Как разбираться в моде и стиле. Все, что нужно знать о модном образовании

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, чем может быть полезна история костюма в повседневной жизни, а также какие книги и журналы читать, если мода для вас больше, чем последняя коллаборация Uniqlo.

Линор Горалик

журналист и культуролог

Даже когда человек умирает от голода, он умирает одетым. Мне кажется, что ни с одной областью материальной культуры наша жизнь не связана так плотно, как с одеждой: одежда - это и зеркало всех социальных, общественных и политических процессов, в которые мир замешан, и отражение нашей собственной идентичности, наших глобальных и сиюминутных качеств. Ровно поэтому мне представляется, что без понимания того, как мы взаимодействуем с собственным костюмом, невозможно полноценное понимание культуры. К счастью, для человека, который хочет лучше разобраться в теме «Человек и его одежда», сейчас существует масса возможностей - от книг и фильмов до открытых курсов и лекций. Скажем, можно начать следить за книгами, которые выходят в серии «Библиотека журнала „ Теория моды“»: большинство из них не просто прекрасно сделаны, но и отлично, легко, читабельно написаны и очень качественно переведены. А ещё можно следить за открытыми курсами Высшей школы экономики, лекциями журнала «Теория моды» и так далее.

С фильмами всё не так просто: Голливуд - не особый любитель точности. С другой стороны, можно играть с собой в важную и полезную игру: выбирать фильмы или сериалы о вымышленных мирах, в которых тщательно разработаны костюмы (скажем, «Игра престолов» - прекрасный вариант), и учиться смотреть на эти костюмы с точки зрения наших знаний об одежде в реальном мире. Что они говорят нам о политике, технологиях, экономике, гендерных отношениях? Тогда быстро выясняется, что, как и в реальной жизни, одежда в хорошем кино - это не просто «чтобы красиво», а таинственный и яркий язык, своего рода дополненная реальность, без которой всё было бы не так, как надо.

Если начать интересоваться темой, то немедленно обнаруживается, что почти всё, что мы узнаём об одежде, оказывается не только очень интересным, но и очень личным: мало какие знания удаётся так эффективно примерить на себя.

Елена Стафьева

журналист, модный обозреватель

Мода - это поп-культура, а не «наследие художников» . Это не высокое искусство, а часть массовой культуры. Нужно ли иметь какие-то представления об истории музыки, чтобы слушать классику? Непременно, иначе будет просто ничего не понятно. Высокая, сложно устроенная культура требует знаний, изучения её истории для понимания. Массовая культура - нет. Но, конечно, если у вас есть знания по истории культуры вообще, то вам лучше будет понятно, где место Коко Шанель в истории моды, а где - Эльзы Скиапарелли.

Чтобы разбираться в моде, гораздо важнее читать хороших англоязычных критиков - Кэти Хорин , Александра Фери , Ванессу Фридман . Кроме того, стоит находить и читать каталоги знаменитых выставок моды в Париже, Лондоне, Нью-Йорке - вот они действительно очень полезны и дают массу важной информации. Ещё есть колонка по истории моды Колина Макдауэлла на BoF . Но это если вы интересуетесь именно историей моды.

Если человек хочет лучше понимать культуру и моду как часть культуры, он должен ходить в музеи и на выставки - прежде всего в Европе и в Америке, потому что у нас нет института фэшн-выставок и фэшн-кураторов. Это как с живописью: можно послушать лекции, но пока вы не начнёте планомерно и последовательно ездить по музеям и смотреть все важные выставки, вы ничего не будете понимать в искусстве.

Что читать

Энн Холландер
«Взгляд сквозь одежду »

Рассказ американского историка костюма Энн Холландер посвящён взаимодействию человеческого тела и одежды в классических произведениях мирового искусства. Считается одной из фундаментальных книг по истории и теории моды, с которой тоже можно начинать знакомиться с темой.

Сьюзан Дж. Винсент
«Анатомия моды: Манера одеваться от эпохи Возрождения до наших дней»

Ещё одно исследование профессора Нью-Йоркского университета Сьюзан Дж. Винсент, где в каждой главе подробно рассказывается, как и в какие эпохи мода прятала или подчёркивала ту или иную часть тела. А чтобы вдруг не утомить читателя сухими фактами о моделировании тела с помощью одежды, Винсент разбавила текст огромным количеством исторических анекдотов, поэтому скучно не должно быть даже тем, кто к моде не имеет никакого отношения.

Журнал
«Теория моды: одежда, тело, культура »

Ежеквартальный журнал издательства «Новое литературное обозрение», посвящённый моде как феномену культуры. На самом деле он больше похож на серию книг со статьями по истории костюма и дизайна; о связи моды и городской жизни, женственности, мужественности, проблемах потребления и на другие смежные темы.

Колин Макдауэлл
The Anatomy of Fashion: Why We Dress the Way We Do

Колин Макдауэлл - один из самых уважаемых обозревателей в индустрии моды, проработавший в этой сфере почти тридцать лет. В книге The Anatomy of Fashion он рассказывает, как история соотносится с модой, где связь между строением тела человека и его одеждой и почему стандарты красоты меняются каждые полгода. От прочих монументальных энциклопедий по теме эта отличается тем, что поток информации тут подкреплён более чем 500 фотографий, иллюстраций и кадров из фильмов.

Fred Davis
Fashion, Culture, and Identity

Социолог Фред Дэвис обсуждает несколько теорий о социальной и психологической значимости моды в современной культуре: что делает одежду модной и как мода определяет социальный статус, гендерную идентичность, сексуальность и даже изменения в поведении человека.

Читать в интернете

История дендизма

Небольшой курс доктора филологических наук и автора книги «Денди: мода, литература, стиль жизни» Ольги Вайнштейн о том, как в XIX веке произошла революция в мире мужских костюмов. В курсе всего пять небольших видеолекций и ещё 25 статей о возникновении и развитии дендизма, включая историю о том, как Коко Шанель помогла женщине стать денди, размышления о том, чему щёголи научили потомков, и подборку анекдотов о графе Монтескью.

Где учиться в Москве

Лекторий МАММ и журнала «Теория моды»

Открытый лекторий для всех, кому интересна теория и история костюма. Лекции ведут постоянные авторы журнала, поэтому здесь много внимания уделяется именно исследованию связей моды и других сфер. На ближайших расскажут об истории танцевальных костюмов и о том, как менялось отношение к моде в советских фильмах. К тому же в МАММ часто проводят фотовыставки на смежные с модой темы: например, до конца ноября там можно застать выставку первых модных фотографий «Эдвард Штайхен в высокой моде: годы сотрудничества с Сondé Nast».

Где: Мультимедиа-арт-музей

Стоимость: 500 рублей

Спецкурс в ММСИ «Артефакты: искусство в истории легендарных домов моды XX–XXI веков»

Короткий цикл лекций журналиста и аналитика в области моды, дизайна и архитектуры Илектры Канестри, вызвавший настолько большой ажиотаж, что регистрация на них заканчивается буквально за несколько часов. Следить на анонсами следующих лучше всего на странице музея в

М одный процесс – это довольно занимательная вещь. Ведь мода – это не только погоня за новизной. Это ещё и проникновение в её суть, обращение к старым традициям, к истокам. Есть множество занимательных, но малоизвестных фактов о моде. Мы рассмотрим 10 самых важных и интересных.

Название этого чёрного вечернего пиджака происходит от английского smoking – курение. В аристократическом обществе курящие дамы встречались редко. Мужчины, чтобы им угодить, выходили курить в специальную комнату. Чтобы одежда не пропиталась неприятным запахом, они надевали « курительный жакет». Особенностью такого жакета были атласные лацканы. При курении верхом неприличия считалось самостоятельно смахивать пепел с сигары. Поэтому столбик пепла должен был отпадать сам. А если он вдруг попадал на лацкан, то без проблем стряхивался с атласа, не оставляя следов. Позже предприимчивые женщины сделали смокинг частью своего гардероба.

2. Пуговицы на рукавах

Кто-нибудь задумывался, зачем на рукавах женских жакетов и мужских пиджаков нужны пуговицы? Какие функции они выполняют? Оказывается, пуговицы на рукавах – это изобретение Наполеона Бонапарта. Он приказал пришить их к рукавам на куртках солдат, чтобы они оставили привычку использовать рукава при насморке!

3. Понятия «ретро» и винтаж»

Говоря о моде, многие из нас не видят различий между понятиями «ретро» и «винтаж». Большинство модельеров считают, что винтажные вещи – это вещи, имеющие отношение к периоду до 60-х годов 20 века. А ретро – это вещи, относящиеся к более позднему периоду.

4. Детская одежда

Подбирая своему ребёнку одежду, мы учитываем модные тенденции современности. Но оказывается, детская одежда появилась не так уж давно. Первые попытки создания детского костюма осуществились лишь в 19 веке. До этого детей одевали в вещи маленьких размеров, предназначенные для взрослых. Это было связано также с установками, которые господствовали в обществе в то время. Например, маленькая девочка должна была напоминать уменьшенный размер благородной, сдержанной женщины.

5. Трусики танга

Изобретением трусиков танга мы обязаны Нью-Йорку. В 30-х годах мэр этого города пришёл в ярость от того, что танцовщицы выступали перед публикой абсолютно голыми. Он приказал им немедленно прикрыться. Тогда женщины и придумали эту модель, которая довольно популярна и в настоящее время.

6. Модные показы

В настоящее время на модные показы тратится огромное количество денег. А в 16 веке модельеры сводили свои расходы к минимуму. Для демонстрации модной коллекции не требовалась даже манекенщиц! И вообще, такие понятия, как «манекенщица» и «модель» появились только в 19 веке. Все свои наряды дизайнеры демонстрировали на куклах. И это были весьма выгодные проекты.

7. Капри или бермуды

Женские капри или бермуды появились в 1930 году. А всё из-за того, что женщинам, живущим на Бермудских островах, запрещалось оголять свои бёдра в общественных местах. Тогда они взяли шорты и слегка увеличили их длину – до колена. Таким образом на свет появились капри.

8. Юбка

История создания юбки уходит корнями в глубокую древность. Оказывается, первоначально юбки носили не только женщины, но и мужчины. Юбка эволюционировала из набедренной повязки. А появление юбки, как элемента женского гардероба относят к 16 веку. В русской деревне юбка появилась только в 19 веке. До этого девушки носили сарафаны простого покроя.

9. Модная трость

В наше время трость обычно ассоциируется с вещью, необходимой для пожилого человека. А ведь на самом деле трость может стать оригинальным дополнением к вашему образу. Французский писатель Вольтер имел коллекцию из 80 тростей. У Ж.-Ж. Руссо их было чуть меньше. Мода на этот аксессуар буквально захлестнула Францию. С тростью ходили как мужчины, так и женщины.

10. Современная Мария-Антуанетта

В 2006 году был снят фильм «Мария-Антуанетта» с Кирстен Данст в главной роли. Актриса имела возможность примерить огромное количество платьев, стилизованных под время правления французской королевы. Но эти наряды показались актрисе слишком открытыми. В жизни Кирстен Данст – это скромная девушка, которая стесняется лишний раз выставлять на показ даже шею.

Изучайте историю моды, ведь это не менее интересно, чем модные тенденции современности!

С тех пор как в нашу жизнь внедрились интернет и социальные сети, темп, в котором мы существуем, кажется, стал совсем бешеным. И это отражается на всех аспектах нашей жизни - то, как мы заводим новые знакомства, покупаем одежду, составляем планы на будущее. Правда, есть одна сфера, в которой не стоит торопиться - мы говорим об образовании. В этом вопросе лучше не жадничать и отвести нужное количество времени.

Глобальная диджитализация внесла коррективы и в процесс обучения. Особенно в сфере моды - в наше время все так быстро меняется, что изучать последние тренды не имеет смысла. Нужно знать, как их предсказывать. Для этого стоит обратиться в один из самых преуспевающих вузов мира - (https://marangoni.elitestudent.ru){: target="_blank" }.

Этот всемирно известный Институт моды и дизайна был основан в 1935 году в Милане. За его долгое время существования список его выпускников пополнили Франко Москино, Доменико Дольче, Алессандра Факкинетти (Tod"s), Жюли де Либран (Sonia Rykiel). Сейчас у Istituto Marangoni несколько отделений помимо Милана - в Лондоне, Париже, Флоренции, Майами, Шанхае, Шэньчжэне и Мумбае. Студентов ждет продуктивная практика, в том числе в стенах офисов компаний потенциальных работодателей. Самые старательные в награду получат успешную карьеру.

В арсенале образовательных программ есть как короткие курсы - от двух недель, так и более основательные - полноценное высшее образование, бакалавриат и магистратура. Рассказываем подробнее о некоторых из них.

Прогнозирование трендов

В работе с трендами теперь важно не просто за ними успевать, а предсказывать их. И в этом может помочь короткий трехнедельный курс. Пришло время полагаться не только на интуицию, а научиться четкому модному анализу, чтобы понимать, в какое русло движется мода будущего. На второй неделе вы научитесь расшифровывать собранную информацию и систематизировать ее - на помощь придут программы Photoshop и Illustrator. На третьей неделе участники курса применят свои знания на практике и подготовят профессиональную презентацию с личными прогнозами - какую вы могли быть сделать для клиента, будь вы, например, байером.

Стартап и создание бренда

Этот годовой курс подойдет для более серьезных почитателей моды, которые готовы потратить на обучение гораздо больше времени. Согласитесь, если ваш старт профессионально запланирован, то у вас больше шансов на успех. В рамках обучения вы сможете разработать стратегию продукта, который будет способен стать популярным. Ученики изучат тенденции и потребительские требования, самостоятельно создадут имидж бренда и разберутся, как управлять собственной маркой.

Дизайн и маркетинг

Для тех, кто уже более опытный, подойдет курс по дизайну и маркетингу - он рассчитан на один год последипломного обучения и ориентирован на молодых модельеров, которые хотят создать собственную коллекцию или бренд. Поиск производителя, ценообразование, управление бюджетом - лишь некоторые из вопросов, которые необходимо изучить. В конце обучения вы разработаете собственный бизнес-план - после такой практики уже ничего не страшно.

Дизайн аксессуаров и обуви

Если бизнес не ваш конек, а вы больше человек творчества, смело выбирайте факультет дизайна аксессуаров и обуви. Сумки и украшения всегда остаются в почете у дизайнеров и покупателей и считаются предметом роскоши. Научитесь создавать эти произведения модного искусства самостоятельно. В финале курса вы подготовите профессиональное рабочее портфолио и свою собственную коллекцию дизайнерских аксессуаров - все, что нужно для прекрасного старта.

Дизайн украшений

Еще одна программа, на которую стоит потратить год - курс по дизайну украшений, доступный для кандидатов, имеющих опыт на уровне бакалавриата или соответствующий профессиональный опыт в дизайне и обработке украшений. На нем вы изучите природные и искусственные драгоценные камни, характер металлов и каким образом вся эта красота превращается в настоящие серьги, кольца и подвески, которые желают заполучить все модники мира. В конце обучения студенты смогут продемонстрировать свои работы, наладить контакты с важными игроками отрасли и журналистами.

Профессиональный покупатель

Покупать одежду тоже целая наука - а точнее выбирать то, что будет на полках магазинов. В этом деле уж точно нужно предугадывать тренды. На этом курсе вы узнаете, как выбрать сбалансированное сочетание вещей, которые покупатели сметут с рейлов в считаные минуты. Правда, и времени придется потратить куда больше - программа длится три года. Эта программа доступна и в 1 семестр, и в 1 год магистратуры. Для тех, у кого уже есть образование или опыт в этой сфере, эта программа доступна на уровне магистратуры или полугодичного повышения квалификации.

Продвижение бренда в интернете

То направление, в котором сейчас просто непозволительно не разбираться. Недаром говорят, что если вас нет в интернете, значит, вас не существует. Эта экспресс-программа рассчитана на 3 уик-энда, в течение которых участники изучат цифровые тенденции, узнают, в чем сила блогеров, и научатся анализировать поведение потенциальных клиентов в социальных сетях.

В России официальным представителем университета стала компания

Мода стала частью нашей жизни. Если раньше никто не обращал внимания на то, в чем человек одет, на бренды одежды и аксессуаров, то теперь, чтобы не выглядеть белой вороной в городе полном роскоши, гламура и пафосных личностей, приходится следовать моде, отдавая ей дань. Если ты не умеешь разбираться в моде, но яркие витрины магазина, билборды и глянцевые журналы манят тебя в свои ряды, не отчаивайся. Еще не все потеряно! Научиться разбираться в моде не сложно, главное понять азы, а там все само пойдет.

Читай книги о моде и модные журналы

Это должны быть не просто книги, а книги о моде. Моду лучше всего начать постигать с книг об истории моды. Самыми знаменитыми и влиятельными историками моды являются: Александр Васильев, Анна Шилова, Ермилова Дарья, Такер Э., Джудит Уатт, Кингсвелл Т. и другие. Прочитав их книги, можно переходить к биографиям известных дизайнеров и историям создания модных домов.

Не забывай, что модные журналы тебе будут тоже отличными помощниками.

Посещение выставок и музеев

Не думай, музеи бывают не только краеведческие и исторические. Бывают также музеи моды, с которых тебе и стоит начать погружаться в богатый мир моды. Но не забывай, что художественные музеи тебе могут также пригодиться. Рассматривая картины разных эпох, ты сможешь лучше ориентироваться в истории моды и отличительных чертах той или иной эпохи. Кроме того, подобные заведения окультуривают и приучают к прекрасному. Если даже ты не научишься разбираться в моде, то сможешь с гордостью похвастаться, что теперь знаешь, кто написал картин «У бассейна Цереры» (примечание — Александр Николаевич Бенуа).

Смотри художественные фильмы

Никогда не пренебрегай просмотром классики мирового кинематографа. Черпай вдохновение из киногероинь эпох Золотого Голливуда. Одри Хепберн, Мэй Уэст, Мерилин Монро, Катрин Денев, Вивьен Ли – в фильмах они были одеты в лучших традиция своей эпохи. Кроме того, не игнорируй документальные фильмы о моде и просто фильмы о моде. Тебе точно придутся по душе следующие фильмы: «Сентябрьский номер» про Анну Винтур (главный редактор американского издания журнала Vogue), «Джиа» (фильм, основанный на реальных событиях скандальной модели Джии Каранджи), «Скафандр и бабочка», «Коко до Шанель», «Красотка», «Дьявол носит Prada», «Женщины», «Бурлеск», «Ив Сен-Лоран: Сумасшедшая любовь», «Валентино: Последний император», «Секреты Лагерфельда», «Высокая мода», «Практикантка», «Шопоголик», «Верушка: Жизнь перед камерой», сериалы «Секс в большом городе» и «Дурнушка Бетти».

Интернет тебе в помощь

Во всемирной паутине можно найти практически все. Здесь тебе и модные показы, и луки, и сайты о моде, сборники уличных образов модных блогеров, тренды и все-все-все! В интернете ты сможешь найти разнообразные статьи о моде, книги и онлайн-журналы.

Найди пример для подражания

Посмотри список самых стильных и модных знаменитостей, поищи их фото и попробуй найти для себя идеальный стиль. Попробуй повторять их стиль и образы. Можешь составить свой список знаменитостей, чей стиль тебе нравится и не нравится. Это очень поможет!

Мир моды – это отличная возможность экспериментировать. Посмотри, ведь большинство вещей и стилей возвращается! Возможно, завтра именно ты станешь законодательницей моды.

С изменением образа жизни человека меняется и мода. Пройдя сквозь века, она превратилась из мелкого ремесла через высокое искусство в целую науку. И как подобает любой науке, мода выработала свою терминологию. И если слова "классика" и "романтика" более или менее понятны, то для понимания слов кежуэл, нью-эйдж и гламур нужен как минимум словарь.

Оценка

Все эти словечки обозначают названия стилей, которые сформировались за множество лет. А мода ХХ и ХХІ столетий пока единственный пример в истории костюма, когда моделирование выработало такое их разнообразие.

Основные стили
В своеобразной системе моды выделяют четыре основных стиля (классический, романтический, фольклорный и спортивный), каждый из которых имеет свои разновидности.

Классический стиль уже давно шагает по подиумам под девизом "Все есть и ничего лишнего" и сдавать свои позиции не собирается. Классика предполагает отсутствие нефункциональных деталей, украшений ради украшений, ярких цветов. Изменения моды касаются в основном тканей и цветовой гаммы. Типичные представители классики: английский костюм из твида или джерси, прямые со стрелками брюки, прямая не длинная и не короткая юбка, белая без лишних деталей блуза, туфли-лодочки и в тон сумка средних размеров, обязательно из натуральной кожи. Классический стиль всегда ассоциируют с Chanel. Туфли с мысом другого цвета, контрастирующего с основным, и стеганая сумка-конверт с ремешком-цепочкой от Chanel стали символом классики. Сегодня классический стиль плавно перешел в деловой, и обычно его выбирают женщины, активно занимающиеся бизнесом или политикой.

Романтический стиль , в отличие от классического, вобрал в себя весь арсенал украшений и деталей: цветы и драпировки, изящные вышивки и кружева, оборки и банты, рюши и воланы. Этот стиль предполагает сложные конструкции, необычные фактуры, яркие цвета. Романтика очень разнообразна. Яркий представитель этого направления "Е:го Величество" гламур (от англ. glamour - обаяние, шарм). Основные признаки: роскошные ткани и украшения, узкие и прилегающие силуэты, декольте, открытые туфли на высоких каблуках некоторая манерность или жеманность. Предшественником гламура можно считать стиль new look , который характеризует одежду конца 40-х начало 50-х годов и который обычно связывают с творчеством Кристиана Диора. New look появился взамен надоевшей простой одежды военного времени. Он отличался гиперженственностью: покатые узкие плечи, акцентированная грудь, осиная талия и широкие бедра, создаваемые многочисленными нижними юбками. Начало ХХІ века смело можно назвать временем гламура. Не обошел этот стиль и новый сезон осень-зима 2006. Дизайнеры не сомневаются, что ключевым цветом нового сезона станет коронный цвет гламура - золотой. Он подойдет как для вечерних туалетов (платья от Ralph Lauren, Victor & Rolf, Gucci), так и для повседневной одежды (жакет от Pacco Rabanne, свитер от Cacharel).

Представителем романтики является и бельевой стиль , использующий элементы, декор и цветовую гамму женского нижнего белья. Существует этот стиль еще со времен чеховских героинь, которые носили белые летние платья из батиста, льна и муслина, с кружевом и вышивкой "белым по белому". Сегодня одежда, похожая на нижнее белье, регулярно появляется на подиумах. В своей новой коллекции Alexander McQueen представил многослойное белое платье с завышенной талией с верхним слоем из черного кружева и к нему сапоги на шпильке с рисунком, имитирующим кружево.

Вамп и baby doll - стили, противоположные по своей сути, - превратились в целые женские образы. Стиль вамп отличается мистической сексуальностью - черный цвет, контраст фактур (бархат и кружево, кожа и шелк), демонстрация форм с помощью глубоких декольте и разрезов. Дополняют образ красные губы и длинные ярко-красные ногти. Стиль появился в 30-е годы в Голливуде. Достаточно вспомнить актрис Гретту Гарбо, Марлен Дитрих, Мэй Уэст. Женщины в стиле baby doll носят одежду, похожую на наряды маленьких девочек: платья с завышенной талией ярких расцветок, рукава-фонарики, многочисленные оборки и рюши.

Развитие в конце 70-х клубной культуры дало начало стилю диско . Его атрибуты: яркие крупные металлические украшения, блестки и стразы, топы и джинсы, расшитые бисером, крупные печатные рисунки.

В 20-х годах большой популярностью пользовался стиль гарсон (от фр. garson - мальчик). Он характеризовался мужскими элементами одежды и аксессуаров, короткой стрижкой и плоской мальчишеской фигурой. Женщины носили мужские смокинги и жакеты, брюки-гольф, узкие платья с декольтированной спиной и чулки из искусственного шелка. Позже гарсон плавно перешел в стиль унисекс , который был направлен на уничтожение разницы между мужской и женской одеждой. Повальное увлечение унисексом пришлось на 90-е, когда вместе с одеждой дизайнеры создавали и запахи, одинаковые для обоих полов.

Фольклорный или этнический стиль подразумевает придание современной одежде черт национального и традиционного костюма. Использование в дизайне одежды, обуви и аксессуаров традиционной культуры Индии, Китая или Японии отличает ориентальный стиль . Стиль гаучо основан на традиционном костюме пастухов Латинской Америки. Типичные вещи: брюки-гаучо (широкие до колен или чуть ниже, украшенные по низу тесьмой, бахромой или вышивкой) и пончо. Основные детали стиля кантри : джинсы, сапоги-казаки, кожаные и замшевые куртки с бахромой на рукавах. В этом сезоне дизайнеры использовали элементы традиционного костюма двух стран. Вещи в клетку-шотландку, гордость англичан, есть в коллекциях чуть ли не всех дизайнеров: юбки-килты у Moschino Cheap & Chic, ансамбли в стиле шотландских костюмов ХIХ века у Alexander McQueen, вечернее платье у Ralph Lauren, пальто у Marc Jacobs‚ MaxMara, Burberry. Не обошли дизайнеры и национальный украинский костюм. На показе Givenchy модели с прическами а-ля Юлия Тимошенко дефилировали в белых блузах, имитирующих украинские вышиванки.

Спортивный стиль изначально складывался на основе одежды для профессионального спорта, экипировки одежды, униформ, а потом постепенно трансформировался в стиль кежуэл (от англ. casual - случайный, небрежный). Зародился стиль в 30-х годах, хотя термин появился позже, в 60-х. В основе кежуэл лежит одежда для свободного отдыха, прогулок и занятий спортом. Ассортимент стиля включает практически все виды неформальной одежды: куртки, джинсы, майки, комбинезоны, различной формы брюки, кепки, ботинки, кроссовки, мокасины. Одежда обычно шьется из недорогих тканей ярких расцветок. Характерно большое использование молний, крючков, липучек. Кежуэл стал основным направлением для демократичных марок (Benetton, Gap и др.), хотя и именитые дизайнеры уделяют ему достаточно внимания. В сезоне осень-зима 2006 на пике тенденций снова окажутся куртки на пуху и не только в качестве экипировки для зимнего отдыха. Фасоны самые разнообразные - от элегантного пальто, как у Victor & Rolf, до приталенных, в форме пиджака с поясом как у Just Cavalli.

С большой периодичностью на подиумах появляется одежда в стиле милитари . Этот стиль использует военную атрибутику (прежде всего форму) разных стран в гражданской одежде. Появился он еще в ХIХ веке, когда в военное время, на волне патриотизма дамы украшали свои туалеты аксельбантами, стилизовали шляпки под гусарские головные уборы и офицерские треуголки.

Морской стиль , появляющийся практически в каждой летней коллекции, основан на униформе моряков, использует морские цвета и морскую атрибутику. Законодательницей этого стиля стала сама Коко Шанель, одевшая женщин в блузы с матросским воротником и юбки в складку.

Антимодные стили
К антимоде обычно относят все неформальные стили, которые изначально идут вразрез с основной модой. Обычно впоследствии эти стили избавляются от приставки "анти-" и становятся просто модными тенденциями. Типичным представителем антимоды является стиль хиппи , возникший в середине 60-х. Молодые люди, протестуя против общепринятой моды, одевались в рваные джинсы, длинные юбки, романтические струящиеся блузы с этническими мотивами. Однако очень скоро из антимоды этот стиль превратился в моду. Даже самые благополучные предпочитали носить длинные джинсовые юбки и украшать себя африканскими бусами и браслетами из Индии.

В конце 70-х на смену хиппи пришел стиль панк . Этот стиль соединил в себе анархические настроения и желание шокировать общество. Ключевое слово для понимания этого стиля - "помойка". Отличительными признаками стиля стали рваные и старые вещи, несколько слоев одежды, использование металлических цепей и заклепок в качестве аксессуаров. Образ панка дополняли яркий грим, пирсинг и знаменитая прическа ирокез. Авторство стиля панк приписывают дизайнеру Вивьен Вествуд, которая не изменяет этому стилю и сегодня.

В конце 80-х под влиянием творчества группы "Nirvana" сформировался стиль гранж . Надевая старые рваные вещи, одну на другую и часто неподходящего размера, музыканты и их поклонники демонстрировали полное равнодушие к устоявшимся нормам и приличиям. В 1993 году дизайнер Марк Джакобс вывел стиль гранж на подиум. Манекенщицы были одеты в огромные рубахи из фланели, вытянувшиеся свитера и массивные армейские ботинки, и все это в сочетании с тонкими платьями в цветочек, стилизованными под старье с блошиного рынка. В Британии и на улицах, и на подиуме стиль гранж соединился со стилем нью-эйдж, который предполагает свободное смешение мотивов разных культур и стилей в рамках одного костюма. Новый сезон осень-зима 2006 не обошелся без антимодных элементов. Не изменяя своим традициям, Джон Гальяно одел на манекенщиц массивные цепи с крестами, черные очки в поллица, черные повязки.

Сегодня отношение к моде выражается скорее в устранении границ между стилями и создании своих собственных. Если в авторской вечерней моде царят золото, вышивки и шлейфы, то в варианте гардероба для ночного клуба соединяются элементы спортивной одежды, стилей диско и панк, а для работы в офисе выбирается классика. Единственное условие - чувство меры .