Навыки ребенка в 6. Календарь развития шестимесячного ребенка

Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша. Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться. Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.

Физиологическое развитие малыша на 6 месяце

Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.

  • Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
  • В ножках и ручках пропадает гипертонус.
  • Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
  • Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
  • Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
  • Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
  • Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
  • Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
  • Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
  • Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
  • Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
  • Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.

Психическое и эмоциональное развитие

  • Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
  • Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
  • Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
  • Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
  • Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
  • Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.

  • Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
  • Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
  • Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
  • Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
  • Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
  • Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.

Что должно насторожить

  • У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
  • Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
  • Не может переложить предмет из одной руки в другую.
  • Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
  • Не просит взять его на ручки.
  • Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.

Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.

Начало прикорма

Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.

Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.

Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии. Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма. Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.

Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.

Приготовление овощного пюре

  • Обдать овощи кипятком.
  • Сварить (в воде или на пару).
  • Взбить при помощи блендера или протереть через сито.

При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.

Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).

Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление. Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему. Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.

Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.

Отучаем от соски

Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки. В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки. Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.

Режим сна малыша в 6 месяцев

Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.

Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:

  • После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
  • Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
  • На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.

В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками. Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых. Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.

Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:

  • В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
  • Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
  • Катание теннисного шарика ладошками.
  • Массаж пальчиков.
  • Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
  • Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».

Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.

В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.

Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.

Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.

Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев (видео)

Самостоятельные домашние наблюдения нужно проводить в определенных условиях, иначе результаты могут оказаться необъективными. Если ребенок голоден или устал, исследования лучше отложить. Что еще нужно учесть, чтобы верно оценить развитие ребенка в 6 месяцев? Подробный ответ на этот вопрос вы найдете в статье

Развитие ребенка в 6 месяцев. Положение «лежа на животе»

Положите малыша на живот. Развитие ребенка в 6 месяцев выражается в том, что он опирается на вытянутые ручки с полностью открытыми ладонями, практически не касаясь локтями подстилки. Тело малыша тоже вытянуто до поясничного отдела позвоночника, масса его приходится на руки и нижние отделы таза, а голова по отношению к подстилке находится под углом 45-90°.

Приподнимите сбоку подстилку с лежащим на ней на животе малышом до угла 45°. При таком боковом приподнимании он будет искать опору ручкой и ножкой, оказавшимися на стороне расположенной выше (реакция равновесия). Проделайте то же самое с другой стороны – эта способность должна быть одинаково выраженной с обеих сторон.

Переверните малыша на спину, вложите в его ручки свои большие пальцы, обхватив остальными пальцами кисти, и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. От более раннего возраста развитие ребенка в 6 месяцев отличается тем, что теперь он испытывает очевидную радость от нового положения тела, сразу ухватывается за ваши пальцы и пытается сам подтянуться вверх. Кроме того, некоторые могут уже настолько наклонять голову вперед, что подбородком касаются груди.

Посадив малыша, удерживайте его за плечи и наклоняйте верхнюю часть его тела по очереди вперед, назад и в обе стороны до угла 45° к вертикальной линии. И в положении сидя, и при выполнении наклонов во все стороны голова ребенка в 6 месяцев держится прямо, демонстрируя, так называемый, “хороший контроль головы”.

Поставьте малыша на ноги, поддерживая его подмышки двумя руками. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по выпрямленным в коленках ногам. Теперь на 1-2 секунды ему уже удается удерживать массу на стопах, иногда он . При этом тело и ножки малыша еще не образуют прямого силуэта, вы можете наблюдать наклон вперед верхней части туловища из-за небольшого сгибания в бедрах. Кроме того, в этом возрасте все еще можно заметить хватательное положение пальцев ног.

Положите малыша на спину или посадите к себе на колени, поддерживая за нижнюю часть живота. Проследите, чтобы он имел возможность свободно двигать руками. Предложите ребенку красный кубик (длина ребра 30 мм). При этом вы должны либо держать кубик большим и указательным пальцами, либо просто положить его на свою открытую ладонь. Чтобы привлечь внимание, можно этим кубиком постучать о другой, но нельзя вкладывать его в руку малыша. Развитие ребенка в 6 месяцев позволяет своевременно затормозить движение руки при касании предложенной игрушки и затем целенаправленно схватить ее. Однако, полугодовалый малыш все еще хватает предмет преимущественно одной рукой. Обратите внимание: ладонь при этом должна быть открыта и направлена вниз. Еще один важный момент: ребенок прижимает кубик к ладони всеми пальцами (и вытянутым большим пальцем) и удерживает несколько секунд. Если что-то не получилось, можно повторить попытки несколько раз.

После того как малыш схватил кубик, понаблюдайте, как он поступит с ним дальше. Развитие ребенка в 6 месяцев ярко выражается в том, что он теперь умеет перекладывать кубик из одной руки в другую. При этом надо учитывать тот факт, что многие дети в этом возрасте предпочитают пользоваться одной рукой для хватания. Помимо этого, шестимесячный малыш быстрее перекладывает кубик из реже используемой руки в чаще используемую руку. В этом возрасте достато, чтобы перекладывание игрушки из руки в руку наблюдалось хотя бы в одном направлении, но без помощи других частей тела или подстики (ребенок не должен использовать рот как «третью руку» или класть кубик на подстилку, а потом брать его другой рукой).
Если малыш постоянно просто подносит кубик ко рту, то его нужно отвлечь от этого, например, дав соску.

Развитие ребенка в 6 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.

Прежде чем проверять следующую реакцию, нужно позаботиться о том, чтобы все раздражители и отвлекающие факторы, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, были удалены из его поля зрения.

Попросите кого-нибудь из родных взять малыша на колени и сесть с ним за пустой стол так, чтобы он мог свободно двигать ручками и манипулировать предметами. Сядьте напротив и положите на стол перед ребенком красный или желтый кубик. Как только он зафиксирует на нем внимание и протянет руку, чтобы схватить его, толкните кубик на глазах у малыша к краю стола так, чтобы игрушка упала на пол. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется тем, что он фиксирует взглядом кубик, следит за ним глазами, если его передвигают по поверхности стола, и смотрит через край стола, пока кубик не исчезнет из поля зрения. В это время он, как правило, сгибает верхнюю часть туловища в направлении упавшей игрушки.

Речевые навыки и навыки общения ребенка в 6 месяцев. Что говорит ребенок в 6 месяцев?

Прислушайтесь, что лепечет ваш малыш, когда находится один в привычной обстановке, пребывая в спокойном настроении. Развитие ребенка в 6 месяцев проявляется в том, что он болтает, демонстрируя весь свой «репертуар». В результате у него получаются звуковые образования, которые отделяются друг от друга четкими паузами и имеют звучание, похожее на «е-е-е», «гэ/хэ», «гэ»хэ», «э», «ге/хе», «е-па», «да-дэ», «да-та», «гррр», «мем-мем-мем». Не страшно, если из уст своего малыша вы услышите не все приведенные здесь гласные и согласные звуки. Гораздо важнее, чтобы он произносил их с изменяющейся силой звука и высотой тона, при этом отдельные звуки выделяя ударением.

Время чтения: 6 минут

Независимо от пола крохи (мальчик или девочка), для его полноценного развития родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Он начинает активно переворачиваться, пытается ползать, выражать эмоциональное неудовлетворение. Передвижение на четвереньках помогает малышу проявлять активный образ жизни, исследуя внешний мир. Отдельное внимание следует уделять детскому питанию. Благодаря полезному меню младенцы получают необходимые микроэлементы.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

По весу шестимесячный грудничок должен соответствовать индивидуальным параметрам своего возраста. Отклонение от нормы зависит от интенсивности кормления, наследственности, заболеваний. Как видно из таблицы ниже, мальчики быстрее набирают вес:

Организм малыша готов переваривать не только молочное и жидкое меню. Постепенное приучение к взрослой пище должно сопровождаться правильным питанием из полезных продуктов. Вводят прикорм, начиная с овощного пюре, разбавляя его грудным молоком. Педиатры рекомендуют родителям с осторожностью вводить каши. Крохи остро реагируют на глютен, содержащийся в пшеничной крупе. Важно следить за проявлением аллергической реакции на новые продукты питания.

Развитие ребенка в 6 месяцев

В зависимости от пола, развитие малыша в 6 месяцев имеет отличия. Девочек категорически запрещается садить до полугода. Крохи еще не умеют разговаривать, но пытаются произносить слоги, которые сопровождаются эмоциями. Понять шестимесячных малышей можно по реакциям: они резво смеются и прихотливо рыдают, пытаясь привлечь к себе внимание. Большинство детей рано просыпаются и ведут активный образ жизни. Один из двадцати малышей в полгода активно ползает.

Что должен уметь ребенок

Индивидуальные физиологические особенности влияют на то, что умеет ребенок в 6 месяцев. Большинство карапузов начинают ползать. Они уверенно удерживают предметы руками. Развитие зрительных и слуховых анализаторов способствует активному изучению внешнего мира. Пытаясь получить информацию об интересующих предметах, шестимесячный младенец засовывает их в рот, покусывает или лижет.

Навыки

Наблюдая за новыми достижениями в поведении своего первенца, родители задаются вопросом, что должен делать ребенок в 6 месяцев. Каждый младенец уникален. Нельзя судить о его физиологической отсталости, если он неохотно переворачивается на живот. Прежде чем анализировать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, следует принимать во внимание его рост, вес, особенности эмоционального состояния.

Педиатры выделяют навыки, которыми владеют 85% малышей. Лежа на животе, они приподнимают грудную клетку, начиная раскачивание всего тела. Большинство активных карапузов берутся осваивать ползание. Они способны самостоятельно садиться и умеют переворачиваться. Развитая моторика рук помогает им уверенно брать игрушки при попытке тщательно исследовать каждый предмет.

Физиологическое развитие

Что же должен уметь ребенок в 6 месяцев, определяется его физиологией. Отсутствие мышечного гипертонуса ножек и ручек позволяет малышу крепко держаться пальчиками за руки родителей, поднимаясь в положение сидя. Хорошо развитые мышцы спины помогают младенцу вставать, придерживаясь за край кроватк и. По статистике, мальчики начинают ходить позже .

Принимая во внимание тот факт, что девочек нельзя садить до шести месяцев, по достижению полгода они прекрасно умеют упираться и отталкиваться ножками от коленок мамы или папы. Кроха учится ползать по-пластунски, пытаясь приблизиться к понравившемуся предмету. Он резво переворачивается на бок и живот, раскачивает свое тело на четвереньках, преодолевает преграды.

Психоэмоциональное развитие

Чтобы определить психическое развитие, участковый врач обращает отдельное внимание на то, что умеет малыш в 6 месяцев. Кроха усовершенствует лепет, произнося до 40 разных звуков. В его речи наблюдается слияние гласных и согласных, поэтому ребенку удается имитировать услышанные фразы. Он реагирует на крик, гнев или похвалу. Крайне важно соблюдать спокойный тон при общении.

В 6 месяцев новорожденный способен проявлять нежность, ласку или боязнь. Интеллектуальное развитие мышления ребенка построено на формировании причинно-следственной связи. Кроха понимает, какую кнопку в игрушке необходимо нажать, чтобы раздался звук, или как привлечь внимание мамы криком. Особое внимание отведено не только навыкам, но и режиму сна. В распорядке дня шестимесячного карапуза должно присутствовать 2-3 сна.


Как определить проблемы в развитии ребенка

Чтобы определить задержку в развитии психических функций, родителям нужно тщательно следить за его психоэмоциональным поведением. Органическое поражение мозга как результат какого-либо заболевания диагностируется исключительно врачами. Убедиться в нормальном развитии чада вы можете при помощи специальных тестов:

  • На расстоянии 20-30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь концентрировать свое внимание на предмете, периодически переводя взгляд на окружающую обстановку.
  • Если попытаться отнять у ребенка игрушку, он будет сопротивляться, выражать недовольство.
  • Умение младенца менять мимику является результатом передразнивания.
  • Ребенок умеет перекладывать предметы с одной руки в другую.

Как развивать ребенка в 6-7 месяцев

Для усовершенствования двигательных навыков важно правильно подбирать игрушки. Предпочтительно покупать деревянные брусочки и кольца, которые обеспечат необходимую мышечную нагрузку. Среди интересных игрушек психологи выделяют мягкие предметы, издающие звуки, прыгуны, каталки. Забавы с «пропадающими» игрушками отлично подходят для развития навыков общения. Спрятанная пирамидка поддерживает интерес к ней и ее названию. Систематическое чтение стихов помогает развивать интонацию речи малыша.

Упражнения

Игрушки с отверстиями разных форм, куда необходимо проталкивать соответствующие фигурки, отлично развивают мелкую моторику. Возьмите на вооружение такие упражнения:

  • Самостоятельно пошейте мишку, сову или зайку из яркого фетра. Важно декорировать его разными цветами, деревянными пуговицами, липучками, замком. В процессе игры показывайте крохе, как надевать петельку на пуговицу, закрывать замочек, соединять липучки.
  • Чтобы помочь ребенку научиться ползать, определять и понимать свое положение в пространстве, необходимо разложить игрушки на расстоянии 50 см от него. Пытаясь дотянуться до понравившегося предмета, кроха будет передвигаться, постепенно усваивая технику ползания.
  • Над кроваткой малыша развесьте фото мамы, папы, бабушек, дедушек, яркие картинки с цифрами, буквами, фруктами, животными.
  • Чтобы развивать речь ребенка и тренировать память, ежедневно показывайте ему фотографии и картинки, объясняя изображение одним словом.

Игры

Интересным занятием для ребенка станет исследование коробки с сюрпризами:

  • Неглубокую емкость заполните макаронами, деревянными брусками с отверстиями, обернутыми фольгой.
  • Предложите малышу поискать сюрприз, развернуть его, сформировать из брусьев пирамидку.
  • Для развития координации разложите на пути ребенка подушки. Чтобы добраться до цели, малышу потребуется преодолеть препятствия.

Уход за 6 месячным ребенком

Уход за малышом в полгода сопровождается гигиеническими процедурами – купанием, чисткой ушей, обрезанием ногтей, обработкой кожи. Избежать появления опрелостей поможет регулярное подмывание при смене подгузника. В полгода у малыша появляются зубы. Педиатры рекомендуют применять обезболивающие гели и давать 2-3 чайные ложки воды после каждого кормления, чтобы облегчить этот процесс. После купания необходимо проделывать специальный массаж.

Видео

К 6 месяцам знакомство малыша с окружающим миром переходит на новый уровень. Кроху уже не пугают внешние факторы, скорее, они кажутся ему более интересными и увлекательными. Теперь можно не только созерцать, но и потрогать предметы, и даже их попробовать.

В развитии 6-месячного ребенка отмечаются серьезные физические сдвиги. Психика малыша стремительно развивается. Кроха почти каждый день демонстрирует новые навыки, радуя родителей и приводя окружающих в полный восторг своей сообразительностью и смекалкой.

Физические показатели развития

В 6 месяцев маленький человечек уже не кажется таким хрупким и крошечным, его без опаски можно держать на руках. Вес от рождения к 6 месяцам увеличивается в 2 раза.

Каждую неделю кроха прибавляет в весе примерно по 140 г. В этот период малыш стремительно растет, его рост больше изначального на 14-17 см. В нижеприведенной таблице обозначены средние физические параметры для 6 месяцев, согласно установленным российским характеристикам и параметрам Всемирной организации здравоохранения.

Физические показатели для ребенка в 6 месяцев

Важно: правильное физическое развитие малыша достигается при соблюдении режима питания и сна. Своевременное введение прикорма возмещает потребности маленького организма в питательных веществах. Знакомство с «взрослой» едой раскроет малышу массу новых ощущений и сделает прием пищи более интересным.
Показатели для ребенка
6 месяцев
Девочки Мальчики
Данные ВОЗ Данные российских педиатров
Данные ВОЗ Данные российских педиатров
Вес, кг 5,7 - 9,3 6,3 - 8,3 6,4 - 9,8 6,6 - 9,0
Рост, см 61,2 - 70,3 62,5 - 68,8 63,3 - 71,9 63,0 - 69,0
Окружность головы, см 39,6 - 44,8 40,9 - 45,8 42,0 - 45,5
Окружность груди, см 41,6 - 45,8 41,4 - 47,6


Двигательные навыки 6-месячного ребенка

Увлекательнейшее зрелище - наблюдать, на какие ухищрения идет маленькое создание, желая достать заинтересовавший его предмет.

Кроха уже в совершенстве умеет переворачиваться со спины на животик. Его нельзя даже на короткое время оставить одного, малыш может оказаться на краю и упасть. Именно к 6 месяцам можно наблюдать, как малыш учится ползать. Поначалу движения ручками и ножками выглядят хаотично и мало приближают кроху к заветной игрушке. Однако со временем малыш, собственным опытом выбирая наиболее эффективные движения, более осознанно приближается к цели.

Большинство малышей к 6 месяцам уже научились самостоятельно сидеть, однако некоторым еще требуется поддержка, например, мамина рука или подушка.

Безграничное любопытство толкает кроху встать на ножки. При этом он цепляется за все, что попадается под руку: перегородка кроватки, висящее полотенце, мамины руки или одежда. Теперь маленький человечек учится передвигаться не только горизонтально, но и в вертикальном положении.

Важно: не стоит принуждать малыша сидеть или стоять, полагая, что рано привитые физические навыки способствуют умственному развитию. Форсирование событий могут привести к деформации (искривлению) позвоночника.

Малыш прекрасно владеет своими пальчиками, может ухватить мелкий предмет, переложить его в другую ручку. Именно мелкие предметы и являются сферой особого интереса малыша. Следует убрать их из зоны доступа ребенка, так как малыш в этот период все тащит в рот. На это его толкает не только интерес, но и зудящие десна. В 6 месяцев у крох и начинают прорезываться первые зубки. Тактильные ощущения вызывают массу эмоций, поэтому малышу следует дать возможность на улице потрогать предметы (деревья, листья, растения) ручками, соблюдая при этом элементарную гигиену.

Кроха уже прекрасно различает мелкие детали, что дает толчок к эмоциональному развитию и познанию окружающего мира. При акцентировании внимания на игрушке или животном необходимо комментировать попавший в поле зрения малыша предмет. Такой подход способствует становлению речи и развитию мышления.

В плане физического развития 6-месячного ребенка большую роль играют гимнастика, массаж, а также популярные занятия фитболом. Малыша можно периодически сажать в «ходунки», предоставляя своей крохе самостоятельность в познании окружающей обстановки.

Эмоциональные навыки и социальная адаптация

С 6 месяцев практически все действия малыша сопровождаются различными звуками. Настоящее открытие для крохи - возможность изменить собственный голос, положив в рот пальчик или игрушку.

У крохи формируется речь: вместо бессвязных звуков появляются простейшие слова и слоги «ма-ма», «па-па», «дать». Взрослые с восторгом реагируют на первые слова крохи, всячески поддерживая и добиваясь повторения услышанного.

Ребенок становится более эмоционально развитым. Он может восторженно вскрикивать, плескаясь в ванночке во время купания, показывать заинтересованность в предмете, эмоционально реагировать на маму и, наоборот, показывать недовольство при появлении посторонних людей. У крохи появляется любимая игрушка. Одновременно малыш осознает эмоциональный настрой родителей. Он знает свое имя, прекрасно понимает, когда мамочка расположена поиграть с ним. Свои эмоции малыш выражает как голосом, так и гримасами и движениями ручек. Настрой взрослых он также определяет по мимике, жестам и интонации речи.

Одной из главных особенностей развития 6-месячного ребенка является его «обучаемость». Малыш просто обожает вместе с мамой хлопать в ладоши, повторяет за ней движения. В этот период ребенка легко научить простейшим играм: махать ручкой при слове «привет», «до свидания»; закрывать личико ладонями, как бы играя в прятки; под простые стишки совершать движения ручками. Подражание взрослым учит ребенка реагировать на те или иные факторы, создавая эмоционально-социальную основу для дальнейшей жизни.

Список навыков, приобретенных малышом к 6 месяцам, достаточно объемный. Одновременно с физическим происходит бурное эмоциональное развитие и наработка социальных навыков:

  • малыш прислушивается к голосу, любит слушать музыку, подпевая и пытаясь пританцовывать;
  • появляются навыки самостоятельного приема пищи (ребенок открывает ротик при кормлении с ложечки, учится держать ложку);
  • развивается наблюдательность за движущимися предметами;
  • появляется способность сравнивать различные предметы;
  • жизнь крохи становится эмоционально разнообразной (от приятного «хихиканья» до проявления страха и гнева);
  • появляются любимые вещи (игрушки, понравившиеся блюда).
6-месячный ребенок не только познает мир, но и пытается научиться с ним взаимодействовать. Знание необходимых для 6-месячного возраста навыков (физических и эмоциональных) позволяет создать полноценную основу для дальнейшего развития малыша.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем сообразительность

Игра 1. «Тайное становится явным»

К полугоду малыш уже прекрасно умеет следить за перемещением предметов, поворачивать голову, рассматривая происходящее. Самое время научить его искать предметы, которые внезапно исчезли из поля зрения. Эта игра развивает не только зрительное восприятие, но и сообразительность, а также способность брать мягкие предметы «щепотью»

Вам понадобятся

Кусок яркой и лёгкой ткани размером 40х40 см, интересная игрушка небольшого размера, игровой коврик или ковёр.

План игры

1. Положите малыша на живот на игровой коврик или посадите, если он уже может самостоятельно сохранять сидячее положение. 2. Покажите ребёнку игрушку и выразите своё восхищение её красотой. Когда малыш заинтересуется ею и начнёт тянуть руку, положите игрушку на коврик и накройте тканью. 2. Если на лице малыша появится недоумение, удивлённо спросите: «Где же игрушка?» Если же малыш догадается, куда она пропала и посмотрит на её контур под тканью, подождите, пока он не захочет убрать ткань. 3. Если у малыша не получается найти игрушку и снять кусок ткани, помогите ему. Вместе искать интереснее!

Родителям на заметку

1. Накройте игрушку так, чтобы у ткани образовывались складки, за которые удобно хватать – так малышу проще будет взяться за ткань и стащить ее с игрушки. 2. Чтобы интерес ребёнка к игре сохранялся, меняйте игрушки. Также можно изредка незаметно прятать игрушку за спину, чтобы ребёнок не каждый раз находил её под куском ткани и в игре присутствовала интрига. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Полугодовалые мальчики обычно весят от 7,1 до 8,8 кг при росте 65,5-69,8 см, соответствующие показатели для девочек: 6,5-8,3 кг при росте 63,5-68,0 см*.

Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни - лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие - опираясь на колени и ладошки.

В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко.

Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов. Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти.

Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком

Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха имитирует голос, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и богатым интонациями. Маленький парижанин будет подражать французскому произношению, а полугодовалый москвич - русскому. К концу месяца некоторые дети уже четко проговаривают «папа» и «мама», когда что-нибудь хотят или просто видят родителей.

Каждый ребенок развивается в соответствии со своими особенностями и способностями. Одни быстрее развиваются физически, у других раньше проявляется способность к общению и пониманию связей между окружающими предметами. Помогите своему малышу развиваться гармонично, не торопите события.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Еще недавно ласковый и дружелюбный ребенок вдруг стал хмуриться при виде посторонних людей и не идет на руки даже к бабушке и дедушке? Не стоит беспокоиться, робость и недоверие пройдут. Проявите терпение и ласково поговорите с ребенком. Привыкнув к новым обстоятельствам, малыш опять начнет вести себя общительно и естественно. Для полугодовалого малыша единственные люди, которым он доверяет безоговорочно - родители. Мама и папа - источник всех жизненных удовольствий, комфорта и безопасности. С точки зрения малыша, незнакомец может представлять угрозу устоявшемуся порядку вещей.

Несмотря на некоторое недоверие малыша к посторонним, ему необходимо общение с кем-то, кроме мамы и папы. Можно устраивать «игровые» свидания с ровесниками. Будьте готовы к тому, что, когда два шестимесячных малыша окажутся рядом, они начнут повторять действия друг друга. Если засмеется один - тут же начнет хохотать и второй, заплачет первый малыш - второй последует его примеру. Некоторым детям очень нравится изучать свое отражение в зеркале.

Ребенок начинает сознавать свое влияние на окружающих людей, и ему нравится находиться в центре внимания. Малыш может хлопать в ладоши, корчить уморительные гримасы, смеяться, лопотать и издавать громкие звуки. Если его поступки вызывают одобрение взрослых, ребенок будет снова и снова повторять свою «концертную» программу.

Игры вашего малыша становятся сложнее. Он заранее начинает смеяться, предвкушая щекотку, когда «коза рогатая» придет и «забодает» его. Он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Если вы устанете качать малыша на коленях и остановитесь передохнуть, он будет продолжать подпрыгивать и требовать продолжения игры. Когда же ребенок «разговаривает» со своими игрушками, он не ждет от них ответной реакции.

Питание

Шестимесячный малыш уже вполне может сидеть за общим столом с другими членами семьи и учиться первым правилам этикета. Основой его питания по-прежнему остается материнское молоко или адаптированная молочная смесь, но теперь в детском меню появляются и «взрослые» продукты.

Составляя меню для своего ребенка, обратите внимание на суточные нормы потребления продуктов для детей этого возраста: грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) - 600 г; овощи - 100-150 г; каши - 100-150 г; фрукты - 30-60 г; фруктовый сок - 5-30 г; мясо - 5-30 г; молочные продукты - 10-40 г. Обязательно посоветуйтесь со своим педиатром перед введением прикорма при сохранении грудного вскармливания.

На завтрак предложите малышу вкусную кашку с добавлением фруктового пюре (например, овсяную кашу с грушей или бананом) и небольшое количество фруктового сока. Идеальный обед для ребенка - мясное пюре с гарниром из овощей. В этом возрасте ему можно дать попробовать тыкву, кабачок, картофель, морковь, цветную капусту и брокколи. Вместо овощей в качестве гарнира на обед можно использовать пюре из спагетти и других макаронных изделий. Нежирная телятина и свинина или мясо индейки и цыпленка - полноценные источники белка и полезных минералов, а мясо кролика подойдет детям, склонным к пищевой аллергии. На ужин приготовьте нежный творог с добавлением ягод или фруктов.

Многим мамам кажется, что детская еда недостаточно вкусная или слишком пресная. Вкусовые рецепторы у малышей развиты лучше, чем у взрослых, поэтому не стоит усиливать вкус пюре, добавляя в него соль или сахар.

Самые важные кормления для ребенка 6 месяцев - перед сном и ранним утром: в это время малыш получает самое вкусное и полезное лакомство на свете - материнское молоко. Необходимо также докармливать ребенка материнским молоком в течение дня - например, после завтрака и ужина. Грудное молоко можно использовать для приготовления каш и картофельного пюре.

2. О времени введения прикорма не забудьте посоветоваться со своим педиатром.

Уход за ребенком

Теперь, когда ребенок начал активно двигаться, уделите особое внимание детской одежде: она не должна сковывать движений; в ней должно быть удобно и спать, и играть; ткань обязательно должна пропускать воздух. Галстуки-бабочки, бантики на шее, длинные завязки и капюшоны отлично смотрятся на фотографиях, но в реальной жизни могут сильно осложнить жизнь малышу.

Купание - одно из любимых занятий каждого ребенка, особенно теперь, когда он умеет сидеть. Хотя мыльные пузыри наверняка понравились бы крохе, отложите их на будущее: сейчас они могут вызвать раздражение на нежной коже малыша. Зато он наверняка оценит зеркало в ванной и ваше умение делать из мокрых волос и пены смешные прически.

В этот период у многих малышей режутся первые зубки. Некоторые дети начинают капризничать, плохо спать, у них поднимается температура. Посоветуйтесь со своим педиатром, как можно облегчить этот процесс.

Во время кормления шестимесячного ребенка можно посадить на специальный стульчик или детское кресло. Ему не должно быть скучно, пока вы занимаетесь обедом, иначе он неохотно будет сидеть за столом в будущем. Прикрепите к столешнице веселую игрушку на присоске или превратите стул со столиком в ударную установку для юного барабанщика.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Позвольте малышу проводить как можно больше времени на полу, это поможет ему быстрее научиться ползать и переворачиваться. Детские игрушки лучше хранить в нескольких небольших коробках, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать их оттуда.

Постоянное общение - ключ к развитию языковых и коммуникативных навыков. Читайте малышу стихи, пойте песенки и разговаривайте с ним во время купания или переодевания. Внимательно выслушивайте «ответы» малыша. При любой возможности произносите слова «папа» и «мама», чтобы малыш научился мысленно соотносить звучание слова с появлением родителей: «Мама принесла тебе одеяльце. Сейчас папа будет с тобой играть» и т.д.

В шесть месяцев ребенок с удовольствием играет в самые разные игры: от простых «ку-ку» или «ладушек» до более активных с участием игрушек. Во время игры четко произносите названия основных цветов и понятий: «большой - маленький», «верх – низ», «синий - зеленый». Для таких логических занятий отлично подойдет пирамидка из колец, надеваемых на стержень, или из формочек, которые можно ставить друг на друга. Такие игры также помогают развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.

Начать осознавать причинно-следственные связи ребенку поможет игра в «прятки». Накройте одеялом его любимого мишку так, чтобы не было видно головы игрушки. Привлеките внимание малыша к его любимцу. Сначала кроха будет дергать мишку за лапу, но вскоре сообразит, что можно просто стащить с него одеяло.

Можно показать малышу, как падает со стола кубик: постепенно пододвигайте кубик к краю стола и дайте ему упасть, повторите игру несколько раз. Скоро ребенок научится ждать момента, когда кубик упадет, и будет заранее смотреть на пол.

Для развития координации можно поиграть с малышом в разные варианты игры «птички полетели». Например, расскажите ему небольшую сказку о птичках, и, когда дойдете до фразы «птички полетели», поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро малыш запомнит этот момент и будет заранее поднимать ручки и смеяться.

Раскачивайте ребенка на своей ноге, держа его за ручки, напевая песенку в разном темпе. Меняйте скорость раскачивания в зависимости от темпа песенки. Тренируйте ножки и ручки вашего крохи, используя так называемый «рефлекс ходьбы»: положите малыша на животик, сядьте позади так, чтобы его ступни опирались о ваши руки или ноги и обратите внимание ребенка на яркую игрушку, которую заранее положите на небольшом расстоянии от его головы. Малышу будет легче ползти к игрушке, отталкиваясь от опоры. Отодвигайте игрушку все дальше, стимулируя ребенка ползти активнее.

Часто бывает, что малыш, который способен долго и уверенно сидеть, не любит двигаться. Отличный способ вдохновить ребенка на ползание - заинтересовать его движениями шарика или яркого мяча. Например, начните вращать шарик на некотором расстоянии от крохи, скажите ему: «Скорее иди сюда и поиграй с этим веселым шариком!»

Сон

Режим дня полугодовалых детей обычно включает ночной сон продолжительностью 10-11 часов и 2 перерыва на сон днем. В среднем, малыши спят около 16 часов в сутки*.

Соблюдение режима сна облегчает жизнь и маме, и ребенку, но универсальных рецептов укладывания и убаюкивания не существует. Мама и малыш обычно вырабатывают собственные ритуалы подготовки ко сну, и 6 месяцев - отличный возраст для того, чтобы начать формирование подобного ритуала.

Теплая ванна вечером поможет ребенку расслабиться, к тому же, большинство детей любят купаться и связывают с водой позитивные эмоции. Перед дневными перерывами на сон вместо купания помойте малышу ручки и личико. Укладывая ребенка, обсудите с ним дневные события: конечно, в этом возрасте он еще не сможет вам ответить, но с удовольствием выслушает ваш рассказ. Прочитайте небольшую историю в стихах или спойте колыбельную песенку. Малыш скоро запомнит ритм и мелодию и будет быстрее засыпать под ее звуки.

Нежные прикосновения и объятия необходимы каждому ребенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности, особенно, если малыш устал. Иногда, чтобы соблюсти режим, детей приходится будить по утрам. Ласковый тон и поглаживания также помогут вашему крохе легче проснуться и начать день, полный приключений.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Не оставляйте в пределах досягаемости малыша мелкие предметы. Проследите, чтобы все игрушки подходили ребенку по возрасту: они не должны содержать никаких мелких деталей или частей, которые можно отломить или откусить.

Дети будут использовать подручные предметы, чтобы подтянуться с помощью рук и изменить позу. Проверьте, чтобы мобиль в кроватке висел достаточно высоко, и до него нельзя было дотянуться. С мебели не должны свисать скатерти и покрывала, за которые можно потянуть. Никаких низко висящих проводов и украшений интерьера - малыш обязательно попытается за них подержаться.

Проверьте, готова ли комната, в которой проводит время ваш ребенок, к тому, что он начал ползать. Ковер не должен скользить, а у малыша должно быть достаточно места, чтобы научиться менять направление во время движения.