Ознакомление с окружающим подготовительная группа осень занятие. «Осень золотая

Составитель:

Айгумова Светлана Магомедовна,

воспитатель

МБДОУ детский сад "Белоснежка"

п.Солнечный Сургутский рн

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Р азвивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Р ечевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

В оспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

Информационно – рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях. )
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь - шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона , грач, галка, голубь, ласточка, воробей , утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Никитина Инна Александровна
Воспитатель

Программное содержание:
1. Научить детей узнавать и называть осенние месяцы. Познакомить с народными названиями сентября, октября и ноября.
2. Развивать память, речь, сообразительность.
3. Воспитывать любознательность. Расширить знания детей о явлениях природы.
Словарная работа:
Ревун, листопадник, листогной.
Материал:
Осенние листья, пенёк, костюм лесовика и осени, 12 рисунков «Времена года», грамзапись «В гостях у сказки».
Предварительная работа:
Повторить понятия в форме дидактических игр: год, месяц, недели, день. Чтение стихов об осени, осенних примет.
Ход занятия:
Воспитатель: « Ребята сегодня к нам в группу пришла телеграмма.» (Показываем детям)
— Вы хотите узнать, что там написано? (ответы детей)

(Читаем телеграмму)
Дорогие ребята, приглашаю всех вас ко мне в гости.
Воспитатель: Но, кто написал эту телеграмму, я не знаю. Давайте ребята сходим в лес и узнаем: «Кто же нас пригласил?»
(Дети входят в группу). Включается грамзапись «В гостях у сказки».
Воспитатель: Посмотрите — кА, ребятки, как красиво-то в лесу. Что вы здесь видите? (Ответы детей)
Появляется старичок — лесовичок.
Старичок – лесовичок: — Здравствуйте ребятки!
(Дети здороваются)
Воспитатель и дети спрашивают: « Ты не знаешь, кто нас в гости в лес пригласил, не ты ли это?»
Старичок – лесовичок: Нет, это не я. Но я вам помогу. Но только вы сначала должны разгадать и растолковать мою сказку.
Воспитатель: Попробуем ребята!
(усаживаем детей полукругом)
Старичок — лесовичок: — Живет – поживает старик – годовик, где поживает – никто не знает. Как — то раз стал он махать руками, да птиц пускать. И каждая птица со своим именем. Вот махнул старик – лесовичок первый раз, полетели первые три птицы. От крыльев холодом повеяло, с перьев белый снег осыпается. Махнул старик – лесовичок второй раз и полетела вторая тройка. Стал снег таять, трава ожила, показались цветы. Махнул старик – лесовичок третий раз – и полетела третья тройка. Стало солнышко греть, поспел в поле хлеб. И в четвёртый раз махнул старик – лесовичок и полетели ещё три птицы. Подул ветер, пожелтели листья и трава, земля оделась в золотой наряд. А птицы–то были не простые у каждой птицы по 4 крыла, а в каждом крыле по 7 перьев, а всякое перо со своим именем. Одна половинка белая, другая черная. Махнет птица раз, станет светло – светло, махнет другой — темным — темно.
Старичок — лесовичок: «Вот скажите теперь ребятушки, что за тройки выпускал старик – лесовик? Какие 4 крыла у каждой птицы? А какие 7 перьев в каждом крыле? И как это понять, что у каждого пера одна половина- черная, а вторая — белая?»
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Н молодцы ребята! Сказка – то мудреная, а вы во всех хитростях разобрались. А теперь угадайте, кто же вас сюда пригласил: Приходит она, когда пусты поля, желта земля, лист опадает, дождь поливает, когда это бывает?
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Да, это осень. Пришла пора пригласить к нам нашу матушку осень:
— Осень, осень золотая (идем по кругу)
Приди осень с радостью (поклон)
С великой милостью
С караваем высоким (подтянуться)
С корнем глубоким (наклониться)
С дождями сильными (в ладоши)
С дарами обильными (руки вперед)
(Повторяем 2 раза)
(Входит осень)
Осень: Я леса разукрасила
Паутинки развесила
Землю к празднику прибрала
Я из далека шла, много радости, веселья принесла.
Осень: — Здравствуйте гости, дорогие, как же вас много. А моих ребятушек не видали?
Воспитатель: — А кто твои ребятки?
Осень: — У меня три сына: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. (показывает картинки)
Самый старший Сентябрь, в народе его часто зовут Ревун.
Старичок – лесовичок: — Ребята, а как вы думаете, почему его так зовут?
(Ответы детей)
Воспитатель: — А как его еще можно назвать?
(Ответы детей)
Осень: — Средний сын — это Октябрь. Он приходит сразу за сентябрем. Народ ему то — же имя ласковое дал – листопадник.
Старичок – лесовичок: — А почему его так назвали?
Воспитатель: — А как вы бы его назвали?
(Ответы детей)
Осень: — А самый младший сын — это Ноябрь. Народ тоже его любит и прозвал его листогной. (воспитатель задает тот же вопрос))
— У меня есть фотографии и их двоюродных братьев. (Достает другие картинки)
(Старичок отбирает фотографии и путает)
Осень: — Что же ты наделал лесовичок, как же я теперь среди них своих ребят найду?
Воспитатель: — Ребята давайте поможем осени отыскать ее ребят на фотографии.
(Дети ищут)
Осень: — А как вы узнали ребята, что это именно мои ребятки?
(Ответы детей)
Осень: Спасибо ребятки, а за вашу помощь получите подарки от меня. (Раздает по одному желтому листочку)
— До свидания, гости дорогие. А теперь мы с лесовичком пойдем в лес искать ребят моих. А если, ребята, они к вам придут, то вы их по фотографиям узнаете.
(Осень и лесовичок уходят)
Воспитатель: Ребята, куда же мы ходили сегодня?
(ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята, осень фотографии – то с собой унесла. Видать оставить забыла. Что же теперь делать? Как же мы ее детей – то узнаем? Давайте нарисуем.
-А вы все запомнили?
(Ответы детей)
Усаживаем детей за стол
Воспитатель: Дети что вы нарисовали?
(Ответы детей)
— А как в народе их называют?
(Ответы детей)
— А почему же их так называют?
(Ответы детей)
— Молодцы, ребята, хорошие у вас получились рисунки. Теперь мы повесим их в наш уголок, и будем знать, кто такой: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

  • Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 МБДОУ «Детский сад 6 "Чебурашка"» Конспект занятия по "Ознакомлению с природой" в подготовительной группе на тему "Золотая осень" Воспитатель: Супранович О.С уч.год

    2 Содержание Систематизировать представления детей о характерных признаках осени. Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения. Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе. Оборудование Стулья расставлены полукругом по количеству детей. Доска с таблицей, фломастер, шкатулка. Ларчик с овощами и фруктами. Книжка сюрприз от осени. Маска зайца, письмо..демонстрационный материал Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень". Обобщающие таблицы предыдущих занятий. Словарная работа Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь. Структура занятия 1. Организационный момент - загадка 2. Сюрпризный момент - письмо от зайцев. 3. Заполнение таблицы «Какие осадки бывают?» 4. Игра "Погода осенью" 5. Дидактическое упражнение - Какая осень бывает? (соотношение с картинкой) 6. Дидактическое упражнение - "Назови осенние месяцы. Природа осенью" 7. Основная часть - внесение шкатулки "копилка народных мудростей" (название предмет и пословиц осени) 8. Чтение воспитателем стихотворения "Осень" по таблице. 9. Вопросы и ответы. 10. Физминутка "Листочки" 11. Дидактическая игра "Назови правильно". 12. Д/упражнение «Хорошо плохо» 13. Д/упражнение "Осенние слова". 14. Д/упражнение "Чем занимаются люди осенью". 15. Игра "Необычный ларчик" 16. Рефлексия. Что больше всего понравилось и запомнилось. 17. Сюрпризный момент, посылка от осени. Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку: Воспитатель: Прошла по лугам, По лесам, по полям. Припасы она заготовила нам, Упрятала их в погреба, в закрома, Сказала: За мною нагрянет зима. Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо. Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо? Детский сад 6 "Чебурашка " детям подготовительной группы 2 Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

    3 Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано. Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город, подскажите когда она будет в лесу. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое. Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение. Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает. Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру). Игра "Погода осенью" Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая. Когда дует ветер - ветренная Холодно - холодная Пасмурно - пасмурная Сыро - сырая Хмуро - хмурая Ясно - ясная Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно. Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? Дети: (Ранняя, поздняя) Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют) Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени. Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре? Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква. Воспитатель: Какая погода в октябре? Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко. Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе? Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем. Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени. Приметы осени

    4 Осень подойдет неслышно, Тихо встанет у ворот. В огороде листик вишни, На дорогу упадет. Это первая примета, Что от нас уходит лето. А вторая куст малины, В нитях белой паутины. Чуть короче станет день, Потемнеют облака, Словно их накроет тень, Станет пасмурной река - Третья верная примета: Осень бродит близко где-то Ранним утром на поляны, Лягут белые туманы. А потом уж жди, не жди Моросящие дожди Пеленой затянут просинь Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да). В круг ребята становитесь, Крепче за руки держитесь. Я шкатулочку возьму, И приметы соберу. Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы. Пословицы 1. Коли ясно, то и осень прекрасна. 2. Осень идет, и дождь за собой ведет. 3. Красна весна цветами, а осень пирогами. 4. От осени к лету, поворота нету. 5. Лето со снопами, осень с пирогами. 6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок. Приметы 1. Осенью паутина на ясную погоду. 2. Гром в сентябре - теплая осень. 3. Много желудя на дубе - к лютой зиме. 4. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая. 5. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме. 6. Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно. 7. Когда гусь улетает, снег выпадает. Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. (Дети садятся на стульчики) А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице. Плакали ночью желтые клены, Вспомнили клены, что были зелены. С желтой березы тоже капало, Значит, береза тоже плакала. Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза? Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки). Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки? Дети: (Мало солнца, стало холодно) Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве? Дети: (Приклеить, пришить). Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся? Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут). Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

    5 Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега). Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют). Физминутка "Листочки". Осенние листочки закружились. Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели И на землю сели. Вот ветер снова тихо набежал, Вдруг листочки красивые поднял. Весело они летели И на землю сели. Воспитатель: Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо» (Ответы детей) «Хорошо» Можно надеть осеннюю одежду. Увидели золотую листву. Наблюдали за цветными листьями. Был листопада. Созрели орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте. Можно наблюдать за инеем, за корочкой льда в лужах Можно собрать грибы и заготовить на зиму Можно поесть сладкой рябины Богатый урожай в огородах. «Плохо» Короткие дни Птицы улетели на юг Туманы, дожди Спрятались насекомые Не слышно пения птиц Воспитатель: А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень. Игра осенние слова Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая. Воспитатель: Прекрасно. Я принесла необычный ларчик, а что в нем находится, вы сейчас узнаете. Подойдите, пожалуйста. Игра "Необычный ларчик" Предлагается ребенку просунуть руки в вырезанные с 2 сторон круглые дырки, пощупать, что за овощ или фрукт находится в нем. Несколькими словами описать его и предложить детям назвать, что же это такое. А сейчас посмотрим, кто самый сообразительный. Воспитатель: Какие интересные вопросы вы задавали, что мы не сразу догадались, что было спрятано. Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам. Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку. Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.

    6 Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей) Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Кто умеет читать, читайте сами. А кто не умеет, попросите родителей прочитать, и узнаете еще много интересного об осени. Литература 1. Н.В. Елкина. О.В. Маринчева "Учим детей наблюдать и рассказывать" пособие для родителей и педагогов - Ярославль: академия развития 1996г. 2. Т.Р. Кислова "По дороге к азбуке". Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2. Москва "Баласс" 3. А.М. Страунинг. Росток программа по ТРИЗ и РТВ для детей дошкольного возраста. Обниск 1996г. 4. Р.Н. Бунеев, А.А. Вахрушев Кочемасова Е.Е. Акимова Ю.А. "Здравствуй мир". Москва "Баласс" 1996г. 5. И.В. Цветкова "Экология для начальной школы. Игры и проекты" Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития1997г.


    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Путешествие по осени»» Октябрь 2015 год Воспитатель Изосимова Н.Н. Тема: Путешествие по осени. Цель: Систематизировать

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 100 «ОСТРОВОК» городского округа Тольятти (МБУ детский сад 100 «Островок») 445011, Самарская область, г.о. Тольятти, Ставропольская,

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 п.г.т.погар Конспект учебного занятия по познавательному развитию на тему: «Осенняя пора очей очарование» подготовительная группа

    Солдаткина Людмила Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 38 г.апатиты, Мурманская область КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

    Конспект занятия в подготовительной логопедической группе Тема: Пересказ рассказа «Осенний ковер» Цель: создание условий для развития связной речи и долгосрочной памяти детей 7 г.ж., имеющих ТНР. Задачи:

    Презентация к логопедическому занятию в старшей группе по теме «Осень» Учитель - логопед ГБДОУ 97 Кашеварова С.А. Санкт Петербург 2015г Цель - систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков НОД по художественно эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе Тема: «Осенние краски»

    Конспект занятия «Осень, осень в гости просим» Воспитатель: Родионова Н.А. г. Иваново Тип занятия: комплексное Вид занятия: познавательное Программное содержание: Систематизировать знания детей об осени

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с ОНР «Расскажи про осень» Составитель: Заболотская Н.И., воспитатель МБДОУ 249 Цель: Выявление знаний детей по лексической

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 12 «ОРЛЕНОК». ОКПО 47385496, ОГРН 1115047016930, ИНН/КПП 5025031881/504701001 МО 141730 г.лобня, ул.чкалова,д.8

    Конспект занятия: «Листопад». Возрастная группа: 4-5 лет Цель занятия: Закрепить знания детей об осени. Образовательные задачи по интегрируемым областям: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних

    Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему

    СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙСАД» ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИМЕНИ

    Уважаемые родители! Важным критерием развития ребёнка является богатое речевое общение. Однако у детей с нарушениями слуха есть трудности в усвоении родного языка. Предлагаем для расширения и обогащения

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 13 «СКАЗКА» Конспект НОД, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие»,

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Золотая осень». Возрастная группа: старшая

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" г. Советский" Консультация «Осень» (дидактические игры для ознакомления с окружающим миром) Подготовили: Воспитатели

    Курчина Надежда Витальевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 125 «Дубок», г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА». КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вид

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 90 «Подсолнушек» Конспект интегрированного занятия по теме: «Золотая осень» в старшей группе 5. Составила: воспитатель

    Интегрированное занятие в старшей группе МБДОУ «Радуга» «Осень - дивная пора» Составили: Чеснокова Н.В. музыкальный руководитель Гусева О.В. воспитатель Пено 2015 Цель: обогащение мировосприятия детей

    Холодкова Лариса Анатольевна воспитатель 2-й категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прохоровская начальная общеобразовательная

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

    МДОУ 35 детский сад комбинированного вида КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВЕСНА СПЕШИТ». Выполнила воспитатель: Захарова М.Н. 2016 г. Конспект НОД по познавательному

    Департамент образования города Москвы Юго Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад

    Конспект по познавательной деятельности деятельности. Группа 5 Воспитатель Пахомова Анна Геннадьевна 13.10.2015 г. Цели: Обобщить и систематизировать знания детей об осени, характерных для этого времени

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Романовская школа ДО Ласточка. Конспект ННОД по лепке в подготовительной к школе группе коллективная работа. Составила воспитатель высшей квалификационной

    Презентация к логопедическому занятию в старшей группе по теме «Осень» с использованием здоровьесберегающих технологий Учитель логопед ГБДОУ 97 Центрального района Кашеварова С.А. Санкт Петербург 2015г.

    Конспект ООД «Путешествие с Кленовым листочком» (средняя группа) подготовила: Беловодова Н.В., воспитатель первой квалификационной категории Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ТРИЗ-технологии

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 52 «МАЯЧОК» Конспект НОД «Осень в жизни животных» для детей 5-6 лет. Шевякова Ольга Ивановна, воспитатель Задачи: 1.Образовательные:

    О чём поговорить с ребёнком осенью? (составление осенних рассказов и заучивание осенних стихов по пиктограммам, осенние раскраски, штриховки) 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» Конспект занятия на тему: «Золотая осень» (социальный мир) (подготовительная группа) Воспитатель:

    Открытое занятие для родителей с использованием ИКТ на тему «Золотая Осень» Старший дошкольный возраст (6-7 лет) Музыкальный руководитель: Енина Е.Б. Цель: Формировать знания о временных изменениях в родной

    МБДОУ «Подпорожский детский сад 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Конспект образовательной деятельности с детьми младшей группы по художественно-эстетическому

    Конспект занятия по теме «Осень», «Деревья» с детьми средней группы. Автор: воспитатель МДОБУ «Детский сад 3 Лесозаводского городского округа» Баева Ольга Александровна. Цель: Закрепление представлений

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 426, ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ г. ЧЕЛЯБИНСК Конспект открытого занятия в средней группе 7 на тему: «Как звери готовятся к зиме» Подготовила:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад х. Мосьпанов Новооскольского района Белгородской области» Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в младшей

    Тема: «Красный, жёлтый, золотой, как хорош ты лист цветной» Задачи: закрепить знания детей о цвете, величине осен них листьев, уточнить понятия «один-много», «лёг кий-тяжёлый»; закрепить названия деревьев

    Конспект занятия по математике в средней группе «Сказочное путешествие» по ФГОС Автор воспитатель МБДОУ «ДС 6» Крючкова И.В. Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия

    Конспект занятия в 1-ой старшей группе на тему: «Прощание с осенним лесом» Воспитатель: Райкина Е.С. Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 р.п. Семибратово» Конспект занимательного события в средней группе «В гости к Осени» Подготовила: Лобова А.Н. Ильичева Н.В. Громова С.Ю.

    ГБОУ школа интернат 3 г. Армавира Краснодарского края Коррекционное занятие по развитию представлений об окружающем мире и развитию речи в 1 классе на тему: «Времена года. Осень» Подготовила: Учитель дефектолог

    ГБОУ ШКОЛА 222 СПд 1230 Тема: "Зимушка-зима" Воспитатель: Татаренкова Т Р 2011 "Зимушка-зима" Цель: Закрепить накопленные детьми представления о зиме; Обогащать представления детей о природе; Воспитывать

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 «Журавушка» Г. Краснокаменск Забайкальский край Конспект образовательной деятельности на тему «Расскажем медвежонку, что такое

    Конспект интегрированного занятия «Осень» подготовительная к школе группа Материал подготовила Шиманкина Т.А. Воспитатель МБДОУ «Детский сад 160» г.краснодар Задачи: обобщать представления об осени как

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г. ВОЛГОДОНСКА ИТОГОВЫЙ КОНСПЕКТ познавательно-речевой непосредственно образовательной деятельности в младшей группе общеразвивающей

    МКОУ «Новорычанская ООШ» ДО Конспект НОД для детей старшей группы «Осень золото роняет» Подготовила: воспитатель Нурманова А.К. 2013г. Цель: Закрепление знаний по теме недели; Задачи: 1.Закреплять представления

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Познание» Тема: «Осень золото роняет» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 45» Досуг в средней логопедической группе «В гости к Осени» Педагоги: Александрович Ольга Васильевна (учитель-логопед)

    Консультация для родителей Тема ОСЕНЬ 1.Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Можно задать ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.

    Познавательно-речевое развитие у детей второй младшей группы МДОУ 22 «Пташка» Воспитатель. Силаева Надежда Алексеевна. Конспект НОД во второй младшей группе. «Встречаем весну» Цель: Познакомить детей с

    Приложение 3 Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе с элементами логоритмики Путешествие в осенний лес Задачи: Обогащение словарного

    Муниципальное бюджетное учреждение детский сад 23 «Волжские капельки» городского округа Тольятти Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе с родителями на тему: «Художница-

    Конспект НОД в подготовительной группе

    «Осень золотая.

    Волшебное путешествие в мир природы»

    Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская, восприятие художественной литературы.

    Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания детей об осени;

    Самостоятельно находить признаки осени;

    Воспитывать бережное отношение к растениям и животным;

    Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы, навыки рисования красками.

    Планируемые результаты: выражать свои эмоции (интерес, радость, восхищение осенними красками природы) при прочтении стихотворений З. Федоровской, К Шабановой, У. Лукина; поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

    Материалы и оборудование: осенние листья, слайды с изображением осенних пейзажей, 2 зеркальца, фонарик, акварельные краски, кисти, салфетки, альбомные листы.

    Ход НОД.

    Воспитатель: - Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в природу. Согласны?

    Путешествие не простое, а волшебное. Пешком идти далеко. Как вы думаете, на чем можно добраться до леса?

    Хорошо. Поедем на автобусе. А автобус мы смастерим сами – построим его из наших стульчиков. А чтобы автобус поехал, нам нужен водитель. А водителя мы выберем с помощью считалочки. Вадим, посчитай. Итак, водителя мы выбрали. Занимаем места в автобусе.

    Я вижу, что вы готовы отправиться в путь. А для начала, назовем все времена года.

    Правильно - это зима, весна, лето и осень. А в какое время года отправимся мы? Не знаете? Тогда отгадайте загадку и узнаете, в какое время года мы отправимся путешествовать.

    Несу я урожаи,

    Поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю,

    Деревья раздеваю,

    Но не касаюсь сосен

    И елочек. Я … (Осень)

    На экране слайд с изображением осени.

    Воспитатель: - Дети, назовите, пожалуйста, осенние месяцы. Молодцы! Вот теперь можно и в путь отправляться. Поехали!

    Посмотрите в окна нашего автобуса. Обратите внимание, как чудесен лес осенью! Все деревья приоделись в разноцветные наряды. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А сейчас еще одна загадка и мы узнаем, как называется первая остановка.

    Один костер весь мир согревает. (Солнце)

    На экране слайд с изображением солнца.

    Воспитатель: - Первая остановка называется «Солнечная». Нам нужно выйти, немного размяться, отдохнуть. Но двери не открываются. Чтобы открыть двери, ответьте на мои вопросы:

    1. Какое солнце было летом?
    2. Что стало с солнцем осенью?
    3. Почему солнце стало меньше греть?
    4. Какое солнце будет зимой?

    Молодцы! Двери открыты, выходим на полянку. Хотите поиграть с солнечными зайчиками? Воспитатель берет 2 зеркальца, и на стене появляются солнечные зайчики.

    Солнечные зайчики играют на стене.

    Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне!

    Ну, лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!

    Прыг-скок, прыг-скок, убежал на потолок!

    Воспитатель: - Размялись? Отдохнули? Занимаем свои места в автобусе. Едем дальше!

    На экране слайд-шоу с изображением осени.

    Воспитатель: - Опять смотрим в окно, любуемся осенней красотой. И опять загадка – слушаем внимательно и узнаем, как называется следующая остановка.

    Крупно, дробно зачастил,

    Всю землю намочил. (Дождь)

    На экране слайд с изображением дождя.

    Воспитатель: - Остановка «Дождливая». Чтобы выйти из автобуса, нужно ответить на вопросы:

    1. Какой бывает дождь?
    2. Какой дождь бывает летом?
    3. Какой дождь бывает осенью?
    4. Какой дождь бывает зимой?

    Воспитатель: - Сейчас Соня нам прочтет стихотворение Н.Гончарова про дождь. А вы определите, какой это дождь – осенний или летний.

    Шустрый дождь на длинных ножках
    Пробежался по дорожке.
    Он ладони вымыл листьям,
    Птицам перышки почистил.
    И с травою еле слышно пошептался, погрустил,
    А потом ударил в крышу,
    И в испуге отскочил.

    Воспитатель: - О каком дождике рассказала Соня? Правильно, о летнем. А кто не боится осеннего дождя? Выходите из автобуса, немного поиграем.

    Вот закрыли небо тучи,

    (дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)

    Начал капать дождь колючий,

    Долго дождик будет плакать,

    (прыгают на носочках, держа руки на поясе)

    Разведет повсюду слякоть.

    (приседают, держа руки на поясе)

    Грязь и лужи на дороге,

    Поднимай повыше ноги.

    (идут по кругу, высоко поднимая колени)

    Воспитатель: Скорее садитесь в автобус, иначе мы попадем по затяжной дождь. Едем дальше – и следующая загадка.

    Падают с ветки золотые малютки. (Осенние листочки)

    На экране слайд с изображением листопада.

    А как называется природное явление, когда падают листья? И мы подъезжаем к остановке «Листопадная».

    А теперь вопросы, чтобы выйти из автобуса:

    1. Почему листья желтеют и опадают?
    2. Что будет, если не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
    3. С чем можно сравнить осенние листочки?

    Выходим из автобуса и немного погуляем по осеннему лесу.

    Воспитатель: Дети, посмотрите-ка, какой-то грибник оставил корзинку с грибами, а в нее нападали листья. Вставайте вокруг корзинки, возьмите эти листочки – устроим листопад.

    Дует, дует ветер,

    Дует, задувает,

    Желтые листочки

    С дерева срывает

    И летят листочки,

    С веток на дорожки,

    И бегут по листьям

    Маленькие ножки.

    Мы с тобой гулять пойдем

    И листочки соберем!

    Понравился вам листопад?

    Смотрите, к нам идет кто-то!

    Лесовичок: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

    Я слышал, вы листочки собирали. И, наверняка, знаете, с каких они деревьев. У меня тоже много листочков, но с каких деревьев они, запутался. Поможете мне разобраться? Лесовичок показывает листочек, дети называют дерево.

    Молодцы, дети! А сейчас я расскажу вам сказку о рябинке, и вы узнаете, почему у нее красивые листочки.

    «В моем лесу, среди других деревьев, росла рябинка. Увидела она, что все деревья стали золотыми, а она, по-прежнему, стоит зеленая. Ей говорят другие деревья: «Пора готовиться к зиме. Нужно листья сбрасывать, а то зимой замерзнешь!» стало рябине стыдно и она покраснела. И стала еще наряднее. И все залюбовались ею»

    На экране слайд с изображением рябины.

    Лесовичок: Понравилась вам рябина? Лесовичок:

    Воспитатель: Лесовичок, поедем с нами путешествовать. Вместе веселее будет!

    Лесовичок: А место для меня найдется?

    Воспитатель: Конечно найдется. Дети, приглашайте Лесовичка в автобус. Поедем дальше.

    На экране слайды с изображением осени.

    Воспитатель: Наша последняя остановка «Осенняя». Здесь мы постараемся понять, что происходит с природой с приходом осени.

    Лесовичок: А можно, я задам детям вопросы?

    1. С чего начинается осень?
    2. Как изменяется долгота дня?
    3. Что приходит к нам с наступлением холодов?
    4. Что происходит, когда исчезают все насекомые?
    5. Что происходит с животными?
    6. Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?

    Молодцы, ребята! Все знаете.

    Воспитатель: А что делают люди осенью?

    Выходите из автобуса, встаньте в ряд. Поможем сохранить собранный урожай – посолим капусту.

    Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

    (ребенок изображает рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

    Мы капусту режем, режем! (2 раза)

    (ребром ладошки водим вперед и назад)

    Мы капусту солим, солим! (2 раза)

    (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

    Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

    (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

    Мы морковку трем, трем! (2 раза)

    (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

    Мы солили не от скуки,

    Ох, устали наши руки!

    Лесовичок: А мне ветерок нашептал на ушко, что Герман знает стихотворение про осень.

    Осень на опушке краски разводила,

    По листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник, и зарделись клены,

    В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

    Утешает осень: "Не жалейте лета!"

    Посмотрите – роща - золотом одета. (З. Федоровская)

    Воспитатель: Дети, а вы хотели бы стать художниками, как осень. И попробовать нарисовать то, что вам больше всего понравилось в осенней природе.

    Пройдите в нашу импровизированную художественную мастерскую, а Лесовичок будет нам помогать.

    Поэты и писатели свое отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы – с помощью звуков передают характер, и свое отношение к осени. Закройте глаза и, слушая музыку П.И.Чайковского «Времена года», представьте то, что вы будете рисовать.

    Дети рисуют и выставляют свои работы на магнитную доску.

    Воспитатель: Какие красивые рисунки! Что вы на них изобразили?

    Может, подарим эти рисунки Лесовичку, на память о нашем путешествии?

    Лесовичок: Спасибо, ребята, за подарок! Я тоже хочу подарить вам подарок – «золотые» листочки с сюрпризом.

    Лесовичок раздает детям сладости. Дети благодарят его.

    Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с гостями.


    Любовь Алексеева
    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» в подготовительной к школе группе

    Тема. Осень. Периоды осени. Деревья осенью.

    Цель: обобщить и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе.

    Задачи:

    Образовательные:

    Актуализация и активизация знаний по теме «Осень. Деревья осенью»;

    Систематизировать и закреплять знания детей об осени;(ОО «Познавательное развитие»)

    Расширять словарь детей по теме. (ОО «Познавательное развитие)

    Развивающие:

    Развивать личностные качества ребёнка: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе;

    Формировать навыки коммуникативного общения (ОО «Социально – коммуникативное развитие»);

    Развитие связной речи, дыхания, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики. (ОО «Речевое развитие»).

    Воспитательные:

    Воспитание любви и бережного отношения к природе (ОО «Социально-коммуникативное») ;

    Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картине (ОО «Художественно – эстетическое развитие»).

    Здоровьесберегающие:

    Развивать общую и мелкую моторику;

    Активизировать двигательную активность детей во время проведения НОД;

    Способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе во время проведения НОД.

    Основная ОО: «Познавательное развитие».

    Интеграция ОО: «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое».

    Предварительная работа.

    Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе: за тем как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы.

    Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам.

    Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулке в осеннем парке.

    Слушание и обсуждение Пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песня»,разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья».

    Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», С. Воронина «Моя берёза. Осенью».

    Рассматривание картин А. Грицая «После дождя. Осень», А. Лентулов «Осень», В. Попков «Поздняя oсень».

    Заучивание стихов А. Плещеев «Скучная картина», А. С. Пушкин «Осень», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».

    1. Вводная часть.

    Мотивационный момент.

    Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня». Над головами детей кружатся осенние листья, подвешенные на ниточках. На полу стоит ваза с букетом осенних листьев. Воспитатель читает стихотворение Аполлона Майкова

    Кроет уж лист золотой С холоду щёки горят

    Влажную землю в лесу Любо в лесу мне бежать,

    Смело топчу я ногой Слышать, как сучья трещат,

    Вешнего леса красу. Листья ногой загребать.

    Так писал об осени русский поэт А. Майков.

    Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и понюхать, чем пахнет.

    Дети определяют, что пахнет опавшими листьями, последними цветами, осенью.

    2. Основная часть.

    1. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

    Повторение последовательности месяцев осени.

    Определение периодов осени – ранняя, золотая и поздняя осень.

    2. Упражнение «Периоды осени».

    Дети рассматривают картины и определяют,к какому периоду осени относится картина. приходят к общему мнению, что

    На картине А. Грицая «После дождя. Осень» изображена –ранняя осень,

    на картине А. Лентулова «Осень» - золотая осень,

    а картина В. Попкова «Поздняя осень»

    3. Упражнение «Подбери стихи»

    Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать стихи об осени, подобрать стихи к каждой из картин.

    К картине А. Грицая подходит стихотворение А. Плещеева «Скучная картина».

    К картине А. Лентулова «Осень»-стихотворение А. С. Пушкина «Осень».

    К картине В. Попкова «Поздняя осень» стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы …».

    4. Упражнение «Ветер и листья»

    Ветер по лесу летал, Бегут по кругу на носочках и взмахивают

    Ветер листики считал. руками.

    Вот рябиновый резной,

    Вот с берёзки золотой.

    И последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку. Опускают руки, приседают.

    Ветер по лесу кружил Бегут по кругу на носочках и взмахивают

    Ветер с листьями дружил. руками.

    Вот дубовый, Встают лицом в круг, загибают по одному

    Вот кленовый, пальцу на обеих руках на каждую строку.

    Вот рябиновый резной,

    Вот с берёзки золотой.

    И последний лист с осинки

    Ветер кружит над тропинкой. Кружатся на носочках на месте.

    К ночи ветер-ветерок Приседают, опустив руки.

    Рядом с листьями прилёг. Сидят лицом в круг и загибают по одному

    Вот дубовый, пальцу на обеих руках на каждую строку.

    Вот кленовый,

    Вот рябиновый резной,

    Вот с берёзки золотой.

    И последний лист с осинки Ложатся на спину, расслабляются,

    Тихо дремлет на тропинке. Закрывают глаза

    5. Игра «С какого дерева листок?»

    Воспитатель обращает внимание детей на листья на полу. Предлагает поднять понравившейся листок. Задаёт вопросы. В ходе игры образуются пары слов:

    На клёне – кленовые,

    на осине – осиновые,

    на рябине – рябиновые,

    на дубе – дубовые и т. д.

    6. Упражнение «Узнай на ощупь»

    Предлагается детям рассмотреть плашки с наклеенными кусочками коры деревьев. Дети ощупывают плашки и отгадывают, кора каких деревьев на них наклеена.

    7. Упражнение «Осенние листья».

    Цель: развитие длительного плавного выдоха.

    Воспитатель предлагает детям бросить листики в бассейн и подуть на них так, чтобы они поплыли по воде. (Нужно сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянув губы трубочкой и не раздувая щёки).

    8. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

    Дети обводят любой листок и вырезают его. Украшают ими группу.

    3. Подведение итогов. Рефлексия.

    Дети делятся впечатлениями от занятия. Рассказывают, что узнали нового.

    Воспитатель угощает детей яблоками.

    Публикации по теме:

    Конспект НОД «Ознакомление с окружающим и развитие речи» на тему: «Деревья и кустарники» подготовительная группа Цель: закреплять знания.

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду. Тема: «Осень» Цель: Закрепить.

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Осень золото роняет» "Осень золото роняет". Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Программные задачи: Продолжать.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Краски осени» Конспект совместной деятельности педогога и воспитанников в младшей группе