Воспитание подростка — типичные ошибки родителей. Воспитание подростка: особенности возраста девочек и мальчиков Ошибки родителей в воспитании подростков


Воспитание подростков.

Помочь родителям подростка - основная задача этой статьи. Мы уверены, что прочитав ее полностью , вы сможете лучше понять, как сделать воспитание подростка более эффективным, предотвратить или сгладить конфликты. Узнаете психологические основы воспитания подростков.

В ней вы найдете информацию о психологии подростка, конкретные рекомендации по воспитанию подростка, которые помогут избежать типичных ошибок родителей в воспитании подростков, сохранить гармоничные отношения в семье, помочь подростку и взрослым успешно справиться с трудностями переходного возраста. Часто конфликты подростков и родителей происходят из-за элементарного незнания последними психологических особенностей подросткового периода развития.

Надеемся, что эта статья поможет родителям и другим взрослым успешно преодолеть все трудности в воспитании подростка.

Структура статьи.

  • Рекомендации родителям подростков.
Психологические особенности подросткового возраста.

О том, как воспитывать подростка написаны сотни книг и тысячи статей, но часто они основаны на личном опыте автора и его мировоззрении.

В этой статье мы опираемся исключительно на информацию, подтвержденную многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями, результаты которых опубликованы в научной литературе.

Родители и педагоги часто выделяют отдельные темы в воспитании подростков: нравственное воспитание, половое воспитание, физическое воспитание, духовное воспитание и т.д. Но любое направление воспитания подростков только тогда эффективно, когда оно осознанно и основывается на возрастных особенностях подросткового периода развития человека.

Речь пойдет о возрасте 11-18 лет. Хотя границы подросткового возраста достаточно условны, у кого-то он может начаться чуть позже, у кого-то чуть раньше.В статье нет деления на подростков-мальчиков и подростков-девочек. Все в ней сказанное относится к подросткам вне зависимости от их пола. Разумеется, некоторые типичные подростковые реакции проявляются у девочек - подростков чаще в более скрытом виде, чем у подростков -мальчиков, а некоторые, наоборот, у девочек более выраженные, чем у мальчиков.

Все знают, что период от рождения до трех лет является очень важным в развитии ребенка. Полученный в это время опыт во многом определяет дальнейшее становление человека и сказывается на всей жизни.

Но гораздо меньше известно, что подростковый период оказывает не менее важное влияние. Связано это с тем, что в подростковом возрасте возникает второй период повышенной пластичности мозга, т.е. способности головного мозга к изменениям под влиянием внешней среды.

Повышенная пластичность мозга в подростковый период дает возможность позитивных результатов в воспитании подростка, но и одновременно является зоной риска, т.к. последствия неблагоприятного внешнего воздействия могут быть сильными и сохраниться на всю жизнь .

Подростковый возраст – это период, когда человек приобретает набор навыков и способностей, необходимых ему для дальнейшей самостоятельной жизни.

В это время формируются способности осознавать потребности других людей, их мотивацию и намерения; умение планировать и достигать поставленных целей; прогнозировать последствия своих действий; контроля собственного поведения и эмоций.

Знание и учет психологических особенностей подростков помогут родителям избежать ошибок в воспитании своих детей подростков.

Что необходимо знать и учитывать в воспитании подростков.

  • В подростковом возрасте возникает потребность в отделении от взрослых, ощущении себя самостоятельным и независимым. Именно эта потребность часто лежит в основе подросткового негативизма, стремлении подчеркнуть свою индивидуальность, сопротивлению взрослым.
  • Подростки нуждаются в признании со стороны сверстников. Для большинства подростков мнение приятелей может быть более значимым, чем мнение взрослых, в том числе и родителей. Часто это приводит к неразумным поступкам в компании сверстников. С другой стороны, отвержение со стороны сверстников приводит к эмоциональным проблемам подростка, чувству одиночества и проблемам в общении, которые могут закрепиться на всю жизнь.
  • Всем людям не безразлично внимание окружающих, их мнение и отношение. Но в подростковом возрасте это проявляется в значительно большей степени, чем у взрослых. Подростки становятся более чувствительными к мнению и оценкам окружающих (особенно сверстников), они часто преувеличивают внимание окружающих к себе, особенно остро переживают чувство отверженности сверстниками, одиночество.
  • В подростковом возрасте положительные эмоции кажутся сильнее и ярче, чем в других возрастах, при этом самоконтроль еще недостаточно развит. Саморегуляция подростков еще не сформировалась. Для подростков характерно стремление к получению вознаграждения «здесь и сейчас», но они менее склонны избегать ситуаций, в которых могут что-то потерять или потерпеть неудачу. Стремление получить немедленное вознаграждение часто берет верх над здравым смыслом, т.к. они в меньшей степени способны контролировать свое импульсивное поведение, особенно в компании сверстников. Очень часто подростки совершают какие-либо нежелательные поступки не из-за незнания, а под влиянием сиюминутных эмоций.
  • В обычных условиях подросток часто способен на такой же уровень самоконтроля, как и взрослые. Но беспокойство, усталость или стресс в гораздо большей степени влияют на его способность к самоконтролю, чем у взрослых. (Это связано с неразвитостью префронтальной коры головного мозга, ответственной за саморегуляцию). В эмоционально нестабильном состоянии или под внешним влиянием качество принимаемых им решений ухудшается.
  • Из-за повышенной возбудимости лимбической системы головного мозга подростки проявляют большую эмоциональность, переживают эмоции острее, чем взрослые, а также стремятся получить более яркий и интенсивный опыт – психологи называют это «стремлением к чувственному опыту».
  • В случае негативных эмоций у подростков снижается активность в областях мозга, отвечающих за контроль над эмоциями и понимание того, что им говорят. Саморегуляция подростков при негативных эмоциях снижается гораздо сильнее, чем у взрослых.
Типичные ошибки родителей в воспитании подростка.
  • Излишний контроль, попытки все регламентировать. Отношение как к маленькому ребенку. Не считаются с желаниями и мнением подростка.

    Тем самым родители или подталкивают подростка к бунту, к выраженной реакции эмансипации или подавляют его самостоятельность.

  • Пытаются воздействовать только авторитарным способом, используют исключительно запреты и наказания. Считают, что главное, чему должен научиться ребенок – это послушание, покорность и почитание авторитетов .

    Жесткие авторитарные воспитательные меры часто подталкивают ребенка к изощренному вранью из-за страха наказания. Исследования показывают, что авторитарный стиль воспитания не способствует здоровому развитию, часто приводит к меньшей самостоятельности и настойчивости в дальнейшей жизни, неуверенности в нестандартных ситуациях.

  • Пускают все на самотек, уступают всем капризам ребенка, ничего не контролируют, избегают конфликтов.

    Это может привести к воспитанию низкой мотивация к достижениям, к большей степени подверженности влиянию со стороны сверстников и нарушениям поведения. Тормозит развитие саморегуляции подростка.

  • Ругая за что-либо, оценивают не сам поступок и его последствия, а личность подростка.

    В этом случае родители провоцируют протестную реакцию или ощущение беспомощности и отверженности у подростка.

  • Недооценивают степень влияния сверстников. Не придают значения, если у него нет друзей

    Если у подростка нет друзей, то это повод для беспокойства. Так же из-за подверженности влиянию сверстников очень важно его окружение. Иногда даже следует поменять школу или класс, если подросток оказался в изоляции или в неподходящей компании сверстников (но делать это надо в крайних случаях).
  • Недооценивают внешние обстоятельства, когда требуют от подростка осознанного поведения и самоконтроля.

    Подросток часто просто не может себя контролировать, противостоять каким-либо обстоятельствам. Вспомним, что саморегуляция подростков еще недостаточно развита.

  • Пытаются воздействовать на подростка «на эмоциях», в стрессовой ситуации.

    В стрессовой ситуации мозг подростка просто хуже способен к аналитической работе. До подростка просто может «не доходить», что ему говорят рассерженные взрослые.

  • Неумеренно поощряют подростка даже за незначительные успехи, тем самым приучая к получению «удовольствия» без особых усилий.
Это может привести к развитию эгоцентричности, а также к тому, что во взрослой жизни человек испытывает постоянные разочарования, теряется в ситуации, когда к нему предъявляют какие-либо требования.
  • Не учитывают индивидуальные особенности подростка и современные условия жизни. Действуют по принципам: «Что хорошо для меня, то и для него». «Что мне нравится, то и ему это должно нравится» и т.п.

    Все люди разные. Во многом личностные особенности человека обусловлены свойствами его нервной системы, зависящими от генотипа и формирования в пренатальный период. Как учитывать индивидуальные особенности в воспитании подростка - чуть ниже в этой статье.

Рекомендации родителям по воспитанию подростков.

Главное, в чем могут родители помочь своему ребенку в успешном преодолении всех трудностей подросткового периода, - это создание поддерживающей и психологически безопасной атмосферы в семье.

Основные принципы воспитания подростка:

Проявления любви.
Справедливость.
Оказание поддержки.

Основные средства воспитания подростка:

Общение, разговор.
Контроль.
Совместные мероприятия.
Личный пример.
Пластичность нервной системы, то есть степень восприимчивости человека к влиянию окружающей среды, предопределена генетически. Другими словами, кто-то больше подвержен внешним воздействиям, кто-то меньше. Но внешняя среда способна оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие подростка в зависимости от ее содержания. И хотя генетический код определяет силу влияния среды на развитие подростка, будет ли это влияние положительным или отрицательным, зависит от условий окружающей среды . А семья - это важный фактор, влияющий на развитие подростка.

Если человек растет в благоприятной обстановке, то это делает его психологически более устойчивым, а если условия его жизни неблагоприятные, то наоборот. Именно проявления любви и безусловного принятия создают благоприятную и психологически безопасную «среду обитания» для человека, особенно для подростка.

Проявления любви не противоречат твердости в установке границ и требований к подростку . Более того, сами подростки нуждаются во внешнем контроле, установке границ приемлемого поведения и правил. Но если подросток не будет чувствовать, что родители его любят, то, скорее всего, воспримет требовательность как жесткость, несправедливость или слишком суровое наказание.

Часто подростки чувствуют себя в семье одинокими.

Рекомендация 1 . Проявляйте свою любовь, не скупитесь на ласку и похвалы. Даже когда ругаете подростка, никогда не оценивайте его личность, говорите только о конкретном поступке и его последствиях. Не ставьте свою любовь к нему в зависимость от его успехов, соблюдения правил и каких-то поступков.

Рекомендация 2. Помогайте развивать уверенность в себе, давайте возможность совершать самостоятельные поступки и принимать решения. Поддерживайте его потребность в самостоятельности.

Рекомендация 3. Участвуйте в жизни подростка. Но без навязчивости и избыточного контроля, не пытайтесь по любому поводу «влезать в душу». Просто разговаривайте, интересуйтесь его жизнью без морализаторства и «воспитательных» речей. Помогайте в планировании, постановке целей и способах их достижений.

Рекомендация 4. Если ставите какие-то ограничения, то обосновывайте их, четко формулируйте правила поведения и требуйте их исполнения. Если правила и ограничения будут обоснованные, с учетом возможностей подростка, то они не будут им восприниматься, как нечто негативное. (Что вовсе не означает, что он всегда будет их соблюдать). Лучше мотивировать подростка потенциальной наградой, чем угрозой наказания или лишения чего-либо.

Рекомендация 5. Не прибегайте к суровым наказаниям. Физическое наказание или наказание, унижающее подростка, не является эффективным. Наказание должно быть строго за конкретный поступок, обоснованным, конкретным и ограниченным во времени. Лучше совсем обойтись без наказаний, заменив их выражением неодобрения и объяснением, почему это плохо и к каким последствиям (в том числе и лично для вас ) это привело.

Рекомендация 7. Не стесняйтесь сообщать подростку о своих эмоциях и чувствах, которые вызываются его поступками. Подростки могут не понимать, что на самом деле и почему чувствуют родители и неправильно интерпретируют их действия и слова. (Для этого есть очень эффективная техника «Я - сообщение», в конце страницы есть ссылка на он-лайн тренинг для родителей по общению с подростком, очень рекомендуем).

Рекомендация 8. Исследования показывают, что уровень развития саморегуляции подростка – это одна из основных личностных характеристик, от которой зависит его успешность. В развитии саморегуляции подростков хорошо помогают занятия спортом, а также установление системы разумного контроля за его поведением .

Отдельная тема - сексуальное воспитание подростков. Рекомендуем статью на нашем сайте на эту тему.

Учет индивидуальных особенностей в воспитании подростков.

Люди рождаются с разными особенностями нервной системы.
Приведем цитату из книги выдающегося отечественного психолога В.Н.Дружинина «Психология семьи».

«Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда - человек. Для него семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет ….»

Многие особенности личности и психологического развития детей определяются биологическими предпосылками. Изменить их мы не в силах. Но мы можем принимать их во внимание при общении с человеком. Разумеется, у каждого человека бывает разное настроение, он по-разному ведет себя в зависимости от обстоятельств, проявляет разные эмоции и т.д. Но у каждого есть индивидуальные, наиболее ярко выраженные черты личности, проявляющиеся в поведении и эмоциях. Ниже приведем несколько рекомендаций, как учитывать наиболее часто встречающиеся сильно выраженные индивидуальные особенности подростков .

1. У подростка повышенная активность, он очень не любит однообразия, ему очень некомфортно находиться в одиночестве. Он постоянно жаждет общения, склонен к частым сменам увлечений и видов деятельности, но редко доводит начатое до конца, он невнимательный и имеет постоянные проблемы с дисциплиной, может переоценивать себя, стремится выделиться, заработать похвалу .
В этом случае лучше уделять больше внимания контролю и помощи в планировании времени. А главное - проявлять интерес к жизни подростка, к его увлечениям и эмоциям, чтобы он не ощущал безразличия родителей к себе. Но если родители будут чрезмерно пытаться контролировать абсолютно все и ограничивать самостоятельность, навязывать очень жесткие правила, осуществлять мелочный контроль, то это может подтолкнуть его к «бунту». Подросток будет искать способы избежать обходить контроля и жить своей жизнью, скрытой от родителей.

2. У подростка наблюдается повышенная утомляемость, раздражительность и склонность беспокоиться по поводу своего здоровья. Могут быть неожиданные вспышки эмоций по незначительному поводу. Как правило, все это сочетается с аккуратностью и дисциплинированностью.
В этом родителям не стоит чрезмерно опекать подростка, пытаться контролировать каждый его шаг, постоянно все запрещать и наблюдать за ним. Все это будет способствовать усилению несамостоятельности и неуверенность в себе, нерешительности и неумению постоять за себя. Здесь большую роль будет играть нормальный, упорядоченный ритм жизни, чередование умственных и физических нагрузок .

3. Очень сильная склонность к самоанализу и бесконечным рассуждениям, постоянные колебания при принятии решений. Нерешительность и колебания в действиях особенно в ситуациях, когда необходимо сделать самостоятельный выбор, тревожная мнительность. Все это сочетается с опасениями, как бы чего не случилось ужасного и непоправимого с ним самим и особенно с близкими людьми.
В этом случае для подростка нежелательно, когда родители сильно «грузят» его своими ожиданиями и надеждами в отношении его будущего. Делают подростка ответственным за воплощение в жизнь их собственных несбывшихся надежд, возлагают недетские обязанности. Такие особенности подростка, как мнительность, нерешительность, склонность к тревоге по каждому поводу будут усиливаться.

4. У подростка очень сильно выражен эгоцентризм и жажда внимания окружающих. Он часто сочиняет и фантазирует с целью приукрасить себя и свои достижения. Переживания и эмоции носят театральную наигранность .
Эти черты личности получат подкрепление и будут усиливаться, если родители подростка будут всячески ему покровительствовать, ограждать от любых трудностей и неприятных обязанностей, неумеренно восторгаться мнимыми способностями и придавать излишне большое значение его достижениям. Другими словами, все время восхищаться подростком, даже в тех случаях, когда его реальные способности и достижения не очень велики.

Мы привели всего несколько примеров ярко выраженных индивидуальных особенностей и их учета в воспитании подростка.
Но кто лучше родителей знает своего ребенка? Присмотритесь к его поведению и эмоциям. Попробуйте проанализировать, - какие ваши действия вызывают ту или иную его реакцию. Подумайте в чем и как вы можете ему помочь. Одни и те же слова и действия могут воздействовать по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей подростка.

В заключение отметим следующее.

К сожалению, не так редко встречаются случаи, когда родители тяготятся подростком, хотя гонят от себя подобную мысль и не признаются в этом себе. В этом случае подросток не получает эмоционального тепла, хотя родители и заботятся о нем, проявляют внимание к его воспитанию.
В зависимости от индивидуальных черт личности подростка его реакция может быть разной – от ухода в оппозицию к родителям до стремления всеми силами завоевать их любовь. Но в любом случае такая ситуация психологически травматична для любого ребенка, несмотря на заботу родителей, он все равно чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.
Почему так происходит? Как правило, причины кроются в детстве самих родителей.
Что делать родителям, если они осознают такое свое отношение к ребенку? Здесь каждый самостоятельно должен найти ответ на этот вопрос. Часто в этом помогает консультация психолога.

И последнее, в разрешении и профилактике конфликтов с подростком важную роль играет способ поведения родителей в конфликтных ситуациях.

Подростковый возраст — возраст, которого со страхом ожидают практически все родители. Ведь именно этот отрезок от 12 до 16 лет издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, кризисным, переходным и даже судьбоносным. Период между детством и юностью, когда приходит влюбленность, но ещё никто из них не знает, что это такое. Когда меняется фигура, но все они стесняются своей красоты, потому что не знают хорошо это или плохо.Расставшись с детством и находясь на перепутье, подросток жаждет скорее стать взрослым, пытается порвать с жестким контролем семьи и школы, стремится к самостоятельности, активно ищет себя, причем методом проб и ошибок.

Физическое развитие, половое созревание, происходящие в этом возрасте, подкрепляют чувство взрослости, а ошибки, обусловленные социальной незрелостью, соответствующее к нему отношение взрослых, — постоянно и безжалостно отбрасывают его к детству.

Возрастная драма толкает его к конфликту с взрослыми, уходу от них, к сплочению с себе подобными, ориентированности на их оценки. Эти оценки очень часто противоречат общепринятым нормам поведения и являются проявлениями подросткового негативизма, что может привести к не очень хорошим последствиям.

Возраст, когда совершается очень много ошибок, первый сексуальный опыт, который часто приводит к беременности, абортам.

Они ещё дети и всё ещё играют в игры, но только теперь уже всё по взрослому. Разбивание окон плавно перетекает в хулиганство, воровство, и подросток легко может стать малолетним преступником. Первая сигарета, первый бокал вина становятся красивым и романтичным началом алкоголизма и наркомании.

Дети со слабой нервной системой, не находя понимания среди близких, выражают свой кризисный возраст в суицидальных попытках.

Всё это последствия не только запущенности детей. Трудный ребёнок может вырасти и вo вполне благополучной полной семье.

Родители делают ошибки в общении с детьми и их воспитании независимо от своего возраста, материального благосостояния или уровня образования. Все перечисленные факторы, конечно, тоже имеют свою силу, но будут уже совсем другие ошибки.

Самые типичные ошибки в воспитании детей:

1. Гипопротекция.

Повышенная свобода действий у ребенка. Его поступки не контролируются. Родители ничего не знают о своём ребёнке, где и с кем он проводит время, чем увлекается. Родители формально выполняют свои функции, но не вкладывают в воспитание личностного смысла. В результате ребенок вынужден искать необходимые ему ценности и нормы вне семьи. И не всегда эти нормы не противоречат его здоровью, психике и общественному закону.

2. Гиперпротекция

Воспитание, в основе которого лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль над ним. Родители стремятся полностью контролировать поведение ребенка, заставить его копировать собственную ценностно-нормативную систему.

В подобной системе воспитания полностью игнорируется личность ребенка. Вследствие чего происходит резкое падение адаптивных способностей личности: конфликты со сверстниками, беспомощность, потребительская позиция.

А у многих подростков такой тип воспитания, наоборот, вызывает бурный протест, ведущий к обострению взаимоотношений с родителями и к различным нарушением поведения.

3. «Кумир семьи»

«Мимозное воспитание». Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от любых трудностей. Ребенок в итоге становится эгоцентричным, всегда желает быть в центре внимания, все желаемое получать с легкостью, без особого труда. При столкновении с реальными жизненными трудностями он оказывается не в силах с ними справится.

4. Эмоциональное отвержение.

Воспитание по типу Золушки. Мать или отец тяготятся ребенком, который постоянно ощущает это, особенно если в семье есть другой ребенок, получающий со стороны больше внимания. Такое воспитание способствует развитию повышенной ранимости и чувствительности, обидчивости и скрытности.

5. Жесткие взаимоотношения.

Жестокое отношение с суровыми расправами за мелкие проступки и непослушание вызывает у ребенка страх перед родителями, ожесточение. Из таких детей нередко вырастают жестокие люди.

6. Воспитание вундеркинда.

Родители стремятся дать ребенку как можно более широкое образование, развить его, чаще всего мнимые способности. Кроме учебы в школе, ребенок занимается музыкой, иностранным языком, спортом. Он постоянно занят, куда-то спешит.

В таких случаях ребенок лишается возможности участвовать в детских играх, общаться со сверстниками. У него протест против такого режима. Он стремится избавиться от чрезмерных нагрузок, выполняя их формально. Такая загруженность способствует развитию повышенной истощаемости нервной системы и тревожности.

Любому ребенку из любой семьи в любой стране в первую очередь нужна родительская любовь. Уверенность в том, что кто-то любит его от всего сердца, совершенно бескорыстно. Такое могут только родители.

Cамое главное в любых отношениях близких людей — доверие.

Kаждый ребёнок может вырасти очень хорошим человеком, если до него будет кому-то дело.

В помощь родителям:

Вебинары серии : "Не хочу, не буду, не желаю!Как помочь подростку вырасти самостоятельным"

Авторский вебинар Екатерины Бурмистровой : “ Три кита взаимодействия с тинэйджером: автономность, бережность, коммуникация”


br /> Формирование самооценки подростка
Что влияет на формирование значимости и важности подростка, на его самооценку и уверенность в своих силах.

Воспитание подростка - нелегкое дело. Если у вас есть ребенок именно в подростковом возрасте и вы занимаетесь воспитанием подростка, значит эта статья посвящена вам.

Статистика гласит, что 80% подростков никогда не расскажут своим родителям о самом сокровенном. Например, о первой любви или о страхе умереть. Психологи утверждают, что тут дело не в замкнутости подростков, а в их родителях, которые сами не зная того, отгораживаются от своих детей. Как подружиться со своим любимым подростком, нам рассказывают психологи.

Ошибка родителей № 1 или Правило трех «К»

Прислушайтесь к тому, как вы разговариваете со своим ребенком. Часто в разговоре с подростком родители придерживаются правила трех “К” (то есть критикуют, командуют, купируют разговор). С такими родителями очень тяжело общаться, особенно в подростковом возрасте!

Что значит купировать разговор? Приведем пример: ваш сын имеет проблемы с физкультурой. И говорит вам, что не хочет больше на нее ходить. А вы отвечаете ему: “Я ходила на физкультуру и ничего страшного не случилось, и ты будешь ходить!” Это называется купирование, то есть фраза, которая не подразумевает продолжение разговора. Ребенку нечего на это ответить, так как вы закончили разговор.

Несомненно вам кажется, что на фоне ваших собственных взрослых проблем, проблема ребенка не имеет место вообще быть, так как по вашему мнению не является проблемой вовсе. Но для ребенка это действительно проблема и он из-за нее переживает! Возможно девочка стесняется своей фигуры, а мальчик сильно потеет и боится, что кто-нибудь во время упражнений заметит это и его засмеют. Вариантов масса. Но если вы купируете разговор, то никогда не узнаете причину такого поведения подростка.

Критика. Вот что не переносят все подростки, особенно со стороны родителей. В подростковом возрасте очень важно чувствовать, что родители тебя любят и уважают как личность. Если же вы постоянно критикуете своего ребенка, он не поверит в вашу любовь! Это факт. А также подросток затаит обиду на вас.

Команда. Что уж там говорить о подростках! Даже взрослый человек не любит, когда им кто-то командует. А в подростковом возрасте игнорирование мнения ребенка - может подорвать его доверие и уважение к вам. Если вы не уважаете его мнение - почему он должен выслушивать ваше? И при этом если вы постоянно будете командовать своим чадом, он не научится принимать решения самостоятельно! Лучше дать хороший обоснованный совет. Если ребенок последует ему - хорошо. Но если он выберет свой путь - не мешайте ему, пусть учится на своих ошибках! Да и откуда вы знаете, что его вариант хуже вашего? Взрослые тоже ошибаются.

Как результат постоянного командования бывает и такой: ребенок все равно принимает собственные решения, но родителям лжет, изворачивается, скрывает правду, потому что знает, что они не одобряют его выбор. О каком доверии может идти речь?

Исправление ошибок

Многие родители спрашивают у психологов на форумах: “Неужели я должна идти на поводу у своего ребенка? Он так меня вообще ни во что не будет ставить! Разве это правильно?”

Нет, конечно же во всем соглашаться не нужно. Просто научитесь выслушивать своего ребенка, даже если вам кажется, что он несет полную ерунду. Поверьте, ребенок очень ценит, когда его слушают, слушают внимательно и с пониманием. Часто бывает так, что просто выслушав ребенка до конца и понимающе кивнув - к проблеме уже не нужно возвращаться, ребенок и сам забывает о ней. Он просто начинает чувствовать себя понятым и любимым - а этого уже достаточно.

Но слушать тоже нужно уметь. Для этого обучитесь эмпатическому слушанию. Эмпатическое слушание - это слушание с целью понять собеседника до глубины души, представить, что он - это вы, и попытаться прочувствовать то, что чувствует он. Люди, которые обладают этим качеством имеют очень много друзей. А если применить это к детям - вы будете лучшим другом вашего ребенка! А это ли не счастье?

Многим родителям сложно отказаться от роли воспитателя своего ребенка и примерить роль друга. Попробуйте и вы не пожалеете! Поверьте, уважение вы не потеряете, а увеличите во много раз.

Эмпатические слушатели:

не торопятся давать советы
не оценивают действия говорящего
не читают морали
не говорят, как бы они поступили на его месте

Вернемся к теме о физкультуре. Ваш ребенок говорит, что не хочет больше посещать уроки физкультуры. Вместо нравоучений и примеров из своей спортивной жизни просто спросите, почему он не хочет. А когда ребенок начнет рассказывать, слушайте внимательно, до конца, не отвлекаясь на посторонние дела. Давать советы следует только в том случае, если вы поддерживаете ребенка полностью. Если вы не согласны с позицией ребенка, откажитесь от примеров из своей жизни. После того как вы узнаете причину такого отношения к урокам физкультуры, обнимите ребенка и скажите: “Я люблю тебя, мы вместе решим все проблемы. Ты всегда можешь на меня рассчитывать”. После такой беседы проблема решиться очень быстро.

Ошибка родителей № 2 или Обида родителей на ребенка

“Как он может так со мной разговаривать??? Я же все для него, а он… Я его поила, растила, кормила, лечила, учила …”

Такие слова часто можно услышать из уст родителей. Многие мамы считают, что они потратили свои лучшие годы на воспитание детей, а вырастили эгоистов. Это и называется взрослой обидой. На подростка вообще бессмысленно обижаться взрослому умному человеку. Ведь в подростковом возрасте происходит столько изменений в организме ребенка, что он с трудом ко всему этому привыкает.

Например, начиная с 11 лет в организме ребенка наблюдается высокая подкорковая активность, что приводит к повышенной возбудимости, гиперактивности и психической неустойчивости. В этом возрасте ребенок еще не умеет владеть собой.

Исправляем ошибки

Научитесь вести себя разумно в спорах с подростком. Если вы покажите себя уравновешенным человеком и всегда будете держать себя в руках, ребенок, минув подростковый возраст, обязательно возьмет с вас пример. Не думайте, что вам кричать позволено статусом родителей. Это в корне неправильная логика. Ваша задача - помочь своему ребенку научиться справляться со своими эмоциями.

Вот план действий:

Шаг 1. Дождитесь пока ребенок все выскажет и успокоится. Пусть по-максимуму выплеснет свои эмоции.

Шаг 2. Когда вы увидите, что ваше чадо исчерпало свои эмоции, спокойно спросите, чем конкретно ребенок не доволен, какие пути решения проблемы видит он сам. Скажите, что его вариант должен устраивать вас обоих, что вы взрослые люди и должны учитывать мнение друг друга.

Шаг 3. Выслушайте ребенка, не перебивая его. Если его вариант вас не устраивает, объясните почему для вас он не подходит. Не будьте слишком строги. Разговаривайте в спокойном тоне до тех пор, пока не придете к варианту, который устраивает вас обоих.

Только так и никак иначе вы научите подростка уже во взрослой жизни уметь достойно отстаивать свои права и вести спор.

Если ваш ребенок наговорил вам много обидных слов, научитесь отпускать обиду. Для этого есть множество способов: побейте подушку, займитесь спортом, посетите бассейн, посмотрите любимый фильм, поговорите с подругой или сходите к психологу. И не забывайте, что ваш ребенок, какой бы “колючий” снаружи он ни был, он вас любит. А выражать свою любовь со временем научите его вы - родители!

Чтобы заслужить доверие своего ребенка, нужно потратить немало своих душевных сил. Но знайте, это того стоит. Как только между вами установятся по-настоящему доверительные отношения, вы выйдете за рамки родитель-ребенок. Ваше чадо станет вашим другом, и в сложной ситуации обратится именно к вам, а если у вас будут трудности - сможет оказать поддержку!