Распорядок дня в детском саду ясельная. Режим дня детского сада – примерная схема

Режим дня в детском саду

Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла быстро и безболезненно, родителям следует подготовить своего малыша за некоторое время до начала посещений дошкольного учебного учреждения. Огромное влияние на то, как ребенок будет чувствовать себя в новой обстановке, играет распорядок дня. Известно, что в каждом детском саду есть режим дня. Сон, игры, прием пищи и занятия в детском саду проводятся в строго определенные часы. Перед тем, как отдавать малыша в детский сад, родителям следует устроить распорядок дня дома таким образом, чтобы время сна и еды приходилось на те же часы, что и в детском саду. Для этого папам и мамам необходимо знать, какой режим дня в детском саду.

Организация режима работы в детском саду производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Режим для ребенка в детском саду может быть различным, но каждое дошкольное учебное заведение придерживается единых общих правил.

Примерный режим детского сада:

с 7:00 до 8:00 – прием детей в группу, свободная деятельность;
с 8:00 до 8:20 – завтрак;
с 8:20 до 8:30 – свободная деятельность;
с 8:30 до 9:00 – занятия с детьми по группам;
с 9:00 до 9:20 – подготовка к прогулке;
с 9:20 до 11:20 – прогулка на свежем воздухе;
с 11:20 до 11:45 – возвращение с прогулки, свободная деятельность;
с 11:45 до 12:20 – обеденное время;
с 12:20 до 12:45 – спокойные игры, подготовка к дневному сну;
с 12:45 до 15:00 – тихий час;
с 15:00 до 15:30 – подъем, полдник;
с 15:30 до 15:45 – свободная деятельность;
с 15:45 до 16:15 – занятия с детьми по группам;
с 16:15 до 16:30 – подготовка к вечерней прогулке;
с 16:30 – прогулка на свежем воздухе.

Время свободной деятельности в режиме дня в детском саду предусмотрено для самостоятельных игр. Также, дети играют друг с другом во время прогулки на свежем воздухе. Если на улице плохая погода, то вместо прогулки дети проводят время в группе. Летний режим в детском саду несколько отличается от других периодов – в это время дети ходят на экскурсии, посещают театры, зоопарк и другие интересные места.

Время приема пищи практически во всех детских садиках одинаковое. Некоторые изменения встречаются в частном детском саду – помимо завтрака, обеда и полдника тут есть второй завтрак и ужин. Второй завтрак, как правило, состоит из фруктов, витаминизированных блюд и сладкого. Ужинают дети в период с 18:30 до 19:00.

Огромное значение в режиме дня в детском саду играет не только время приема пищи, но и состав блюд. Приблизительное меню в обязательном порядке должно включать: молочные продукты, овощи, фрукты, мясные и рыбные продукты, хлеб. Родители могут заранее поинтересоваться, чем кормят детей в конкретном детском саду.

Во время тихого часа все дети отдыхают. Даже если ребенок не хочет спать днем, то он просто лежит на кровати. Как правило, время дневного сна составляет от 2 до 3 часов.
значение режима в детском саду

Большое значение для полноценного развития ребенка играют занятия в детском саду. Длительность занятий, как правило, не превышает 30 минут, чтобы ребенок не успел устать. Основные занятия в детском саду:

музыкальные занятия;
занятия на развитие речи;
физкультура;
изобразительное искусство;
формирование первичных математических навыков.

Все занятия с детьми проводятся по группам в зависимости от возраста ребенка. Время занятий в старшей и подготовительной группе является более продолжительным, чем в младшей и ясельной.

Режим в детском саду для всех детей одинаковый. Поэтому если дома вы привыкли спать до обеда, не укладывать ребенка в сончас и кушать, когда вам захочется, то перед поступлением в дошкольное учреждение необходимо максимально приблизить домашний режим дня к режиму в детском саду. Это поможет ребенку в адаптационный период.

Обычно трехлетки легко переносят . В этом возрасте они уже готовы общаться со своими сверстниками и другими взрослыми и получать новые знания. Воспитываясь дома, ребенок не получает необходимого социального общения. К тому же в детском саду занятия с ребенком проводятся по специальной программе, соответствующей его возрастным особенностям.

В коллективе сверстников ребенку намного проще учиться общению или получать навыки самообслуживания, глядя на других деток. А для того, чтобы ваш ребенок еще легче перенес период адаптации, нужно месяца за 2-3 приучать его к режиму. Дома очень сложно соблюдать жесткий распорядок дня. А в детском саду он построен оптимально для маленького человека и способствует его физиологическому и психологическому развитию.

Режим в разных детских садах может отличаться, но принцип его везде одинаков.

Примерный режим дня в детском саду

Постоянным в распорядке дня остается прием пищи и сончас. Прогулка зависит от погодных условий и времени года. Если погода плохая, в это время проводятся игры или занятия. В некоторых садиках есть еще и второй завтрак.

Хотите узнать микроклимат Вашей семьи? Пройдите и узнайте нужно ли что-то менять

Требования к режиму дня в детском саду по СанПиН

Четырехразовое питание детей организуется в помещении группы. Интервал между приемами пищи не более 4-х часов. Более подробно о режиме питания, рационе и меню смотрите .

2 раза в день организуется прогулка: в первую половину дня и после сончаса, что в общей сложности составляет 3 — 4 часа. При температуре ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Дневной сон для детей от 3 до 7 лет составляет 2 — 2,5 часа. Во время сончаса присутствие воспитателя в спальне обязательно. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных и эмоциональных игр и занятий.

Самостоятельная деятельность детей 3 – 7 лет должна занимать не менее 3 – 4 часов в день. Сюда относятся , подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена.

Все помещения должны ежедневно проветриваться. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В присутствии детей допустимо проветривание только в теплое время года без сквозняка. При проветривании температура воздуха не должна опускаться более чем на 2-4°С.

Смена постельного белья проводится не реже одного раза в неделю.

Вы уже выбрали, что подарить малышу на Новый год? Чем обрадовать и удивить любимого кроху? Семейный праздник Новый год — это возможность подарить ребенку яркие эмоции от совместных развлечений. Пусть малыш запомнит на всю жизнь эти волшебство и сказку! Лучшие новогоднее поздравление малышу — персональное интерактивное поздравление!

Один из отзывов заботливого дедушки: «Внучка была ещё совсем маленькой, когда я купил ей самый первый диск. Сказать, что это волшебно — не сказать ничего! Детёныш с открытым ртом сидел и верил, что это правда Дед Мороз с ней разговаривает. Покупал каждый год и ни разу не пожалел. Сейчас уже, конечно, подросла и удивить Дедом Морозом её сложно… Спасибо вам, что смогли подарить малышу на Новый год сказку!»

Скачайте серию в подарок к Новому году и вы увидите как много счастья получит ваш ребенок от просмотра сказочно-игрового сюжета! Посмотрите все необычные варианты новогодних поздравлений малышу !

Организация занятий

Обязательно для гармоничного развития ребенка в режим дня по СанПиН включаются развивающие занятия, которые впоследствии служат и .

Занятия в детском саду ведутся по основным направлениям:

  • музыкальные;
  • физкультура;
  • занятия на развитие мелкой моторики;
  • занятия на развитие речи;
  • знакомство с начальными математическими знаниями.

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и чередуются с физкультурными и музыкальными занятиями, чтобы избежать переутомления ребенка.

Непрерывная длительность образовательного занятия дошкольника не превышает:

  • 10 минут для детей 3 — 4 лет (младшая группа);
  • 15 минут для детей 4 — 5 лет (средняя группа);
  • 20 минут для детей 5 — 6 лет (старшая группа);
  • 30 минут для детей 6 — 7 лет (подготовительная группа).

В день проводится не более 3-х занятий. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

Занятия по физическому развитию

Занятия по физическому развитию проводятся не менее 3-х раз в неделю. Их длительность составляет от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы. Летом такие занятия рекомендуется проводить на открытом воздухе.

Помимо занятий по физическому развитию используются и другие формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, в некоторых детских садах — занятия на тренажёрах, плавание и др.

Утренний прием детей

Прием детей должен проводиться воспитателями и (или) медицинскими работниками. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание не принимаются. Если ребенок заболел в течение дня, его изолируют от здоровых детей (размещают в медицинском помещении) до прихода родителей или их госпитализации с информированием родителей.

В любом детском саду вашему малышу, так или иначе, придётся привыкать к некоему характерному распорядку, который, заметим, может существенно отличаться от привычного ему дневного режима дома. В саду все групповые мероприятия, а это периоды бодрствования и сна, приемы пищи, гигиенические и оздоровительные процедуры, прогулки, игры, время для обучения и саморазвития, происходят в отведенные для этого часы. И изо дня в день это остается неизменным. Создание подобного графика является ничем иным как механизмом воспитания и образования маленьких людей. От того, насколько правильно протекает режим дня, зависит настроение, поведение и активность малышей. Если в данной отлаженной системе произойдет сбой (поздняя или неполноценная прогулка, запаздывание с едой или отходом ко сну), то это обязательно скажется на нервной системе ребят.

Чем дети занимаются в детском саду?

После многочисленных изысканий отечественной педагогики в результате многолетнего практического опыта работы дошкольных образовательных учреждений был составлен адекватный дневной распорядок работы индивидуально для каждой возрастной детсадовской группы. В зависимости от сезонных и климатических условий, пожеланий родителей, администрация сада может вносить коррективы в типовой режим работы заведения. При этом неизменными остаются основные позиции, их очередность и отведенное для них время: питание, сон, игры, прогулки, образовательно-развивающие программы.

Обязательно чередование активных и пассивных мероприятий. Так, если дети играли или занимались развивающими занятиями, где требовалась большая активность, следующее мероприятие должно проходить спокойно – иметь малоподвижный характер или не требовать чрезмерных усилий.

Все события в детском саду остаются неизменными и повторяются день за днем (за редким исключением сезонных или других корректив). Так малыш привыкает к постоянству, но у него не должно возникнуть впечатление однообразности и монотонности событий. Поэтому каждый день традиционные занятия проходят в игровых формах, где можно каждый раз вырабатывать новое поведение. Опять же, во время так называемой свободной деятельности, когда малыш предоставлен сам себе, он занимается делом, которое ему по душе.

Занятия, которые проводятся с малышами в саду, подбираются в соответствии с возрастом ребят. Их проводят в подгруппах или для всей группы сразу, в зависимости от того, какое занятие. Их количество, а также продолжительность корректируются согласно режиму дня определенной возрастной категории малышей. Для правильного распределения нагрузки расписание занятий группы составляется на всю неделю.

Неотъемлемой частью дневного распорядка в саду являются прогулки. Ясельные группы могут ограничиваться одним выходом во двор, но для старших детей обязательны дообеденное и послеобеденное пребывание на улице. Ответственность за правильную организацию прогулок несёт заведующий детского сада. Его задача – убедиться в безопасности инвентаря на площадке, одеты ли дети по погоде, он устанавливает длительность пребывания малышей на улице, а также должен проследить за тем, чтобы досуг детей был проведен с пользой. После активной прогулки дети имеют гораздо лучший аппетит и охотнее отправляются днём на отдых.

Примерный режим в детском саду

Так как же на практике выглядит примерное расписание детсадовца? С 7 до 8 утра родители приводят своих чад в группу, и этот час отведен на их свободную деятельность. С 8 утра у малышей начинается завтрак продолжительностью примерно 20 минут. Далее дети начинают заниматься в группах до 9 утра, после отправляются на двухчасовую прогулку, которая заканчивается примерно в 11.30.

После прогулки малыши получают немного времени на свободную деятельность, и примерно в полдень наступает время обеда – на него отводится 20 минут. С часу дня и до 15.00 – время дневного сна, после которого полчаса отводится на очередной приём пищи – полдник. После полдника – занятия в группах или игры. Примерно с 16.15 дети отправляются на вечернюю прогулку и уже скоро за ними начинают приходить родители.

Сложности привыкания

Детки, которые только поступили в сад, не сразу будут воспринимать и выполнять правила дошкольного учреждения. Здесь и от родителей, и от воспитателей потребуются недюжинное терпение и выдержка. Хотя адаптация у каждого малыша происходит индивидуально. Кто-то быстрее привыкает к режимности и соблюдению дисциплины, кто-то медленнее. На это влияют различные факторы: возраст, состояние здоровья малыша, предшествующий аналогичный социальный опыт, психологические особенности ребёнка и так далее.

Для нормального развития ребёнка, который уже ходит в сад, аналогичные условия дневного распорядка следует поддерживать и дома. Рекомендовано соблюдать эти правила как в будни, так и по выходным, тогда ребёнок не будет выбиваться из привычного для него «садовского» дневного режима.


Статьи по теме: Воспитание детей

LinaZ 21.12 14:52

Те детки очень плохо и долго привыкают к режиму в детском саду, родители которых совсем не придерживаются режима. Помню, был у меня в группе двухлеток малыш, который в самый разгар обеда буквально засыпал за столом: он просто ронял голову в тарелку! Мне приходилось его постоянно вытирать мокрым полотенцем и следить, чтобы он не захлебнулся. Зато когда все дети отправлялись спать, он с превеликим удовольствием начинал играть и мешать всем спать. Приходилось мне его одевать и выводить в игровую комнату, за что мне не раз попадало от начальства.
А всё это оттого, что ребёнок дома до 12 часом ночи не ложился спать, сидел вместе со взрослыми возле телевизора и играл со старшим братом. А утром его очень рано поднимали, так как они жили далеко, а итог - сбитый режим! А также подтвердит любой воспитатель, что в понедельник все дети взвинченные и непослушные. А всё из-за режима, вернее, из-за его отсутствия. А потом удивляются, почему с ребёнком дома они не могут справиться, а в детском саду их малыш - паинька.

Сложно придерживаться режима с дневным детским сном, а вечерний сын – это должно быть обязательным условием.

Каждого родителя, у которого есть маленькие дети, волнует такой важный вопрос, как режим работы детских садов. Действительно ли соблюдается график работы в государственных учреждениях? Отличается ли он в частных организациях? Что нужно делать, если было выявлено нарушение?

Основной режим работы, установленный на законодательном уровне

Существует стандартный режим работы по закону, который был установлен медицинскими специалистами и представителями дошкольных учреждений. В соответствии с уставом существует несколько особенностей пребывания в детском учреждении:

  • Родители имеют право оставлять ребенка в садике на 12 часов. В различных городах установлен определенный временной режим: с 8 утра до 8 вечера или с 7 утра до 7 вечера. Исключением являются частные и круглосуточные детские сады.
  • В предпраздничные дни временной режим сокращается до 10,5 часов, то есть родители могут привести ребенка в садик в привычное время, но забрать его нужно на 1,5 часа раньше.
  • В выходные и детские садики не работают.
  • В некоторых учреждениях, по соглашению воспитателей и родителей, существует То есть родители могут оставлять своего малыша в детском саду до 21 часа. На его территории организуется единая группа для детей всех возрастов.
  • Также существует и сокращенный режим дня, который длится всего 3-4 часа. Обычно на такой промежуток времени оставляют новичков, которым необходимо адаптироваться.

Весь этот порядок касается лишь пребывания детей в дошкольном учреждении, на работников детского сада он не распространяется.

Режим работы основного персонала

Существует режим работы детских садов, установленный для персонала. Для каждого из них предусмотрена определенная нагрузка в неделю.

Например, режим работы заведующей детского сада составляет 40 рабочих часов в неделю. Эта вполне нормальная нагрузка. То есть такой персонал должен присутствовать в дошкольном учреждении и выполнять свои обязанности пять дней в неделю (с понедельника по пятницу), по восемь часов в день (с 8.00 до 17.00). Предусмотрен один час перерыва на обед (с 12.00 до 13.00).

В некоторых городах стандартный режим может изменяться. Например, в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге основной персонал дошкольного учреждения работает с 9.00 до 16.00. Такой же график работы имеет администратор учреждения и старший педагог.

Режим работы воспитателей

Немного отличается режим работы воспитателя детского сада, его нагрузка не должна превышать 36 часов в неделю. Стандартно в дошкольных учреждениях работают два специалиста: работник первой смены - с 7.00 до 14.30, а работник второй смены - с 14.30 до 19.00, перерыв на обед у дошкольных педагогов длится 30 минут. Что касается графика работы, то воспитатели работают каждый день с чередованием смены.

Режим работы вспомогательного персонала

Стоит заметить, что на территории детского сада также работает вспомогательный персонал, который делает жизнь деток более комфортной, интересной и красочной и оказывает неоценимую помощь воспитателям. Для них также разработан определенный график работы.

  • С нагрузкой 40 часов в неделю работают няни и младшие воспитатели (с 8.00 до 17.00), повара и кухонные работники (с 6.00 до 15.00).
  • Около 20 часов в неделю на территории сада должен находиться завхоз, музыкальный руководитель, секретарь, уборщик, ремонтник, дворник и грузчик. Обычно такой персонал пребывает на службе по 4 часа в неделю с 8.00 до 12.30 с перерывом на обед 30 минут.
  • Круглосуточно на территории дошкольного учреждения должен находиться сторож. Он работает 24 часа в сутки с графиком работы сутки через три. Минимально в штате должно числиться четыре работника.

Стоит заметить, что в некоторых учреждениях наличие персонала, так же как и режим работы детских садов, может немного отличаться.

Распорядок дня

Отдельно стоит поговорить и о распорядке дня в дошкольном учреждении, с которым должен быть знаком каждый родитель.

  • В течение первого часа работы детского сада проводится прием детей. Уже прибывшие малыши в это время занимаются свободным видом деятельности.
  • В 8.00 организуется завтрак (как правило, это молочные блюда).
  • С 8.30 до 9.00 проводятся творческие занятия в группах, например рисование, лепка или танцы.
  • С 9.20 до 11.20 предусмотрена прогулка на свежем воздухе, это время может изменяться, в зависимости от погодных условий.
  • С 11.45 до 12.20 дети обедают.
  • С 12.45 до 15.00 предусмотрен двухчасовой тихий час.
  • В 15.30 малыши отправляются на полдник.
  • С 15.25 до 16.25 предусмотрены групповые занятия.
  • С 16.20 до 19.00 у детей свободное время, все они ждут прихода своих родителей. В летний период они гуляют на улице, зимой располагаются в группах и играют.
  • Ужин предусмотрен в 18.30.

В некоторых дошкольных учреждениях в распорядок дня включены занятия с логопедом, плавание, хореография о многое другое.

Что делать, если нарушен режим?

Режим работы детских садов, установленный в законном порядке, должен соблюдаться. К сожалению, не все работники данной сферы качественно выполняют свои обязанности. Встречаются следующие нарушения, которые могут отрицательно отразиться на детях и их родителях:

  • Воспитатель не приходит на работу вовремя, из-за чего родитель вынужден оставлять своего ребенка со сторожем или ждать, периодически опаздывая на работу.
  • Воспитатель требует забирать своего малыша раньше, так как не желает находиться до конца смены в учреждении из-за одного ребенка.

По закону воспитатель обязан приступить к своим должностным обязанностям в 7.00 (или 8.00 в зависимости от точного графика), то есть в это время родитель уже может оставить своего малыша в детском саду. Если воспитатель периодически опаздывает, то следует зафиксировать этот факт и написать жалобу на имя заведующей. При однократном опоздании рекомендуется поговорить с педагогом в устной форме. Если по вине воспитателей человек опоздал на работу и получил за это выговор, то он вправе потребовать компенсацию от образовательного учреждения.

Что касается окончания рабочего дня, то каждый родитель имеет право оставлять своего ребенка в учреждении до 19.00, а воспитатель должен работать до тех пор, пока не забрали последнего малыша. Если педагог не желает выполнять свои обязанности, то следует напомнить ему о том, что такое режим работы группы в детском саду, или провести с ним устную беседы, объяснив собственную ситуацию на работе.

Ребенку, который начинает посещать детский сад, в первое время очень трудно приспособиться к новым для него условиям. Одним из важнейших факторов, влияющим на самочувствие малыша, является распорядок дня, поэтому для ускорения адаптации ребенка родители должны максимально приблизить домашний режим малыша к распорядку дня в ДДУ. Ознакомиться с режимом детсада родители могут в специальном родительском уголке или в беседе с воспитателем.

Правильно составленный распорядок дня выполняет важные педагогические и гигиенические функции. Кроме того, так у крохи вырабатывается привычка кушать и спать в одно и то же время, а значит, у него не возникнет проблем с аппетитом и тихим часом. Родители наверняка заметят, что и дома кроха будет просить кушать в одно и то же время, а в обед непременно захочет спать.

Режим дня в детском саду по Санпин

Режим дня в детском саду должен предусматривать различные формы деятельности: игровую, учебную, бытовую и трудовую. В разных детских садах режимы дня построены по общему принципу и не имеют существенных отличий.

Режим дня в детском саду по фгос

7:20 – 8:00 – прием детей;

8:10 – 8:30 – завтрак;

8:30 – 8:50 – самостоятельные игры;

8:50 – 9:20 – развивающие занятия;

9:30 – 11:30 – прогулка;

11:30 – 12:00 – самостоятельные игры;

12:00 – 12:30 – обед;

12:30 – 12:45 –подготовка детей ко сну;

13:00 – 15:00 – дневной сон;

15:10 – 15:40 – полдник;

15:40 – 16:00 – самостоятельные игры;

16:00 – 16:30 – и занятия;

16:30 – вечерняя прогулка;

17:00 – 17:30 – ужин;

17:30 – 19:00 – самостоятельные игры, уход домой.


Значение режима дня в детском саду

Как видим, в детских садах обязательно предусматривается время для самостоятельных игр, развивающих занятий и прогулок на свежем воздухе. Если на улице слишком холодно или идет дождь, то прогулки отменяются и дети весь день находятся в группе. Летом дневные прогулки совмещают с походами в музей, зоопарк, с экскурсиями и т. п.

Длительность развивающих занятий в среднем составляет 20-25 минут, но не должна превышать получаса. Чем старше дети, тем больше времени отводится на занятия и, соответственно, меньше времени на игры. Для занятий дети разбиваются на группы в зависимости от их возраста, уровня развития и интересов ребенка.

Такие занятия с детьми может проводить не только воспитатель, но и логопед, психолог, музыкальный работник или специально приглашенный педагог, который ведет, к примеру, уроки рисования.

Что касается самого расписания, то оно может отличаться в детских садах в зависимости от профиля ДДУ. К примеру, есть сады, которые работают 12 часов в сутки, они закрываются в 19:00. А есть такие, которые работают до 17:00. Кроме того, детишек в возрасте до 3 лет (ясельная группа) по нормативам нужно забирать не позднее 17:00, независимо от графика работы садика – считается, что более продолжительное пребывание в группе является для таких крох слишком утомительным.

Если родители водят ребенка дополнительно в или на танцы, в спортивные кружки и т.п., то режим посещения детского сада оговаривается с воспитателями индивидуально.

— изобразительное искусство (лепка, рисование и т. п.);

— музыка;

— логопедия;

— природа;

— развитие речи;

физическое воспитание;

— арифметика.

Во всех муниципальных ДДУ время приема пищи фактически не отличается. А вот , кроме основных приемов пищи, вводят второй завтрак (или ланч) и ужин в обязательном порядке.

Подготавливая ребенка к посещению ДДУ, родители должны учитывать не только режим детского питания, но и подбор продуктов. Меню в ДДУ обязательно включает овощные, молочные, рыбные и мясные блюда. Детям подают только вареную пищу или приготовленную на пару, без специй и соусов. Так что и до приема в садик стоит переориентироваться примерно на такое меню, иначе кроха будет плохо кушать незнакомую и нелюбимую пищу в группе.


Завтрак: каша, чай, булка.

Второй завтрак: фрукты или сок.

Обед: суп, паровые котлеты с картофельным пюре, овощной салат, компот, хлеб.

Полдник: йогурт или какао и булка.

Ужин: каша или творог, чай.

Режим дня в детском саду играет важную роль во всестороннем развитии дошкольников и их подготовке к школе. Последовательность и регулярность режимных моментов, а также единые требования к малышам со стороны ДДУ и семьи способствуют формированию дисциплины и активности ребенка в течение всего для.