Народный фольклор для детей загадки. Русские народные детские загадки

Загадка - это особый вид острословия, которому во все времена уделялось внимание в обществе. Эту часть фольклора активно использовали для обучения, создания определённого настроя и представлений у людей разного возраста и положения. Соответствующие случаю загадки русские народные появлялись в учебниках, книгах, журналах и газетах, а также распространялись в устной форме.

Понятие и особенности русской народной загадки

Как правило, под загадками понимают иносказание в виде описания вещей или явлений, заданное в вопросительной форме. Добавление "русская народная" подразумевает, что оно появилось и используется на территориях славянских стран или среди русскоязычного населения.

Многие люди, понимая суть этой части фольклора, не способны дать ей внятного определения, но обязательно приведут в качестве примеров одну из известных им загадок. Среди особенностей этого явления выделяют:

  • Сфера распространения - все славянские народы и территории. В русские народные загадки, пословицы, поговорки и прибаутки входит фольклор со всей территории бывшей Российской империи (СССР). Причём существуют загадки белорусские, марийские, волжские, сибирские и пр.
  • Отсутствие авторских прав. Установить конкретного создателя загадок невозможно. Они просто появляются в определённый период, устаревают, исчезают или перерабатываются в более современные варианты. Так что сборники разнообразных загадок не пишут, а составляют.
  • Конкретный предмет. Фольклор, особенно предназначенный для детей, крайне редко оперирует отвлечёнными понятиями вроде жизни, смерти, души и морали, а сосредоточены на конкретных понятиях. Например, русские народные рассказывают не об этом явлении, а о вполне осязаемых облаках или дыме, то есть о вещах, которые каждый видел и может опознать.

Место в фольклоре и свободном творчестве

Загадки русские народные - это один из самых значимых и живых поэтических жанров, по которому можно мировидение в обществе. Ещё 60-70 лет назад они составляли значительную часть досуга молодёжи и официальная власть использовала их в том числе для пропаганды.

Пик изучения загадок как части фольклора и составление сборников пришлось на XIX-XX века. В частности, в 1837 году вышли в свет "Сказания русского народа" и "Пословицы", составленные талантливым археологом и путешественником И. П. Сахаровым. А в 1976 году свои "Загадки русского народа" выпустил Д. Н. Садовников. Сборник из 2504 пунктов впоследствии неоднократно переиздавался.

Определённое внимание загадкам уделяли и в СССР. В 1932 году под редакцией М. А. Рыбниковой вышел самый полный сборник, включающий в себя фольклор различных регионов, творчество школьников и новые "советские" придумки.

  • 2 сохи. 2 репы. Посредине фабрика. РСФСР.
  • Не свекла и не морковка, а красная головка. Пионерка.
  • Кто с голосом, но без голоса. Лишенец, то есть поражённый в правах.

В дальнейшем серьёзная работа М. А. Рыбниковой стала источником для создания развивающих детских книг. Загадки из неё можно встретить и во многих современных изданиях.

В XXI веке количество новых загадок заметно уменьшилось, но сами они стали значительно сложнее и порой отдают циничным юмором. Повсеместно используется и наследие советских времён - в учебниках начальной школы и развивающей литературе для самых маленьких (3-6 лет).

Устаревшие загадки. Формы

Как и всякой части русского языка, фольклору свойственно обновление. В первую очередь забываются загадки русские народные о вышедших из употребления вещах. Например:

  • Выпашу чистое поле. Чёрных овец нагоню. Хлеб в печке .
  • Стоит Трошка на одной ножке, крошит огненные крошки. Светец - подставка для лучины.
  • Чёрный ездин по печке ездит. Печной ухват .

Технический прогресс вычеркнул из фольклора немало, и заполнить пустоту оказалось нечем. На сегодняшний момент в 80% всех известных загадок, так или иначе, используются устаревшие слова и выражения - кафтан, орда, жернов, царь и пр. Пока они ещё понимаются людьми (и особенно детьми) и остаются частью культурной традиции.

Повсеместно употребляемые загадки имеют несколько словесных форм:

  • Повествовательную с вопросительной интонацией. Например: "Четыре брата стоят под одной крышей". Стол.
  • Стихотворную разной длины - от 6 до 30-40 слов. Например: "Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном. На столбе золотом". Рожь.
  • Продолжающиеся. Для этого вида характерно гладкое описание вещи, где каждая последующая фраза - это продолжение предыдущей. Например: "Стоят вилы, а на вилах бочка. На бочке махало. На махале качало. На качале зевало. На зевале сморкало. На сморкале мигало. На мигале поле. Над полем лес, а в лесу свинки - золотые щетинки". Человек.

Стоит отметить, что подобного рода русские народные и часто перенасыщены иносказаниями. Давать их следует либо взрослым, либо детям от 10 лет.

Стихотворные загадки

Отмечают, что фольклор в стихотворной форме на слух кажется более ярким и легче запоминается. Большинство известных загадок и присказок, в том числе очень короткие, рифмованы. Чаще всего используется трёхстопный или четырёхстопный хорей:

  • Спереди шильце. Сзади вильце. На груди - полотенце. Ласточка.
  • Белые хоромы. Красные подпоры. Гусь.
  • Что такое перед нами? Две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиделка на носу. Очки.

Русские народные загадки в стихах могут иметь 2 вида:

1. Рифмованный вопрос.

2. Неоконченное стихотворение, где ответом является последнее слово в рифму. Чаще всего их используют для обучения детей счёту, алфавиту, природоведению.

и погоду

Разнообразные природные явления всегда были предметом пристального внимания в фольклоре. Вода, земля, луна, реки, звёзды и множество иных вещей - все они были предметом загадывания. Причём пик их появления пришёлся именно на конец XIX - начало XX века, когда люди начали гораздо больше внимания уделять окружающему миру. В то время появляются русские народные загадки про воздух, туман, дым и облака - явления очень эфемерные.

  • Доброе, хорошее. На всех смотрит, а на себя не велит. Солнце.
  • Белая птица в небе. Отдыхает на глыбе снега. Луна в облаках.
  • Бежала - шумела. Умерла - заблестела. Замёрзшая река .
  • На улице столбом. В избе - скатертью. Дым .
  • Летит орлица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала. Облако.
  • На всякий зов даю ответ, а тела и души - нет. Эхо.

Не менее популярный предмет - времена года и погодные явления. Особенно интересны русские народные зиму и связанные с ними события вроде снега, листопада, мороза, вьюги и ветра.

и людей

Детское мышление требует указания на конкретные вещи и потому русские народные загадки о животных (диких и домашних) во все времена составляли значительную часть этого вида фольклора. Причём они полезны вдвойне, так как в игровой форме доводят до ребёнка информацию о поводках, поведении или опасности того или иного зверя. Например:

  • Маленький, да лёгонький. А за хвост не поднимешь. Ящерица.
  • За полем и леском кипит гора с песком. Муравейник.
  • По болоту прыгает, по-человечьи плавает. Лягушка.
  • С рогами, но не бык. Бегает, как стрекоза. Прыгает, как блоха. Олень.
  • Висит сито. Не руками свито. Паутина.
  • Летит - пищит, сидит - молчит. Кто его убьёт - свою кровь прольёт. Комар.
  • Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. Петух.
  • По полям рыщет. Ягнят и телят ищет. Волк.

Детские загадки русские народные, посвящённые человеку, позволяют в развлекательной форме научить ребёнка азам анатомии. Они научат определять части тела по одному только описанию.

  • 2 брата живут через дорогу. Один другого не видит. Глаза.
  • Живут 5 братьев. Имя у всех одинаковое. Пальцы.
  • Меж двух светил я один. Нос.
  • Один говорит. Двое глядят, да двое слушают. Рот, глаза и уши.
  • Какая часть у человека всегда мокрая? Язык.

Загадки про числа, алфавит и учебный процесс

После революции 1917 года и становления нового государства в обществе начали большое внимание уделять грамотности населения. Отправить на курсы чтения пожилых людей, уже имеющих внуков, было обычным делом. А вот среди подрастающего поколения престиж образования помогали распространять загадки русские народные, стишки и частушки о неучах. Весь фольклор по этой тематике можно разделить на следующие группы:

1. Об учебных принадлежностях - тетрадях, книгах, учебниках и пр.

  • Белое поле, чёрное семя. Кто его сеет - тот разумеет. Книга.
  • Когда зрячий человек бывает слепым? Неграмотный.
  • Не говорит, не рассказывает, а пример показывает. Плакат.
  • На одной бумаге весь мир помещён. Географическая карта.

2. Об алфавите, цифрах и прочих науках.

Детские загадки русские народные, составленные в стихотворной форме (с ответом-окончанием), очень эффективны как средство обучения первоклассников азам письма и арифметики.

Загадки о еде и вещах

Самая обновляемая часть фольклора, в которой загадки отмирают вслед за выходом из употребления тех или иных вещей. Но вместо них также регулярно появляются новые. Так что легко можно найти загадки про русскую печь, кочергу или коромысло, а также про компьютер, сотовый телефон, автомобиль или самолёт.

Тематика этой группы очень обширна и в любом сборнике легко найдётся загадка про русский народный инструмент, одежду, отопление, рукоделие, технику и пр.

  • Гладит всё, чего касается, а дотронешься - кусается. Утюг.
  • Конь стальной, а хвостик шёлковый (льняной). Иголка с ниткой.
  • Одной рукой встречает. Другой провожает. Дверь.

Загадки про еду большей частью сосредоточены вокруг нескольких важнейших продуктов, доступных всем - хлеба (ломти, каравай), соль, сахар, блины, тесто, молоко.

Загадки для взрослых. Эротический фольклор

Бытует мнение, что русские народные загадки о природе, вещах и еде предназначены для детей. Но это не совсем так. Огромный пласт фольклора имеет прямое отношение к взрослым людям. И это не только особо сложные формы, но и эротические загадки - категория "18+". Несмотря на строгую религиозную, а затем и партийную цензуру они процветали во все времена.

Загадки для взрослых всегда двусмысленны и глубоко ироничны, так как строятся на обманутых ожиданиях. Произнося текст, исполнитель делает вид, что не понимает сексуального смысла ключевых слов вроде "дырка", "теребить", "долбить" и пр. А главная ложь состоит в том, что ответ на загадку не содержит нескромного смысла. Например:

  • Два яблочка во мху. Морковка наверху. Глаза и нос.
  • Между ног болтается - на букву "х" называется. Как увидит букву "п" сразу поднимается. Хобот слона и пища.
  • Из задницы в рот. Яйцо.
  • Висит - мотается. Всяк за него хватается. Полотенце.

Загадки, как часть фольклора, существуют во всех странах. Но русские выделяются на общемировом фоне своей многочисленностью, разнообразием форм и значимостью для общества.

Загадки как малый жанр фольклора.
Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека. Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба. В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.
– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.
Что ходит утром на 4 ногах,
В полдень – на 2 ногах, А вечером на 3 ногах? Ответ: Человек.
Почему вы так думаете?
Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.
Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.
– Как создаются загадки?
– Кто создает загадки?
А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть "красного петушка, что по жердочке бежит", или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:
"Сидит девица в темнице, А коса на улице".
Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она "без лица в личине". Настоящее лицо загадки скрывается под "личиной", и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

Как “сделана” загадка.

"Стоит девица в избе, А коса – на дворе".
Кого надо нам разоблачить?
Девицу с косой.
Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.
Что это за предмет? Печь.
Как получилась эта загадка?
Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.
В каждой загадке есть главные слова.
На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?
"Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)
Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.
"Выше леса стоячего, Ниже облака ходячего,Стоит безуглый дом,Без дверей, без окон". (Гора.)

Загадки бывают различных типов.
1. Где перечисляются различные признаки:
Кафтан на мне зеленый,А сердце, как кумач.На вкус, как сахар сладок,А сам похож на мяч. (Арбуз.)
2. Краткая характеристика предмета:
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)
(Здесь признак предмета и сравнение.)
3. Сравнение. Отрицательное сравнение.
Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)
Летит, а не птица, Воет, а не зверь. (Ветер.)
4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.
Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).
Отгадывание загадок и определение их тематики.

Составление загадок.

Вот мы с вами и на острове загадок.
Со страницы книжки в гостиК вам я шла,Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.
На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.
– Из рассыпанных слов составить загадку.
1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ежик.)
2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. (Река.)
3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры . Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia - притча 1).

Загадки - одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И. Даль писал, что загадка - это

"иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки". 2

Фольклористы определяют загадку как

"иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать". 3

Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. 4 Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.

Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает - другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" - ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?" - звезды). Загадки могут строиться на диалогах: - Это черное? - Нет, красное. - А почему белое? - Потому, что зеленое (красная смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь. (Репа)

В загадках используются разные средства и приемы художественной выразительности: сравнения ("черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повертка в лес" - сорока), метафоры ("пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают" - руки), гиперболы ("у матери двадцать деток, все детки - однолетки" - курица с цыплятами).

Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" - опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" - молотьба хлеба) 5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" - "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" - разговор ухвата и помела).

В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.

Урок-обобщения в 5 классе по теме "Устное народное творчество". Формой урока избрала - праздник.

Цели урока:

1. Проверить и закрепить знания учащихся о загадках.

2. Развивать интерес к устному норадному творчеству, к традициям русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устное народное творчество в 5 классе.

Учитель Шапиро Елена Николаевна

ГСКОУ школа № 69

Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, ул. Красноармейская, д.15

e-mail: [email protected]

Тип урока: урок-обобщение

Форма урока: праздник загадок

Цели:

  1. Проверка и закрепление знаний учащихся о загадках;
  2. Развитие интереса к устному народному творчеству;
  3. Развитие логического мышления, внимания;
  4. Воспитание любви к русскому народу, его традициям.

ХОД УРОКА:

Ведущий:

Добрый вечер, дорогие друзья!

Сегодня мы вас пригласили на очень необычный вечер – вечер загадок.

На нашем вечере будет всё: вопросы и ответы, удачи и поражения, смех и, может, даже слёзы, игры, конкурсы, весёлые соревнования, чай и пироги!

Итак, начнём!

А начнём с гостей.

Первая гостья – бабушка-загадка. Встречайте!

(звучит музыка, входит бабушка-загадка в цветном платье, с платком на голове, с корзиной в руках)

Бабушка-загадка:

Здравствуйте, милые! Радостно мне видеть здесь так много милых, добрых, красивых лиц!

Я – бабушка-загадка. Посмотрите, какое на мне платье: пёстрое, разноцветное, яркое. И вот загадки такие же, как моё платье: пёстрые, разноцветные, яркие!

А вы любите загадки?

А что больше любите: отгадывать или загадывать?

Сегодня каждый из вас получит возможность сделать то, что ему нравится: кому нравится загадывать – будет загадывать, кому нравится отгадывать – будет отгадывать. А я бабушка щедрая. Смотрите, с какой большой корзиной пришла. В корзине этой всё, что необходимо к чаю: баранки, пряники, печенье, конфеты. И всё это для вас.

(в дальнейшем за каждый правильный ответ, за каждое задание ребёнок получает приз из корзины).

Ведущий:

Русские народные загадки – один из древнейших жанров русского фольклора.

Бытовали и записывались загадки преимущественно в крестьянской среде. Именно поэтому речь в них идёт главным образом о предметах, близких крестьянину. Здесь и явления природы, орудия труда и обихода, крестьянское жилище, животные и растения, его окружающие.

Бабушка-загадка:

А вот у меня в правом кармане записочки лежат. А на записочках темы загадок. Вот я сейчас записочку вытащу и узнаем, на какую тему загадки начнём отгадывать.

(дети делятся на две группы. Бабушка-загадка по очереди загадывает командам загадки: по 6 загадок каждой команде)

  1. Небо и земля, явления природы.

1). Голубой шатёр весь мир накрыл. (Небо)

2). Поле голубое серебром усыпано. (Звёзды на небе)

3). Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт)

4). Золот хозяин на поле.

Серебряный пастух с поля. (Солнце и месяц)

5). Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

6). Не стукнет, не брякнет, а в окно войдёт. (Рассвет)

7). Заря-заряница, красная девица,

По лесу ходила, ключи обронила,

Месяц видел- не сказал,

Солнце увидало- подняло. (Роса)

8). Сивые кабаны всё поле облегли. (Туман)

9). Шёл да шёл, да и в землю ушёл. (Дождь)

10). Что ни в руках не удержать, ни в решете не унести? (Вода)

11). Без рук, без ног всё бежит. (Река)

12). Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши. (Мороз)

(Подсчитывается количество правильных ответов у каждой команды. Сколько правильных ответов, столько призов из корзины бабушки-загадки получает команда)

Бабушка-загадка:

А вот у меня в корзине есть краски, кисточки и альбомные листочки. Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? Правильно, рисовать. А что рисовать? Отгадку. Каждая команда получает свою загадку. А отгадку вы должны не сказать, а нарисовать.

1). Не говорит, не поёт,

А кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)

2). Мохнатенька, усатенька,

Сядет – песенки поёт. (Кошка).

(Подведение итогов и награждение)

(Стук в дверь)

Ведущий:

Ребята, кто-то к нам стучится. Кто бы это мог быть? Сейчас посмотрим.

(открывает дверь, входят старички-лесовички)

1 Лесовик:

Здравствуйте, люди добрые! Мы пришли к вам издалека. Угадайте, где мы живём, откуда пришли:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Что это за дом? Правильно, я пришёл к вам из лесу. В моём заповедном лесу каких только подарков нет.

Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки

В кузовок берестяной.

(показывает кузовок)

2 Лесовик:

Что в нём лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете. Только уговор-кричать отгадку нельзя. Знаешь отгадку – подними руку.

Иду я ельником после дождя, смотрю:

В лесу под ёлкой крошка –

Только шапка да ножка. (Гриб)

(Достаёт из кузовка нарисованный гриб и отдаёт тому, кто отгадал)

1 Лесовик:

В моём лесу растёт кустарник, а в нём:

Мальчик-крошка в костяной одёжке.

У этого мальчика

Шапочка зелёная

До ушей надвинута.

Что это за мальчик? (Лесной орех)

(Достаёт из кузовка нарисованный орех и отдаёт тому, кто отгадал)

2 Лесовик:

В моём лесу под деревом

Андрейки

Все в тюбетейках.

Что это такое? (Жёлуди)

(Достаёт из кузовка нарисованный жёлудь и отдаёт тому, кто отгадал)

1 Лесовик:

Вон какой наш лес,

Полон загадок и чудес!

Ну, а нас-то вы узнали? Кто мы? Как нас зовут?

(Достаёт из кузовка нарисованного лесовика и отдаёт тому, кто отгадал)

Ведущий:

Молодцы, ребята! Все загадки старичка-лесовичка отгадали. А давайте-ка подсчитаем, кто сколько очков своей команде принёс.

(Подведение итогов)

Лесовик:

А вы, ребята, знаете загадки? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную загадку, а кто окажется самым сообразительным. Только чур – все загадки должны быть лесные.

(Команды задают друг другу загадки. Бабушка-загадка за каждый правильный ответ даёт подарок из своей корзины)

ЗАГАДКИ:

1). Весной веселит, летом холодит,

Осенью умирает, весной оживает. (Лес)

2). Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

3). Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова. (Берёза)

4). Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

5). На кусте вырос,

По рукам покатился,

На зубах очутился. (Орех)

6). Стоит Яшка в красной рубашке,

Кто мимо пройдёт, всяк ему поклонится. (Земляника)

7). Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька. (Черника)

8). Стоит Трошка на одной ножке,

Его ищут, а он молчит. (Гриб)

9). Какой колокольчик не звенит? (Цветок)

10). Эко ты дерево, и зиму и лето зелено. (Ель)

11). Летом кружатся, на землю ложатся,

С земли не встают и тут изгнивают. (Листья)

12). Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение)

Лесовик:

Молодцы, ребята! Порадовали старика!

(Подведение итогов)

Ведущий:

А теперь всех приглашаю на рынок. Овощи да фрукты покупать.

(Выходят два продавца с лотками. На лотках – овощи и фрукты)

1 продавец:

Вот у нас на лотках много разных овощей и фруктов. Начнём с того, что посмотрим, знаете ли вы их?

(Показывают овощи и фрукты, дети называют их)

2 продавец:

Чтобы эти овощи и фрукты оказались у вас, вы должны про них загадку загадать.

(каждой команде дают по три предмета: 1). Капуста, помидор, огурец; 2). Морковь, лук, горох. Команды загадывают загадки про эти овощи друг другу. Если про все овощи загадки загаданы, то овощи остаются в команде в качестве призов).

1 продавец:

А теперь мы будем вам загадывать. Отгадаете – отгадку тут же получите в качестве приза.

(Все овощи варёные)

1). Под землёй птица гнездо свила и нанесла яиц. (Картофель)

2). Лежат у матки телятки гладки,

Лежат рядками, зелены сами. (Огурец)

3). Красна, в землю вросла. (Свёкла)

4). Красна, да не девка,

Хвостата, да не мышь. (Морковь)

5). На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков. (Горох)

6). Кто меня тронет, тот заплачет. (Лук)

2 продавец:

Ну вот, все загадки загаданы, все отгадки сказаны, все овощи отданы. А кто из вас знает, для приготовления какого блюда нужны все эти овощи? (Винегрет)

Но винегрет нельзя приготовить ещё без двух ингредиентов. Отгадайте, что это?

1). Что всегда поверх воды? (Масло)

2). Меня одну не едят, а без меня не едят. (Соль)

1 продавец:

Предлагаю все овощи вместе сложить, по одному человеку от команды сюда пригласить и поручить им приготовить для всех винегрет.

Ведущий:

Пока наши повара готовят винегрет, мы продолжим состязание.

Конкурс называется: Кто быстрее оденется.

Я загадываю загадки. Отгадки находятся перед вами. Загадки для всех одинаковые, отгадки тоже. Как только я загадаю загадку, вы отгадываете её, бежите к отгадке, берёте и надеваете на одного из игроков. Важно: кто быстрее и в нужном порядке оденется.

1). По дороге я шёл, две дороги нашёл

Да и в обе пошёл. (Брюки)

2). Собой не однака, а нужна одинако,

Младенцу и мертвецу и доброму молодцу. (Рубашка)

3). Надену – ободом сведёт,

Сойму – змеёй упадёт,

Тепла не даёт, а без него холодно. (Пояс)

4). Два арапа, родные брата, ростом по колено,

Везде с нами гуляют и нас защищают (Сапоги)

5). Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)

6). Сижу верхом, не ведаю на ком,

Знакомца встречу – соскочу, привечу. (Шапка)

7). Построен хлевец для пяти овец . (Рукавички)

(Во время проведения этого конкурса желательно между командами поставить ширму, чтобы игроки не видели друг друга)

Ведущий:

А теперь немножко отдохнём и послушаем истории о загадках.

1 ученик:

Древние люди относились к загадкам серьёзно. Когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загаданных ему загадок.

2 ученик:

В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь – останешься жить, а нет – пеняй на себя.

3 ученик:

Древнегреческий миф рассказывает, что крылатый лев с головой женщины – сфинкс – задал царю Эдипу трудную загадку: «Утром на четырёх, в полдень на двух, а вечером на трёх. Кто это такой?». Эдип разгадал: «Ребёнок-ползун, взрослый человек, старец с костылём». Побеждённый сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился.

Древние люди хотели этим сказать, что человек может разрешить любую тайну суровой природы. Загадка эта обошла весь мир.

Ведущий:

Спасибо ребятам за интересный рассказ. Ну а посмотрим, как дела у наших поваров.

Винегрет готов! Самовар вскипел! Пироги на столе! Осталось посмотреть, какая команда к нашему столу набрала больше угощений из чудесной корзины бабушки-загадки.

(Подведение итогов, награждение, чаепитие).


Произведения устного народного творчества передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Это песенки и потешки, пестушки и прибаутки, считалки и заклички, сказки и загадки.

Загадка – самый распространённый жанр устного народного творчества и представляет собой «иносказательное поэтическое описание предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.» Русский фольклор обладает огромным богатством загадок, которые раскрывают представления народа об окружающих его предметах, о природе, её явлениях. В них всегда указаны главные качества загадываемого предмета, по которым он отличается от других, похожих на него.

Современная жизнь внесла свои изменения в содержание загадок. В них отразился технический прогресс, быт и культура другого поколения людей. Многие загадки стали авторскими и относятся уже к разделу литературных загадок.

Загадки имеют огромное воспитательное значение, так как они развивают мышление и внимание, память и наблюдательность, речь и звукопроизношение.

Использование загадок помогает мне разнообразить занятия, интересно организовать досуг детей, где они расширяют свой кругозор и самостоятельность.

При отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо соблюдать важное требование – их доступность. Каждая загадка – это своего рода логическая задача, в ней содержится вопрос, а решением этой задачи будет являться ответ. Поэтому, подбирая загадки для младшего дошкольного возраста я ориентировалась на то, чтобы они были конкретными, без многочисленных признаков предмета, чтобы ребёнку можно было легче их запомнить и соотнести с загадываемым предметом. В начале предлагала загадки, в которых говорится об игрушках, о домашних животных, о предметах домашнего обихода. Старалась, чтобы в вопросе были отмечены внешний вид предмета (форма, цвет, величина) или какие-либо свойства, хорошо знакомые детям (голос животного, внешний вид, повадки).

Например: «Хвост крючком,

Нос пятачком.» (Поросёнок)

«Семьдесят одёжек,

И все без застёжек.» (Капуста)

«Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет – песенку поёт.» (Кошка)

«Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.» (Мяч)

Организовывала с малышами викторины «Узнай и покажи», «Отгадай, что в кузовке». Нужно было отгадать загадку и правильно найти картинку к отгадке. Детям очень нравятся подобные мероприятия.

Дети пятого года жизни уже могут выделять в предметах и материал, из которого они сделаны, и вкус, и сравнивать предметы между собой. Поэтому и тематика подбора загадок гораздо шире. Детям этого возраста подбирала загадки, в которых отражены особенности домашних и диких животных, овощей и фруктов, некоторых предметов домашнего обихода и одежды, орудий труда, транспорта и явлений природы. Признаки предметов должны быть четко выражены.

Например:

«Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.» (Лиса)

«Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня… (Луной).»

Также использовала загадки, где есть сравнения – метафоры.

Например:

«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.» (Снег)

«Вился, вился белый рой,

Сел на землю — стал горой.» (Снег)

Чтобы занятия по развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, художественной литературе были интереснее и разнообразнее, подбирала нужные загадки, которые соответствуют теме данного занятия.

Проводила с детьми различные развлечения с использованием загадок на разные темы. Например : «К нам в гости пришли и подарки принесли.» (Каждый из гостей загадывал загадку о своём подарке.); «Приход тётушки Загадушки».

Кругозор старших дошкольников значительно расширяется. Дети шестого года жизни сравнивают, обобщают и уже могут делать выводы по своим наблюдениям. Учитывая эти возрастные особенности в работе использую загадки разнообразной тематики на занятиях, прогулках и в быту. Характеристика загадываемого предмета может быть краткой, среди признаков должен обязательно присутствовать существенный, именно для данного предмета. Например , на прогулках, чтобы вызвать интерес к какому – либо объекту или явлению, предлагаю детям разгадать загадку.

«Пушистая вата

Плывёт куда-то.» (Облако)

Затем вместе с детьми рассматриваем облака, высказываем мнение, на что они похожи, быстро или медленно движутся, как можно определить силу ветра по их движению (сильный ветер – облака двигаются быстро, слабый – медленно).

Помогая младшему воспитателю во время хозяйственно-бытовой деятельности, предлагаю детям догадаться, о чём я спрашиваю:

«Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.» (Пылесос)

Летом и осенью с детьми наблюдали за жизнью насекомых, за различными растениями, а затем все свои наблюдения использовали при проведении викторин. «Угадай на вкус» (дары осени), «Поле чудес» (загадки о птицах и насекомых) «Когда это бывает» (загадки о явлениях природы), «Из какой сказки» (загадки о сказочных героях).

Для работы по использованию загадок в воспитании и всестороннем развитии детей подбираю нужную литературу, записываю загадки, классифицирую их по темам.

Используемая литература:

1. Русский фольклор/Составитель В. Аникин. — М: «Художественная литература», 1985.

2. Загадки, считалки и скороговорки. О.Д. Ушакова. — Санкт-Петербург: «Дом «Литера», 2013.

3. Загадки для малышей. В. Степанов. — «Издательство «Фламинго», 2014.

4. Загадки для малышей. Юрий Кушак. — «Издательство «Фламинго», 2013.

5. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.