придется удерживать пальцы в нужном положении и проговаривать:
Комаришка прилетел,
Укусить меня хотел.
Комаришку не боюсь,
От него скорей умчусь!
Ребенок «играет» за злого комара, поэтому ему нужно активно двигать «ножками» и «хоботком», догонять маму пытаться ужалить ее. Ну а мама, в свою очередь, может и «прихлопнуть» слишком назойливого «комарика».
Задача родителей в том, чтобы как можно чаще заставлять детские пальцы работать. В три года с ребенком нужно постоянно разучивать песенки и стихи, обыгрывая их сюжеты. Ребенок с удовольствием будет в игровой форме имитировать мамины действия: как тесто вымешивает, пирожки лепит и печет, поливает цветы, стирает платочек, собирает овощи с грядки.
Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет
Продолжаем развивать кисти рук. Ребенок уже способен в пределах одного упражнения совмещать разные типы движений. Например, резкие и плавные, интенсивные и мягкие.
«Капустка»
Имитируем известную осеннюю заготовку капусты, проговаривая:
Мы капустку рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем.
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку жмем-жмем.
Все действия ребенок показывает: резкая рубка (ладони быстро перемещаем ребром вверх/вниз), энергичное трение (руки по горизонтали от груди к груди), «присаливающее» движение пальцами и кистью, сильное сжатие пальцев в кулак.
«Большая стирка»
Интенсивное упражнение имитирует стирку одежды. Проговариваем:
Постираю чисто, с толком,
Юбку, блузку и футболку.
Постираю брюки -
Устали мои руки!
Кроме потирающих движений ребенок должен сжимает кулачки, показывать, как развешивает чистое белье, как отряхивает руки от воды, трясет ими, чтобы снять усталость.
«Жужжалка»
Интересное упражнение пальчиковой гимнастики. Малыши с большим удовольствием возвращаются к нему снова и снова. Каждую часть тела, о которой упоминается в стишке, нужно потрогать.
Летит муха вокруг уха. Как? Ж-ж-ж!
Летят осы вокруг носа. Как? С-с-с!
Летит комар, на лоб - оп!
А я его - хлоп!
И к уху. Как? З-з-з!
Отпустить? Отпущу!
Ребенок дует на раскрытую ладошку, «отпуская» комарика.
Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет
Детям этого возраста можно предлагать для обыгрывания отвлеченные понятия и нравственные категории. Говорить о том, кто главнее, как помириться, если поссорился, учить выражать эмоции (удивился, обрадовался и т.п.).
«Мир!»
Показать спор больших пальцев, сжав кулаки и расположив их друг напротив друга.
Спорят пальцы:
Кто главней?
Кто красивей?
Кто умней?
Ну-ка, ссору прекратите!
Быстро, пальцы, помиритесь!
«Мир» показать, сцепив пальцы в замок и покачав кистями из стороны в сторону.
«Пообедали!»
В этом упражнении можно дать волю воображению. Ребенок показывает, как он держит ложку, жестами приглашает соседей к столку, накрывает на стол, раскладывает столовые приборы, готовит еду, устало вытирает трудовой пот и т.д. Кулачки сжимаются и разжимаются, пальцы активно двигаются, кисть работает.
Сели как-то мы обедать
И позвали в дом соседа.
Скатерть быстро постелили,
Вилки-ложки разложили.
Хлеб нарезали и сыр,
Приготовили гарнир.
И нажарили котлет,
Вкусен вышел наш обед!
Посолили, поперчили
И про сахар не забыли!
Мы готовили, устали.
И ватрушки печь не стали.
Пальчиковая гимнастика для детей 6 лет проводится так же, как для пятилеток. Движения сложные, быстрые, стихи более сложные. Ребенок обязательно должен проговаривать их, одновременно с развитием мелкой моторики развивая память и артикуляционный аппарат.
Детская пальчиковая гимнастика проста, но эффективна. Делать ее нужно всего пять минут день, но ежедневно. Только при условии регулярности занятия принесут максимум пользы. Не нужно бояться, что ребенку наскучит каждый день повторять одни и те же упражнения и слушать одни и те же стихи. Напротив, он с удовольствием подключится к занятию, потому что все знакомое для маленького ребенка - источник удовольствия, природный механизм закрепления навыка.
Кроме того, занятия нужно будет постепенно усложнять. С возрастом мелкая моторика становится все более совершенной, а занятия все более сложными и разнообразными.
— вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.
О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.
Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
Кулачок
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
В гости
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").
Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Два – три года - самое важный возраст для развития детской речи. Взрослым нужно помочь малышам освоить этот полезный навык в полной мере. Один из способов активизировать речевые способности ребенка - регулярно проводить с ним гимнастику для пальчиков.
Что это такое
Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные , а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.
Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.
Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:
- Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель - сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
- Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
- Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени. Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
- Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
- Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
- Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
- Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.
Сказки для пальчиков
Дети очень любят слушать интересные истории, поэтому короткие сказки можно и нужно использовать для , вот пример такого комплекса:
Побежали пальчики гулять («топаем» по столу). Бегут-бегут и вдруг слышать мяуканье. Кто же это? Неужели кошка? Конечно, так и есть. Крадется рыжая кошечка по тропинке, коготки свои прячет и показывает (открываем и закрываем пальчики в кулачки). Дадим кошечке молочка.
А увидел зайка собачку (ладошка открыта, все пальчики вместе, большой - поднят). Вот какая собачка, она добрая. Познакомилась с зайчишкой и убежала.
Бежали-бежали пальчики и козочку повстречали. Ух, она рогатая! Ух, она бодатая! (Показываем «рожки», наклоняем их из стороны в сторону, «бодаемся»).
Следующим повстречался пальчикам петушок (складываем вместе указательный и большой пальцы, остальные поднимаем). Угостим петушка зернышками («насыпаем» зернышки). Петушок рад, клюет угощение (стучим «клювиком» из пальчиков по столу). А теперь к петушку и курочка с цыплятками прибежала (делаем клювик на кулачке). Ищет курочка зернышки, роет землю лапками («роем» тоже), угощает своих малышей (снова «клюем»).
А вот и еще какая птичка прилетела на угощение. Это сорока, сорока-белобока. Давай расскажем про нее стишок! «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». (Малыш водит пальчиком по ладошке, потом загибает пальчики). Побежали пальчики дальше.
Ой, а это кто? Это поросенок! Розовый бочок, носик - пятачок (покажем «пятачок» крепко сжатым кулачком). Поздоровались пальчики с поросенком и побежали домой, отдыхать.
Упражнения
Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:
Одна из самых простых - это пальчиковая гимнастика про цветы:
Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).
Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)
Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:
Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)
Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:
Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).
Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.
Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.
Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:
Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
Но без соли он не вкусный.
Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)