Сценки на осенины в начальной школе. Сценарий внеклассного мероприятия "Осенины"

Сценарий праздника «Осенины- осени именины»

в начальной школе

учитель: Гомонова Н.В.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. Сегодня мы будем праздновать Осенины – осени именины!

Добро пожаловать гости званые и желанные!
Милости просим на осенины.
Всех приглашаем, душевно встречаем!

Песня « В сентябре»

Осень - пора щедрая, богатая, хлебосольная. На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы. Русский народ издавна праздновал осенины, как особый праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.

Быстро лето улетело
Перелётной птицей вдаль
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль!

В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожке пестрые
Листики лежат.

Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.

Одарила гостья – осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.

Так давайте славить осень
Песней, пляской и игрой
Будут радостными встречи,
Осень, это праздник твой!

Звучит торжественная музыка. Входит Осень

Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной?
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

Пора начать праздник!
А то придумал кто-то, что осень – унылая пора!

Здравствуй, красавица, Осень!

Осень: Что за праздник у вас в школе?

Дети: Осенины – осени именины.

Осень: А кто месяцы осенние мне назовёт?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Осень: Проходит быстро месяц,
За днями дни летят,
Природа постепенно
Меняет свой наряд.
Забот и дел немало,
Есть дочки у меня,
И каждую помощницу
Зову на помощь я.
Познакомиться, друзья,
Вы хотите с ними?

Дети: Да!

(Вбегает девочка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук с листьями, грибами, в руках корзинка – Сентябринка).

Сентябринка: Я, ребята, Сентябринка,
Паутинка – серебринка
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам

Над лугами рассвело,

Спрятались туманы.

Ну а солнце тут как тут:

Припекает грядки,

Смотрит, как плоды растут,

Всё ли здесь в порядке…

Я, друзья, недаром гордый:

Сверху я зелёный, твёрдый,

Но зато внутри - веселей зари.

Не разбейте ненароком –

Брызну красным сладким соком!

Ну а я, кочан капустный,

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел,

Я уже вполне поспел.

Хоть варите, хоть солите,

Поступайте, как хотите

Я хрустящ и свеж –

Режь ножом и ешь!

Мы нарядны и стройны

И, конечно, всем нужны…

Всем мы дороги и любы.

Поострее были б зубы.

Нет, не всяким едокам

Мы, морковки. По зубам!

Не морковь я,

Нет, я злюка!

Стоит вам отведать лука –

Слёзы потекут рекой,

Я на грядке самый злой!

Я превосходный огурец –

Зелёный, крупный, сладкий.

Мне надоело, наконец,

Лежать на этой грядке!

А что вы скажете о ней?

Не правда ли, дурнушка?

А хвост? Мышиного длинней!

Ни дать, ни взять –петрушка!

Я не занёсся высоко,

Я нос не задираю…

Вы думаете. Мне легко

Кормить воронью стаю?

Вороны надо мной снуют,

Клюют без передышки…

А где же семечки возьмут

Вот эти ребятишки?

Игра «Прогони ворон» От каждого класса участвуют по 2 мальчика. В центре в обруче стоит мальчик в костюме подсолнуха. На его плаще пришиты пакетики с семечками. 1 мальчик ворона. 2 сторож. Не даёт сорвать с подсолнуха семечки.

Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Песня «Урожай собирай»

Осень: Ребята, а каком овоще даже придумали сказку? (Репка)

Давайте расскажем эту сказку по новому!

Возле дома огород.
Бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком,
Дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед,
Он в большой тулуп одет.
Из открытого окна
Деду музыка слышна.
“На зарядку, на зарядку становись!”

Дед:

У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка лучше репку я.

Лопату берёт,
Идёт в огород.

Бабка

А у бабки без зарядки,
Слава богу всё в порядке!

Рот разевает сладко зевает

Внучка:

Клонит бедную ко сну!
С понедельника начну.

На лавку садится –
Заплетает косицу.
(Выходят жучка и кошка)

Жучка:

Поиграем лучше в прятки!

Кошка:

Обойдёмся без зарядки.

Жучка за кошкой,
Кошка – в окошко.
Выходит мышка
В спортивных штанишках,
Майка на теле,
В лапках гантели.

Мышка:

Раз и два! И три – четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать –
Бегемота поднимать!

Бегает, прыгает,
Лапками дрыгает.

Дед:

Ох, умаялся с утра… (Уходит)

Бабка:

Да и мне на печь пора.
(Уходит или садится на лавочку)

Звучит музыка. Слышим слова: “На зарядку, на зарядку становись!”

На крылечке снова дед.
Видит репу в огороде
И себе не верит вроде.
Встал он возле репки –
Репка выше кепки.
Из открытого окна
Та же музыка слышна.

Дед:

Эх, бульдозер бы сюда,
Без него – совсем беда!

Тянет – потянет –
Вытянуть не может.

Дед:

Где ты бабка?

Бабка:

Я сейчас!
Ай да репка удалась!

Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут –
Вытянуть не могут.

Дед:

Как тянуть? С какого боку?
Выйди, внучка, на подмогу!

Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут
Вытянуть не могут.

Внучка:

Ломит спину, ноют ручки!
Нет, не справиться без Жучки.

Жучка за внучку
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут
Вытянуть не могут.

Жучка:

Разбудить придётся кошку.
Пусть потрудится немножко!

Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут
Вытянуть не могут.

Бабка:

Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка:

Мышку звать? Какой позор!
Мы пока и сами, кажется, с усами.

Тут из норки мышка – прыг,
Ухватилась за турник.

Мышка:

Чем топтать без толку, грядку –
Становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться,
Надо сил набраться!

Все выходят по порядку,
Дружно делают зарядку.

Дед и бабка:

Влево – вправо, влево – вправо –
Получается на славу!

Мышка:

Встали! Выдохнуть, вдохнуть!
А теперь пора тянуть!

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут,
Вытянули репку.

Учитель: - К чему призывает сказка?

Дети: - Заниматься зарядкой, быть сильными.

Игра «Дегустатор» Проводит мышка. Ведущий выносит на тарелочке разрезанные на маленькие кусочки овощи. Дети с завязанными глазами пробуют овощи и отгадывают их по вкусу.

Давайте повеселимся и споём осенние частушки!Частушки про осень.

Осень: А вот и моя вторая дочка – встречайте.

Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка
Много дел и у меня
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.

Дочь моя вторая, Октябринка золотая!
Покажи свое уменье и представь свои творенья!

Песня «Осень словно яркой кистью…»

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень – не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Танцевальный конкурс (по 2 девочки от класса)

(Выходит “Ноябринка” на голове корона из листьев, в руках блестящие султанчики).

Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Спит и пчёлка и жучок,
Замолчал в углу сверчок..

Обо мне в народе говорят так “В ноябре зима с осенью борется”. Ноябрь капризен: то плачет, то смеется.

Ведущий: Давайте представим, что нас ждёт в ноябре, разделимся на две команды. Те, что сидят слева, будут изображать дождь, а те, что справа – ветер. (Обращается к тем, что сидят слева.) Эй, вы, помощники удалые! Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!

Дети (громко): Кап-кап-кап-кап! и хлопают.

Ведущий: (к детям, что справа): А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?

Дети (хором): У-у-у-у и руки поднимают вверх раскачиваясь.

Ведущий: Ну, а теперь все вместе!

Дети: Кап-кап-кап-у-у-у-у!

Ведущий: (обращаясь к Ноябринке): Ну что, Ноябринка, похоже?

Ноябринка: Похоже, еще как похоже! Спасибо!


Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!»
Участвуют по 2 ребёнка от класса
На полу раскладывают коврики. Каждой команде дают плащ. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на коврики.
Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее
и аккуратнее справится с этим заданием.

Царица Осень: Как вы думаете, какое самое главное богатство осени? Хлеб!

Давайте вспомним пословицы о хлебе (по 1 от класса)

Каравай земли и неба на твоём столе.

Ничего главнее нету хлеба на земле.

В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной!

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелёк.

Сколько в это зёрнышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода…

И растёт под небом светлым строен и высок,

Словно Родина бессмертный, хлебный колосок!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Всем классам раздают караваи.

Ведущий: Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться.
Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.

Подведение итогов конкурса «Золотая осень»


ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Осенины – это встреча осени.

Звучит песня “ОСЕНИНЫ НА РУСИ”

Ведущий: В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома.

Ведущий: К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки.Например, вот такую:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.

Ведущий: 2 классы исполняют песню “Как у наших у ворот”

Ведущий: Второй раз осенины справляли 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.

Ведущий: К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень.

Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень под первый куплет “ Песни про осень”

ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
И меня ребята спросят

Дети: “Что в подарок принесла?”
Осень: Принесла я вам муки!
Дети: Значит, будут пироги!
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для супа, и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок посушим!
Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: На варенье и компот!
Осень: Принесла я меду!
Дети: Полную колоду!

Осень: Я и яблок, я и меду,
Я и хлеба принесла.
И хорошую погоду
Вам в подарок припасла!
А дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Ведущий:Танец “ Улетай, туча!” исполняют ученицы 1А класса

Осень: В году сколько месяцев?

Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли братья- осенние месяцы

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ВЕДУЩИЙ: для вас, гости дорогие, ребята споют песню “Скворушка прощается”

Осень-Ребята, давайте поиграем в игру “Улетели птицы”. Слушайте внимательно е и, если услышите "лишнее" слово, начинайте хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары , кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

ОСЕНЬ: Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

  • Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя) ;
  • Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
  • Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
  • Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

Осень: Когда я, Осень, появляюсь в ваших краях, все леса одеваю в золотые платья. И как только подует легкий ветерок, идет золотой дождь. А как он называется, вы знаете, ребята? (Дети отвечают: “Листопад”) . Правильно! Давайте споём песню “Падают, падают листья”

Ведущий: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование.

27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.

Ведущий: Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – “Капуста”. (Обруч) . Это будет наш огород. (кладет в круг кочаны- мячики) . А в огороде капуста растет.

(Стук в дверь).

Ведущий: Интересно, а это что за гость? (Появляется Пугало, робко идет, осматривается).

Ведущий: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!

ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).

Ведущий:По-моему, Вы что-то потеряли.

ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.

Ведущий:Уж не эта ли капуста?

ПУГАЛО: Она самая…

Ведущий:Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.

ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода ).

Ну вот, сторож есть, теперь хозяина выбрать осталось, и можно нашу игру начинать.

ИГРА “КАПУСТА” Все участники игры стоят за кругом, а “хозяин” садится рядом с капустой, изображая движениями воображаемую работу поет:

“Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали:
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый”.

Ведущий:А что ещё растёт на вашем огороде, уважаемое пугало?

ПУГАЛО: Сейчас увидите. Эй, друзья, идите-ка сюда! (Выходят дети в масках овощей.)

Овощи (хором) Здравствуйте, гости!
Ребята и взрослые!

Свекла Летом вы к нам приходили,
А сейчас мы к вам пришли.
То, что летом вы растили,
Мы вам нынче принесли.

Морковь. Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!

Смородина А. смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!

Гречиха. Если хочется тебе
Витаминов группы В,
Это быстро мы поправим-
Кашу гречневую сварим.

Подсолнух. Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.

Картофель. Я картофель молодой.

Горох. Я горох.

Фасоль. А я фасоль.

Овощи (хором). Нынче праздник урожая.
Урожай совсем неплох.

Пугало:Хороши, ребята,
Овощи и фрукты!
Трудно было их растить:
Надо прополоть, полить,
Защитить от сорняков,
И от тли, и от жуков!

(Звучит музыка из фильма “Бригада”)

Пырей (выбегает на сцену). Кто нас тут упоминал?
Наше имя называл?
Я сорняк – пырей ползучий,
Огородный генерал!
Эй, бригада, стройся в ряд,
Выходите на парад!

(На сцену выходят осот и лебеда, строятся около пырея)

Пырей. Я пырей ползучий

Осот. Я осот колючий!

Лебеда. Лебеда – для дачников беда.

Сорняки (вместе). Где произрастаем

Всех там забиваем.
Будете клубнику зря искать,
Если мы собрались,
В огород пробрались,
Урожая век вам не видать.

(Под веселую музыку выходят дети – огородники)

Дети – огородники. Сегодня самый трудный день.
Постройтесь, дети, над рядками.
Сегодня самый трудный день,
Сегодня битва с сорняками.
Как много лет любой из нас
Растил картошку и капусту,
И не допустим мы сейчас,
Чтоб в огороде стало пусто.

(Дети работают тяпками и лопатами)

Лишь в этот миг мы осознали
Насколько нас осталось мало.

ПУГАЛО: Помидоры подросли,
И картошка расцвела.
Не успели оглянуться -
Напасть новая пришла.

(На сцену выходит крутой колорадский жук)

К. жук. Хеллоу, беби!
Май нэйм из Фредди.
Полосатый и красивый,
Весь я тут.
Май Хаус - Колорадо
Будьте мне рады
И гордитесь,
Что у вас нашел приют.
На ботве картошки
Прокачусь я, крошки -
Не видать вам, беби,
Чипсов и пюре! Велл.

(Дети – огородники брызгают на колорадского жука из распылителей)

К. жук (убегая) Караул!

Дети – огородники Отравы он не потянул!
Возвратился в Колорадо.
Или лапки протянул. (Овощи уходят)

ПугалоА картошка – загляденье,
Коль растить ее с уменьем.

(Появляется Мисс Картофелина)
А вот и она сама – уважаемая Мисс Картофелина. Здравствуйте! Сегодня мы чествуем овощи. А к Вам, уважаемая, особенное отношение. У нас в народе говорят: “Картошка- хлебу подспорье”, “Картошка-кормилица”.

Пугало. Мисс Картофелина, а откуда вы родом?

Картофелина. Моя Родина-Чили, где впервые меня обнаружили еще до нашей эры.

Пугало. Каким же образом картофель стал и у нас вторым хлебом?

Картофелина. О, это не так скоро. Сначала меня завезли в Испанию в 1565 году. Испанцам я не понравилась, потому что они пытались есть меня сырой. Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию, во Францию, в Германию, в Англию.

Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали “чертовым земляным яблоком”. Повсюду это растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение.

Пугало. Спасибо тебе, Мисс Картофелина, за интересный рассказ. Действительно, очень много нового мы узнали о простой, всем известной картошке. А то, что она во всех видах хороша, так это мы уже давно знаем. О ней даже песни складывают. Вот послушайте одну из них:

Дети исполняют песню “Картошка” (2 куплета)

ОСЕНЬ: Ребята, давайте поиграем в “Рифмофокусы”. Это очень простая игра. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Ведущий: К нам в зал залетели ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ- ученицы 1 класса Б (танец-хоровод).

ОСЕНЬ: Ребята, отгадайте-ка ещё одну загадку:

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

(Звучит марш)

Выходят грибы, потом песня “Грибочки” и ЧАСТУШКИ О ГРИБАХ

ОСЕНЬ: А вот моя последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

Ведущий:: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу.

Ведущий: Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам..

Выходят белки, зайцы, ежи, барсуки

Белка 1: (оглядывается по сторонам)

Явилась в лес царица – осень,
Как будто кто–то золото набросил
На все деревья и кусты.
Пожухли травы и цветы,
Грибов совсем чуть-чуть осталось,
Орехов, ягод тоже мало.

Белка 2:Зимой с едой совсем беда,
И, чтоб потом не голодать,
Мы делаем везде запасы.
Работы в эту пору масса.

Белка 1К тому же начала линять я,
Меняю рыженькое платье
На серый зимний свой наряд.

Заяц 1: А мне припасы не нужны.
До самой буду до весны
Я тоненькие веточки искать,
Кору с деревьев обгрызать.

Заяц 2Я тоже знаю, что зимою нелегко,
И зимний голод также мне знаком.
Я, как и белка, осенью линяю,
Свой серый мех на белый я меняю,
Чтоб на снегу меня никто не увидал.
К тому же он намного гуще стал.

Ёж 1: Мы, ёжики, все в октябре ложимся спать,
Конечно, в норку, не в кровать.
И чтоб зимой не голодать,
Я должен жир за лето нагулять,
(Похлопывает себя по животу)

Ёж 2 Нам надо обязательно успеть
До спячки сильно потолстеть.
Потом в нору свою я заползу,
И появляться вновь не буду я в лесу
Уже до самой до весны.
Смотреть всю зиму стану сны.

Барсук1: Мы, барсуки, ложимся в спячку тоже,
Но кое в чем на белок мы похожи.
В своей норе запасы собираем,
И потихоньку их зимою поедаем.

Барсук2 Проснемся раз в недельку, поедим
И снова сладко – сладко спим.
Уютно будет мне в моей норе,
Ведь я ее расширил в сентябре,
Почистил и наполнил кладовые.
Мне зимовать придется не впервые.

Осень: Ну вот я и успокоилась: всё живое приготовилось к зиме. Никто не погибнет от голода и холода. Перелетные птицы улетели в теплые края, а те, кто остались, будут зимовать с нами, около жилья человека. Звери поменяли летние одежды на зимние. А кое –кто улегся в спячку. А все почему? Да потому что “ осень постучалась к нам”!

(Дети исполняют песню “Осень постучалась к нам”)

Осень постучалась к нам золотым дождём.
И с унывным ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад.
И под эту песенку засыпает сад.
А рябина ягода, словно огонёк,
Согревает, радует в пасмурный денёк.
В лужицах как лодочки листики кружат.
Серые холодные тучи вдаль спешат.
2. Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.


Вечерами тихими дождик моросит.
Песней колыбельною по стеклу стучит.

Ведущий: Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.

Ведущий: Ну а мы с вами встретили Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Ведущий: Осень, посмотри, какие у наших ребята и их родителей удивительные поделки из овощей и фруктов получились.

ОСЕНЬ: С удовольствием!

Сценарий праздника для 1 – 4 классов

«Именины Осенины».

Цель:

Провести мероприятие познавательно – эстетического направления

Задачи:

1. Способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей детей; умению держаться на сцене; умению сотрудничать в группе;

2. Прививать вкус к прекрасному, к разным видам искусства;

3. Воспитывать умение видеть красивое в обычном.

Вед.:

Здравствуйте, дорогие ребята, гости нашего праздника. Сегодня мы сегодня собрались здесь, чтобы отпраздновать праздник под названием «Именины Осенины».

Как вы понимаете значение слова «Осенины»?

1-й ученик:

Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси.

2-й ученик:

14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.

21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.

3-й ученик:

27 сентября - Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом "двигаться". Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

4-й ученик:

В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков.

5-й ученик:

Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

Вед.:

Итак, ребята, давайте сегодня тоже устроим с вами праздник Урожая, праздник Осени! Осень приходит к нам незаметно, украдкой. Первый ее признак – желтый лист. Это значит, что лето прошло, наступила пора осени.

Но сначала давайте попрощаемся с летом. Сейчас для вас обучающиеся 2, 3, 6 классов исполнят танец под названием «Разноцветная радуга».

Встречаем аплодисментами!

(Дети читают стихи):

Вот художник так художник -

Все леса позолотил,

Даже самый сильный дождик -

Этой краски не отмыл.

Красит красным, жёлтым, синим,

Поливает землю ливнем,

Чтобы было интересно,

Но совсем не так как летом.

Осень – славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

И арбуз, увидев важный,

Оживится детвора –

И радушно скажет каждый:

«Здравствуй, осени пора!»

Здесь мы праздник радостный,

Весело встречаем,

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая!

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Почему к зиме деревья

Раздеваются кругом?

А деревьям тоже нужно

Раздеваться перед сном!

Почему не спится ёлкам

С наступленьем осени?

Почему они иголки

на зиму не сбросили?

Им зимою не до сна –

Вдруг заблудится весна!

Снег кружится над землёй,

Тропки занесённые.

Вот и светятся зимой

Огоньки зелёные!

Дарит осень чудеса,

Да еще какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

На пеньке сидят гурьбой

Рыжие опята,

И паук - ловкач какой! -

Тянет сеть куда-то.

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные - Рябине,

Фартук розовый - Осине,

Зонтик желтый - Тополям,

Радость жизни дарит нам.

Осень нас к себе

В гости пригласила.

Чтобы никто не опоздал,

Осень попросила.

И вот мы здесь, сверкает зал,

Но где же Осень?

Вдруг она забыла к нам дорогу?

С делами, может быть,

Замешкалась немного?

Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим!

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем.

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая!

Вед.:

Давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Звучит песня «Осень милая шурши» (под неё входит осень). Диана 7 А

ОСЕНЬ:

Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?

Лето красное стояло,

Долго власть не уступало.

Но всему приходит срок –

Я явилась на порог.

Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.

СЕНТЯБРЬ:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

ОКТЯБРЬ:

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды, оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

НОЯБРЬ:

Чёрно поле – бело стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОСЕНЬ: Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

ОСЕНЬ: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ОСЕНЬ: Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки об осени?

А теперь отгадайте-ка русские народные загадки:

Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

СЕНТЯБРЬ: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)

ОКТЯБРЬ: Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо. Узнаешь ее? (капуста)

НОЯБРЬ: Стоит лепёшка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)

СЕНТЯБРЬ: Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)

ОКТЯБРЬ: Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (картошка)

НОЯБРЬ: Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (репа)

ВЕДУЩИЙ: А знаете, ребята, репа была очень важным овощем (помните сказку про Репку?). Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси только в 18 веке, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали репной квас, варили кашу.

Осень:

Ребята, послушайте, что произошло в известной вам сказке «Репка»:

Сценка «Репка».

Посадил дед репку! Ох, застряла крепко.

Дед

Надо бабку в помощь звать.

Бабка, иди скорее помогать.

Мне одному не справиться

С желтобокою красавицей.

Бабка

Я – то выйду, помогу,

Только сериал сначала досмотрю.

Дед

Внучку, что-ли мне позвать.

Кто-то ж должен помогать!?

Внучка, дитятко, приди,

Тащить репку, помоги.

Внучка

Я тебе бы помогла.

Только некогда, дела:

Я смотрю журналы мод,

Что ж в моде нынче в этот год.

Дед

Жучка, кошка вы придите

Репку вынуть помогите.

Жучка

Занята уже трудом-

Охраняю двор и дом.

Кошка

А я гоняю мышку-

Серого воришку.

Осень

Нет, так дело не пойдёт.

Ну-ка, выходи, народ,

Собери плоды с полей,

Давай, силы не жалей,

Запасай мои дары!

Нет в году щедрей поры!

Проводится игра Ведущий проводит игру УГАДАЙКА

В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.

Исполнение песни «Урожай» (Осень листьями всё шуршит)

Сценка “Спор овощей”.

Овощи (хором) Мы попали к вам, ребятки, прямо с огородной грядки.

Огурец Я свеженький, хрустящий, огурчик настоящий.

Был на грядке я зеленым, стану в банке я соленым.

Помидор Очень важный я сеньор, спелый, сладкий помидор.

Красный, сочный я и гладкий. Угощаю всех, ребятки,

Кто мой сок томатный пьет, не болеет целый год.

Горошек Я такой хорошенький зелененький мальчишка.

Если только захочу всех горошком угощу.

Капуста А я капуста сочная. Витаминами горжусь.

В голубцы, в борщи, салаты я, конечно, пригожусь.

Морковка Я – морковка гладкая, оранжевая, сладкая.

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Свекла Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.

Надо свеклу для борща и для винегрета.

Кушай сам и угощай, лучше свеклы нету.

Капуста Ты уж, свекла, помолчи,

Из капусты варят щи, а какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики – плутишки любят кочерыжки.

Картошка Я, картошка так скромна

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Лук Я – лучок от всех болезней, я, ребята, всех полезней.

Хоть я горький, не беда. Нужно есть меня всегда.

Все овощи Все мы с огородной грядки, нас запомните, ребятки.

Витаминами богаты и нужны мы всем ребятам!

Выезжает Урожай, сигналит.

Урожай Чтобы овощи и фрукты у нас были на столе

Потрудиться всем нам нужно, непременно, в сентябре! Ну, что все овощи в сборе? Вот так урожай! На славу! Поехали!

Овощи поют песню об урожае: “ Едем, едем мы домой

Месяц СЕНТЯБРЬ проводит игру:

Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Что растет в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы - отвечать «да» или «нет».

- Растет капуста в огороде?

Да!

- Краснеет помидор всегда?

Да!

- А лук на грядке зеленеет?

Да!

- Картошка в огороде зреет?

Да!

-И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?

Нет!

- Есть в огороде перец сладкий?

Да!

- И кабачок растет на грядке?

Да!

- Морковка выстроилась в ряд?

Да!

- Растет на грядках шоколад?

Нет!

- Растут укроп, фасоль, горох?

Да!

- Растет большой и злой бульдог?

Нет!

Молодцы, ребята!

Месяц ОКТЯБРЬ проводит игру.

Игра-конкурс «Подбери шишку»:

Шишку в центр положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Быстро шишку надо взять!

(Музыка песни «Гоп-гоп» Верки Сердючки)

А у меня для вас такая игра – называется она «Дождик».

Играют в игру «Дождик». Ведущий произносит в произвольном порядке слова «капелька», «2 капельки», «3 капельки», «сильный дождь», «ливень», сопровождая слова движениями. Дети повторяют за ведущим движения. Когда он говорит 1 капелька - одним пальцем стучат по ладошке, 2 капельки - двумя пальцами, 3 капельки - тремя пальцами, сильный дождь - хлопают в ладоши, ливень - очень сильно хлопают.

Ведущий:

Наши ребята даже песню о дождике знают. Послушаем?!

Исполнение песни «Наступила после лета осень» (Таня Е.3 А)

Ноябрь:

Я – ноябрь – приготовил для вас, ребята, такую игру – она называется «Да-нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать –

Куртки, шапки надевать?

Ведущий:

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья желтые летят

Прямо под ноги ребят.

Ну-ка, листики, выходите,

И нам вальс скорей спляшите.

Учащиеся 2-3-х классов исполняют танец листьев.

СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!

В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

Ведущий:

Наступает время прощания с Осенью. Чтобы сгладить грусть расставания, ребята 4 а класса подготовили весёлые частушки.

Учащиеся 4А класса исполняют частушки.

1.Говорят, что без частушки

Нет и жизни никакой.

Мы осенние частушки

Пропоем со всей душой!

2.Осенью немало дела,

Осенью полно забот.

Все созрело, все поспело,

Все спешат на огород.

3.Дождь идет не уставая,

Нет ему конца и края.

А мы зонтики возьмем,

Под дождем гулять пойдем!

4.Осень – чудная пора,

Любит осень детвора!

В лес с корзинками мы ходим,

Много там грибов находим!

5.Любим свёклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть!

6.Как красиво, что дождём

Золотым осенним

Листья падают, кружатся,

И под ножки нам ложатся!

7.Что такое? Тук да тук!

По стеклу раздался стук.

Это дождик нас опять

Не пускает погулять!

8.Осень – времечко сырое,

Дождик льется с высоты.

Люди чаще раскрывают

Разноцветные зонты!

9.Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора.

Как мы яблоки увидим,

Сразу все кричат: «Ура!»

10.Осень, осень золотая,

Хорошо, что ты пришла!

Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла!

11.Мы частушки вам пропели, (ВСЕ вместе)

Вы скажите от души,

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши!

Осень.

Ну, пора мне собираться,

В лес осенний возвращаться.

Ведь зима наступит скоро,

Дел моих еще там много:

Нужно мишку усыпить,

Птиц на юг препроводить.

Очень весело мне было!

Всех ребят я полюбила,

Но прощаться нам пора...

Что поделать? Ждут дела!

Ведущие 1 и 2. Спасибо за праздник! До свидания!

Дети поют песню. « Урожай» 3А.

День осенних именинников для начальных классов. Сценарий

СЦЕНАРИЙ ДНЯ ИМЕНИННИКА "ОСЕНИНЫ" для начальной школы


Цели: поздравить ребят, рожденных в осенние месяцы; обогащать словарь, способствовать сплочению детского коллектива, учить дружить и уметь приходить друг другу на помощь, развивать творческие способности каждого ребенка.
Подготовка: на доске путеводитель по стране "Осенина" Красочные листочки с названиями остановок в пути, фишки для проведения разноцветной викторины.

Ход праздника:

Звучит завораживающая мелодия, появляется Тетушка Осенина.
Тетушка Осенина:
Здравствуйте, мои дорогие ребята.
Ленты жёлтые березе
Осень подарила в косы
Под опавшие листочки
Спрятала в лесу грибочки.
Травы в поле засушила,
Дождиком асфальт отмыла,
Проводила птичьи стаи...
Здравствуй, Осень ЗОЛОТАЯ!
Заканчиваются осенние денечки и мне очень хочется поднять вам сегодня настроение и пригласить в путешествие по моей стране "Осенине".А путешествовать предлагаю на поезде, в голубых вагончиках.
Звучит мелодия Шаинского, все дети встают в круг, друг за другом, поют песню "Голубой вагон"


Тетушка Осенина: А главными проводниками нашего поезда будут сегодня наши осенние именинники. Итак, остановка "Листопад".
Ребята, а какие цвета сопровождают время года осень? (Красный, желтый, зеленый)
Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой-
Как хорош, ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые надул,
Надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой...
Облетел весь лист цветной!


Конечно, все листья на деревьях становятся красные, желтые, зеленые. А что еще, кроме листьев, бывает такого же цвета?
Проведем разноцветную викторину викторину "Красный, желтый, зеленый".
Дети делятся на две команды: 1-я -именинники, 2-я- остальные дети.Участники тянут наугад цветную фишку с номером вопроса. правильный ответ стоит 5 баллов. ответ с подсказкой-3 балла.Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.
Красный цвет:
1.Острое вирусное заболевание.(Краснуха)
2.На гербе этой страны есть лента с надписью:"От моря до моря", то же символизируют и две красные полоски на флаге. Назовите страну.(Канада)
3.Этот автор написал сказку про девочку, имя которой напоминает о головном уборе. (Ш.Перро)
4.Эта планета покровительствует докторам и поварам.(Марс)
5.Ее называли Троицкой, Пожар, Торговой. А как называют сейчас? (Красная площадь)
Желтый цвет:
1.Это писатель написал о зеленом, который проглотил желтое.(К.Чуковский)
2.Кольца этих цветов расположены в нижнем ряду олимпийской эмблемы. (Желтый, зеленый)
3.Желтое море принадлежит водам этого океана. (Тихий океан)
4.Периодическая печать, которая публикует скандальные сообщения(Желтая пресса)
Зелёный цвет:
1.Настроение зеленого цвета (Зеленая тоска)
2.У этого животного жир зелёного цвета.(Крокодил)
3.Она сыграла роль черепахи Тортиллы. (Рина Зелёная)
4.Зимой это дерево похоже на засохшую ель; весной его ветви покрываются мягкими зелеными иголочками.(Лиственница)
Подводятся итоги, называется команда победителей.Звучит музыкальная заставка. Дети встаю в круг, под музыку двигаются по кругу.
Тетушка Осенина:
Теперь пусть наши проводники поработают.

Именинники выбирают по 1 воздушному шарику, в которые положены заранее записки со всевозможными заданиями.Например, прочесть стихотворение об осени, сплясать, назвать все три осенних месяца, прокукарекать песенку "Скворушка прощается", пропрыгать на одной ножке, отгадать загадку.Тетушка Осенина прокалывает шары именинника, они по очереди выполняют каждый свое задание.
Звучит музыкальная заставка, дети едут в вагончиках дальше.
Тетушка Осенина: Остановка "Музыкальная". На этой станции мы нашим именинникам посвящаем музыкальную программу.


Выходят дети, одетые в костюмы овощей.Звучат осенние частушки:
1.
Во саду ли, в огороде
Были мы ребятки.
Вам сейчас споем частушки,
Что растут на грядке.
2.
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка и горох,
Белая капуста.
3.
Я - румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем,
Я и так известна всем!
4.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождя не взмокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Конечно же, я свекла.
5.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Это же капуста!
6.
Самый вкусный и приятный
Наш любимый сок томатный
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.
7.
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
А арбуз, он вместо гири,
Пусть поднимут силачи.
8.
Голова на ножке,
В голове горошки.
Соберем горох в роток,
Иль насыпем в кузовок.
9.
Во саду ли, в огороде
Пели вам частушки,
Очень просим извинить
Коль устали ушки.


Под музыкальную заставку дети идут по кругу.
Тетушка Осенина: Остановка "Загадочная"
Именинники(заранее подготовили) загадывают загадки остальным ребятам на тему осени, награждая победителей призами "Дары осени"(овощи, фрукты, ягоды)
1.
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?(октябрь)
2.
Когда бывает это
Коротенькое лето?-
Его мы ожидаем,
И бабьим называем?(сентябрь)
3.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю намочило.(дождь)
4.
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
Тетушка Осенина:
Следущая наша станция "Поздравительная"
Именинников поздравляют родители и дети, вручают подарки
Пожелания:
1
Мы тебе на день рожденья
Подарим три розочки.
Пусть твои глаза от счастья
Светятся, как звездочки.
2
Мы тебе желаем жизни
Будто в высшем свете.
И для этого открыть
Сайт свой в Интернете.
3
По реке плывут калоши
По четыре штуки в ряд.
Пусть тебе все гороскопы
Только радости сулят.
4
и отличная хозяйка
И прекрасная душа-
Именинница то наша
До чего же хороша!
5
Ты мальчишек покорила
Красотой и добротой
А еще нас озарила
Своей щедрою душой.
Тетушка Осенина:
И последняя станция "Сладкоежка". Чаепитие.

Внеклассное мероприятие

«Осенины»

Цель : привить детям любовь к русскому народному творчеству;

Познакомить с русскими народными праздниками, традициями;

Развивать устную речь учащихся.

Проводится для учащихся1-4 классов с приглашением родителей.

Зал украшен плакатами, картинами русских художников. запечатлевших осеннюю природу, осенние листья. Стол с дарами осени.

Оборудование : музыкальное сопровождение, предметы для проведения игр.

Ход праздника .

Звучит мелодия. Входит осень в сарафане, на голове венок из листьев.

Несу я урожаи,

Поля я убираю
Птиц к югу отправляю,

деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен,

Я- (осень)

Осень : здравствуйте гости дорогие. Здравствуйте ребята!

Какой сегодня праздник будем чествовать?

Расскажем мы вам сегодня о русских традициях празднования Дня урожая. О том, как отмечали его наши прабабушки и прадедушки.

Дети читают стихи:

1.Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мене твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса.

2.Осень, роща золотая!

Золотая, синяя,

А над рощей пролетает стая журавлиная.

Высоко под облаками гуси откликаются,

С дальним озером,

С полями до весны прощаются.

3.И в лесу не слышно смеха.

Песенка оборвана.

Замолчало наше эхо- звонкое, задорное!

Все дорожки заметает, тропки над полянами

Осень- роща золотая с листьями багряными!

Осень: - Шла я к вам не день и не два. Долог был мой путь с Крайнего Севера. Явилась я в ваши края хозяйкой и сразу же принялась за работу. Недаром про меня говорят:

Осень- изменений восемь.

Сможете ли вы назвать восемь осенних изменений в природе?

1. От каждого класса приглашаются по 1 участнику: по очереди назвать осенние изменения в природе.

Ребята, я пришла к вам со своими помощниками- осенними месяцами:

Какой первый осенний месяц? (заходит сентябрь- ученик 3 класса)

Сентябрь: сентябрь – от слова сэптебр. (Седьмой.) В старину на Руси сентябрь был седьмым месяцем. Древнерусские названия сентября- вересень», «хмурень». «ревун», «желтень»

А почему меня называли «хмурень» и «ревун»? (за хмурое небо, ветреную погоду, дожди)

А «желтень»? (по цвету растений в это время)

А какие пословицы вы про меня знаете?

    Конкурс пословиц про сентябрь.

Девушки в русском сарафане:

    15 сентября по народному календарю «Семён - летопроводец». В этот день говорили так: « Семин день - семена долой: Каждая хозяйка до этого дня должна собрать все созревшие семена с грядок до следующей весны. Кто запоздает с этой работой - может остаться на следующий год без семян, потому, что они опадут с растений или начнут гнить.

2 девочка: В период с 15 до 22 сентября наступало «бабье лето». В это время закончены все основные работы на полях, и начинаются работы по дому.

В эти дни был обычай хоронить мух, тараканов, блох, надоевших за лето.. делали из моркови, репы, брюквы маленькие гробики. Складывали в них мух и закапывали с такими словами:

Мухи, вы мухи, комаровы подруги,

Пора умирать. Муха муху ешь, а последняя, себя съешь.

Игра «Ловля мух»: от каждого класса по 2 участника- «мухи», и 1 ведущая- «девушка». Задача «девушки» за 1 мин. поймать как можно больше мух. Затем роли меняются. Игра проходит под подвижную музыку.

Осень : Стоит лепёшка на одной ножке,

Кто мимо ни пройдет, всяк поклонится. Что это?

Стих: « Рыжик»

Осень : 27 сентября в народе отмечается праздник «Воздвижение». С этого дня в огороде убирают последние овощи, какие?

В народе говорят: «Воздвижения жди, да репку рви»

Сценка «Что нам осень принесёт?»-2 класс

1 девочка:

Однажды хозяйка с огорода пришла

Хозяйка в корзине домой принесла…

(Из большой корзины выглядывают овощи и загадывают загадки)

1.Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда вкусная (…)?

2.Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нём сто одежек

И все без застёжек

3.Заставлю плакать всех вокруг

Хоть я и не драчун, а (…)

4.Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней (…..)

5.Лежит урода посреди огорода,

На всех зла,

А всем мила. (…..)

6.Лежит Егор под межой,

Накрыт зелёною фатой.

7.Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Кругла, румяна, сладка на вкус,

Узнали вы? Я (……)

8.Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (…….)

Инсценировка песни «Что нам осень принесёт?»

Осень: Уж падают желтые листья,

Уж воздух остыл и свежей, на землю спускается вечер

Всё раньше, с днём каждым темней.

О каком месяце загадка?

Выходит октябрь.

Октябрь- от слова октобер (восьмой)- в Древнем риме октябрь был восьмым месяцем.

Октябрь в народе называют листопадником, листобоем.

Другое название – грязник, хлебник, капустник.

Догадайтесь, ребята, почему такие названия носил октябрь у русского народа?

Грязник- потому, что часто шли дожди и размывали дороги.

(Знать осень в октябре по грязи.)

Хлебник- собрали весь урожай с полей.

Капустник -рубили капусту на засолку: «Сентябрь пахнет яблоком, октябрь –капустой»

1 мальчик:

Вот и подошло 8 октября – время убирать с огорода капусту. Этот день в народе называется Сергей- капустник. После уборки капусты её старались быстрее засолить, пока не задрябла. Это была работа для всей семьи, каждый старался принять в ней участие- от мала до велика. А чтобы капуста не перекисла. Клали в неё осиновое полешко.

Конкурс- эстафета: приглашаются от каждого класса дети и родители. За 5 минут надо нашинковать капусту для засолки.

(1 участник очищает капусту, второй режет, третий трет морковь, четвёртый солит, пятый убирает рабочее место.)

По окончании конкурса работу отмечают аплодисментами.

2 мальчи к: На Руси свято соблюдался обычай, по которому можно было ждать хорошего урожая капусты на следующий год. Самый старший член семьи, бабушка, пекла пирожки с капустой, с первым пирожком бежала на капустную грядку, закапывала его там и приговаривала: «будь густой, а не будь пустой»

Игра: дети делятся на 2 команды по несколько человек в каждой. У каждого участника по пирожку в руке. По очереди участники подбегают к капустной грядке, кладут пирожок и приговаривают: « Будь густой, а не будь пустой ». Потом возвращаются к своей команде. (пирожки можно постряпать из соленого теста, а капустная грядка- листы капусты, которые остались после предыдущего конкурса.)

Осень: Листик, листик вырезной.

Солнышком окрашенный,

Был зелёный ты весной,

А теперь оранжевый.

Осень: вот и наступает 14 октября. – покров Пресвятой богородицы, один из самых почитаемых праздников на Руси. Существуют приметы погоды, связанные с этим днём.

    Каков Покров- такова и зима.

    Если суббота перед покровом наголе, так до 8 ноября снега не будет.

    На покров до обеда- осень, после обеда- зима.

    В октябре зима с бела гнезда снимается, к мужику в гости собирается.

3 мальчик : с этого дня начинали утеплять дома. Мужицкая работа- задолго до Покрова привести мох с болота, высушить его, приготовить для утепления избы. А потом со словами: «батюшка Покров, покрой нашу землю теплом, а хозяина добром», начинали заделывать щели.

3 девочка : на Покров, когда все работы закончены, в амбарах лежал обмолоченный хлеб, а в погребах – заготовленные овощи, варенья и соленья, начиналась на деревне пора свадеб. Белое одеяние земли на Покров напоминает белый наряд невесты. Если снежок выпал на Покров, то просватанную девушку ждёт счастье, отступит от её порога нечистая сила.

Частушки.- 4 Потешки «Уля и Филя», « Тит, иди молотить»- 1 класс.

Осень:

Осень в сад к нам пришла

Красный факел зажгла.

Здесь синички снуют

И галдя его клюют.

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

Конкурс стихов про осень.

Песня « То берёзка, то рябина»-3 класс.

На этом наш праздник заканчивается. Осень приглашает всех на чаепитие.