Статья о летнем оздоровительном периоде в доу. Летний оздоровительный период

Наталья Ашенкова

Лето – самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей. Необходимо максимально использовать оздоравливающий и развивающий потенциал этого времени года. Пребывание на свежем воздухе, тесное общение с природой, получение множества впечатлений, разнообразная физическая активность дает ребенку мощный заряд энергии и положительных эмоций для успешного полноценного развития и укрепления иммунитета.

Цель деятельности детского сада в летний оздоровительный период : создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательных интересов воспитанников в летний период .

Задачи :

Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;

Реализовать систему мероприятий, направленную на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание , развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.

Осуществить педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период .

В преддверии летнего периода в ДОУ проводят соответствующие подготовительные мероприятия :

Утверждается режим дня на летний период ;

Утверждается расписание организации воспитательно-образовательной работы с детьми на летний период , предусматривающий мероприятия по художественно-эстетическому, физическому, социально-личностному, экологическому воспитанию .

С педагогами проводится инструктаж по охране жизни и здоровья детей.

В летний период увеличивается продолжительность прогулок. Для достижения оздоровительного эффекта режимом дня предусматривается максимально возможное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Перед тем как вывести воспитанников на прогулку , они обязаны тщательно осмотреть участок. Педагоги должны знать ядовитые растения и кустарники, растущие на территории ДОУ, рассказать о них детям. Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей (с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка, емкостью для воды (небольшим надувным бассейном, тазиком, ванночкой и т. д., тентом от солнца и дождя.

Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой. Летом воспитанники почти все время проводят на территории ДОУ. На спортивных и игровых площадках обеспечиваются :

Закрепление и совершенствование различных видов движений у детей (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания) ;

Развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости) ;

- воспитание положительных нравственно-волевых черт личности (активности, самостоятельности) . В качестве основных средств воспитания и развития движений у дошкольников летом используются : подвижная игра, игровые упражнения, игры-забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, “школа мяча”, “школа скакалки”, игры-эстафеты, спортивные праздники и развлечения.

При планировании работы с воспитанниками в летний период педагогам следует создать условия для организации самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности взрослых и детей в группе, а также на участке детского сада. В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности : двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая.

Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Так, для работы с детьми младшего возраста можно использовать дидактические игры, песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего содержания. Кроме того, в младших группах необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик) для закрепления навыков их использования. Детям старшего возраста можно давать разнообразную информацию о личной гигиене, способах оказания первой помощи при чрезвычайных обстоятельствах : “Как беречь здоровье летом?”; “Как предупредить простуду?”; “Как оказать первую помощь себе и детям (при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы, кровотечении из носа?”; “Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой?”; “Как надо вести себя у воды, в лесу?” и т. д. Можно провести беседы с рассматриванием картинок “В мире опасных предметов и проборов”, “Служба 01; прочитать книжки по данной тематике (С. Я. Маршак “Кошкин дом”, “Рассказ о неизвестном герое”, Г. М. Цыферов “Жил на свете слоненок”); закрепить правила дорожного движения.

В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, бумагопластика и т. д.) . Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия (устойчивые столы, стулья, выносные мольберты) . Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, поделок из бросового материала. Тематика продуктивной деятельности может быть разнообразной, например :

аппликации на темы “Цветочная поляна”, “Лесные ягоды”, “Моя улица”;

оригами на тему “Цветы», «Птицы» ”, «Деревья» , «Сказочный герой»

рисование на темы “Летний денек” , “Природа родного края”, “Радуга”;

лепка на тему “Фрукты”, «Ягоды» и т. д.

В летний период большие возможности реализации задач экологического воспитания детей . Воспитатели могут организовать различные мероприятия, которые помогут углубить знания детей о природе, непосредственно их окружающей, расширить представления, полученные в течение года. На каждом участке есть цветущие культурные или дикорастущие растения.


Длительные наблюдения за ними позволяют познакомить со строением растений, сравнить растения друг с другом, определить благоприятные условия произрастания, стадии роста и развития.


Среди зелени обязательно найдутся многочисленные насекомые. Через наблюдения воспитанники познакомятся с окраской, со своеобразным полетом каждого насекомого, узнают где можно встретить того или иного насекомого, чем питаются, какие крылья и как с помощью их они летают, сколько лапок и как передвигаются по твердым предметам и т. д. Повышению активности и к самостоятельным наблюдениям помогут вопросы и задания проблемного характера, сравнительные наблюдения, практический поиск ответов, совместные зарисовки в календаре или альбоме летних наблюдений . Также не должны остаться без внимания птицы, домашние животные (кошки и собаки) .


Эффективными формами экологического воспитания являются игры , беседы, развлечения, праздники, чтение познавательной литературы.

Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно-исследовательской деятельности : наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы (состоянием почвы, температурой воздуха, осадками, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком, коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Можно организовать и провести развлечения “Прекрасное и удивительное вокруг нас”, “Праздник воды и песка” и др.


Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально-дидактические игры, организация слушания , пения, создание условий для детской творческой импровизации.

Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературный досуг , викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр-драматизаций .

Нельзя забывать и о трудовой деятельности : закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений , дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам , хозяйственно-бытовому труду, организации развлечения “День добрых дел”. В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде.

Летом на участке детского сада, особенно в хорошую погоду, умеренно теплую погоду, появляется большая возможность для увеличения двигательной активности детей. Проведение игровых упражнений и подвижных игр на открытом воздухе позволит не только шире использовать двигательный потенциал, приобретенный детьми за весь предыдущий период (осенний, зимний и весенний, но и принесет определенный оздоровительный эффект.


Грамотный подход к организации образовательного процесса позволит обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам процесса.

Литература :

Николаева, С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С. Н. Николаева. – М.: Новая школа, 1995.

Богородская, В. П. Организация воспитательно-образовательной работы в летний период /В . П. Богородская // Старший воспитатель . – 2013., № 5.

Летний период в детском саду значительно отличается от учебного времени. В это время дети практически все время нахождения в дошкольном учреждении проводят на улице. Даже прием детей осуществляется не в группе, а на улице. И до завтрака они дышат свежим воздухом и развлекаются, делают зарядку.

После завтрака и детки постарше опять выходят на улицу. Здесь они проводят все свободное время до обеда. Если температура на улице слишком высокая, воспитатель должен следить, чтобы детки находились в тени, в павильонах. Обязательно воспитатель должен вынести на улицу воду и чистые кружки, чтобы дети при желании могли попить водички.

На улице детей можно организовать и занять. Можно устроить конкурс рисунка. Только такой конкурс будет без бумаги и красок. Свои шедевры детки будут рисовать на асфальте мелками. Воспитатель может предложить малышам сделать и поделки для детской площадки, смотрите лучшие идеи.

При желании, можно вместе сделать и , которые они заберут домой. Из пластилина можно сделать целые картины на картоне. Детки могут изобразить, например, как они представляют лето.

На свежем воздухе всегда можно найти занятия. Главное, фантазия воспитателей. Могут быть организованы и спортивные соревнования, и различные конкурсы.

В летнюю программу дошкольного учреждения обязательно включается закаливание. Под это понятие входят солнечные и воздушные ванны. Схема закаливания в каждом саду может быть своя. В некоторых садах практикуют мытье рук в прохладной воде, в других садах предлагают деткам ходить босиком по травке или по специально подготовленным природным материалам.

Какое же питание у детей в ? По сравнению с предыдущим периодом, питание летом немного видоизменяется. Во-первых, добавляется свежий сок. Во-вторых, в рацион включаются свежие фрукты и овощи. Ведь именно летом в этих продуктах содержится наибольшее количество витаминов и микроэлементов. Что касается горячих блюд, то стараются делать супы, которые не обязательно подавать горячими. В роли жидкого блюда может выступать и свекольник.

После обеда в детки укладываются спать, полдничают и выходят снова на улицу.

На воспитателя ложится большая ответственность за здоровье детей, а находясь все время на улице ребенок может получить тепловой или солнечный удар. Очень важно, чтобы воспитатель не только следил за наличием головного убора у ребенка, но и за тем, чтобы дети большую часть времени все же проводили в тени в павильоне.

Летний оздоровительный период в детском саду.

ЛЕТО – это каникулы, а каникулы – это отдых. Поэтому мы не загружаем ребят сложными многочасовыми занятиями, а проводим занятия лёгкие и занимательные. Так что, природное стремление малышей к исследованию и познанию мира удовлетворяется сполна. Мы заглядываем в те уголки окружающего нас мира, в которые не успели заглянуть в течение учебного года. Дети получают много самостоятельного практического опыта. Ведь всем известно, ничто не запоминается лучше, чем собственные выводы. И малышам с минимальным знанием об окружающем мире и тем, кто уже несколько лет познает мир, на таких занятиях очень интересно! Творчество в программе этого ЛЕТА занимает особенное место. Так как мы много времени проводим на природе, то центральная идея -сохранение природы вокруг себя. Ребята получают азы экологического воспитания.

Кроме того, ЛЕТО – это пора, когда мы набираемся сил, витаминов и здоровья. В этой области мы не изобретаем велосипед. Прогулки на свежем воздухе в течение дня, подвижные игры, здоровое питание, дружба со спортом. Вот и весь секрет здорового, ловкого и румяного ребенка.

Педагоги уделяют столько своего внимания каждому малышу, сколько ему необходимо для решения любого, даже самого «неразрешимого» вопроса.

Летняя – оздоровительная работа организована по утвержденному плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, организацию здоровье - сберегающего режима, предупреждение заболеваемости и травматизма.

Основными задачами работы на летний-оздоровительный период являются:

Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков;

Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, для самостоятельной, творческой деятельности детей на участке;

Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Приоритетные направлениями работы на летний период:

Физкультурно- оздоровительная работа;

Культурно- досуговая деятельность.

Основную часть времени дети проводят на свежем воздухе. Прием детей, гимнастика, игровая деятельность и другие мероприятия организовываются на свежем воздухе. Акцент делаем на повышении двигательной активности детей через подвижные игры, спортивные развлечения, экскурсии, выносной материал. Дети охотно работают в цветнике, на огороде, участвуют в сюжетно-ролевых играх, играх с водой и песком, организовываются театрализованные представления, разыгрываются игровые ситуации на площадке, создаются условия, обеспечивающие охрану жизни и укреплению здоровья детей.За период летней – оздоровительной работы для родителей по плану организуются консультации на темы безопасного летнего отдыха детей. Родители активно привлекались к благоустройству участков ДОУ. Были заменены полы на верандах, часть оборудования на участках. Наша ЦЕЛЬ: помогать родителям воспитывать способных, умных, здоровых и счастливых детей! Наши летние программы познавательные, веселые, активные и такие разные…Наш опыт показывает, что ЛЕТО можно и нужно проводить с пользой!

Лето - удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на свежем воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Именно поэтому работа детского сада летом немного отличается от другого времени. Детям уделяется не меньше внимания, но гораздо больше времени они проводят на свежем воздухе. Основные занятия летом в детском саду: коллективные игры на свежем воздухе; активные и регулярные физические нагрузки; спортивные соревнования; ознакомление детей с окружающей их природой; чтение детской литературы. Огромную роль в том, насколько интересно дети будут проводить лето в детском саду, играет желание и умение воспитателя сделать каждый день для ребенка ярким. В летний период в нашем детском саду продолжается летняя оздоровительная работа. Для успешного проведения познавательно-оздоровительного досуга, у детей должен быть накоплен определенный багаж знаний. В детском саду был разработан календарный план по таким темам как: «Здравствуй, лето», «Неделя здоровья», «Неделя экологических знаний», «Мой любимый город» и другие, а также организованы летние праздники. В летний оздоровительный период охвачены все участники образовательного процесса. Он предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников, развития у них познавательных, коммуникативных, творческих способностей, а так же повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Лето – это прекрасная пора и для детей, и для взрослых. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год. Многие дети проводят лето в детском саду.

коллективные игры на свежем воздухе;
активные и регулярные физические нагрузки;
спортивные соревнования;
ознакомление детей с окружающей их природой;
чтение детской литературы.

Огромную роль в том, насколько интересно дети будут проводить лето в детском саду, играет желание и умение воспитателя сделать каждый день для ребенка ярким. Дошкольники летом в детском саду могут получить массу новых и интересных впечатлений, поскольку именно в этот период они освобождены от учебных занятий и посвящают время спортивным играм и экскурсиям.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.


Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера. Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам заместитель заведующего по УВР подобрала необходимую справочную и методическую литературу, конспекты проведения досуга и развлечений, подобрала картатеку игр м водой, игр-экспериментирований, игр по формированию у детей здоровому образу жизни. Большую помощь воспитателям может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы:; практические советы и методические рекомендации:

  • Рекомендации по предупреждению детского травматизма в летний период).
  • Рекомендации по правилам дорожного движения

Для полноценной воспитательной работы с детьми необходи,

На заключительном педагогическом совете в мае педагоги знакомятся с основными задачами работы ДОУ в летний период: -развивать экологическое мышление детей через расширение представлений о растительном и животном мире, природных явлениях, труде людей в природе, экспериментирование; -учить способам ухода за посадками сада, леса, цветника — воспитывать желание за растениями, трудиться — развивать эмоционально- доброжелательные отношения к живым объектам природы и сверстникам в процессе общения с ними. — совершершенствовать двигательные навыки детей; — развивать психофизические качества личности ребенка; —учить самостоятельно кататься на 3-х колесном велосипеде, самокате План летней оздоровительной работы детально обсуждается в коллективе детского сада, определяется роль каждого педагога в его выполнении. При этом учитываются пожелания и предложения воспитателей, специалистов, их творческие идеи, которые потом воплощаются в интересные мероприятия. Учебные занятия в летний период не проводятся. Рекомендуется организовывать спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок (в соответствии с СанПиН) Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.

Лето – это период развлечений, впечатлений и нового опыта в жизни малышей. Воспитатели, как правило, на время откладывают занятия со счетным материалом, геометрическими фигурами , цифрами и буквами и отправляются вместе с детьми изучать богатый мир природы. Наблюдают за жизнью растений и насекомых, слушают пение птиц, собирают природный материал для будущих поделок.

Чтобы работа с детьми в летний период проходила организованно, следует составить подробный план летней оздоровительной работы в детском саду. Но прежде чем вы приступите к этой работе, предлагаем вам некоторые полезные советы – какими из них воспользоваться решать вам.

Прежде, чем составлять план на лето в детском саду

Прежде чем составлять план летней оздоровительной работы в ДОУ, важно продумать цели и задачи на этот период. Приведем их для примера, у вас могут быть несколько иные цели и задачи.

Цель:

  • создать для воспитанников детского сада максимально эффективные условия жизнедеятельности, способствующие гармоничному развитию и развитию их познавательной активности, на основе оздоровительных мероприятий, с использованием возможностей, предоставляемых летним сезоном.

Задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя возможности солнца, воздуха и воды в разных видах детской деятельности;
  • формировать у дошкольников привычку к здоровому и активному образу жизни;
  • формировать навыки безопасного поведения ;
  • развивать познавательные интересы воспитанников;
  • прививать любовь к природе, бережное отношение к ней, формировать начальные экологические знания;
  • повышать знания и умения педагогов, касающиеся вопросов организации летней оздоровительной работы;
  • обеспечить методическую помощь в вопросах планирования и организации летней оздоровительной работы и отдыха воспитанников;
  • повышать компетентность родителей в вопросах организации летнего оздоровления и отдыха детей ;
  • привлекать семьи к участию в воспитательном процессе и реализации планов по оздоровлению и летнему отдыху детей в детском саду на основе педагогики сотрудничества.

Организация летней оздоровительной работы в ДОУ должна начаться с подготовки к ней детских групп, детских прогулочных площадок, прилегающей территории детского сада.

Педагогам детского сада следует:

  1. провести тематическое оформление групп ;
  2. подготовить информацию для родителей на темы оздоровления, закаливания, техники безопасности детей в летний период;
  3. провести озеленение территории детского сада (посадить деревья, кустарники, подрезать имеющиеся, разбить цветники);
  4. провести ремонт и покраску игровых построек и малых архитектурных форм, по возможности, выполнить дополнительное декоративное оформление участков детского сада (с привлечением сил родителей).

Далее следует озаботиться вопросами подготовки самих воспитателей к летнему сезону.

  1. Понимают ли они, какие оздоровительные возможности предоставляет этот период?
  2. Знают ли чему и как необходимо обучить дошкольников, используя возможность наглядно демонстрировать предметы изучения (растения, птиц, насекомых и т.д.)?
  3. Знают ли, как эффективно использовать имеющееся в распоряжении детского сада спортивное, игровое, опытно-экспериментальное оборудование для реализации поставленных задач?
  4. Знают ли правила техники безопасности при проведении летних детских прогулок, экскурсий, опытов, экспериментов?

Примерный план подготовки к летнему периоду в детском саду

Административно-хозяйственная работа

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1. Организовать и провести ремонтные работы разного вида (укажите конкретно, что именно необходимо сделать).

2. Провести ревизию имеющегося оборудования (детских и спортивных площадок), инвентаря, комплектов игр, используемых на летней прогулке.

· подобрать информационную литературу и детские книги о растениях и животных, о сельском хозяйстве.

Работа с родителями

  1. Провести родительские собрания в группах по вопросам подготовки к лету и летних планов ДОУ, на которых медицинскому работнику поручить познакомить родителей с текущим состоянием здоровья детей, дать рекомендации; воспитателю – рассказать про план летней оздоровительной работы в детском саду.
  2. Провести консультации на медико-педагогические темы для родителей детей, которые планируют выехать на лето с детьми за город , и для тех родителей, чьи дети останутся в городе.
  3. Подготовить и оформить для родителей в методическом кабинете тематический информационно-справочный стенд, папки-передвижки для выставления в группах, выносные уличные стенды.

Как укреплять здоровье детей летом

Воспитание личности неразрывно связано со здоровьем тела. Когда, как не летом, укреплять детское здоровье, проводить оздоровление организма, повышать его сопротивляемость болезням. Именно в теплое время года предоставляются широкие возможности для реализации этих задач, используя воздух, солнце и воду; питание, обогащенное свежими фруктами, ягодами и овощами; высокую двигательную активность.

Под присмотром медицинской сестры воспитателями детского сада в течение всего лета (при наличии благоприятной погоды) может проводиться разнообразная оздоровительная работа в ДОУ.

Например:

  • босохождение по песку, траве, камешкам,
  • купание и игры в выносном бассейне;
  • физические упражнения, подвижные игры, активные игровые программы и развлечения на свежем воздухе.

И, конечно же, в план летней оздоровительной работы в ДОУ должно входить максимально возможное пребывание детей на свежем воздухе (на улице может проходить утренний прием детей, гимнастика и всевозможные развлечения, дневные прогулки следует делать максимально длительными).

Организация летней оздоровительной работы в ДОУ через познание окружающего мира

Оздоровительная работа в детском саду может проходить в процессе изучения нового. Воспитатель должен попытаться увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть детям его многообразие, дать ответы на многие вопросы, интересующие дошкольников.

Приближайте детей к миру природы через следующие мероприятия:

  • знакомство с лекарственными растениями, особое внимание следует уделить тем, которые, скорее всего, растут на ваших прогулочных участках (подорожник, мать-и-мачеха);
  • наблюдение за поведением бабочек, жуков, муравьев, червей;
  • дайте детям услышать (пусть и в записи) пение жаворонка, соловья, стрекотанье сороки и т.д.;
  • посадите вместе с детьми какое-либо растение: цветок (ноготки, фиалки) или овощ (редис, репа), и следите за их ростом, цветением, созреванием.

Цель всех этих мероприятий – научить детей видеть проявление жизни природы, во всей ее полноте. Добиться этого будет проще, если составить летний календарь природы. Он поможет систематизировать и обобщать увиденное.

Конечно, каждое мероприятие требует предварительной подготовки. Важно не принуждать, а пробуждать у ребенка интерес к тому, чтобы копаться на грядке, искать и рассматривать в траве кузнечиков, паучков, жучков.

Посещайте живописные уголки родного края и учите детей видеть их очарование, чувствовать аромат цветов, слышать неповторимые звуки природы. В процессе прогулок и тематических занятий постоянно напоминайте детям о том, что необходимо беречь природу, заботиться о ней – так уже в дошкольном возрасте будут заложены основы экологического воспитания .

Через наблюдения помогите детям увидеть гармонию в природе. Это поможет им понять, почему нельзя напрасно ломать ветки, выбрасывать мусор, где попало, загрязнять леса, реки, беспокоить диких животных и птиц.

Основные формы работы с дошкольниками:

  • прогулки,
  • экскурсии,
  • тематические викторины и конкурсы,
  • праздники по плану летнего календаря,
  • чтение книг и отгадывание загадок на тему лета и природы,
  • туристские походы,
  • сбор лекарственных трав,
  • работа на огороде или в цветнике.

Опыт и знания, приобретенные дошкольниками летом, сделают их жизнь содержательнее, приобщат к активному отдыху на природе, научат правильно использовать природу для укрепления и сохранения собственного здоровья.

  • Вечера развлечений для детей «Травушка-муравушка», «Вот оно какое – наше лето!».
  • Консультации для воспитателей «Труд дошкольников на огороде и в цветнике».
  • Семинар-практикум для педагогов «Варианты создания оборудования своими руками для игр с ветром, песком, водой».
  • Организация исследовательской и экспериментальной работы на огороде.

Главные мероприятия июня

  • Большой летний праздник «Лето красное – для здоровья средство прекрасное».
  • Оздоровительное развлечение для детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
  • Консультации для воспитателей «Экологическое воспитание детей в детском саду летом»
  • Конкурс рисунка на асфальте «Сбережем родную природу»

Главные мероприятия августа

  • Спортивные развлечения «Физкульт – ура!».
  • Вечера развлечений для детей «Люблю я русские березы», «Как жалко с летом расставаться».
  • Обмен опытом между педагогами через взаимопосещения занятий (тематики предоставляются на выбор).
  • Производственное собрание по теме подведения итогов летней оздоровительной работы.

Проводя планирование на лето в детском саду, важно помнить о главном: в деле физического и психологического оздоровления воспитанников – самое важное – это искренняя любовь и забота о них воспитателей.

Летняя оздоровительная работа с детьми в детском саду